Предстоятелям церкви в обителях оказывают послушание. Некоторые озлобленные братья изгнали пр. Савву из основанного им монастыря. Патриарх велит ему возвратиться. Савва «не мог преслушати патриарха», опять водворился в своей обители 687 . В Четьях-Минеях св. Димитрия тщательно отмечено смиренное послушание иноков священному чину. Пр. Нифонт просит архиепископа Афанасия помолиться о нем пред престолом Божиим 688 . Много людей стекалось к пр. Луке Елладскому, чтобы поведать ему о своих тяжких грехах, а он «отметается, посылая ко иереям, сам монах, не освящен сый» 689 . Мария Египетская, великая подвижница, пред кончиною пожелала принять Св. Тайн и быть погребенною. Она просит Зосиму: «тебе подобает благословити и молитву сотворити: ты саном пресвитерства почтен и святому алтарю предстоя, Божественных Тайн дары приносишь» 690 . В силу своих обетов отречения монахи не принимали участие в общественных и политических делах, но проявляли горячую любовь к земной Родине, преподобный Симеон, провидя бедствия от имеющий быть засухи, голод и смерть людей в государстве, начинает умолять Бога отвратить свой праведный гнев, а царя уведомляет о предстоящей беде своим письмом, грозя ему за грехи гневом Божиим 691 . Св. Иоанн Милостивый берет церковные сокровища, чтобы выкупить пленных 692 . Русские подвижники неоднократно мирили ссорящихся князей, ходатайствовали за народ в Орде пред ханами 693 . Преподобный Исаакий является пред правителями, умоляет их прекратить гонения на неповинную Церковь , отворить храмы; при этом не обращает внимание на побои себе и оскорбления; нового царя увещевает хранить благочестие и народный мир; затем селится близ города в обитель и учит мирских людей 694 . Прокопий Блаженный обличает жителей города Устюга в грехах. Ходя с тремя клюками, он грозит трехлетним неурожаем и, наконец, каменной тучей. А, когда туча эта нависла над городом, он пламенно молится перед иконой об избавлении жителей от погибели, проливая слезы: «остави, Господи, людям сим грехи их, если же не оставишь, и меня изгладь из книги жизни» 695 . Стоя за восстановление правды в людском обществе, святые не боялись обличать и царей. Феодор Студит укоряет царя за его несправедливое отношение к вере, смело говорит: «не дело царя рассматривать повеления церкви; твоей царской власти ведомы мирские вещи, о церковных же делах нужно рассуждать святым отцам и церковным учителям… Желающий пребывать в церкви – пусть слушает патриарха и его собор» 696 . Все небесные силы не заставят меня исполнить требования царя – отречься правой веры, – восклицает Максим Исповедник 697 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Мученице и пренодобномученице Агница Твоя, Иисусе, (имя) зовет велиим гласом: Тебе, Женише мой, люблю, и Тебе ищущи, страдальчествую. И сраспинаюся, и спогребаюся крещению Твоему, и стражду Тебе ради, яко да царствую в Тебе, и умираю за Тя, да и живу с Тобой. Но яко жертву непорочную приими мя, с любовью пожершуюся Тебе. Тоя молитвами, яко милостив, спаси души наша. Преподобной В тебе, Мати, известно спасеся, еже по образу: приимши бо крест, последовала еси Христу, и деющи учила еси, презирати убо плоть, преходит бо: прилежати же о души, вещи бессмертней. Темже и со ангелы срадуется, преподобная (имя), дух твой. Исповеднику Православия наставниче, благочесия учителю и чистоты, вселенные светильниче, архиереев Богодухновенное удобрение, (имя) премудре: ученми твоими вся просветил еси, цевнице духовная, моли Христа Бога, спастися душам нашим. Бессребренникам Святии бессребренницы и чудотворцы, посетите немощи наша, туне приясте, туне дадите нам. Праведным Праведных Твоих (имя). Господи, память празднующе, теми молим Тя: спаси души наша. Алфавит чудотворных икон Божией