Вопреки желания своего нередко окруженные при жизни ореолом славы и уважения, эти блаженные юродивые и по отшествии своем в загробный мир не умирают бесследно: память о них не изглаживается из сердец народа и многими десятилетиями и даже сотнями лет передается потомству из рода в род. На обширной Руси святой было немало таких юродивых, по преимуществу же мужчин – таковы: Алексей Степанович в Борисоглебском монастыре, Андрей Мещовский, Антоний Алексеевич Задонский, Андрей Ильич Симбирский, Афанасий Ростовский, Василий Блаженный и Максим в Москве, Василий, Иродион, Михаил, Фома Сольвычегодские, Георгий Новгородский, Захария Шенкурский, Илия в Даниловой слободе (близ города Ярославля), Исидор в Ростове, Иоанн Боровичский, Иоанн Можайский, Лаврентий в Калуге, Леонтий, Иоанн и Прокопий Устюжские, Михаил Клопский, Николай Кочанов в Новгороде, Николай Салос во Пскове, Прокопий Вятский, Симон Юрьевецкий, Трофим Суздальский, Фаддей Петрозаводский и другие. Из женщин подвиг юродства, насколько нам известно, несли немногие, таковы: Марфа, погребенная в московском Ивановском монастыре, Домна Карповна Томская, Ксения Григорьевна в Петрограде Анна Ивановна и Матренушка-босоножка в Петрограде. Из ряда всех их обращает на себя наше внимание последняя как происшедшая из Костромской губернии, между тем эта замечательная личность едва ли сколько-нибудь известна в Костромской епархии, почему представление внешнего и духовного облика Матренушки может быть небезынтересным для костромичей вообще. § II Название Матренушки-босоножки усвоено в Петрограде Матрене Петровне Мыльниковой. Она была уроженка деревни Ваниной, Оделевского прихода 1 , Нерехтского уезда; рождение Матрены относится к 1819 году (по паспорту). Родители ее Петр Евсигниевич Щербинин и жена его Агафия, урожденная Нестерова, были коренные крестьяне-землевладельцы из деревни Антоновой, Оделевской же волости. Матрена, как и родные братья ее – Макар, Александр и Иван, занимавшиеся земледелием, были неграмотны. Матрена Петровна значилась мещанкой города Костромы, потому что была в замужестве за костромским мещанином Егором Тихоновым Мыльниковым; детей от брака не было у них. В городе Костроме они имели свой домик на Сергиевской улице и бакалейную лавку – но где именно, о том не сохранилось памяти у обывателей улицы.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Bazhenov/...

Основой для подвига юродивого стало выражение апостола Павла о том, что христиане должны быть " безумны Христа ради " . За эти слова первоверховного апостола христиан часто упрекали в том, что они не ценят человеческий разум, но подобное обвинение не слишком справедливо. Еще Ориген в своем трактате " Против Цельса " писал: " Мы не говорим, что глупость хороша вообще... Гораздо лучше веровать в догмат с рассуждением и мудростью, чем с голой верой " . В церковном предании можно найти рассуждения о том, что христианин должен бегать от мудрости века сего (то есть, например, не должен уметь обманывать другого, не должен получать 2 рубля за вещь, которая стоит рубль), но быть мудрым в достижении Царствия Небесного. В Древней Руси именно юродивые иногда становились выразителями христианской мудрости с помощью игры или безумных поступков. Николай Кочанов часто дрался со своим собратом по подвигам блаженным Феодором и однажды запустил кочан капусты прямо ему в голову, за что и получил свое прозвище. Николай жил на Софийской стороне Великого Новгорода, а Феодор – на Торговой. Их поединки, как сообщает житие, пытались отучить новгородцев, живших на разных берегах Волхова, драться друг с другом. Публичная драка двух юродивых ради мира в городе не самый большой парадокс этого типа святости. Древнерусские памятники доносят до нас отношение Церкви и народа к блаженным. Как пишет Сергей Иванов, чаще всего их называли словом урод, которое в современном русском языке имеет четкую негативную окраску: " Именно слово оуродъ в конце концов стало наиболее употребительным обозначением специфического христианского подвига. Юродивый (по-древне-славянски – уродивый или просто урод) – это по первому своему смыслу тот, кто " родился неправильно " , будь то в физическом или умственном отношении... В XVII в. значения разделились " : " урод " стало обозначением врожденного калеки, а " юрод " – безумца, в том числе и притворного " . Иногда юродивых также называли блаженными, но этот эпитет мог применяться и к другим подвижникам. Так автор жития Феодосия Печерского очень часто называет его блаженным. Употребление этого слова восходит к Нагорной проповеди Христа, где праведники называются блаженными, счастливыми. По отношению к юродивым этот эпитет употребляется на стыке значений: в славянских языках можно найти глаголы блажить и слово соблазн, в современном русском языке словом " блаженный " может называться человек не от мира сего, дурачок. Поскольку натуральное безумие весьма сложно отличить от безумия притворного, показного, то Церковь неоднократно могла прямо запрещать юродство.

