В народной памяти остались события, предшествовавшие кончине святого. По пути из храма блаженный исцелил человека, не владевшего ногой: как бы нечаянно святой наступил на нее, и нога стала здорова. Затем он пошел в баню и там, впервые сняв вериги, трижды облился водой, готовясь к погребению. Святой заповедал совершить погребение не ранее третьего дня. Затем он лег на лавку, просил у всех прощение и завещал отнести свое тело к гробу блаженного Василия в Покровский храм. С этими словами блаженный Иоанн мирно преставился к Богу 3 июля 1589 (1590) года. О подвигах его знали многие современники. По указу царя Феодора Иоанновича было совершено торжественное погребение блаженного Иоанна. Однако само погребение совершалось не в указанный блаженным день, а раньше. Господь попустил в наказание за неисполнение завета Своего угодника во время богослужения случиться сильной грозе с молниями, так что в Покровском храме опалились некоторые иконы и даже пострадали несколько клириков и мирян. Во время погребения и позднее многие болящие получали исцеление по молитвам блаженного Иоанна. Блаженный Иоанн являлся и больным, находившимся далеко от Москвы, и они выздоравливали. Вскоре после блаженной кончины святого Иоанна, Московского чудотворца, были составлены житие и служба. Мощи святого были обретены нетленными 12 июня 1672 года и погребены под спудом в приделе Рождества Пресвятой Богородицы в Покровском соборе. А 17 января 1916 года этот придел был переименован во имя блаженного Иоанна, Христа ради юродивого, Московского чудотворца. Память святого совершается в день его блаженной кончины — 3/16 июля и в день обретения его нетленных мощей — 12/25 июня. Василий и Константин, князья Ярославские Мало сохранилось сказаний в летописях отечественных о подвигах сих благоверных князей и немного дополнил эти сказания позднейший описатель жития их, инок Пахомий, но благоухание святой их жизни исполнило их княжескую вотчину и доселе, сквозь ряд столетий, сделало драгоценной память их в Ярославле. Они были детьми благочестивого князя Всеволода Константиновича и супруги его Марины, дочери курского князя Олега.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Св. царевич Димитрий. Фрагмент иконы " Святые Димитрий Угличский и Василий Блаженный на фоне Московского Кремля " . Кон. XVIII в. (ГИМ) Св. царевич Димитрий. Фрагмент иконы " Святые Димитрий Угличский и Василий Блаженный на фоне Московского Кремля " . Кон. XVIII в. (ГИМ) С нач. XVIII в. в Угличе и окрестных землях распространился иной тип изображений Д. И.- с житийными сценами в среднике (наиболее ранний пример - икона нач. XVIII в., ПЗИХМЗ). К нему относятся произведения XVIII-XIX вв. (УИХМ, ГРМ, ГЭ, ГИМ, ГВСМЗ, Худож. галерея Чувашского гос. худож. музея) с изображением св. царевича в молении Спасителю или деснице Господней. Этот извод напоминает иконы и пелены 1-й пол.- сер. XVII в., а также нек-рые царские портреты (ср. надгробный образ царя Феодора Алексеевича 80-х гг. XVII в., ГИМ). Связь подобных произведений, к-рые, вероятно, находились и в храмах, и в домах, с портретной традицией подтверждается тем, что многие из них написаны на холсте. Редкий вариант представлен иконой из собрания гр. А. А. Мусина-Пушкина (?), где фигура св. царевича выполнена в деревянном рельефе (Труды Всерос. съезда художников в Петрограде, дек. 1911 - янв. 1912. Пг., б. г. Т. 3. Табл. LIб). Подобная иконография известна на гравюрах XVIII-XIX вв. (напр., в собр. Олсуфьева в РНБ, см.: Ровинский. Народные картинки. Кн. 3. Стб. 594-600. 1445-1449). Д. И. обычно изображают в далматике и закрытой короне (иногда на его груди висит медальон с крестом), в руке он держит нож; встречаются изображения с крестом и пальмовой ветвью (иконы XVIII в. из московской ц. свт. Николая Чудотворца в Воробине, ГИМ; XIX в., ГВСМЗ). В состав житийных сюжетов, как правило, входят изображения мамки, к-рая выводит св. царевича на прогулку и передает его убийцам, сцены убийства святого с плачущей над телом кормилицей, оплакивания его матерью и горожанами, убийц, пытающихся выбить дверь колокольни, на к-рой звонят в набат, их бегства из города и побиения камнями. Фоном служит более или менее условная панорама Угличского кремля; сцены сопровождаются пространными надписями.

