Предстоятели Русской и Элладской Православных Церквей совершили Божественную литургию в Успенском соборе Московского Кремля Москва, 24 мая 2012 г. 24 мая 2012 года, в праздник Вознесения Господня, день памяти святых равноапостольных Мефодия и Кирилла, учителей Словенских (тезоименитство Святейшего Патриарха Кирилла), и День славянской письменности и культуры, служение Божественной литургии в Патриаршем Успенском соборе Московского Кремля возглавили Предстоятели Русской и Элладской Православных Церквей, сообщает Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси . Перед началом богослужения на Соборной площади Кремля состоялась торжественная встреча архиереями и духовенством Русской Православной Церкви Блаженнейшего Архиепископа Афинского и всей Эллады Иеронима, совершающего первый официальный визит в Россию. Затем на Соборную площадь прибыл Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. После облачения в Успенском соборе Предстоятели двух Церквей приветствовали друг друга. Затем Святейший Патриарх Кирилл и иерархи Русской Церкви вышли на площадь, где состоялась встреча чудотворной Иверской иконы Божией Матери. Святыню, возвращенную Церкви 6 мая 2012 года, доставил из Новодевичьего монастыря митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий. Икона была внесена в Успенский собор и установлена на солее. За Литургией Его Святейшеству и Его Блаженству сослужили: митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий; митрополит Саранский и Мордовский Варсонофий, управляющий делами Московской Патриархии; митрополит Волоколамский Иларион, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата; Первоиерарх Русской Зарубежной Церкви митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Иларион; сонм архипастырей и духовенства Русской Православной Церкви, в том числе члены делегации РПЦЗ, прибывшие в Москву для участия в торжествах по случаю 5-летия подписания Акта о каноническом общении, и схиархимандрит Илий (Ноздрин). Также сослужили: митрополит Дарданелльский Никита (Константинопольский Патриархат); архиепископ Севастийский Феодосий (Иерусалимский Патриархат); иерархи Элладской Православной Церкви: митрополит Керкирский и Пакский Нектарий; митрополит Глифадский Павел; митрополит Эдесский, Пелльский и Альмопийский Иоиль; митрополит Фирский, Аморгосский и Нисонский Епифаний; митрополит Зихнийский и Неврокопийский Иерофей; митрополит Кифирский и Антикифирский Серафим; митрополит Додонский Хризостом, глава Синодального отдела по паломничеству; митрополит Элассонский Василий, руководитель финансовой службы Афинской Архиепископии; епископ Христианупольский Прокопий; епископ Диавлийский Гавриил, архиграмматевс Священного Синода Элладской Церкви; прочие члены делегации Элладской Православной Церкви в священном сане; представители Поместных Православных Церквей при Московском Патриаршем престоле.

