В «повести о блаженной жизни преосвященнейшего Илариона митрополита суздальскаго» рассказывается, что когда Никон разослал приказ служить по новоисправленным книгам, то преподобный, бывший в то время настоятелем Флорищевской обители, «зело усомневашеся о том, . —385— глаголя: писано есть: аще кто прибавит или убавит, анафема да будет, и начат о том со слезами ко Господу Ногу молитися прилежно, да ими же весть судьбами открыет ему о сем... Бог же не призре моления раба своего, откры ему сицевым образом»: когда Иларион решился отслужить по новоисправленным книгам одну обедню, и, по окончании ее стал вытирать губою святой патир, то увидал, что внутри патира выступила кровь, «выступила та же кровь и на внешнюю сторону патира». Тогда недоумевающему о явлении Илариону был глас: «елико крови обретеся внутри чаши, толико и на внешней стране чаши; тако разумей и о исправлении книжном и о прочем: аще по прежним, или по новоисправленным служебникам, обаче ни чим же новоисправленная служба меньши первыя». Уверившись таким чудесным образом в одинаковом достоинстве новоисправлевных книг с старыми, Иларион не только сам стал служить по новым книгам, но и требовать того же от своих учеников. Одни повиновались ему, «овии же упорством многим возразишася, и даже до смерти совещается в своем упорстве стояти, укоряюще самого преподобного, якобы самому ему с правого пути совратимся, глаголюще ему со укоризною: яко самому тебе прежде учити нас даже до смерти о сем стояти. Преподобный же некоего ученика – Пестяковца проста и письма не умеющего, многим постом и поклонами и плинфы на выю его повесивше, смиряше» 1998 . Но подобного чудесного уверения в одинаковом достоинстве старых и новых книг удостоивались, конечно, очень и очень немногие, большинство же колебалось и не знало чего ему следует держаться. Очень живую и яркую картину нестроений, колебаний и пестроты в отправлении разных церковных служб рисует нам современник – суздальский священник Никита Добрынин (Пустосвят) в челобитной государю. «Во многих градех твоея благочестивые державы, наипачеже в селех, пишет он государю, церкви Божии зело возмущены, еже есм много ходах, и не обретох дву, или трех церквей, чтобы в них единочинно действовали и пели, но во всех разнствие и велий раздор: в той цер-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Святитель Димитрий, Митрополит Ростовский, в грамоте своей, писанной по случаю преложения (в 21-й день Июня 1704 года) св. мощей Феодора, Давида и Константина в новокипарисную раку, упоминает о Парфение, как о собрате своем. Вот собственные слова грамоты: «Благословихом архимандрита Иосифа, в блаженной памяти Преосвященного Парфения, Митрополита Лаодикийского, посохом: понеже он, брат наш, Преосвященный Парфений Митрополит, преставился во граде Ярославле и погребен в том Спасском монастыре, и после себя остави с митрою, с клобуком, с мантиею и той посох». Сведения сии о жизни Парфения почерпнуты нами из собственного его донесения Императору Петру Первому. Текст донесения сего, замечательного во многих отношениях, преставляем мы здесь читателю с самыми малыми сокращениями и такими же изменениями в слоге. «Великому Государю, Царю и Великому Князю Петру Алексиевичу всея Великия и Малые и Белые России Самодержцу: Иисуса Христа последний раб, твой же богомолец, смиренный Митрополит Лаодикийский Парфений, рабски повествует: како и где препровождал жизнь свою и освобождал невольников из невольного мучения Агарянского. Егда бых черным священником и хождах в странах своих, случалося мне иногда, наняв коня, или осла, ездить, а больше пеш хаживал тайным образом, ради невольнических душ, которые пребывают у тиранов в немилостивых руках Агарянских. Хаживал с великою нуждою и по дальным селам и деревням, где жаждут слышати Слово Божие Русским языком. Зане нечестивые Агаряны, аще познают кого освященного чина, то мечем, или огнем скончают. Но от того сохранил меня Всесильный Бог , не хотя смерти грешного, якоже и Святый Евангелист Матфей в Х-й главе глаголет: Се Аз посылаю вы, яко овцы посреде волков. Сие сбыстся реченное слово Владыки Христа. В прошедшем 7194 (1686) году прислан был от Царского Самодержавнейшего Престола Твоего в Царь-град к Константинопольскому Патриарху Кир Дионисию посланник Никита Алексиев, а при нем были толмач, Русский человек Аврам, да из Украины Иван Лисица.

