В 1935 г. в соборе был устроен склад кофе-цикорной фабрики. Сейчас собор – действующий. В нём под спудом покоятся мощи ростовских святителей Леонтия, Исаии, Игнатия, Феодора, и князя Василько. Лежит там и митрополит Иона Сысоевич, строитель многих храмов Ростова. Собор обнесен оградой, которая смыкается со стеной «кремля». Пройти к собору можно либо изнутри «кремля», либо снаружи через церковную лавку. Адрес: Россия, Ярославская область, Ростов, улица 50 лет Октября, 2 Телефон: +7 (905) 638-31-16 , благочинный Подробнее... Ростовский храм Исидора Блаженного (Вознесенский храм) [ править править код ] Храм Вознесения Господня в большей мере известен как храм Исидора Блаженного на валах. Данное сооружение было выстроено в 1566 году. Церковь является одним из самых древнейших храмов, сохранившихся до сегодняшнего времени в городе Ростов. Известно, что церковь Исидора Блаженного расположена на месте, на котором в прошлом был похоронен Исидор Твердислов (или Исидор Блаженный) – один из ростовских православных святых. Именно этот, родом из Ростова, юродивый скончался или в 1474, или в 1484 году – что на сегодняшний день достоверно неизвестно. Есть сведения, что сразу после трагической кончины его возвели в титул святого и стали почитать. В период между 1552 и 1563 годами святой Исидор был прославлен в качестве общерусского святого. Адрес: Россия, Ярославская область, Ростов, улица Карла Маркса, 25а Телефон: +7 (903) 691-97-90 , настоятель Подробнее... Ростовский храм Иоанна Милостивого (Толгской иконы Богородицы) [ править править код ] Храм во имя Иоанна Милостивого первоначально назывался храмом Толгской иконы Богоматери и был выстроен в 1761 году. Храм был небольшой и являлся приходским. Его венчание осуществлялось при помощи одной главки, а рядом стояла «скромная» двухъярусная колокольня, которая была выстроена на денежные средства приходских жителей с Ивановской улицы, сегодня именующейся улицей Декабристов. Второе название храм получил от Блаженного святого Иоанна Власатова или Иоанна Милостивого, мощи которого бережно хранятся при храме.

http://azbyka.ru/palomnik/Ростов

Во всем этом нет настоящего юродства, но есть причудливость формы, поражавшая воображение. Предсказывая смерть Шемяке, он гладит его по голове, а обещая владыке Евфимию хиротонию в Литве, берет из рук его " ширинку " и возлагает ему на голову. За гробом игумена идет в сопровождении монастырского оленя, которого приманивает мохом из своих рук. Можно было бы сказать, что лишь общее уважение к юродству в Новгороде XV столетия сообщает нимб юродивого суровому аскету и прозорливцу. Житие ростовского юродивого Исидора († 1474) составлено в значительной степени по устюжским и новгородским легендам. Живет он в " куще " , на болоте, юродствует днем, а по ночам молится. Его гонят и смеются над ним, несмотря на чудеса и предсказания, исполнение которых заслужило ему его прозвище Твердислов. И этот юродивый " от стран бе западных, роду римского, языка немецкого " . Эти слова – прямое заимствование из жития Прокопия – не являются надежным свидетельством. Выведение юродивых из немецкой земли могло быть выражением их чуждости окружающей жизни, их странничества на земле. Отвержение родины есть аскетический подвиг, особенно связанный с юродством. Но вот для другого ростовского юродивого Иоанна Власатого (или Милостивого, † 1581) его нерусское происхождение кажется вероятным. На гробнице его в церкви св. Власия до последнего времени сохранялась Псалтырь на латинском языке, по преданию, ему принадлежавшая. В надписи на листах, относящейся ко времени св. Дмитрия Ростовского (1702-1709), читается: " От времени преставления блаженного Иоанна Власатого и милостивого, даже доселе, бяше на гробе его книжица сия, зело ветха, псалтырь Давыдов, на латинском диалекте, юже той угодник Божий моляся к Богу чтяше " . Известно, что католический Запад не знал юродства. Как ни странным представляется избрание этого подвига перешедшим в православие немцем, опыт нашего времени показывает, что нередко православные немцы обнаруживают максимум русскости: и в славянофильстве, и в религиозной ревности. Но иностранное происхождение первого русскою юродивого св. Прокопия сомнительно.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

