Мученик Юрий (Юрий Петрович Новицкий) родился в 1882 в г. Умани Киевской губернии. Окончил 1-ю гимназию и Киевский университет. С 1914 года — доцент, затем — профессор кафедры уголовного права Петроградского университета. Был председателем правления «Общества объединенных петроградских православных приходов». Мученик Иоанн (Иван Михайлович Ковшаров) был родом из Одессы, юрист по образованию, бывший присяжный поверенный. Был юрисконсультом лавры в Петрограде. Память священномучеников митрополита Вениамина, архимандрита Сергия, мучеников Юрия и Иоанна празднуется 31 июля/13 августа и в день Собора новомучеников и исповедников Российских. Август 2 Василий, блаженный Каменский Блаженный Василий Каменский жил в XV веке, был иноком Спасо-Каменного монастыря, находившегося на острове Кубенского озера (недалеко от Вологды). При раке его мощей, устроенной впоследствии в церкви в честь святого Василия Блаженного, Московского находились икона святого Василия Каменского во весь рост, тяжелые железные вериги и шапка из железных полос. В 1774 году, когда во время пожара сгорело все, что могло гореть, бывшая тогда над мощами угодника еще деревянная рака и образ на ней остались неприкосновенными, хотя вся гробовая палатка его наполнена была дымом и пламенем. Память блаженного Василия совершается 2/15 августа, в день его тезоименитства. Василий, блаженный, Христа ради юродивый, Московский чудотворец Премудрость смиреннаго, — говорит Иисус, сын Сирахов, — вознесет главу его и посреде вельмож посадит его. Премудрость его поведят языцы, и хвалу его исповесть церковь (Сир. 11, 1; 39, 13) Черты сии премудрого ясно раскрываются в жизни смиренного раба Божия Василия Блаженного, Московского чудотворца; его богомудрое юродство вознесло главу его и посадило его с князьями людей своих; многие восхвалили разум его, и имя его в память вечную будет; хвалу его от лет древних поведает Святая Церковь, ублажая его как единого от людей Божиих. Блаженный Василий родился в декабре 1468 года, по преданию, на паперти подмосковного Елоховского храма в честь Владимирской иконы Пресвятой Богородицы. Родители его Иаков и Анна были из простых, и когда отрок вырос, его отдали в обучение сапожному ремеслу. Во время учения блаженного его мастеру пришлось быть свидетелем одного удивительного случая, когда он понял, что ученик его необыкновенный человек. Один купец привез на баржах в Москву хлеб и зашел в мастерскую заказать сапоги, прося сделать их такими, чтобы не сносить их за год. Блаженный Василий прослезился: «Сошьем тебе такие, что и не износишь их». На недоуменный вопрос мастера ученик объяснил, что заказчик даже не обует новые сапоги, так как вскоре умрет. Через несколько дней пророчество сбылось.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Святой Блаженный Василий, Московский чудотворец Святой Блаженный Василий, Московский чудотворец, родился в декабре 1468 года на паперти подмосковного Елоховского храма в честь Владимирской иконы Пресвятой Богородицы. Родители его были из простых и отдали сына в учение сапожному ремеслу. Во время учения Блаженного его мастеру пришлось быть свидетелем одного удивительного случая, когда он понял, что ученик его - не обыкновенный человек. Один купец привез на баржах в Москву хлеб и зашел в мастерскую заказать сапоги, прося сделать их такими, чтобы не сносил их за год. Блаженный Василий прослезился: " Сошьем тебе такие, что и не износишь их " . На недоуменный вопрос мастера ученик объяснил, что заказчик не обует сапоги, вскоре умрет. Через несколько дней пророчество сбылось. В 16 лет святой пришел в Москву и начал тернистый подвиг юродства. В палящий летний зной и трескучий лютый мороз ходил он нагой и босой по улицам Москвы. Странны были его поступки: то опрокинет лоток с калачами, то прольет кувшин с квасом. Рассерженные торговцы били Блаженного, но он с радостью принимал побои и благодарил за них Бога. А потом обнаруживалось, что калачи были плохо испечены, квас приготовлен негодным. Почитание Блаженного Василия быстро росло: в нем признали юродивого, человека Божия, обличителя неправды. Один купец задумал построить на Покровке в Москве каменную церковь, но трижды своды ее обрушивались. Купец обратился за советом к Блаженному, а он направил его в Киев: " Найди там убогого Иоанна, он даст тебе совет, как достроить церковь " . Приехав в Киев, купец разыскал Иоанна, который сидел в бедной хате и качал пустую люльку. " Кого ты качаешь? " - спросил купец. " Родимую матушку, плачу неоплатный долг за рождение и воспитание " . Тогда только вспомнил купец свою мать, которую выгнал из дома, и ему стало ясно, почему он никак не может достроить церковь. Вернувшись в Москву, он возвратил мать домой, испросил у нее прощение и достроил церковь. Проповедуя милосердие, Блаженный помогал прежде всего тем, кто стыдился просить милостыню, а между тем нуждался в помощи более других. Был случай, что он отдал богатые царские подарки купцу-иностранцу, который остался безо всего и, хотя три дня уже ничего не ел, не мог обратиться за помощью, так как носил хорошую одежду.

