Проходя мимо домов, в которых люди пировали и пресыщались, он обнимал углы и целовал их. «Что это значит?» – спрашивали Василия. «Ангелы скорбные, – отвечал он, – стоят у этих домов и плачут о погибающих и пирующих». Господь дал блаженному дар прозорливости. Царь Иван Грозный стоял однажды в соборе и мечтал о том, какой дворец он построит себе на Воробьевых горах. После службы царь, увидя блаженного, спросил его: «Где ты был, Василий? Я не видел тебя в храме». «А я видел тебя, – ответил юродивый, – ты был на Воробьевых горах». Однажды царю вздумалось пригласить Василия к себе на именины. Подносили заздравную за царя. Юродивый три раза принимал чашу и выливал ее за окно. «Что ты делаешь?» – гневно спросил его царь. «Заливаю пожар в Новгороде», – ответил Василий. Действительно, потом выяснилось, что в это время в Новгороде был пожар. Один вельможа пожалел юродивого. Увидя его раздетым в лютый мороз, он дал ему дорогую шубу. Василий сначала не брал шубу, но потом уступил вельможе и взял. Надев лисью шубу, он помчался в ней по улице. Это увидела недобрая молодежь и решила посмеяться над ним. Один из них, притворившись умершим, лег на дороге. Другие стали просить Василия пожертвовать им что-либо на «погребение». Отдавая богатую шубу, юродивый сказал: «Лукавнующие потребятся». Когда он ушел, обманщики стали звать товарища, но он был мертв… Блаженный не раз предсказывал грядущие народные бедствия. Он побуждал народ молиться, творить милостыню; сам целыми ночами плакал на церковных папертях, не вкушая пищи по несколько дней. Господь по молитвам блаженного отвращал гнев Божий от Москвы и ее окрестностей и ниспосылал Свое благословение. Юродивый скончался в 1552 году. В честь его в Москве на Красной площади красуется храм «Василия Блаженного». Сходите в него, дорогой мой читатель, посмотрите, помолитесь в душе святому угоднику Божию Василию блаженному, Христа ради юродивому, московскому чудотворцу. Вспомните его необычный, трудный подвиг и вместе с ним слейтесь в молитве о родной Москве и русском народе. БУИ

http://azbyka.ru/otechnik/Pantelejmon_Ag...

Блаженный Василий не имел определенного пристанища, лишь изредка пользовался приютами у боярской вдовы Стефаниды Юрловой на Кулижках. Ночь он проводил обычно на церковной паперти, оплакивая людские грехи, а дни – в подвигах юродства, обличая неправду, укоряя за пороки, стараясь направить всех на путь истины и добра. Проникнутый истинной любовью к людям, он внушал ее и другим и исправлял тех, которые рассчитывали оправдать себя пред Богом одними внешними делами христианского благочестия. Предание донесло до нас рассказ о купце, который непочтительно относился к своей матери. Купец задумал построить на Покровке (в Москве) каменную церковь . Постройка началась, но, когда дело дошло до сводов, церковь рухнула. Стали строить снова, то же повторилось во второй и в третий раз. Когда купец спросил Блаженного Василия, что ему делать и почему его преследует неудача, тот ответил: «Поезжай в Киев, найди там убогого Иоанна, он тебе даст совет, как достроить церковь ». Приехав в Киев, купец разыскал убогого Иоанна, который сидел в бедной хате, плел лапти и качал пустую люльку. Купец спрашивает: «Кого же ты качаешь?» – «Родимую матушку, плачу неоплатный долг ей за рождение и воспитание». Купца поразили его слова, он вспомнил свою мать, которую выгнал из дому, и стало ему ясно, почему он не может никак достроить церковь. Когда купец вернулся в Москву, то возвратил свою мать домой, испросил у нее прощения и достроил церковь. Проповедуя милосердие к ближнему, Блаженный поучал, что это милосердие не должно ограничиваться одним безучастным исполнением долга подачи милостыни встречному нищему, но побуждал помогать тем нуждающимся, которые по разным причинам стыдятся просить милостыни, а в помощи нуждаются более других 8 . В Житии рассказывается такой случай. Как-то царь, желая испытать Блаженного, польстится ли он на золото, умолил его одеться в ризы и принять от него золото, сам же послал слуг наблюдать за святым. Блаженный пошел из дворца к Лобному месту и отдал это золото купцу-иностранцу. Доложили об этом царю, тот удивился, что Блаженный раздал золото не нищим, а купцу, призвал Блаженного и спросил, куда он дел золото. «Христу отдал», – отвечал Блаженный Василий. – «Почему отдал не нищим, а купцу?» – вопросил снова царь. Тогда Блаженный пояснил, почему подаяние купцу он счел за подаяние самому Христу: «Царь, – сказал святой, – купец тот был очень богат, имел много кораблей, но они потонули, и купец остался безо всего, единая остася на нем светлая купеческая одежда... и се три дня гладом тает, ни что же имея вкусити, а выпросите стыдится светлых ради своих риз, их же на себе носит, а нищие гладом не живут и просить не стыдятся и они всегда нуждную пищу себе стяжевают» 9 .