http://pravenc.ru/text/178207.html

Преподобный Иннокентий Вологодский и Комельский. Март, 19 1521 Благоверный князь Иоанн Угличский, в иночестве Игнатий, Вологодский чудотворец. Май, 19 1522 Праведная Гликерия дева, Новгородская. Май, 13 1522 Преподобный Пахомий, Кенский чудотворец. Январь, 6 1525 Преподобный Филипп Ирапский. Ноябрь, 14 1527 Мученик Иоанн Казанский. Январь, 24 1529 Преподобный Кирилл Новоезерский (По Прозванию Белый), Чудотворец. Февраль, 4 1532 Преподобный Макарий Оредежский. Август, 9 1532 Преподобный Александр Свирский. Август, 30 1533 Преподобный Иона Климецкий. Июнь, 6 1534 Преподобный Корнилий Комельский. Май, 19 1537 Преподобный Кассиан Комельский. Май, 16 1537 Преподобный Лонгин Коряжемский. Февраль, 10 1540 Преподобный Даниил Переяславский. Апрель, 7 1540 Преподобный Иродион Илозерский (Илоезерский). Сентябрь, 28 1541 Преподобный Стефан Комельский, Или Озерский. Июнь, 12 1542 Преподобная София, Суздальская чудотворица. Декабрь, 16 1542 Преподобные Иоанн и Лонгин Яренгские, или Соловецкие. Июль, 3 1544 или 1561 Праведный Артемий Веркольский. Октябрь, 20 1545 Преподобный Лаврентий Комельский. Май, 16 1548 Преподобный Зосима Ворбозомский. Апрель, 4 ок.1550 января. Преподобный Афанасий Сяндемский. Январь, 18 1550 Преподобный Арсений Комельский. Август, 24 1550 Преподобный Адриан Ондрусовский. Август, 26 1550 Преподобномученик Адриан Пошехонский. Март, 5 1550 Преподобный Макарий Римлянин. Август, 15 1550 Мученики Петр и Стефан Казанские. Март, 24 1552 Праведный Василий Блаженный, Христа ради юродивый, Московский чудотворец. Август, 2 1552 Преподобный Нил Столбенский. Декабрь, 7 1554 Преподобный Герасим Болдинский. Май, 1 1554 Святитель Иоасаф, митрополит Московский. Июль, 27 1555 Преподобный Максим Грек. Январь, 21 1556 Преподобный Антоний Сийский. Декабрь, 7 1556 Преподобный Никифор Важеозерский (Олонецкий). Февраль, 9 1557 Подобные Иона и Вассиан Пертоминские, или Соловецкие. Июнь, 12 1561 Преподобный Симон Сойгинский. Ноябрь, 24 1562 Святитель Гурий, Архиепископ Казанский. Октябрь, 4 1563

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2368...

