А великий Афанасий, верный и разумный эконом, многие годы прекрасно управлявший делами киновия, перенесший много бед вместе с отцом, сподвижник его и соратник, многие свершения сотворивший в киновии, заболел болезнью, от которой и умер. Затем, когда мы окружили его, бывшего при последнем издыхании, и молили помянуть нас перед прибирающим его Богом, он произнес нам такие последние слова: «Если я обрету дерзновение и достигну искомого, вы обязательно узнаете об этом». И с тем, благолепно сложив преподобные ноги, он предал дух в руки Господни в двадцать шестой день месяца Гиперберетея 601 . Итак, похоронив его по обычаю, мы положили его в собственную могилу – ибо у наших отцов не в обычае, как в других монастырях, в одну гробницу класть всех покойников вместе, но найдя каждому подходящее место, они делают там особую могилу и скрывают его в земле согласно сказанному: прах ты, и в прах возвратишься ( Быт. 3:19 ). Вот там, как сказано, мы и положили останки и сего блаженного. А чтобы погребение преподобного не исчезло, но было явно видно всем, Бог всяческих устроил так, что на могиле, над самой его честной грудью само по себе выросло дерево, называемое кипарис, так что многие, движимые верою, приходят и целуют это дерево и, взяв от него щепочку, носят с собой для здоровья. 24 Отец же наш Никита, немало удрученный разлукой с ним, взяв на себя ношу их обоих, бодрствовал, трудясь в попечении о братии. А через небольшое время и общий отец наш Никифор, который Божиим содействием основал обитель, посвятивший Богу все, что у него было, почитаемый у Бога и людей, всеми любимый за умеренность нрава, также окончил жизнь в четвертый день месяца Артемисия 602 . А отец наш Никита, как настоящий его ученик, надписанием учредил ежегодное торжественное празднование его памяти. И мы всей братией уговаривали его принять рукоположение и звание игумена – ибо он не имел его, потому что блаженный Никифор был еще жив. Он же досадовал, негодовал, сердился и просил всех избавить его и не заставлять носить такое именование. «Поставьте,» – говорил он, – «кого-нибудь другого, кого вы хотите, чтобы он имел звание игуменства, а я буду с Богом заботиться о людях как и раньше – только к этому меня не принуждайте, прошу вас». A когда мы сказали: «Невозможно в этом уступить тебе, потому что и при жизни общего нашего отца ты после Бога был наставник и учитель наш, и тем паче после его ухода нужно тебе принять это и делом, и словом, и именованием», он ответил: «Тяжело мне повеление, которым вы меня принуждаете, братия, но да будет воля Господня». О беспредельное смирение всепреподобного отца нашего – то, чего другие добиваются с дарами и получают с раздорами и сражениями, ему было вручено ради крайнего смирения. Итак, много уговаривая его и сами, и через друзей, и через других отцов, мы силой убедили его принять, как уже говорилось, рукоположение и звание игумена – получил же он его наложением рук иже во святых Никифора, занимавшего тогда Константинопольский патриарший престол. 25

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Через 30 лет благочестивый император Феодосии Великий (1395) построил в Константинополе храм в честь святых мучеников, а святитель Герман, Патриарх Константинопольский (память 12 мая), будучи еще иеромонахом, написал в память и похвалу святым братьям-мученикам канон. Преподобных братьев Алфановых, Никиты, Кирилла, Никифора, Климента и Исаакия, Новгородских (Службу зри 4 мая) Тропарь, глас 1: Послушаша Господня гласа,/добрии рачители бывше,/благий Его ярем на ся вземше,/усердно понесосте/ и постничества путь достигше,/преподобнии отцы, святии чудотворцы,/воини Небеснаго Царя Христа,/Никито, Кирилле, Никифоре, Клименте и Исаакие,/сего ради от Вседержительныя десницы/венцы неувядаемыми увязостеся, и Небесною славою одеястеся,/ и чудотворении обогатистеся,/темже и о нас молити не престайте,/да получим вечных благ,/мы же сице взываем:/слава Давшему вам к подвигу крепость,/слава Венчавшему вас,/слава Дающему вами всем исцеления. Кондак, глас 8: Благодать приемше исцелением,/простираете здравие сущим в болезнех,/преподобнии отцы и чудотворцы