Один из монастырских иноков сказал в шутку блаженному Исаакию Печерскому (память 14 февраля): «Исаакий! Вот сидит ворон, иди и поймай его». Поклонившись до земли, Исаакий подошел, взял ворона и принес его в поварню к инокам. Преподобный Иоанн Колов (память 9 ноября) получил от преподобного Пимена Великого послушание ежедневно поливать совершенно сухое дерево. Через три года оно покрылось зеленью и расцвело. Преподобный Виссарион Чудотворец (память 6 июня), которого неминуемо должна была застигнуть темнота на пути к старцу, останавливал солнце словами: «Молю Тебя, Господи, да стоит солнце, пока я приду к рабу Твоему». Юродивые св. Николай Кочанов (память 27 июля) и св. Феодор (29 января) Новгородские постоянно устраивали драки друг с другом, один подстерегал другого на Волховском мосту и, когда кому-нибудь из них приходилось переходить через мост, то другой не допускал его на свою сторону и гнал. Раз блаженный Николай, увидев блаженного Феодора «на своей территории», погнался за ним. Блаженный Федор пробежал несколько улиц, пересек огороды и оказался возле самого Волхова, по которому и кинулся «яко по суху». Блаженный Николай бросился тем же манером за ним, прихватив при этом с огорода кочан капусты. Так он и гнал по водам блаженного Феодора до середины реки и в конце концов запустил кочаном в своего противника. Василий Блаженный (память 2 августа) был приглашен Иваном Грозным в день его тезоименитства. Подняв кубок с питьем, он трижды выплеснул его содержимое за окно, чем вызвал ужасный гнев царя. Видя это, он сказал: «Царь, не гневайся, ибо излиянием этого питья я погасил огонь, которым в этот час был объят весь Новгород, и потушил пожар». Грозный узнал, что действительно именно в этот час пожар был потушен. Не раз жители Москвы видели, что Василий, проходя по улицам, то целовал углы одних домов, то в углы других бросал камни. Когда же спрашивали его проходящие мимо, он отвечал, что целует углы тех домов, в которых плачут ангелы от творящихся там беззаконий, и бросает камни в углы тех домов, откуда праведной жизнью горожан изгонялись бесы и повисали на углах, где блаженный и добивал их камнями.

http://azbyka.ru/sovremennaya-kultura-i-...

Никита Славянин , Афонский, сщмч. (4/17 апреля) Никита Готфский , Константинопольский, вмч. (15/28 сентября) Никита Мидикийский , Исповедник, игумен (3/16 апреля) Никита Печерский , Новгородский, еп., затворник (31 января/13 февраля; 30 апреля/13 мая; 14/27 мая) Никита Столпник , Переяславский, прп. (23 мая/5 июня [Ростов.]; 24 мая/6 июня) Никита Халкидонский , еп., исповедник (28 мая/10 июня) Никифор , из Антиохии Сирской, мч. (9/22 февраля) Никифор Алфанов , Сокольницкий, Новгородский, прп. (4/17 мая; 17/30 июня) Никифор I Константинопольский , патр., исповедник (13/26 марта; 2/15 июня) Никодим Кожеезерский , Хозьюгский, прп. (3/16 июля; 31 октября/13 ноября) Никодим Печерский , прп., просфорник, в Ближних (Антониевых) пещерах (28 сентября/11 октября [Печер.]; 31 октября/13 ноября) Никодим Святогорец , прп. (1/14 июля) Никодим Сербский , архиеп. (11/24 мая) Никола Святоша , Печерский, Черниговский князь, прп., инок, чудотворец, в Ближних (Антониевых) пещерах (28 сентября/11 октября [Печер.]; 14/27 октября) Николай , импер. Российский, страстотерпец (4/17 июля) Николай Болгарский , Софийский, мч. (17/30 мая) Николай Кочанов , Новгородский, Христа ради юродивый (27 июля/9 августа) Николай Саллос (Блаженный), Псковский, Христа ради юродивый (28 февраля/13 марта) Николай Чудотворец , Мирликийский, архиеп. (6/19 декабря; 9/22 мая) Николай Японский , равноап., архиеп. (3/16 февраля) Никон Печерский , прп., игумен, в Ближних (Антониевых) пещерах (23 марта/5 апреля; 28 сентября/11 октября [Печер.]) Никон Радонежский , прп., игумен, ученик прп. Сергия Радонежского (17/30 ноября) Никон Сицилийский , еп., сщмч. (23 марта/5 апреля) Никон Сухой , Печерский, прп., в Ближних (Антониевых) пещерах (28 сентября/11 октября [Печер.]; 11/24 декабря) Нил Афонский , Мироточивый, прп. (7/20 мая) Нил Постник , Синайский, отшельник, пресвитер (12/25 ноября) Нил Сорский , прп. (7/20 мая) Нил Столобенский , прп. (7/20 декабря, 27 мая/9 июня) Нимфодора Вифинская , мц. (10/23 сентября) Нина , равноап., просветительница Грузии (Иверии) (14/27 января)

