Пахомий, епископ Ростовский и Ярославский и Угличский С 1196 года жил в Киево-Печерском монастыре, где и пострижен в монашество. В 1201 году назначен игуменом Высокопетровского монастыря в Москве и исполнял обязанности духовника великого князя Константина (память 23 мая/5 июня, 8/21 июня, 3/16 июля). 10 ноября 1214 года хиротонисан во епископа Ростовского и Ярославского и Угличского. Скончался в 1216 году и погребен в Успенском соборе. Епископ Пахомий известен своим образованием, «исполнен книжного учения». На его попечении семилетним ребенком оставался Василько (Василий), князь Ростовский (память 23 мая/5 июня). В Ростовской летописи о епископе Пахомии сказано: «Сей блаженный епископ был избранник Божий и истинный пастырь, а не наемник, агнец, а не волк; не собирал он богатства от чужих домов и не хвалился им, но еще обличал грабителей и лихоимцев; усердно пекся о сиротах, был весьма милостив к убогим и вдовицам, смирен, кроток, исполнен книжного ученья, всеми способами утешал печальных... прежде был добрым чернецом в Печерском монастыре пять лет, потом управлял черноризцами в монастыре св. Петра (вероятно, в Ярославле. – Сост.) тринадцать лет, наконец, два года держав епископию, отошел к Богу» (в 1216 году). Летопись называет епископа Пахомия «искренним, бескорыстным и обличителем хищников и мздоимцев, щедрым, сострадательным». При нем был заложен знаменитый Спасо-Ярославский собор. Литература: Титов А. А. Описание Ростова Великого. – М., 1891. – С. 114. Филарет (Гумилевский) , архиепископ. Русские святые, чтимые всею Церковию или местно: Опыт описания жизни их: в 3 т. – 3-е изд., с доп. – СПб., 1882. – Т. 1, март. – С. 310. Диев М. Я., протоиерей. Поверка иерархических каталогов Российских древних епархий с летописями и актами (рукопись архива Святейшего Синода). Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковно-служителей. – Киев, 1913. – С. 1417. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 330. Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. – М., 1888. – С. 22. Летопись о ростовских архиереях с примечаниями чл.-корр. А. А. Титова . – СПб., изд. Общества любителей древней письменности, 1890. Русский провинциальный некрополь. [Шереметевский В. В.]. – М., 1914. – С. 668. Русский биографический словарь: в 25 т. – СПб.; М., 1896–1913. – Т. 17. – С. 193. Макарий (Булгаков) , митрополит. История Русской Церкви: в 9 т. – М., 1994–1997. – Т. 2. – С. 299. Читать далее Источник: Русские православные иерархи : 992-1892 : [Каталог] : в 3 томах./Митр. Мануил (Лемешевский). - М. : Изд. Сретенского монастыря, 2002-2004./Т. II. Иоан - Симеон II. 2003. – 606 с. ISBN 5-7533-0280-7 Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Скачать epub pdf Память святого Григория, епископа Александрийского Память 5 ноября Святой отец наш Григорий с юного возраста возлюбил Христа и украсил себя всякими добродетелями. По смерти папы Александрийского он был поставлен от собравшихся по этому случаю епископов и народа во архиепископа Александрийского. Он был примерным учителем православия: кроткий, смиренный, милостивый, сиротам отец, вдовицам заступник, заблуждающим наставник, болящим врач, скорбящим утешение. Но соблазнитель диавол внушил, царствовавшему в то время, Льву иконоборцу 7127 отправить Григория связанным в Константинополь. Когда святый Григорий узнал об этом, он явился к царю и обличил его пред всем синклитом 7128 , назвавши еретиком и нечестивцем. Царь, не вытерпевши обличения, приказал бить его воловьими жилами и морить голодом в темнице. Святый терпел всё это с благодарением, говоря: «За Христа Бога Моего и за святую икону я готов даже быть рассеченным на части». Узнавши об этом, мучитель и нечестивый царь повелел отправить его в заточение. Блаженный, проживши в заточении три года, предал дух свой в руки Господа. 