В то время великим князем Суздальским был Борис Константинович 6719 . По смотрению Божию, блаженный Иоанн, за великую добродетель, смирение и благоуспешное прохождение иноческого жития, был поставлен патриархом Цареградским во епископа городов Суздаля, Нижнего Новгорода и Городца. Вручив блаженному Иоанну паству, патриарх отпустил его с миром в город Суздаль. Когда епископ приблизился к городу, навстречу ему вышел благоверный великий князь Борис Константинович, в сопровождении сановников. Встретить епископа вышел также священный собор, иноки, весь клир с крестами и множество народа, мужи и жены, старцы, юноши и дети. Когда епископ был близ городских ворот, весь народ окружил его; преклоняясь пред ним, верующие принимали от святого благословение и целовали ноги его, воспевая с радостными слезами молебные песнопения. Святой же Иоанн повелел народу часто взывать: «Господи помилуй» и, воздев руки к небу, стал молиться: – Владыко Господи, Иисусе Христе, Боже наш, Царь царствующих и Господь господствующих, Создатель всей твари видимой и невидимой, Безначального Отца соприсносущный и собезначальный Сын! Нищий и убогий, дерзаю я призывать чудное, страшное и святое имя Твое. Тебя, неизреченного Света, призываю я, облеченный немощною плотью, которую восприял Ты, нашего ради спасения. Не отвергни убогой молитвы моей, спаси город сей, в коем благодать Твоя назначила пребывать моему смирению. Спаси всякий город и всякую страну от губительного голода, землетрясения, потопа, огня и меча, от нашествия иноплеменников и междоусобной брани, ибо милостив Ты, и Тебе славу воссылаем во веки веков. Окончив молитву, святитель сказал: – Мир всем. Народ ответил: «аминь». Затем все отправились в город, славя Бога. Окончив молебные песнопения, епископ Иоанн вошел в церковь Пресвятой и Преблагословенной Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, честного славного Ее Рождества 6720 . Часть народа вошли с епископом в церковь , на Божественную литургию, другие же, не вместившиеся в церкви, стояли вокруг нее, принося благодарение Богу за то, что Он даровал им столь чудного и святого епископа. Когда Божественная литургия была совершена, благоверный князь Борис Константинович и бывшие с ним, удостоились чудного видения. Они увидели, что на святителя сошла Божественная благодать, в виде света великого, и осенила его. Приняв от рук епископа просфору, благоверный князь Борис Константинович и граждане воссылали славу Христу Богу, целовали блаженного Иоанна и удалились каждый в дом свой.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

На гробе образ преподобного Иринарха писан в красках, в возглавии Спасов образ, у Спасова образа и у преподобного венцы и цата серебряные, резные, позолочены. Свет и поля басменные серебряные же позолочены...»; «оные же образы преподобного имеются вне монастыря в часовне...» (ГАЯО. Ф. 582. Оп. 1. Д. 417). Наиболее ранние известные иконописные изображения И. датируются 2-й пол. XVII в. В деисусном чине, написанном в верхней части иконы «Блаженный Иоанн Власатый Милостивый, с клеймами чудес от его гроба» (3-я четв. XVII в., ц. Толгской иконы Божией Матери в Ростове), завершающие ряд слева и справа святые связаны с историей Борисоглебского мон-ря. И. представлен в левой части, последним, за св. князьями-страстотерпцами Борисом и Глебом, с др. стороны - преподобные Феодор и Павел, основатели Борисоглебской обители. У И. небольшая окладистая борода, тронутая сединой, он облачен в одежду схимника, на голове куколь, правая рука в молении протянута вперед, в левой - свиток. На запрестольном кресте из Борисоглебского мон-ря (ГМЗРК; см.: Вахрина. 2006. С. 330-333. Кат. 99), выполненном из дерева и украшенном окладом из серебряных гравированных пластин, живописные изображения кон. XVII в. составляют развернутую иконографическую программу, связанную с историей обители и ее святынь. На обороте средней горизонтальной перекладины написан полуфигурный Деисус с образами блгв. князей Бориса и Глеба; на вертикальной части креста - фигуры основателей, преподобных Феодора и Павла. В центре нижнего перекрестия в круге - поясное изображение И. с небольшой окладистой бородой с проседью, персты правой руки сложены в именословном благословении, в левой - свиток. Единоличных икон И. сохранилось сравнительно немного. В местном ряду иконостаса собора Борисоглебского монастыря находится прямоличный ростовой образ И. кон. XIX в. (120×82 см), выполненный масляными красками на доске в светотеневой манере. Преподобный представлен в мантии и схиме, с короткой русой бородой, обеими руками держит развернутый свиток (надпись: «Внемлите, братия, себе имети чистоту душевную и телесную»); вверху ангелы с Толгской иконой Божией Матери. В нач. XX в. в собрании Ростовского музея церковных древностей хранилась икона с образом И., предстоящего в молении изображенному слева в облаках Спасителю, а также образ И. на холсте, где позади коленопреклоненного святого, с молитвенно воздетыми к Распятию руками, стоял арх. Михаил ( Богословский И. Описание икон, хранящихся в Ростовском музее церк. древностей. Ростов, 1909. С. 75, 97).