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pro...

Празднуется 4/17 дек. Вареники Малороссийское блюдо, маленькие пирожки из тонко раскатанного теста с начинкой из творога, вишен, абрикосов, варенные в воде. Варенуха Малороссийский хмельной напиток, отвар водки и меда на ягодах с пряностями. Варнава (День Варнавы) Народное название дня прп. Варнавы Ветлужского (1455), 11/24 июня. По народным поверьям, в этот день вся нечистая сила собирается вместе: черти, ведьмы, вурдалаки, бесы, лихоманки, лешие и пр. нечисть. Собираются и род человеческий делят на свои угодья – где, кому и как безобразничать. Кто травы укатывает, кто яровые путает, кто коровам хвосты крутит, кто конскую гриву спутывает, кто на людей с трясучкой наваливается, кто по лесам-болотам кружит-водит. Особенно любит нечисть в траве кататься, потому траву в этот день рвать не полагалось, не то нечистая сила с травой в хлев или дом заберется. В народе считали, что св. Варнава прогоняет нечисть, излечивает людей и животных, снимает злые чары. Нечистая сила Варнаву боится. Ходили предания о том, что еще в старые времена святой прославился тем, что очистил от всякой нечисти Ветлужские леса, куда раньше никто из православных ходить не мог. Варнава показал всем дороги, осенил все места крестным знамением, и бесы с ужасом бежали от него. Варфоломей см.: Тит грибник. Василенко Виктор Иванович (1839 – после 1901), малороссийский этнограф и статистик. Родился в Полтавской губ. Работал в Полтавском земстве. Как этнограф занимался изучением народных промыслов и хозяйственных обычаев Полтавщины. Соч.: «Юридические обычаи в земледельчестве в Малороссии» (Юридический Вестник. 1881. 9), «Очерки хозяйства сельских сословий» (Полтавский статистический сборник, т. II-III), «Кустарные промыслы сельских сословий Полтавской губернии», «Про спилки хлиборобськи» (Альманах «Рада», 1883), «Местечко Опошня, Зеньковского уезда» (1889), «Очерки Полтавщины» (Северный Вестник, 1885–87), «Остатки братств и цехов в Полтавщине» (Киевская Старина. 1885. 9). Василий блаженный (ок. 1464 – 2.08.1557?), Христа ради юродивый, Московский чудотворец. Родился в крестьянской семье в подмосковном с. Елохово. Мальчиком был отдан обучаться сапожному мастерству. Уже в это время он вел подвижническую жизнь, занимался умной молитвой и успел стяжать благодатные духовные дары. Когда ему было 16 лет, пришел раз в мастерскую посадский человек и заказал сапоги, которых ему хватило бы на несколько лет. Василий улыбнулся. Когда заказчик ушел, хозяин спросил Василия о причине улыбки. «Если я тебе скажу, – ответил тот, – то больше я у тебя не смогу остаться!» Хозяин стал настаивать. Тогда Василий сказал: «Мне странным показалось, что посадский заказывает себе сапоги на несколько лет, тогда как он умрет завтра!» Слова юноши сбылись, но после этого он не захотел оставаться ни у мастера, ни в родительском доме. Он принял на себя подвиг юродства.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Елена скончалась в темнице почти одновременно с этими событиями. Димитрий оставался в заключении и умер в 1509 году. Иоанн III, объявив Василия Великим князем, позаботился, чтобы порядок наследования престола оставался впредь ненарушенным. Для этой цели он велел наследнику Василию заключить еще при жизни отца договор со следующим за ним по старшинству братом Юрием. По этому договору Юрий обещается держать Василия «господином и братом старшим, честно и грозно», а после смерти Василия состоять в таких же отношениях к сыну его, которого он благословит на Великое княжество, «быть под ним и не подыскиваться никаким способом». Умирая, Иоанн III разделил уделы своим сыновьям, но при этом Великий князь Василий получил 66 городов, а все остальные четыре сына вместе – 30 городов; только Великому князю принадлежало право чеканить монету, собирать таможенный сбор и судить уголовные дела, и этим удельные князья совершенно подчинялись государственной власти Московского Государя. Иоанн III скончался в 1505 году, а Василий продолжил царствование отца. Он закончил то, что не успел сделать его отец. Лишен был тени самостоятельности Псков, присоединено Рязанское княжество, и, наконец, в 1523 году последнее удельное княжество – Северское. Так закончился удельный период Руси, так как братья Василия были уже не удельными князьями в прежнем смысле, а его подручниками. Когда Северский князь был посажен Василием под стражу, по улицам Москвы бегал юродивый с метлой и кричал: «Пора последний сор выметать». Братья Василия оказали ему полное повиновение, трое из них умерло еще при его жизни. Детей у Василия долго не было, и наследником являлся следующий за ним брат Юрий, Василий скорбел об этом, так как считал, что Юрий неспособен быть хорошим Государем, и очень желал иметь сына. Наконец, в 1530 году от второго брака с Еленой Глинской у него родился сын Иоанн, а через год и несколько месяцев – Юрий. Брат его, князь Юрий Иоаннович, в договоре с ним подтвердил свое прежнее обещание, данное при жизни Uoahha III , признав наследником старшего сына Василия – малолетнего Иоанна.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Rouz/b...