7127 Лев Армянин – с 813 по 820 г. Феодор Студит так описывает те несчастья, которые Церковь испытывала в это царствование: «О страшно слышать! Досточтимая икона Спасителя, которой и бесы страшатся, подвергается поношению и унижению, не только в царствующем граде, но и во всех местах и городах, жертвенники истреблены, святыни осквернены. Умолкли все уста благочестивые от страха смерти, открылся противный и богохульный язык». 7128 Синклит – правительство воинское и гражданское из самых важных царских советников и сановников. Читать далее Источник: Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней святого Димитрия Ростовского/12 книг. – Москва : «Ковчег», 2010. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Сребролюбие Не прилагай сердца твоего к золоту и серебру и ко всякому земному лихоиманию, чтобы и тебе самому не сойти в подземные пространства: " Ибо где, – сказано, – сокровище ваше, там будет и сердце ваше» ( Мф. 6:21 ). Не будь связан сребролюбием, и не будешь отвержен от любви Божией. Не будь скуп в подаянии нуждающимся, и не постигнет тебя исчезновение твоих имуществ. Не стесняй своих рук в творении милостыни, и не затворишь себе двери Божия милосердия и не останешься вне чертога Христова. «Блажен помышляющий о бедном и убогом! В день бедственный избавит его Господь», – говорит пророк ( Пс. 40:2 ), и: «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут», – сказал Господь ( Мф. 5:7 ) (3). Не будь объят сребролюбием, да не будешь вменен у Бога, как идолослужитель, ибо «сребролюбие – это второе идолослужение», как говорит апостол (см. Кол. 3:5 ). Тот, кто объят сребролюбием и скупостью, бывает, как ад, ненасытим, всегда от всех любит брать, но не любит давать никому ничего; хотя бы стяжал богатство и всего мира, не насытился бы; его глаза глубже пропасти в горах, никогда не могут быть наполненными и насыщенными. Хотя бы и многое имел человек, однако еще большего хочет, сам себе меры не имеет; хотя и бесчисленное богатство получает, однако еще не наполняется и никогда не перестает желать, пока не будет покрыт землей (3). Читать далее Источник: Симфония по творениям святителя Димитрия Ростовского/[ред.-сост. Т.Н. Терещенко]. - Москва : ДАРЪ, 2008. - 601, с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Стена есте и заступление всем, с верою к вам прибегающим, святии. Вам бо дадеся благодать всем требующим полезная даровати: недужным исцеление, скорбящим утешение, в напастех сущим избавление, да воспоим вам таковая: Радуйтеся, Всеволоде кроткий и Довмонте крепкий, граду Пскову стены необоримыя; радуйтеся, Никандре пустынножителю и Евфросине преподобне, во стране Псковстей подвизавшиися. Радуйся, Прокопие блаженне, град твой Устюг от каменометныя тучи избавивый; радуйся, Симеоне праведный, Верхотурский молитвенниче и всей земли Уральстей утверждение. Радуйтеся, блаженнии юроди Христа ради, Николае и Феодоре Новоградстии и Исидоре Ростовский, неправды обличителие и премудрости века сего посрамителие; радуйся, Ксение мужеумная, граду святаго Петра заступнице крепкая. Радуйся, предивный Иоанне, Кронштадтский молитвенниче и чудотворче; радуйся, блаженный Павле Таганрогский, милостивый во узах сущим утешителю. Радуйтеся, святии вси, в земли Русской просиявшии. Кондак 11 Пение сие хвалебное и благодарственное приимите от нас, угодницы Божии: к вам бо прибегающе, на предстательство и помощь вашу уповаем, Богу же вопием: Аллилуиа. Икос 11 Светозарныя лучи подвиг ваших многообразных всяку душу христианскую осветивше, ко умилению и ревности о спасении побуждают, вам же пети подвизают таковая: Радуйся, Митрофане, Воронежская похвало, святителю препростый и душ водителю ко Христу премудрый; радуйся, Тихоне, Задонский чудотворче, медоточивая уста, Христова Евангелия вещателю сладчайший. Радуйся, Феодосие, святителю Черниговский, светильниче преизрядный; радуйся, Российский златоусте, Ростовский святителю Димитрие, жития святых собравый и в назидание всем написавый. Радуйся, Иоасафе, молитвенниче Белоградский и благочестия ревнителю великий; радуйся, Питириме, страны Тамбовския архиерею и ходатаю пред Богом неленостный.