Матери Абалацкая – 20 июня и 27 ноября. Абульстя – 11 июня. Атфистная – 10 окт. Атфистная-Хилендарская – 12 января. Амастрийстя – 17 авг. Андроникова – 22 окт. Аравийская – 6 сент. Ахтырская – 2 июля. Ацкурская – 15 авг. Барловская- 26 дек. Барская – 1 окт. Благовещение – 25 мар. Благодатное небо. См. выше. Блаженное чрево – 26 дек. Благоуханный цвет – 15 ноября. Боголюбская –18 нюня. Боголюбская Зимаровскя – 25 марта. Братская – 16 мая и 6 сент. Ватопедская – 21 янв. Взыграние – 1 ноября. Взыскание погибиших – 5 февраля. Византийская – 7 апр. и 1 мая. Виленская – 14 апр. Владимирская – 21 мая, 23 июня и 26 авг. Владимир-Красногорская– 21 мая. Владимирская-Ростовская – 15 августа. Влахернская – 7 июня. Вознесенская-Казанская – 8 июля. Волоколамская – 3 мар. Воронина Одигитрия – 28 июля. Воспитание – 5 мар. Всех скорбящих радость – 24 окт. Вифлеемская – 15 авг. Вутиванская – 2 мая. Выдропусская – 28 июля. Венская – 15 февр.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

До сих пор не было примера подвижника, для которого юродство Христа ради стало главной чертой жизни, давшей ему соответствующий чин при канонизации. Первым настоящим юродивым на Руси был Прокопий Устюжский. К сожалению, его житие составлено лишь в XV веке, спустя много поколений после его кончины, которую оно само относит к 1302 году 479 , помещая анахронически отдельные эпизоды его жизни то в XII, то в XTV, а то и в XV век. Таким образом, историческая ценность его жития невелика. Многие эпизоды заимствованы из греческой легенды о святом Андрее Юродивом. Но поскольку мы не располагаем более надежным средневековым источником, приведем несколько деталей из этого жития, послужившего образцом для многих легендарных житий юродивых позднейшего времени. В самом начале жития наталкиваемся на загадочное обстоятельство. О русском святом говорится, что он происходит «от западных стран, от латинска языка, от немецкой земли». В Древней Руси это означало, что он был иностранцем и католиком. Богатый купец, он прибыл в Новгород «со своею дружиною» и остался здесь, приняв православие. Как нам следует воспринимать эту удивительную информацию? Мы знаем об одном русском юродивом, чье иностранное происхождение является весьма вероятным. Но он жил в шестнадцатом веке ( 1581 г.) в Ростове и имел прозвище Иоанн Власатый. До последнего времени на его гробнице сохранялась Псалтирь на латинском языке. На одной из ее страниц можно прочесть следующую надпись, относящуюся к началу XVIII века: «…От времени преставления блаженнаго Иоанна власатаго и милостиваго даже доселе бяше на гробе его книжица сия, зело ветха, псалтирь Давида на латинском диалекте, юже той угодник Божий моляся Богу, чтяше…» 480 Католический Запад не знал «юродства Христа ради» как особого образа жизни. Выбор такого пути иностранцем, принявшим православие, может показаться странным, однако в истории нового времени известно немало случаев, когда немцы, ставшие православными, становились русскими националистами и проявляли особое религиозное рвение. Немецкое происхождение ростовского юродивого Иоанна могло быть подлинным. Но то же иностранное происхождение приписывается и другому ростовскому юродивому, Исидору, в более позднем и не внушающем доверия житии. Автор просто заимствует детали из жития Прокопия и переносит их в житие своего героя. Таким образом, мы имеем дело с типичным агиографическим штампом в житиях русских юродивых. Их предполагаемое иностранное происхождение может быть выражением их чужеродности окружающему миру, подчеркиванием их роли странников на этой земле. Отвержение родины является аскетической добродетелью, которая особенно связана с юродством во Христе.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Fedoto...

