80) Игнатий, монах, племянник императора Никифора (от сестры), сын самодержца Михаила Куропалаты. Жестокий Лев Армянин, оскопив его, держал в заключении в монастыре Сатира, где священный Игнатий монашествовал, ведя жизнь подвижническую. Правив Церковью 11 лет, он низводится с патриаршего престола Вардою, дядей самодержца Михаила Мефисса (пьяного) за то, что, исполняя божественные правила, отлучил Варду от общения, который, без причины бросив законную супругу, смесился с собственною снохою. По низвержении Игнатия возводится на патриарший престол 857 г. 81) Фотий, святейший и премудрейший, знаменитый по жизни и делам, а еще более по сочинениям и православию. Он происходил из знатного рода, отечеством византиец, чином спафарий и первый секретарь, брат Тарасия Патриция (которому посвятил он сочинение свое: μυριοβλιον), внучатый племянник Тарасия патриарха. Оказав отечеству блистательные услуги в делах царственных и гражданских, он особенно отличился подвигами в пользу Церкви. По низложении, как мы сказали, блаженного Игнатия, Фотий единогласно избран Церковью и всем клиром (исключая только пяти епископов, не изъявивших согласия). Рукоположен из мирянина, по божественным правилам пройдя все последование степеней 18 , но против собственного желания. Меня вели насильно, меня влекли, – пишет он в письме к Варде, – и я смерть предпочитал жизни. Но поскольку и добродетель Игнатия, столь худо вознагражденная, нашла защитников и внутри и вне Константинополя, да и сам блаженный Игнатий, как человек, не без ропота и жалоб переносил свою участь: то святейший Фотий, не по добродетели своей встретил многих и страшных врагов, в числе коих были: безрассудный Митрофан смирнский, подобный ему Стилиан неокесарийский, Феофан и Никита – Давид пафлагонянин, который паче всех вымышлял многие и важные клеветы 19 на непорочного Фотия; но величайшего из всех врагов нашел блаженный Фотий в папском дворе, который под предлогом защиты низложенного Игнатия домогался торжества над восточной Церковью и уничижения патриархов константинопольских.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Каждый, кто обучился умному деланию, всякий раз как он молится, лучше же сказать, творит молитву Иисусову, – за грехи свои или против злых помыслов, как сказано, молится, и да не поет много псалмов. Потому что поющие много не разумеют, что поют, сказал Новый Богослов, ибо петь много повелено было тем, кто не постигает того, что поет. Подобно и св. Исаак сказал: «Хочешь ли напитаться от стихословия твоей службы? – Совершенно оставь количество и не поставляй в нем меру разумности». А св. Григорий Синаит сказал: «Одни учат петь много, другие – мало, ты же не много пой, но подражай мало поющим. Ибо много петь свойственно деятельным, а не безмолвствующим, ибо по образу жизни нашей подобает и пению нашему быть ангельскому, а не плотскому, чтобы не сказать языческому. Петь голосом и восклицанием предано нам ради лености нашей и неведения, и никто из святых не принял на себя большого труда, чтобы слагать слова и писания об одном псалмопении. Ибо какая нужда много писать о том, что все, не только монахи, но и мирские люди знают и могут петь сколько пожелают, как уже было сказано? Об одной же той краткой и в пяти словах заключающейся молитве, по апостольскому слову: а) Господи, б) Иисусе, в) Христе, г) помилуй, д) мя, – св. Исихий написал двести глав, ничего другого не изложив в них, как только одно блюдение ума и эту священную молитву Иисусову». Подобным же образом и свв. Иоанн Златоуст , Игнатий, Фотий и Каллист, бывшие преемственно патриархами Константинопольского престола, каждый в отдельности, написали целые книги, исполненные глубокой мудрости, об этой единой, краткой молитве и внимании, как сказал св. Симеон, архиепископ Солунский, который и сам приложил к святой своей книге до шести глав, повелевая духовным и мирским людям творить, как свое дыхание, умом и устами эту священную молитву. Тому же учат и свв. Нил Постник, Иоанн Лествичник , Филофей Синаит, Максим Исповедник , Симеон Новый Богослов , Никита Стифат , Диадох , Петр Дамаскин , Григорий Синаит , Варсонофий, Филимон, Исаак Сирин и после них Нил Сорский .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Poljan...

