поиск:   разделы   рассылка Андрей Зайцев Уроды Христа ради " Блаженный не занимается разоблачением " традиционной церковности " , но, напротив, предупреждает людей от привыкания к святыни " Источник:  Нескучный сад 9 августа празднуется память новгородского юродивого Николы Кочанова. Несмотря на необычные внешние формы юродство – одна из самых консервативных форм святости. Блаженный не занимается разоблачением " традиционной церковности " , но, напротив, предупреждает людей от привыкания к святыни, от теплохладного отношения к вере и от кощунства, считает историк Андрей ЗАЙЦЕВ. Мир Древней Руси нам часто представляется как идеальное христианское общество, где все люди от холопа до царя степенно ходят в храмы, истово молятся, постятся по двести дней в году, перед смертью становятся иноками, а после кончины – святыми. Иногда в этой идиллии бывают сбои, и тогда на исторической сцене ненадолго появляются бражники, разбирающиеся в библейской истории и попадающие в рай, но в целом жизнь в допетровской Руси многим кажется очень благочестивой. Эта мифологему можно разрушить разными способами: чтением исторических документов, размышлением над причинами старообрядческого раскола, но лучше всего идею всеобщего процветания разрушает феномен юродивых – святых, распространенных на Руси, начиная с XIV века. Одним из таких блаженных " похабов " был Николай Кочанов. Благочестивый сын богатых и знатных новгородцев, не желая получать славу и почести от людей, Николай стал ходить по городу в рубище. Краткое современное житие, размещенное на сайте Новгородской епархии, довольно точно следует за древнерусским агиографическим текстом, так описывая суть подвига блаженного Николы: " Юродствуя, ходил по городу, творил неприличия, а в устах его всегда была молитва к Богу " . В этой фразе кроется самая большая опасность подвига юродивого. До сих пор Церковь не нашла однозначных критериев, по которым при жизни или вскоре после смерти можно отличить подлинных юродивых от мошенников и сумасшедших. Все они могут бегать голыми или неряшливо одетыми по городам и весям и творить непотребства, но лишь единицы становятся святыми.

http://religare.ru/2_96226.html

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Блаженный Николай Кочанов, Христа ради юродивый, Новгородский чудотворец (+ 1392) Монахиня Таисия. Русские Святые (Содержание) Память его празднуется 21 июля в день преставления и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице вместе с Собором Новгородских святых Родители св. блаженного Николая были богатые новгородские горожане Максим и Иулиания. Жили они на Софийской стороне. Мать его почитается в Новгороде праведной; почивала она до наших дней под спудом, и над могилой ее была сооружена часовня. В день ее памяти, 21 декабря, там служилась торжественная панихида. Скончалась она в 1384 г., незадолго до сына. Понятно, что такая мать сумела вложить в сердце сына любовь к Богу и ближнему и научить его молитве. В детстве он не любил играть, а став взрослым, избегал общества своих веселых сверстников. Благочестивого юношу многие стали почитать, но этого он больше всего боялся, и это его заставило взять на себя крест юродства Христа ради. Он не оставил Софийскую сторону, но стал жить на улице, в бедной одежде, босой, притворяясь потерявшим рассудок. Питался он только милостыней. Не все понимали его путь, многие оскорбляли его, но блаженный все терпеливо сносил. Больше всего любил он быть в церкви, часто бывал у горожан и поучал их спасению, заблудших вразумлял, а печальных утешал. Раз был такой случай: один вельможа пригласил его на пир. Посланным блаженный сказал: «Как Богу угодно, так да будет» — и пошел с ними. Но когда он пришел, хозяина не было, и слуги, которые ничего не знали, его выгнали, и он ушел, говоря: «Пусть будет так, как Бог хочет!» Между тем оказалось, что вино непонятным образом исчезло из бочек. Тогда благочестивый боярин, которому сказали о проступке слуг его, послал лучших из них испросить прощения блаженного и привести его опять на пир. Он ответил: «Как Богу угодно, так да будет!» — и пошел с ними. Встретив его, боярин поклонился ему до земли, ввел в дом, посадил за стол и сказал: «Блаженный Никола, прости мне согрешение слуг моих и благослови внести пития». — «Пусть будет так, как ты хочешь!» — отвечал блаженный. Хозяин сам пошел со слугами в погреб, и бочки оказались полными вина, причем это вино оказалось лучше прежнего. Блаженный велел скрыть это чудо до его смерти и незаметно ушел из дома.