По Иконописному подлиннику: «Максим подобием сед, брада и власы аки Петра апостола, главою плешив, наг, препоясан ширинкою, руки молебны 366 . Святый блаженный Василий, Христа ради юродивый, московский чудотворец Во второй половине XV столетия, при великом князе Московском Иоанне Васильевиче III, в подмосковном в то время селе Елохове, близ церкви Владимирской Божией Матери 367 , что теперь святого мученика Никиты, в Басманной, у благочестивых супругов Иакова и Анны, «испрошенный у Бога молитвами», родился сын Василий 368 . По сказанию древнего Жития блаженного Василия 369 , родители его долго не имели детей и, подобно праведным Захарию и Елисавете, после продолжительных и усердных молитв были утешены рождением сына, который «воистину Божий дар: прежде бо зачатия его избра Бог и прежде рождества его осяти»; от первых дней своего рождения он предзнаменовал особое свое призвание, «ибо вкушая млеко матери из правого сосца, никогда не касался левого, от младенчества шуия уклонився, знаменуя тем избрание им десные части добродетели» 370 . «От юного возраста возлюбил он единого Бога и вслед Его пошел, оставив дом отеческий и род свой, возжелал служить только одному Господу 371 ; богомудрый Василий, во младенстве Божий страх в себе водрузив, яко премудрый художник основание положи веру добродетелей, имея в себе волны благодатные, поучаясь к благочестию. В юности цветуще, плоть свою яко врага возненавиде, хотение телесное хладом святого духа угаси и таковые благодати в отрочестве сподобися, терпением украшая себе и прия смиренномудрие, и возненавиде всяк зол нрав, и зависть, и лукавство, и облечеся в нового человека, совлекшеся ветхого тлеемого, любовию Христовою угасив любовь родителей и ближних любве чужд, остави род свой и дом отеческ и прииде в царствующий град Москву, и, вся узы нынешнаго жития растерзав, яко некий орел легкими крылами себе опрята вся по воздуху преходя, отъиде мирских печалей» 372 . Шестнадцати лет Василий оставил дом родителей и удалился для спасения не в безмолвную пустыню, где естественно, с меньшими препятствиями мог стремиться к достижению желанной цели, но пришел в многолюдный царствующий град Москву.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В ночь на 17 мая отряд был введен в Москву, С криками: «Поляки хотят убить Царя», ударили в набат, и народ побежал толпами ко дворцу спасать Царя. Василий Шуйский с крестом в одной руке и мечом в другой подъехал ко дворцу во главе отряда. Заговорщики кинулись во дворец и потребовали от Лжедимитрия сознаться в самозванстве, Он уверял, что он настоящий Димитрий и пробовал защищаться, но был убит. Марфа (Нагая) объявила, что убитый вовсе не сын ее и она признавала его лишь из страха. Беспорядки, сопровождавшие смерть самозванца, длились два дня. Обезображенный труп был сначала выставлен на показ, а потом сожжен, а пеплом зарядили пушку и выпалили на запад, «туда, откуда пришел польский свистун». 19 мая на Красной площади были собраны жители Москвы и было предложено приступить к избранию Патриарха (Игнатий, как поддержавший самозванца, был удален), который созовет Земский Собор для выбора Царя. Но сторонники Шуйского боялись, что независимый Патриарх и совесть русского народа подскажут другое имя. Они закричали, что Царь нужнее Патриарха и что Царем должен быть Василий Шуйский. Василий Шуйский был объявлен Царем и 1 июня венчан на Царство, а вслед за этим Собор святителей вручил патриарший жезл Казанскому митрополиту Ермогену. Во все города были разосланы грамоты от нового Царя и Марфы (Нагой) о самозванстве убитого Лжедимитрия. Кроме того, Василий Шуйский в своих грамотах старался обосновать свое право на престол. Он указывал, что является потомком Александра Невского, происходя от старшего сына Андрея, и является законным преемником верховной власти на Руси, которая до сих пор находилась у прекратившейся линии младшего сына Александра Невского Даниила; и сел он на престол, упрошенный всеми людьми Московского Государства. В этих утверждениях была доля правды. Действительно, Шуйские были представителями более старшей линии, чем угасшая линия Великих князей Московских. Но на них перестали уже давно смотреть как на членов Княжеского Дома: князья Шуйские, как и прочие удельные бывшие князья, сохранили лишь свой княжеский титул и были, наравне с прочими боярами, обыкновенными холопами Московского Царя.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Rouz/b...