славнии,/Никито чудне, и Кирилле блаженне, и Никифоре пречестне,/Клименте святе и Исаакие преподобне,/но молитвами вашими противных шатание разорите,/и болезни наша исцелите,/ и грехов прощение испросите,/да благодарне воззовем вам:/радуйтеся, великому Новуграду похвала и утверждение. Преподобные братья Никита, Кирилл, Никифор, Климент, Исаакий Алфановы (Сокольницкие) Преподобные братья Никита, Кирилл, Никифор, Климент, Исаакий Алфановы (Сокольницкие) жили в XIV веке в Новгороде; они проводили праведную жизнь и основали Сокольницкую обитель. Как сообщают летописи, «на Сокольей горе поставиша церковь древяну святого Николу и монастырь устроиша» в 1389 году. Праведные братья Алфановы были в родстве с известным по летописям Яковом Анфалом или Алфаном, который убежал на Двину, спасаясь от преследований за сношения с Москвой. Праведники братья подверглись бедам по родственной связи с Яковом, тяжкими скорбями невинного страдания очистившись для блаженной вечности. В «Сказании» о святых братьях описаны чудеса, происходившие после их кончины от мощей. Празднование их памяти положено 17 июня и 4 мая (в связи с пожаром, истребившим Сокольницкую обитель, мощи преподобных братьев были перенесены в Антониев монастырь 4 мая 1775 года).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В ходе визита посланцы Константинопольского Патриархата с благословения Святейшего Патриарха Кирилла посетили Свято-Троицкую Сергиеву лавру, московские Данилов и Покровский монастыри и поклонились их святыням. 27 мая. ПРАВМИР. Вчера члены делегации Константинопольского Патриархата отбыли из Москвы. С 22 по 26 мая 2012 года  делегация приняла участие в торжествах по случаю тезоименитства Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, сообщает сайт ОВЦС . В день Вознесения Господня и тезоименитства Святейшего Патриарха Кирилла, митрополит Дарданелльский Никита в числе сонма архиереев сослужил за Божественной литургией Патриарху Кириллу и Блаженнейшему Архиепископу Афинскому и всей Эллады Иерониму, а также принял участие во всех праздничных мероприятиях этого дня. 25 мая Святейший Патриарх Кирилл принял членов делегации в своей резиденции в Даниловом монастыре. В ходе визита посланцы Константинопольского Патриархата с благословения Святейшего Патриарха Кирилла посетили Свято-Троицкую Сергиеву лавру, московские Данилов и Покровский монастыри и поклонились их святыням. Состоялись также встречи с руководством Московских Духовных академии и семинарии и с ректором Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиереем Владимиром Воробьевым. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 10 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/zavershilsya-vizit-del...

О жизни блаженного василевса Константина. III. 38. [Электронный ресурс]//URL: обращения: 20.03. 2018). Louise Ropes. Liber Pontificalis (The Book of the Popes). Vol. I. NY: Columbia University, 1916. P. 53. древних литургий восточных и западных. М.: Даръ, 2007. С. 511. Патриарх Константинопольский, свт. Сказание о Церкви и рассмотрение таинств. М.: Мартис, 1995. Гл. 8. об историческом происхождении иконостаса см.: Успенский Л. А. Вопрос иконостаса//Вестник Русского Западноевропейского Патриаршего экзархата. 1963. 44, октябрь-декабрь. С. 223-255; Он же. Богословие иконы Православной Церкви. Коломна: Свято-Троицкий Ново-Голутвин монастырь, 1997. С. 289-331. Лаодикийского собора 19; Правило VI Вселенского (Трулльского) Собора. Патриарх Константинопольский, свт. Указ. соч. Гл. 9. С. 47. правило 73. А.П., проф. Историческое объяснение обрядов литургии//Богословский вестник. 