Утверждения различных Предстоятелей по вопросу об украинской автокефалии Вы утверждаете в своем тексте, что целью всех этих мер было исправить ситуацию. К сожалению, и я говорю это с большой печалью, мой дорогой отец Никита, положение, вместо того чтобы исправиться, еще более усугубилось. Если бы такие меры были бы приемлемы для православного сообщества, их признали бы не только четыре из 14 Автокефальных Церквей и Патриархий, не так ли? Напомню заявления различных Предстоятелей. Митрополит Варшавский и всея Польши Савва сказал следующее: «Ваше Святейшество, согласно Священным Правилам, раскольнические группы могут вернуться к канонической жизни только через покаяние, а епитимья может быть снята только тем, кто ее наложил. Филарет и его последователи не проявили покаяния и смирения, которые предшествуют снятию анафемы. Поэтому их нельзя признать настоящими пастырями, способными совершать таинства, как и так называемого " митрополита Епифания " ». Блаженный Патриарх Сербский Ириней сказал: «Мы уже имеем Великий раскол в связи с папством, как отклонение от духа примирения — раскол между христианским Востоком и Западом, который длится веками. Из-за этой новой модели восточного папства может возникнуть новый Великий раскол». Церковь Грузии также заявила через Митрополита Ахалкалакского и Кумурдойского Николоза: «Мы должны изучить томос в оригинале, а не в одном из вариантов перевода, опубликованных несколько дней назад. Здесь нельзя торопиться, поскольку Константинопольская Патриархия еще не определилась с аналогичным томосом для Грузинской Православной Церкви и не решила вопрос о диптихах. Константинополю понадобилось 1500 лет, чтобы признать автокефалию Грузинской Православной Церкви. Если (новой) Украинской церкви придется немного подождать, в этом не будет ничего особенного». Кроме того, упомяну о реакции святых монастырей Зограф и Дохиар на Святой Горе на то, как митрополит Одесский Павел спорной Украинской церкви выразил желание посетить их во время своей поездки на Афон и присутствовал на всенощной в кафоликоне вашего святого монастыря. И напомню, что тогда сказал ректор Московской духовной семинарии — архиепископ Верейский Амвросий :

http://patriarchia.ru/db/text/5739216.ht...

А иной некто, также из недавно поступивших, тоже имел нечистый дух, подобным же образом скрытый. И проведя несколько дней в монастыре, брат также начал испытывать действие беса и сильно мучиться. И к нему придя, преподобный помолился и, изгнав из него беса, содействием Христовым сделал так, что он выздоровел. И говорил брат после исцеления, что «я видел, как человек Божий с посохом изгоняет из меня некоего уродливого ефиопа». Но он оказался неблагодарным и, уничижив благодать Божию, тайно удалился из обители, прежде чем его постригли, и что с ним случилось, мы не знаем. И многие другие разнообразные недуги, то есть горячку, головную боль и всякие иные страдания блаженный исцелял данной ему благодатью. 21 А каков врач душевных болезней был отец наш Никита, никто не возразит – ведь он даже по движениям и виду узнавал одержимых помыслами или страстями. И если кому случалось впасть в некое прегрешение – ибо только ангелы не грешат – он узнавал его по мрачности и перемене лица, и, пригласив в свою келью, наедине убеждал божественным своим поучением и утешением рассказать все о себе; и если видел того сильно сокрушенным и униженным, то не давал даже полагающуюся епитимью, но умеренную, подтверждая любовь к нему, чтобы таковой не был поглощен излишней скорбью. И в этом он также был подражатель боговещанного Павла, как и тот сделал в отношении согрешившего в Коринфе 600 . 22 Таковы свершения боговещанного отца нашего, таковы подвиги блаженного, таковы деяния чтимого, таковы награды храброго воина, таков победный венец борца. Кто когда насытился его поучением? Как было вдоволь наслушаться его сладостнейшей беседы? Ко всем он был благосклонен, со всеми любезен, всеми любим, со всеми приветлив, с готовностью говорил и слушал, сострадательный, щедрый, весь полный любви и рассуждения, весь исполненный смиренномудрия, весь изобилующий кротостью, весь по-настоящему насыщенный всеми добродетелями – наконец, вся жизнь его и самосозерцание были для всех поводом к пользе и назиданию. Посему он и достиг вершины бесстрастия, очистив все чувства, и стал весь просветленный, весь сияющий, весь сладостный и видом, и нравом, и поведением, весь блистающий, всегда озаряемый вечною Троицей. 23

