Преставился в 1352 г., сделавшись жертвою губительной болезни, известной под именем – черной смерти. Память этих св. Святителей местно празднуется 10 Февраля и 4 Октября. Свед. об них заимств. из Истор. Р. Иерах. Ч. I, стр. 6774. II. в Новгородских Церквах 8 и 9. Св. Блаженный Феодор и Св. Праведный Николай Кочанов 147 Бл. Феодор родился в Новгороде на торговой стороне от благочестивых родителей. Воспитанный в строгих правилах благочестия, Феодор усердно прилежал чтению божественных книг и житий Святых. Придя в совершенный возраст, он возгорелся ревностью подражать угодникам Божиим; особенно же глубоко проникли в его сердце слова писания – «мы буи Христа ради» и он, ревнуя трудному сему пути, пошел по следам великого подвижника Андрея Цареградского и других, спасавшихся юродством Христа ради. Оставив родительский дом, днем он юродствовал на торжищах, а ночью обходил св. церкви и со слезами молился за благоденствие града и за тех, которые обижали его. Особенно прилежал воздержанию и посту: в среду и пяток не вкушал никакой пищи, а в прочие дни только по захождении солнца; ходил полунагим и без обуви, никогда не уклоняясь под кров от дождя и снега. Иногда, движимый Духом Божиим, предсказывал согражданам об угрожающем гневе небесном, если не мог отклонить его своими молитвами. «Берегите хлеб, дорог будет»! взывал он, ходя по торжищам, и действительно наступал голод. Или иногда, останавливаясь посреди какой-нибудь улицы, говорил: «все это место чисто будет, хорошо тут будет сеять хлеб и репу»! и народ с ужасом видел как точно сбывалось предсказание Святого. Пред кончиною св. Феодор ходил по улицам и прощался со всеми, говоря: «прощайте, я иду далеко». Скончался в 1392 г. 19 Января. В этот день совершается и память его. Тело, по завещанию блаженного, погребено близь торжища. Почивает под спудом. Над мощами его находится каменная часовня подле церкви Великомученика Георгия на торговой стороне. В одно время с Феодором и тем же образом юродства, на Софийской стороне, спасался блаженный Николай Кочанов.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/skazanie...

Мч. Виктор, прав. Анна и блж. Николай Кочанов. Кон. XIX в. (ЦАК МДА) Мч. Виктор, прав. Анна и блж. Николай Кочанов. Кон. XIX в. (ЦАК МДА) Установление почитания Н. способствовало тому, что со 2-й пол. XVI в. его образ стали включать в минейные циклы. Вероятно, этот процесс начался в Новгороде, а затем распространился на землях Новгородской епархии и соседствующих с ними территориях. Ранним примером минейного образа с фигурой Н. служит икона «Минея на июль» (музей Пти-Пале, Париж), представляющая собой сильно поновленный памятник 2-й пол. XVI в., возможно исполненный в Каргополе, или старообрядческую реплику подобного произведения. Облик Н., представленного рядом с вмч. Пантелеимоном, во многом отличается от новгородских изображений святого: блаженный показан как средовек с короткой бородой, с крестом и белым платом в руках. Вероятно, эти особенности обусловлены тем, что образ исполнил провинциальный иконописец, незнакомый с новгородскими иконами Н. В большей степени иконографической норме отвечает фигура блаженного на иконе из комплекта вологодских миней 1-й четв. XVII в. (ВГИАХМЗ; Иконы Вологды кон. XVI-XVII вв. Вологда; М., 2017. Кат. 21. С. 180, 186), однако здесь длиннобородый Н., облаченный в подпоясанный платом хитон и симметрично наброшенный на плечи плащ, представлен не под 27 июля, а под 27 июня, вместе с прав. Сампсоном Странноприимцем (под этой датой описание внешности святого встречается и в нек-рых иконописных подлинниках). На иконе «Минея на июль» кон. XVI в. (ЦАК МДА) под 27 числом представлен Н., узнаваемый по обычной для его образов внешности. В минейных циклах более позднего времени Н. встречается сравнительно редко: под 27 июля - на иконе из комплекта Никольского Единоверческого монастыря в Москве ( Гурьянов. 1904. С. 35. Ил. на с. 61); под 26 июня - на 2-сторонней иконе-таблетке сер. XVII в. (с надписью: «князь Микула») из Патриаршего музея церковного искусства (Художественные сокровища Патриаршего музея церковного искусства: Кат. М., 2016. С. 212).