http://religare.ru/2_96226.html

Не всегда юродство было столь глобальным. Например, Симона Юрьевецкого по приказу местного воеводы забивают до смерти в провинциальном городке. И дело не только в противостоянии царю. Новгородские юроды противостояли новгородской вольнице. Юроды Феодор Новгородский и Николай Кочанов разыгрывали ругань и драки перед своим городом, с тем, чтобы его жители поняли, к чему ведут политические распри. Юродов вообще было много. Большой Колпак , выведенный Пушкиным в «Борисе Годунове», запомнился своими длинными волосами, веригами и медными кольцами. Иоанн Устюжский — молодостью и незлобием. Юроды — на вид незлобливые жертвы, но как мы уже говорили, несут Весть о Конце этого мира. Так, ребенок, ударивший Андрея Тотемского , в наказание умирает. Конечно, надо упомянуть о столь почитаемой современной юродивой — Ксении Блаженной , которая несла свой подвиг в новой столице новой европейской России. Потеряв мужа, она начала юродствавовать: раздала все имущество, жила бездомной, одевалась в одежду мужа и утверждала, что умерла она, а не он. ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ По понятным причинам те, кто вносили в «благополучное христианство» соблазн и безумие, могут вызвать соблаз всамделишний. Отношение Церкви к юродству всегда было осторожным. Никто к юродству «не призван». Призваны мы к исполнению заповедей, например к милосердию, подставлению щеки, смирению, неосуждению (на что, в конечном счете, работают юроды). Поэтому приведем предостережение Симеона Нового Богослова. Его слова особо значимы, ибо он сам находился в конфлитке с современной ему Церковью и именно из-за своей защиты Симеона Благоговейного, в чьем поведении было много от юродства. Вот оно: « Того, кто живет в смиренном воздержании, люди считают притворщиком, а того, кто ест, как обжора, держат за безыскусного и простодушного, а частенько и сами с удовольствием трапезничают вместе с ним, потворствуя собственной слабости. Мало того, даже тех, кто прикидывается сумасшедшим, острит, болтает несусветный вздор, принимает непристойные позы и тем вызывает у людей смех, — даже их почитают как бесстрастных и святых, полагая, будто этакими-то ухватками, ужимками и речами те пытаются скрыть свою добродетель и бесстрастие; а вот на тех, кто живет в благоговении, добродетели и простоте сердца и на деле является святым, — на тех не обращают внимания, словно на обычных людей, и проходят мимо ». Книги о юродстве

http://blog.predanie.ru/article/yurodstv...