Кто такой блаженный 11 июля, 2012 Кто такой блаженный, значение слова Блаженный — от греч. μακριος, макариос — счастливый, благоденствующий, блаженный. В Русской Православной Церкви блаженным называют отдельных святых и юродивых . В католической Церкви статус «блаженного» получает человек, который был близок к Богу. В толковом словаре Дмитриева Д.В. термин означает: Церковное толкование Крест юродства часто воспринимается людьми неоднозначно, но для православного человека «блаженный» значит — счастливый. Счастливый близостью к Богу, пониманием Его воли. Быть блаженным, значит — быть «благим», добрым и хорошим человеком. Те, кого мы считаем «умными» в земном понимании слова не всегда мудры в духовной жизни. Блаженные же познали высшую правду и почитаются Церковью. «Странными» и необычными они кажутся лишь потому что живут правдой Небесной на грешной земле. Блаженные часто ведут жизнь скитальцев, по дороге они совершают чудеса, исцеляют людей, предсказывают грядущие испытания. В католической Церкви «блаженными» называли тех, кто брал на себя добровольно подвиг аскезы и отказывался от земных благ. Кроме того в современной Православной церковной терминологии «блаженный» – титул глав некоторых Церквей: Например: Известные блаженные В Православной Церкви широко известны: Святой Блаженный Василий, Московский чудотворец, родился в декабре 1468 года на паперти подмосковного Елоховского храма в честь Владимирской иконы Пресвятой Богородицы. В 16 лет святой пришел в Москву и начал подвиг юродства. В палящий летний зной и трескучий лютый мороз ходил он нагой и босой по улицам Москвы. Странны были его поступки: то опрокинет лоток с калачами, то прольет кувшин с квасом. Рассерженные торговцы били Блаженного, но он с радостью принимал побои и благодарил за них Бога. А потом обнаруживалось, что калачи были плохо испечены, квас приготовлен негодным. Почитание Блаженного Василия быстро росло: в нем признали юродивого, человека Божия, обличителя неправды. Проповедуя милосердие, Блаженный помогал прежде всего тем, кто стыдился просить милостыню, а между тем нуждался в помощи более других. Был случай, что он отдал богатые царские подарки купцу-иностранцу, который остался безо всего и, хотя три дня уже ничего не ел, не мог обратиться за помощью, так как носил хорошую одежду. Скончался Блаженный Василий 2 августа 1557 года. Митрополит Макарий с собором духовенства совершил погребение святого. Его тело было погребено у Троицкой церкви, что на рву, где в 1554 году был пристроен Покровский собор в память покорения Казани.

http://pravmir.ru/kto-takoj-blazhennyj/

Проповедуя милосердие, Блаженный помогал прежде всего тем, кто стыдился просить милостыню, а между тем нуждался в помощи более других. Был случай, что он отдал богатые царские подарки купцу-иностранцу, который остался безо всего и, хотя три дня уже ничего не ел, не мог обратиться за помощью, так как носил хорошую одежду. Сурово осуждал Блаженный тех, кто подавал милостыню с корыстными целями, не из сострадания к бедности и несчастью, а надеясь легким путем привлечь благословение Божие на свои дела. Ради спасения ближних Блаженный Василий посещал и корчмы, где старался даже в самых опустившихся людях увидеть зерно добра, подкрепить их лаской, ободрить. Многие замечали, что, когда Блаженный проходил мимо дома, в котором безумно веселились и пьянствовали, он со слезами обнимал углы того дома. Юродивого спрашивали, что это значит, и он отвечал: «Ангелы скорбные стоят у дома и сокрушаются о грехах людских, а я со слезами упрашивал их молить Господа об обращении грешников». Очистив великими подвигами и молитвой свою душу, Блаженный сподобился и дара предвидения будущего. В 1547 году он предсказал великий пожар Москвы; молитвой угасил пожар в Новгороде. Скончался Блаженный Василий 2 августа 1557 года. Митрополит Макарий с собором духовенства совершил погребение святого. Его тело было погребено у Троицкой церкви, что на рву, где в 1554 году был пристроен Покровский собор в память покорения Казани. В описании облика святого сохранились характерные подробности: «наг весь, в руке посошок». Почитание блаженного Василия всегда было настолько сильным, что Троицкий храм и пристроенная Покровская церковь и доныне именуются храмом Василия Блаженного. Вериги святого хранятся в Московской духовной академии. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме

http://pravmir.ru/cerkov-chtit-pamyat-sv...