1915. С. 575. древних литургий восточных и западных. С. 142, 244. церковной иерархии. III//Дионисий Ареопагит. Сочинения. Максим Исповедник. Толкования. СПб.: Алетейя, 2002. С. 609. Патриарх Константинопольский, свт. Указ. соч. Гл. 41. С. 81. Х. Православная литургия: Развитие евхаристического богослужения византийского обряда. М.: Библейско-богословский ин-т св. апостола Андрея, 2008. С. 152-153. Ростовский, свт. Житие свт. Василия Великого//Жития святых. Январь 1-10. М., 2010. С. 37. Никиты Коронидского, синкелла и хартофилакса, прп. Никите Стифа­ту. 3//Никита Стифат, прп. Творения. Ч. 1. Сергиев Посад, 2011. С. 102-103. же дверей и спущение сверху их (πνω τοτων) завесы, как это обыкновенно делается в монастырях, а также и покрытие Божественных даров так называемым воздухом знаменует, думаю, ту ночь, в которую произошло предательство ученика» (Феодор, еп. Андидский. Протеория, или Краткое рассуждение о тайнах и образах Божественной литургии, составленное по просьбе боголюбезного Василия, епископа Фитийскаго. Б. м., XXI; Объяснение литургии, составленное Федором, епископом Андидским. (Памятник визант. духов. лит. XII в.)/[Вступ. ст.] Н. Красносельцева. Казань, 1884. C. 28). архиепископ Солунский, свт. О храме Божием и о служащих в нем. 83//Писания св. отцов и учителей Церкви, относящиеся к истолкованию православного богослужения. Т. III. СПб., 1857. С. 39. архиепископ Солунский, свт. Премудрость нашего спасения. III. 66. М., 2010. С. 148. И.Д., проф. Митрополит Киприан в его литургической деятельности. М., 1882. С. 18. священнослужения//Служебник. М., 1656. С. 54. [Электронный ресурс]//URL: И.Д., проф. Указ. соч. С. 31. П.А. Литургические труды Патриарха Евфимия Тырновского. СПб., 1890. С. 9. же. С. 16. же. С. 24. из Тырговиште» (1508), составленный неким иеромонахом Макарием, и «Служебник из Венеции». Тексты этих южнославянских Служебников идентичны друг другу. См. электронный ресурс, URL: (дата обращения: 20.03.2018).

http://patriarchia.ru/db/text/5879358.ht...

Михаил же был у него узником, закованный в две цепи, и тотчас освободив его, расправившиеся со зверем провозгласили его царем. А он, будучи посредине между добродетелью и ее противоположностью, веру не восстановил, но всех отцов наших вернул из ссылки и освободил находившихся в темницах, и великое гонение на Церковь прекратилось. Вышел и блаженный отец наш Никита из темницы, в которую был ввергнут, словно из-под какого-то покрова блистательный исповедник и бескровный мученик, неся видимое свидетельство победы в своих подвигах. Отправился же великий отец наш на острова, лежащие близ города, любя безмолвие, и поселился на одном из них, ведя ангелоподобную жизнь, и был для всех руководителем ко спасению, для всех укрепление, для всех врач душевный и телесный, помогая нуждающимся необходимым, и обращая милостыню не только к верным, но и к неверным. После этого блаженный купил маленькое подворье напротив города к северу и там провел оставшееся очень краткое время. 48 Когда же наступило время отойти ему и быть со Христом, потому что болезнь очень усилилась и истощала его силы, в воскресное утро около шестого часа он, сложив преподобные ноги, прекрасно пробежавшие в исповедании веры, отошел вместе с пришедшими ангелами в третий день месяца Ксанфика 609 . А когда услышали о его святом успении, собралось великое множество мужчин и женщин, монахов и дев из города и окрестностей, и все провожали его как заступника к вышнему Царю. Прибыли и архиепископы, святейший Феофил Эфесский и святитель Иосиф Фессалоницкий, и совершив над ним то, что принято при погребении, положили его в раку. А истинные ученики его, погрузив его на корабль, поплыли к святой его обители, которую он устроил собственными трудами. Мы же стояли на берегу в ожидании вместе с преподобнейшим Павлом, епископом Плусиады. И когда он прибыл к нам, мы, вынеся его с корабля, поклонились со слезами святым мощам, и вся братия обоих монастырей, подняв их на плечи, со всеми подобающими песнопениями проводила их до обители. Бог же сотворил через него по пути множество чудес – бесы изгонялись из многих одержимых, больные исцелялись от разнообразных болезней, среди которых и женщина кровоточивая, подойдя с верою и только коснувшись святых мощей, снова стала здорова. 49

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

