Родиной русского юродства иногда называют Новгород, в котором на рубеже XIV–XV веков жили свои подвижники 79 . Один из них, Николай Кочанов, скончавшийся в 1392 году, по иконописному подлиннику седой, лысый, с длинной бородой, одетый в подпоясанную платом княжескую шубу 80 . В окрестностях Новгорода, в Троицком Клопском монастыре пребывал преподобный Михаил, скончавшийся в 1453 году, тоже иногда именуемый юродивым, хотя необычными были лишь его появление в Клопском монастыре и причудливость формы предсказаний 81 . На иконе XVI века он представлен в обычном схимническом облике 82 . Если признать, что идеальный костюм юродивого — нагота, то этому наиболее соответствуют изображения Василия Блаженного, скончавшегося в 1552 году в Москве. Иконописный подлинник так определяет его внешность: “подобием стар и сед, власы с ушей курчеваты, то есть терхавы и брада курчевата и седа невелика, наг весь, в руке платок: толико же безъимянен бяше, яко ни вертепа мала имея у себе, ни ризнаго одеяния на теле своем ношаше, но без крова пребываше и наг хождаше в зиме и лете” 83 . Одно из наиболее ранних изображений Василия Блаженного помещено на шитом покрове 1589 года, выполненном через год после канонизации 84 . В иконах рубежа XVI–XVII веков фигура Василия Блаженного порой приобретает весьма утрированный характер 85 . Позже сочли неприличным изображать святого совершенно нагим, и его стали представлять в набедренной повязке, по сходству с другим московским юродивым — Максимом, скончавшимся в 1433 году, который, по иконописному подлиннику, “главою плешив, наг, препоясан ширинкою, руки молебны” 86 . Пришедший из вологодских краёв в Ростов юродивый Иоанн по прозвищу Большой Колпак затем оказался в Москве, где и скончался в 1589 году. Он ходил в одежде с капюшоном и был “подобием старообразен, брада не велика, едва мало знать; главно плешив, лицем морщиноват, власы русы, назад свалися; свита празеленная, пуговицы до подолу; в левой руке клюка и колпак велик, ноги босы” 87 . Его изображения сравнительно редки; они обращают на себя внимание необычностью облика несколько грузного безбородого человека 88 .

http://pravmir.ru/ikonografiya-russkih-s...

В это время на Софийской стороне подвизался св. блаженный Николай, по прозванию Кочанов (память его 27 июля). Оба блаженных мнимо враждовали друг с другом, обличая этим кровавую вражду между обеими сторонами города — Софийской и Торговой; они нарочно заходили на чужую сторону, причем блаженный Феодор кричал: «Не ходи, юродивый, на мою сторону, живи на своей!» И не раз они бежали по воде реки Волхов, преследуя друг друга.  Пред кончиной своей блаженный Феодор говорил: «Прощайте, далеко иду!» Не много дней продолжалась его предсмертная болезнь. В течение ее он все ночи проводил в непрестанной молитве.  Напутствованный Святыми Тайнами, он тихо скончался 19 января 1392 г. и был погребен у церкви св. Георгия, около Торговых рядов (на рынке), на месте, которое он сам избрал для себя.  На могиле его воздвигнута часовня. Новгородские купцы всегда считали его своим покровителем. Преподобный Роман Киржачский (+ 1392) Память его празднуется 29 июля в день преставления, 23 июня вместе с Собором Владимирских святых и 6 июля вместе с Собором Радонежских святых Прп. Роман, ученик прп. Сергия, был первым настоятелем основанной им  Киржачской обители (во Владимирской обл.). В 1764 г. монастырь был упразднен. Благовещенская церковь стала приходской, где мощи преподобного почивают под спудом. •  После введения в Свято-Троицкой обители строгого общежительного устава в 1371 г. и недовольства им некоторых из братии прп. Сергий Радонежский был вынужден удалиться из монастыря. В это время прп. Сергий основал Благовещенскую обитель на р. Киржач (приток Клязьмы), вместе с ним ушли из Троицкого монастыря и верные его ученики. Когда прп. Сергий вернулся в родной монастырь, то в Благовещенской обители он оставил вместо себя настоятелем прп. Романа. Место подвижничества преподобного — в Киржачском р-не Владимирской обл. Преподобные Кассиан и Григорий Авнежские (+ 1392) Память их празднуется 15 июня в день их гибели Когда прп. Стефан Махрищский (память его 14 июля), бывший собеседником прп. Сергия, пожелал переселиться в лесные пустыни Вологодского края, то он взял с собой иеромонаха  Григория, уроженца тех мест.  Новую обитель они основали в Авнежском княжестве, причем им много помогал богатый крестьянин Константин. Наконец прп. Стефан решил вернуться в Махрищи. Прп. Григорий заменил его, а Константин принял постриг с наречением ему имени Кассиан и стал его помощником. В 1392 г. во время татарского набега оба преподобные были убиты, Авнежский монастырь разорен, и все это место заросло лесом и заглохло. В 1524 г. во время рубки леса святые мощи их были обретены нетленными, а впоследствии по желанию царя Иоанна I Авнежский  монастырь был возобновлен.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=117...