В плане архитектуры церковь выглядит довольно просто: храм венчает одна главка на высоком барабане. Двусветный вытянутый к верху четверик был крыт четырёхскатной крышей. К основному объёму с востока примыкает полукруглая апсида, с запада небольшая трапезная, на которой возвышается двухъярусная колокольня, которая была выстроена на деньги приходских жителей с Ивановской улицы, ныне переименованная в улицу Декабристов. Фасады церкви очень лаконичны и просты, на оконных проёмах совсем нет наличников, отсутствуют полуколонки и резьба. Наиболее значимым архитектурным украшением является простой карниз, который разделяет основной объём и несколько приукрашивает стеновую гладь. В церкви сохранился иконостас, являющийся ровесником самого храма, для которого писал иконы знаменитый художник Харков. После постройки храма интерьер церкви Иоанна Милостивого был украшен при помощи фресковой росписи, которая была переписана в конце XIX века. Первоначальная живопись сохранилась только в виде небольшого фрагмента под названием " Вознесение Иоанна Милостивого " на большой арке, делящий храм на основную часть и трапезную. В центральной части сомкнутого свода находится фреска " Саваоф " , а на самом своде - " Снятие со креста " , " Распятие " , " Положение в гроб " , " Поцелуй Иуды " . Роспись написана в стиле официального сухого академизма в несколько ярусов в виде панно, которые обрамлены плетёночным орнаментом. Что касается тематик сюжетов, то здесь представлены изображения Иакова и Леонтия Ростовских в округлых медальонах, а также юродивого Иоанна Милостивого и Димитрия Ростовского. На своде трапезной имеются следующие фрески: " Явление иконы Богоматери Иоанну Милостивому " , " Рождество Иоанна Предтечи " , " Смерть Иоанна Милостивого " . В северном приделе Св. Власия и Иоанна Предтечи, на своде изображено " Сретение " , " Богоявление " , а на стенах имеется роспись " Ростовские чудотворцы " . В этом приделе сохранился небольшой иконостас XVIII столетия с иконами древнего письма - " Ангел Хринитель " и " Св. Власий с чудесами " (обе XVII в.). В церкви сохранились старинные деревянные иконы, которые стоят в отдельных резных киотах, такие, как " Не рыдай по мне мати " , " Св. Николай Чудотворец " и другие, относящиеся к XVII веку. Особенно почитаются святыни, находящиеся в храме - Крест и " Псалтирь " , написанная на латинском языке на пергаментной бумаге, принадлежавшие святому Иоанну. В 1702 году Псалтирь был заново переплетён и положен в гроб блаженного по указанию Святителя Димитрия Ростовского, о чём сообщает надпись, сделанная в книге.