http://pravenc.ru/text/2565936.html

Память Н. отмечена в месяцесловах с XVI в. ( Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 226; Голубинский. Канонизация святых. С. 85). Одно из ранних упоминаний его имени в месяцесловах присутствует в рукописи кон. XV в. (КЦДР. Л., 1991. [Вып.:] Иосифо-Волоколамский монастырь как центр книжности. С. 336-337; Мельник А. Г. Рус. святые, почитавшиеся в Иосифо-Волоколамском монастыре в кон. XV-XVI вв.//Ист., филос., политич. и юрид. науки, культурология и искусствоведение: Вопросы теории и практики. Тамбов, 2015. 8(58). Ч. 3. С. 137-141). Память Н. отмечается как под 27 июля, так и под 27 июня (см., напр., месяцеслов 3-й четв. XVII в. РНБ. Погод. 637. Л. 446, 472 об.). Прп. Параскева, арх. Гавриил и блж. Николай Кочанов. Икона. 2-я пол. XIX в. (частное собрание) Прп. Параскева, арх. Гавриил и блж. Николай Кочанов. Икона. 2-я пол. XIX в. (частное собрание) О почитании Н. в Новгороде свидетельствует Чиновник новгородского Софийского собора XVII в., в к-ром говорится, что на сырной неделе Новгородский архиерей по дороге в Вяжищский во имя Святителя Николая Чудотворца мон-рь «заезжает к чюдотворцу Николе Кочанову молитися» ( Голубцов. 1899. С. 147). В день кончины Н. литургию в Софийском соборе совершал Новгородский владыка ( Ковалевский. 1902. С. 198). Празднование памяти Н. известно по уставным записям московского Успенского собора 1621 и 1636-1639 гг., в позднейший период (1666-1743) запись отсутствует ( Голубинский. Канонизация святых. С. 424-425). Память Н. включена в московские печатные издания (Минею, Пролог, Служебник, Требник). Краткая служба (тропарь и кондак) Н. помещена в святцах 1646 г. В июльской Минее 1629 и 1646 гг. под 27 июля помещена Служба Н., к-рая встречается и в рукописях (нач.: «О преславное чудо, в иступление ума свершися…»). По наблюдению архиеп. Филарета (Гумилевского) , это та же служба, что и прп. Андрею Юродивому (2 окт.), лишь с заменой имен. Служба, изданная в 1831 г., имеет отличия от ее изданий XVII в. (как и текст Службы в Минее (МП): Июль. С. 200-211 (под 27 июля)). В уставе «Око церковное» служба Н. оставлена на рассмотрение экклисиарха или настоятеля, в Типиконе 1682 г.- «с рассуждением архиереа тамошняго», в корректурном экземпляре Минеи, правившемся в 1685 г., и в последующих изданиях Минеи служба Н. отсутствует, упоминание о блаженном убрано из Типикона 1695 г. и последующих уставов ( Крылов. 2009. С. 404). Н. упомянут в Похвальном слове новым рус. святым инока Григория Суздальского, в «Каноне всем святым, иже в Велицеи Росии в посте просиявшим» Сергия (Шелонина) , в «Слове воспоминательном о святых чудотворцах, в России воссиявших» Семена Денисова (см. в ст. Денисовы ) ( Юхименко Е. М. Юродивые в похвальных словах и службах рус. святым//Юродивые в рус. культуре. М., 2013. С. 157, 159, 163).