657. Сборник богослужебный , в восьмушку, 221 л., полууставом XVIII в., в дощатом с кожею переплете. Порваны с ущербом для текста листы: 3, 5, 9, 16, 17, 19, 24, 27, 28, 38, 55, 56, 134. Состав: 1) святцы (1–130 об.); 2) часослов малый, неполный (131–221): последования: павечерницы малой (131–147 об.), полунощницы субботней (148–163 об.); часов: 1, 3, 6 и 9 и чина изобразительных (164–200); «Блаженны» и апостольския и евангельския чтения во все дни седмицы (201–221). Из отмеченных в современном нам Церковном Уставе памятей русских святых в святцах нашей рукописи не показаны следующия: сентября 7 – Иоанн архиепископ Новгородский; сентября 21 – Димитрий Ростовский ; сентября 30 – Михаил митрополит Киевский; ноября 22 – Михаил князь Тверской: декабря 7 и мая 27 – Нил Столобенский; января 9 и июля 3 – Филипп митрополит; января 28 – Феодосий Тотемекий; июня 5 – великий князь Феодор Ярославич; июня 15 – Иона митрополит Московский; июля 10 – Антоний Печерский. В святцах нашей рукописи отмечены следующия памяти русских святых, которыя не поименованы в современном нам Церковном Уставе; сентября 5 – Глеб князь; сентября 16 – Киприян митрополит; октября 5 – святители: Петр, Алексий и Иона; октября 7 – Сергий Обнорский; ноября 27 – Всеволод (Гавриил) князь Псковской; ноября 28 – Феодор архиепископ Ростовский; декабря 23 – Филипп митрополит; января 17 – Антоний Римлянин; января 28 – Ефрем Новоторжский; февраля 14 – Михаил князь Черниговский; марта 5 – Феодор, князь Смоленский и Ярославский и чада его: Давид и Константин; марта 16 – Серапион архиепископ Новгородский; марта 26 – Варсанофий епископ Тверской; марта 30 – Иона митрополит; апреля 14 – Литовские мученики: Антоний, Иоанн и Евстафий; апреля 20 – Александр Ошевенский; апреля 28 – Кирилл епископ Туровский; апреля 30 – Никита епископ Новгородский; мая 2 и 20 и июля 24 – Борис и Глеб; мая 7 – Антоний Печерский; мая 15 – Евфросин Псковской; мая 19 – «благоверный князь Иоанн Углецкий, нареченный во иноцех Игнатий Вологодский»; мая 26 – Макарий Калязинский; мая 27 – святители: Киприян, Фотий τι Иона; июня 3 – Димитрий царевич; июня 3 – Сретение образа Димитрия Прилуц; июня 8 – Василий и Константин, Ярославские князья; июня 10 – Александр Куштский; июня 13 – Андроник Московский; июня 29 – Петр царевич Ростовский; июля 12 – «святых мученик варяга и сына его Иоанна, убиенную в Киеве»; июля 14 – Стефан Махрищский; июля 27 – Николай Кочанов, юродивый Христа ради Новгородский; августа 4–Петр митрополит; августа 8 – Зосима и Савватий Соловецкие; августа 13 – Максим Московский; августа 14 – Феодосий Печерский (перенесение мощей).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Еще менее известно о других средневековых русских юродивых Христа ради. В конце XV столетия в том же Устюге жил другой юродивый, Иоанн (fl494). Подвижнические черты, проявленные им в молодости, заимствованы из жития преподобного Сергия. Главной деталью связанного с ним предания является, как и в житии Прокопия, лютый мороз. Он живет в хижине при соборной церкви Успения Божией Матери, бегает по улицам полунагой, подвергаясь разного рода оскорблениям. Новый мотив чуда, встречающегося также в Киево-Печерском патерике: он спит на раскаленных угольях в печи. Священник, бывший свидетелем этого чуда, рассказал о нем впоследствии. Таким образом, в этом портрете христианского «киника» нечувствительность к морозу дополняется его нечувствительностью к огненному жару. Свидетель чудесной способности святого выполняет роль, подобную роли наперсника, – необходимая фигура в агиографии юродивых. Иначе всеобщее