М., 1860. Ч. 1. С. 198-208; Николо-Кочановская церковь в Новгороде. Новг., 18652; Ключевский. Древнерусские жития. С. 268-269; Филарет (Гумилевский). РСв. СПб., 18823. Т. 2. Май-авг. С. 442-447; он же. РСв. 2008. С. 424-426; Строев. Словарь. С. 417; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 398-400; Игнатьев Р. Церковь св. блж. Николая Кочанова в Новгороде. Новг., 18822; Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 52-53; Никольский К. Мат-лы для истории исправления богослуж. книг: (Об исправлении устава церковного в 1682 г. и месячных миней в 1689-1691 гг.). СПб., 1896. С. 45-48; Голубцов А. П. Чиновник Новгородского Софийского собора. М., 1899; Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Дек. С. 165; Ковалевский И. Юродство о Христе и Христа ради юродивые. М., 1902. Ч. 3. С. 197-203; 2013р; Голубинский. История канонизации. С. 85, 109, 424-425; Соколова Л. В. Чудеса Николы Кочанова//СККДР. Вып. 2. Ч. 2. С. 511-512 (библиогр. доп.: СККДР. Вып. 2. Ч. 3. С. 426); Иванов С. А. Блаженные похабы: Культурная история юродства. М., 2005. С. 245; Святые Новгородской земли, X-XVIII вв./Сост.: В. Н. Несмеянова, Г. С. Соболева. Вел. Новг., 2006. Т. 1. С. 393-398; Галкин А. К. Никола Качанов и Николай Романов//Новгородика-2006: К 100-летию акад. Д. С. Лихачева: Мат-лы междунар. науч. конф. 20-22 сент. 2006 г. Вел. Новг., 2007. Ч. 2. С. 52-60; Спасский Ф. Г. Русское литургическое творчество. М., 2008. С. 69, 308; Крылов Г., прот. Книжная справа XVII в.: Богосл. минеи. М., 2009. С. 376, 404-405; Туминская О. А. Юродивые Новгорода в священном пространстве своего города//Изв. РГПУ им. А. И. Герцена. 2012. Сер. Культурология. 145.С. 137-144; Петров А. В. Новгородские юродивые Николай Кочанов и Федор и их «распря»//Др. Русь: Во времени, в личности, в идеях. СПб., 2014. Вып. 2. С. 58-73. А. А. Романова Иконография Церковь вмч. Пантелеимона (Николо-Кочановская) в Вел. Новгороде. 1554 г. Фотография. Нач. XX в. Церковь вмч. Пантелеимона (Николо-Кочановская) в Вел. Новгороде. 1554 г. Фотография. Нач. XX в. Н. вместе с гораздо более редкими образами др.

http://pravenc.ru/text/2565936.html

Св. Михаил Клопский, когда князь Димитрий Шемяка просил блаженного помолиться за него, отвечал: «довольно бед натворил ты; если еще примешься за тоже, то со стыдом воротишься сюда, где гроб ждет тебя» 608 . Архиепископа Евфимия (Брадатого) 1424–1428 г. св. Михаил обличал за корыстолюбие и лихоимство: «дозволяют ли правила пастырю расхищать свое стадо? для кого ты собираешь?» в глаза он говорил архиепископу 609 . Св. юродивые, не страшась земных страданий, старались выставить на вид все болезни и скорби растленного человечества. «Божница домашня, а совесть продажна. По бороде Авраам, а по делам Хам. Всяк крестится, да не всяк молится», говаривал св. Михаил московским купцам и знати московской. «Аминь, аминь, а головой в овин. Бог всякую неправду сыщет: ни Он тебя, ни ты Его не обманешь», обличал он распутных женщин 610 . Св. Симеон «в притворном бесновании премногие человеки обличаше о тайных гресех их: овыя о нечистоте, о татьбе, о клятвопреступлении, и когождо о всяком гресе его. Обличаше же иныя особь, иныя пред другими, иным притчами сказоваше злая дела их, да познают свою совесть, а иным яве поношаше о твори мых беззакониях: и тако весь град удержаваше от грехов смертных, приводя люди в чувство и в покаяние» 611 . Св. Николай Кочанов «глаголаше на улицах Новгорода словеса неуместные, обаче некиим предстоящим весьма учительная и полезная: являше иногда движения странная, обаче не единому соблазн дающая, паче же многих вразумляющая» 612 . Таким образом, на основании сказанного можно заключить, что св. юродивые центральною целью своего подвижничества полагали спасение других. Св. Симеон пред тем, как выступить на это поприще, говорил другу своему пустыннику Иоанну: «я пойду в мир спасать других и ругаться миру, а здесь в пустыне, мы никого не спасём, кроме себя». Эта цель «юродства» весьма ярко оттеняется в службах св. юродивым. Все они были «содержимы христоподобною любовью божественною спасать других» 613 . Св. Иоанн Устюжский «многим образ к добродетели своего жития исправлением положил» 614 . Вся жизнь св. юродивых была училищем благочестия для современников: «яко солнце светозарно, добродетельного ради жития твоего повсюду просиял еси, поется в общей службе св. юродивым, ибо добродетелей твоих уясниша верных сердца: кто бо, слышав безмерное твое смирение и терпение не удивится; еже ко всем кротость и беззлобие, к скорбящим милование и к сущим в бедах скорое поможение» 615 . Их добровольные страдания служили во спасение других. Вольным своим терпением св. юродивые учили общество терпению, смирению и самоисправлению. «Не всё по шерсти, говаривал св. Максим, ино и напротив. Блудливой чушке полено на шею. За дело побьют, повинись, да пониже поклонись. Не плачь битый, плачь небитый» 616 , говорил св. Максим.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В месяцеслове отмечены следующие русские и славянские святые:; сентября 16 – Киприян митрополит; сентября 19 – князь Феодор Смоленский и Ярославокий и чада его: Давид и Константинъ; сентября 20 – Михаил, князь Черниговский и боярин его Феодоръ; сентября 25 и июля 5 – Сергий Радонежский; октября 15 – Евфимий, архиепископ Новгородский; октября 19 – Иоанн Рыльский; октября 21 – Илларион, епископ Меглинский; октября 29 – Авраамий Ростовский; ноября 6 – Варлаам Хутынский; ноября 11, мая 2 и июля 24 – Борис и Глеб; в рукописи под 11-м ноября замечено: «святых новоявленных мученик Бориса и Глеба от некоего благоверного Феодора Когчина»: ноября 17 – Никон, ученик Сергия Радонежского; ноября 23 – «преподобный отец великий князь Александр Невский»; ноября 26 – освящение церкви великомученика Георгия в Киеве; ноября 28 – Феодор епископ Ростовский; декабря 21, июля 1 и 17 и августа 24 – Петр митрополит; января 10 – Павел «Коломенский» (Комельский); января 11, февраля 8 и мая 3 – Феодосий Печерский ; января 11 – Михаил Клопский; января 12– «преподобного Ильи нового чудотворца; положено бысть святое тело его честное в Богоспасаемом граде Москве у чуда вели архистратига Михаила среди града»; января 14 и февраля 16 – Савва Сербский ; января 17 и мая 7 и июля 10 – Антоний Печерский и Антоний Римлянин; января 28 – «преподобного отца Исапа кисаянина епископа бывшаго вели града Киева»; февраля 6 – Иаков епископ Ростовский; февраля 11 – Димитрий Прилуцкий; февраля 12 и мая 20 – Алексий митрополит; февраля 13 – Симеон Сербский мироточец; февраля 14 – Кирилл философ; марта 2 – Арсений епископ Тверской; марта 