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Isakovich/...

Такая непреклонность преп. Феодора привела императора Льва в бешенство, и он отправил в Вониту царского чиновника Никиту с приказом иссечь бичами всё тело св. отца. Преп. Феодор с радостью приготовился принять истязание, но Никита, как тайный иконопочитатель, благоговевший перед его подвигом, не решился в точности исполнить волю царя и ограничился лишь хитрыми и притворными манипуляциями. 696 Однако угрозы императора не сломили энергии св. отца, напротив, постепенно возраставшее зло призывало его на более самоотверженный подвиг. Несмотря на усиленную охрану, он имел возможность видеться с преданнейшими из своих учеников, которые и помогали ему сноситься с иконопочитателями в различных местностях Империи. По-прежнему преп. Феодор вёл обширную переписку с рассеянными и заключёнными учениками и духовными чадами, увещевал и ободрял их на подвиги и труды в пользу Православия, убеждал пребывать в исповедании Христовом, не унывать и не отчаиваться во время страданий, не уклоняться от исповедничества и всеми мерами избегать отступничества. Крепко организовав общину иконопочитателей в пределах Константинопольской церкви, преп. Феодор обратился со своими письмами к восточным патриархам и старался склонить их к коалиционному действию против иконоборцев. Так, в письме к Александрийскому патриарху преп. Феодор в ярких чертах живописует бедствия Церкви, воздвигнутые иконоборцами. «Гонение постигло нас, блаженнейший, – писал он, – и тягчайшее из гонений. Жертвенники (иконоборцами) разрушены, храмы Господни опустошены – и в домах, и соборные, в мужских и женских обителях, древние и недавно построенные. Жалкое зрелище представляют по своему виду церкви Божьи, лишённые своего украшения и стоящие безобразными... Вероятно, нападающие на вас арабы бывают стыдливее и христолюбивее в этом отношении». Но иконоборцы осмеивают, позорят и порицают, как вещи негодные и богопротивные, изображения Господа Иисуса Христа, Богородицы и всех святых, подвергают православных всевозможным испытаниям. Одни из них потерпели насмешки и бичевания, другие – оковы и заключение под стражей, скудно питаясь хлебом и вином, иные отправлены в ссылку, другие пребывают в пустынях, горах, вертепах и пропастях земных, а некоторые, подвергнутые бичеваниям, мученически переселились ко Господу; иные были посажены в мешки и брошены ночью в море.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/l...