Петербурге за подписанием и печатью Святейшего Правительствующего Всероссийского Синода, лета Господня 1726, Декабря 18 дня. У подлинной грамоты подписано: Смиренный Феофан, Архиепископ великого Новаграда и Великих Лук. Смиренный Георгий, Архиепископ Ростовский и Ярославский. Смиренный Феофилакт, Архиепископ Тверской. Смиренный Афанасий, Епископ Вологодский и Белоезерский. Обер-Секретарь Тимофей Палехин, Секретарь Василий Тишин. Секретарь Михайла Дудин. У той же грамоты печать на красном воске. IX 65 Се Я Царь и Великий Князь Василий Иванович всей Русии пожаловал есми Живоначальной Троицы и Преподобных Отцов Сергия и Никона Чудотворцев Архимандрита Иасафа с братией, или кто по них в Троицком Сергиеве монастыре иные Архимандриты и братия будут: что они Нам били челом и положили перед Нами блаженной памяти Великого Государя Царя, Великого Князя Ивана Васильевича всей Руси жалованную тарханную грамоту на Троицкую вотчину, чтобы Нам их пожаловать, ту жаловальную тарханную грамоту велеть переписать на Наше Царское Имя, и велеть им дать свою Царскую жаловальную тарханную новую грамоту, как в той прежней жаловальной грамоте писано. А которая у них вотчина прибыла в монастырь после Царя и Великого Князя Ивана Васильевича всей Русии жаловальные тарханные грамоты в великом Нове-городе, в Сытинском и в Литовском погосте сельцо Кунья Гора, а Сытино тоже, да сельцо Сопки с деревнями, да у Соли у Галицкой сельцо Гнездниково, да Попова слободка, да на Луде монастырская солёная варница и двор монастырский; и ту их вотчину велеть вписать в сию Нашу Царскую жаловальную грамоту. А в прежней жаловальной грамоте писано, что бил челом блаженной памяти Великому Государю Царю и Великому Князю Ивану Васильевичу всей Русии Троицы Сергиева монастыря Архимандрит Иона с братией, что Троицкие вотчины в Московском, в Коломенском, в Боровском, в Ярославецком малом, в Оболенске, в Верейском, в Можайском, в Волоцком, в Мещерском, в Старицком, в Новоторжском, в Тверском, в Клинском уездах, в Бежецком верху, в Углицком, в Кашинском, в Белоозерском, в Вологодском, в Пошехонском, в Ярославском, в Костромском, в Плеском, в Гороховском, в Балахонском, в Нижегородском, в Муромском, в Владимирском, в Суздальском, в Юрьевском, в Переславском, в Ростовском, в Радонежском, в Димитровском уездах, сёла и деревни и починки и пустоши, и в иных в разных городах; да прибылые вотчины в великом Нове-городе, в Сытинском и в Листовском погосте сельцо Кунья Гора, а Сытино тоже, да сельцо Сопки с деревнями; да у Соли у Галицкой сельцо Гнездниково, да Попова слободка, да на Луде соляная варница монастырская и двор монастырский: и та-де их вотчина, сёла и деревни и починки и варницы на Холую и на Луде и на Балахне и у Соли у Галицкой запустели от хлебного недороду и от лихого поветрия; а нынче-де остальные их крестьяне разошлись.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Здесь явно прочитывается влияние барокко – стремление к декоративности, узорчатости, стремление придать ликам объем. Большая икона «Знамение» из Покровского собора Москвы (собор Василия Блаженного), конец XVIII века Хотя чуть более ста лет назад на Великом Московском Соборе (1655 г.) было заявлено о недопустимости изображения Бога Отца, в данной иконе мы видим как раз концепцию и Новозаветной Троицы – Отец, Сын и Святой Дух в виде голубя. Акценты, в отличие от древних изводов, расставляются уже по-иному, и прикосновение к тайне тайн – Боговоплощению уже выглядит совсем иначе. Собор Василия Блаженного По краям от изображения Богородицы – символы евангелистов, по краям средника сверху вниз первые два ряда справа и слева – святители: Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Николай Чудотворец. Под ними, два ряда, – русские митрополиты и патриархи: святитель Петр, святитель Алексий, святитель Иона, святитель Филипп, в самом низу – русские святые: Варлаам Хутынский, Василий Блаженный, Иоанн Блаженный, Сергий Радонежский. Иконописец соединяет воедино историю Русской Церкви и в целом – церковную историю, церковное мироустройство. Большие стили и XXI век Со временем в икону проникают большие стили. В работах можно видеть влияние модерна. Икона «Знамение» Николая Бруни (1900, Государственный Русский музей) Здесь, с одной стороны, стремление вернуться к истокам, но все-таки ХХ век, точнее, рубеж XIX-XX веков, и истоки часто понимаются или расплывчато, или обобщенно. Например, лучи сияния вокруг Христа отсылают (это так характерно для данного времени) в том числе к народному, декоративному, но в случае с изображением сакральных образов уводят тем самым в сторону, и эти лучи воспринимаются, пожалуй, не как лучи Божественного света, который вполне реален (вспомним события Преображения), а как что-то сказочное, волшебное. «Богоматерь " Знамение " » Михаила Нестерова (1910 год, Покровский храм Марфо-Мариинской обители) Возможно, здесь уместнее говорить не об иконе, а о религиозной картине.

