Весь город тогда наполнился благоуханием, и множество людей собрались на его похороны. Царь с сыновьями несли его на своих плечах до церкви, где их ждал митрополит с епископами. На могиле блаженного, которая стала источником исцелений для верных не только из Москвы, но и из других краев, построили храм в честь Покрова Божией Матери, в память взятия Казани. Позднее храм получил в народе прозвание собора Василия Блаженного. Чудеса, связанные со святым, не прекращались. И в 1588 году, при митрополите святом Иове, Василий Блаженный был канонизирован. В этот день 120 больных получили исцеление у мощей святого. Василий Блаженный почитается как покровитель Москвы. Из книги «Синаксарь: Жития святых Православной Церкви» , вышедшей в издательстве Сретенского монастыря. Составитель — иеромонах Макарий Симонопетрский, адаптированный русский перевод — издательство Сретенского монастыря 15 августа 2012 г. скрыть способы оплаты Комментарии Nutsa 24 апреля 2021, 16:00 Моли Бога о нас, Святой Блаженный Василий Чудотворец! Господи, помилуй меня грешную и мою семью: Вячеслава, Аппллинарию, Михаила! Раба Божия Анна. Анна 26 января 2020, 15:15 Моли Бога о нас, Святой Блаженный Василий Чудотворец! Господи, помилуй меня грешную!Раба Божия Анна. Александра 22 декабря 2019, 22:50 Святой Василий моли Бога о мне, прошу прощения за все мои грехи вольные и не вольные. Антонио 12 ноября 2019, 22:35 Помоги мне с работой блаженный Василий чудотворец............... Аминь, аминь, аминь.............. М 15 августа 2019, 22:53 Святой Василий!моли Господа о нас грешных! фотинья 15 августа 2019, 13:26 Блаженный Василий, моли Бога об избавлении от блудной страсти грешного Олега! Сергий 5 мая 2019, 02:06 Святой Василий моли Бога об избавлении меня грешного от блудной страсти. Спасибо. Елена 3 февраля 2019, 18:48 Святой Василий Блаженний помолись к Богу о благополучии и здравии Елени. Помогите мне в личних делах. Геннадий 30 октября 2018, 19:33 Василий Блаженный моли господа во спасение целостности предприятия его коллектива рабочих ислужащих.дай им спокойно работать на благо.