http://sedmitza.ru/lib/text/437510/

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание НИКОЛАЙ Блж. Николай Кочанов. Икона. Кон. XIX — нач. XX в. (частное собрание за рубежом) Блж. Николай Кочанов. Икона. Кон. XIX — нач. XX в. (частное собрание за рубежом) ((Никола) Кочанов; † 1392?), блж. (пам. 27 июля, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых), юродивый, Новгородский. Год смерти Н. является общепринятым, однако вполне вероятно, что дата не дописана в части десятков и единиц - 6900 г. от Р. Х.; это характерно для поздних агиографических сочинений, в т. ч. для «Книги, глаголемой Описание о российских святых» (изв. в списках XVIII-XIX вв.). Источниками сведений о Н. являются: Похвальное слово, Служба, чудеса, месяцесловная память и составленные на основании этих памятников Жития. В источниках, сообщающих о Н. и датируемых ранее кон. XV в., время и обстоятельства установления местного празднования не указываются. Встречающиеся в лит-ре гипотезы о том, что празднование было установлено до Собора 1547 г., как и о том, что это событие имело место после Собора 1547 г., в источниках подтверждения не находят. Н. происходил из богатой и знатной новгородской семьи. В городских синодиках и Похвальном слове Н. указаны имена родителей святого - Максим и прав. Иулиания , к-рая скончалась на 8 лет раньше Н. Блаженный, как и его мать, был погребен на кладбище у ц. св. Иакова на Яковле ул. в Неревском конце Новгорода. Это позволяет предположить, что святые принадлежали к боярству Неревского конца. Во 2-й пол. XIV в. в Новгороде известны бояре Максим Онцифорович и Максим Ананьинич (НПЛ. С. 373, 374). Первый, как показал В. Л. Янин , принадлежал к влиятельному боярскому клану Неревского конца, из к-рого в кон. XIII - нач. XV в. вышли мн. новгородские посадники (см.: Янин В. Л. Новгородская феод. вотчина: (Ист.-генеалогич. исслед.). М., 1981. С. 10, 14, 16, 17, 21-26, 28, 38, 46, 48, 54). Блж. Николай Кочанов. Фрагмент иконы «Минея на июль». Кон. XVI в. (ЦАК МДА)

http://pravenc.ru/text/2565936.html

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Блаженный Феодор Новгородский, Христа ради юродивый (+ 1392) Монахиня Таисия. Русские Святые (Содержание) Память его празднуется 19 янв. в день преставления и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице вместе с Собором Новгородских святых Св. блаженный Феодор родился в Новгороде, на Торговой стороне, в богатой семье и получил хорошее образование: он хорошо изучил Священное Писание. В душу его особенно глубоко проникли слова апостольские: «Мы безумны Христа ради» (1 Кор. 4, 10) — и привлекли его к подвигу юродства во Христе. Он долго к нему подготовлялся. Сначала он стал поститься до захода солнца, а по средам и пятницам не ел ничего; не пропускал ни одного богослужения, часто посещал монастыри в окрестностях Новгорода и подавал щедрую милостыню, особенно юродивым во Христе. Наконец, подготовясь таким образом, он и сам стал на этот путь. Он не оставил Торговой стороны, но стал жить на улице, в полной нищете, полуодетый и босой зимой и летом. Ему подавали щедрую милостыню, но он все раздавал бедным. По ночам он обходил все церкви и горячо молился за свой родной город, «и — замечает летописец — не раз спасалась его земная родина от предстоявших ей зол молитвами сего угодника Божия...». Часто приходилось ему терпеть обиды и оскорбления, но он только молился за своих обидчиков и всегда оставался спокоен. Слова и предсказания его всегда сбывались. Иногда он говорил: «Берегите рожь, рожь будет сеять рожь и репу», и бывал пожар. Иногда он говорил женщинам: «Молись Богу, Бог даст тебе сына» или: «Даст тебе дочь». И это всегда сбывалось. В это время на Софийской стороне подвизался св. блаженный Николай, по прозванию Кочанов (память его 27 июля). Оба блаженных мнимо враждовали друг с другом, обличая этим кровавую вражду между обеими сторонами города — Софийской и Торговой; они нарочно заходили на чужую сторону, причем блаженный Феодор кричал: «Не ходи, юродивый, на мою сторону, живи на своей!» И не раз они бежали по воде реки Волхов, преследуя друг друга. Пред кончиной своей блаженный Феодор говорил: «Прощайте, далеко иду!» Не много дней продолжалась его предсмертная болезнь. В течение ее он все ночи проводил в непрестанной молитве. Напутствованный Святыми Тайнами, он тихо скончался 19 января 1392 г. и был погребен у церкви св. Георгия, около Торговых рядов (на рынке), на месте, которое он сам избрал для себя. На могиле его воздвигнута часовня. Новгородские купцы всегда считали его своим покровителем. Ссылки по теме Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла © Православная Энциклопедия, 2001–2024. Все права защищены © Сделано в Stack Group , 2008–2024