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Якоже денносветлыя звезды, отче Никито,/со священнодейственным Игнатием явльшеся,/вся убо просветите, благочестивии и блаженнии,/восхваляющия вас всегда. Богородичен: Света жилище явилася еси,/от Отца прежде денницы Слову возсиявшаго,/Отроковице Дево, едина Богорадованная,/и верныя просвещшаго, и преподобныя венчавшаго. Преподобный Никита Исповедник Преподобный Никита Исповедник жил во второй половине VIII века. За свою святую и добродетельную жизнь он был возведен в сан епископа Халкидонского. Святитель Никита отличался милосердием, всегда помогал нищим, принимал в своем доме странников, заботился о сиротах и вдовах, заступался за обижаемых. В царствование иконоборца Льва Армянина (813–820) святитель Никита мужественно обличал иконоборческую ересь и убеждал своих пасомых благоговейно поклоняться святым иконам Господа Иисуса Христа, Божией Матери и угодников Божиих. За свое исповедничество святитель перенес много страданий от нечестивого императора и его единомышленников-иконоборцев, был подвергнут мучениям и отправлен в ссылку. После смерти императора святой Никита возвратился на святительскую кафедру. Скончался святой Никита Исповедник в начале IX века. У мощей, которые находились в Халкидоне, совершались чудесные исцеления и другие различные знамения. «Знаменьми различными твою украсивша раку, богоблаженне, целение желающим источавши», – свидетельствует об этом богослужебный текст. В каноне службы святителю, написанном константинопольским пресвитером и песнописцем Иосифом, прославляется также брат святителя Никиты? святой Игнатий. Литература: 1 . Святитель Димитрий, митрополит Ростовский. Жития святых. Т. 9. М., 1908. 2 . Филарет (Гумилевский) , архиепископ Черниговский. Жития святых, чтимых Православной Церковью. Май. СПб., 1885. 3 . Дестунис С. Жития святых. Май. СПб., 1892. 4 . Настольная книга священнослужителя. Т. 3. М., изд. Московской Патриархии, 1979. Иже во святых отца нашего Игнатия епископа, Ростовскаго чудотворца

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Завершилось пребывание делегации Константинопольской Православной Церкви в Москве Москва, 27 мая 2012 г. С 22 по 26 мая 2012 года в Москве находилась делегация Константинопольского Патриархата, направленная Святейшим Патриархом Константинопольским Варфоломеем для участия в торжествах по случаю тезоименитства Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Делегацию возглавил митрополит Дарданельский Никита. Его сопровождали Великий иерокирикс Вселенского Патриархата архимандрит Виссарион (Комзиас) и монахиня Алексия (Марку), игумения ставропигиального монастыря Рождества Пресвятой Богородицы «Икосифинисса» (Северная Греция). 24 мая, в день Вознесения Господня и тезоименитства Святейшего Патриарха Кирилла, митрополит Никита в числе сонма архиереев сослужил Божественную литургию Его Святейшеству и Блаженнейшему Архиепископу Афинскому и всей Эллады Иерониму, а также принял участие во всех праздничных мероприятиях этого дня. 25 мая Святейший Патриарх Кирилл принял членов делегации в своей резиденции в Даниловом монастыре. В ходе визита посланцы Константинопольского Патриархата с благословения Святейшего Патриарха Кирилла посетили Свято-Троицкую Сергиеву лавру, московские Данилов и Покровский монастыри и поклонились их святыням. Состоялись также встречи с руководством Московских Духовных академии и семинарии и с ректором Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиереем Владимиром Воробьевым. 26 мая члены делегации отбыли из Москвы. Начало ежегодному обмену делегациями между Константинопольским и Московским Патриархатами на тезоименитство Предстоятелей было положено визитом Святейшего Патриарха Варфоломея в Русскую Православную Церковь в мае 2010 года, сообщает служба коммуникации ОВЦС . Святейший Патриарх Кирилл встретился с делегацией Константинопольского Патриархата 27 мая 2012 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/53804.html