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Бл. Николай Кочанов, Новгородский чудотворец (1392), происходил из почитаемой состоятельной семьи. Он отказался от богатств и, юродствуя, более всего любил пребывание во храме, молитву о заблудших, из коих многих «обрати ко Господу». Мирил он буйных новгородцев и завещал похоронить себя на самом конце кладбища, притом на дороге, чтобы как можно более ног попирало его прах. Современником бл. Николая был блаженный Феодор, новгородский чудотворец (1392), который тоже, юродствуя, мирил сограждан, молитвами своими оградил от напастей свою земную родину. Блаженный Максим, Московский чудотворец (1433), отличавшийся особым терпением. «Оттерпимся, и мы люди будем; исподволь и сырые дрова загораются; за терпение дает Бог спасение» – говорил юродивый. Укреплял он дух народный во времена татарского ига, засух, голода и мора. Пр. Михаил Клопский, Новгородский чудотворец (1452), княжеского рода, обличавший недостатки и людей сильных, провидевший будущее. В январе 1440 года Бл. Михаил, находясь в обители Св. Николая на Вяжицах, 22 числа вдруг поднялся на колокольню и начал звонить во все колокола. «Что это значит?» – спрашивали его. «Ныне в Москве радость», отвечал юродивый. «Что за радость такая?» – спросил его владыка Евфимий. «У вел. князя родился сын Тимофей, он же Иван. Да и какой сын! Той будет всему русскому царствию наследник и всем окрестным странам страшен будет, и гордыню ва- шу упразднит и в свою волю вас приведет, все ваше самовластие разрушит». В этот день родился Иоанн UII Васильевич, покоривший в 1477 г. окончательно Новгород. Бл. Исидор Твердислов, Ростовский чудотворец (1474), славянин, бежавший из Пруссии от преследований, живший на топком месте среди г. Ростова, отдыхавший на грудах сора. Терпел он холод и зной. «Всякое озлобление претерпевая», блаженный горячо молился за обидчиков. Совершал чудеса. Слово его всегда сбывалось, отчего и получил он свое наименование. Час кончины его ознаменовался необыкновенным благоуханием, разлившимся по всему городу. Состояние просвещения

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Жил в Новгороде один богатый вельможа. Раз он устроил пир, на который созвал многих именитых новгородцев. Перед пиром вельможа встретил на улице блаженного Николая. Глубоко уважая блаженного Николая за его святую жизнь, он поклонился ему до земли и сказал: «Раб Христов! сотвори любовь: приди ныне ко мне покушать хлеба моего». На это приглашение блаженный отвечал: «Как Богу угодно, так и будет», и спустя немного времени пришел в дом вельможи. Но в это время вельможи не было дома. Слуги, завидев известного им пришельца и не зная, что и он также приглашен на пир, стали издеваться над ним: одни толкали его, другие били, иные насмехались и говорили неприличные слова. Блаженный безропотно переносил все эти оскорбления и, выгнанный из боярского дома, «поскакал» по улицам города, как обыкновенно делал. Но вот вельможа возвратился, собрались и званые на пир гости. Настало время угощать гостей. Хозяин приказал слугам подавать вино, мед и всякие напитки. Слуги пошли в погреб к бочкам, чтобы зачерпнуть напитки, но с изумлением увидели, что все бочки, так недавно полные, теперь были совершенно пусты. Слуги в страхе сказали об этом господину. Тот, не веря им, пошел сам осмотреть бочки и увидел, что действительно в бочках не было вина. Что делать? Гости созваны, а