11 – Евфимий архиепископ Новгородский; марта 17 и мая 26 – Макарий Калязинский; марта 30 – Иона митрополит; апреля 1 – Евфимий Суздальский; апреля 14 – Литовские мученики: Антоний, Иоанн и Евстафий; апреля 17 – Савватий и Зосима Соловецкие; апреля 26 – Стефан Пермский; мая 1 – Пафнутий Боровский; мая 12 – «священие церкви святыя Богородица юже созда благоверный князь Василей с блаженою княгынею Еленою в лето 6490» (?); мая 14 – Исидор юродивый Христа ради Ростовский; мая 15 – Исаия Ростовский; мая 23 – Леонтий Ростовский; мая 23 – Никита Переяславский; мая 28 – Игнатий Ростовский; июня 1 – Дионисий и Амфилохий Глушицкие; июня 2 – Иоанн Сочавский; июня 3 – «сретение иконы с Москвы на Вологде Дмитрея чудотворца»; июня 9 – Кирилл Белозерских; июня 13 – Андроник ученик Сергия; июля 8 – Прокопий юродивый Христа ради Устюжский; июля 11– Ольга княгиня; июля 15 – князь Владимир; июля 27 – Николай Кочанов, юродивый Христа ради Новгородский; августа 2 – Василий блаженный; августа 16 – Яким Порский (Иоаким Сарандопорский, болгарский святой); августа 17 – положение во гроб благоверного князя Константина Улемци; августа 30 – Александр Свирский

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Геннадий Костромской Любимоградский с монастырем 88, 89 Глеб, князь 59, 90 Гурий и Варсонофий Казанские 92, 93 Давид Ярославский 94 (предположительно), 95 Димитрий Прилуцкий 96–98 Димитрий царевич 101, 103 Димитрий царевич и Роман Угличский 102 Дионисий Радонежский 104 Евфросин Псковский 105 Евфросин Псковский, Василий Великий , Григорий Богослов и Иоанн Златоуст 107 Евфросин Псковский, Иона архиепископ Новгородский 106 Евфросиния Суздальская 108 Ефрем и Аркадий Новоторжские с монастырем 109, 110 Зосима Соловецкий 111, 129 Зосима и Савватий Соловецкие 112–115 Зосима и Савватий Соловецкие с монастырем 116–126 Иаков брат Господень и Иаков Боровичский 132 Иаков Железноборовский 131 (предположительно) Иоанн Большой колпак 134–136 Иоанн Власатый Ростовский (предположительно) 141 Иоанн и Лонгин Яренгские 139 Иоанн Предтеча, Иоанн Милостивый и Иоанн (Илия) Новгородский 137 Иоасаф Каменский 140 Иона митрополит Московский 142 Иона и Филипп митрополиты Московские 143 Иосиф Волоцкий 144 Иосиф Волоцкий , Павел Комельский 138 Кирилл Белозерский 145, 147 Кирилл Белозерский и Кирилл Новоезерский 146 Леонтий Ростовский 149–151 Макарий Желтоводский 153   Макарий Желтоводский, Сергей Радонежский, Кирилл Белозерский 156 Макарий Желтоводский с монастырем 154, 155 Макарий Калязинский 157, 158 Макарий Оредежский (предположительно) 159 Максим Блаженный Московский 163 (предположительно ), 165 Максим Грек 160–162 Максим и Василий блаженные московские 164 Михаил Черниговский 166, 167 Моисей Угрин (или Ипатий Печерский ?) 168 Московские святители и чудотворцы 170–178 Московские святые 169 Московские юродивые 179 Никита Новгородский 180 Никита Переяславский 182–184 Никодим Кожеезерский и Пахомий Кенский 185 Никодим Кожеезерский Хозьюгский 133 Николай Кочанов 99 Никон и Сергий Радонежские 187, 188 Никон Радонежский 186 Нил Сорский 189 Нил Столобенский с монастырем 190–196 Новгородские святители Евфимий, Нифонт и Иона (предположительно) 197 Новгородские чудотворцы 198 Обретение тела князя Глеба 91

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/svjatye-...