http://pravoslavie.ru/55466.html

Например, кто, не рискуя своей жизнью, мог говорить Грозному неприятную для него правду? Много ли находилось таких смельчаков, а вследствии этого голос правды часто ли достигал до ушей царя? А блаженный, прикрываясь своим юродством, безбоязненно и резко высказывал Грозному горькую правду. – Посещая неприличные места, напр. полные пьяным людом корчемницы, блаженный всегда мог подвергнуться оскорблениям, но тем не мение он посещал их опять – таки ради блага ближних: входя здесь в общение с людьми, нравственно погибавшими, блаженный своими увещаниями часто исправлял их и наставлял на путь истинный. Зная, что люди обращают внимание на внешнее и чем оно страннее, тем больше привлекает к себе внимание, блаженный, желая преподать народу наставлене, совершал какой-нибудь странный поступок, приводивший всех в недоумение и когда от него спрашивали обяснения, блаженный раскрывал внйтренний глубокий смысл этого поступка. Конечно, через это наставление блаженного сильнее запечатывалось в памяти и живее там сохранялось. Даже, проявляя в резкой, как бы чересчур наглядной, форме, напр., – совершенной наготе – свое презрение к заботам о теле блаженный тут руководился желанием добра для людей. Видя в своих современниках черезмерное тяготение к земному, св. Василий хотел обратить их взоры к небесному и, зная, что тут всего сильнее действует живой пример, всю свою жизнь и деятельность располагал так, чтобы самым наглядным образом доказать, что для всякого, кто только захочет, всегда возможно, не увлекаясь ничем земным, «пользоваться миром; как бы не пользуясь» (1Кор.7:31), находясь в мире, быть превыше его. – На пользу ближних старался св. Василий употреблять и данный ему от Бога пророческий дар предведения будущего. Так, в 1547 г. при царе Иоанне Васильевиче Грозном, июня 20, блаженный Василий пришел в Воздвиженский монастырь (ныне церковь Воздвижения на Воздвиженке) в Москве и стал здесь горько плакать. Такое необычайное поведение блаженного предупреждало Москвичей, что им грозит какая-то беда, и следующий день столица поняла, о чем так сильно плакал блаженный: 21-го июня зогорелась в вышеупомянутом Воздвиженском монастыре деревянная церковь ; огонь, усиливаемый бурей, распространился на соседние здания.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1521 году, когда татарское войско Мехмет Гирея угрожало Москве, святой Василий, проливая обильные слезы, молился за родину перед вратами Успенского собора в Кремле. Внезапно в церкви раздался ужасный шум, вспыхнуло пламя, и голос от Владимирской иконы Божией Матери возвестил, что Она оставляет Москву из-за грехов ее жителей. Святой усилил молитвы – и страшное явление исчезло. Мехмет Гирей, уже предавший огню городские предместья, был отброшен от города подоспевшим войском и бежал за пределы Руси. Царь Иван IV Грозный любил блаженного Василия и относился к нему с большим почтением, так же как и святой митрополит Макарий. Однажды святой, приглашенный во дворец на царский пир, трижды вылил вино за окно. Когда царь с раздражением спросил его, что он делает, тот ответил, что гасит пожар в Новгороде. Немного погодя гонцы принесли известие о большом пожаре, действительно случившемся в Новгороде. Пожар, однако, не разгорелся, потому что некий человек странного вида ходил нагим по улицам и кропил горящие дома. Увидев Василия, гонцы узнали в нем человека Божия, погасившего пламя. В другой раз, в 1547 году, святой стал горько плакать перед храмом Воздвиженского монастыря, в том месте, где спустя некоторое время начался большой пожар, опустошивший Москву. Вскоре после этого бедствия, когда царь присутствовал на Божественной литургии, блаженный, стоя в углу, внимательно смотрел на него. После литургии он сказал царю: «Ты был не в храме, а в другом месте». Царь стал протестовать, но Василий повторил: «Ты говоришь неправду. Я видел, как в мыслях ты ходил на Воробьевы горы, чтобы построить там себе новый дворец». С того момента царь стал опасаться святого и еще больше уважать. Но это уважение не мешало ему проявлять жестокость, ставшую притчей во языцех. Святой Василий явился также людям на корабле, терпящем бедствие, и спас их от гибели. Он совершил еще множество чудес за 62 года своего подвига юродства. В 88 лет святой заболел. Узнав об этом, царь вместе с семьей сразу же поспешил к нему, чтобы испросить его молитв. На смертном одре Василий изрек пророчества о будущем царства, затем его лицо осветилось, потому что он увидел сонм ангелов, явившихся принять его душу. Придя в восхищение, он почил в радости 2 августа 1557 года.