http://patriarchia.ru/db/text/908069.htm...

И сегодня Православная Церковь чтит Блаженного Василия, непобедимого страдальца, покорившего плоть духу, очистившегося от грехов и тлена мира сего, провидца, принимавшего на свои плечи грехи и беды немощных людей и обличавшего людей гордых и властных. По отшествии в мир иной святой продолжает приносить людям счастье и радость исцеления, оказывает скорую помощь и заступничество. 1 Дата определяется исходя из указания большинства источников «лет живота блаженнаго в 88». Поскольку год кончины 7065 не вызывает сомнения, то и получаем 7065–88=6977 (1468 г.). 3 Протоиерей И. И. Кузнецов. Святые блаженные Василий и Иоанн, Христа ради Московские чудотворцы//Записки Московского археологического института. М., 1910. Т. VIII. С. 332. Во второй половине XV в. Елохово было пригородным подмосковным селением с церковью в честь Владимирской иконы Божией Матери, которая до нашего времени не сохранилась. 5 Протоиерей И. И. Кузнецов. Святые блаженные Василий и Иоанн, Христа ради Московские чудотворцы... С. 79. 8 Панченко А. М. Древнерусское юродство//Лихачев Д. С., Панченко А. М. «Смеховой мир» Древней Руси. М.;Л., 1976. С. 101. 9 Протоиерей И. И. Кузнецов. Святые блаженные Василий и Иоанн, Христа ради Московские чудотворцы... С. 351. 10 Протоиерей И. И. Кузнецов. Святые блаженные Василий и Иоанн, Христа ради Московские чудотворцы... С. 352 12 Указание некоторых источников на 1552 (7060) год, как год кончины Блаженного, нельзя принять, поскольку он не согласуется с фактами погребения Блаженного. Укажем на главные из них: во-первых, царь Иоанн Грозный, который, как указывают все источники, присутствовал при погребении и нес гроб Блаженного, не мог это сделать 2 августа 1552 г., поскольку за месяц до этого выступил из Москвы в Казанский поход и был 2 августа под Алатырем (недалеко от Казани), во-вторых, посещение Блаженного Василия царем Иоанном Грозным с царицей Анастасией и с сыновьями Иоанном и Федором перед кончиной не могло состояться в 1552 г., поскольку царевич Иоанн родился в 1554 г., а царевич Феодор – в 1557 г. Традиция считать 1552 г. годом кончины Блаженного Василия восходит, видимо, к печатным Святцам 1646 г. Известный нам старейший список Жития Блаженного Василия, находящийся в августовской Минее Четье 1600 г. Чудовского собрания Синодальной библиотеки (ГИМ, Син. 317), приводит 1557 год, как год кончины Блаженного (Ср.: Протоиерей И. И. Кузнецов. Святые блаженные Василий и Иоанн, Христа ради Московские чудотворцы... С. 359–362).