Поставленная задача заставила создавать новую иконографию житийных сюжетов, которые в иконописи почти не разработаны. Это еще связано с тем, что блаженная Ксения прославлена в лике святых по историческим меркам совсем недавно – только в 1988 году. Иконография в церковном искусстве не является чем-то окаменевшим. Она развивается по мере того, как время ставит задачи. Северная стена с росписью «Собор юродивых Христа ради» – Мы можем отдельно остановиться на сюжете росписи «Собор юродивых Христа ради»? Он находится в самом центре северной стены. – Это подходящий пример, иллюстрирующий сказанное выше. Иконы «Собор юродивых Христа ради» раньше не существовало. Кажется странным, но это именно так. И мне в голову не пришло бы создавать иконографию такого сюжета. Но именно задача, поставленная росписью храма святой Ксении Петербургской, юродивой Христа ради, вывела на необходимость создать такую икону. Где, если не в этом храме, могла она появиться, и где так органично – по смыслу и форме – она могла бы вписаться в роспись, как не в этом храме! В центре композиции Христос, восседающий на огненных серафимах, а по сторонам расположены образы Богородицы, Иоанна Предтечи и юродивых Христа ради. Возле Христа, в центре, расположены фигуры апостола Павла и святой Ксении Петербургской. Дело в том, что именно апостол Павел первым заговорил о юродстве Христа ради. Свиток с этими словами он и держит в руке. В этом сюжете изображены почитаемые русским народом юродивые: Андрей Цареградский, Прокопий Устюжский и Исаакий, затворник Печерский, которые являются одними из самых первых юродивых Древней Руси, Иоанн Устюжский, Николай Кочанов и Феодор Новгородские, Исидор Ростовский, московские чудотворцы Василий блаженный, Максим и Иоанн Большой Колпак, Прокопий Вятский, Киприан Суздальский и другие. И, разумеется, одно из центральных мест занимает фигура святой Ксении Петербургской, которая является равновеликой продолжательницей того пути, по которому прошли великие святые юродивые Христа ради.

http://pravoslavie.ru/124542.html

Октябрь. 1 Савва Вишерский. 5 Три святителя Московские Пётр, Алексий и Иона. 19 Царевич Димитрий (день рождения). 29 Аврамий Ростовский. Ноябрь. 5 Иона, архиепископ Новгородский. 6 Варлаам Хутынский. 11 Максим юродивый Московский. 17 Никон Радонежский. 22 Вел. кн. Михаил Тверской. 23 Александр Невский. Декабрь. 1 Савва Сторожевский. 7 Антоний Сийский. 21 Митр. Пётр. Январь. 10 Павел Обнорский. 11 Михаил Клопский. 31 Никита, епископ Новгородский. Февраль. 4 Вел. кн. Георгий Владимирский 1797 . 10 Князь Всеволод-Гавриил Псковский. 12 Митр. Алексий. 14 Принесение (в Москву) мощей кн. Михаила Черниговского и боярина его Феодора. Март. 2 Арсений, епископ Тверской. 11 Евфимий, архиепископ Новгородский. 30 Митр. Иона. Апрель. 1 Евфимий Суздальский. 17 Зосима Соловецкий. —20— 21 Александр Каргопольский или Ошевенский. 26 Стефан, епископ Пермский. Май. 1 Пафнутий Боровский. 2 Борис и Глеб (перенесение мощей в новую церковь , построенную вел. кн. Изяславом, имевшее место в 1072-м году), 3 Феодосий Печерский . 7 Антоний Печерский. 14 Исидор Ростовский. 15 Царевич Димитрий. 16 Исаия, епископ Ростовский. 17 Евфросин Псковский. 20 Митр. Алексий (обретение мощей). 23 Леонтий, епископ Ростовский. 24 Никита Переяславский. 28 Игнатий, епископ Ростовский. Июнь. 1 Дионисий Глушицкий. 3 Царевич Димитрий (перенесение мощей из Углича в Москву). 9 Кирилл Белозерский. 25 Пётр и Феврония Муромские. 30 Пётр царевич Ростовский. Июль. 5 Сергий Радонежский (обретение мощей). 7 Прокопий Устюжский. 15 Вел. кн. Владимир. 24 Борис и Глеб. 26 Макарий Унженский. 26 Николай Кочанов. Август. 2 Василий блаженный Московский. 3 Антоний Римлянин. 4 «Проявление мощей» митр. Петра 1798 . —21— 20 Аврамий Смоленский. 24 Перенесение мощей митр. Петра (из временного помещения в церкви Иоанна Лествичника под колоколами или под колокольней в новый Успенский собор). 30 Александр Свирский . В первопечатном Уставе 1610-го года лишние святые против устава Московского Успенского собора суть следующие: 5 Сентября Князь Глеб,

