15 августа Православная Церковь чтит память святого блаженного Василия, Христа ради юродивого, Московского чудотворца. 15 августа Православная Церковь чтит память святого блаженного Василия, Христа ради юродивого, Московского чудотворца. Свой подвиг юродства блаженный Василий начал в 16 лет. Он пришел Москву и в холод и в жару ходил нагой и босой. Его поступки были странными для окружающих: то лоток с хлебами опрокинет, то выльет из кувшина квас. Торговцы за это били блаженного, а он принимал побои с радостью и благодарил Бога. Позже выяснялось, что хлеб был плохо испечен, а квас непригоден для употребления. Блаженный, не имея ничего у себя, оказывал помощь тем, кто стыдился просить милостыню, но очень сильно в ней нуждался. Сурово он осуждал тех, кто подавал милостыню с корыстными целями, надеясь за нее получить от Бога благословение на свои дела. Со временем у блаженного открылся дар предвидения будущего. Он предсказал великий пожар Москвы. А однажды на богослужении упрекнул царя Иоанна Грозного, что он в этом время был занят мыслями о постройке дворца на Воробьевых горах. Скончался Блаженный Василий 2 августа 1557 года. Святитель Московский митрополит Макарий с собором духовенства совершил погребение святого в храме Покрова на рву, расположенный на Красной площади Москвы. Почитание святого было настолько велико, что с тех пор этот собор и по сегодняшний день именуют храмом Василия Блаженного. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 27 апреля, 2024 27 апреля, 2024 1 мая, 2024 1 мая, 2024 30 апреля, 2024 29 апреля, 2024 28 апреля, 2024 27 апреля, 2024 27 апреля, 2024 27 апреля, 2024 27 апреля, 2024 1 мая, 2024 1 мая, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы

http://pravmir.ru/pamyat-vasiliya-blazhe...

    Боголеп новый чудотворец града Чернояра от рода болярска † 7200 и положен бысть в соборной церкви. 209. (Погод. 7140 КСоф. 7146. Филим. от Астрахани 300 поприщь 29 июля).     Боголеп см. Лонгин.     Борис Даниилович. 209. (Назван нижегородским, поставлен во владимирских святых, — вероятно, сын Даниила московского).     Варлаам пр. начальник Владычного монастыря Введения Пресв. Богороднцы в Серпухове, ученик св. Алексия митрополита в лето 6800. 209. (КСоф. в лето 6900. Филим. преставление его 5 мая. Истор. Р. Иерарх. † 6883 (1375).     Варлаам пресвитер керецкой (корецкой, по другим керенской) веси чудотворец Кольского острогу у моря окиана. 209. КСоф. (Погод. и Филим. память его 6 ноября).     Варлаам игумен махрищский, ученик св. Стефана махрищского, † 6900. 209. Погод. КСоф.     Варфоломей ученик пр. Сергия радонежского в Лавре его. 209 и др.     Варфоломей блаженный келарь, Иоанн златый и Игнатий иконник быша в лето 6950 (Погод. 6908 И вместо Н.). Чти об них в житии св. Ионы митрополита и Иосифа высоцкого и положены в Симонове монастыре на Москве. КСоф. Погод.     Василий пр. новгородец, ученик св. Зосимы, соловецкий. 209. КСоф.     Василий юродивый солвычегодский. 209. КСоф. (Филим. 3 июля).     Василий князь преставился в лето 6726. Мощи под спудом в Соф. соборе. КСоф. (Это Василий сын Мстислава Владимировича, погребенный в новгород. соф. соборе в приделе Богородицерождественском в 1218 году. Опис. Новгор. Архим. Макария 74 стр.).     Василий сухий ученик пр. Сергия Радонежского в Лавре его. 209 и др.     Василий см. Никон.     Васса или Василисса, супруга князя нижегородского Андрея Константиновича (умер 1365 г. выше), в иноках Феодора в Нижнем Новгороде в Зачатском монастыре, его же и созда и ту преставися, потом принесена бысть в соборную церковь и положена на правой стране у западных врат. 209. КСоф. (Филим. 28 мар. Карамз. V, примеч. 4).     Вассиан, пр. печерекий. КСоф. Погод.     Вассиан владимирский см. Прохор.     Вассиан начальник Преображенского монастыря ва Онеге реце каргоцольский. Филим. 3 сентября один. В начале XIV в. основан сей монастырь. Ист. Росс. Иер. IV:344. Слов. истор. о св.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Церковь чтит память святого Василия Блаженного, Московского чудотворца 15 августа, 2013. Новостная служба В описании облика святого сохранились характерные подробности: «наг весь, в руке посошок». Почитание блаженного Василия всегда было настолько сильным, что Троицкий храм и пристроенная Покровская церковь и доныне именуются храмом Василия Блаженного. 15 августа. ПРАВМИР. Православный отмечают память святого блаженного Василия, Московского чудотворца. Святой Блаженный Василий, Московский чудотворец, родился в декабре 1468 года на паперти подмосковного Елоховского храма в честь Владимирской иконы Пресвятой Богородицы. Родители отдали сына в учение сапожному ремеслу. Во время обучения Блаженного его мастер  понял, что ученик — не обыкновенный человек. Один купец привез на баржах в Москву хлеб и зашел в мастерскую заказать сапоги. Блаженный Василий прослезился: «Сошьем тебе такие, что и не износишь их». На недоуменный вопрос мастера ученик объяснил, что заказчик не обует сапоги, потому что вскоре умрет. Через несколько дней пророчество сбылось. В 16 лет святой пришел в Москву и начал подвиг юродства. В палящий летний зной и трескучий лютый мороз ходил он нагой и босой по улицам Москвы. Странны были его поступки: то опрокинет лоток с калачами, то прольет кувшин с квасом. Рассерженные торговцы били Блаженного, но он с радостью принимал побои и благодарил за них Бога. А потом обнаруживалось, что калачи были плохо испечены, квас приготовлен негодным. Почитание Блаженного Василия быстро росло: в нем признали юродивого, человека Божия, обличителя неправды. Один купец задумал построить на Покровке в Москве каменную церковь, но трижды своды ее обрушивались. Купец обратился за советом к Блаженному, а он направил его в Киев: «Найди там убогого Иоанна, он даст тебе совет, как достроить церковь». Приехав в Киев, купец разыскал Иоанна, который сидел в бедной хате и качал пустую люльку. «Кого ты качаешь?» — спросил купец. «Родимую матушку, плачу неоплатный долг за рождение и воспитание». Тогда только вспомнил купец свою мать, которую выгнал из дома, и ему стало ясно, почему он никак не может достроить церковь. Вернувшись в Москву, он возвратил мать домой, испросил у нее прощение и достроил церковь.