http://pravenc.ru/text/2565936.html

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Блаженный Феодор Новгородский, Христа ради юродивый (+ 1392) Монахиня Таисия. Русские Святые (Содержание) Память его празднуется 19 янв. в день преставления и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице вместе с Собором Новгородских святых Св. блаженный Феодор родился в Новгороде, на Торговой стороне, в богатой семье и получил хорошее образование: он хорошо изучил Священное Писание. В душу его особенно глубоко проникли слова апостольские: «Мы безумны Христа ради» (1 Кор. 4, 10) — и привлекли его к подвигу юродства во Христе. Он долго к нему подготовлялся. Сначала он стал поститься до захода солнца, а по средам и пятницам не ел ничего; не пропускал ни одного богослужения, часто посещал монастыри в окрестностях Новгорода и подавал щедрую милостыню, особенно юродивым во Христе. Наконец, подготовясь таким образом, он и сам стал на этот путь. Он не оставил Торговой стороны, но стал жить на улице, в полной нищете, полуодетый и босой зимой и летом. Ему подавали щедрую милостыню, но он все раздавал бедным. По ночам он обходил все церкви и горячо молился за свой родной город, «и — замечает летописец — не раз спасалась его земная родина от предстоявших ей зол молитвами сего угодника Божия...». Часто приходилось ему терпеть обиды и оскорбления, но он только молился за своих обидчиков и всегда оставался спокоен. Слова и предсказания его всегда сбывались. Иногда он говорил: «Берегите рожь, рожь будет сеять рожь и репу», и бывал пожар. Иногда он говорил женщинам: «Молись Богу, Бог даст тебе сына» или: «Даст тебе дочь». И это всегда сбывалось. В это время на Софийской стороне подвизался св. блаженный Николай, по прозванию Кочанов (память его 27 июля). Оба блаженных мнимо враждовали друг с другом, обличая этим кровавую вражду между обеими сторонами города — Софийской и Торговой; они нарочно заходили на чужую сторону, причем блаженный Феодор кричал: «Не ходи, юродивый, на мою сторону, живи на своей!» И не раз они бежали по воде реки Волхов, преследуя друг друга. Пред кончиной своей блаженный Феодор говорил: «Прощайте, далеко иду!» Не много дней продолжалась его предсмертная болезнь. В течение ее он все ночи проводил в непрестанной молитве. Напутствованный Святыми Тайнами, он тихо скончался 19 января 1392 г. и был погребен у церкви св. Георгия, около Торговых рядов (на рынке), на месте, которое он сам избрал для себя. На могиле его воздвигнута часовня. Новгородские купцы всегда считали его своим покровителем. Ссылки по теме Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла © Православная Энциклопедия, 2001–2024. Все права защищены © Сделано в Stack Group , 2008–2024

http://sedmitza.ru/lib/text/436820/

«Оздоровев от болезни», он стал первым русским юродивым... Блаженный Прокопий, Устюжский чудотворец († 1303. 8 июля), богатый иностранный купец, торговавший в Новгороде. «Роздал еси богатство требующим» – читается в каноне святому. Великий провидец, святой Прокопий спас молитвой устюжан от падения на них с неба камней, носил в левой руке три кочерги и положением их предсказывал урожаи и недороды; спасал плавающих, молясь за них на камне на берегу Сухоны... Блаженный Николай Кочанов, Новгородский чудотворец († 1392. 27 июля), происходивший из почитаемой, состоятельной семьи, отказался от богатств, более всего любил пребывание в храме, молитву о заблудших, из коих многих «обрати ко Господу», мирил буйных новгородцев, завещал погребсти себя на самом конце кладбища, притом на дороге, чтобы как можно более ног попирало его прах... Современник его, блаженный Феодор, Новгородский чудотворец († 1392. 