http://sobory.ru/article/?object=00600

12/25 Святителя Иоанна Милостивого, патриарха Александрийского (620). Преподобного Нила постника (V). Блаженного Иоанна Власатого, Ростовского (1580). Преподобного Нила Мироточивого, Афонского (XVII). Иконы Божией Матери «Милостивая». Тропарь святителю Иоанну Милостивому, патриарху Александрийскому, глас 8 В терпении твоем стяжал еси твою, отче преподобне,/в молитвах непрестанно терпевый,/нищия возлюбивый и сия молися Христу Богу, Иоанне милостиве блаженне,/спастися душам нашим. Кондак, глас 2 Богатство твое расточил еси убогим,/и небесное богатство ныне восприял еси,/Иоанне всемудре;/сего ради вси тя почитаем,/совершающе память твою,/милостыни о тезоимените! Величание Величаем тя,/святителю отче Иоанне,/и чтим святую память твою,/ты бо молиши за нас/Христа Бога нашего. Тропарь преподобному Нилу постнику, глас 8 Слез твоих теченьми пустыни безплодное возделал еси,/и иже из глубины воздыханьми во сто трудов уплодоносил еси,/и был еси светильник вселенней, сияя чудесы, Ниле отче наш,/моли Христа Бога спастися душам нашим. Кондак, глас тойже страстей, яже от телесе Ниле блаженне, во бденной твоей ссекл еси молитве,/но, яко имея дерзновение ко Господу,/от всяких мя бед свободи, да зову ти:/радуйся, отче всемирный. Ин кондак, глас тойже Божественною любовию возгоревся, всеблаженне,/оставил еси иже в житии молвы/и постных в горе стяжа,/от неяже, вшед в мрак незаходный,/приемлеши, яко древле Богоносец, Богоначертанная писмена,/имиже к Божественней добродетели наставляеми, весело вопием ти:/радуйся, отче Ниле, постником добротворение. Величание Ублажаем тя,/преподобне отче Ниле,/и чтим святую память твою,/наставниче монахов/и собеседниче ангелов. Тропарь блаженному Иоанну Власатому, Ростовскому, глас 8 Явился еси во граде, яко в пустыни,/во смиренномудрии, чистоте и в трудех, и подвизех, и в терпении мнозе,/преблаженне отче Иоанне./Взем бо крест Христов, последовал Ему/и в молитвах и в псалмопении день и нощь пребывал еси,/о спасении всего мира и рода христианскаго речения глаголя./Ныне же, по преселении твоем к Невечернему Свету, ко гробу твоему притекающе,/вернии молятся Господеви, Богородице и Предтечи, и приемлют от Господа исцеления молитвами твоими./Присно за ны молися, блаженне отче Иоанне, спастися душам нашим. Ин тропарь, глас тойже

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Иоасафа Боровскаго, архимандрита Троицкаго, с братиею (†1610) Евфросина Синоезерскаго (†1612) Галактиона Вологодскаго (†1612) Иова Ущельскаго (†1628) Симона Воломскаго (†1641) Афанасия Брестскаго (†1648) Макария Каневскаго, архимандрита Овручскаго († 1678) и всех прочих святых преподобномучеников и преподобномучениц Российских, за веру во Христа, отечество и благочестие страдания претерпевших Святых блаженных, Христа ради юродивых и чудотворцев Российских Прокопия Устюжскаго (†1303) Захарии иерея (†1325) Феодора Новгородскаго (†1392) Николая Кочанова, Новгородскаго (†1392) Георгия Новгородскаго Максима Московскаго (†1434) Георгия Шенкурскаго (†ок. 1462) Исидора Твердислова, Ростовскаго (†1474) Леонтия Устюжскаго (†после 1492) Иоанна Устюжскаго (†1494) Кирилла Вельскаго (XV) Василия Каменскаго (XV) Трофима Суждальскаго (XV †XVI) Лаврентия Калужскаго (†1515) Сергия схимонаха, Переяславскаго (1 пол. XVI) Василия Московскаго (†1557) Тимофея Опочскаго, Псковскаго (†ок. 1569) Николая Салоса, Псковскаго (†1576) Иоанна Милостиваго, Власатаго, Ростовскаго († 1580) Парфения Суждальскаго (2 пол. XVI) Симона Юрьевецкаго (†1584) Иоанна, Большой колпак, Московскаго (†1589) Стефана Ростовскаго (†после 1592) Константина Новоторжскаго (XVI) Иоанна Можайскаго (XVI †XVII) Иакова трудника, Московскаго (XVI †XVII) Феодора (†1600) Киприана Суждальскаго (†1622) Прокопия Вятскаго (†1627) Марфы Московския (†1638) Илии Даниловскаго, Ярославскаго (1 пол. XVII) Иоанна I и Иоанна II, Соловецких (сер. XVII) Максима иерея праведнаго, Тотемскаго (†1650) Фомы, Иродиона, Михаила (†до 1669), Иоанна († 1669) и Василия (XVII) Сольвычегодских Андрея Тотемскаго (†1673) Афанасия Ростовскаго (XVII) Онуфрия Романовскаго, Ярославскаго Киприана Карачевскаго Иоанна Верхотурскаго, Сибирскаго (†1701) Космы Верхотурскаго, Сибирскаго (†1706) Евдокии Суждальския (†1776) Домны старицы, Томския, Сибирския (†1872) и всех прочих святых блаженных отец и матерей Российских, Христа ради в подвизех юродства просиявших Святых праведных отец и матерей Российских