2. Константинополь, Вифиния. (Юг Италии.) 3. Жития: преподобного Михаила Малеина, преподобного Андрея Юродивого, преподобного Василия Нового, святого Евфимия, патриарха Константинопольского. Творения: блаженного Симеона Метафраста, патриарха Николая Мистика, Петра Аргосского; житие и творения святого Климента Величского. 2–е поколение 1. Преподобный Афанасий Афонский, преподобный Симеон Благоговейный, преподобный Лука Элладский, преподобный Фантин Калабрийский (Фессалоникий–ский), преподобный Павел Латрский. 2. Афон, Константинополь, юг Италии (особенно Калабрия), Эллада. 3. Житие преподобного Афанасия Афонского, его Устав и другие творения. Поучения преподобного Симеона Благоговейного (о нем см. в «Словах» преподобного Симеона Нового Богослова). Жития преподобного Луки Элладского, преподобного Фантина и других южноиталийских подвижников. В житии преподобного Нила Россанского о преподобном Павле Латрском. 3–е поколение 1. Преподобный Нил Россанский, преподобный Симеон Новый Богослов, преподобный Афанасий Афонский, преподобный Никон Метансит, равноапостольная Ольга. 2. Афон, юг Италии, Эллада, Константинополь, Русь. 3. Житие преподобного Нила Россанского, Завещание преподобного Афанасия Афонского и творения преподобного Никона Метанеита; ранние «Слова» преподобного Симеона Нового Богослова и его житие. Пролог.   XI век 1–е поколение 1. Преподобный Симеон Новый Богослов, преподобные Иоанн и Евфимий Афонские, преподобный Симеон (инок Синайский), преподобный Лазарь Галисийский, равноапостольный Владимир, преподобный Антоний Печерский. 2. Константинополь, Афон, Синай, Палестина, Малая Азия, юг Италии, Русь. 3. Житие Симеона Нового Богослова и его творения. Жития преподобных Лазаря Галисийского и Симеона, инока Синайского; житие Иоанна и Евфимия, Афонский Патерик. «Повесть временных лет» (о равноапостольном князе Владимире). 2–е поколение 1. Преподобный Никита Стифат, блаженный Иоанн Евхаитский, преподобный Лазарь Галисийский, препо–добные Антоний и Феодосий Печерские, преподобный Варфоломей Криптоферратский, преподобный Ефрем Переяславский, Георгий Иверский; связь преподобного Феодосия Печерского со Студитским монастырем времени Никиты Стифата. 2. Константинополь, Афон, Киев, Антиохия. 3. Жития указанных святых; творения преподобного Никиты Стифата; Печерский Патерик, «Повесть временных лет». 3–е поколение 1. Преподобный Мелетий Миупольский, блаженный Иоанн Евхаитский, преподобный Никон Черногорец (около Антиохии), первые ученики преподобных Антония и Феодосия Печерских, блаженный Феофилакт Болгарский, Филипп Пустынник. 2. Константинополь, Антиохия, Киев, Русь. 3. Житие преподобного Мелетия Миупольского; творения блаженного Иоанна Евхаитского, Феофилакта Болгарского, Филиппа Пустынника, «Диоптра», творения Никона Черногорца; Печерский Патерик.   XII век 1–е поколение 1. Печерские подвижники (преподобный Никола Святоша и др.), блаженный Феофилакт Болгарский, Владимир Мономах.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

И жена его, блаженная Мария, чаяния мук нестерпимых внезапу жития своего премнилась. Иподиакон Никита, иже грамоты к нам от него приносил, в темниц и во оковах с нужды вскор сконьчася. Презвитер Сисой, иже к нам з грамотою приходил, безвстно заточен со всм домом.//Блаженный митрополит Афонасей Иконийский, иже свидтельствова о ложных грамотах, иже принесе Мелетий диякон на мя, и свидетельствовал о газском, яко враг человк и пагубник, той в Симонов монастырь заточен. Феофан архимандрит Святыя горы Афона Константинова монастыря в Кирилов монастырь заточен з братьею. Строитель Воскресенского монастыря иермонах Аарон в Соловки заточен. Василей иеродиякон великия церкви со всм домом в Сибирь заточен. Сава, принесый грамоты от иерусалимскаго блаженнйшаго патриарха царского величества в полатах вверху затворен. А иже нами несвдомыя имены, яже о нас кто-любо слово какое доброе сотворил, много безвстно заточены и мучены» – цит. по грамоте Никона к константинопольскому патриарху Дионисию: РГБ, ф. 178, 9427, л. 115–115об. Л. 81об. Станутъ, – по писаному, – пред лицемь оскорбившихъ в день судный в дерзновении мноз... – Ср.: Прем. 5:1 . Не печалуй, брате, благое творя... – Ср.: Гал. 6:9 ; 2Фес. 3:13 . ...постражди, яко добрь воинъ Христовь. – 2Тим. 2:3 . Блажени бо, – рече, – ходящий в заповде.хъ Его. – Откр. 22:14 . Блаженъ мужъ, бояйся Господа... силно на земли будеть смя его. – Пс. 111:1–2 . 