125 Старец Елеазарова монастыря Филофей в послании к великому князю говорит: «Иже от вышняя и всемощныя, всясодержащия десница Божия. имже царие царствуют и имже велнции величаются и силнии пишут правду. – тебе пресветлейшему и высокостолнейшему государю великому князю, православному христианскому царю и владыце всех, браздодержателю святых Божиих престол святыя вселенския и апостолския Церкви пресвятыя Богородицы честнаго и славнаго ея успения, иже вместо римския и константинопольских просиявшу. Стараго убо Рима Церкви падеся неверием аполлинариевы ереси; втораго же Рима Констянтинова града Церкви агаряне внуцы секирами и оскордми разсекоша двери. Сия же ныне третьяго нового Рима державнаго твоего царствия святая соборная апостольская Церкви, иже в концых вселенныя в православной христианстей вере, во всей поднебесной паче солнца светится. И да весть твоя держава, благочестивый царю, яко вся царства православный христианския веры снидошася в твое едино царство: един ты во всей поднебесной христианом царь... Не преступай, царю, заповеди, еже положиша твои прадеды великий Константин и блаженный Владимер и великий богоизбранный Ярослав и прочий блаженнии святии, ихже корень и до тебе... Блюди и внемли, благочестивый царю, яко вся христианская царства снидошася в твое едино, яко два Рима падоша. а третий стоит, а четвертому не быти: уже твое христианское царство инем не останется, по великому Богослову» (То же самое Филофей заявляет и в послании к дьяку Мисюрю). На почве этих Филофеевских воззрений о призвании Москвы и ее значении в ряду других христианских царств и стояли ревнители благочестия, которые, выступив потом противниками церковной реформы Никона, повторяют в своих сочинениях слова старца Филофея. Аввакум говорит: «Мерзость запустения, непреподобно священство и прелесть антихристова на святом месте поставится, сиречь на олтари неправославная служба, еже видим ныне сбывшееся. Иного же отступления уже нигде не будет: везде бо бысть; последняя Русь зде». Никита говорит: «...Ведомо тебе, великому государю, яко ветхий Рим падеся аполинариевою ересию, вторый же Рим, еже есть Константинополь, агарянскими внуцы от безбожных турок обладаем: твое же государство, росийское великое царство, третий Рим, и отвсюду все христианское благочестие в него едино собрася, и от тебе благочестиваго царя превеликий Государь господствующих и царь царствующих Христос Бог наш свой талант с прикупом вземлет».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kapter...

   Устроившись окончательно на месте своего изгнания, на этот раз добровольного, пр. Симеон заканчивает реконструкцию обители св. Марины, собирает там свое «весьма малое стадо», покупает при помощи друзей подворие монастыря Евгения и продолжает торжественно праздновать память своего духовного отца. «Почти все духовенство Великой Церкви Христовой (Св. Софии Константинопольской) … и многие из монашествующих и мирян» приходили, чтобы принять участие в этих празднествах. В этот период жизни пр. Симеон написал большую часть своих Гимнов, которые начал составлять, еще будучи молодым монахом в монастыре св. Маманта. «Его язык становится огненным языком и он богословствует «Любовные излияния (ρωτας) Божественных Гимнов», и против воли обнародует насильственным дуновением Духа то, что видел в божественном откровении, и то, что созерцал, будучи в сверхъестественных видениях… Он излагает, кроме того, и свои апологетические и полемические Слова, столь сильные, и сильно, в силе мудрости, противопоставляет их своим противникам».    Его известность как харизматика, как человека, наделенного даром пророчества и чудотворения, распространялась все более и более и привлекала к нему многих. Никита много пишет об этом в Житии пр. Симеона. В его внешности не было ничего сурового. «Христоподражательно благодоступный всем, мужчинам, женщинам, детям, старикам, молодым, чужим, знакомым, всякому человеку, он входил, по обыкновению … опираясь на свой посох, спокойною и тихою походкою». Несмотря на преклонный возраст, он отправился посетить свою родину и отчий дом. Сохранилось описание его последней болезни — рассказ его ученика Никифора Никите, который воспроизводит его в Житии. «Когда исполнилось для святого время настоящей жизни и число дней его и их предел стал известен ему, он охватывается последнею болезнью и постель принимает его болящего. Болезнь эта была истечение желудка, истощевающее его сущность и разделяющее на каждое связи соединенных стихий. Лежал таким образом блаженный немало дней, одержимый болезнью, и терял силы, истаивал плотию и ослабевал связями. Его плоть была настолько иссушена болезнью, что он не мог сделать движение сам собою, если мы ему прежде не подавали руку помощи и при помощи некоего приспособления перевертывали сюда и туда. Итак, он находился в таком состоянии, и мы его носили, когда природа принуждала к естественной потребности». Тот же Никифор рассказывает Никите, как проснувшись однажды ночью, он увидел святого, «которого мы едва при помощи некой машины, сюда и туда передвигая, перевертывали на постели, обессиленного болезнью … висящим в воздухе кельи, на четыре локтя от земли или даже более, и молящимся своему Богу в неизреченном свете».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4065...