http://pravoslavie.ru/53759.html

Около 1373 года князь Владимир Андреевич, основатель Серпухова, пожелал устроить в этом городе иноческую обитель, как лучшее училище благочестия. Он пригласил к себе Преподобного Сергия и просил его совета. Святой старец благословил доброе намерение князя и вместе с ним осмотрел место будущей обители. Место это называлось Высоким, потому что находилось на возвышенном берегу Нары, близ Оки, в лесу, в версте от города. 2 декабря 1373 года Преподобный Сергий заложил храм обители в честь Зачатия Богоматери праведною Анною. Князь просил старца оставить строителем новой обители пришедшего с ним ученика, преподобного Афанасия. Афанасий, в миру Андрей, еще в юности пришел к угоднику Божию в его Радонежскую пустыню, и старец очень любил его за его безответное послушание и смирение. Преподобному Сергию жаль было отпустить от себя Афанасия, а блаженному Афанасию не хотелось расстаться с богомудрым Сергием, но «так угодно Господу», – сказал старец, и Афанасий повиновался. При содействии благочестивого князя обитель скоро окончена была строением, и к Афанасию собралось много братий. Преподобный Сергий не раз посещал своего ученика в Серпухове и прислал сюда своего будущего преемника, преподобного Никона, который и был здесь первым иноком, а потом и пресвитером. Князь построил в обители каменный храм, и Митрополит Киприан сам освятил его. С этого времени между святителем и Высоцким игуменом установилась самая тесная духовная дружба, Киприан не раз писал Афанасию самые дружеские послания, а искренно преданный ему игумен разделял скорби святителя, сопутствуя ему в Киев и Царьград. В 1387 году преподобный Афанасий купил себе в Константинопольском Предтечевском монастыре келью и остался там с несколькими учениками своими навсегда. Он много потрудился над переводом и списыванием святоотеческих творений (известен написанный им устав «Око Церковное»), присылал из Царьграда в свою обитель иконы и скончался там около 1401 года. В Высоцком монастыре его преемником по игуменству был соименный ему ученик Афанасий, прославившийся по кончине чудотворениями. Из других его учеников известен преподобный Никита. В этой обители сохранились крашенинные ризы Преподобного Сергия.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Архив Пн В праздник Вознесения Господня и день памяти равноапостольных Мефодия и Кирилла Предстоятели Русской и Элладской Православных Церквей совершили Божественную литургию в Успенском соборе Московского Кремля 24 мая 2012 г. 14:05 24 мая 2012 года, в праздник Вознесения Господня, день памяти святых равноапостольных Мефодия и Кирилла, учителей Словенских (тезоименитство Святейшего Патриарха Кирилла), и День славянской письменности и культуры, служение Божественной литургии в Патриаршем Успенском соборе Московского Кремля возглавили Предстоятели Русской и Элладской Православных Церквей. Перед началом богослужения на Соборной площади Кремля состоялась торжественная встреча архиереями и духовенством Русской Православной Церкви  Блаженнейшего Архиепископа Афинского и всей Эллады Иеронима ,  совершающего первый официальный визит в Россию. Затем на Соборную площадь прибыл Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. После облачения в Успенском соборе Предстоятели двух Церквей приветствовали друг друга. Затем Святейший Патриарх Кирилл и иерархи Русской Церкви вышли на площадь, где состоялась встреча чудотворной Иверской иконы Божией Матери . Святыню, возвращенную Церкви 6 мая 2012 года, доставил из Новодевичьего монастыря   митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий . Икона была внесена в Успенский собор и установлена на солее. За Литургией Его Святейшеству и Его Блаженству сослужили: митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий; митрополит Саранский и Мордовский Варсонофий , управляющий делами Московской Патриархии; митрополит Волоколамский Иларион , председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата; Первоиерарх Русской Зарубежной Церкви митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Иларион ; сонм архипастырей и духовенства Русской Православной Церкви, в том числе члены делегации РПЦЗ, прибывшие в Москву для участия в торжествах по случаю 5-летия подписания Акта о каноническом общении, и схиархимандрит Илий (Ноздрин) . Также сослужили: митрополит Дарданелльский Никита ( Константинопольский Патриархат ); архиепископ Севастийский Феодосий ( Иерусалимский Патриархат ); иерархи Элладской Православной Церкви: митрополит Керкирский и Пакский Нектарий; митрополит Глифадский Павел; митрополит Эдесский, Пелльский и Альмопийский Иоиль; митрополит Фирский, Аморгосский и Нисонский Епифаний; митрополит Зихнийский и Неврокопийский Иерофей; митрополит Кифирский и Антикифирский Серафим; митрополит Додонский Хризостом, глава Синодального отдела по паломничеству; митрополит Элассонский Василий, руководитель финансовой службы Афинской Архиепископии; епископ Христианупольский Прокопий; епископ Диавлийский Гавриил, архиграмматевс Священного Синода Элладской Церкви; прочие члены делегации Элладской Православной Церкви в священном сане; представители Поместных Православных Церквей при Московском Патриаршем престоле.

http://patriarchia.ru/db/text/2241577.ht...