Святители Феогност, Иона, Геронтий и св. Василий Блаженный в молении Божией Матери. Створка складня. Иконописец Истома Савин. Кон. XVI — нач. XVII в. (ГТГ) Святители Феогност, Иона, Геронтий и св. Василий Блаженный в молении Божией Матери. Створка складня. Иконописец Истома Савин. Кон. XVI — нач. XVII в. (ГТГ) В описях собора упоминается икона И. в жертвеннике («что стоить у горнева места»), служившая выносным образом в крестных ходах из Успенского собора. Она входила в число образов, прославлявших память Московских митрополитов XIV-XV вв., погребенных в соборе, наряду с иконой святителей Петра, Киприана и Фотия, а также с Владимирской иконой Божией Матери «писма Симана митрополита» (Описи. 1876. Стб. 328). Икона И. была помещена в богатый оклад, от ее убранства сохранилась лицевая пелена с шитой фигурой И. (сер. XVI в., ГММК; Маясова. 2004. Кат. 20). На пелене И. изображен по типу свт. Николая Чудотворца (Зарайского) и по той же схеме, что и московские святители Петр и Алексий на иконах Дионисия: в рост, с поднятыми и разведенными в стороны руками, правой благословляет, левой святитель держит Евангелие на плате. Святительское облачение - саккос с крестами, омофор; архиерейская шапка с шитым на ней херувимом облегает голову плотно, борода без раздвоения на конце. Надпись: «    ». Тип лика близок к лику, изображенному на 1-м покрове работы мастерской царицы Анастасии, хотя в целом исследователи отмечают иные пропорции фигуры (Там же. С. 122). В качестве обрамления, так же как на надгробных покровах, использован фрагмент текста тропаря святому (глас 4: «...от юности своея…»). В описях собора упоминается эта «пелена, а на ней вышит образ Ионы чудотворца золотом и серебром по таусинной камке» (Описи. 1876. Стб. 328, 351). К нач. XVIII в. икона и пелена уже названы ветхими (Там же. Стб. 517). Иконы И. небольшого размера, «пядницы», в драгоценных окладах находились в «обеих алтарях» собора (Там же. Стб. 334, 432, 513), т. е. в главном и сев. боковом (жертвеннике), в т. ч. над дверями вместе с образами др. святителей Московских (Там же. Стб. 435). Образ И., видимо в молении Божией Матери, был «наведен чернью» на золотой иконе с красным яхонтом в оглавии, приложенной к древней иконе вмч. Димитрия Солунского в юж. части местного ряда иконостаса (Там же. Стб. 391).