Ж. Даррузес атрибутировал Н. 5 канонических произведений, первые 4 из к-рых посвящены защите традиц. привилегий митрополитов, и подготовил editio princeps этих произведений: 1. «Отдельное слово о том, что не должно [патриарху] Константинопольскому совершать хиротонии для епископств, подчиненных другим [митрополитам], даже если епископства сами почтены достоинством митрополий, ибо это противоречит уставу святых отцов» (Λγος διαλαμβνων ς ο δε τν Κωνσταντινουπλεως χειροτονεν ες τς τροις ποκειμνας πισκοπς, κν μητροπλεις τιμηθσιν στι γρ τοτο παρ τν τν γων πατρων διταξιν), или «Слово о рукоположении епископов» ( Darrouz è s. 1966. P. 176-207). 2. «Против говорящих о том, что по уставам блаженных отцов ежегодные Соборы должны проводиться не в Константинополе, а лишь вне его, в провинциях» (Πρς τος λγοντας τι ο δε κατ τς τν μακαρων πατρων διατξεις ν Κωνσταντινουπλει γνεσθαι κατ τος συνδους, λλ ν τας ξω μνον παρχαις), или «Слово о Соборах» (Ibid. P. 208-237). 3. «Слово к императору, стремящемуся отменить выборы, проведенные соборно, путем подачи послания (питтакия), в котором написано: «Если кто противится императорскому распоряжению, да будет наказан как совершивший святотатство» (Λγος πρς τν βασιλα σπουδζοντα διαλσαι τς συνοδικς γενομνας νφους δι πιττακου πεμφθντος, ν κα γγραπτο «Ο οδποτε ντιγραφ βασιλικ ναντιομενος, ς ερσυλος τιμωρεσθω»), или «Слово об избрании» (Ibid. P. 238-249). 4. «Антирритик против говорящих о том, что не должно [епископу] уходить на покой» (Λγος ντιρρητικς πρς τος λγοντας μ δεν παραιτεσθαι), или «Антирритик» (Ibid. P. 250-265). 5. «Отдельное слово о браках, составленное по приказу императора с тем, чтобы предупредить заключение незаконных браков» (Λγος διαλαμβνων περ γμων, το βασιλως προστξαντος γρψαι κα οτως κωλσαι θεμιτογαμας), или «Слово о браках» (Ibid. P. 268-275). Как следует из указанных произведений, вопросы, волновавшие Н., выходят за рамки проблемы имп.

http://pravenc.ru/text/2565388.html

7. Однако научись от меня разыскивать образы душ, а не наружность тел, держаться всегда Божественного Писания и разума, а не явного в речах, как и сами апостолы и отцы считают, и даже посторонние, потому что, как мы установили, сказав выше, ты приучил себя самого падать и всегда погрешать против истины. Если же ты сам, согласно с иудеями, желаешь непрерывно находиться во власти буквы, как, скажи мне, в самом деле согласно явному ты понял бы эти выражения Господа? Ибо сказано: И если правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его: ибо подобает тебе с одним глазом войти в Царствие Небесное, нежели с двумя глазами быть ввержену в геенну огненную И если соблазняет тебя правая рука твоя, отсеки ее и так далее. Не все ли мы, будучи людьми, принимаем соблазны в душу именно через них, неосторожно глядя и, следовательно, к ним небезопасно прикасаясь? Так что же (следует) согласно явно сказанному? Булем ли мы отрезать и отсекать от себя их? И кто из святых когда-либо поступил или научил так сделать? Итак, следовательно, прекрасно, когда отыскивающие все в Божественном Писании не согласно явному, но согласно вложенному в него смыслу, размышляют богоприлично и благочестиво, а не спотыкаются без проверки и без привычки, как о камень преткновения, и о сами слова Божественного Писания и о слова тех, которые приняли (дар) изречения великой силой Святого Духа для того, чтобы благовествовать оправдание и осуждение Божие людям. Мир тебе. Примечания 1. ο - хартофилакс - должность Константинопольской церкви, он " ведал патриаршей канцелярией. Вел протоколы заседания Синода. В отсутствие патриарха председательствовал в патриаршем суде " (Лебедев А.П. Очерки внутренней истории Византийско-восточной церкви. СПб., 1998. С.294). 2. υο - синкелл - " особое должностное лицо в Константинопольской церкви для связи с императором " (Лебедев А.П. Очерки внутренней истории... С.294). 3. См. " О чести хартофилакса " у Властаря: " Ибо одному только хартофилаксу великой церкви на основании и долгого обычая и письменного установления приснопамятного царя Мануила (чит. Алексия Комнина) дано право во внешних собраниях садиться выше и архиреев " (Алфавитная синтагма М. Властаря. М., 1996. С.179-180).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/584/...