http://pravmir.ru/creative/znamenie-kogd...

Схимонахиня Мария отошла ко Господу в 1961 году. Господи, упокой душу схимонахини Марии, со святыми упокой, и её молитвами спаси нас! Блаженная Матрона (Московская) (1881–1952 гг.) Блаженная Матрона родилась 22 ноября 1881 года в селе Себено Тульской обл. в бедной многодетной семье Димитрия и Наталии Никоновых. Девочка была слепой от рождения (у нее совсем не было глаз). Из воспоминаний Анны Выборновой и Ксении Сифаровой: «Крестили Матрону в нашем храме, в сторожке при церкви. Когда её окунули в купель, то пошел аромат по всей сторожке… Все удивились. А священник сказал: «Эта девочка – дарованная от Господа. Она будет праведницей». По свидетельству Павла Ивановича Прохорова, присутствовавшего при крещении Матроны, священник Василий сказал: «Я много крестил, но такое вижу в первый раз, и этот младенец будет свят… Если девочка что-то попросит, вы обязательно обратитесь прямо ко мне, идите и говорите прямо, что нужно». Он добавил, что Матрона встанет на его место и предскажет даже его кончину. Так впоследствии и получилось. Однажды ночью Матронушка вдруг сказала матери, что отец Василий умер. Когда родители пришли в дом священника, оказалось, что он действительно скончался. Из воспоминаний Анны: «Однажды Матронушка говорит: «Мам, мне всё снится икона «Взыскание погибших». Божия Матерь к нам в церковь просится». Собрались бабы, Матронушка благословила их собирать деньги на икону во всех деревнях. Набрали всего: денег, хлеба, масло, яйца. Нашли в городе художника. Матрюшка спросила: «Ты сможешь написать эту икону?» Он ответил, что напишет. Матрюшка велела ему пойти покаяться в своих грехах, исповедоваться и причаститься. Прошло много времени, художник пришел к Матроне, и сказал, что ничего не может написать. Матрюшка и говорит ему: «Иди, раскайся в своих грехах, ты убил человека». Тогда он снова пошёл к священнику, покаялся, снова причастился, и пришёл к Матрюшеньке, попросил прощения, что сразу не раскаялся. Тогда она ему сказала: «Иди, теперь ты напишешь Чудотворную икону Царицы Небесной «Взыскание Погибших».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Икона Псково-Покровская - описание Эта икона написана в память о чудесном заступлении Пресвятой Богородицы за город Псков во время его осады войсками польского короля Стефана Батория в августе 1581 года. Услышав о приближающемся неприятеле, псковский владыка обратился в Псково-Печерский монастырь с просьбой принести в город чудотворные иконы Божией Матери «УСПЕНИЕ» и «УМИЛЕНИЕ», что и было исполнено. 27 августа, на следующий день после того, как польские войска окружили Псков, Божия Матерь явилась благочестивому старцу Дорофею, который молился в своей келье за городом. Старец видел Её грядущей по воздуху с сонмом святых, поддерживаемой за руки преподобными Антонием Киево-Печерским и Корнилием Псково-Печерским. Пресвятая Богородица указала старцу Дорофею место на стене, где следовало дать бой осаждавшим, и велела принести туда Печерские чудотворные образы. Через несколько дней начался приступ. Он был так силён, что враги пробили выстрелами из пушек пролом и завладели двумя башнями, где водрузили свои знамёна. Оборонявшиеся начали ослабевать, и в эту роковую минуту по приказу воевод к пролому были принесены мощи благоверного князя Гавриила и чудотворные иконы. До самой ночи продолжалась кровавая сеча. Баторий отступил. Вскоре у самого пролома в стене была воздвигнута церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы, и для неё написана Покровская икона по видению старца Дорофея, отчего её ещё называют «Явление Божией Матери старцу Дорофею». На иконе изображены Покровский монастырь, Покровская башня, Троицкий собор и некоторые другие храмы, река Великая, крепостные стены, Мирожский и Печерский монастыри. Также изображены Богородица и святые князья Василий-Владимир Киевский, Всеволод-Гавриил и Довмонт-Тимофей Псковские, архиепископ Новгородский и Псковский Нифонт, преподобные Антоний Киево-Печерский и Корнилий Псково-Печерский, блаженный Никола Псковский, а также святые преподобные Евфросин Псковский и Савва Крыпецкий. Изображён и сам старец Дорофей. В 1944 году из Пскова немцами был вывезен старинный список Псково-Покровской иконы Богородицы. В 1970 году неожиданно стало известно его местонахождение. Икона экспонировалась на одной из мюнхенских выставок как экспонат из частного собрания. 31 августа 2001 года образ был передан патриарху Московскому и всея Руси Алексию II послом Германии в РФ. В 2002 году икона вернулась на своё место в главном храме Псковской области – Троицком соборе. Источник: Сайт " Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы " , автор - Валерий Мельников Статья опубликована участником [ tol ] 2012-05-30. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Икона Пресвятой Богородицы Псково-Покровская (Явление Богоматери старцу Дорофею) " .