презрение к святому при жизни сделало бы невозможной его посмертную канонизацию. Недаром устюжское предание о блаженном Прокопии приводит первого русского юродивого из Новгорода. Этот великий город был колыбелью русского юродства. Все известные русские юродивые XTV и начала XV века прямо или косвенно связаны с Новгородом. Это не означает, что кенотическое уничижение было определяющей чертой этого богатого купеческого города. Скорее, верно противоположное утверждение. Но Новгород, в большей степени, чем удельные княжества, являл характерные черты русской народной жизни и сознания. Религиозная жизнь здесь была более спонтанной и менее традиционной. Если юродство Христа ради является отличительной чертой русской религиозности, оно должно было проявить себя в Новгороде раньше и сильнее, чем где бы то ни было. Здесь буйствовали в XTV веке Николай (Кочанов) и Феодор, о которых нам известно из местных летописей. Своими драками они пародировали кровавые столкновения между политическими партиями Новгорода. Никола жил на Софийской стороне (там, где расположен собор), Феодор – на Торговой. Они переругивались и перебрасывались камнями через реку Волхов. Когда один из них пытался перебраться через реку по мосту, другой гнал его назад, крича: «Не ходи на мою сторону, живи на своей!» Легенда прибавляет, что после таких боев блаженным случалось возвращаться не по мосту, а прямо по воде, как по суху.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Fedoto...

Николай Кочанов, Новгородский, блж. - житие Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Меню сайта Начальная страница Иконы Богородицы Иконы Иисуса Христа Иконы Ангелов Иконы Святых Минейные иконы Модерация Опознание икон Новое на сайте Оффлайн-каталог Аудиозаписи канонов О проекте/конт@кт Помочь сайту Форум Пользователь Работаем анонимно. Вход Регистрация Николай Кочанов, Новгородский, блж. - житие Эта страничка относится к разделу   Николай Кочанов, Новгородский, блж. Блаженный Николай Кочанов, Новгородский, Христа ради юродивый (память 27 июля по старому стилю) Родился и жил в XIV веке в Новгороде. С юности блаженный проводил добродетельную жизнь: усердно посещал храм Божий, любил пост и молитву. Не желая человеческой славы, святой принял на себя подвиг юродства ради Христа и в рубище бегал по городу, терпя побои и насмешки. В это время на другой стороне реки Волхова подвизался другой блаженный — Феодор, Христа ради юродивый (память 19 января/1 февраля). Эти два святых мужа представлялись непримиримыми врагами и тем самым наглядно изображали новгородцам их междоусобия. Раз, догоняя своего мнимого противника, блаженный Николай пошел по реке, как по суше, и бросил в блаженного Феодора кочан капусты, от чего и назван был Кочановым. Господь прославил Своего угодника даром прозорливости и чудотворения. Скончался святой Николай 27 июля 1392 г. Примечание от PRAVICON.COM : Описание со старой версии сайта. Статья опубликована участником [ tol ] 2013-01-06. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Николай Кочанов, Новгородский, блж. " . Начальная страница Иконы Иисуса Христа Иконы Пресвятой Богородицы Иконы ангелов Иконы святых Конт@кты

http://pravicon.com/info-3047