http://sedmitza.ru/lib/text/436820/

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Николай Кочанов, Новгородский, блж. Описания иконы Николай Кочанов, Новгородский, блж. - житие Блаженный Николай Кочанов, Новгородский, Христа ради юродивый (память 27 июля по старому стилю) Родился и жил в XIV веке в Новгороде. С юности блаженный проводил добродетельную жизнь: усердно посещал храм Божий, любил пост и молитву. Не желая человеческой славы, святой принял на себя подвиг юродства ради Христа и в рубище бегал по городу, терпя побои и насмешки. В это время на другой стороне реки Волхова подвизался другой блаженный — Феодор, Христа ради юродивый (память 19 января/1 февраля). Эти два святых мужа представлялись непримиримыми врагами и тем самым наглядно изображали новгородцам их междоусобия. Раз, догоняя своего мнимого противника, блаженный Николай пошел по реке, как по суше, и бросил в блаженного Феодора кочан капусты, от чего и назван был Кочановым. Господь прославил Своего угодника даром прозорливости и чудотворения. Скончался святой Николай 27 июля 1392 г. Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Описание: [Новгород. XVII.] Св. Николай Кочанов. Икона. Новгород. Конец XVII - начало XVIII века. Из храма св. Николая Кочанова. НГОМЗ. Новгород. Файл 8770.jpg:   Размер: 563x1200, 0.68 MPix, 106 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (210) , (8) . Описание: Св. Никола Кочанов. XVIII век. Дерево, паволока, левкас, темпера. 208 х 93 х 3,3 см. Место создания: Новгород. Новгородский государственный объединенный музей-заповедник. Файл 32439.jpg:   Размер: 385x761, 0.29 MPix, 120 Kb. Дата: 2018-08-11, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (105) , (2) . Описание: Свв. Николай Качанов и Прп. Иоанн Лествичник. Первая половина XIX века. Дерево, левкас, темпера. 88,0 х 59,7 см. Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. Файл 32511.jpg:   Размер: 544x800, 0.44 MPix, 131 Kb. Дата: 2018-08-20, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (104) , (1) .