http://pravicon.com/info-467

Архив Пн Председатель Отдела внешних церковных связей освятил домовый храм при Центре здоровья «Верба Майер» 21 апреля 2017 г. 11:28 20 апреля 2017 года, в четверг Светлой седмицы, председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион освятил храм во имя блаженной Матроны Московской при Центре здоровья «Верба Майер» в Пушкинском районе Московской области и совершил в нем Божественную литургию. Митрополиту Илариону сослужили епископ Серпуховской Роман , благочинный церквей Ивантеевского округа Московской областной епархии протоиерей Иоанн Монаршек, благочинный церквей Пушкинского района Московской областной епархии протоиерей Иоанн Монаршек, настоятель Троицкого храма г. Королева священник Сергий Монаршек, секретарь председателя ОВЦС священник Александр Карзан, клирик Московской областной епархии протодиакон Василий Попадинец. По окончании Литургии по помещениям Центра здоровья прошел крестный ход. Председатель ОВЦС обратился к присутствующим с архипастырским словом . Торжество праздника Воскресения Христова сегодня умножается радостью о приобретении Церковью Христовой еще одного храма, отметил владыка Иларион. «Домовая церковь, которая построена и освящена ныне в лечебном учреждении, посвящена блаженной Матроне Московской — праведнице, жившей в трудные годы гонений, явившей подвиг веры и подвиг чудотворения, — сказал архипастырь. — При жизни она была известна немногим, потому что сама Церковь находилась тогда в стесненных обстоятельствах. О ней не писали в прессе, ее не показывали по телевизору, и только немногие люди могли узнать, что происходит в Церкви, какие есть в ней люди. Но после того, как Церковь отпраздновала 1000-летие Крещения Руси и началось возрождение церковной жизни, уже не ручеек, но людская река потекла к святой Матроне. И ныне она течет, не переставая: ежедневно тысячи людей приходят к ее святым мощам для того, чтобы помолиться о себе и своих ближних, и многие чудеса каждый день совершаются у мощей этой великой святой». Как отметил иерарх, отныне этот домовый храм для всех, кто приезжает в медицинский центр для лечения и восстановления сил, станет местом, где совершается Божественная литургия, куда каждый желающий может прийти для того, чтобы вознести молитву Господу, Пречистой Его Матери, святому великомученику и целителю Пантелеимону, блаженной Матроне.

http://patriarchia.ru/db/text/4875594.ht...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010