Таким образом, даже краткий обзор агиографических и литургических текстов дает нам представление о понимании Церковью содержания святительского подвига. В Русской Церкви избирательность в почитании святителей существовала с самого начала. Первым русским святителем, которому устанавливается почитание, является св. Леонтий, третий епископ Ростовский (ум. ок. 1077 г.). Празднование его памяти впервые совершается в Ростове в 1190 г. в день обретения его мощей (23 мая). Одновременно были обретены мощи его преемника Исаии, однако почитание его памяти установлено не было. Избирательность в данном случае была обусловлена чудесами, совершавшимися при гробе св. Леонтия. К числу наиболее рано канонизированных святителей, почитание которых возникает вскоре после их кончины, относятся митрополиты Московские Петр , Алексий и Иона, а также св. Стефан Пермский 830 . В честь святителей вынимается четвертая частица из «девятичинной» просфоры. В русском чине проскомидии при этом поминают: «Иже во святых отец наших, святителей: Василия Великого , Григория Богослова и Иоанна Златоустог о; Афанасия и Кирилла Александрийских , Николая Мирликийского, Михаила Киевского, Петра, Алексия, Ионы, Филиппа и Ермогена Московских , Никиты Новгородского, Леонтия Ростовского, и всех святых святителей». Греческий чин останавливается на имени св. Николая, в иерусалимских служебниках к перечню святителей добавляется св. патриарх Иоанн Милостивый 831 . 5.2. Русские святители 832 Русская Церковь почитает более 70 святителей. Как и в Византии, на Руси епископы канонизируются не только за свои аскетические подвиги. Конечно, и в Русской Церкви встречаются святители, у которых иноческий подвиг, по крайней мере, в оценке потомков, несколько преобладает над пастырским: мы больше знаем об их жизни в келии, нежели на кафедре соборных церквей. Таковы епископы, поставленные из иноков Киево-Печерского монастыря: святители Никита Новгородский (†1108), Стефан Владимиро-Волынский (†1049) и Ефрем Переяславский (†1100). Все наши сведения о них исчерпываются рассказами Печерского Патерика, где они упоминаются в числе ближайших учеников свв. Антония и Феодосия: Ефрем – боярин князя Изяслава, один из первых пострижеников монастыря; Стефан, преемник св. Феодосия во игуменстве, которого монашеское недовольство заставило удалиться из обители и основать собственный монастырь в Киеве; наконец, Никита – затворник Печерский, впавший в прелесть 833 и исцеленный по молитвам печерских отцов. О Никите Поликарп, в связи с его избранием на кафедру Новгородскую, говорит: «много чудеса сотвори... и ныне со святыми чтут святого и блаженного Никиту». Это почитание (по-видимому, канонизация) особо выделяет св. Никиту из круга печерских подвижников. Другие свв. епископы почитаются вместе с собором печерских преподобных.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Этими житиями и сказаниями собранный в Ростове материал, конечно, не исчерпывался. Неиспользованная часть его и все, что поступило после окончания Четиих-Миней, должны были храниться у Святителя в виде разнообразных рукописей и ждать удобного времени для обработки и помещения в Четии-Минеи. Часть этих рукописей известна и в наше время. Собранные самим Святителем в два сборника, они сохранялись в Московской Патриаршей и Московской Типографской библиотеках. Опишем прежде всего сборник Патриаршей библиотеки 835-й). Это довольно большая, более 200 листов, книга в четвертую долю листа, переплетенная в кожу и имеющая на обороте верхней доски следующую, сделанную самим свят. Димитрием надпись: «Неисправленные вещи различные, собранные в лето 1704-е в Ростове». В книге 13 написанных различными почерками рукописей, из которых только три не имеют отношения к агиологии. Две рукописи уже использованы: сказание о Толгской иконе Божией Матери (лл. 1–64) и повесть о убиении св. царевича Димитрия (лл. 199–221); остальные или оказались непригодными, или отложены до новых работ над Четиими-Минеями. Святитель сам написал оглавление книги и, очевидно, считал собранный в ней материал достойным сохранения. Кроме уже указанных повестей и сказаний, в сборнике имеются: «Слово о житии и чудесах св. мученика Иоанна Стратилата и воина (л. 64); тропарь, кондак и житие св. Феодосия (л. 88); месяца мая, в 29-й день, житие св. Иоанна Христа ради юродивого, Устюжского чудотворца (л. 92); родословие князей Ростовских и Владимирских (л. 104); описание о соборной церкви Успения Божией Матери во граде Владимире и иже в ней мощей нетленных (л. 108); поставление епископов по градом (л. 111); сказание о убиении князей Ярославских Василия и Константина (л. 112) и их чудеса (л. 119): чудо пресвятой Богородицы и свв. блаженных и Христа ради юродивых Прокопия и Иоанна Устюжских, о жене бесноватой именем Соломония (л. 137); месяца июня 25 дня, повесть о житии свв. Петра и Февронии Муромских (л. 169); Иоанн власатый Ростовский, милостивый (л. 185) и память отцу духовному, како управляти ставленника (л. 221)».