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-vse...

Разделы портала «Азбука веры» Минея, 3 Сентября, Канон святаго Глас 4 Песнь 1 Ирмос: Моря чермную пучину невлажными стопами древний пешешествовав Израиль, крестообразныма Моисеовыма рукама Амаликову силу в пустыни победил есть.  Припев: Святый блажéнный óтче Иоáнне, моли Бога о нас. Творче всея твари, Преблагий Господи Иисусе Христе, Боже наш,/явил еси нам, рабом Твоим, сего блаженнаго Иоанна, помнящим и слышавшим его,/иже ныне, ради Твоего святаго имене и Пречистыя Богородицы и Предтечи Иоанна/ко гробу его приходяще, приемлют исцеления,/тем Твое человеколюбное смотрение славим и молим Тя:/спаси нас, Господи.  Припев: Святый блажéнный óтче Иоáнне, моли Бога о нас. Милостивому Богу на земли подобен был еси, отче Иоанне,/правоверным смыслом оставль отечество свое, прииде во град, яко в пустыню./И, яко царскою багряницею и виссом, власяницею одеявся, отче,/и венцем терпения с пострадавшими увязеся,/моли Христа Бога о всех нас.  Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. Отче Иоанне блаженне,/ко Христу веру неблазненну имеяй, чист помысл и любовь нелицемерну,/терпением же твоим и смиренномудрием/причастника тя невечерней благодати благочестно славим.  И ныне и присно и во веки веков. Аминь. Богородичен: Родивыйся от Девы, Христе Боже, и мир просветивый от нетления,/избави и мене, окаяннаго, Богородицы ради и всех святых Твоих/от прегрешений моих.  Песнь 3 Ирмос: Веселится о Тебе Церковь Твоя, Христе, зовущи: Ты моя крепость, Господи, и прибежище, и утверждение.  Припев: Святый блажéнный óтче Иоáнне, моли Бога о нас. Христа Бога в сердце своем восприял еси, отче Иоанне,/и Престола Божия достигл еси,/Пресвятую Троицу непрестанно зрети сподобился еси./Молим тя: испроси подати православным Христианом здравие,/на враги одоление и миру умирение, земли благоплодие/и душам нашим спасение.  Припев: Святый блажéнный óтче Иоáнне, моли Бога о нас.

http://azbyka.ru/molitvoslov/kanon-blazh...

Скачать epub pdf Житие святого Павлина Милостивого, епископа Ноланского Память 23 января Угодник Божий Павлин был родом из Аквитании 922 . Во время мирской жизни он был одним из старших сенаторов при римском императоре. Он был благочестивой жизни и боялся Бога 923 . Супруга его по имени Тарасия, по вере и добродетелям своим была подобна своему мужу и также была благочестива. Не имея собственных детей, они брали убогих сирот и заботились о них, как о своих детях, питая их и поучая страху Божию. Со дня на день они преуспевали во всякой добродетели и обильно раздавали милостыню нищим. Наконец они и сами пожелали, ради угождения Богу, стать нищими. Они продали свое большое имение и, раздав все нуждающимся, сами жили в добровольной нищете, подобно людям убогим, и возлагали свое упование на промысл Божий. Раз, когда они уже сильно обнищали, пришел к ним нищий просить милостыни; но у них не было ничего, кроме одного хлеба. Блаженный Павлин посоветовал своей супруге – и этот последний хлеб отдать нищему. – Нам поможет, – говорил он, – Бог, а мы не пожалеем дать просящему ради Бога. Тарасия, однако, не дала, но сохранила хлеб ради собственной нужды, так как в тот день не было ничего у них самих на обед. В это время вошел к блаженному Павлину посланный от одного его богатого друга – с извещением, что ему отправлено этим другом морским путем множество пищи, и вот один, последний корабль, именно с пищей, потонул и погиб в морских волнах. Услышав об этом, Павлин сказал своей супруге: – Видишь ли, если бы ты отдала нищему последний хлеб, то не потонул бы в море последний корабль с пищею. Только по причине скупости многих Бог погубляет их имущество. После того, оставив вместе с имуществом и славу мирскую, и все интересы мира сего, они вышли из Рима в страну Кампанию 924 , так как там было оставлено ими себе на пропитание одно незначительное поместье. Они поселились в городе, называемом Нолою 925 , вблизи гроба святой мученицы Фелицаты , и там работали Господу, скрываясь от мира. Но не могла долго таиться добродетель Павлина. Ради нее он был взят, по принуждению, на престол Ноланской церкви, и против воли принял епископский сан 926 . Он управлял своею паствою свято и неусыпно, как верный и мудрый домоправитель, «которого господин поставил над слугами своими» ( Лк.12:42 ) 927 . Он питал своих овец не только пищею духовною, научая и наставляя их, а грешников приводя к покаянию и обращая каждого на путь истины, но заботился и о телесной пище и обо всех нуждах овец своих, – питал и одевал нищих и убогих, сирот и вдовиц, а плененных выкупал на свободу.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

