Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОАНН (сер. XVI в. (?), Вологда - 3.07.1589, Москва), блж., Христа ради юродивый (пам. 3 июля, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых, в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых), Московский, Большой Колпак. Основным источником сведений об И. является его Житие, состоящее из 3 самостоятельных по времени появления частей: бедного событиями жизнеописания святого, подробного сказания о погребении и описания чудес (от 18 до 20 чудотворений, из них одно прижизненное). Прот. И. И. Кузнецов, исследовавший рукописную традицию Жития И., не без оснований предположил, что первоначально было составлено сказание о погребении И., позднее - жизнеописание. По гипотезе В. О. Ключевского , тексты о чудесах блаженного за 1589-1590 гг. входили в памятную книгу московского Покровского на Рву собора, «в которую записаны были вскоре по смерти Иоанна в 1589/90 г., по-видимому, тогдашним протопопом собора Димитрием» ( Ключевский. Древнерус. жития. С. 330). Возможно, прот. Димитрий был также автором сказания о погребении святого. Блаженные Василий и Иоанн Большой Колпак. XIX в. (XVII в. с поновлениями?) (ГИМ, музей «Покровский собор») Блаженные Василий и Иоанн Большой Колпак. XIX в. (XVII в. с поновлениями?) (ГИМ, музей «Покровский собор») Прот. Кузнецов выделял 4 группы списков Жития. К 1-й группе относится текст, включающий жизнеописание и сказание о погребении И. без рассказа о посмертных чудесах: ГИМ. Син. 850. Л. 289-292 об., 815-818 об., XVII в. В конце этой версии Жития есть помета: «Списано и сложено в самом царствующем граде Москве в лето 7155 (1647) году рукою многогрешнаго простаго монаха, а не ермонаха» ( Кузнецов. 1910. С. 417). Ключевский полагал, что Житие данного вида составлено на основе рассказов современников И. Ко 2-й группе относится список из той же рукописи ГИМ. Син. 850. Л. 928-933, к-рый содержит повествование о преставлении, погребении и о посмертных чудесах И. Списки 3-й группы - это краткий вид жизнеописания блаженного, в к-ром отсутствуют сведения о жизни святого в Ростове: РГАДА. Ф. 181. Оп. 1. 1067, XVII в.; ГИМ. Увар. 1216 (424) (128), XVIII в.; РНБ. КазДА. 654 (888), XVIII в.; ГИМ. Муз. 29 (28297), нач. XIX в.; ГИМ. Симон. 57, 1834 г.; ГИМ. Хлуд. 245, XIX в. В списке РНБ. КазДА. 654 (888) на л. 137 имеется запись: «Покровскаго что на Рву собора священником Михаилом Григорьевым Смольяниновым в лето 7182 (1674) генваря в 5 день». Сведения об И. содержатся также в ряде списков Жития прп. Иринарха Ростовского, которые Кузнецов отнес к 4-й группе житийных текстов, связанных с И.: ГИМ. Чуд. 360, XVII в.; РГБ. Унд. 314, XVII в.; РГБ. Больш. 391, 1710 г.