19 января), тоже миривший сограждан, молитвами своими оградивший от напастей земную родину свою... Блаженный Максим, Московский чудотворец († 1434. 11 ноября), отличавшийся особым терпением: «Оттерпимся, и мы люди будем; исподволь и сырые дрова загораются; за терпение дает Бог спасение», – говорил святой. Укреплял он дух народный во времена татарского ига, засух, голода, моровой язвы... Преподобный Михаил Клопский, Новгородский чудотворец († 1454. 11 января), княжеского рода, провидевший будущее, обличавший недостатки и людей сильных... Блаженный Исидор Твердислов, Ростовский чудотворец († 1474. 14 мая), славянин, бежавший из Пруссии от преследований, живший на топком месте среди города – «на месте сусе во граде, среди болотца некоего», отдыхавший на грудах сора и гноищах, горячо молившийся за обидчиков, совершавший при жизни чудеса, минута кончины коего ознаменовалась необыкновенным благоуханием, разлившимся по всему городу... Блаженный Лаврентий, Калужский чудотворец († 1515. 10 августа), из рода бояр Хитровых, чудесно помогавший удельному князю Симеону Иоанновичу... Святой блаженный Василий, Московский чудотворец († 1552.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Блаженный Николай Саллос Псковский (память 28 февраля ст. ст.) появился перед Иваном Грозным, прыгая на «осёдланной» палочке и приговаривая: «Иванушка, Иванушка, покушай хлеба-соли, а не человечьей крови». А потом предложил ему кусок кровавого мяса. «Я — христианин и в пост мяса не ем», — возмутился царь. «А кровь христианскую пьёшь?» — спросил юродивый. Один из монастырских иноков сказал в шутку блаженному Исаакию Печерскому (память 14 февраля ст. ст.): «Исаакий! Вот сидит ворон, иди и поймай его». Поклонившись до земли, Исаакий подошёл, взял ворона и принёс его в поварню к инокам. Преподобный Иоанн Колов (память 9 ноября ст. ст.) получил от преподобного Пимена Великого послушание ежедневно поливать совершенно сухое дерево. Через три года оно покрылось зеленью и расцвело. Преподобный Виссарион, Египетский чудотворец (память 6 июня ст. ст.), когда его неминуемо должна была застигнуть темнота на пути к старцу, останавливал солнце словами: «Молю Тебя, Господи, да стоит солнце, пока я приду к рабу Твоему». Юродивые блаженные Николай Кочанов (память 27 июля ст. ст.) и Феодор (19 января ст. ст.) Новгородские постоянно устраивали между собой драки: один подстерегал другого на Волховском мосту, и когда кому-нибудь из них приходилось переходить через мост, то другой не допускал его на свою сторону и гнал. Раз блаженный Николай, увидев блаженного Феодора «на своей территории», погнался за ним. Блаженный Феодор пробежал несколько улиц, пересёк огороды и оказался возле самого Волхова, по которому и кинулся «яко по суху». Блаженный Николай бросился тем же манером за ним, прихватив при этом с огорода кочан капусты. Так он и гнал по водам блаженного Феодора до середины реки и в конце концов запустил кочаном в своего противника. Василий Блаженный (память 2 августа ст. ст.) был приглашён Иваном Грозным в день его тезоименитства. Подняв кубок с питьём, он трижды выплеснул его содержимое за окно, чем вызвал ужасный гнев царя. Видя это, блаженный сказал: «Царь, не гневайся, ибо излиянием этого питья я погасил огонь, которым в этот час был объят весь Новгород, и потушил пожар». Грозный узнал, что действительно именно в этот час пожар был потушен. Не раз жители Москвы видели, что Василий, проходя по улицам, то целовал углы одних домов, то в углы других бросал камни. Когда же спрашивали его, зачем он это делает, отвечал, что целует углы тех домов, в которых плачут ангелы от творящихся там беззаконий, и бросает камни в углы тех домов, откуда праведной жизнью горожан изгонялись бесы и повисали на углах, где блаженный и добивал их камнями.