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pro...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Праведный Василий Блаженный, Христа ради юродивый, Московский чудотворец (+ 1552) Монахиня Таисия. Русские Святые (Содержание) Память его празднуется 2 авг. в день преставления и прославления Св. Василий Блаженный родился в крестьянской семье около 1464 г., в подмосковном селе Елохове (ныне Елоховская ул.), около церкви Св. великомученика Никиты (+ ок. 372). Родителей его звали Иаков и Анна. Когда мальчик подрос, его отдали учиться сапожному мастерству. Уже в это время он вел подвижническую жизнь, занимался умной молитвой и успел стяжать благодатные духовные дары. Когда ему было 16 лет, пришел раз в мастерскую посадский человек и заказал сапоги, которых ему хватило бы на несколько лет. Василий улыбнулся. Когда заказчик ушел, хозяин спросил Василия о причине улыбки. «Если я тебе скажу, — ответил тот, — то больше я у тебя не смогу остаться!» Хозяин стал настаивать. Тогда Василий сказал: «Мне странным показалось, что посадский заказывает себе сапоги на несколько лет, тогда как он умрет завтра!» Слова юноши сбылись, но после этого он не захотел оставаться ни у мастера, ни в родительском доме. Он принял на себя подвиг юродства. Жилища у него не было: он стал жить на улицах и площадях московских, среди шума и крика толпы, стараясь быть ближе к обездоленным, нищим и калекам. Зимой и летом ходил нагим и притворялся лишенным дара речи. «Если зима люта, то сладок рай», — говорил он. Подвиг этот продолжался 72 года, до самой его смерти. Часто он удалялся в башню в Китай-городе, у Варварских ворот. Впоследствии место это прозвали в память его Васильевым лужком. Там была исправительная тюрьма для пьяниц, и Василий посещал ее, чтобы повлиять на них и тем спасти. Часто, проходя мимо домов благочестивых людей, блаженный бросал в углы их камни, а углы домов, где бесчинствовали, целовал. Объяснял он это тем, что в домах, полных святыни, нет места бесам — они стоят вне таких домов, и он видит их и отгоняет. А в дома, где бесчиние, не входят ангелы, но скорбят, стоя вне их, и он приветствует ангелов, а вовсе не целует углы, как думают люди.

http://sedmitza.ru/lib/text/437534/

«Оздоровев от болезни», он стал первым русским юродивым... Блаженный Прокопий, Устюжский чудотворец († 1303. 8 июля), богатый иностранный купец, торговавший в Новгороде. «Роздал еси богатство требующим» – читается в каноне святому. Великий провидец, святой Прокопий спас молитвой устюжан от падения на них с неба камней, носил в левой руке три кочерги и положением их предсказывал урожаи и недороды; спасал плавающих, молясь за них на камне на берегу Сухоны... Блаженный Николай Кочанов, Новгородский чудотворец († 1392. 27 июля), происходивший из почитаемой, состоятельной семьи, отказался от богатств, более всего любил пребывание в храме, молитву о заблудших, из коих многих «обрати ко Господу», мирил буйных новгородцев, завещал погребсти себя на самом конце кладбища, притом на дороге, чтобы как можно более ног попирало его прах... Современник его, блаженный Феодор, Новгородский чудотворец († 1392. 19 января), тоже миривший сограждан, молитвами своими оградивший от напастей земную родину свою... Блаженный Максим, Московский чудотворец († 1434. 11 ноября), отличавшийся особым терпением: «Оттерпимся, и мы люди будем; исподволь и сырые дрова загораются; за терпение дает Бог спасение», – говорил святой. Укреплял он дух народный во времена татарского ига, засух, голода, моровой язвы... Преподобный Михаил Клопский, Новгородский чудотворец († 1454. 11 января), княжеского рода, провидевший будущее, обличавший недостатки и людей сильных... Блаженный Исидор Твердислов, Ростовский чудотворец († 1474. 14 мая), славянин, бежавший из Пруссии от преследований, живший на топком месте среди города – «на месте сусе во граде, среди болотца некоего», отдыхавший на грудах сора и гноищах, горячо молившийся за обидчиков, совершавший при жизни чудеса, минута кончины коего ознаменовалась необыкновенным благоуханием, разлившимся по всему городу... Блаженный Лаврентий, Калужский чудотворец († 1515. 10 августа), из рода бояр Хитровых, чудесно помогавший удельному князю Симеону Иоанновичу... Святой блаженный Василий, Московский чудотворец († 1552.