http://pravenc.ru/text/469402.html

XVII в., ГТГ). Одновременно с этими произведениями появляются композиции, в к-рых М. представлен как один из столичных святых. Таков известный складень с изображением Божией Матери «Молебной» и припадающих Московских чудотворцев, написанный по заказу М. Я. Строганова Истомой Савиным и отличающийся расширенным подбором Московских святителей и юродивых (нач. XVII в., ГТГ; Антонова, Мнёва. Каталог. Т. 2. Кат. 786; Рыбаков. 1995. Табл. 288). М. изображен на средней створке вместе со свт. митрополитами Петром и Фотием и блж. Иоанном Большим Колпаком (блж. Василий изображен на 3-й створке). Сходную по смыслу композицию имеет икона Божией Матери «Моление о народе» (1-я треть XVII в., ГТГ, собр. П. Д. Корина; Антонова. 1966. Кат. 99. Табл. 115): фигуры юродивых включены в большую группу предстоящих и припадающих святых (как Вселенских, так и Русских). Особенно многочисленны произведения, где преобладают образы московских святых, в числе к-рых присутствуют М., блаженные Василий и Иоанн Большой Колпак. Ранним примером такой иконы является 3-частный образ из собрания Г. А. Покровского (1-я треть XVII в., ЦМиАР), принадлежащий к «строгановской» традиции. В ее нижнем регистре помещены фронтальные фигуры Московских чудотворцев (святителей Петра, Алексия и Ионы, кн. Михаила Черниговского и боярина Феодора) с нек-рыми др. святыми; московские юродивые написаны фронтально. В верхней части иконы представлены «Положение ризы Богоматери» (согласно поздней надписи - «Сретение Владимирской иконы Божией Матери») и «Покров Пресв. Богородицы» - сцены, к-рые могут быть связаны с идеей покровительства Пресв. Богородицы Москве, но в то же время напоминают о посвящении Покровского собора на Рву, окруженного гробницами московских юродивых. Блж. Максим Московский. Фрагмент киотной рамы Владимирской иконы Божией Матери. Сер. XVII в. (ГВСМЗ) Блж. Максим Московский. Фрагмент киотной рамы Владимирской иконы Божией Матери. Сер. XVII в. (ГВСМЗ) Связи между образом Богоматери, как покровительницы столицы, и почитанием Московских чудотворцев отражены в памятниках, имеющих отношение к Владимирской иконе Божией Матери.

http://pravenc.ru/text/2561588.html

В конце 1938 года мне представилась возможность поехать на Карпаты. В неспокойное время, в середине ноября прибыл я в Мукачево и в течение 17 лет безвыездно (кроме 2 месяцев пребывания в Почаевской Лавре в 1949 г.) прожил на Закарпатье. Неизгладимо впечатление, когда, после обычной городской обстановки, видишь перед собой закарпатские деревянные церкви, хижины, людей в народной одежде, слышишь закарпатский говор. Возникает непосредственное ощущение древности славянских поселений на Карпатах. Это другой мир, мир наших летописей; точно въезжаешь в допетровскую, допушкинскую Русь” 11 . Спустя два года своего пребывания в пределах Мукачевской епархии будущий подвижник, следуя примеру святой жизни своего наставника и духовника, принимает решение о принятии монашества. Несомненно, именно личность владыки Иоанна, его жизнь, проповеди и письма пробуждают в душе Владимира желание служить Богу в монашестве. 11 марта 1939 года Преосвященнейший Владимир (Раич) (1938–1945), епископ Мукачевско-Пряшевский, в Крестовом храме Архиерейского дома в городе Мукачево постригает Владимира в малую схиму с именем Василий в честь блаженного Василия Христа ради юродивого, Московского чудотворца 12 . Через день после монашеского пострига в том же храме и тот же епископ совершает над монахом Василем диаконскую хиротонию. 25 июня того же года в Свято-Покровском храме села Ракошино иеродиакон Василий был рукоположен епископом Владимиром в сан иеромонаха. В августе 1939 года батюшка был направлен для пастырского служения вторым священником в село Бедевля Тячевского округа. В то же время он был зачислен в братию мужского монастыря святого Иоанна Предтечи. Кроме непосредственного служения у престола Божьего, молодой иеромонах преподавал в 8-клас­сной народной школе Закон Божий 13 . После кратких пребываний на приходах Мукачевской епархии, в апреле 1940 года иеромонах Василий был переведён для пастырского служения в Свято-Покровский храм-памятник русским воинам города Ужгорода. 27 мая того же года по благословению правящего епископа он был назначен настоятелем указанного храма 14 .

http://pravmir.ru/zhiznennyiy-put-arhima...