http://azbyka.ru/pravoslavie-i-svoboda-n...

Блаженный Николай Саллос Псковский (память 28 февраля ст. ст.) появился перед Иваном Грозным, прыгая на " оседланной " палочке и приговаривая: " Иванушка, Иванушка, покушай хлеба-соли, а не человечьей крови " . А потом предложил ему кусок кровавого мяса. " Я – христианин и в пост мяса не ем " ,– возмутился царь. " А кровь христианскую пьешь? " – спросил юродивый. Один из монастырских иноков сказал в шутку блаженному Исаакию Печерскому (память 14 февраля ст. ст.): " Исаакий! Вот сидит ворон, иди и поймай его " . Поклонившись до земли, Исаакий подошел, взял ворона и принес его в поварню к инокам. Преподобный Иоанн Колов (память 9 ноября ст. ст.) получил от преподобного Пимена Великого послушание ежедневно поливать совершенно сухое дерево. Через три года оно покрылось зеленью и расцвело. Преподобный Виссарион, Египетский чудотворец (память 6 июня ст. ст.), когда его неминуемо должна была застигнуть темнота на пути к старцу, останавливал солнце словами: " Молю Тебя, Господи, да стоит солнце, пока я приду к рабу Твоему " . Юродивые блаженные Николай Кочанов (память 27 июля ст. ст.) и Феодор (19 января ст. ст.) Новгородские постоянно устраивали между собой драки: один подстерегал другого на Волховском мосту, и когда кому-нибудь из них приходилось переходить через мост, то другой не допускал его на свою сторону и гнал. Раз блаженный Николай, увидев блаженного Феодора " на своей территории " , погнался за ним. Блаженный Феодор пробежал несколько улиц, пересек огороды и оказался возле самого Волхова, по которому и кинулся " яко по суху " . Блаженный Николай бросился тем же манером за ним, прихватив при этом с огорода кочан капусты. Так он и гнал по водам блаженного Феодора до середины реки и в конце концов запустил кочаном в своего противника. Василий Блаженный (память 2 августа ст. ст.) был приглашен Иваном Грозным в день его тезоименитства. Подняв кубок с питьем, он трижды выплеснул его содержимое за окно, чем вызвал ужасный гнев царя. Видя это, блаженный сказал: " Царь, не гневайся, ибо излиянием этого питья я погасил огонь, которым в этот час был объят весь Новгород, и потушил пожар " . Грозный узнал, что действительно именно в этот час пожар был потушен. Не раз жители Москвы видели, что Василий, проходя по улицам, то целовал углы одних домов, то в углы других бросал камни. Когда же спрашивали его, зачем он это делает, отвечал, что целует углы тех домов, в которых плачут ангелы от творящихся там беззаконий, и бросает камни в углы тех домов, откуда праведной жизнью горожан изгонялись бесы и повисали на углах, где блаженный и добивал их камнями.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Часть мощей его находится ныне в Пантелеимоновом афонском монастыре, а часть – в Москве, на Никольской улице, в часовне Паителеимона (Четьи-Минеи. Св. великомуч. Пантелеимон. Изд. Афонского монастыря). Еще при своей жизни блаж. Николай прославился даром чудотворений. Один богатый Новгородский посадник пригласил на пир многих именитых новгородских мужей, перед пиром он встретил на улице блаж. Николая и, считая его за угодника Божия, поклонился ему до земли и сказал: «раб Христов! сотвори любовь, приди ко мне вкусить хлеба». Блаженный отвечал: «как Богу угодно, так и будет». Спустя не много времени, блаженный пришел в дом посадника, хозяина тогда не было дома. Слуги начали издеваться над пришельцем, даже осыпали его ударами. Верный раб Христов мужественно переносил обиды, и, изгнанный из боярского дома, стал опять скитаться по улицам. Боярин возвратился домой, собрались и гости. Хозяин приказал слугам подавать вино, мед и всякие напитки, какие были в доме его. Те пошли в погреб зачерпнуть напитки, но с изумлением все бочки нашли пустыми, которые еще недавно были полны. В одно мгновение иссякло все вино, никем не тронутое. Слуги в страхе сказали господину о случившемся. Тот не веря слугам, пошел сам и увидел тоже самое, что говорили слуги. Что делать? Гости созваны, без вина оставаться нельзя. Хозяин поспешил послать на варяжский двор купить вина. Тут он вспомнил о блаж. Николае, спрашивает слуг: «приходил ли сюда юродивый Николай Кочанов? я его звал к себе». Слуги не утаили оскорбления, нанесенного человеку Божию, и рассказали без утайки, как было дело. Обиделся посадник на своих слуг и порешил поправить дело: он тотчас же послал лучших своих слуг искать по всему городу блаж. Николая и смиренно молить прийти к посаднику в дом. «Если где найдете его, зовите его ко мне со всем смирением, чтобы оказал мне грешному свое милосердие», сказал господин слугам. Посланные нашли блаж. Николая и, поклонившись ему до земли, сказали: «раб Христов! слуги нашего господина обидели тебя; прости наше согрешение и сотвори милость нашему господину: посети его дом». Блаженный отвечал: «как Богу угодно, так и будет». Всегда незлобивый, блаженный пошел вместе с слугами к боярину. Тот с радостью встретил Николая на крыльце, поклонился ему до земли, посадил его за стол вместе с вельможами и сказал: «блаженный Николай! прости согрешение слуг моих и благослови внести питие». Блаженный Николай отвечал: «пусть будет так, как хочешь ты». Посадник поклонился блаженному, и пошел с слугами в погреб. Бочки оказались наполненными, как и были прежде. Человек Божий запретил посаднику оглашать о совершившемся чуде и вышел из его дома, чтобы не слышать похвалы от людей.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