http://pravicon.com/icon-2551

Поставленная задача заставила создавать новую иконографию житийных сюжетов, которые в иконописи почти не разработаны. Это еще связано с тем, что блаженная Ксения прославлена в лике святых по историческим меркам совсем недавно – только в 1988 году. Иконография в церковном искусстве не является чем-то окаменевшим. Она развивается по мере того, как время ставит задачи. Северная стена с росписью «Собор юродивых Христа ради» – Мы можем отдельно остановиться на сюжете росписи «Собор юродивых Христа ради»? Он находится в самом центре северной стены. – Это подходящий пример, иллюстрирующий сказанное выше. Иконы «Собор юродивых Христа ради» раньше не существовало. Кажется странным, но это именно так. И мне в голову не пришло бы создавать иконографию такого сюжета. Но именно задача, поставленная росписью храма святой Ксении Петербургской, юродивой Христа ради, вывела на необходимость создать такую икону. Где, если не в этом храме, могла она появиться, и где так органично – по смыслу и форме – она могла бы вписаться в роспись, как не в этом храме! В центре композиции Христос, восседающий на огненных серафимах, а по сторонам расположены образы Богородицы, Иоанна Предтечи и юродивых Христа ради. Возле Христа, в центре, расположены фигуры апостола Павла и святой Ксении Петербургской. Дело в том, что именно апостол Павел первым заговорил о юродстве Христа ради. Свиток с этими словами он и держит в руке. В этом сюжете изображены почитаемые русским народом юродивые: Андрей Цареградский, Прокопий Устюжский и Исаакий, затворник Печерский, которые являются одними из самых первых юродивых Древней Руси, Иоанн Устюжский, Николай Кочанов и Феодор Новгородские, Исидор Ростовский, московские чудотворцы Василий блаженный, Максим и Иоанн Большой Колпак, Прокопий Вятский, Киприан Суздальский и другие. И, разумеется, одно из центральных мест занимает фигура святой Ксении Петербургской, которая является равновеликой продолжательницей того пути, по которому прошли великие святые юродивые Христа ради.

http://pravoslavie.ru/124542.html

Память Н. отмечена в месяцесловах с XVI в. ( Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 226; Голубинский. Канонизация святых. С. 85). Одно из ранних упоминаний его имени в месяцесловах присутствует в рукописи кон. XV в. (КЦДР. Л., 1991. [Вып.:] Иосифо-Волоколамский монастырь как центр книжности. С. 336-337; Мельник А. Г. Рус. святые, почитавшиеся в Иосифо-Волоколамском монастыре в кон. XV-XVI вв.//Ист., филос., политич. и юрид. науки, культурология и искусствоведение: Вопросы теории и практики. Тамбов, 2015. 8(58). Ч. 3. С. 137-141). Память Н. отмечается как под 27 июля, так и под 27 июня (см., напр., месяцеслов 3-й четв. XVII в. РНБ. Погод. 637. Л. 446, 472 об.). Прп. Параскева, арх. Гавриил и блж. Николай Кочанов. Икона. 2-я пол. XIX в. (частное собрание) Прп. Параскева, арх. Гавриил и блж. Николай Кочанов. Икона. 2-я пол. XIX в. (частное собрание) О почитании Н. в Новгороде свидетельствует Чиновник новгородского Софийского собора XVII в., в к-ром говорится, что на сырной неделе Новгородский архиерей по дороге в Вяжищский во имя Святителя Николая Чудотворца мон-рь «заезжает к чюдотворцу Николе Кочанову молитися» ( Голубцов. 1899. С. 147). В день кончины Н. литургию в Софийском соборе совершал Новгородский владыка ( Ковалевский. 1902. С. 198). Празднование памяти Н. известно по уставным записям московского Успенского собора 1621 и 1636-1639 гг., в позднейший период (1666-1743) запись отсутствует ( Голубинский. Канонизация святых. С. 424-425). Память Н. включена в московские печатные издания (Минею, Пролог, Служебник, Требник). Краткая служба (тропарь и кондак) Н. помещена в святцах 1646 г. В июльской Минее 1629 и 1646 гг. под 27 июля помещена Служба Н., к-рая встречается и в рукописях (нач.: «О преславное чудо, в иступление ума свершися…»). По наблюдению архиеп. Филарета (Гумилевского) , это та же служба, что и прп. Андрею Юродивому (2 окт.), лишь с заменой имен. Служба, изданная в 1831 г., имеет отличия от ее изданий XVII в. (как и текст Службы в Минее (МП): Июль. С. 200-211 (под 27 июля)). В уставе «Око церковное» служба Н. оставлена на рассмотрение экклисиарха или настоятеля, в Типиконе 1682 г.- «с рассуждением архиереа тамошняго», в корректурном экземпляре Минеи, правившемся в 1685 г., и в последующих изданиях Минеи служба Н. отсутствует, упоминание о блаженном убрано из Типикона 1695 г. и последующих уставов ( Крылов. 2009. С. 404). Н. упомянут в Похвальном слове новым рус. святым инока Григория Суздальского, в «Каноне всем святым, иже в Велицеи Росии в посте просиявшим» Сергия (Шелонина) , в «Слове воспоминательном о святых чудотворцах, в России воссиявших» Семена Денисова (см. в ст. Денисовы ) ( Юхименко Е. М. Юродивые в похвальных словах и службах рус. святым//Юродивые в рус. культуре. М., 2013. С. 157, 159, 163).