Кто, кроме юродивого, мог решиться с такими словами обратиться к Грозному царю и тем спасти от лютой смерти сотни человеческих жизней? Справедливы слова древнего кондака «чудотворец явися, Николе, царску державу и смысла свирепство на милость обратив», (Повесть о Псково-Печерском монастыре. Л. 44. М. 1831 г.) Другой блаженныйВасилий, московский святой, прозревая настроения того же Uoahha IV , злоумышлявшего о лютых казнях, заметил ему однажды, что царь был не в храме на молитве, а на Воробьевых горах – месте построения нового дворца. Влияние юродивых было значительно в общественно-социальной жизни народа и выходило из рамок личного благочестия или интересов. О блаженном Лаврентии Калужском известно, что он был советником князя Симеона в делах государственных и во время битвы с татарами находился в сражении среди воинов и укреплял их словами «не бойтесь». Блаженный Михаил Клопский давал советы правителям Новгорода, являлся третейским судьей и спас город от разорения его войском великого князя Иоанна. Даже взаимные преследования новгородских юродивых Феодора и Николая Кочанова выражали не вражду двух сердец, а были назидательным уроком для буйной новгородской вольницы и прекрасной характеристики духа того времени. Святой Василий блаженный пред большим московским пожаром 1547 г. заранее предупредил народ об опасности. Святой Прокопий Устюжский со слезами молился Богу словами пророка Моисея: «Остави, Господи людям грехи их, а если нет, то изгладь меня из книги Твоей». Патриотическое значение юродивых особенно проявилось во время общественных бедствий. Блаженные не только возносили свои мощные молитвы об отвращении или прекращении бедствия, но и призывали к покаянию и исправлении жизни. Примеры патриотизма духовенства В каждый период русской истории можно найти не мало случаев патриотизма православного духовенства. Во время наполеоновского нашествия 1812 года, в бою 15 июня под Витебском и в сражении под Малоярославцем отличился священник 19-го Егерского пехотного полка о. Василий Васильковский, впоследствии скончавшийся от ран во время похода во Францию.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pas...

В 1499 году Великий князь казнил Ряполовского, а Патрикеевы были пострижены в монашество. В то же время увещания Митрополита и горячая деятельность ревнителей Православия, возглавляемых святыми Геннадием, архиепископом Новгородским, и преподобным Иосифом Волоцким , заставили Великого князя переменить свой взгляд на жидовствующую ересь. Еще в 1494 году православным удалось добиться ухода на покой жидовствующего митрополита Зосимы и поставления в митрополиты строгого православного Симона. Но под влиянием княгини Елены Великий князь не придавал особого значения этой ереси. Теперь же Иоанн III стал понимать, какую опасность представляет эта ересь для Церкви и государства и какое зло может произойти, если у власти окажутся ее приверженцы. С другой стороны, если Димитрий по праву первородства был ближайшим наследником Российского Великокняжеского Престола, то Василий, по матери происходивший от Византийских Царей, имел преимущественное право на наследование герба, титула и преемства власти их – того, что особенно возвысило Московского Великого князя в глазах всего православного мира. Приверженность же Православию София доказала: хотя римский папа всячески покровительствовал ей и даже устроил ей брак с Иоанном, она не склонилась к унии и не поколебалась в истинной вере. Иоанн III не сразу решился переменить прежде им принятое решение и захотел испытать характер старшего сына Софии. Василий был вызван из-под стражи к Великому князю. Изложив тяжесть проступка сына и его виновность, Иоанн III спросил Василия, что сделал бы он сам с таким сыном. Простил бы? «Нет, не простил,» – ответил Василий. Иоанн 111 освободил Василия и дал ему Великое княжение Новгородское и Псковское. Жители Новгорода и Пскова, среди которых было много выходцев из Москвы, были поражены выделением их земель в особый удел и отправили посольство к Великому князю Иоанну просить, «чтобы было по старине: кто Государь в Москве, тот – и в Новгороде, и Пскове». С гневом выслушал это Иоанн. «Разве не волен, – сказал он, – во внуке и детях. Кому захочу, тому и дам княжение». Некоторые историки ошибочно указывают на эти слова Uoahha III , как доказательство того, что у Великих князей не было руководящего принципа при передаче престола, и они назначали себе наследников по своему личному выбору.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Rouz/b...