http://pravoslavie.ru/55466.html

Блаженный Василий не имел определенного пристанища, лишь изредка пользовался приютами у боярской вдовы Стефаниды Юрловой на Кулижках. Ночь он проводил обычно на церковной паперти, оплакивая людские грехи, а дни – в подвигах юродства, обличая неправду, укоряя за пороки, стараясь направить всех на путь истины и добра. Проникнутый истинной любовью к людям, он внушал ее и другим и исправлял тех, которые рассчитывали оправдать себя пред Богом одними внешними делами христианского благочестия. Предание донесло до нас рассказ о купце, который непочтительно относился к своей матери. Купец задумал построить на Покровке (в Москве) каменную церковь . Постройка началась, но, когда дело дошло до сводов, церковь рухнула. Стали строить снова, то же повторилось во второй и в третий раз. Когда купец спросил Блаженного Василия, что ему делать и почему его преследует неудача, тот ответил: «Поезжай в Киев, найди там убогого Иоанна, он тебе даст совет, как достроить церковь ». Приехав в Киев, купец разыскал убогого Иоанна, который сидел в бедной хате, плел лапти и качал пустую люльку. Купец спрашивает: «Кого же ты качаешь?» – «Родимую матушку, плачу неоплатный долг ей за рождение и воспитание». Купца поразили его слова, он вспомнил свою мать, которую выгнал из дому, и стало ему ясно, почему он не может никак достроить церковь. Когда купец вернулся в Москву, то возвратил свою мать домой, испросил у нее прощения и достроил церковь. Проповедуя милосердие к ближнему, Блаженный поучал, что это милосердие не должно ограничиваться одним безучастным исполнением долга подачи милостыни встречному нищему, но побуждал помогать тем нуждающимся, которые по разным причинам стыдятся просить милостыни, а в помощи нуждаются более других 8 . В Житии рассказывается такой случай. Как-то царь, желая испытать Блаженного, польстится ли он на золото, умолил его одеться в ризы и принять от него золото, сам же послал слуг наблюдать за святым. Блаженный пошел из дворца к Лобному месту и отдал это золото купцу-иностранцу. Доложили об этом царю, тот удивился, что Блаженный раздал золото не нищим, а купцу, призвал Блаженного и спросил, куда он дел золото. «Христу отдал», – отвечал Блаженный Василий. – «Почему отдал не нищим, а купцу?» – вопросил снова царь. Тогда Блаженный пояснил, почему подаяние купцу он счел за подаяние самому Христу: «Царь, – сказал святой, – купец тот был очень богат, имел много кораблей, но они потонули, и купец остался безо всего, единая остася на нем светлая купеческая одежда... и се три дня гладом тает, ни что же имея вкусити, а выпросите стыдится светлых ради своих риз, их же на себе носит, а нищие гладом не живут и просить не стыдятся и они всегда нуждную пищу себе стяжевают» 9 .

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pro...

Геннадий Костромской Любимоградский с монастырем 88, 89 Глеб, князь 59, 90 Гурий и Варсонофий Казанские 92, 93 Давид Ярославский 94 (предположительно), 95 Димитрий Прилуцкий 96–98 Димитрий царевич 101, 103 Димитрий царевич и Роман Угличский 102 Дионисий Радонежский 104 Евфросин Псковский 105 Евфросин Псковский, Василий Великий , Григорий Богослов и Иоанн Златоуст 107 Евфросин Псковский, Иона архиепископ Новгородский 106 Евфросиния Суздальская 108 Ефрем и Аркадий Новоторжские с монастырем 109, 110 Зосима Соловецкий 111, 129 Зосима и Савватий Соловецкие 112–115 Зосима и Савватий Соловецкие с монастырем 116–126 Иаков брат Господень и Иаков Боровичский 132 Иаков Железноборовский 131 (предположительно) Иоанн Большой колпак 134–136 Иоанн Власатый Ростовский (предположительно) 141 Иоанн и Лонгин Яренгские 139 Иоанн Предтеча, Иоанн Милостивый и Иоанн (Илия) Новгородский 137 Иоасаф Каменский 140 Иона митрополит Московский 142 Иона и Филипп митрополиты Московские 143 Иосиф Волоцкий 144 Иосиф Волоцкий , Павел Комельский 138 Кирилл Белозерский 145, 147 Кирилл Белозерский и Кирилл Новоезерский 146 Леонтий Ростовский 149–151 Макарий Желтоводский 153   Макарий Желтоводский, Сергей Радонежский, Кирилл Белозерский 156 Макарий Желтоводский с монастырем 154, 155 Макарий Калязинский 157, 158 Макарий Оредежский (предположительно) 159 Максим Блаженный Московский 163 (предположительно ), 165 Максим Грек 160–162 Максим и Василий блаженные московские 164 Михаил Черниговский 166, 167 Моисей Угрин (или Ипатий Печерский ?) 168 Московские святители и чудотворцы 170–178 Московские святые 169 Московские юродивые 179 Никита Новгородский 180 Никита Переяславский 182–184 Никодим Кожеезерский и Пахомий Кенский 185 Никодим Кожеезерский Хозьюгский 133 Николай Кочанов 99 Никон и Сергий Радонежские 187, 188 Никон Радонежский 186 Нил Сорский 189 Нил Столобенский с монастырем 190–196 Новгородские святители Евфимий, Нифонт и Иона (предположительно) 197 Новгородские чудотворцы 198 Обретение тела князя Глеба 91

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/svjatye-...