http://pravoslavie.ru/2368.html

XII. Наставления блаженной памяти Ростовского иеромонаха отца Амфилохия 9 1. Бог воздаст обидчикам. Советую вам не весьма оскорбляться и печалиться злоключениями, но на Промысл Божий положиться; без воли Божией ничто не бывает. Несчастия здесь нам великодушно понесшим ходатайствуют на небе радость, и сеющие здесь слезами, радость в будущем веке пожнут. Жизнь наша не здесь кончится, но в будущем веке продолжится. Когда здесь кого кто обидел, в будущей жизни Бог отмстит тому; а кто обиду претерпит, вечно в славе радоваться будет с Богом. 2. Спасительность скорбей. Крайне сожалею о ваших несчастных положениях. Советую вам всю печаль свою возложить на Господа Бога; возьмите мужественное терпение, и безсумненное упование имейте на Его святой Промысл. Он попустил напасти вам в сей временной жизни, и готовит вам в будущей присносущной жизни некончаемую радость: многими скорбми подобает нам внити в Царство Небесное: сии скорби потерпите, да вечно с Ним возвеселитесь. Молю Бога, да подаст вам помощь от скорби! 3. Общее наставление о богоугодной жизни мирян. Спаситесь, без сумнения имейте веру в Господа Бога, управляйте свою жизнь по Его заповедям, всевозможно удаляйтесь от греха, терпеливо сносите злоключения, молитесь Господу Богу со усердием, и всякий год причащайтесь Святых и Животворящих Таин; спасайте души ваша, да получите жизнь вечную, и милость Божия да будет с вами. 4. Любовь к Богу и милосердие к бедным. Не пременяй ни на что своей любви к Богу, Которого, я уверен, любишь всем сердцем и всею мыслию, и проч. Буди к Нему верна до смерти, по писанному. Будите к бедным сострадательны и милостивии: блажени милостивии, яко тии помиловани будут; и, даяй нищему, Богу взаим дает. И целомудренно, праведно и благо честно поживем в нынешнем веце, ждуще блаженнаго упования и явления славы великого Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Всем бо явитися нам подобает пред судом Божиим. 5. Новогоднее пожелание. Всеусерднейше вас поздравляю с праздником Рождества Христа Иисуса Спасителя нашего, о Нем же живем, движемся и есмы. Молю Его, да сохранит ваше здравие и душевное спасение неприкосновенно от всех врагов видимых и невидимых; равно и с новым годом, который препровождать желаю вам во всяком благополучии; я же пребуду с истинным моим почитанием и благодарностью к вам навсегда.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/starch...