http://pravmir.ru/cerkov-chtit-pamyat-sv...

сост. свящ. Иоанн Кузнецов Святый блаженный Василий, Христа ради Юродивый, Московский чудотворец Св. блаж. Василий родился в 1469 г. при Великом князе Московском Иоанне III Васильевиче. Родители его, Иаков и Анна, жили в подмосковном (в то время) селе Елохове – что теперь в Москве Елоховская и Басманная улицы – близ церкви Владимирской Божией Матери (ныне св. муч. Никиты в Басманной). 18 С малых лет преисполненный любви к Богу, Василий желал всецело посвятить себя на служение Ему и для Бога отрекся от мира и плоти. Дабы никакия земные привязанности не могли помешать ему в последовании за Христом, он решился порвать самую дорогую и близкую для сердца привязанность к своим благочестивым родителям: имея всего 16 лет от роду он покинул их дом и пришел в Москву 19 , где и подвизался потом до самой своей блаженной кончины. Зная, как легко наша любовь к земным удовольствиям превращается в страсти, которые затем порабощают себе наш дух, Василий не только лишил себя всех дозволенных благ и удобств земной жизни, её невинных радостей, но и стал всячески изнурять тело свое: он совершенно отринул самые обыкновенные, естественные человеческия заботы об одежде, обуви, крове и пищи. Москвичи стали видать на улицах блаженного совершенно нагим и босым. Летом его опалял солнечный зной, холодный дождь пронизывал осенью, зимою мучили жестокие морозы, от которых и самая земля разседалась, но блаженный ничем не прикрывал своего тела, до самого конца своей жизни ходил без всякой обуви и одежды, так что и прозван был «нагоходцем». Вместе с этим он томил себя голодом и жаждой: никто из Московских жителей не видал его рано ядущим или пьющим: лишь поздно вечером вкушал он чего-нибудь и то в самом умеренном количестве. Не имел блаженный и определенного пристанища. Днем скитался он по Москве, а ночи проводил (не столько в отдыхе и сне, сколько в молитве) или на папертях церковных (где к утру и засыпал на их жестоком каменном помосте) или в башне у Варварских ворот в стене Китай города. Только в редких случаях блаженный позволял себе воспользоваться приютом на несколько часов у одной благочестивой вдовы боярыни Стефаниды Юрловой.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Проповедуя милосердие, Блаженный помогал прежде всего тем, кто стыдился просить милостыню, а между тем нуждался в помощи более других. Был случай, что он отдал богатые царские подарки купцу-иностранцу, который остался безо всего и, хотя три дня уже ничего не ел, не мог обратиться за помощью, так как носил хорошую одежду. Когда, незадолго до кончины, Василий впал в тяжкую болезнь, сам царь посещал его с царицею Анастасиею. Василий скончался 2 августа 1557 года . Сам царь с боярами нес его одр; митрополит Макарий совершал погребение. Тело Блаженного было похоронено на кладбище Троицкой церкви, что во Рву, где царь Иоанн Грозный указал строить Покровский собор , в память покорения Казани. Почитание блаженного Василия всегда было настолько сильным, что Троицкий храм и пристроенная Покровская церковь и доныне именуются храмом Василия Блаженного. С 1588 г. стала говорить о чудесах, совершающихся у гроба Блаженного Василия; вследствие этого патриарх Иов определил праздновать