вина нет. Хозяин уже спешит послать за напитками в Варяжский двор, но тут вспомнил о блаженном Николае и спросил слуг: «Приходил ли сюда юродивый Николай Кочанов? Я очень звал его». – «Да, был, – отвечали они, – но некоторые невежды из твоих слуг наделали ему много оскорблений, он же, не сказав ни слова, вышел из дома». Добрый хозяин, приняв грех слуг своих, тотчас послал лучших из них искать блаженного по всему городу. «Если найдете, зовите его со всяким смирением, чтобы оказал мне грешному свое милосердие», – сказал господин. С большим трудом посланные отыскали юродивого и, поклонясь ему до земли, сказали: «Раб Христов! слуги нашего господина обидели тебя, прости их согрешение и сотвори милость господину нашему: посети его дом». Блаженный отвечал: «Как Богу угодно, так и будет». Всегда незлобивый блаженный пошел вместе с ними в дом вельможи. Извещенный о том хозяин с радостию встретил Николая на крыльце («на всходе»), поклонился ему до земли, посадил его вместе с знатными гостями и обратился к нему: «Блаженный Николай! прости мне согрешение слуг моих и благослови внесть пития». – «Пусть будет так, как хочешь ты», – отвечал блаженный. Тогда хозяин поклонился ему и пошел с слугами к бочкам, в погреб. Бочки оказались полными, как и прежде были, и притом с напитками несравненно лучшими прежних. Блаженный, поняв благодать Божию, явившуюся в доме боярина с его приходом и, не желая славы человеческой, сказал боярину: «Не сказывай никому о посланной тебе благодати, пока Бог не возьмет меня отсюда», – и тайно вышел из дома.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Жил он, как уже сказано было, на Софийской стороне, а на Торговой стороне жил другой Христа ради юродивый, блаженный Феодор (память его 19 янв.). Обе эти стороны враждовали друг с другом, и доходило до того, что противники сбрасывали друг друга с моста в Волхов. Усмиряло их только появление среди них архиепископа, который осенял их святым крестом. Чтобы образумить своих сограждан и показать им всю бессмысленность и греховность подобной борьбы, оба блаженных вели между собой притворную войну. Часто один из них приходил нарочно на чужую сторону, а другой блаженный непременно его прогонял. Раз один боярин пригласил к себе на Софийскую сторону блаженного Феодора. Тот ответил: «Ни за что не пойду туда — там живет злой Никола, он непременно побьет меня!» Но все-таки пошел. Но как только он появился на Софийской стороне, на него напал блаженный Николай со словами: «Как ты смеешь приходить ко мне на эту сторону?» Спасаясь от него, блаженный Феодор бросился к Волхову и побежал прямо по воде. Но блаженный Николай стал догонять его тоже по воде. Оба бежали по воде. Наконец блаженный Николай остановился и бросил вдогонку св. Феодору кочан капусты. Феодор подхватил его, а блаженный Николай кричал: «Феодор, отдай кочан, он мой, не твой!» Случай с кочаном повторялся не раз, и блаженного Николая прозвали Кочановым. Скончался блаженный 27 июля 1392 г., в один год со своим сподвижником Феодором. Похоронили его в храме Св. великомученика Пантелеймона, переименованном потом в Николо-Кочановский. С могилы его сначала брали песок, а потом и воду, которая освящается в великие праздники. Особенно часты были исцеления детей. Был такой случай: некто Никифор дал некоторое количество денег взаймы своему другу Исааку. По неграмотности Никифора подписался за него пономарь Иоанн. Но затем Исаак отказался от долга и объявил, что Иоанн был подкуплен Никифором. В отчаянии Иоанн стал молиться блаженному Николаю. Ночью святой явился ему и сказал: «Не огорчайся и не бойся ничего! Иди завтра к судьям, Бог тебя оправдает. Исаак сознается перед всеми в том, что он оклеветал тебя!» Иоанн повиновался. Три дня защищался Исаак. Наконец, побуждаемый упреками людей, знавших правду, он всенародно покаялся в своем грехе.