http://pravenc.ru/text/2565936.html

Блж. Николай Кочанов. Фрагмент иконы «Минея на июль». Кон. XVI в. (ЦАК МДА) 20 июня 1554 г. над местом погребения Н. Новгородским архиеп. Пименом была заложена каменная ц. во имя вмч. Пантелеимона (называемая также Николо-Кочановской) (НовгорЛет. С. 86, 334; ПСРЛ. Т. 30. С. 182). «Слово похвальное Николы Саллосу, сиречь уроду Христа ради, нарицаемому Кочанову» (нач.: «Приспе нам, братие, светлое празднество и память уродиваго»), как предположил В. О. Ключевский , могло быть написано в связи с обновлением в Новгороде его памяти в сер. XVI в. Похвальное слово и служба Н. известны в рукописях начиная с XVI в. Перечень указанных в справочнике Н. П. Барсукова и в статье Л. В. Соколовой рукописей можно расширить в т. ч. списком Похвального слова - РНБ. Погод. 851. Л. 111-116 об. (сер. XVI в.), списком службы и Похвального слова - БАН 13.3.32. Л. 164-177 об. (кон. XVI в.) и списками службы - РНБ. Соф. 419. Л. 152-166 (сер. XVI в.), БАН. Арханг. Д. 159. Л. 422-431 (60-е гг. XVI в.). Два чуда Н.- о пире у вельможи и об оклеветанном клирике - встречаются в рукописях XVI-XVIII вв. (Сюжет чудес одинаков, но можно выделить по меньшей мере 2 редакции текста: краткую, подобную той, что входит в состав подборки сведений о новгородских святых (БАН. 4.7.16. Л. 44 об.- 46 (кон. XVII в.); РНБ, Q.I.365. Л. 117-118 об. (1-я пол. XVIII в.); РНБ. Солов. 879/989. Л. 81 об.- 82 об., 2-я пол. XVIII в.), и пространную. В лит-ре чудеса Н. иногда именуются кратким Житием Н. В описи книг Евфимиева суздальского в честь Преображения Господня мужского монастыря 1650 г. упоминаются «тетради в коже Житие Николы чудотворца Кочанова» (цит. по: Барсуков. Источники агиографии. С. 399). В XIX в. Похвальное слово Н. послужило источником для заметки «О святом блаженном Христа ради юродивом Николае Качанове: Из Слова похвального вкратце» (изд. Д. Б. Терешкиной по списку КП 30056-212/КР 247, 30-е гг. XIX в.). На Похвальном слове основано «Сказание» о Н. из издания службы 1831 г., в к-ром в самых общих чертах рассказывается о добродетели Н., его юродстве, любви к посещению храмов и об исцелении, к-рое даруют его мощи. Легенда о блж. Феодоре Новгородском и о кочнах отсутствует.