http://pravenc.ru/text/673961.html

19. Житие Преподобныя Макрины (380 г.). От великия минеи-четьи и св. Григоргя Нисскаго сокращенно. – В «Деяниях Святых» 19 июл. стр. 580. из сочинений св. Григория Нисского (Ed. 1638. Т. II. р. 677). Св. Григорий Нисский был родной брат Пр. Макрины, и описывает обстоятельства, которые ему очень хорошо были известны. Он присутствовал и при ее кончине. 21. Житие Пр. Симеона Юродиваго и Иоанна спостника его (6 в.). Из Леонтия Еп. Неаполъскаго, иже в Кипре и Метафраста сокращенно. – В «Деяниях Святых» 1 июля, стр. 129. То же сказание Леонтия на греч. и лат. языке. Откуда жизнеописатель почерпал свои сведения о жизни и деяниях Пр. Симеона, сам он показывает в начале своего повествования (п. 6.): «Все сие Симеон разсказал некоему диакону кафолической Церкви в городе Емесе (где и принял на себя юродство) мужу чудному и добродетельному, который, силою присущей ему благодати Божией, понимал образ действования старца, и над которым сей блаженный Симеон совершил чудо, о чем упомянем в своем месте (с. 7.). Сей-то боголюбивый и добродетельный диакон Иоанн разсказал нам почти все житие премудраго (Симеона), призывая Бога во свидетеля своих слов, что он не только ничего не прибавляет к своему повествованию, но еще многое с течением времени забыл.» Итак главным источником сведений Леонтию служило свидетельство не только современника Преподобному, но и самовидца его деяний, самого близкого к нему, как это видно и из множества других мест жизнеописания, где говорится о сношениях Пр. Симеона с диаконом Иоанном. К сему надобно присовокупить еще одобрительное свидетельство о жизнеописателе Пр. Симеона, представленное на 7 вселенском Соборе. В четвертом заседании сего собора, по прочтении сочинения Леонтиева в защиту св. икон, Константин, Епископ Констанции Кипрской, сказал: «Сей Отец (Леонтий) жил в одном из городов кипрских, и мы имеем от него много похвальных и торжественных слов, между которыми есть слово «на Преображение Господне.» Он же написал житие св. Иоанна Милостивого, также св. Симеона Юродивого и многое другое, и во всех сочинениях своих является православным.» В наших четьих под конец жизнеописания также замечено о том, кто написал подлинное жизнеописание и каким источником пользовался.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

   Полн. собр. р. лет. 1. 119 (228). В рукописном житии святого Леонтия Ростовского читаем: «А тех четырех епископов Владимир посла по градом. Новъгород нарече архиепископию, посади в нем перваго епископа Иоакима. Другаго – Ростовоу, Федор нарицаемаго: посла его с сыном со князем Борисом. Той бысть первый епископ в Ростове, и крести Ростовьскую землю и Соуздальскую. Третиаго – в Чернигов. Четвертаго – в Волыньскую землю. И темже си четыре епископи первонастольници нарицаются; якоже и апостольская проповедь от кого преже была, Евангелие Божественьм проповеди, и от кого крещение приали, то суть первонастольницы: якоже и о сих нача множитися правоверная вера хрестианьская. И оттоле начата ставиги по иным градом епископы – в Новъгород, в Полтеск, в Волынскую землю» (сборн. Новг. Соф. библ. XVI в. 503. Л. 363 (10)). То же самое житие святого Леонтия находится в сборн. Рум. муз. 160. Л. 1 (40). Соображения о древности Полоцкой епархии см. также т. 2 этой «Истории». Прим. 45.    П. собр. р. лет. 1. 27; 2. 