С удивлением, близким к негодованию, обращается «Варшавский дневник» к столичной печати: как это она пропустила такое событие, как переговоры между Римскою куриею и Константинопольским патриархатом о соединении Церквей, причем блаженнейший Иоаким IV якобы склоняется к унии. 2332 Удивление варшавской газеты напоминает нам о настояниях, с которыми год тому назад и более обращались некоторые письменно к редактору «Современных известий», почему он, и именно он в частности, не выступит со словом против В. С. Соловьева , 2333 который явился проповедником своего рода тоже унии. Не отвечая за других, скажем за себя, что ни оригинальное воззрение, с которым выступил В. С. Соловьев , ни склонность к унии, приписываемую Константинопольскому патриарху, мы не считаем достойным не только серьезного спора, но даже серьезного упоминания. Уния! Мысль о ней есть нечто даже забавное, не говоря о том, что к вере она не имеет отношения. В унии весь вопрос о дисциплине, о власти, и тем он возмутительнее, что Рим охотно пожертвует даже догматом, лишь бы сохранить авторитет папской туфли, о которой с таким справедливым омерзением говаривал в своих сочинениях блаженной памяти Платон, митрополит Московский. 2334 Придумывая унию новейшей конструкции, и В. С. Соловьев находит ее нужным тоже лишь для внешнего единства, которого, по мнению почтенного ученого, недостает для Церкви. Внешнее единство, то есть – единство власти, которое может быть логически завершено только признанием непогрешимого папы, где бы он ни сидел, в Риме или в другом месте. А духовная непогрешимость в единоличном воплощении – это есть демонизм вместо христианства, перенесенный в Церковь . Лютеранские богословы первых времен не очень были далеки от истины, когда антихристом и вавилонскою блудницею признавали Римского папу. В стремлениях папизма подчинить себе Восточную церковь не видим никакой новости: и Пий IX обращался к восточным патриархам; 2335 отчего же не попытаться и Льву XIII? 2336 Если, как уверяет польский «Час», около константинопольского престола есть люди, склонные к соединению (в числе их называют логофета Аристарха-бея 2337 ), то и это нас не удивит.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikita_Gilyaro...

л. 115. Послание смиреннаго епископа Симона володимерскаго и суздальскаго к Поликарпу мниху печерскому. Отделов 9. Там же. л. 140. Втораго написания, еже ко архимадриту печерьскому Анкидину, о святых и блаженных черноризцех братия нашея. Списано Поликарпом. Отделов 13. Там же. л. 207 об. Мес. маия в 3 день, житие препод. отца нашего Феодосия игумена печерьскаго. Нач. Благодарю Тя Господи, Владыко мой Исусе Христе, яко сподобил мя еси недостойнаго исповедателя быти св. твоим угодником. Житие сокращенное. л. 212. Мес. ноября в 23 день, Леонтия прозвитера черноризца, игумена монастыря св. Саввы римьскаго града, повесть жития и чюдесем препод. и блажен. отца нашего Григория, епископа бывша акраганстей церкве, иже сикилисския области. Нач. Страшно и невнятно и вселенней успешно. См. 783 л. 319. По листам внизу: Сия книга дана вкладу в дом Живоначалные Троицы и великих чюдотворцов Сергия и Никона по Михаиле Леонтьеве сыне Азарьине 148 года (1640) марта в 25 день. 801. (1925.) Сборник, полууст. четкий, XVII века, в осьмую долю, 180 листов. л. 1. Служба, мая 23, препод. Никите переяславскому. л. 27. Житие препод. отца нашего Никиты Столпника переаславскаго чюдотворца. Нач. Никита преподобный отець нашь бе рожден и воспитан в граде Переаславле. л. 111. Канон в похвалу грозному и страшному ангелу от Бога посланному. л. 120. Без надписи. Нач. Веруй в Отца и Сына и Св. Духа, в Тронцу неразделну и несозданну. Геннадия патр. константинопольского 100 глав. См. 774 л. 1. л. 141. Повесть о Борисо-Глебском монастыри, от коликых лет и како бысть ему начало. См. 782 л. 449. л. 161. Чин бываемый на произведение иконома и келаря. л. 165. Без надписи. Нач. От Великаго Новгорода до Пскова два 90 верст, от Пскова до Ригы три 90 верст; с обор. л. 169 Сказание о граде Флорензе, велми чюдно. Из путевых записок Авраамия суздальского; последнее издано в Древн. росс. Вивл. ч. XVII стр. 178. 802. (1211.) Сборник, полууст. разных почерков, XVII века, в четверть, 140 листов. л. 1. Служба, мая 26, препод. Макарию колязинскому.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