е. придворными попами. При существовавшем тогда в России разделении мнений по случаю церковных событий, Нифонт имел у себя врагов, которые выдумывали на него разные клеветы и, между прочим, разглашали, будто он пред отправлением навстречу митрополиту Константину ограбил Софийский собор и пошел в Царьгород. Но были и такие, которые защищали Нифонта, разделяли его убеждения, видели в нем ревнителя веры и правды, поборника всей земли Русской и говорили, что только по грехам своим новгородцы не удостоились иметь у себя гроб сего святителя, скончавшегося (в 1156 г.) в Киеве. Мощи святого Нифонта покоятся в киевских пещерах, и память его Церковь совершает 8 апреля.    Отзывы о Ростовских епископах Луке, Пахомии и Кирилле II встречаются в современной им Ростовской летописи – отзывы краткие, но тем не менее драгоценные. Лука, избранный во епископа (1185) из игуменов Киевского Спасского монастыря, что на Берестове, был “молчалив, милостив к убогим и вдовицам, ласков ко всякому, богатому и убогому, смирен и кроток, утешал печальных словом и делом; пас словесные овцы, как добрый пастырь, нелицемерно, с кротостию и рассмотрением, бодрствуя над ними и оберегая их в день и ночь; победил мирскую похоть и дьявола, укрепляясь оружием крестным” († 1189). О епископе Пахомии читаем: “Сей блаженный епископ был избранник Божий и истинный пастырь, а не наемник, агнец, а не волк; не собирал он богатства от чужих домов и не хвалился им, но еще обличал грабителей и лихоимцев; усердно пекся о сиротах, был весьма милостив к убогим и вдовицам, смирен, кроток, исполнен книжного ученья, всеми способами утешал печальных... прежде был добрым чернецом в Печерском монастыре пять лет, потом управлял черноризцами в монастыре св. Петра (вероятно, в Ярославле) тринадцать лет, наконец, два года держав епископию, отошел к Богу” (в 1216 г.). О третьем Ростовском епископе Кирилле II современный летописец пишет: “Он ничем не отстал от прежних епископов Ростовских, святых Леонтия, Исаии и Нестора, последуя их нравам и учению, не только словом учил, но и делом подавал пример. И все приходящие дивились ему, князи, и вельможи, и все жители Ростова, не только простцы, но и священники, и игумены, и весь чернеческий чин; все спешили из окрестных мест в город, в соборную церковь св. Богородицм как для того, чтобы послушать ученья его от святых книг, так и желая посмотреть на великолепие церкви, которую он дивно украсил... Уже в первое лето епископства своего (в 1231) он показал многие добродетели как истинный святитель, а не наемник... князьям, и боярам, и всем вельможам был на успех, обидимым помогал, печальных утешал, нищих миловал, исполняя слово апостола: Всем бых вся, да всяко некая спасу (1 Кор. 9. 22). К благу Церкви Ростовской этот достойный святитель еще долго управлял ею, даже после нашествия монголов († 1262).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Отзывы о Ростовских епископах Луке, Пахомии и Кирилле II встречаются в современной им Ростовской летописи — отзывы краткие, но тем не менее драгоценные. Лука, избранный во епископа (1185) из игуменов Киевского Спасского монастыря, что на Берестове, был «молчалив, милостив к убогим и вдовицам, ласков ко всякому, богатому и убогому, смирен и кроток, утешал печальных словом и делом; пас словесные овцы, как добрый пастырь, нелицемерно, с кротостию и рассмотрением, бодрствуя над ними и оберегая их в день и ночь; победил мирскую похоть и дьявола, укрепляясь оружием крестным» († 1189). О епископе Пахомии читаем: «Сей блаженный епископ был избранник Божий и истинный пастырь, а не наемник, агнец, а не волк; не собирал он богатства от чужих домов и не хвалился им, но еще обличал грабителей и лихоимцев; усердно пекся о сиротах, был весьма милостив к убогим и вдовицам, смирен, кроток, исполнен книжного ученья, всеми способами утешал печальных... прежде был добрым чернецом в Печерском монастыре пять лет, потом управлял черноризцами в монастыре св. Петра (вероятно, в Ярославле) тринадцать лет, наконец, два года держав епископию, отошел к Богу» (в 1216 г.). О третьем Ростовском епископе Кирилле II современный летописец пишет: «Он ничем не отстал от прежних епископов Ростовских, святых Леонтия, Исаии и Нестора, последуя их нравам и учению, не только словом учил, но и делом подавал пример. И все приходящие дивились ему, князи, и вельможи, и все жители Ростова, не только простцы, но и священники, и игумены, и весь чернеческий чин; все спешили из окрестных мест в город, в соборную церковь св. Богородицы как для того, чтобы послушать ученья его от святых книг, так и желая посмотреть на великолепие церкви, которую он дивно украсил... Уже в первое лето епископства своего (в 1231) он показал многие добродетели как истинный святитель, а не наемник... князьям, и боярам, и всем вельможам был на успех, обидимым помогал, печальных утешал, нищих миловал, исполняя слово апостола: Всем бых вся, да всяко некия спасу (1 Кор. 9. 22). К благу Церкви Ростовской этот достойный святитель еще долго управлял ею, даже после нашествия монголов († 1262) .