И сказал я в сердце моём, что и это – суета . То, что мудрый умирает наравне с глупым – это бессмыслица, это суета. А потому возненавидел я жизнь: потому что противны стали мне дела, которые делаются под солнцем; ибо всё – суета и томление духа! Пар и погоня за ветром! Мудрец, уравненный с глупцом, возненавидел жизнь . Да и кто бы смог иначе?! В делах под солнцем человек искал смысл, а его нет. Противны стали человеку эти дела,,. Мудрость и глупость замкнулись в один бессмысленный круг. И кружится, кружится этот круг на ходу своём . Сколько мудрых, сколько глупых прошлых времён не помнит уже никто. И не вспомнит. Скажут: а, вот, помним же Сократа и Архимеда, и Соломона тоже. – Помним? Помнит также и Геростра-поджигателя, и Ровоама скудоумного в Иерусалиме помним. Почти всех забыли, а уж если кого и помним, то опять мудрых и глупых наравне. Мудрость бесконечно выше глупости, а участь мудрого и глупого одна. Но ведь я не сама мудрость, я и не глупость. Я мудр или я глуп. А между мудрым и глупым разницы нет, они наравне, – так что мне до того, что разница есть между мудростью и глупостью? …Искал мудрости, а погнался за ветром. Почему такой обескураживающий результат? Потому что искал философ разницу между мудростью и глупостью в делах, которые делаются под солнцем . А выше солнца он искать ещё не умел. Потому такой крах и провал в поисках итрон, в поисках того, что останется и принесёт пользу. То, что под солнцем мудрого постигает та же участь, что и глупого, хотя мудрость лучше глупости, хорошо усвоили многие христианские проповедники. Потому они презрели суетную мудрость мира сего и, прилепившись ко Христу, стали ради Него юродивыми в мире сем. Если участь мудрого и глупого под солнцем не одна и та же была, то не было бы святых Христа ради юродивых. Следуя за Мудростью, что выше солнца, они легко оставляли ту, что под солнцем. Блаженный Феодор родился в Новгороде и в юных летах обучен был чтению книг. Но когда пришёл в совершенный возраст, возгорелся ревностью о Боге. Слова апостола Павла мы безумны Христа ради ( 1Кор. 4:10 ) глубоко проникли в сердце Феодора. И избрал он для себя путь юродства. Оставив родителей, все блага и мудрость земную, Феодор не имел постоянного жилья, всегда, и в морозы тоже, ходил босой и полунагой. Такого было его пребывание на Торговой стороне Новгорода. А по другую сторону Волхова, на Софийской стороне, бродил такой же блаженный Николай Кочанов. Случалось, Феодор заходил на Софийскую сторону, тогда с криком прогонял его оттуда Николай. Но если Николай заходил на Торговую сторону, то прогонял его назад Феодор. Крик и перебранка юродивых вполне отражали постоянную вражду, нередко кровавую, жителей Софийской и Торговой сторон Великого Новгорода. Так юродивые, безумные Христа ради, обличали безумие здравомыслящих жителей Новгорода.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Виктор, прав. Анна и блж. Николай Кочанов», кон. XIX в., ЦАК МДА,- Н. представлен с кочаном капусты у ног), так и на иконах традиц. письма, в т. ч. принадлежащих к старообрядческим (фигура на полях иконы «София Премудрость Божия», 2-я пол. XIX в., Гос. музей изобразительных искусств Республики Казахстан, Алматы ( Майорова Н., Скоков Г. Русская иконопись: Сюжеты и шедевры. М., 2007. С. 526); икона избранных святых, 2-я пол. XIX в., Саратовский гос. художественный музей им. А. Н. Радищева,- в обоих случаях Н. держит кочан). Подобное переосмысление облика святого было следствием процесса сближения его иконографии с образами др. праведных мужей и юродивых (в т. ч. тех, к-рые, как блж. Василий Московский, в XIX в. могли изображаться не обнаженными, а облаченными в рубахи), а также, вероятно, воздействия образов одноименного Псковского блаженного (обычно имеет облик средовека с короткой бородой, в рубахе). В результате появились иконы блаженного с именем Николай без уточняющих надписей и характерных атрибутов (кочана капусты), к-рые могут относиться как к псковскому святому, так и к новгородскому (ср. образ из частного собрания: Бенчев И. Иконы св. покровителей. М., 2007. С. 94). Напр., нельзя исключить, что на небольшой иконе кон. XIX - нач. XX в. из собрания Ф. Р. Комарова в облике средовека в короткой рубахе представлен именно Н., поскольку соседняя фигура вмч. Пантелеимона соответствует общему дню памяти этих святых и посвящению главного престола Пантелеимоновой (Николо-Кочановской) ц. (опубл. как образ святых Николая Псковского и Пантелеимона в кн.: Русские святые: Избр. иконы из колл. Ф. Комарова. М., 2016. Кат. 60. С. 315-318). Хотя иконы Н. в образе юродивого-средовека могли заказывать для новгородского храма, где находилось погребение святого, есть основания полагать, что здесь сохранялась и его традиц. иконография, ориентировавшаяся на средневек. памятники. На протяжении XIX в. для Пантелеимонового (Николо-Кочановского) храма был создан ряд произведений с изображением юродивого.

http://pravenc.ru/text/2565936.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010