В течение целых трех лет Иоанн терпеливо переносил такую жизнь, скрывая от своих родителей, что он сын их. По прошествии же трех лет, преблагой и человеколюбивый Господь наш Иисус Христос, видя терпение и смирение Своего раба, определил положить конец его бедствиям и трудам. Он явился ему в видении и сказал: – Радуйся, Иоанн, уподобившийся возлюбленному ученику Моему Иоанну Девственнику 609 , потому что ты, оставив все, последовал за Мной в чистом девстве. Вот уже приближается предел твоей жизни, и наступает конец твоим великим страданьям: через три дня ты придешь ко Мне и наследуешь покой праведных. Придя в себя после видения, Иоанн начал со слезами молиться Господу и говорил: – Благодарю Тебя, Господи, Боже мой, что Ты хочешь даровать мне, недостойному, покой праведных. Но умоляю Тебя, Владыка мой, вспомни и о моих родителях, помилуй их по Своей великой милости и очисти их грехи, потому что Ты один благ и многомилостив. После такой молитвы, он позвал к себе вышеупомянутого слугу своих родителей, управителя дома, и сказал ему: – С самого начала и до сих пор ты был милостив ко мне. Умоляю тебя, господин мой, будь милостив до конца. Об одном прошу тебя, – поди и скажи своей госпоже следующее: тот нищий, которого ты приказала прогнать от ворот, умоляет тебя чрез меня такими словами: ради Владыки Христа, не погнушайся мною, убогим, но соблаговоли прийти ко мне, ибо мне нужно поговорить с тобой. Слуга передал своей госпоже слова нищего. Та же сказала: – О чем еще нищему говорить со мною? Я и смотреть-то на него не могу, а он еще беседовать хочет со мной. Об этом она рассказала мужу, но тот стал уговаривать ее: – Иди, жена моя, не гнушайся нищим, ибо Сам Бог избрал нищих. Тем не менее, она не послушала мужа и не пожелала идти. Преподобный Иоанн снова послал к ней с такими словами: – Через три дня я умру, ты же, если не захочешь видеться и говорить со мною, очень потом будешь сожалеть. Она стала колебаться в раздумье, – идти ей или нет, – не столь желая послушать нищего, сколько любопытствуя, что именно он хочет сказать ей; едва победила она свою нерешительность и вознамерилась пойти, только услышав о приближении его смерти и рассчитывая узнать от него что-нибудь новое. Она вышла из дому и приказала своим рабам принести и положить пред ней нищего, так как преподобный Иоанн, по причине тяжкой болезни, сам не мог уже подойти. Чтобы не быть узнанным, он закрыл свое лицо и начал так говорить ей:

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

6, 17) " и восполняю недостаток в плоти моей скорбей Христовых (Кол. 1, 24)? Кто так умер для мира, как ты, который говорил: " Для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа " (Флп. 3, 8)? Святитель Димитрий Ростовский (103, 778-779). Апостол повелевает " отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях, а обновиться духом ума вашего и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины " (Еф. 4, 22-24). Отложим образ ветхого человека, скотоподобный и звериный, мерзкий и нечистый, и облечемся в новый образ Божий, небесный и святой. И станем подобны Отцу нашему Небесному, Который нас создал по образу и подобию Своему. И этот образ, растленный грехом, Отец наш небесный обновляет во Христе силой святого Духа. Станем подобны Ему благими нравами: будем милосердны, как Он милосерден, будем чисты и святы, как Он свят, будем щедры, кротки, терпеливы и милостивы, как Он долготерпелив и многомилостив. И поскольку будем совлекаться ветхого человека, по стольку будем облекаться в нового; ибо отвержение одного есть облечение в другого, и смерть одного есть жизнь для другого. Совлекается и умерщвляется ветхий человек-облекается и оживляется в нас новый. Поскольку же будем облекаться в нового человека, постольку будут в нас богоподобные свойства. Поскольку же будут богоподобные свойства, постольку будет чист и ясен в нас образ Божий. Святитель Тихон Задонский (104, 212-213). ...Посредством святого мира христианин, совершив поприще покаяния, примиряется с Богом, со всеми обстоятельствами, со всеми ближними, с самим собой и становится сыном Божиим по благодати (108, 522). Господь - Дух и человека, прилепляющегося к Господу, соединяет с Собой, делает духом... Человек этот становится духовным, заимствуя из Духа Господа духовные свойства, причем отделяются и отпадают от него свойства скотоподобные (111, 134). При посредстве Господа нашего Иисуса Христа излиты на род человеческий благодеяния бесчисленные и неизреченные: совершено не только искупление людей, совершено усыновление их Богу. Епископ Игнатий (Брянчанинов) (111, 138).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/120/...