Среди подвижников, воссиявших в земле русской в XIIIXVI веках, некоторые прославились трудным подвигом юродства. В Устюге таким подвигом прославился в конце XIII века блаж. Прокопий устюжский. Он был иностранный купец, торговавший в Новгороде. Приняв православную веру, он роздал своё имение бедным, поселился сначала в Хутынском монастыре, но вскоре удалился в Устюг и здесь, никем незнаемый, принял на себя подвиг юродства. Днём он ходил по городу в изорванной одежде, претерпевая насмешки, брань и побои, а ночи проводил в молитве на паперти соборной церкви. Отдыхать он ложился то на навозе, то на камне, то на голой земле. Он принимал подаяние от нищих и богобоязненных, а от богачей, обогатившихся неправдою, не принимал ничего. Презираемый людьми, блаж. Прокопий удостоился особенной благодати Божией. Раз в Устюге была жестокая стужа, так что птицы падали мёртвые на землю, и даже замерзали люди. Терзаемый морозом, Прокопий зашёл погреться в хижину нищих, но они прогнали его с бранью и побоями, он зашёл в сарай и лёг с собаками, но и собаки ушли от него. Тогда Прокопий возвратился на паперть соборную и здесь, ожидая смерти, молился, да приимет Бог душу его. Страдальцу явился ангел Господень, коснулся его прекрасною веткою, и приятная теплота разлилась по коченевшим членам его. Силою своих молитв блаженный спас город Устюг от каменного града, предсказав жителям об этом грозном посещении Божием ещё за неделю. Некоторые замечали такой опыт прозорливости Прокопия: когда он носил кочерги, с которыми ходил, вверх головами, то в тот год бывал урожай, когда же оборачивал их головами вниз, бывал недостаток во всём. Прокопий скончался 8 июля 1285 года и похоронен на берегу реки Сухоны, где он часто сидел, молясь за плавающих. В Новгороде в XIV веке подвизались два юродивых – Феодор и Николай Кочанов. Первый юродствовал на Торговой стороне, другой на Софийской. Когда Николай переходил на Торговую сторону, оттуда всегда гнал его Феодор, говоря: «Не ходи, юродивый, на мою сторону, а живи на своей».

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Belyaev...