Наконец, Феостирикт рассказывает о всем происходящем подробно и приводит в прямой речи реплики шести православных исповедников: Емилиана Кизического, Михаила Синнадского, Феофилакта Никомидийского, Петра Никейского, Евфимия Сардского и Феодора Студита . Содержание речей Евфимия и Феодора примерно совпадает с тем, что сообщают их собственные жития, однако в словах первого отсутствует ссылка на лично виденный им Эдесский Убрус, а у Студийского игумена дается только вторая из реплик, сохраненных Михаилом 589 . Изложение Феостирикта, таким образом, резко отличается от остальных трех текстов, и объясняется это очень просто. Рассказ об аудиенции в Житии Никиты составляет часть церковно-исторического экскурса об иконоборчестве, занимающего целых 13 глав из 49 (с 25 по 37). В этом экскурсе герой Жития ни разу даже не упомянут! Когда Феостирикт возвращается, наконец, к Никите, ему приходится выразиться так: «среди которых был и боговещанный отец наш Никита, о ком и речь» 590 . Итак, получается, что освещение событий в житийной литературе тем ближе к собственно истории, ч е м в меньшей ст е пени оно следует канонам агиографического жанра. Если бы мы были вынуждены восстанавливать происшедшее лишь по одному из разобранных житий (кроме Феостирикта, который в данной части своего сочинения пишет практически как историк), полученная картина не была бы неверной, но она неизбежно оказалась бы неполной и искаженной. Между тем, пример с аудиенцией 814 г. практически уникален – в подавляющем большинстве случаев в нашем распоряжении находится не более одного-двух агиографических памятников, упоминающих одно и то же событие. Вопрос, однако, заключается в том, насколько можно скорректировать искажение, обусловленное законами жанра, при отсутствии параллельной информации. И здесь, очевидно, компетенция исторической науки заканчивается. Решить данную проблему можно только средствами литературоведения, так что продвижение вперед в этой области, как и во многих других, будет непосредственно зависеть от того, в какой степени византинистам удастся соединить историческую методологию с филологической Слово надгробное преподобному отцу нашему и исповеднику Никите, писанное Феостириктом, учеником самого блаженнейшего

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Заключение В данной работе мы привели целый ряд слов из Священного Писания, а также соборных постановлений: Римского, Александрийского, Иерусалимского и Кипрского Соборов 400 года, Константинопольского Собора 543 года, V Вселенского Собора, Латеранского Собора 649 года, Константинопольского Собора 1084 года, а кроме того высказывания таких святых отцов, как святители Ириней Лионский, Афанасий Великий, Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Епифаний Кипрский, блаженный Иероним Стридонский, святой Юстиниан Великий, святитель Григорий Двоеслов, преподобные Кириак Отшельник, Варсонофий Великий, Иоанн Лествичник, Максим Исповедник, святитель Герман Константинопольский, преподобный Иоанн Дамаскин, преподобный Феодор Студит, святитель Фотий Константинопольский, преподобный Симеон Новый Богослов, преподобный Никита Стифат, преподобный Григорий Синаит, святители Симеон Фессалоникийский, Марк Ефесский, Игнатий (Брянчанинов), Феофан Затворник и преподобный