http://pravenc.ru/text/578250.html

и свт. Филиппа, митр. Московского. Переосвящение во имя названных святых состоялось 17 янв. 1916 г. Имя И. вошло в Собор Вологодских святых (1841), в Соборы Ростово-Ярославских и Московских святых, празднование к-рым было установлено в 1964 и 2001 гг. Ист.: Описание о российских святых. 189; Флетчер Дж. О государстве Русском, или Образ правления русского царя. СПб., 1906. С. 126-127; Кузнецов И. И., прот. Святые блаженные Василий и Иоанн, Христа ради Московские чудотворцы. М., 1910. С. 401-494. (ЗМИАИ; 8). Лит.: Карамзин. ИГР. Т. 10. С. 283-284. Примеч. С. 149; Белянкин Л. Е. Ист. записки и сведения о Покровском и св. Василия Блаженного соборе в столичном граде Москве. М., 1847. С. 17, 55; Филарет (Гумилевский). РСв. Июль. С. 37; СИСПРЦ. С. 119-120; Ключевский. Древнерус. жития. С. 330; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. Ч. 1. С. 199; Барсуков. Источники агиографии. С. 246-247; Леонид (Кавелин). Св. Русь. 1891. С. 138, 139; Барбарин В. Ф., свящ. Жизнь и чудеса св. блаженных Василия и Иоанна, Христа ради юродивых, Московских чудотворцев. М., 1894. С. 25-32; Ковалевский И., свящ. Святые блаженные Василий и Иоанн, Христа ради юродивые, Московские чудотворцы. М., 1894. С. 30-34; Кузнецов И. И., прот. Московский Покровский и св. блж., что на Рву, Василия собор: Святые блаженные Василий и Иоанн, Христа ради юродивые, Московские чудотворцы, в сем соборе почивающие; Спасские ворота. Лобное место. М., 1895. С. 76-82; он же. «Чюдо сдеялось Божьим Промыслом...»//ЧОИДР. 1896. Кн. 2. Отд. 5. С. 6; ПБЭ. Т. 6. Стб. 889-890; Макарий. История РЦ. Кн. 6. С. 390; Каган М. Д. Житие Иоанна, Московского юродивого, по прозвищу Большой Колпак//СККДР. Вып. 3. Ч. 1. С. 355-359. К. Ю. Ерусалимский Иконография Изображения И. распространены значительно меньше, чем образы его более известных предшественников - блаженных Василия, Максима и Исидора Московских, однако занимают особое место в иконографии рус. юродивых. Это обусловлено редкой индивидуальностью облика И., к-рую воспроизводят все его изображения, восходящие к прототипам, созданным едва ли не сразу после кончины святого (1589) и отражающим впечатления современников.