http://sedmitza.ru/lib/text/437510/

Никандр, муч. Египетский при Максимиане, с Маркианом и др. 5 июня. Никандр пустынножитель, преп. Псковский. ум.1582. 24 сент. Никанор, ап. из 70. 28 дек. и 28 июля. Никита, муч. Готфский при Афанарихе, ок. 372 года. 15 сент. Никита, еп. Хадкидонский, исповедник при Льве Армянине. 28 мая. Никита, еп. Аполлониадский, исповедник при Льве Армянине. 20 марта. Никита, преп. Цареградский, исповедник при Льве Арм. и Феофиле. 13 окт. Никита преп., исповедник, игумен Мидикийской обители, ум. 824. 3 апр. Никита, блаженный Цареградский, сокровенный угодник Божий. 9 сент. Никита, еписк. Новгородский, затворник Печерский, ум. 1108. 31 янв. и 11 мая. Никита, столпник Переяславский, ум. 1180, 24 мая. Никифор, муч. Коринфский, с Никторином и др. ок. 251 года. 31 янв. Никифор муч., постр. в Антиохии Сир. ок. 260 года. 9 февр. Никифор, муч. Кесарийский (в Палест.) при Максимиане (308), с Антонином и Германом. 13 ноября. Никифор, патриарх Цареградский, исповедник, ум. 829. 2 июня. Перенесение мощей его в 846 году, 13 марта. Никифор преп., игумен монастыря Катавада. 19 апр. Никодим, потаенный ученик Иисуса Христа. В нед. Мироносиц. Никодим просфорник, преп. Печерский 12 в. 31 окт. Никола святоша, преп. князь Черниговский, ум. 1143. 14 окт. Николай, из 40 муч. Севастийских ок. 320 года. 9 марта. Николай, архиеп. Мир Ликийских, 341. 6 дек. Перенесение мощей его в Бари Италийский в 1087 году. 9 мая. Николай исповедник, игумен Студийский, ум. 868. 4 февр. Николай воевода, Цареградский монах 9 века. 24 дек. Николай Кочанов, юродивый Новгородский, ум. 1392. 27 июля. Никон преп., муч. Сицилийский при Декии с 199 учениками. 23 марта. Никон, муч. Антиохийский (в Писидии) при Диоклетиане, с Александром и др. 28 сент. Никон, муч. Мелитинский при Диоклетиане, с Иероном и др. 7 ноября. Никон, проп. Синайский. В субб. с. Никон преп., игумен Печерский, ум. 1088. 23 марта. Никон сухой, Печерский преп. 12 в. 11 дек. Никон, преп. Радонежский, ум. 1427. 17 ноября. Никострат протоскриниарий 11 , муч. Римский при Диоклетиане ок. 287 г., с Себастианом и др. 18 дек.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

«Не выходи, нехристь, на мою сторону!» – кричал Николай Федору. «А ты не смей ходить на мою!» – возражал Федор. «Я убью тебя здесь и раздавлю!» – «А я тебя, как щуку, утоплю в реке!» – отвечал тем же Федор. «Ты нехристь и бусурман! Уйди с моего моста!» – угрожал Николай. «А ты уйди с моей реки! Ты – фарисей и саддукей!» – вторил ему Федор. Новгородцы с обеих сторон реки собирались кучками и смотрели на юродивых. Им было стыдно за свою вековую вражду. Те и другие – христиане. И вот надо же биться до крови, до убийства! Они мало-помалу осознавали свой грех , пока, наконец, не бросили эту вековую затею. Николай часто прогонял Федора, бросая в него кочанами капусты, за что и прозван был юродивый «Никола Кочанов». БЛАЖЕННЫЙ НИКОЛА ПСКОВСКИЙ Городу Пскову угрожало полное истребление. За какую-то вину Иван Грозный решил отомстить псковчанам. Он в сопровождении своих верных опричников приехал в Псков и начал было расправу. Случайно зайдя в келью юродивого Николая (Салоса), Иван Грозный был удивлен тем, что юродивый положил перед царем кусок сырого мяса. «Ешь, государь, – сказал Никола, – мясо вкусное!» – «Я – христианин, – возразил Грозный, – и не ем мяса в Великий пост ». «Ты пьешь человеческую кровь, – смело сказал ему юродивый. – Оставь наш город и не трогай его». «Я караю изменников!» – гневно крикнул царь. – «А тебя Бог покарает, как убийцу», – ответил Никола. Грозный вскочил, метнул своими огненными глазами и вышел из кельи. На другой день он уехал в Москву, не причинив никому вреда. Псковитяне плакали от радости, благодарили Бога, прославляли своего заступника, юродивого Николу Салоса. БЛАЖЕННЫЙ ВАСИЛИЙ МОСКОВСКИЙ С ранней юности он оставил родителей лишив себя на всю жизнь крова и всякого земного утешения. Зиму и лето блаженный ходил едва прикрытый, перенося холод и насмешки праздной толпы. Среди городского шума он был углублен в молитву и не отвечал на оскорбления и грубость. Глубоко и болезненно святой переживал народное заблуждение и часто плакал ночами, валяясь в стужу на церковной паперти.