Силуан Афонский, ясно утверждавших, что грядущее наказание грешникам – реальность, которой не будет конца, и что противоположное мнение ошибочно. Думается, что для тех, кто искренне желает узнать истинное учение Православной Церкви, этого более чем достаточно. В заключение хочется отметить, что на попытки возрождения идей апокатастасиса в ХХ веке Церковь отреагировала точно так же, как в прежние века. Архиерейский Собор 1935 года, проходивший под председательством заместителя патриаршего местоблюстителя митрополита (впоследствии – Патриарха) Сергия (Страгородского) и посвященный учению протоиерея Сергия Булгакова, повторил: «Нельзя забывать, что диавол уже не может обратиться, а равно и все ему всецело предавшиеся. Значит, рядом с “градом Божиим” и “вне” его (Откр. 22: 15) навеки останется область отвержения, “смерть вторая” (Откр. 21: 8). Откровение не знает апокатастасиса всей твари, а лишь обожение тех, кто будет со Христом. “Бог будет все” лишь в “сынах Царствия”, все во всех, чья воля сознательно отождествилась с волей Божией»

http://pravoslavie.ru/4204.html

Сравнение кафедры Епископа с женой есть явление укоренившееся в Церкви, и Никоновское уподобление показывает только, что он относил и к первому Епископу, начальному отцу, ту привилегию, которая была достоянием каждого епархиального Архиерея, относил эту нерасторжимость союза без согласия жены, не только к Патриарху, как Епископу определенной епархии, но и к Патриарху, как начальному Епископу, пастырю пастырей. Проф. Троицкий пишет: «Каноны указывают на существование теснейших и неразрывных уз, связывающих Епископа с его епархией. Эти узы отцы Церкви прямо уподобляют по их неразрывности брачным узам, почему неимеющую Епископа епархию и называют вдовствующей (IV, 25). Уже начиная с IV века мы встречаем толкование слов Апостола «единые жены муж» в применении к Епископу в том смысле, что под женой Епископа следует разуметь его епархию, менять которую он не может ни в каком случае. На западе о таком толковании упоминает Блаженный Иероним, на востоке Блаженный Феофилакт Болгарский . Это искусственное толкование слов Апостола показывает однако, как смотрела древняя Церковь на отношения Епископа к епархии. С другой стороны в древних церковных памятниках незаконное занятие Епископом чужой кафедры часто называется прелюбодеянием. Так Собор 336 г. обвинил Константинопольского Епископа Анфима, что он «прелюбодейно посягнул на Епископскую кафедру этого города вопреки церковным канонам; также называл Евстафий прелюбодеянием его поступок с Церковью, имеющей уже своего жениха. Никита Пафлагон сообщает о Соборе 869 г., что отцы Собора низложили Фотия и отлучили, «как за прелюбодеяние», за занятие Константинопольской кафедры при жизни Патриарха Игнатия». Никон и в данном случае охранял церковный строй, ограждая свой Патриарший сан от безчиния. Строй этот, запечатленный святыми канонами, он считал неприкосновенным не только для светской власти, но и для носителей высшего духовного сана, когда эти носители призваны в судебном порядке применять каноны. И в другом случае Никон подчеркивал эту связанность церковных властей канонами и связь между благоденствием государства и почитанием канонов Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/pa...