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Мощи его обретены при заложении в Ростове новой Соборной церкви В. К. Андреем Боголюбским 1164 года, Мая 23; и почивают под спудом в приделе Соборной церкви, куда перенесены оне 1231 года, Февраля 2, из Церкви Св. Иоанна 149 . 2 . Исаия, Святой, постриженик Печерский, поставлен из Игуменов обители Св. Димитрия 150 , в 1077 г. присутствовал при чудесном освящении Печерской церкви 151 . Преставился 1089 года Мая 15. Мощи его обретены вместе с Леонтьевыми и почивают в Соборной церкви в южной стороне, открытые. 3 . Ефрем I, был современником В. К. Владимира Мономаха 152 в послании Еп. Симона к блаженному Поликарпу именуется Суздальским. 4 . Нестор, поставлен около 1150, изгнан Андреем Боголюбским в 1156 153 ; впрочем, чрез несколько времени принят Суздальцами и в 1164 году находился при установлении праздника 1 Августа 154 . 5 . Леон, посвящен в 1158 году. Выгнан из Суздаля в 1159 и из Ростова в 1162, за лихоимство, а по Троицкой летописи за ересь 155 . После него опять возвратился Нестор и пробыл до 1164 г. 156 . 6 . Феодор I, по прозванию Калугер, посвящен в Константинополе в 1170 году; лишен сана в 1172, за неслыханныя жестокости, и по суду Митрополита казнен отсечением правой руки, отрезанием языка и ослеплением 157 . 7 . Лука, посвящен из Игуменов Спасского Берестовского монастыря в 1185 году, Марта 11; по уверению летописца 158 , молчаливый, милостивый к убогим, ласковый ко всякому, кроткий речью и делом. Скончался во Владимире 1189, Ноября 10, и погребен в тамошней Соборной церкви. 8 . Иоанн I, посвящен в 1190 году, Генваря 23, быв прежде духовником В. К. Всеволода; в 1196 году венчал во Владимире сына его Князя Константина; оставил Епархию и принял схиму в 1214 году 159 , в Суздальском Козмо-Дамиановском монастыре, где и погребен. 9 . Пахомий, постриженник Печерский, Игумен какого-то, совершенно неизвестного нам, Ростовского Петровского монастыря, духовник Великого Князя Константина Всеволодовича, по желанию его посвящен в 1214 году. Князь Владимирский Георгий, враждуя с братом, захотел иметь особого Епископа во Владимире и, по желанию его, в 1215 году, Симон Игумен Рожественский, посвящен в этот сан.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

134), обладала относительно устойчивыми признаками. Это подтверждают сведения о внешности святого, приведенные во мн. иконописных подлинниках, где они иногда повторяются дважды или трижды - под 29 мая, 12 нояб. (2-й день памяти И., совпадающий с днем памяти соименных ему свт. Иоанна Милостивого и блж. Иоанна Власатого Ростовского) и 8 июля (вместе с описанием внешности блж. Прокопия Устюжского), вероятно происходившие из разных источников. Даже в самых лаконичных текстах указываются основные особенности иконографии И.: кроме молодости это прежде всего знак его принадлежности к лику юродивых - «риза»-рубище, обычно белое (причины преобладания этого цвета неизв., но, возможно, в сочетании с юношеским обликом он подчеркивал чистоту и непорочность И.), иногда «изчерно белое». Видимо, в соответствии с последним уточнением в памятниках живописи оно может быть не только белым, но и темным, напр. на иконах блаженных Прокопия и И. сер. XVII в. из Холмогор (ГМЗК) и 80-х гг. XVII в. из ц. Феодоровской иконы Божией Матери в Ярославле (ЯИАМЗ; см.: Полякова. 