память чудотворца в день его кончины, 2 августа . Царь Феодор Иоаннович велел устроить в Покровском соборе придел во имя Василия Блаженного, на месте, где он был погребен, и соорудил для мощей его серебряную раку. Память Блаженного в Москве издревле праздновалась с большою торжественностью: служил сам патриарх, и при богослужении присутствовал обыкновенно сам царь. В описании облика святого сохранились характерные подробности: " наг весь, в руке посошок " . Вериги святого хранятся в Московской духовной академии . Тропарь Василию, Христа ради юродивому, Московскому чдтв., блж. Якоже бо солнце и луна наготою своею не срамляются,/тако и ты, угодниче Христов Василие наг сый, не срамляшеся,/восприят бо ризу Адама первозданнаго,/юже он ношаше прежде в раи,/ты же сию на земли поносил еси;/и был еси добрый купец:/елико имеяше, вся остави/и купи мздою терпения свое­го село,/на немже сокровен безценный Бисер, Христос./Сего ради явися всем грешным образ покаяния/и вселися в райскую широту,/и, предстоя Христови,/не забуди град, в немже обита, и люди, преблаженне,/и моли спасти души наша.

http://drevo-info.ru/articles/10154.html

Г.В. Маркелов Указатель изображений Атласа Александр Невский 1–5 Александр Ошевенский 6 Александр Свирский 7–14, 17, 18 Александр Свирский и избранные святые 15 Алексий митрополит 22–25 Алексий митрополит, Антоний Римлянин, Екатерина великомученица 26 Алексий митрополит и Симеон преподобный 21 Амфилохий и Дионисий Глушицкие 27 Андрей Смоленский Переяславский 19 Андроник Московский (предположи­тельно) 28 Анна Кашинская 20, 29, 30 Антоний Дымский, Ксения преподобная, Артемий мученик 31 Антоний Дымский с монастырем 32, 33 Антоний и Исаия Сийские (предположительно) 43 Антоний Печерский 41 Антоний Римлянин с монастырем 34, 35 Антоний Сийский 36–40, 42 Артемий Веркольский 44, 46 Артемий Веркольский, Антипа мученик и Власий священномученик 49 Артемий Веркольский и Симеон Столпник 45 Артемий Веркольский и Успение святой Анны 47 Артемий Веркольский с монастырем 48 Белозерские чудотворцы: Мартиниан, Кирилл, Кирилл Новоезерский, Ферапонт (предположительно) 50 Богоматерь – Боголюбская и Иосиф Волоцкий 52 ---- и князь Андрей Боголюбский 51 -- – с предстоящим в молении на­родом 57 -- – с предстоящими Леонтием Ростовским и (предположительно) Андреем Боголюбским 152 -- – с предстоящими митрополитами Петром, Алексием, Ионой и Филиппом Московскими 54 –Никитская с предстоящими Ники­той Новгородским и неизвестными святыми 181 –  Петровская с изображением мит­рополитов Петра, Ионы и Алек­сия 211 –  Печерская с предстоящими Анто­нием и Феодосием Печерскими 212, 213 –  с избранными русскими святыми 53, 55, 56 Борис, князь 58 Борис и Глеб 60–69 Борис, Владимир и Глеб 70, 71 Варлаам Хутынский 72, 73 Василий Блаженный 75, 76, 128 Василий Блаженный и Максим Юродивый 74 Василий Блаженный (предположительно), Прокопий Устюжский и неизвестный святой 77 Василий и Константин Ярославские 78 Владимир и Агриппина Ржевские 81, 82 Владимир Равноапостольный 79, 80 Всеволод-Гавриил Псковский 83, 84, 86 Всеволод-Гавриил   Псковский и Антипа священномученик 85 Геннадий Костромской Любимоградский и Макарий Калязинский 87

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/svjatye-...