Он говорит: ведоша Иисуса от Каиафы. Бе же утро, и тии не внидоша в претор, да не осквернятся, но да ядят пасху ( Ин. 18:28 ). И спустя немного: Пилат убо слышав сие слово, изведе вон Иисуса, и седе на судищи, глаголемом лифостротон, еврейски же гаввафа. Бе же пяток пасце, час же яко шестый ( Ин. 19:13–14 )». („Так читается в исправных списках», – прибавляет составитель Хроники, – „и в самом собственноручном списке Евангелиста, который доселе благодатию Божиею хранится в святейшей Церкви ефесской, и которому верные воздают там поклонение»). „Итак», продолжает он, „в тот самый день, когда иудеи готовились ввечеру есть пасху, распят Господь наш и Спаситель Христос, соделавшийся жертвою для причащающихся с верою Его таинства, по писанному у блаженного Павла: Пасха наша за ны пожрен быт Христос ( 1Кор. 5:8 ). Сам пожрен был за нас, яко истинный Агнец, в праздник сеннописанной Пасхи, в пяток, в 14 день месяца». 105 В прениях восточной Церкви с армянами и с латинянами – усилилось было мнение, что Господь не вкушал агнца на последней вечери и не ел опресноков. Это мнение особенно развил в своем сочинении против латинян, – писанном, по поручению константинопольского патриарха Михаила Керуллария, – Никита Стифат, инок студийский. Но, хотя такое мнение нельзя признать основательным и можно объяснить только увлечением в споре с противниками, тем не менее замечательно у Никиты следующее его пасхальное рассчисление, которым подтверждается церковное предание о дне последней вечери Иисуса Христа и дне смерти Его. „Поскольку Христу подобало», говорит он, „пострадать в день законной Пасхи, когда у евреев и закаляем был агнец, и пасху богоубийцам надлежало совершать в пяток, когда и был четырнадцатый день первого месяца в 5534 г., круг. Солнца XVIII, луны V: то Господь, чтобы предательство не воспрепятствовало Ему преподать ученикам собственную Пасху, возлегши на вечери в четверток, по вечери приял хлеб, преломил и предал Апостолам таинство нового завета... Четверток был тогда 13 дня луны, и не было опресноков» ( – разве у тех, кто не совершал в этот день пасхи), „и употребление квасного хлеба еще не прекращалось».

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Grechu...

А собрания лукавствующих и нечестивые постановления, учиненные Императором Михаилом дважды против блаженнейшего Патриарха Игнатия и однажды против верховнейшего Апостольского престола, связываем неразрешимыми узами анафемы, равно и тех, кои защищают их или скрывают нечестивые их деяния. Что же власть Апостольского престола постановила касательно святейшего Патриарха Игнатия и единомысленных с ним, то принимаем всей душою. Сие мое исповедание я (такой-то) епископ собственной моею рукой подписал и представил тебе, святейшему Владыке, Великому Архиерею и Вселенскому Папе Адриану, чрез твоих легатов Доната и Стефана, священнейших епископов, и Марина, диакона Святой Кафолической Римской Церкви, пригласив и свидетелей к подписанию " . Сам Император и Патриарх говорили, что это подписание свитка есть дело новое и никогда не слыханное, однако так было. Феодул Анкирский и Никифор Никейский, которые не согласились подписаться, не получили и позволения быть на Соборе. Мало того, Феодор, митрополит Карийский, хотя и подписался, но когда узнали, что он присутствовал на Фотиевом Соборе, который отлучил Николая, был изгнан из Собора. Так велика была ненависть к последователям Фотия, что не прощали их и тогда, когда они раскаивались! Во-вторых, говорят, что присутствовавшие под именем наместников восточных патриарших престолов были не истинные наместники Патриархов, а послы, прибывшие незадолго пред тем в Константинополь от эмира Сирийского, то есть правителя измаильтян. Об этом странном обстоятельстве говорит не один только Фотий в письме к монаху Феодосию, то же пишет и Илия, Патриарх Иерусалимский, в своем послании, отправленном на последующий Собор с Мартиропольским митрополитом, прибывшим на этот Собор от Патриарха Антиохийского. Содержание этого послания выписывает Цезарь Бароний, хотя и называет его неподлинным и подложным. В-третьих, поистине ужасно и слышать! " Отцы Собора (говорит Никита Давид Пафлагонянин в жизнеописании Игнатия) подписывают низвержение, то есть Фотия, не простыми чернилами, но - ужаснейшее дело! - обмакивая трость в Самую Кровь Спасителя, как слышал я от людей, достоверно это знающих " .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/247/...