2006. С. 22-27, 241. Кат. 2; Ярославская иконопись XIII-XVIII вв.: Кат. выст./Сост.: И. П. Болотцева. Ярославль, 1981. Кат. 40); известны случаи украшения одежды святого мелким орнаментом (икона блаженных Прокопия и И. 2-й четв. XVII в. из собрания М. Е. Де Буара (Елизаветина); см.: Русские иконы. 2009. Кат. 42). Согласно подлинникам, рубище как бы обвивает тело И., оставляя открытыми руки (нередко «молебны», т. е. воздетые к небесам), колени, одно плечо и грудь с выступающими ребрами, что подчеркивает аскетическую худобу святого (ср. слова И. о воздержании, адресованные его матери: Верюжский. Вологодские святые. С. 350). Этот комплекс признаков, воспроизведенных в сохранившихся памятниках, прежде всего экспрессивный характер одеяния, уподобляет И. его предшественникам - блаженным Андрею К-польскому, Исидору Ростовскому и отчасти Прокопию Устюжскому: для иконографии этих юродивых также типичен мотив рубища с резкими диагональными контурами и отлетающими складками, к-рое открывает грудь, руки и ноги (ср.

http://pravenc.ru/text/469408.html

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Иоанн Власатый, Ростовский, блж. Описания иконы Иоанн Власатый, Ростовский, блж. - житие Блаженный Иоанн Власатый, Милостивый, Ростовский (память 3 сентября, 12 ноября и в Соборе Ростово-Ярославских святых 23 мая по старому стилю) Происхождение и родина его неизвестны. Подвизался в городе Ростове в царствование Ивана Грозного (1547-1584 гг.) в подвиге юродства, терпя нужды и скорби и не имея постоянного пристанища. Живя в смирении, терпении и непрестанной молитве, он духовно окормлял многих, в том числе и блаженного Иринарха, затворника Ростовского (U 1616 г.; память 13/26 января). Блаженный всегда носил с собой и читал Псалтирь. Скончался в глубокой старости 3 сентября 1580 г. Был погребен, по завещанию, возле церкви святого Власия, за алтарем. Он имел «власы на главе велики», потому и назывался Власатым. Наименование Милостивый блаженный Иоанн получил за многие исцеления, совершившиеся при его гробнице, а также в память св. патриарха Александрийского Иоанна Милостивого (VII в.; память 12/25 ноября), имя которого он носил. Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Описание: [Ростов. XVIII.] Святой Иоанн Власатый, Ростовский с деисусом и житием (средник). Икона. Ростов Великий. XVIII в. Находится за ракой святых мощей блаженного Иоанна в церкви Толгской иконы Божией Матери в Ростове Великом. Файл 6582.jpg:   Размер: 714x1200, 0.86 MPix, 223 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (252) , (4) . Описание: [Ростов. XVIII.] Святой Иоанн Власатый, Ростовский с деисусом и житием. Икона. Ростов Великий. XVIII в. Находится за ракой святых мощей блаженного Иоанна в церкви Толгской иконы Божией Матери в Ростове Великом. Файл 6583.jpg:   Размер: 1832x1321, 2.42 MPix, 239 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (217) , (2) .