В самом названии подвига оттеняется особенное отношение святых юродивых к своим умственным силам. Названия: «юродство Христа ради», «буйство Христа ради» – значит безумие, глупость для Христа. Итак, по самому названию подвиг «юродства» является тем, что некоторые ревнители благочестия становятся безумными из за осуществления в себе заветов Спасителя. Профессор Е. Е. Голубинский говорит, что подвиг «юродства» о Христе в том и состоит, что подвижник делался притворно глупцом и безумным о Христе, чтобы терпеть от людей поношения и укоризны и чтобы обличать современников» 212 . Что святые юродивые притворно принимали на себя безумие об этом красноречиво говорят выражения житий святых юродивых: святой Симеон «юрода себе во всем творяше»; святой Фома Келесерийский «творяшеся юрод быти» 213 ; святой Исидор «прием юродственное еже Христа ради буйственное житие, якоже мнимо человеки»; святой Аврамий Смоленский «во юродство преложися»; «вси мняху святого Прокопия, яко юрода»; святой Андрей «неистов деяся, несмыслен и недобре глаголющ»; действия его напоминали действия бесноватого, и святого Андрея связывали железными цепями; святая блаженная Исидбра «Бога ради притвори себе юродство, аки бы сущи бесна»; святой Симеон пред вступлением на этот подвиг прямо «моляшеся прилежно Богу, яко безумного и несмысленного вси да имут его» и, живя в миру «творяшеся бесен» 214 ; святой Исидор Ростовский «днем яко юрод хождаше, в нощи же непрестанно молитву к Богу воссылаше», святой Феодор Новгородский, «оставя временное сие и скоротекущее житие, волею во юродство претворися» 215 ; святой Николай Кочанов «нача юродствовати Христа ради 216 «творяшеся неистов и буй» 217 ; святой Михаил Клопский «яко похаб творяшеся 218 ; святой Василий блаженный «похабяся творя»...; святой Николай Псковский «похаб ся творя» 219 . «По смерти родителей своих преподобный Георгий нача похабствовати, буйное и юродственное проходя житие, по апостолу Христа ради 220 . Ходя преподобный по лесам, в непроходимых местах, удаляшеся от человек, творя видимым яко юрод вменяшеся 221 . Егда же начинаху людие имети св. Симеона яко свята, он абие нечто таково соделоваше, еже не святости, но безумия явным бываше показанием 222 , говорится в его житии. После же его смерти, замечает биограф его, современники Симеона познали, «яко юродивый не бе юродивый, но премудрший бяше паче всех мудрецов века сего, и мнимый быти грешник, праведен и преподобен, образом юродства и грешничества покрываяй свое богомудрое и богоугодное житие пред человеки» 223 . Святой Андрей «в день аки неистов творяшеся, в нощи же беспрестанно моляшеся Богу и святой Анастасии» 224 . Святой Исидор Твердислов «в день яко юрод хождаше, в нощи же непрестанно молитву к Богу воссылаше» 225 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Блаж. Николай Кочанов, из рода почетных людей в Новгороде, юродствовал всегда на Софийской стороне, не переходя через Волхов на Торговую сторону, откуда всегда гнал его блаж Феодор, говоря: «не ходи, юроде, на мою сторону; живи на своей». Взаимно и Николай гнал Феодора, бросая в него кочанами капусты, от чего и прозван Кочановым. Эта вражда двух блаженных была уроком для буйной вольницы Новгородской. Оба они ум. в том же 1392 году – Федор 19 января, погребен на торговой стороне, в часовне, близ церкви св. Георгия на Лубянице, а над могилою блаженного Николая (ум. 27 июля) в 1554 году построен храм св. Пантелеймона. Память обоих празднуется в день кончины. В «Иконописном Подлиннике» сказано о Николае Качанове: «подобием сед власы, главою плешив, брада долга аки Алексия митрополита Московскаго, на конце раздвоилась, шуба княжеская, исподняя лазоревая, подпоясан платом» (Филимонов, стр. 400). Блаженному Федору сочинена особая служба, по которой совершается пред ракою его молебствие (Макарий, «Церк. Древности в Новгороде», I, 388). О юродивом Георгии упомянуто только в «Иконописном Подлиннике» под 23 Апреля: «подобием рус, аки Козма; ризы как на Иоанне Устюжском» (Филимонов, стр. 52). Время кончины и место погребения неизвестны. Память 3 ноября. Неканонизирован (Сергий III, прим. 3, стр. 61). 