Из немногочисленных произведений иконописи за ее пределами известен образ «Спас на престоле с Тотемскими чудотворцами» из с. Голоустного на оз. Байкал, написанный тотемским иконописцем Феодором Никоновским ок. 1790 г. (ИркОХМ). Облик М. близок к изображению на иконе избранных Тотемских святых 2-й пол. XVIII в., но отличается более длинными и пышными волосами и бородой. Это единственный из известных образов XVIII-XIX вв., на к-ром святой представлен со скрещенными на груди руками, но именно этот иконографический вариант получил распространение в совр. церковном искусстве как в самой Тотьме, так и за ее пределами. В 2004 г. на сев. стене ц. Воскресения в Варницах худож. А. С. Пестерев выполнил мозаичный образ М. со скрещенными на груди руками. В иконографии икон-пядниц с поясным изображением М., созданных совр. иконописцами, аналогично сложены руки, но есть нек-рые изменения в прическе и форме бороды. Лит.: Верюжский И., свящ. Исторические сказания о жизни святых, подвизавшихся в Вологодской епархии. Вологда, 1880. М., 1994, 2009р. С. 665. Е. А. Виноградова Рубрики: Ключевые слова: ИОАНН (сер. XVI в. (?), Вологда - 3.07.1589, Москва), блж., Христа ради юродивый (пам. 3 июля, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых, в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых), Московский, Большой Колпак ИОАНН Устюжский (1476-1494), блж., Христа ради юродивый (пам. 29 мая и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) ИРОДИОН († до 1642), блж., Христа ради юродивый, Сольвычегодский (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) АНДРЕЙ ТОТЕМСКИЙ (1638-1673), Христа ради юродивый (пам. 10 окт. и в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) ВАСИЛИЙ БЛАЖЕННЫЙ (кон. 1468 или кон. 1462? -.1557?), св. Христа ради юродивый (пам. 2 авг., в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых) ВАСИЛИЙ КАМЕНСКИЙ (2-я пол. XVII - 1-я пол. XVIII в.?),мон., прп., Христа ради юродивый (пам. 2 авг. и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) ВАСИЛИЙ СОЛЬВЫЧЕГОДСКИЙ († после 1669), юродивый Христа ради (пам. 3 июля и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) ВИКТОР Семенович Усов (1876-1937), свящ., сщмч. (пам. 8 янв. в Соборе Вологодских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ГАЛАКТИОН (сер. XV в. - 1506), блж., Христа ради юродивый (пам. 12 янв. и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборах Вологодских и Новгородских святых) ГЕОРГИЙ блж., Христа ради юродивый, Новгородский (пам. 3 нояб., 23 апр., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице — в Соборе Новгородских святых) ГЕОРГИЙ (Будилов; XV в.), блж., Христа ради юродивый (пам. 23 апр., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице — в Соборе Новгородских святых), Шенкурский, Важский ЗАХАРИЯ (XVI-XVIII вв.), иерей (?), Шенкурский, Христа ради юродивый (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе всех святых, в земле Российской просиявших)