Блаженный-ая. Так преимущественно называется особый разряд св. подвижников и подвижниц, иначе называемых юродивыми. Этот вид подвижничества состоит в том, что принявший или принявшая на себя сей подвиг ради Христа и спасения своей души отказывается от обычного общепринятого образа жизни, делается добровольным скитальцем и нищим, нарочито, обдуманно принимает на себя образ человека, лишенного здравого ума. При этом много и часто переносит голод и жажду, стужу в зной и другие всякого рода лишения, соединенные с жизнью скитальца; а от людей не понимающих его добровольного подвижничества, не видящих втайне совершаемых им молитвенных слез и воздыханий, и других его добродетелей, он терпит постоянное презрение, насмешки и ругательства, а нередко толчки и удары. „Для этого подвига, говорит автор „Дней Богослужения“, потребны великое самоотвержение, чрезвычайное к себе беспристрастие. терпение непрестанных. поруганий, презрения, толчков и ударов от народа, перенесение голода и жажды, стужи и зноя, и всех лишений, неразлучных с жизнью скитальческою. А вместе с тем потребна и высокая мудрость, чтобы бесславие свое обращать во славу Божию, в смешном ничего не допускать греховного, в неблагопристойном – ничего соблазнительного, в обличении – ничего несправедливого“. (Дни Богослуж. т. 1, стр. 568). – Из многих подвижников этого рода особенно известны: св. Андрей (2 октября), удостоившийся видеть в Константинопольском Влахернском храме Матерь Божию, за людей Христу молящуюся и покрывающую их своим омофором, преподобный Симеон Сирианин (21 июля), препод. Исидора, инокиня Тавенская (10 мая) и др. Из русских: св. Василий Московский (августа 2), Исидор Ростовский (14 мая), Прокопий Устюжский (8 июля) и др. Тропарь, гл. 1: Глас Твоего апостола Павла услышав глаголющь: мы юроди Христа ради, раб Твой (имя рек) юрод бысть на земли Тебе ради. Тем же память его почитающе. Тебе молимся, Господи, спаси души наша. Блаженными, кроме юродивых, св. Церковь еще называет: 1. Сокровенных святых, работавших и угодивших Богу втайне, сокровенно, посреди, как говорит предание, народа и молв мирских. Таков блаженный Никита (9 сентября).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/t...

644 Синаксарь по серб. списку Румянцева в Муз. 452 и по Белград. списк. 1340 г. (Записки Императорской Академии Наук. Т. 6). 646 Двинск. л. 7; Собр. л. 3, 108. «Мурмане, – с 500 человек, в бусах и шнеках, повоеваша в Варгузе (река Варгуза Кольского уезда Архангельск, губ.), погост Карель­ский и в земли Заволочской погосты: в Неноксе (Архангельск. уезда), в Карельском монастыре св. Николы, Конечный погост, Яковлю, Курью, Андреянов берег, Кит остров, Кярь остров, Михаилов монастырь, Чиглоним, Хлечинимо; 3 церкви сожгли: а христиан и черноризец посекли». 650 По ркп. святцам в Карельском монастыре покоятся, кроме праведных Антония и Феликса, «праведный Стефан подвижник, преподобные отцы Исайя и Никанор новые чудотворцы». 651 Повесть об обретении мощей и чудесах прп. Евфимия у Царского 136. Новый и полный географический словарь. Ч. 3. 653 Один из лучших современных Агафангелу богословов. Он скончался только в 1851-м году, оставив после себя много прекрасных произведений своего пера. Па­мять о Германе на Афоне еще очень свежа. О нем подробно писал Муравьев в своих «Письмах с Востока». 656 У Халкондилы: «Владислав (ок. 1444 г.), – вышедши из Трансильвании, пере­шел Дунай, перевел все войска свои в страну царскую и расположился лагерем в Доб- родичии, приморской стране Болгар» (Laonici Chalcocondylis. Atheniensis ffistoriarum libri decem. Bonnaë Weber, 1843). 659 Созомен. Церковная история. Кн. 7. Никита Хоният: «Русь, которую и ски­фами называют». Лев Диакон: «Тавро-Скифы, которых общий язык обыкновенно называет Русью». 660 Диалог Палладия, епископа Еленопольского, с Феодором, римским диако­ном, повествующий о житии блаженного Иоанна, епископа Константинопольского, Златоуста. 662 По Нестору, издавна жили по Бугу дулебы, по Днестру до Дуная и моря уличи и тиверцы; там великая Скифия греков. 666 Acta Sanctorum ad 20 april. Как память св. Феотима по римскому мартирологу показана апреля 20, так в том же мартирологе память св. Ветрана показана января 25. 667 Ркп. житие прп. Александра, описанное иеромонахом Феодосием, бывшим священником.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010