Обычай закрывать завесой алтарь во время анафоры, причем с конкретной целью — скрыть священнодействие от взоров мирян, установил в XI веке Патриарх Константинопольский Евстафий (1020-1025). В письме преподобному Никите Стифату пресвитер и хартофилакс Никита Коронид писал: «Достоин же осмеяния говорящий, что возглас диакона " Двери! Двери! " побуждает стоящих вне жертвенника внимать Божественным таинствам. Ибо если — таинства, [то] всячески и сокрыты; скрытое же кто, пожалуй, владеющий рассудком, побуждал бы постигнуть того, кто вне этих [таинств]? Ибо таинства ныне подаваемы от иереев, и совершаются они в молчании. В других же местах я сам видел, что висящая у божественного алтаря завеса во время [совершения] таинств подплывает и покрывает так, чтобы даже сами иереи не были видны со стороны стоящих вне [алтаря]. Это же ввел блаженнейший среди патриархов господин [наш] Однако это установление в Византийской Церкви не было общепринятым. Феодор, епископ Андидский, писал, что при закрытой завесе служили большей частью в монастырских Святой Николай Кавасила ничего не говорит о том, когда открывались или закрывались врата и завеса алтаря во время Литургии, вероятно, не придавая этому существенного значения. Нет ясности по данному вопросу и в толкованиях на чин Божественной литургии святителя Симеона, архиепископа Солунского. В «Толковании о храме Божием» он писал, что «По входе архиерея двери [алтаря] затворяются, поелику не все удостаиваются созерцания таинства, но только принявшие Очевидно, что речь здесь идет о местном обычае Фессалоникийской Церкви. Однако из его слов в другом сочинении можно заключить, что врата закрывались после великого входа, но отверзались перед Символом веры: «Затем затворяются двери... Ибо не всем открыты Таины, потому что и тогда сокрыт будет для многих и мало-помалу будет открываться Иисус. Потом врата отверзаются... По возглашении исповедания и произнесении всеми Символа веры совершается и открывается Ангелам и людям свидетельство любви и единения через

http://patriarchia.ru/db/text/5879358.ht...