19 (228). В рукописном Киево-Печерском Патерике по редакции архимандрита Иосифа Тризны (1647—1656) была особая статья: «Туровской епископии завет блаженного Владимира (так называется в оглавлении Патерика св. Владимир) и о десятине, данней ей изо всего княжения» (Чтен. Моск. истор. общ. 1846. 4. Отд. 4. С. 7 (300)). Ужели эта статья есть чистая выдумка?    В Никон, лет. именно говорится, что с самого начала поставлен был митрополитом Леонтием один епископ Новгороду Великому и Пскову (1. 105 (241)).    Древлянский князь Святослав убит в 1015 г. Святополком, а смоленский Станислав и луцкий Позвизд скончались, вероятно, еще прежде (Карамз. И. Г. Р. 2. 26 (148)).    П. собр. р. лет. 1. 65—66 (228).     Филар. Истор. Р. Церкв. 1.185 (317).     Зубрицк. Пов. о Черв. Руси. С. 66—68. М., 1845 (129).    Ник. лет. 1. 92,104,112,135 (241); Степ. кн. 1. 135,150,166, 223 (156); Татищ,. 2. 73, 79, 87 (294). Никонова летопись и Степ. книга единогласно свидетельствуют о митрополите Михаиле: «Бысть же сей митрополит учителей зело, и премудр премного, и житием велик, и крепок зело, родом сирин: тих убо бе, и кроток, и смирен, и милостив премного; иногда же страшен и сверен, егда время требоваше». Но в каталоге Захарии Копыстенского (Палинод. Ч. 3. Разд. 2. Артик. 1 ) и некоторых других Михаил называется греком, как и его ближайшие преемники. Кстати заметим, что в списке Палинодии, которым мы пользовались, писанном диаконом Саввою Добранским в 1634 г. (след. спустя только 8 лет по смерти автора), книга эта названа так: «Оборона веры Церкве Восходной и патриархов». Книга разделена на четыре части, которые подразделены на 23 раздела и еще частнее – на 102 артикула. В каталоге Кульчинского (Specimen Eccl. Ruthenicae. 162. Rom., 1733 (368)) также все три первые наши митрополита (Иоанн не упомянут) названы греками; но в каталоге Лекёня (Oriens. Christian. 1. 1261—1281. Paris, 1740 (371)) Михаил назван сирином. Снес.: Ист. росс. иерарх. 1. 81—83. Изд. 2-е (67).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Скачать epub pdf Страдание святого великомученика Иоанна Нового Память 2 июня Немного святых мужей, своею богоугодною, добродетельною жизнью давших нам пример для подражания; в числе их находится и настоящий угодник Божий, не меньший первых, хотя и последний по времени. Владыка Христос почтил венцами не только мучеников первых веков, но и ныне, в последние времена, открывает дверь (Царствия Своего) тем, кто сего ищет, удостаивая их той же славы и дарований. Итак, начнем повествование о святом Иоанне, доблестном воине Христовом, исполненном благодати Святого Духа, – кто он был, откуда родом и как сподобился лика и венца мученического. Родиной этого мужа был Трапезонт, славный и великий город, лежащий в странах восточных, близ Ассирии и границы великой Армении. Изобилуя всем необходимым, этот город служит удобным пристанищем для кораблей, отовсюду приплывающих к нему; жители же его, имея пребывание свое при море, занимаются торговлею и мореплаванием, откуда и приобретают себе средства к существованию. Так точно и блаженный Иоанн занимался торговлей, совершая частые путешествия по морю к разным городам. Однажды пришлось ему с значительным запасом товаров войти на корабль иноземного мужа, который родом был фряг 3593 , верою не восточного исповедания, нравом груб, не милостив и бесчеловечен. Во время плавания святого с тем мужем, начал враг диавол завидовать непорочной жизни Иоанна: он едва переносил добродетельную жизнь блаженного, часто видя его в молитве и посте, благонравным и для всякого доступным, милосердым к терпевшим нужду на корабле и к тем, кому приходилось болеть. Раб Христов утешал таких людей, подавая им необходимое от своего достатка, простирая им щедрую руку с помощью; с глазами, полными слёз, говорил он в себе: – Если окажешь милость страждущему брату, будешь и сам помилован; и если утешишь скорбящего, и сам сподобишься утешения от Бога. Невидимый враг видел это, завидовал и пытался оказать препятствие святому на пути ко спасению. Прежде всего он умыслил отторгнуть его от благочестивой веры и вооружил на него врага видимого, начальника корабля, державшегося другого исповедания веры, который начал досаждать правоверному рабу Христову спорами о восточном (православном) благочестии. В многочисленных словесных прениях о вере, которые были между ними во время морского пути, святой Иоанн, как человек весьма мудрый и искусный в книжном учении, всегда одолевал фряга и обличал его неправомыслие; а тот гневался на неодолимого воина Христова, раздражался, досаждал ему многими укоризнами и из чувства вражды замыслил на него зло. Когда возгорелась в нем такая вражда, корабль пристал к берегу у Белграда, близ Босфора 3594 . Там злой корабельщик пошел к местному градоначальнику, родом и верою персу 3595 , усердному хранителю своих отеческих преданий, и взвел пред ним такую клевету на святого Иоанна:

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Преподобный Иоанн, исполнив повеление Божие и помолившись преподобному Моисею Угрину (†ок. 1043; память 26 июля), получил избавление от похоти, мучившей его более 30 лет. Пещера, в которой он пребывал, наполнилась неизреченным светом, так что в ней было светло как днем. Однажды к преподобному Иоанну пришел инок, одержимый блудной страстью, и святой исцелил его прикосновением части мощей преподобного Моисея. Провидя свою блаженную кончину, преподобный Иоанн Многострадальный также закопал себя в ту яму, в которой однажды подвизался, и там мирно почил около 1160 года, 18 июля. Мощи святого Иоанна стали неоскудевающим источником исцелений от блудной страсти. Литература: 1 . Патерик Печерский, сиесть Отечник. Киев, 1895, л. 143–146. 2 . Жития святых, на русском языке изложенные по руководству Четьих-Миней святителя Димитрия Ростовского . Кн. 11. М., 1910, с. 399–403. 3 . Денисов Л. Святые заступники и молитвенники наши пред Богом. М., 1898, с. 74–75. Празднование Пресвятей Владычице нашей Богородице ради иконы Ея, именуемыя «Калужская» Тропарь, глас 4: Заступнице от враг иноплеменных Необоримая Калужския земли/и Избавительнице от смертоносныя язвы Милостивая!/Избави рабы Твоя от всяких бед и болезней,/с верою и любовию прибегающия к чудотворней иконе Твоей,/и спаси души наша. Кондак, глас 6: Не имамы песней, ниже словес,/како достойно восхвалити Тя,/Мати Христа Бога нашего,/явления ради чудотворныя иконы Твоея земли Калужстей,/токмо можем вопити Тебе:/не отврати милости Твоея от нас/и низпосли ю всем, притекающим к цельбоносней иконе Твоей. Величание: Величаем Тя,/Богородице Дево,/и почитаем чудотворную икону Твою,/еюже благоволила еси спасти землю Калужскую/от нашествий вражиих и всегубительных болезней. Калужская икона Божией Матери была обретена в 1748 году в селе Калужке Калужской губернии (сведения о ней помещены в Минее Сентябрь. М., 1978, с. 