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

5 марта) принимал св. Тайны из ангельских рук. В другой раз ему было откровение ангельское о состоянии умерших душ (см. ниже). Пр. Макарий окончил свою подвижническую жизнь в 394 или 395 г. (по иным, в 404 или 410 г.) столетним старцем, будучи прославлен от Бога даром чудес и прозрения сокровенных мыслей человеческих. В своих беседах он часто поучал иноков смирению, указывая, что послушание выше подвигов. С его именем известны «Слово об исходе души из тела и о посмертном, состоянии человека» 35 , «Монашеские правила» (в числе 30) и «Письма к инокам». Преставление св. праведного Феодора юродивого в Новгороде. Сын благочестивых родителей, именитых и богатых Новгородских граждан, живших на Торговой стороне, он воспитывался в строгом благочестии, в духе возвышенной христианской любви к ближним, и с ранних лет полюбил благочестие. По достижении зрелого возраста, когда он получил возможность по своему усмотрению распоряжаться оставшимся после родителей богатством, он все свое состояние употребил на пользу ближних, дав этим пример своим согражданам самой высокой самоотверженной любви к ближним. Чтобы иметь возможность и удобство обличать и наставлять всех и каждого, он добровольно принял на себя особенный, исключительный подвиг юродства и неуклонно следовал поэтому тернистому пути до самой смерти. Он безропотно терпел во всем нужду, раздавая бедным все, что имел и получал, не хотел видеть никакого пристанища, спал в холод и зной на открытом воздухе и даже в большие морозы ходил босым и полунагим; обличала мятежных новгородцев, не роптал на насмешки от них, но молил Бога, да не вменится им сие в грех. Одновременно с ним тем же подвигом юродства подвизался в Новгороде св. Николай Кочанов (см. 27 июля). Изобличая взаимную вражду граждан Новгородских Торговой стороны с жителями другой Софийской стороны, бл. Феодор, подвизавшийся на Торговой стороне, непрестанно вел подобие вражды с св. Николаем, подвизавшимся на Софийской стороне, ни под каким видом не допуская последнего на Торговую сторону, в свою очередь и сам всякий раз, когда переходил на Софийскую сторону, встречал преграду с стороны св. Николая. Частая и усиленная: молитва была для бл. Феодора отрадой среди тяжких подвигов юродства. Он с любовью обходил ближние обители, непрестанно посещал и городские храмы, молясь в них, особенно по ночам, о благоденствии своих сограждан. Особенно же любил он посещать церковь св. Георгия на торгу, и на паперти ее провел немало ночей в непрерывной молитве. За свою высокую жизнь блаженный был награжден от Бога даром прозорливости. Так, он однажды предсказал новгородцам голод, в другой раз – пожар. За несколько дней прозревши свою кончину, он мирно преставился в 1392 г. и был погребен, по его завещанию, близ храма св. Георгия Победоносца, где и до ныне, в особой часовне, под спудом почивают его мощи, источавшие немало чудесных исцелений.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