http://azbyka.ru/otechnik/Pantelejmon_Ag...

2. Св. Климент, архиепископ Охридский . Ученик равноапостольных Мефодия и Кирилла. По кончине святого Мефодия Климент, теснимый немцами, двинулся из Моравии на юг. Вместе с Гораздом, Наумом, Саввой и Ангеларием (Ангеляром) – все вкупе они именуются пяточисленными – перешел он Дунай, погостил у царя Бориса Михаила, а потом прибыл в Охридскую страну. Сначала основал монастырь в Белице, где и находилась его первая епископская кафедра. В дальнейшем переселился в Охрид, откуда развил усердную архипастырскую и просветительскую деятельность в ближних и дальних краях. В Охриде святой Климент воздвиг храм в честь святого великомученика Пантелеймона. Было у него много учеников, переписывающих книги славянскими письменами для славянских народов [букв.: для славянского народа. – Пер.]. В этих начинаниях особенно помогал ему св[ятой] Наум. Святой Климент еще при жизни творил чудеса, а его мощи являют свою целебную силу вплоть до сего дня. После великих трудов и верного служения Богу он мирно упокоился в Охриде в 916 году. Его чудотворные мощи почивают в некогда бывшем храме Пресвятой Богородицы, который впоследствии стал носить имя святого Климента. Божии угодники пяточисленные, Сборщики меда евангельского чистого, По белу свету возвещали вы веру правую, Но и ныне, грядя небесной дубравою, Вящие прилагаете усилия, Дабы эту жизнь Христом усладили нам. Климент-архипастырь, служитель Вышнего Бога, За Христа претерпевший много, Ты для Охрида Господним знамением стал, А с тобою вкупе – Савва, Наум, Горазд, Ангеляр. Вот уж десять веков, как в небесах вы живете, Удивляя нас, помощь нам подаете. Не жалея сил, вы народы крестили, Бога паче благ земных возлюбили. Охрид вашу память хранит христианскую, Славу дивных светочей рода славянского. 3. Блаженный Николай [Кочанов], Христа ради юродивый, Новгородский . Сын богатых родителей. Оставил богатство и как юродивый бегал по улицам, сим своим подвигом поучая людей. Сотоварищем его в том же подвиге был блаженный Феодор. Однажды на глазах всего народа они оба перебежали реку по воде. Упокоился в Господе в 1392 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Все это они делают для обмана людей простых, несведущих в Святом Писании. Из житий святых знаем, что и в древние времена очень мало было истинно юродивых; а что же сказать о нынешних юродивых? Если и есть из них истинные рабы Божии, то очень редкие, а по большей части нынешние юродивые – это праздношатающиеся дармоеды, развращенные нравами и других, под видом благочестия, развращающие, говорят они более притчами, при людях много молятся, постятся, а когда никто их не видит или когда находятся в местах своих сборищ, они предаются таким гнусным порокам, которых, по слову апостола, срамно есть и глаголати 266 . О таковых «подвигах» нынешних тунеядцев-юродивых рассказывает в своей «Исповеди» один из раскаявшихся мнимо-юродивых, нам современных. Он после «несколько лет», проведенных им в «юродстве», обратился на путь истины и правды, как об этом с раскаянием повествует в собственной «Исповеди», в начале коей замечает, что все обстоятельства его юродствования изложены по чистой истине, о чем свидетельствуется самим