69). Божия Матерь неоднократно помогала православному русскому народу во время бедствий через Свою чудотворную Калужскую икону. В честь особой благодатной помощи установлены дни памяти: 2 сентября – воспоминание избавления населения Калужской губернии от моровой язвы в 1771 году, 12 октября – в память спасения Калуги от французских завоевателей в 1812 году. 18 июля установлено празднование в честь Калужской иконы Божией Матери в память спасения Калуги от холеры в 1892 году. Благодарные жители Калуги ежегодно 18 июля совершали крестный ход с Калужской иконой вокруг города. Для этого чудотворная икона на несколько дней (18–20 июля) приносилась из села Калужки в Калугу. В 1893 году, в день праздника, начался пожар, который при сильном ветре не могли остановить. Но как только чудотворная икона была внесена в город, ветер утих, огонь ослаб и был потушен. С чудотворной иконы был сделан список для калужского кафедрального собора.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   Слыша это, Авенир еще более разгневался и тотчас повелел предать иноков злой смерти – сжечь. „И тако, заключает сказание, смерть прияша Христовы угодники огнем и мученический подвиг и венцы получиша».    Итак, вот каково средство не бояться смерти! Оно состоит в том, чтобы не привязываться в продолжение жизни к земным благам, любит всем сердцем Господа Иисуса и постоянно размышлять о том блаженстве, которое уготовал Бог любящим Его. „Не бойся смерти, говорит святитель Димитрий Ростовский, но готовься к ней, проводя святую жизнь; если будешь готов к смерти, не убоишься смерти; если возлюбишь всем сердцем Господа, то сам вперед пожелаешь ее“. (Сост. по кн. „Поучения по рук. пролога», свящ. Гурьева и твор. св. Димитрия Рост.).   12. Примеры живого памятования о смерти    I. Св. Иоанн Милостивый, патриарх александрийский, желая навсегда сохранить память о смерти, приказал устроить для себя гроб, но не отделывать его окончательно, и поставил в обязанность мастерам, чтобы они в праздничные дни приходили к нему и в присутствии всех громогласно говорили: „гроб твой, владыко, доселе еще не окончен; итак прикажи докончить его, ибо Смерть приближается, как тать, и ты не знаешь, в какой час она придет». Таким напоминанием блаженный Иоанн понуждаем был непрестанно хранить память смертную и всегда быть в готовности к переходу от временной жизни к вечной. – (Из „Воскр. Чт.“)    II. За три года до кончины каждый день молился святитель Тихон Задонский: „скажи ми, Господи, кончину мою!“ И тихий голос на утренней заре сказал: „в день недельный“. В том же году видел он во сне прекрасный луг и на нем чудные палаты, хотел войти в двери, но ему сказали: „чрез три года можешь войти, но теперь потрудись». После этого видения он заключился в своей келье и принимал к себе только редких друзей. На случай смерти приготовлены были у него одежды и гроб; он приходил плакать над гробом своим, стоявшим в чулане, скрытом от людей. За год и три месяца до смерти, в тонком сне, представилось св. Тихону, что стоит он в придельной церкви монастырской; знакомый священник вынес из алтаря в царские двери младенца под покрывалом; Тихон подошел и поцеловал младенца в правую щеку, а младенец ударил его в левую. Пробудясь, почувствовал он онемение левой щеки, левой ноги и трясение левой руки. Эту болезнь принял он с радостию.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3077...