http://pravenc.ru/text/2565936.html

Вопреки желания своего нередко окруженные при жизни ореолом славы и уважения, эти блаженные юродивые и по отшествии своем в загробный мир не умирают бесследно: память о них не изглаживается из сердец народа и многими десятилетиями и даже сотнями лет передается потомству из рода в род. На обширной Руси святой было немало таких юродивых, по преимуществу же мужчин – таковы: Алексей Степанович в Борисоглебском монастыре, Андрей Мещовский, Антоний Алексеевич Задонский, Андрей Ильич Симбирский, Афанасий Ростовский, Василий Блаженный и Максим в Москве, Василий, Иродион, Михаил, Фома Сольвычегодские, Георгий Новгородский, Захария Шенкурский, Илия в Даниловой слободе (близ города Ярославля), Исидор в Ростове, Иоанн Боровичский, Иоанн Можайский, Лаврентий в Калуге, Леонтий, Иоанн и Прокопий Устюжские, Михаил Клопский, Николай Кочанов в Новгороде, Николай Салос во Пскове, Прокопий Вятский, Симон Юрьевецкий, Трофим Суздальский, Фаддей Петрозаводский и другие. Из женщин подвиг юродства, насколько нам известно, несли немногие, таковы: Марфа, погребенная в московском Ивановском монастыре, Домна Карповна Томская, Ксения Григорьевна в Петрограде Анна Ивановна и Матренушка-босоножка в Петрограде. Из ряда всех их обращает на себя наше внимание последняя как происшедшая из Костромской губернии, между тем эта замечательная личность едва ли сколько-нибудь известна в Костромской епархии, почему представление внешнего и духовного облика Матренушки может быть небезынтересным для костромичей вообще. § II Название Матренушки-босоножки усвоено в Петрограде Матрене Петровне Мыльниковой. Она была уроженка деревни Ваниной, Оделевского прихода 1 , Нерехтского уезда; рождение Матрены относится к 1819 году (по паспорту). Родители ее Петр Евсигниевич Щербинин и жена его Агафия, урожденная Нестерова, были коренные крестьяне-землевладельцы из деревни Антоновой, Оделевской же волости. Матрена, как и родные братья ее – Макар, Александр и Иван, занимавшиеся земледелием, были неграмотны. Матрена Петровна значилась мещанкой города Костромы, потому что была в замужестве за костромским мещанином Егором Тихоновым Мыльниковым; детей от брака не было у них. В городе Костроме они имели свой домик на Сергиевской улице и бакалейную лавку – но где именно, о том не сохранилось памяти у обывателей улицы.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Bazhenov/...

Основой для подвига юродивого стало выражение апостола Павла о том, что христиане должны быть " безумны Христа ради " . За эти слова первоверховного апостола христиан часто упрекали в том, что они не ценят человеческий разум, но подобное обвинение не слишком справедливо. Еще Ориген в своем трактате " Против Цельса " писал: " Мы не говорим, что глупость хороша вообще... Гораздо лучше веровать в догмат с рассуждением и мудростью, чем с голой верой " . В церковном предании можно найти рассуждения о том, что христианин должен бегать от мудрости века сего (то есть, например, не должен уметь обманывать другого, не должен получать 2 рубля за вещь, которая стоит рубль), но быть мудрым в достижении Царствия Небесного. В Древней Руси именно юродивые иногда становились выразителями христианской мудрости с помощью игры или безумных поступков. Николай Кочанов часто дрался со своим собратом по подвигам блаженным Феодором и однажды запустил кочан капусты прямо ему в голову, за что и получил свое прозвище. Николай жил на Софийской стороне Великого Новгорода, а Феодор – на Торговой. Их поединки, как сообщает житие, пытались отучить новгородцев, живших на разных берегах Волхова, драться друг с другом. Публичная драка двух юродивых ради мира в городе не самый большой парадокс этого типа святости. Древнерусские памятники доносят до нас отношение Церкви и народа к блаженным. Как пишет Сергей Иванов, чаще всего их называли словом урод, которое в современном русском языке имеет четкую негативную окраску: " Именно слово оуродъ в конце концов стало наиболее употребительным обозначением специфического христианского подвига. Юродивый (по-древне-славянски – уродивый или просто урод) – это по первому своему смыслу тот, кто " родился неправильно " , будь то в физическом или умственном отношении... В XVII в. значения разделились " : " урод " стало обозначением врожденного калеки, а " юрод " – безумца, в том числе и притворного " . Иногда юродивых также называли блаженными, но этот эпитет мог применяться и к другим подвижникам. Так автор жития Феодосия Печерского очень часто называет его блаженным. Употребление этого слова восходит к Нагорной проповеди Христа, где праведники называются блаженными, счастливыми. По отношению к юродивым этот эпитет употребляется на стыке значений: в славянских языках можно найти глаголы блажить и слово соблазн, в современном русском языке словом " блаженный " может называться человек не от мира сего, дурачок. Поскольку натуральное безумие весьма сложно отличить от безумия притворного, показного, то Церковь неоднократно могла прямо запрещать юродство.

http://religare.ru/2_96226.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010