В 1425 году скончался московский князь Василий Дмитриевич, почитавший преподобного за его помощь при рождении сына, на престол вступил его сын Василий Васильевич. С этого времени началась распря между московскими и галичскими князьями за овладение великокняжеским престолом. Поскольку дорога из Москвы в Галич пролегала через Борок, обитель преподобного Иакова оказалась в гуще событий этой усобицы. Когда в 1433 году Юрий Шемяка занял Москву, князь Василий Васильевич удалился в Кострому и отсюда «нередко посещал Железноборовскую обитель», где в одно из посещений оставил свою кольчугу. Как повествуют летописи, преподобный сотворил при жизни еще множество чудес. Приобщившись Святых Таин и преподав братии благословение, святой предал свою душу Богу 11 апреля 1442 года. Тело его было погребено в основанной им обители. На гробницу преподобного положили его каменный крест и вериги — свидетельство молитвенных подвигов . Обретение мощей преподобного Иакова совершилось 5 мая 1613 года. Профессор Голубинский Е. Е., ссылаясь на протоиерея П. Островского, отмечает, что «прославление Иакова чудесами, после чего ему могло быть установлено празднование, относят к 1613 году» . Точная дата канонизации преподобного Иакова неизвестна. Предположительно это событие состоялось не позднее ранее 1628 года , поскольку «в этом году в одной из церквей города Костромы уже существовал придел, посвященный его имени» . Есть основания предполагать, что прославление произошло вскоре после преставления святого. Сохранившиеся грамоты царей и великих князей, подтвержденные в 1614 и 1623 годах Михаилом Федоровичем, надписывались на имя игуменов «Железноборовского монастыря Иоанна Предтечи и “преподобного чудотворца Иакова”» . Говоря о наследии прп. Иакова, необходимо упомянуть его ближайшего ученика – преподобного Иакова Брылеевского и основанную им Брылееву пустынь, находившуюся в 4 верстах к юго-востоку от монастыря, при большой Костромской дороге. Известно, что она основана в XV столетии прп. Иаковом Брылеевым, почивающим здесь, «учеником преп. Иакова Железноборовскаго » - на месте, куда преподобный временами удалялся из обители для безмолвия. «Здесь указывают могилу блаженного Иакова Брылеева, икона котораго сохранилась до наших дней », - пишет один из основных исследователей истории обители Воскресенский.