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Как не без иронии отмечает Г. П. Федотов «нередко православные немцы обнаруживают максимум русскости: и в славянофильстве, и в религиозной ревности» 125 . В XVI веке мы находим в Москве «святых юродивых» Василия Блаженного и Иоанна Большой Колпак. Образ Василия «сохранился в народной московской легенде. Она полна исторических небылиц, хронологических несообразностей, местами прямых заимствований из греческого жития Св. Симеона. Но это единственный источник для знакомства с русским народным идеалом «блаженного». Не знаем только, в какой мере он соответствует московскому святому XVI века. «По народной легенде, Василий был в детстве отдан к сапожнику и тогда уже проявил свою прозорливость, посмеявшись и прослезившись над купцом, заказавшим себе сапоги: купца ожидала скорая смерть. Бросив сапожника, Василий начал вести бродячую жизнь, ходя нагим по Москве, ночуя у одной боярской вдовы. Как сирийский юродивый Симеон, он уничтожает товары на рынке, наказывая недобросовестных торговцев. Все его парадоксальные поступки имеют скрытый мудрый смысл. Василий швыряет камни в дома добродетельных людей и целует стены домов, где творились «кощуны»: у первых снаружи виснут изгнанные бесы, у вторых плачут ангелы. Данное царем золото он отдает не нищим, а купцу в чистой одежде, потому что купец потерял все свое состояние и, голодая, не решается просить милостыню. Самое страшное – он разбивает камнем чудотворный образ Божией Матери у Варварских ворот, на доске которого под святым изображением был нарисован черт. Дьявола он всегда умеет раскрыть во всяком образе и всюду его преследует. Не раз блаженный представляется обличителем Грозного царя. Так он укоряет царя за то, что, стоя в церкви, мыслями был на Воробьевых горах, где строились царские палаты. Скончавшийся в 50-х годах XVI века св. Василий не был свидетелем опричного террора Грозного. Но легенда заставляет его перенестись в Новгород во время казней и погрома города Оказавшись под мостом у Волхова в какой-то пещерке, Василий зазывает к себе Иоанна и угощает его сырой кровью и мясом. В ответ на отказы царя, он обнимает его одной рукою, другой показывает в небесах возносящиеся души невинных мучеников. Царь в ужасе машет платком, приказывая остановить казни, и страшные яства превращаются в вино и сладкий арбуз. О почитании Св. Василия, канонизированного в 1588 г., говорит посвящение ему храмов еще в XVI столетии и самое переименование народом Покровского собора, в котором он был погребен, в собор Василия Блаженного.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Без пристроенных крылец храм Василия Блаженного казался стремящимся вверх. Мастера использовали все возможные на тот момент архитектурные украшения. Все купола собора похожи, но выполнены по-разному. Тем не менее здание выглядит очень гармонично. В этом одна из уникальных особенностей собора. Идея частных отличий при общем подобии главенствует и во внутреннем оформлении собора. В архитектуре собора очень много сакральных символов: круг — символ вечности, треугольник — символ триединства Бога, квадрат напоминает о равенстве, справедливости, а точка — начало жизни. В архитектуре собора заключен огромный духовный смысл. Толщина стен основания храма Василия Блаженного достигает трех метров. Именно такая толщина позволяет надежно держать целых девять зданий. Если посмотреть на основание церкви, видно, что 8 маленьких храмов образуют собой восьмиконечную звезду — символ Богородицы. В ансамбле малых церквей есть церкви побольше. Они строго ориентированы на стороны света и образуют симметрию. Главный храм, с огромным куполом и шатром, являет собой Покров Богородицы, Ее заступничество. Первые изменения собора Покрова Богородицы, что на Рву произошли почти сразу после постройки и были связаны с именем известного Московского святого — Василия Блаженного. До появления на этом месте каменного собора стояла деревянная Троицкая Церковь, куда святой Василий часто приходил молиться. В 1558 году к Покровскому собору пристроили нижнюю церковь над захоронением московского чудотворцаВасилия Блаженного. Чтобы пристроить этот храм, строители разобрали часть первоначального собора. В XVII веке к храму Василия Блаженного пристроили два нарядных крыльца со сдвоенными шатрами, возвели кровлю над внешней галереей. Храм Василия Блаженного — задумка Такой выбор зодчих связан с тем, что по задумке Храм Василия Блаженного должен был символизировать собой рай, град Господень. Идея принадлежала митрополиту Макарию, зодчие постарались воплотить ее в жизнь. Эпохи менялись, вместе с ними менялось представление людей о том, как должен выглядеть рай, поэтому и собор претерпевал изменения. Неизменной оставалась основная задумка: храм Василия Блаженного — прообраз рая небесного, расцветшего сада. В его оформлении виноградные листья, прекрасные цветы, растения, которые не растут на земле…

http://pravmir.ru/hram-vasilija-blazhenn...