В. И. Вахрина, М. В. П. Иконография Известны неск. изображений К., где показано его исцеление от гроба ростовского блж. Иоанна Власатого. Наиболее раннее из них представлено на иконе «Блж. Иоанн Власатый, с деисусом и клеймами чудес» 3-й четв. XVII в., находящейся у раки подвижника в ростовской ц. Толгской иконы Божией Матери. В основе сюжетных композиций - описание исцелений перед кратким Житием блж. Иоанна 2-й пол. XVII в. (Месяца ноемвриа в 12 день о чудесах блж. Иоанна Милостивого, Власатого, Ростовского чудотворца//Ярославские ЕВ. 1877. 23. Ч. неофиц. С. 179-182). О 1-м чуде сказано, что у К. в старости «отъяся рука и нога, и всею плотию не владе и ослабе». К., «от места на место не могий двинутися», повелел отнести его к образу св. Иоанна Предтечи и гробу блж. Иоанна Власатого. Во время молебна при чтении Евангелия митрополит «пременися от недуга и нача в себе всем владети… и отыде от гроба здрав и радуяся». Во 2-м клейме иконы К. изображен в земном поклоне перед гробом блаженного. Митрополит облачен в малиновую архиерейскую мантию, на голове белый клобук; у него длинная коричневая борода, более узкая на конце, и широко поставленные крупные глаза. За гробом стоят мужчина-средовек в княжеском одеянии, диакон и священник. Житие с чудесами от гроба блж. Иоанна и эта икона были созданы по заказу ярославского «государева гостя» купца Михаила Гурьева ( Вахрина В. И. К истории создания иконы «Блж. Иоанн Власатый Милостивый с чудесами от гроба святого» XVII в.//XV науч. чт. памяти И. П. Болотцевой (1944-1995): Сб. ст. Ярославль, 2011. С. 111-124). Другое изображение с исцелением К. представлено среди 5 накладных клейм (медь, чеканка, гравировка, канфарение с серебрением и позолотой) на раке блж. Иоанна, вероятно оформленной к освящению храма в 1767 г. Клеймо размещено с левой стороны в овальном картуше с надписью: «Чудо с[вя]таго Иоанна исцеление митрополита Ростовскаго Кирила». Иконография разработана с использованием текста о чудотворениях от гроба блж. Иоанна, но мастер самостоятельно решил композицию, не ориентируясь на житийный образ. В центре представлен гроб с мощами блж. Иоанна, в ногах к-рого сидит К. с небольшой кудрявой бородой, прижимая к груди левую руку, складки его архиерейской мантии спускаются на пол. В правой части композиции в изголовье гроба стоят священник с Евангелием и диакон, над ними - Казанская икона Божией Матери. За гробом и за К. изображены др. диакон и монахи, перед митрополитом - большая дымящаяся кадильница.

http://pravenc.ru/text/1840433.html

Всесильный же Бог, строящий все по мановению Своему, чтоб еще больше прославить угодника Своего (как и тот прославил Зиждителя своего добрыми делами), почтил его саном святительства. Когда отошел к Богу блаженный Леонтий чудотворец, епископ Ростовский, преподобный игумен Исайя судом Божиим и общим избранием поставлен был во епископа Ростовского. Приняв такой великий сан, он перешел на свой престол в Богохранимый город Ростов, и видя там своих свирепеющих овец, то есть новокрещенных людей, не утвержденных еще твердо в вере, содрогался сердцем, помышляя, что должен дать за них ответ в день суда Начальнику пастырей Иисусу. И так, с опасением приступил он к пастырским трудам, уча и моля Христоименитое стадо быть " утвержденным в вере и подражать жизнью Христу " . " Все вы, - говорит он, - во Христа крестившиеся, во Христа облеклись (Гал. 3:27), потому должны вы во всем следовать Христу и учению Его, чтоб имя Христово похваляемо, а не хулимо было среди христиан " . Обходил он и другие города и селения в Ростовской и Суздальской областях, распаляемый рвением к благочестию. И где находил идолов и капище, разорял их и предавал огню, а людей учил и наставлял веровать православно во Святую и Единосущную Троицу. Принимающих веру он крестил во имя Отца и Сына и Святого Духа, а не хотящих веровать удивлял многими знамениями, чтоб и их приклонить к вере. Итак, благодатью Божией, вскоре привлек всех ко Христу. Был он милостив к убогим, сирым и вдовам, был голодным питатель, печальным утешитель, бедным помощник и заступник, по Иову - глазами слепым и ногами хромым (Иов 29:15), так что все радовались им и повсюду прославляли Бога, даровавшего такого отца, учителя и наставника той стране. В годы благочестивой державы благоверного князя Киевского Всеволода Ярославича, когда Бог благоволил устроить освящение небесиподобной Печерской Церкви, и преосвященный Иоанн, митрополит Киевский, был удручен великой печалью, что пришло время освящения, а он не успел собрать для сослужения Боголюбивых епископов из-за далекого расстояния до их кафедр - тогда Богом посланные юноши, святые ангелы, возвестили время освящения епископам и собрали их на это освящение, как апостолов, собранных на погребение Пресвятой Богородицы. Подобно прочим, и преподобному епископу Исайи, находившемуся в престольном городе своем Ростове, предстали в виде юношей Божественные ангелы и, возвестя ему ту же вещь, подняли его; и несомый ими, как на облаках, преподобный очутился вместе с прочими архиереями в чине освящения.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1825...