142. Святая княжна инокиня Харитина, яже в девичьи монастыри бысть в лето 6000 месяца октября в 5 день Инокиня и настоятельница Петропавловского девичьего монастыря, на Синичьей горе под Новгородом. Время жизни ее неопределенно показано в памятниках: по поздней надписи на раке – 7000 лет и «княжна Чехиня», а по рукоп. святцам «из рода королей Литовских» и 6000 лет. Если храм Петра и Павла, построенный в 1192 году, уже существовал при Харитине, то время жизни ее в Новгороде надобно отнести к XIII столетию, так как известно, что вторая половина этого века была бурное, кровавое время для Литвы. Тогда многие князья Литовские искали убежища в Русской земле, может быть в числе их была и княжна Харитина (Филарет, «Р. Св.», октябрь, стр. 24). Догадка некоторых, что она была привезена в Новгород для вступления в брак с св. князем Феодором Ярославичем и по смерти его постриглась, не имеет достоверного основания. Память празднуется 5 октября. С 1764 года Петропавловская церковь бывшего монастыря, в которой почивают мощи ее под спудом, обращена в кладбищенскую. По «Иконописному подлиннику»: «родом бысть королевства Литовскаго; подобием простовласа девица, в единой свите без мантии» (Филимонов, стр. 34). 143. Святый и праведный Иаков Боровицкий чюдотворец бысть в лето 6960 месяца октября в 23 день на Мсте реце

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

поиск:   разделы   рассылка Андрей Зайцев Уроды Христа ради " Блаженный не занимается разоблачением " традиционной церковности " , но, напротив, предупреждает людей от привыкания к святыни " Источник:  Нескучный сад 9 августа празднуется память новгородского юродивого Николы Кочанова. Несмотря на необычные внешние формы юродство – одна из самых консервативных форм святости. Блаженный не занимается разоблачением " традиционной церковности " , но, напротив, предупреждает людей от привыкания к святыни, от теплохладного отношения к вере и от кощунства, считает историк Андрей ЗАЙЦЕВ. Мир Древней Руси нам часто представляется как идеальное христианское общество, где все люди от холопа до царя степенно ходят в храмы, истово молятся, постятся по двести дней в году, перед смертью становятся иноками, а после кончины – святыми. Иногда в этой идиллии бывают сбои, и тогда на исторической сцене ненадолго появляются бражники, разбирающиеся в библейской истории и попадающие в рай, но в целом жизнь в допетровской Руси многим кажется очень благочестивой. Эта мифологему можно разрушить разными способами: чтением исторических документов, размышлением над причинами старообрядческого раскола, но лучше всего идею всеобщего процветания разрушает феномен юродивых – святых, распространенных на Руси, начиная с XIV века. Одним из таких блаженных " похабов " был Николай Кочанов. Благочестивый сын богатых и знатных новгородцев, не желая получать славу и почести от людей, Николай стал ходить по городу в рубище. Краткое современное житие, размещенное на сайте Новгородской епархии, довольно точно следует за древнерусским агиографическим текстом, так описывая суть подвига блаженного Николы: " Юродствуя, ходил по городу, творил неприличия, а в устах его всегда была молитва к Богу " . В этой фразе кроется самая большая опасность подвига юродивого. До сих пор Церковь не нашла однозначных критериев, по которым при жизни или вскоре после смерти можно отличить подлинных юродивых от мошенников и сумасшедших. Все они могут бегать голыми или неряшливо одетыми по городам и весям и творить непотребства, но лишь единицы становятся святыми.

http://religare.ru/2_96226.html

Полуодетый и босой, в полной нищете, он стал жить на улице. Милостыню, которую подавали ему, блаженный Феодор раздавал. По ночам он обходил новгородские церкви и горячо молился за свой родной город. По свидетельству летописца, «не раз спасалась его земная родина от предстоявших ей зол молитвами сего угодника Божия». Обличая взаимную вражду граждан новгородской Торговой стороны с жителями Софийской стороны, блаженный Феодор делал вид, что враждует с блаженным Николаем, по прозванию Кочанов (†1392, память 27 июля), подвизавшимся на противоположной Софийской стороне. Когда блаженному Феодору случалось переходить Волховским мостом на Софийскую сторону, то