10) Николай Кочанов (27 июля), новгородский уроженец, прозванный так за то, что бросал «кочанми» в юродивого Феодора 41 † 1392 года. 11) Феодор новгородский (19 янв.) родился в Новгороде в первой половине XIV в., но в каком году – неизвестно; есть догадка, что годы его рождения относятся ко времени между 1325–1335 г.; † 1395 г. 42 . Служба, молитва , житие блаженного были написаны в начале XVI в., но имя благоговейного их составителя неизвестно. 12) Георгий Шенкурский (23 апр.) в XV в., подвизался в окрестностях города Шенкурска. Родители его были простые поселяне из деревни Яруполи по фамилии Будиловы. Рукописное его житие обнародовано архимандритом ныне епископом Рыльским Никодимом 43 . Умер он в 1392 г., по рукописным святцам в 1462 г., а в сочинении «достопамятности г. Шенкурска» указывается год смерти 1450. Житие и чудеса его написаны не позже первой половины XVII в., так как предпоследнее чудо (9-е) помечено 1640 г. 44 . 13) Иаков Боровицкий (23 окт.). Кто был он родом, где жил и где умер, об этом достоверных сведений нет. В 1440 г. тело его принесено на льдине по Мете, против течения реки, к Боровицкому порогу 45 . 14) Максим Московский (11 ноября) † 1433 г., проф. Ключевский говорит, что «о св. житии его быша не малая книга написанная», неизвестно куда пропавшая 46 и оно известно только по краткой редакции, писанной во второй половине XVI века. 15) Михаил Клопский (11 янв.) жил при великом князе Василии Димитриевиче, при митр. Фотии (греке из Морей), при игумене Троицкого Клопского монастыря (в 15 вер. от Новгорода близ реки Вояжи) Феодосии 47 . О времени прихода св. Михаила (23-го июня 1408 г.) в Клопский монастырь упомянуто в Новгородской летописи III под 6916 г. 48 . Житие его в первый раз, как видно из похвалы святому 49 , написано было некиим рабом Арсением, а дополнено и распространено, как ясно из летописи по Воскресенскому списку 50 , боярином Тучковым, которому Владыка Макарий велел написать и распространить житие и чудеса блаж. Михаила, нарицаемого Салоса 51 . В рукописных святцах кончина св. Михаила помечена 1452 г.; это показание, говорит проф. Ключевский, очевидно, составилось посредством приложения 44 лет жизни юродивого в Клопской обители к 1408 г., когда по летописи св. Михаил пришел в Новгород; но неизвестно, когда он пришел на Клопско и можно только предполагать, что не позже 1408 г. Годом смерти св. Михаила проф. Ключевский считает 1456 52 . Вершинский – 1452 53 , а в словаре историческом о российских святых год смерти его падает на 1453 г. 54 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Из купцов Весьма остроумно заметил один исследователь: русская художественная литература, да и публицистика, восприняла нарождение класса буржуазии как новое татарское нашествие, от которого нужно спасаться. Это доказывает и едкая статья о купечестве Г. Старцева, помещенная в то время в издании «Новости и биржевая газета» под знаковым заголовком «“Чумазые” возгордились». То есть идеалом человека того времени (православного в том числе) стал человек бедный. А богатые были достойны одного — ада: « пусти душу в ад, станешь богат» . Понятно, что такое отношение общества совсем не стимулировало человека к предпринимательству. И, вероятно, не случайно так заворожила потом всех идея построения коммунизма, общества, где не будет денег и товарно-денежных отношений. А тем не менее купцы и заводчики в целом совсем не заслужили к себе такого отношения. Например, многих из знаменитых ныне оптинских старцев, прославленных тем, что со второй половины XVIII века они «являли свет миру», дала России именно купеческая среда. Старец Лев (Наголкин) был из купцов Орловской губернии, в молодости, работая приказчиком у купцов Сокольниковых, показал себя с самой лучшей стороны, так, что хозяин хотел выдать за него свою дочь, и только склонность молодого человека к монашеству помешала осуществить это намерение. Исаакий I (Антимонов) происходил из