3. Второе письмо иконийского митрополита Афанасия (29 июня 1665 г.) (л. 270об.) Пресвятйшему 2254 и премудрйшему и блаженному отцу и патриарху Московскому и всей Росии, господу, господу, Никону 2255 радость. И во Христ цлую святую твою десницу и священно облобызаю. Об 2256 томъ желаю и вдаю, божественное//(л. 271) пресвятителство твое, владыко святый, слышащи святое твое имя неизреченную милость 2257 пришелцемъ, яко ихъ любишь и одваешь, яко отецъ и будетъ теб заплата от Господа во Царств Небесномъ, да услышишь 2258 блаженный и благословенный глас Господа, глаголющий: благословеннии Отца Моего, наслдуйте уготованное вамъ Царствие Небесное от сложения Такоже и пророкъ Давидъ глаголетъ: день дает праведный и милует 2259 , и семя его во благословении Премудрый мой отче! Лигарида ложь совершилася, по словесехъ преблаженнкаго брата твоего: прислалъ писание и отлучилъ его, и проклялъ 2260 аки папежника и злаго человка, глаголетъ, и 271об.) И другое: в Цареграде 2261 Сихурский 2262 , и гнавъ его Константинополский, да посадитъ его в каторг Токмо молюся; не забуди мене в тайныхъ твоихъ молитвах. Молися Богу за насъ, занеже печаль моя есть великая и разторжена, и желаю 2263 правду, о чемъ есть мн приказано, и стражу зд, во чюжей земли, и о разорении моемъ не печалую. Едино токмо о людехъ моихъ стражду, страдалникъ Еустафий: единъ взялъ супружницу его, и волк взялъ едино чадо его, и медведь другое,//(л. 272) – и о томъ не сетова, токмо в Боз веселился в нужахъ Такоже и аз, убогий и рабе святителству твоему.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

Византийская Империя пятьсот лет тому назад – почти в эти дни – перестала существовать. Вскоре под игом мусульман оказались все православные государства Востока. Русский летописец, скорбя об участи Царь-града, писал: «Царство без грозы есть конь без узды. Константин и предки его давали вельможам утеснять народ; не было в судах правды, ни в сердцах мужества; судии богатели от слез и крови невинных, а полки греческие величались только цветною одеждою; гражданин не стыдился вероломства, а воин бегства, и Господь казнил властителей недостойных, умудрив царя Магомета, коего воины играют со смертию в боях и судии не дерзают изменять совести. Уже не осталось теперь ни одного Царства Православного, кроме Русского. Так исполнилось предсказание святого Мефодия [Патарского] и Льва Мудрого , что измаильтяне (турки) овладеют Византией; исполнится, может быть, и другое, что Россияне победят измаильтян и на седьми холмах ее водворятся». Через 27 лет после падения Византии Великий Князь Иоанн III покончил с татарским игом (1480 г.). Россия становилась единственным в мире Православным Царством. Взоры всех православных народов Ближнего Востока с упованием обратились к Москве. Первый же Константинопольский Патриарх под властью турок, святой Геннадий Схоларий , прибег за денежною помощью к святому Ионе, митрополиту Московскому. Ко времени занятия Константинополя Россия пятьсот лет жила уже в осиянии Православия, так полностно воспринятого ею из Византии. За эти века озарили Русскую Землю такие светочи, как святители митрополиты Петр и Алексий, Никита Новгородский, Леонтий и Исаия Ростовские, Стефан Пермский, преподобный Антоний и Феодосий Киево-Печерские, Сергий и Никон Радонежские, Кирилл Белозерский, Сергий и Герман Валаамские, Пафнутий Боровский и другие угодники Божии. Высились величественные соборы Святой Софии в Киеве и в Новгороде, во имя Святой Троицы и Успения Божией Матери во Пскове, Владимире и Москве. Россия изобиловала храмами и обителями. Православная государственность укреплялась благочестивыми потомками святого Крестителя Руси – Ярославом Мудрым, Владимиром Мономахом , святым Мстиславом Великим, святым Андреем Боголюбским, святым Александром Невским, Димитрием Донским и преемниками последнего. Смирение русского народа ярче всего проявлялось в подвиге блаженных Христа ради юродивых.