Сначала он хотел перенести дело на ханский суд, но потом счел за лучшее признать племянника Великим князем. В 1431 году, воспользовавшись переменой обстоятельств, Юрий, однако, возбудил в Орде вопрос о своих правах на Великое княжение, но московский боярин Всеволжский ловко привлек хана на сторону Василия, и спор разрешился в пользу последнего. В 1433 году Юрию, при помощи некоторых недовольных московских бояр и военной силы, удалось овладеть Москвой и сесть на Великое княжение. Василию он отдал в удел Коломну. Но едва Василий прибыл в Коломну, к нему стали стекаться люди всех сословий. Юрий принужден был сам позвать Василия на Великое княжение и уехать обратно в Галич в сопровождении пяти человек. Юрий не оставил, однако, своих притязаний. В 1434 году он снова овладел Москвой и вскоре там скончался. Несмотря на то, что борьба велась Юрием во имя наследования престола по порядку старшинства, на Московский престол после его смерти сел его старший сын Василий Косой по праву первородства. Однако братья его не надеялись, что ему удастся удержаться в Москве, и сами послали к законному Великому князю Василию Васильевичу звать его на престол. Василий Косой бежал. Великий князь Василий занял свой престол и распределил уделы между князьями. Попытки Косого вновь коварством овладеть Москвой закончились неудачей и его ослеплением. В 1445 году Великий князь Василий Васильевич попал в плен к татарам и был отпущен за большой выкуп. Москва начала утверждать, будто Великий князь обещал отдать татарам все Московское княжество. Этим воспользовался второй сын Юрия Дмитрий Шемяка и овладел Москвой. Василий был схвачен и ослеплен. Через несколько времени Шемяка, уступая настояниям Местоблюстителя митрополии рязанского епископа Ионы, отдал ему «на епитрахиль» детей Великого князя, а самого Василия отпустил в Вологду, взяв с него «проклятые грамоты» (клятвенное обещание) не искать Великого княжения. Но как только Василий был освобожден, к нему стал стекаться народ. Игумен Кирилло-Белозерского монастыря Трифон взял на себя «проклятые грамоты», разрешив Василия от присяги.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Rouz/b...