блаженный Николай гнал его на Торговую, то же делал и Феодор, застав Николая на Торговой стороне. Блаженные своей мнимой враждой напоминали новгородцам неблаговидность их междоусобиц, которые часто оканчивались кровавыми столкновениями. Порой блаженному Феодору приходилось терпеть оскорбления от настоящих обидчиков, но он только молился за них и всегда оставался спокоен. Многие граждане новгородские еще при жизни видели в нем угодника Божия и почитали его. Блаженный стяжал от Господа дар прозорливости. Иногда он предупреждал: «Берегите рожь, рожь будет дорогая» – и наступал неурожай. В другое время словами «чисто тут будет – хорошо будет сеять репу» – он предупредил о пожаре, опустошившем улицы Торговой стороны. Иногда блаженный Феодор говорил женщинам: «Молись Богу, Бог даст тебе сына (или дочь)» – и это сбывалось. Предвидя свою кончину, блаженный повторял землякам: «Прощайте, иду далеко». Во время предсмертной болезни он все ночи проводил в непрестанной молитве. Причастившись Святых Тайн, блаженный Феодор преставился ко Господу 19 января 1393 года. Он был погребен по завещанию на Торговой стороне, у церкви святого великомученика Георгия, на паперти которой святой часто молился по ночам. Над мощами блаженного была воздвигнута часовня. Больные, веря в молитвенное предстательство святого Феодора, получали там исцеление. Новгородские купцы особенно почитали память блаженного Феодора, считая его своим покровителем.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Разошлите послы к великому князю, добивайте челом 632 . Высшия духовные лица тоже обращались к Михаилу Клопскому и поступали согласно с его указаниями: архиепископ Евфимий просит молитв св. Михаила и после поставления на кафедру новгородскую получает от него повеление идти в Москву и там «царствующего благословенного царя Василия гнев на ся утолити» 633 . Св. Михаил являлся даже третейским судьей. Так, когда два вельможи Елевферий и Иоанн поссорились, то за разрешением обиды пошли к св. юродивому Михаилу, который одному из них сказал: «чадо, отвергни от себя насилуемая, и сам припади к необидимому судьи, яко да ущедрит тя: зрю бо тя в велицей беде суща. Аще ли же не сотвориши сице, яже заповедах тебе, то известно буди ти, яко днесь будеши нем, ни двигнутися могий, ни очима воззрети» 634 ; князю Димитрию Шемяке, пришедшему к св. Михаилу за благословением и молитвою о возвращении ему престола, он предсказал погибель 635 ; князь Константин, лишенный своей отчины в 1419 г., снова ее возвращает при посредстве св. юродивого Михаила в 1421 г. 636 ; св. юродивые новгородские Феодор и Николай Кочанов (юродствовавшие в одно время), всегда как будто взаимно преследовали друг друга. Когда блаженному Феодору приходилось быть на Софийской стороне, то св. Николай гнал его на Торговую; тоже делал и св. Феодор, когда заставал блаженного Николая на Торговой стороне. Эта кажущаяся вражда двух противников была назидательным уроком для буйной новгородской вольницы, а не вражда двух сердец, хорошо понимавших друг друга, и прекрасной характеристикой духа того времени. В самом деле, в Новгороде, во время жизни св. юродивых Феодора и Николая, из за самых пустяков были постоянные междоусобия, кончавшиеся весьма часто кровопролитием, разграблением имуществ, пожарами и убийствами 637 . Но чем объяснить то обстоятельство, что какие то нищие вмешиваются в дела государственные, и голос их имеет часто решающее значение? г. Рущинский любовь русских к юродивым объясняет своеобразностью сложившегося на Руси идеала христианской благочестивой жизни, особенным свойством практического нравственного религиозного быта, который, по его мнению, сводился к двум видам: это необыкновенное уважение к отшельническим подвигам и привязанность к внешним предметам и приемам благочестия.