http://pravenc.ru/text/469402.html

Будто стоит он, безместный поп, на Красной площади в ранний утренний час. Солнце еще не всходило и не будил глас колоколов кремлевских почивающих москвичей. Но дивное дело: растворены настежь Спасские врата и нет при них ни стрельцов с бердышами и пищалями, ни окованной в железные панцыри суровой иноземной стражи. И площадь вся пуста. Стоит на ней один поп Василий, сам себе незримый. А из растворенных настежь ворот грядет к нему во блеске и сиянье неземное, но зримое им шествие. Впереди – святители Петр, Иона и Алексий, чудотворцы московские, в блистательных ризах своих, на посохи пастырские опираючись. За ними другие, в кремлевских храмах почивающие Господние избранники, стяги и хоругви несут. Все идут из Кремля вон. А куда – того безместный поп уразуметь не может и на площадь пустую взирает. Зрит и видит: идет некто убогий, босый, рубищем дырявым едва прикрытый. Под рубищем, сквозь дыры его, тяжкие вериги видны, цепи колючие глухо позванивают. Бредет сей некто навстречь блистательному святительскому шествию и ниц во прах земли русской пред ним упадает. – Почто и куда из святых Кремлевских стен, Чудотворцы, уходите? – вопрошает он. – Греховны стали стены сии. Кровью младенца убиенного престол царский обрызган. Видит Господь сию скверну и к жестокой, справедливой каре Кремль присуждает. Потому и мы из твердыни стен его выходим. Невместно нам там ныне быти. Иди и ты с нами, Блаженный Василий, во Христе Господе нашем юродивый. С нами иди! Так отвечали святители московские склоненному перед благолепием их убогому. И восстал тут из праха убогий, оправил свои тяжкие вериги на изъязвленных ими плечах и побрел тихой поступью, минуя святителей, прямо к вратам Спасским. – Куда ты, Вася? Почто в скверну нечистую, в место греховное, в сосуд гнева Господнего бредешь ты, неразумный? – вопрошают его святители. Стал юродивый, снова земной поклон им положил и ответил: – Все то мне, скудоумному, открыто, все, вами реченное, Господь мне поведал. Но кто же будет святые гробницы ваши хранить, когда врата сии супостаты Святой Руси одолеют? Когда колокола кремлевские смолкнут?.. Кто? Вот и бреду я, убогий, скудоумный, туда, в место то греховное, вами оставленное…

http://azbyka.ru/fiction/ljudi-zemli-rus...

150 лет Скорбященскому монастырю в Москве. Учреждение Скорбященского монастыря 23 октября, 2006. Н.Гринев 31 октября 2006 года исполняется 150 лет со дня освящения Скорбященского женского монастыря в Москве. Местность будущего Скорбященского монастыря избрана Св. Василием Блаженным, Христа ради юродивым, для уединенных молитвенных подвигов. Пруд, названный Васильевским, был на территории монастыря. 150 ЛЕТ ИСТОРИИ 18 октября 1856 г. — 18(31) октября 2006 г. ХРАМ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ «ВСЕХ СКОРБЯЩИХ РАДОСТЬ» СКОРБЯЩЕНСКИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ ХРАМ ВСЕМИЛОСТИВОГО СПАСА Святой блаженный ВАСИЛИЙ, Христа ради юродивый, Московский чудотворец. Икона московской школы конца XVI – XVII в. из собрания Государственной Третьяковской галереи Первая половина XVI в. Местность будущего Скорбященского монастыря избрана Св. Василием Блаженным, Христа ради юродивым, для уединенных молитвенных подвигов. Пруд, названный Васильевским, был на территории монастыря. Святой блаженный ВАСИЛИЙ, Христа ради юродивый, Московский чудотворец. 1468 – 1557. С 16-летнего возраста принял подвиг юродства. Проповедник милосердия, обличитель неправды, помощник погибающих. Почил после 72 лет подвига. Прославлен в 1588 г . Почитался чудотворцем еще при жизни. Покровский собор у Красной площади, где ему посвящен придел, прозван храм Василия Блаженного. Внешний облик подвижника описывался так: “наг весь, а в руку посошок”. На иконе изображен в “пустыне”, посреди которой изображен Васильевский пруд. Память 2/15 августа. В конце XVIII в. В местности Новое Сущево на месте будущего монастыря находилось имение Надежды Васильевны Шепелевой, урожденной Энгельгардт (1761 – 1834), перешедшее к князю Сергею Владимировичу Голицыну (1823 – 1879), сыну князя Влад. Серг. Голицына (1794 – 1861) Прошение Княгини Прошение Княгини Прасковьи Николаевны Голицыной на имя Митрополита Московского и оломенского ФИЛАРЕТА об устроении домового храма во имя иконы Божией Матери “Всех скорбящих радость”. Центральный государственный исторический архив Москвы Фонд 203. Опись 436. Дело 5. Листы 4 и 4 (оборот).

http://pravmir.ru/150-let-skorbyashhensk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010