http://pravicon.com/icon-1934

Иоанн Власатый, Ростовский, блж. - житие Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Меню сайта Начальная страница Иконы Богородицы Иконы Иисуса Христа Иконы Ангелов Иконы Святых Минейные иконы Модерация Опознание икон Новое на сайте Оффлайн-каталог Аудиозаписи канонов О проекте/конт@кт Помочь сайту Форум Пользователь Работаем анонимно. Вход Регистрация Иоанн Власатый, Ростовский, блж. - житие Эта страничка относится к разделу   Иоанн Власатый, Ростовский, блж. Блаженный Иоанн Власатый, Милостивый, Ростовский (память 3 сентября, 12 ноября и в Соборе Ростово-Ярославских святых 23 мая по старому стилю) Происхождение и родина его неизвестны. Подвизался в городе Ростове в царствование Ивана Грозного (1547-1584 гг.) в подвиге юродства, терпя нужды и скорби и не имея постоянного пристанища. Живя в смирении, терпении и непрестанной молитве, он духовно окормлял многих, в том числе и блаженного Иринарха, затворника Ростовского (U 1616 г.; память 13/26 января). Блаженный всегда носил с собой и читал Псалтирь. Скончался в глубокой старости 3 сентября 1580 г. Был погребен, по завещанию, возле церкви святого Власия, за алтарем. Он имел «власы на главе велики», потому и назывался Власатым. Наименование Милостивый блаженный Иоанн получил за многие исцеления, совершившиеся при его гробнице, а также в память св. патриарха Александрийского Иоанна Милостивого (VII в.; память 12/25 ноября), имя которого он носил. Примечание от PRAVICON.COM : Описание со старой версии сайта. Статья опубликована участником [ tol ] 2013-01-06. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Иоанн Власатый, Ростовский, блж. " . Начальная страница Иконы Иисуса Христа Иконы Пресвятой Богородицы Иконы ангелов Иконы святых Конт@кты

http://pravicon.com/info-2454

Блаженные, Христа ради юродивые Исидор Твердислов, Ростовский († 1474; память 14 мая); Сергий схимник Переяславский (1 пол. XVI); Иоанн Власатый, Милостивый, Ростовский († 1580; память 3 сентября); Иоанн Московский († 1589; память 3 июля); Стефан Ростовский († ок. 1592); Илия Даниловский, Ярославский (1-я пол. XVII); Афанасий Ростовский (XVII); Онуфрий Романовский, Ярославский (память 12 июня) Праведные Фекла (в миру Феодосия, мать преподобного Даниила Переяславского) (XV–XVI; память 7 апреля); Иоанн младенец, мученик Угличский († 1663; память 25 июня). Канон молебный трием святителем Ростовским Леонтию, Исаии и Игнатию Тропарь, глас 4: Апостольским преданием, истинней вере проповедницы,/и от тьмы к свету Богоразумия человеком наставницы,/и за ны к Богу молебницы,/на Небесная любовь возложисте к Любящему вы./И ныне на Небеси со Ангелы и со всеми святыми ликовствующе/у Престола славы всех Царя, Христа Бога нашего,/святии чудотворцы Леонтие, и Исаие, и Игнатие,/молите даровати стране нашей мир,/на враги одоление,/Церкви единомыслие/и душам нашим велию милость. Канон общий трием святителем, глас 6. Песнь 1 Ирмос: Яко по суху, пешешествовав Израиль/по бездне стопами,/гонителя фараона/видя потопляема,/Богу победную песнь поим, вопияше. Милостивным Божественным мановением/и трисолнечнаго Света сиянием просияете/и священною мастию помазавшеся от руки Вседержителя Бога, святии чудотворцы,/прострите о нас ко спасению руце свои,/спастися нам от всяких бед и зол, молимся. Ангельстии чини удивишася на Небесех преславному вашему чудотворению,/како в бреннем телеси безплотнаго врага победисте,/и, вкупе с ними Престолу Божию предстояще,/молитеся Господеви спастися нам. Удивляют же ся и на земли всяко чиноначалие и христолюбивых множество,/яко обретошася честный ваша телеса,/многими леты землею покровены и ничим же вредимы./Приходящии же с верою приемлют, исцеление молитвами вашими.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010