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В христианские времена власяницей обыкновенно называется шерстяная одежда, носимая прямо на голом теле, причем иногда она скрывалась под верхнею одеждою. Ношение на голом теле власяницы основывалось на примере пророка Илии и святого Иоанна Предтечи, обыкновенною одеждою которых была власяница из верблюжьего волоса 272 . С третьего века о ней часто упоминают христианские писатели. Святой Киприан внушает падшим умилостивлять Бога слезами, уничиженным лежанием на земле, ношением власяницы. В среде монашества с четвертого века эта же одежда входит чуть не в всеобщее употребление. Так святой Андрей, после того, как его признали сумасшедшим и отпустили на волю, «взем нож, иде на студенец, и совлек с себя ризу, раздроби ю на пласты 273 ; святой Исидор Твердислов, решив принять на себя подвиг «юродства», «от риз совлечеся» 274 . Святой Василий блаженный «ни ризного одеяния на теле своем ношаше и наг хождаше и в зиме и лете» 275 ; святой юродивый Устюжский Иоанн «пребываше наг, точию едино рубище имея по чреслех своих. Егда же и в срачице прилучашеся ходити ему, и он ю ветху имеяше, и никогдаже измовену» 276 ; святой Прокопий Устюжский ходил «в единой ветхой рубищной и раздраной одежде полунаг сущи, рубищную же носимую одежду имеяше с единого рама спущену и плещи обнажены 277 ; святой Иоанн Большой Колпак по Москве ходил почти нагой 278 ; святой Георгий Шенкурский носил «гнусную и раздраную ризу, студа ради телесного покрывая тело свое, якоже достоит покрыти 279 ; святой Андрей Тотемский ходил в раздранной одежде 280 ; святой Симон Юрьевецкий зимою и летом имел одну длинную раздранную рубашку 281 ; святой Николай Кочанов носил ветхую одежду, а святой Феодор Новгородский ходил полунагим, святой Николай Псковский носил длинную рубашку, подпоясанную веревкой: святой Максим Московский почти нагим бегал по улицам Москвы; святой Лаврентий калужский зимой и летом ничего не носил, кроме рубашки и овчинного кожуха; святой Прокопий Вятский всегда рвал одежду, которую ему давали носить 282 ; святая Исидора «простым платом сквернавым покрывание главу свою» 283 . Иные из юродивых носили власяницу как например: Фаддей олонецкий 284 , Исакий Печерский 285 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Блж. Николай Кочанов. Фрагмент иконы «Минея на июль». Кон. XVI в. (ЦАК МДА) 20 июня 1554 г. над местом погребения Н. Новгородским архиеп. Пименом была заложена каменная ц. во имя вмч. Пантелеимона (называемая также Николо-Кочановской) (НовгорЛет. С. 86, 334; ПСРЛ. Т. 30. С. 182). «Слово похвальное Николы Саллосу, сиречь уроду Христа ради, нарицаемому Кочанову» (нач.: «Приспе нам, братие, светлое празднество и память уродиваго»), как предположил В. О. Ключевский , могло быть написано в связи с обновлением в Новгороде его памяти в сер. XVI в. Похвальное слово и служба Н. известны в рукописях начиная с XVI в. Перечень указанных в справочнике Н. П. Барсукова и в статье Л. В. Соколовой рукописей можно расширить в т. ч. списком Похвального слова - РНБ. Погод. 851. Л. 111-116 об. (сер. XVI в.), списком службы и Похвального слова - БАН 13.3.32. Л. 164-177 об. (кон. XVI в.) и списками службы - РНБ. Соф. 419. Л. 152-166 (сер. XVI в.), БАН. Арханг. Д. 159. Л. 422-431 (60-е гг. XVI в.). Два чуда Н.- о пире у вельможи и об оклеветанном клирике - встречаются в рукописях XVI-XVIII вв. (Сюжет чудес одинаков, но можно выделить по меньшей мере 2 редакции текста: краткую, подобную той, что входит в состав подборки сведений о новгородских святых (БАН. 4.7.16. Л. 44 об.- 46 (кон. XVII в.); РНБ, Q.I.365. Л. 117-118 об. (1-я пол. XVIII в.); РНБ. Солов. 879/989. Л. 81 об.- 82 об., 2-я пол. XVIII в.), и пространную. В лит-ре чудеса Н. иногда именуются кратким Житием Н. В описи книг Евфимиева суздальского в честь Преображения Господня мужского монастыря 1650 г. упоминаются «тетради в коже Житие Николы чудотворца Кочанова» (цит. по: Барсуков. Источники агиографии. С. 399). В XIX в. Похвальное слово Н. послужило источником для заметки «О святом блаженном Христа ради юродивом Николае Качанове: Из Слова похвального вкратце» (изд. Д. Б. Терешкиной по списку КП 30056-212/КР 247, 30-е гг. XIX в.). На Похвальном слове основано «Сказание» о Н. из издания службы 1831 г., в к-ром в самых общих чертах рассказывается о добродетели Н., его юродстве, любви к посещению храмов и об исцелении, к-рое даруют его мощи. Легенда о блж. Феодоре Новгородском и о кочнах отсутствует.

http://pravenc.ru/text/2565936.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010