316 Душеполезные поучения. Св.-Троицкая Сергиева Лавра, 1904. С. 54–55. Поучение 4. О страхе Божием. 323 В пустынных киновиях Египта по причине ценности дерева дровами печки не топили, как у нас, но хворост употребляли; кочергой служила простая палка. 326 Св. Тихон Задонский . Творения. Т. 2: О истинном христианстве. С. 235–237. Кн. 1. Ч. 2. Ст. 3. Гл. 1. § 181 (сокращенно). Место, заключенное в скобки, внесено нынешними издателями не из рукописного подлинника святителя, а из 1-го издания его творений (СПб., 1785, у Шнора). 335 Там же. Слово 21, 7. См. также: «Основы» Отдел II. § 5. Злой дух... (о демонах); Отдел III. Гл. 11. § 4. Самоукорение. – Плач. 339 Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцов. СПб., 1871. С. 50. Об Авве Аммоне, 1. 343 Преп. Симеон Новый Богослов . Слова. Вып. 2. С. 529 и след. Деятельные и богословские главы; Четьи-Минеи, 12 ноября. Житие св. Иоанна Милостивого, патриарха Александрийского. И языческие философы про память смертную нечто сказали. Интересное рассуждение о сем см.: св. Димитрий Ростовский . Творения. Т. 2. Киев, 1895. С. 63 и след. Слово в субботу четвертой недели Великого Поста. 344 Слова подвижнические. Сергиев Посад, 1911. С. 413. Слово 86. Всецело эти слова, разумеется, относятся к совершенным людям, ибо их только диавол ненавидит и готов ничего не пожалеть для их соблазна, но все же в известную свою меру и к каждому они приложимы. 347 Отцы египетские передают следующий случай из жизни аввы Иоанна Колова, знаменитого делателя духовной молитвы и созерцания. Однажды, когда братия ели на вечери любви, один брат рассмеялся за столом. Авва Иоанн, увидев это, заплакал и сказал: «Что это у брата на сердце, что он рассмеялся? Он должен лучше плакать, потому что ест вечерю любви» (Древний Патерик. Гл. 3, 15). Так как древние иноки содеявали свое спасение в крайнем молчании и разговаривали друг с другом только разве по делу, и отдалялись всегда насколько возможно друг от друга, даже живя в общежитии, то чтобы не показалось, что они отрицают заповедь Христа о любви к ближнему, они, чтобы исполнить Господню заповедь, по временам собирались вместе вкушать пищу, как это делали первые христиане на своих агапах. После диавол извратил, как всегда, все дело, и у нас теперь получилась из агапы, или вечери любви (αγαπη – «любовь»), теплая компания с картами, вином, женщинами или пирушка с играми, смехом. Но как исполнение заповеди Господней, вечерю любви должно было совершать со страхом Божиим и всяким благочинием, о чем заповедал еще апостол Павел ( 1Кор. 11, 20–22 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010