http://bogoslov.ru/article/1559953

Празднуется 4/17 дек. Вареники Малороссийское блюдо, маленькие пирожки из тонко раскатанного теста с начинкой из творога, вишен, абрикосов, варенные в воде. Варенуха Малороссийский хмельной напиток, отвар водки и меда на ягодах с пряностями. Варнава (День Варнавы) Народное название дня прп. Варнавы Ветлужского (1455), 11/24 июня. По народным поверьям, в этот день вся нечистая сила собирается вместе: черти, ведьмы, вурдалаки, бесы, лихоманки, лешие и пр. нечисть. Собираются и род человеческий делят на свои угодья – где, кому и как безобразничать. Кто травы укатывает, кто яровые путает, кто коровам хвосты крутит, кто конскую гриву спутывает, кто на людей с трясучкой наваливается, кто по лесам-болотам кружит-водит. Особенно любит нечисть в траве кататься, потому траву в этот день рвать не полагалось, не то нечистая сила с травой в хлев или дом заберется. В народе считали, что св. Варнава прогоняет нечисть, излечивает людей и животных, снимает злые чары. Нечистая сила Варнаву боится. Ходили предания о том, что еще в старые времена святой прославился тем, что очистил от всякой нечисти Ветлужские леса, куда раньше никто из православных ходить не мог. Варнава показал всем дороги, осенил все места крестным знамением, и бесы с ужасом бежали от него. Варфоломей см.: Тит грибник. Василенко Виктор Иванович (1839 – после 1901), малороссийский этнограф и статистик. Родился в Полтавской губ. Работал в Полтавском земстве. Как этнограф занимался изучением народных промыслов и хозяйственных обычаев Полтавщины. Соч.: «Юридические обычаи в земледельчестве в Малороссии» (Юридический Вестник. 1881. 9), «Очерки хозяйства сельских сословий» (Полтавский статистический сборник, т. II-III), «Кустарные промыслы сельских сословий Полтавской губернии», «Про спилки хлиборобськи» (Альманах «Рада», 1883), «Местечко Опошня, Зеньковского уезда» (1889), «Очерки Полтавщины» (Северный Вестник, 1885–87), «Остатки братств и цехов в Полтавщине» (Киевская Старина. 1885. 9). Василий блаженный (ок. 1464 – 2.08.1557?), Христа ради юродивый, Московский чудотворец. Родился в крестьянской семье в подмосковном с. Елохово. Мальчиком был отдан обучаться сапожному мастерству. Уже в это время он вел подвижническую жизнь, занимался умной молитвой и успел стяжать благодатные духовные дары. Когда ему было 16 лет, пришел раз в мастерскую посадский человек и заказал сапоги, которых ему хватило бы на несколько лет. Василий улыбнулся. Когда заказчик ушел, хозяин спросил Василия о причине улыбки. «Если я тебе скажу, – ответил тот, – то больше я у тебя не смогу остаться!» Хозяин стал настаивать. Тогда Василий сказал: «Мне странным показалось, что посадский заказывает себе сапоги на несколько лет, тогда как он умрет завтра!» Слова юноши сбылись, но после этого он не захотел оставаться ни у мастера, ни в родительском доме. Он принял на себя подвиг юродства.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Священномученик Стефан, папа Римский, жил в III веке и был современником св. Киприана Карфагенского . В это время был спор Римской Церкви с Африканской относительно кающихся еретиков. На соборах африканских положено было принимать их в Церковь чрез перекрещивание; а Римская Церковь принимала только чрез возложение рук с покаянием. Впоследствии на соборах положено было, что еретиков, которые не крещены во имя Св. Троицы чрез троекратное погружение, перекрещивать, а прочих принимать или чрез миропомазание или чрез одно покаяние и отречение от ересей. Св. Стефан боролся с ересью Новата, который учил, что совсем не должно принимать еретиков. Он крестил трибуна Немезия, исцелив дочь его Люциллу. Немезия и Люциллу за веру усекли мечом. Симфроний, экономь их, во время мучений от трибуна Олимпия, одним своим словом растопив золотого идола, обратил ко Христу трибуна с женой Екзуперией и сыном Теодолом. Их всех троих сожгли. В это же время обезглавлены были 9 клириков св. Стефана. Наконец, император Валериан потребовал к себе и самого Стефана и приказал обезглавить. Это было в 257 г. Мощи св. священномученика почивают в Риме, в церкви св. папы Сильвестра. Преставление св. Блаженного Василия, московсного чудотворца. Родился он в 1464 г. в подгородном московском селении Елохове (ныне место в самой Москве) от бедных, но благочестивых крестьян, по их молитве. Пример благочестивых родителей научил его благочестию. Будучи сам честным тружеником, сапожным мастером, отец отдал Василия в ученье подобному же мастеру в ближайшем посаде Москвы. Благочестивый Василий соединял труд с молитвой, постом и богомыслием, так что скоро удостоился дара прозорливости. Один из заказчиков его хозяина просил сделать сапоги попрочнее, но Василий, предвидя, что он на завтра же умрет, улыбнулся. Хозяин вынудил Василия сказать причину улыбки, но с того временя Василий принял на себя подвиг юродства (о юродивых читать под 3-м и 8-м июля). Оставил хозяина и родительский дом и наложил на себя тяжелые вериги. Ему было в это время только 16 лет.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