http://sedmitza.ru/lib/text/435831/

Узнав, наконец, где скрывается святой Анфим, Максимиан послал за ним отряд воинов, которые на пути встретили самого Анфима. На их вопрос, может ли он указать им, где скрывается епископ, неузнанный святой Анфим ответил утвердительно и привел их в свое жилище, оказав им теплое гостеприимство. После этого он открыл пораженным воинам, что он и есть тот, за кем они посланы. Потрясенные его самоотверженностью, воины советовали ему скрыться. Но святой Анфим не согласился. Соприкоснувшись с проявлением истинно христианского мужества, все воины просили святого совершить над ними таинство Крещения. Святой епископ Анфим был подвергнут истязаниям и, наконец, с радостью преклонил голову под меч. Тело его было тайно погребено христианами. В той же день Блаженнаго Иоанна Милостиваго Власатаго, Ростовскаго чудотворца НА ВЕЛИЦЕЙ ВЕЧЕРНИ Блажен муж : 1-й антифон. На Господи, воззвах: стихиры, глас 8. Подобен: О, преславнаго чудесе: Блаженне Иоанне богомудре,/чистая твоя душа/правоверным смыслом сияющи/и блистающи добродетелей светлостьми,/озаряет верных исполнение,/бесовскую тьму отгоняющи,/темже яко причастника тя невечерней благодати/ублажаем благочестно вси,//досточудне. Имея душу милостиву,/и чист помысл, и сердце бодро,/веру неблазненну/и любовь воистину нелицемерну,/от земли преставился еси к Небесным/и с лики праведных водворяешися./Темже тя почитаем священными песньми/и благочестно вси славим,//досточудне Иоанне. Божественными учении укрепляяся,/страсти плотская от души отгнал еси/и Святей Троице селение предочищенное был еси./Тем к Божественней жизни преставился еси,/Богу соблюдающу и ныне/невредимо твое блаженное тело/Божественным судом,//имже Сам весть, прославляяй тя яве, Иоанне. Слава, глас 1: Како не дивимся житию твоему/или како не похвалим, преподобне Иоанне, житие равноангельное,/помысла целомудренное/и кротости твоея смиренное и молчаливое,/милостыни неоскудное?/Всеми добродетельми украсился еси, блаженне./Темже тебе ожидает неизглаголанная радость//и Небесное Царствие.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Память святого пророка Ахии город в колене Ефремовом, почти в самой средине Земли Обетованной. Здесь, по переходе чрез Иордан и завоевании Земли Обетованной, поставлена была Скиния Моисеева с ковчегом, отчего город и получил свое наименование («Силом» — мир, покой). Город этот имел великое значение для Израиля, но впоследствии Господь отринул Свое жилище в Силоме за грехи сынов Израиля. сын Давида от Вирсавии, преемник его царствования, третий царь Израильский, мудрейший и славнейший из царей Израильских, впоследствии омрачивший свое царствование падением и идолослужением, за что Бог и исторг царство Израильское из его рода, отдав 10 колен во владение Иеровоаму, бывшему прежде рабом Соломона, но потом ставшему, по разделении царства Соломонова, первым царем царства Израильского. Деятельность прор. Ахии относится, таким образом, к 1010–963 г. до Р. Хр. Житие блаженного Иоанна Власатого, Ростовского чудотворца Ростовскою митрополиею с 1605 года, но во время смуты удален был с кафедры и вновь вступил на нее в 1612 году, когда Пожарский и Минин шли на освобождение Москвы. Митрополит Кирилл присутствовал при кончине царя Бориса Федоровича Годунова и встречал под Москвой и венчал на царство новоизбранного после смуты царя Михаила Федоровича Романова. митрополита Кирилла относится к 1618 году. «о чудесах блаженного Иоанна Милостивого Власатого, Ростовского чудотворца», с XVII века составлявшееся и пополнявшееся в Ростове, не раз было напечатано по двум редакциям в Яросл. Епарх. Вед. (в 1860 и 1877) и отдельными брошюрами (1877 и 1884 г.). Житие святого отца нашего Иоанна Златоустого, патриарха Константинопольского назывались учителя красноречия и адвокаты. — Ливаний, как учитель красноречия, пользовался большою известностью; у него учился Юлиан Отступник, а из отцов церкви — Василий Великий. — Андрагафий известен, как один из глубокомысленных и серьёзных философов того времени. главный город Греции, в юго-восточной части Балканского полуострова. Во времена Златоуста он славился своими философскими школами и школами красноречия. Здесь училось богатое и образованное юношество. Между прочим, здесь учились и некоторые отцы церкви: Василий Великий, Григорий Богослов и др.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010