Слава, глас тойже: Людей множество, заступника тя познахом, отче наш,/твоею бо стезею направи нас ходити,/преблажен еси воистинну, яко Богови работав,/и демонская низложил еси возношения,/Ангелом собеседниче,/юродивым Христа ради единовсельниче и праведным./С нимиже моли Господа/помиловатися душам нашим. И ныне, Богородичен, глас тойже: Владычице, приими молитвы раб Твоих/и избави нас/от всякия нужды и печали. Славословие великое. И отпуст. НА ЛИТУРГИИ Блаженны от канона, песни 3-я и 6-я. Прокимен, глас 7: Честна пред Господем/смерть преподобных Его.Стих: Что воздам Господеви о всех, яже воздаде ми? Апостол к Галатом, зачало 213. Аллилуия, глас 6: Блажен муж, бояйся Господа, в заповедех Его восхощет зело. Стих: Сильно на земли будет семя его. Евангелие от Луки, зачало 24. Причастен: В память вечную будет праведник: Блаженный Николай Кочанов, Христа ради юродивый Новгородский, жил в XIV веке. Он родился в Новгороде в богатой и знатной семье Максима и Иулиании (†1384; память 21 декабря). С юности святой Николай отличался глубоким благочестием, усердно посещал храм Божий, любил пост и молитву, щедро раздавал милостыню бедным. Это заметно выделяло его среди современников, так что многие стали хвалить святого Николая. Не желая славы от людей, святой Николай стал юродствовать во Христе. Он оставил свой богатый дом, оделся в рубище и так скитался По городу в любое время года, претерпевая холод и нищету. Тогда люди перешли к другой крайности: стали злословить святого, наносить ему всякие обиды и даже побои, что благотворно содействовало нравственному совершенствованию блаженного. Господь прославил Своего угодника дарами прозорливости и чудотворений. Однажды слуги богатого новгородца без ведома хозяина прогнали блаженного со званого пира. Когда он ушел, у хозяев исчезло вино в сосудах. Хозяин, узнав, что приходил блаженный Николай и что его прогнали, послал вернуть его. И когда святой вернулся, вино вновь обрелось в сосудах.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

священник Ярослав Шипов Скачать epub pdf Юродивый Христа ради Юродивый Христа ради – святой, избравший особенный, очень редкий и очень сложный путь спасения. Большинство юродивых отличались полным пренебрежением ко всем благам жизни – круглый год ходили босыми и почти без одежды, некоторые носили вериги. Эти подвижники не боялись говорить правду в глаза сильным мира сего даже царям, обличали людей несправедливых и забывающих правду Божию, радовали и утешали людей благочестивых и богобоязненных. За подвиги самоотречения Бог награждал их дарами мудрости и прозорливости. Среди святых, Христа ради юродивых: Василий Блаженный, Прокопий Устюжский, Максим Блаженный, Николай Кочанов, Иоанн Большой Колпак. Читать далее Источник: Моя церковь : Краткий справочник для детей и взрослых/сост. Шипов Я.М. - М.: Патриарший издательско-полиграфический центр, 1998. - 256 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/m...

    Ефрем, пр. перевомский, в начале в. 26 сент. и 16 мая.     Иоанн, сочавский великомуч., 2 июня 1330—1340 г.     Савва, пр. вишерский, 1 окт. 1460 г.. 4. Святые в печатных святцах и служебных книгах XVII в.     Ефрем, пр. новоторжский, 1053 г. 28 янв. У. 1610. Местное празднование установлено в Торжке при митроп. Дионисие (1584—1587) и тогда составлена ему служба.     Антоний, пр. римлянин, 3 авг. и 17 янв. 1147 г. У. 1610 янв. 17. Св. XVI в. Празднование с открытием мощей в 1597.     Петр, царевич ордынский, 29 июня 1290 г. У. 1610 июня 29. Житие написано не позднее XIV в. До Мак. и Мак. Служба написана в 1549.     Николай Кочанов, юродивый 27 июля 1392 г. У. 1610. Святцы и минеи и устав XVI в. В службе Григория.     Исидор твердислов, 14 мая 1474. У. 1610. Мак. У. 336. 1548 г.     Серапион, архиеп. новгородский, 16 марта 1516 года. У. 1610. Служба XVI в. празднование ок. 1559.     Иаков, пр. боровицкий. 23 окт. 1540. У. 1610. Мощи и чудеса свидет. в 1544 и 1572 г. Уставы, псалтири и святцы XVI в.     