http://pravenc.ru/text/2561590.html

+ Преставление св. блаженного Христа ради юродивого, Московского чудотворца. Он родился: в с. Елохове, близ Москвы, от простых крестьян. «От юности отринув всяческия сладости телесныя», он 16 лет оставил родительский дом и прибыл в Москву. Направив здесь стопы «на богоугодную стезю», он принял на себя подвиг юродства Христа ради. Изнуряя тело свое ношением железных вериг, «постом и бдением», «мраза и жжения солнечнаго никогда же уклоняяся», блаж. Василий ходил по Москве полунагой, «наготою телесною Христу работая», и переносил такие морозы, от которых трескалась земля. Являясь «юрод миру, но Христу мудр» и имея «чист помысл всегда», он при случае каждого наставлял на доброе. То в иносказаниях и знаках, то прямо и откровенно, он предсказывал напасть в наказание за грехи, или благополучие в награду за добродетели. Иногда он входил в корчмы для спасения погибавших от пьянства, других наставлял на путь добра на улицах и площадях и даже самому царю Иоанну Грозному преподавал уроки благочестия. Так, однажды за службой царь думал о том, как ему лучше украсить дворец на Воробьевых горах. После службы св. Василий заметил царю, что он мыслями был не в храме и помышлял в храме о житейском. Царь сознался в своем грехе и стал питать еще большее уважение к юродивому. Нередко народ осыпал блаж. Василия насмешками и побоями, но он был «чуден в терпении» и все сносил с кротостью. Ночь блаженный проводил на паперти церковной, занимаясь молитвой и богомыслием. Бог прославил Своего праведника даром прозорливости и чудес. По молитве блаж. Василия пред Владимирской иконой Божьей Матери, Москва, а с нею и вся Россия, были спасены от нашествия хана Гирея в 1521 г. (сн. 21 мая). После 72-летних подвигов блаженный мирно скончался 88-летним старцем, в 1552 г. Сам царь Иоанн Грозный нес тело его в церковь для погребения. Св. Василий был погребен в Москве на Троицком кладбище (близ Спасских ворот), где впоследствии царем Иоанном Грозным был воздвигнут (в память взятия Казани 1 окт. 1552 г.) собор Покрова Богородицы 135 , в нижнем храме которого в 1558 г. и были положены обретенные мощи св. Василия, с какового времени и Покровский собор в народе стал называться собором Василия Блаженного. Прославившиеся многочисленными чудесами мощи св. Василия почивают под спудом в серебряно-вызолоченной украшенной жемчугом и драгоценными камнями гробнице; над нею находятся его очень тяжелые железные вериги. Празднование ему было установлено в 1588 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Ряд московских юродивых начинается с Максима (fl433), канонизированного на соборе 1547 года. Его официальное житие не сохранилось. XVI век дал Москве Василия Блаженного и Иоанна, по прозванию Большой Колпак. Многословное и витиеватое житие святого Василия не дает никакого представления о его подвиге юродства. Его образ сохранен в народной московской легенде, известной и в более поздних записях. Она полна исторических небылиц, хронологических несообразностей, местами прямых заимствований из греческого жития святого Симеона. Но это единственный источник для знакомства с русским народным идеалом «блаженного». Не знаем только, в какой мере он соответствует московскому святому XVI века. По народной легенде, Василий был в детстве отдан к сапожнику и тогда уже проявил свою прозорливость, посмеявшись и прослезившись над купцом, заказавшим себе сапоги: купца ожидала скорая смерть. Бросив сапожника, Василий начал вести бродячую жизнь, ходя нагим (как святой Максим) по Москве, ночуя у одной боярской вдовы. Как сирийский юродивый, он уничтожает товары на рынке, хлеб и квас, наказывая недобросовестных торговцев. Все его парадоксальные поступки имеют скрытый мудрый смысл, связанный с объективным видением правды; они совершаются не по аскетическому мотиву юродственного самоуничижения. Василий швыряет камни в дома добродетельных людей и целует стены («углы») домов, где творились «кощуны»: у первых снаружи виснут изгнанные бесы, у вторых плачут ангелы. Данное царем золото он отдает не нищим, а купцу в чистой одежде, потому что купец потерял все свое состояние и, голодая, не решается просить милостыню. Поданное царем питие он выливает в окошко, чтобы потушить пожар в далеком Новгороде. Самое страшное – он разбивает камнем чудотворный образ Божией Матери у Варварских ворот, на доске которого под святым изображением был нарисован черт. Дьявола он всегда умеет раскрыть во всяком образе и всюду его преследует. Так, он узнал его в нищем, который собирал много денег у людей, посылая в награду за милостыню «привременное счастье». В расправе с нищим-бесом мораль, острие которой направлено против благочестивого корыстолюбия: «Собираеши счастьем христианские души, а сребролюбивый нрав усовляеши».

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Fedoto...