Аврелиан сказал: – Ты жестоко оскорбляешь меня и потому я не могу быть милостивым к тебе. Мученик сказал: – Для меня милостив Бог мой, Которому я служу с юных лет. Но горе тебе, когда ты будешь отведен на то место, где пребывает в мучениях диавол, коему ты ныне служишь; там увидишь ты вечные муки, уготованные тебе. Император сказал на это: – Я не понимаю того, что ты говоришь; понимаю только то, что ты в моих руках и нет никого, кто бы мог спасти тебя от рук моих. Святой сказал: – В твоей власти – находится лишь тело мое; души же моей ты коснуться не можешь, ибо никто не имеет власти над ней, кроме Единого Бога, создавшего ее, Который и сказал нам, рабам Своим: «не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне» ( Мф.10:28 ). Царь Аврелиан сказал на это: – А разве наши боги не имеют такой же точно власти, ведь они для нас истинны, ибо они всегда дают ответы о всём, о чем их спрашивают; это они доселе попускают жить тебе, – своему врагу и хулителю. Святой сказал: – Какие боги у вас? Аврелиан отвечал: – К числу богов наших принадлежат и великий Аполлон 5116 , и могущественный Зевс 5117 , и мать богов Диана 5118 , ибо они без обмана предсказывают людям будущее 5119 . Святой же Патрокл сказал: – Что касается до Аполлона, коего ты называешь богом, то мы слышали от отцов наших, что он был пастухом царя фессалийского Адмета 5120 ; относительно Зевса, коему ты поклоняешься как богу, нам известно, что он был человеком мерзким и нечестивым, блудодеем, прелюбодеем, грабителем и сеятелем всякого зла; известно, что он посевал вражду и бесчинства среди людей, совершал убийства и грабежи, да и умер позорнейшею смертью, так что земля не приняла трупа его. Диану же, именуемую матерью богов ваших, кто не знал, что она беснование полуденное 5121 . О окаянное безумие людей, ослепленных неверием, поклоняющихся суетному и пустому! Царь сказал: – Мое терпение велико, ибо я до сих пор слушаю твои хулы. Но теперь я говорю тебе в последний раз: если ты не поклонишься и не принесешь жертв Аполлону, Зевсу и Диане, то я сейчас же предам тебя смерти.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Их Ростова от 2-го числа писал мне, за 5 начальник Ярославской губернии В. Д. Левшин: «Ваше Высокопреосвященство, Милостивый Архипастырь. Комитет Ростовского Музея Церковных Древностей, в виду оказанных Вами Церкви и отечественному просвещению почтенных заслуг, обеспечивающих за Вами право на всеобщую дан уважения и признательности, в первом заседании своем, единогласно постановил просить Ваше Высокопреосвященство принять звание Почетного Члена Музея. Уведомляя Вас о сем с приложением экземпляра Устава Ростовского Музея, имею честь покорнейше просить Ваше Высокопреосвященство почтить принятием означенного звания и не отказать Ростовскому Музею в вашем благосклонном сочувствии. Испрашивая ваших архипастырских молитв и святительского благословения, с истинным почтением и совершенной преданностью имею честь быть…» В ответ на это писал я от 10-го числа за 3362: «Ваше Превосходительство, Милостивый Государь! Получив почтенное письмо Вашего Превосходительства от 2-го текущего сентября, 5, с приглашением меня к принятию звания Почетного Члена Ростовского Музея Церковных Древностей, долгом поставляю принести Вам, Милостивый Государь, и прочим гг. Членам Комитета сего Музея, душевную благодарность за оказанную мне честь. При всегдашнем искреннем моем сочувствии к отечественным, и в особенности церковным, древностям, где бы они не хранились, я не могу отказаться от принятия лестного для меня звания Почетного Члена Ростовского Музея церковных древностей, и при сем не могу не пожелать Ростовскому Музею процветания и умножения в нем памятников священной древности. С истинным почтением и преданностью имею честь быть…» Из Москвы А. В. Краснопевков извещал меня телеграммой о кончине сестры своей, рясофорной послушницы Московского Алексеевского монастыря Леониды (в мире Екатерины Васильевны Ушаковой). 8-го числа получена была мной от имени Министра народного просвещения записка от 3-го числа за 12, 259, следующего содержания: «Министр Народного Просвещения, свидетельствуя совершенное почтение Его Высокопреосвященству, имеет честь препроводить при сем по одному печатному экземпляру: экзаменных требований, примерных учебных планов, правил о зачете полугодий, по факультетам Историко-филологическому, юридическому, физико-математическому и медицинскому, а также по экземпляру правил для студентов и инструкций для инспекции.»

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010