Преемственный список православных иерархов Константинопольской и Русской Церкви (Этот список ясно показываете нам, как благодать священства в православной Русской Церкви преемственно сохранилась от времен апостольских) Константинопольские епископы Время вступления Андрей Первозванный, апостол Стахий, из учеников Христовых (октября 31) Онисим Поликарп Плутарх Седекион или Седекия Диомен или Диоген Елевферий Феликс (святой, апреля 15) Афиноген Евзоий Лаврентий Алипий Пертинакс Олимпион Кириак I (из Кирилльак) Кистин (Кастин или Константин) Тит (июня 4), (Трат) Тарат Домитиан (Дометий), Димитрий Пров (святый) Митрофан I Александр 1 (августа 30) Павел I Омологит Евсевий Павел I (во второй раз) Македоний (арианин) Павел I (в третий раз) Македоний (во второй раз) Павел I (в четвертый раз) Македоний (в третий раз) Евдоксий Евагрий Димофил, еретик Григорий I, Богослов Нектарий I, патр. Константинопольский, окт. 11 Иоанн I, Златоуст Арсакий Сисипий I Несторий, еретик Максимиан Прокл (октября 24) Флавиан, блаженный Анатолий (июля 31) Геннадий I Акакий Флавитас, Фраитас, Фравита, Флавиан, еретик Евфимий (Всехвальный) Македоний II Тимофей Иоанн II, Каппадокиец Епифаний Анфим, еретик Евтихий Иоанн III Евтихий (во второй раз) Иоанн IV, постник Кириак II Сергий I Павел II Пирр (во второй раз) Петр, еретик Фома I Погонат Иоанн V Константин I Феодор I Георгий Кипрский Феодор I (во второй раз) Павел III Каллиник I Иоанн VI Герман I (мая 3) Анастасий, иконоборец Константин II Никита Кастрат Павел IV Тарасий Никифор I (июня 2) Феодот, иконоборец Антоний I, иконоборец Иоанн VII, Синкел Мефодий Омологита Игнатий Игнатий (во второй раз) Фотий (во второй раз) Стефан I Порфирородный Антоний II Николай I, мистик Евфимий I Синкел Николай I (во второй раз) Стефан II Трифон Феофилакт Полиевкт (февраля 6) Василий I Скамандрин Антоний III Студит Николай Хрисоверг 984 – 996 Патриарх Николай Хрисоверг поставил первого нашего митрополита Киевского Михаила I 988–991 991–1007 Иоанн I 1008–1035 Феопемпт

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

1 Андрей Первозванный, апостол 36 год (здесь и далее – время вступления) Стахий, из учеников Христовых Онисим Поликарп Плутарх Седекион (Седекия) Диомен (Диоген) Елевферий Феликс Афиноген Евзоий Лаврентий Алипий Пертинакс Олимпион Кириак I Кистин (Кастин или Константин) Тит (Тарат) Домитиан (Дометий или„ Димитрий) Митрофан I Александр I Павел I Омологит Евсевий Павел I (2 раз) Македоний (арианин) Павел I (в 3 раз) Македоний (2 раз) Павел I (4 раз) Македоний (в 3 раз) Евдоксий Евагрий Димофил, еретик Григорий I Богослов Нектарий I, патриарх Константинопольский Иоанн I Златоуст Арсакий Сиссиний I Несторий, еретик Максимиан Флавиан Блаженный Анатолий Геннадий I Акакий Флавитас, Флавиан, еретик Евфимий Всехвальный Македоний II Тимофей Иоанн II, Каппадокиец Епифаний Анфим, еретик Евтихий Иоанн III Евтихий (2 раз) Иоанн IV, Постник Кириак II Сергий I Павел II Пирр I (2 раз) Петр, еретик Фома I Погонат Иоанн V Константин I Феодор I Георгий Кипрский Феодор I (2 раз) Павел III Каллиник I Иоанн IV Герман I Анастасий, иконоборец Константин II Никита Кастрат Павел IV Тарасий Никифор I Феодот, иконоборец Антоний I, иконоборец Иоанн VII Синкел Мефодий Омологита Игнатий Игнатий (2 раз) Фотий (2 р.) Стефан I Порфирородный Антоний II Николай I, мистик Евфимий I Синкел Николай I (2 раз) Стефан II Трифон Феофилакт Полиевкт Василий Скамандрин Антоний III Студит Николай Хрисоверг 984–996 Патриарх Николай Хрисоверг поставил первого Митрополита Киевского Михаила I – (988–991 годы). Словосочетание «с возложением рук священства» указывает на то, что апостола Тимофея рукополагали несколько священных лиц. Этот канон сохранился и в Православной Церкви: в рукоположении епископа обязательно участвуют не менее двух архиереев. Представим, что в истории человечества не то чтобы на день, но только лишь на минуту эта Церковь перестала существовать или стала «отступнической», но тогда обетование Христа: «…Я создам Церковь Мою и врата ада не одолеют её» ( Мф. 16:18 ) оказалось бы неисполненным – Церковь одолел бы диавол.

http://azbyka.ru/kto-prinimaet-vid-apost...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010