Богом 267 . Глава III Христа ради юродивые – истинные угодники Божии. – Преподобный Исаакий Затворник 268 . – Блаженный Прокопий Устюжский. – Иоанн Устюжский чудотворец. – Михаил Клопский. – Николай Кочанов Новгородский. – Феодор Новгородский. – Иаков Боровицкий. – Николай Псковский чудотворец. – Максим Московский. – Василий Московский. – Иоанн Московский. – Блаженный Исидор Ростовский. – Иоанн Власатый. – Лаврентий Калужский. – Прокопий Вятский. – Андрей Тотемский. – Максим Тотемский. – Георгий Шенкурский. – Киприан Суздальский. – Симон Юрьевецкий ПреподобныЙ Исаакий Затворник Преподобный Исаакий служит примером тому, что нельзя пройти по пути жизни духовной, не подвергаясь искушениям, но не может быть такого искушения, которого не вынесли бы силы человеческие, укрепляемые силою благодати Божией ( 1Кор. Х:13 ). Исаакий был богатый купец города Торопца. Пожелав быть иноком, он раздал все свое имение нищим и пришел в пещеру к преподобному Антонию с просьбою постричь его в иночество.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Преподобный Кирилл Чешский (Челмогорский). Декабрь, 8 1368 Святитель Иоанн, епископ Суздальский. Октябрь, 15 1373 Преподобный Авраамий Галичский, или Чухломский. Июль, 20 1375 Святитель Алексий, митрополит Московский и всея России, чудотворец. Февраль, 12 1378 Преподобная Феодора, в миру Анастасия (Васса), Нижегородская. Апрель, 16 1378 Преподобный Сильвестр Обнорский. Апрель, 25 1379 Преподобный Пахомий Нерехтский. Май, 15 1384 Святитель Дионисии, архиепископ Суздальский. Июнь, 26 1385 Преподобный Михей Радонежский. Май, 6 1385 Благоверный Великий Князь Димитрий Донской. Май, 19 1389 Преподобный Мефодий, игумен Пешношский. Июнь, 4 1392 Преподобный Димитрий Прилуцкий, Вологодский. Февраль, 11 1392 Преподобный Сергий, игумен Радонежский, всея России чудотворец. Сентябрь, 25 1392 Святитель Иаков, Епископ Ростовский. Ноябрь, 27 1392 Блаженный Феодор Новгородский, Христа ради юродивый. Январь, 19 1392 Преподобный Роман Киржачский. Июль, 29 1392 Преподобные Кассиан и Григорий Авнежские. Июнь, 15 1392 Блаженный Николай Кочанов, Христа ради юродивый, Новгородский чудотворец. Июль, 27 1392 Преподобный Афанасий (младший), игумен Высоцкий. Сентябрь, 12 1395 Преподобный Андроник Московский. Июнь, 13 1395 Святитель Феодор, архиепископ Ростовский. Ноябрь, 28 1395 Святитель Стефан, Епископ Великопермский. Апрель, 26 1396 Святой Благоверный князь Андрей Смоленский, Переяславский чудотворец. Октябрь, 27 1398 XV в. Преподобные Лазарь и Афанасий Мурманские, Г Или Муромские. Март, 8 XIV-XV вв. Преподобный Андрей Рублев, иконописец. Июль, 4 XV в. Праведные Антоний и Феликс, местно чтимые. Апрель, 18 XV в. Блаженный Георгий, Христа Ради Юродивый, Шенкурский Чудотворец. Апрель, 26 XV в. Преподобные Амфилохий и Тарасий Глушицкие. Октябрь, 12 XV в. Преподобный Иаков Брылеевский. Апрель, 11 XV в. Преподобный Иоанн Галичский. Май, 29 XV в. Преподобный Игнатий, Игумен Спасо-Елеазаровский. Май, 15 XV в. Преподобные Марк, Иона и Васса Псково-Печерские. Март, 29 XV в. Преподобные Феодор и Павел Ростовские. Октябрь, 22 XV в.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2368...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010