Полная нагота - его устойчивый иконографический признак, выделяющий его среди др. юродивых, в тот период, согласно свидетельству житийных текстов, воспринималась как нагота «первозданного» Адама ( Кузнецов. 1910. С. 73). Традицию представлять В. Б. в молении продолжает икона XVIII-XIX вв. из местного ряда иконостаса Покровского придела собора Покрова на Рву. Развитием этого извода являются известные в XVIII-XIX вв., но, вероятно, появившиеся во 2-й пол. XVII в. изображения молящегося В. Б. на фоне Московского Кремля и Покровского собора, следующие широко распространенной в искусстве XVII-XIX вв. иконографии рус. чудотворцев как заступников за город и его жителей. Таковы иконы 1-й трети XVIII в. из иконостаса придела в честь В. Б. собора Покрова на Рву (ГИМ, музей «Покровский собор»), кон. XVIII в. «Василий и царевич Димитрий Угличский» (ГИМ), 30-х гг. XIX в. «Василий и Максим Блаженные» (ГМЗК) и др. В отличие от большинства ранних памятников на этих иконах, как и во мн. др. произведениях XVIII-XIX вв., В. Б. представлен в набедренной повязке. Св. Василий Блаженный в ряду избранных святых (верхний ряд, 2-й справа). Фрагмент иконы «Избранные святые» из с. Демьяны. Посл. четв. XVII в. (СПГИАХМЗ) Св. Василий Блаженный в ряду избранных святых (верхний ряд, 2-й справа). Фрагмент иконы «Избранные святые» из с. Демьяны. Посл. четв. XVII в. (СПГИАХМЗ) В рус. искусстве кон. XVI-XIX в. распространены парные изображения В. Б. с др. святым, напр. произведения кон. XVI-XVII в., в к-рых московский подвижник представлен вместе со свт. Василием Великим, своим небесным покровителем: пелена кон. XVI в. (ГРМ), створки складня из Покровского мон-ря в Суздале (ВСМЗ) и др. Очевидно, эта устойчивая композиция, аналогичная ряду изображений др. рус. святых вместе с их небесными покровителями, связана с ранним этапом почитания В. Б., когда в храме, где находились его мощи, праздновали и память свт. Василия Великого (1 янв.). Более редким вариантом является изображение В. Б. вместе с прав. Артемием Веркольским (икона 20-х гг. XVII в. (?), ГТГ), вероятно обусловленное особенностями почитания и иконографии прав. Артемия, чей облик и одежды близки традиц. атрибутам юродивых. На иконе кон. XVIII в. «Василий и царевич Димитрий Угличский» (ГИМ) святые, изображенные на фоне Московского Кремля, объединены как местные чудотворцы и заступники города. Возможно, что в основе этого памятника лежит включенное в одну из редакций жития святого предание о том, как В. Б. предсказал царице Анастасии рождение сына Димитрия и его мученическую смерть, что не соответствует реальным событиям XVI в. ( Кузнецов. 1910. С. 92).

http://pravenc.ru/text/150789.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВАСИЛИЙ БЛАЖЕННЫЙ (кон. 1468 или кон. 1462?, c. Елохово под Москвой? - 2.08.1557?, Москва), св. Христа ради юродивый (пам. 2 авг., в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых). Источники Наиболее ранним источником, сообщающим о В. Б., является «Книга степенная царского родословия» (1-я редакция создана ок. 1563). Сведения из нее были заимствованы в житие В. Б., известное в 3 разновидностях: полной, сокращенной и особого состава (последняя является компиляцией первых 2 редакций, дополненной описанием прижизненных чудес святого). Все 3 редакции жития с дополнениями о В. Б. изданы прот. И. И. Кузнецовым. Св. Василий Блаженный в молении к Богоматери с Младенцем. Икона. Кон. XVI в. (СИХМ) Св. Василий Блаженный в молении к Богоматери с Младенцем. Икона. Кон. XVI в. (СИХМ) Древнейший список полного жития сохранился в составе августовской Четьи Минеи (ГИМ. Чуд. 317. Л. 60-99, кон. XVI в.; озаглавлен «В той же день авг.- К. Е.] житие вкратце и слово похвальное святому и праведному Христа ради оуродивому, богоблаженному Василию, досточудному новому чудотворцу Московскому»). За житием следуют похвальное слово, чудеса (24) и 2 сказания - о видении, бывшем В. Б. в 1521 г. перед нашествием на Москву крымского хана Махмет-Гирея, и о предсказании святым пожара в Москве 21 июня 1547 г. (оба заимствованы из Степенной книги). Полное житие В. Б. было составлено по распоряжению св. Патриарха Иова , по-видимому, вскоре после канонизации В. Б., не ранее 1589 г. Пространный текст жития содержит краткое и неточное жизнеописание, выдержанное в стиле «плетения словес». Сокращенное житие известно в 3 списках, из к-рых самый ранний опубликован в Прологе (М., 1660). В этом варианте изменена хронология жизни святого, текст полного жития сокращен и отредактирован. Данная редакция возникла, по-видимому, ок. 1646 г., поскольку в Святцах (М., 1646) опубликованы текстуально сходные с ней отрывки.

http://pravenc.ru/text/150789.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010