знаменитого зажиточного купеческого рода города Курска и все навыки благочестия и послушания получил в родном доме. Родители Варсонофия (Плиханкова) занимались торговлей в Самаре. Старец Анатолий (Потапов) происхождением из московских мещан, занимавшихся торговлей, и сам в молодости торговал. Старец Никон (Беляев) родился в московской купеческой семье. О его деде мы уже упомянули. Можно припомнить и других замечательных русских святых, которые родились в лоне купечества. Великий святой земли русской Серафим Саровский, преподобный Герман Аляскинский, святой блаженный Иоанн Тульский Чудотворец, святой преподобный Елеазар Анзерский, благоустроитель и первоначальник монашеской жизни на Анзере, преподобный Димитрий Прилуцкий, вологодский чудотворец Николай Кочанов, Новгородский Христа ради юродивый — все выходцы из купеческого сословия. Многие из них рано приобщились к труду, помогали родителям в лавках, работали приказчиками, занимались торговым делом. Кстати, благоустроителям храмов и монастырей этот начальный жизненный опыт очень даже пригождался практически. Успешным миллионером и предпринимателем был, прежде чем уйти в монастырь, святой Серафим Вырицкий.

http://pravoslavie.ru/58570.html

Современником его был, как уже об этом и раньше упоминали, блаженный Николай Кочанов, живший на Софийской стороне, тогда как Феодор ходил на Торговой. Когда блаженному Феодору случалось переходить Волховским мостом на Софийскую сторону, блаженный Николай гнал его на Торговую; то же делал, когда заставал на Торговой стороне и Феодор, говоря: «Не ходи, юродивый, на мою сторону, а живи на своей». Блаженные, понимая друг друга, этою видимою неприязнию напоминали новгородцам их междоусобия, которые так часто бывали кровавыми и нередко по предлогам самым пустым. Жители Софийской и Торговой стороны постоянно враждовали между собою и нередко происходили кровопролитные драки на Волховском мосту. В действиях мнимой своей вражды юродивые обличали эту гибельную вражду обеих сторон Софийской и Торговой. Одаренный от Господа даром прозорливости, Феодор иногда, шествуя по стогнам города, громко взывал к согражданам: «берегите хлеб», и действительно, наступал голод. В другое время, останавливаясь среди многолюдных улиц, говорил: «Чисто тут будет: хорошо будет сеять репу», и пожар опустошал указанные блаженным местности. Предчувствуя свою кончину, он говорил встречавшимся с ним на улицах: «Прощайте, далеко иду», – и все ночи после этого проводил в молитве. Немного дней продолжалась его болезнь, – замечает составитель жития, – и, приобщившись Божественных Таин, предал Богу чистую свою душу 332 . Блаженный Феодор просил похоронить его близ торжища и скончался 19 января 1392 года В последствии над гробом его построена была часовня, и здесь больные получали исцеления. Теперь мощи его почивают под спудом в каменной часовне, на Торговой стороне, при храме великомученика Георгия, на Лубянице, построенном еще в 1181 году. Блаженному Феодору есть особая (печатная) служба 333 , по которой празднуется память его 19 января и совершается молебствие при его мощах 334 . Святой Блаженный Иаков, боровицкий чудотворец Кто был сей угодник Божий, где жил и скончался, «весьма неведомо». «Мы только благодарим, – говорит Епифаний Славинецкий, – блаженного Иакова. Он просиял Христовою силою чудотворений, подобно древним великим святым. В блаженном отроке сильный и дивный муж пришел к нам в русскую страну охранять и соблюдать веру нашу во Христа» 335 . Местное предание говорит, что блаженный Иаков был простой, но усердный к делу судовщик, принял юродство Христа ради и убит громом 336 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010