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Чин служения архиерейского, принесенный Никону блаженным Афанасием Пателарием, Патриархом Константинопольским, был также сличен на соборе с древними подлинниками Греческими, как все уставы и требники, и признан единогласно подлинным. В то же время, соображаясь с нуждами расширяющегося царства, рассудил собор возвысить некоторые епархии на степень митрополии, как то Астраханскую, Тобольскую и Рязанскую, и устроить новую Белгородскую для вновь населенных слобод Украинских; восстановить праздные епархии, Нижегородскую и Владимирскую, отделить по-прежнему Пермскую от Вятской, учредив особую также в Архангельске. Древние города, Чернигов, Псков и Коломна, почтены архиепископиями, а митрополиты, Новгорода, Казани, Ростова и Рязани, облегчены Викариями, назначенными в Каргополе и Устюжне, в Уфе, Угличе, Тамбове и Воронеже. Предположено также открыть новые епископии в Томске и на Лене, ради дальних расстояний от митрополии Тобольской. – Столь важные учреждения церковные остались навсегда памятником сего собора, на коем в последний раз Церковь Греческая, личным присутствием своих высших сановников, оказала благодетельное участие Церкви Российской, искони почерпавшей от нее просвещение духовное. С окончанием собора удалился Александрийский Патриарх Паисий, Макарий же Антиохийский на следующий год: оба с богатою милостынею, честью и дарами. Но хотя обратился один из лжеучителей, поп Никита, а другой Павел, бывший Епископ Коломенский, соборным определением заточен в монастырь Палеостровский, однакоже продолжали действовать прочие, тщетно наказываемые или ссылаемые в Сибирь. Суетные определения Стоглава служили им опорою во мнении народном, вместе со старопечатными книгами Патриархов и вкравшимся, не более как за сто лет, обычаем неправильного перстосложения: а между тем не всякий мог распознать истину исправлений соборных. Печальный пример заблуждения явила древняя лавра Соловецкая, которая еще недавно, во время военных действий, не пожалела 50,000 серебряных рублей в пособие государству, и отразила новые набеги Шведов.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Каждый, кто обучился умному деланию, всякий раз как он молится, лучше же сказать, творит молитву Иисусову, – за грехи свои или против злых помыслов, как сказано, молится, и да не поет много псалмов. Потому что поющие много не разумеют, что поют, сказал Новый Богослов, ибо петь много повелено было тем, кто не постигает того, что поет. Подобно и святой Исаак сказал: «Хочешь ли напитаться от стихословия твоей службы? – Совершенно оставь количество и не поставляй в нем меру разумности». А святой Григорий Синаит сказал: «Одни учат петь много, другие – мало, ты же не много пой, но подражай малопоющим. Ибо много петь свойственно деятельным, а не безмолвствующим, ибо по образу жизни нашей подобает и пению нашему быть ангельскому, а не плотскому, чтобы не сказать языческому. Петь голосом и восклицанием предано нам ради лености нашей и неведения, и никто из святых не принял на себя большого труда, чтобы слагать слова и писания об одном псалмопении. Ибо какая нужда много писать о том, что все, не только монахи, но и мирские люди знают и могут петь, сколько пожелают, как уже было сказано? Об одной же той краткой и в пяти словах заключающейся молитве, по апостольскому слову: а) Господи, б) Иисусе, в) Христе, г) помилуй, д) мя, – святой Исихий написал двести глав, ничего другого не изложив в них, как только одно блюдение ума и эту священную молитву Иисусову». Подобным же образом и святые Иоанн Златоуст , Игнатий, Фотий и Каллист, бывшие преемственно патриархами Константинопольского престола, каждый в отдельности, написали целые книги, исполненные глубокой мудрости, об этой единой, краткой молитве и внимании, как сказал святой Симеон, архиепископ Солунский, который и сам приложил к святой своей книге до шести глав, повелевая духовным и мирским людям творить, как свое дыхание, умом и устами эту священную молитву. Тому же учат и святые Нил Постник, Иоанн Лествичник , Филофей Синаит, Максим Исповедник , Симеон Новый Богослов , Никита Стифат , Диадох , Петр Дамаскин , Григорий Синаит , Варсонофий, Филимон, Исаак Сирин и после них Нил Сорский .

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Rejdman...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010