Скончался Василий Арсланович в 1679 году в Моск­ве и погребен в Московском Златоустовском мужском монастыре. У Марии Никифоровны и царевича Василия Арслановича было 8 детей: Михаил, Василий, Иаков, Никифор, Иван, Симеон, Евдокия и Домна. Родители были истинными христианами, отличались благочестием и добрыми делами, в духе христианской религии воспитывали и детей своих. Их заботы о христианском воспитании детей при­несли добрые плоды, но особенно сильно и глубоко восприял основы христианства, истину Евангелия, их тре­тий сын – Царевич Иаков. Своей христианской жиз­нью, своими добродетелями он выделялся среди своих братьев и невольно обращал на себя внимание всех окружающих. Рано научившись грамоте, Царевич Иаков с увлече­нием отдался чтению книг Священного Писания. Это увлечение Царевича Иакова осталось до конца его жиз­ни и наложило особенную печать на его личность и на всю его жизнь. Его братья – особенно Михаил, Василий и Иван, со­ответственно своему положению, как царевичи, зани­мались военными и общественными делами, уделяли много внимания управлению своими многочисленны­ми вотчинами и имениями. Они даже жили большею частью в Москве при дворе Государя. Касимовская Казанская иконаЦаревич Иаков же сторонился придворной жизни, стараясь вести молитвенный и подвижнический образ жизни, особенно после чудесного его исцеления от Чудотворной иконы Казанской Божией Матери. Будучи еще юношей он заболел горячкою, помощи от врачей не было, Царевич был накануне смер­ти. Не надеясь более на помощь земную, он прибег с горячей молитвой к Царице Небесной, был отслужен молебен перед Ее Чудотворным образом Казанской Божией Матери – моление старицы Устиньи. После мо­лебна Царевич быстро поправился. Он горячо благодарил Ца­рицу Небесную за дарован­ную ему милость и в благодар­ность за исцеление пожертво­вал в 8Казанский монастырь два богатых священнических облачения, тканые серебром по красному рытому бархату. Облачения эти от времени об­ветшали, и из них впослед­ствии были сделаны две цер­ковных пелены.

http://pravicon.com/info-3991

Только в храме совершается главное Таинство Церкви — Таинство Евхаристии, Божественная литургия. И то духовное тепло, которое исходит от нее, отогревает человеческие души, исцеляет от нечувствия, оживляет, а вместе с душами оживляет и молитву, помогает ей, обычно стелющейся по земле, возноситься горе. Невидимые враги Впрочем, все сказанное не должно приводить к мысли о том, что в отличие от молитвы домашней молитва церковная вовсе не является трудом (или что необходима лишь она). Нет, молитва домашняя и молитва церковная — это как бы два крыла, и нельзя обойтись лишь одним). Да в это бы никто и не поверил — ведь реальность учит нас иному. Она тоже труд и подвиг — но более удобоподъемлемый. Надо просто знать, что делает ее трудом и что этот труд облегчает. Трудно потому же, почему трудно молиться вообще — ум, так легко прилепляющийся к вещественным предметам и явлениям этого мира, никак не может отстать от них и тогда, когда телом мы стоим в храме. Некогда, как свидетельствует житие, блаженный Василий, Христа ради юродивый, московский чудотворец, обличая Иоанна Грозного, указал ему на то, что в определенный день в храме молились двое — сам Василий и супруга царя. В ответ на недоуменный вопрос государя — как же так де, ведь и он на службе был, святой ответил: «А ты в это время место для дворца на Воробьевых горах осматривал» — имея в виду то, чем были заняты ум и сердце Грозного. Поэтому крайне важное правило — войдя в храм, постараться мысленно отсечь все, что осталось за его порогом, сказав себе: «всему свое время, а время службы принадлежит не делам и не этому миру, но Богу и моей душе». Трудно и по другой причине. Ее указывает преподобный Иоанн Лествичник в слове о псалмопении (или службе) в соборе братии: «Начнем наблюдать и найдем, что когда, по гласу духовной трубы (колокола), видимо собираются братия, невидимо стекаются душевные враги (выделение наше.— Иг. Н. ). Они приступают к постели, когда мы встали, и подущают нас снова лечь на нее, говоря: «Подожди, пока кончатся начальные песни, и тогда пойдешь в церковь».

http://pravoslavie.ru/37287.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010