13 И так они, как опытнейшие и ученейшие врачи, со всею заботливостью, как сказано, пасли словесных овец Христовых. Жесткость и неподатливость они смягчали порицанием и лишением чести; вялость и подавленность, то есть уныние от какого-нибудь искусительного или огорчительного зноя, лечили, ставя на ноги свирелью слова, розгами рассудительности и сострадания поднимая от сна падшее и сокрушенное и связывая его страхом суда. И прилежным научением пробуждая омраченных и легкомысленных, от уныния расслабившихся и зазевавшихся, они особенно осмотрительно следили также и за теми, кто шел быстро и уходил вперед, чтобы их не подстерег зверь самомнения – и вообще, короче говоря, они стерегли всю паству со всяким усердием и заботой, бодрствуя над ней и не позволяя умопостигаемым зверям растаскивать ее, не как наемники, но как наилучшие пастыри пастыреначальника Христа. И так они воспитали всю братию и соединили в любви друг к другу и единомыслии, что исполнилось на них сказанное: По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою ( Ин. 13:35 ), и тогда будете свободны от всякого дерзкого слова 596 . О празднословии же или балагурстве у них не было и помину, но проводя время в изучении Божественных речений, каждый из них исполнял порученное ему служение, прочитывая наизусть каждый день всю Псалтирь, и когда они заканчивали, то понуждали друг друга продолжать последование псалмопения, так что они вообще никогда не были праздны от славословия Богу. А если и проникало через кого-нибудь празднословие, то другой устранял его увещанием. Были и тайно назначенные братья, которые возвещали отцам, что каждый говорит или делает, так что из-за этого никто не осмеливался произнести какое-нибудь праздное слово даже в отсутствие предстоятелей, избегая упреков. 14 А когда они совершали божественную литургию, великий отец наш Никита стоял перед святым жертвенником как будто предстоял самому престолу Божию, священнодействуя и совершая божественные таинства. А преподобный Афанасий стоял рядом погруженный в себя, держа литургическую рипиду – ибо он был диакон, а потом и пресвитер – со страхом и трепетом, и орошал слезами честные свои ланиты и грудь – и так в продолжение всей святой литургии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Господь Иисус Христос , Который является Истиной, сказал: «Кто не чтит Сына, тот не чтит и Отца» ( Ин. 5:23 ), и все патриархи и пророки знали о Сыне Божием, как сказано: «Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой; и увидел и возрадовался» ( Ин. 8:56 ). Как же можно сказать, что нечестивый народ, отвергающий Сына, имеет Отца? Разве может принять их Отец, видя, как они поносят Его Сына? «Никто не знает Отца, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть» ( Мф. 11:27 ) – как же они могут Его знать, если отрицают Сына? Следовательно, мусульмане не поклоняются Богу Авраама и Моисея, Отцу нашего Господа Иисуса, так как отвергают знание о единородном Сыне Божием, хотя даже Ветхий Завет говорит об этом ( Пс. 109:3; 44:8 ). Одновременно с Никитой это мнение опровергает и Еводий Монах, в записи «мученичества 42 мучеников Аморейских» . Один из мучеников говорит мусульманам: «Ваше мнение о Боге ошибочно, так как вы, признавая имя Божие и Его величие, клевещете все-таки на Него, почитая Его виновником зла и добра, истины и лжи». Здесь уже используется иной аргумент, исходя из несостоятельности самого мусульманского учения о Боге и противоречия его учению христианскому. Константинопольский Собор 1180 г. Здесь нельзя обойти вниманием Собор, который был специально посвящен тому же вопросу, что и настоящая статья. Предысторию и деяния собора излагает в своей хронике византийский историк Никита Хониат . Как мы помним, в византийском чине оглашения приходящих от ислама стояла «анафема богу Мухаммеда, о котором он говорит, что он есть бог». Анафема была направлена на мусульманское представление о Боге и включала в себя 112 суру Корана из византийского перевода, сделанного в то же время, в котором слово samad («крепкий, вечный») переводилось как («цельнокованный»). Известно, что во время составления византийского перевода Корана выбранное переводчиком слово действительно соответствовало одному из основных смыслов арабского samad. Однако, с течением времени, и христиане перестали адекватно–понимать

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010