Антоний сийский, 7 декабря 1556 года. У. 1610 г. Минеи XVI в. Канонизован в 1579 г.     Василий блаженный москов., 2 авг. 1552 г. У. 1610. Минеи рукопис. XVI века. Житие писано в 1588 г. и тогда установлено празднование.     Обретение мощей св. Гурия, архиеп. казанского ( 1563 г.), и Варсанофия, еп. твер. в 1576 г. У. 1610. Празднов. с 1595 г. окт. 4.     Макарий, пр. желтоводский, 25 июля 1444 г. След. Пс. 1625. В службе Григория празднов. с 1539 г. Следствие о чудесах в 1619 году и подтвержд. празднование.     Димитрий, царевич московский, 15 мая 1591 г. След. Пс. 1625. Празднов. с 1606 г.     Перенесение мощей Киприана и Фотия, митропол. киевских и всея России в 1472 г. 27 мая. Святцы 1639.     Георгий, новый муч. болгарский, 26 мая 1514 г. Святцы 1639. Мак.     Кирилл, еп. туровский, 28 апр. 1183 г., пролог 1643 г. Рукоп. прологь XIII-XIV в. Голуб. Ист. канониз. 101.     Меркурий смоленский, 24 нояб. 1238 г. Минеи 1646 г. Служба писана в 1509 г. Мак.     Георгий, велик. кн. владимирский, 4 февр. ( 4 мар.) 1238 г. Св. 1646. Память его обновлена в 1645 г. патр. Иосифом построением серебряной раки.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Юродивый – это и шут, и гениальный художник, владеющий языком образов, и рвань подзаборная, полной своей нищетой, в том числе нищетой духовной, взыскавшая всю полноту правды... Павел Груздев знавал в Мологе одного юродивого – по рассказам отца, Александра Ивановича – имя ему было Лешинька, Алексей Клюкин. В Новгороде в XIV веке жили блаженный Феодор Юродивый и Никола Кочанов, о них о. Павел пишет: «Блаженный Феодор жил на Торговой стороне, а Никола на Софийской, и они друг друга не допускали на свою сторону – середина Великого моста была рубежом их владений. Случилось однажды, что Феодор был приглашен в гости на Софийскую сторону. Никола, узнав об этом, стал его прогонять. Феодор побежал, перед ним был Волхов, но это его не смутило, и он побежал по воде, как посуху. Никола последовал за ним и на середине реки бросил ему вдогонку кочан капусты, подобранный им во время преследования на огороде, отсюда и прозвище его – Никола Кочанов! " В другом месте батюшка поясняет, что юродивые мнимо враждовали друг с другом, чтобы показать жителям Новгорода всю нелепость их ссор и вражды между Торговой стороной и Софийской. Оба блаженных умерли в одном году – 1392-м, и были похоронены каждый на своей стороне. Блаженный Феодор был погребен в особой часовне за алтарем древней церкви великомученика Георгия Победоносца «в Торгу в кожевенном ряду». «Святые мощи Феодора, Христа ради юродивого, находятся под спудом, над коим поставлена рака с рельефным изображением святого, – описывает отец Павел. – Колокольня при храме новая, она построена в 1912 году. В церкви древние иконы – великомученика Георгия и Успения Божией Матери». «Печатной службы блаженному Феодору нет, но в церкви Георгия Победоносца была рукописная», – вспоминает батюшка. «На месте погребения юродивого Николая Кочаного, умершего 27 июля 1392 года – он был погребен в ограде ныне несуществующего Яковлевского собора, – пишет о. Павел, – была выстроена церковь св. великомученика и целителя Пантелеймона, обыкновенно именуемая Николо-Кочановской в память святого. Пантелеимоновская церковь была сожжена шведами в 1611 году и возобновлена в 1626 г., а затем в 1857 г.. В этой церкви находились две древнейшие иконы блаженного Николы Кочаного, на одной он изображен в боярском одеянии, а на другой – юродствующим.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gruzdev/...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010