Кострома. Церковь Василия Блаженного. Церковь во имя святого блаженного Василия Московского, чудотворца /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Василия Московского (Блаженного) Архитектурный стиль: Классицизм Год постройки:Между 1826 и 1831. Год утраты:1934 Адрес: Россия, Кострома, перекрёсток Верхне-Селищенской и Нижне-Селищенской улиц Координаты: 57.759833, 40.876128 Проезд:Находилась в селе Селище (с января 1931 года входящем в черту города), между церковью во имя святых мучеников Александра и Антонины и рекой Ключевкой Изменить описание Добавить фотографии Церковь во имя блаженного Василия Московского (справа) и Александро-Антониновская церковь (слева) в селе Селище. Фото 1929 г. Источник: «Соборная библиотека Костромской епархии», www.bibl-kostroma.ru  Елена Григорьева 1 июня 1929 Карта и ближайшие объекты Добавить статью Село Селище, ныне вошедшее в состав Костромы, располагается на берегу Волги прямо напротив Ипатьевского монастыря. Есть предположение, что в XIV веке на этом месте располагался древний Александровский монастырь, который просуществовал достаточно недолго и позднее его храмы были обращены в приходские. В XVI веке эта местность упомянута в документах как село Новое Селище, а в XVII веке – как вотчина князя И.М. Глинского. Тогда в ней и упомянута деревянная церковь «Александра и Онтониды», вместе с еще двумя – «зимней» Георгиевской и обветшавшей Ильинской. Вероятно, деревянная Александровская церковь была шатровой и довольно большой, главной во всем храмовом ансамбле. В этом самом селе ночевало 13 марта (ст. ст.) 1613 года Земское посольство, прежде чем прибыть в Ипатьевский монастырь и обратиться к Михаилу Романову с предложением царского престола. В XVIII веке Селище неоднократно меняло владельцев, в нем находилось сразу четыре усадьбы. В 1786 году вместо деревянной в Селище была построена каменная церковь в стиле провинциального барокко с элементами классицизма. Средства на постройку выделили местные помещики: генерал-майор Александр Филиппович Мошков, отставной гвардии поручик Василий Данилович Каблуков и «вдова-дворянка» Прасковья Степановна Поливанова. По-видимому, тогда или даже раньше исчезли из Селища две других церкви, так как в новой были устроены одноименные им приделы − Георгиевский и Ильинский. Георгиевская церковь упомянута в описи за 1777 год, а об Ильинской еще в XVII веке говорилось, что она «ветха и стоит без верха», так что можно предположить, что после этого простояла она недолго. Основной объем храма достаточно традиционный, выстроенный по типу «восьмерик на четверике», с круглыми люкарнами в куполе и одной небольшой главкой. Очень широкий восьмерик выглядит несколько громоздко на невысоком четверике. К основному объему с запада пристроена очень просторная трапезная, а к ней – двухъярусная колокольня со шпилем. Немного позднее, в начале XIX века, вокруг церкви была выстроена каменная ограда со Святыми воротами.

http://sobory.ru/article/?object=44385

Геннадий Костромской Любимоградский с монастырем 88, 89 Глеб, князь 59, 90 Гурий и Варсонофий Казанские 92, 93 Давид Ярославский 94 (предположительно), 95 Димитрий Прилуцкий 96–98 Димитрий царевич 101, 103 Димитрий царевич и Роман Угличский 102 Дионисий Радонежский 104 Евфросин Псковский 105 Евфросин Псковский, Василий Великий , Григорий Богослов и Иоанн Златоуст 107 Евфросин Псковский, Иона архиепископ Новгородский 106 Евфросиния Суздальская 108 Ефрем и Аркадий Новоторжские с монастырем 109, 110 Зосима Соловецкий 111, 129 Зосима и Савватий Соловецкие 112–115 Зосима и Савватий Соловецкие с монастырем 116–126 Иаков брат Господень и Иаков Боровичский 132 Иаков Железноборовский 131 (предположительно) Иоанн Большой колпак 134–136 Иоанн Власатый Ростовский (предположительно) 141 Иоанн и Лонгин Яренгские 139 Иоанн Предтеча, Иоанн Милостивый и Иоанн (Илия) Новгородский 137 Иоасаф Каменский 140 Иона митрополит Московский 142 Иона и Филипп митрополиты Московские 143 Иосиф Волоцкий 144 Иосиф Волоцкий , Павел Комельский 138 Кирилл Белозерский 145, 147 Кирилл Белозерский и Кирилл Новоезерский 146 Леонтий Ростовский 149–151 Макарий Желтоводский 153   Макарий Желтоводский, Сергей Радонежский, Кирилл Белозерский 156 Макарий Желтоводский с монастырем 154, 155 Макарий Калязинский 157, 158 Макарий Оредежский (предположительно) 159 Максим Блаженный Московский 163 (предположительно ), 165 Максим Грек 160–162 Максим и Василий блаженные московские 164 Михаил Черниговский 166, 167 Моисей Угрин (или Ипатий Печерский ?) 168 Московские святители и чудотворцы 170–178 Московские святые 169 Московские юродивые 179 Никита Новгородский 180 Никита Переяславский 182–184 Никодим Кожеезерский и Пахомий Кенский 185 Никодим Кожеезерский Хозьюгский 133 Николай Кочанов 99 Никон и Сергий Радонежские 187, 188 Никон Радонежский 186 Нил Сорский 189 Нил Столобенский с монастырем 190–196 Новгородские святители Евфимий, Нифонт и Иона (предположительно) 197 Новгородские чудотворцы 198 Обретение тела князя Глеба 91

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/svjatye-...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010