Например, кто, не рискуя своей жизнью, мог говорить Грозному неприятную для него правду? Много ли находилось таких смельчаков, а вследствии этого голос правды часто ли достигал до ушей царя? А блаженный, прикрываясь своим юродством, безбоязненно и резко высказывал Грозному горькую правду. – Посещая неприличные места, напр. полные пьяным людом корчемницы, блаженный всегда мог подвергнуться оскорблениям, но тем не мение он посещал их опять – таки ради блага ближних: входя здесь в общение с людьми, нравственно погибавшими, блаженный своими увещаниями часто исправлял их и наставлял на путь истинный. Зная, что люди обращают внимание на внешнее и чем оно страннее, тем больше привлекает к себе внимание, блаженный, желая преподать народу наставлене, совершал какой-нибудь странный поступок, приводивший всех в недоумение и когда от него спрашивали обяснения, блаженный раскрывал внйтренний глубокий смысл этого поступка. Конечно, через это наставление блаженного сильнее запечатывалось в памяти и живее там сохранялось. Даже, проявляя в резкой, как бы чересчур наглядной, форме, напр., – совершенной наготе – свое презрение к заботам о теле блаженный тут руководился желанием добра для людей. Видя в своих современниках черезмерное тяготение к земному, св. Василий хотел обратить их взоры к небесному и, зная, что тут всего сильнее действует живой пример, всю свою жизнь и деятельность располагал так, чтобы самым наглядным образом доказать, что для всякого, кто только захочет, всегда возможно, не увлекаясь ничем земным, «пользоваться миром; как бы не пользуясь» (1Кор.7:31), находясь в мире, быть превыше его. – На пользу ближних старался св. Василий употреблять и данный ему от Бога пророческий дар предведения будущего. Так, в 1547 г. при царе Иоанне Васильевиче Грозном, июня 20, блаженный Василий пришел в Воздвиженский монастырь (ныне церковь Воздвижения на Воздвиженке) в Москве и стал здесь горько плакать. Такое необычайное поведение блаженного предупреждало Москвичей, что им грозит какая-то беда, и следующий день столица поняла, о чем так сильно плакал блаженный: 21-го июня зогорелась в вышеупомянутом Воздвиженском монастыре деревянная церковь ; огонь, усиливаемый бурей, распространился на соседние здания.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Число 2. Преставление св. блаженного Василия. Св. Василий родился в 1464 г. в подгородном московском селении Елохове (ныне место в самой Москве) от бедных, но благочестивых родителей, по их молитве. Пример благочестивых родителей научил его благочестию. Будучи сам честным труженником, сапожным мастером, отец отдал Василия в ученье подобному же мастеру в ближайшем посаде Москвы. Благочестивый Василий соединял труд с молитвою, постом и богомыслием, так что скоро удостоился дара прозорливости. Один из заказчиков его хозяина просил сделать сапоги попрочнее, но Васлилий, предвидя, что он завтра же умрет, улыбнулся. Хозяин вынудил Василия сказать причину улыбки, но с того времени Василий принял на себя подвиг юродства. Оставил хозяина и родительский дом и положил на себя тяжелые вериги. Ему было в это время только 16 лет. Много неприятностей приходилось переносить св. Василию на пути юродства, но он терпел все Христа ради. Ходил и зимой и летом полунагим, почему называли его нагоходцем. Однажды торговки насмеялись над его наготою, но были наказаны – оне ослепли. Жил Василий на улицах и площадях между нищими, ежедневно бывал в церкви при богослужении, ночи проводил на папертях в молитве. Не взирая на лицо, смело говорил всем правду, и прямо и в намеках, или в иносказаниях и знаках, предсказывал напасть в наказание за грехи или благополучие в награду за добродетели. Входил в корчмы для спасения погибавших от пьянства. Своими подвигами св. Василий еще более усилил дар прозорливости и чудотворения. Своею молитвою пред дверьми Успенского собора он спас Москву и с нею Россию от нашествия хана Махмет-Гирея в 1521 г. Царь Иоанн Грозный любил Василия. Однажды, быв у царя на обеде, он три раза выплескивал за окно подаваемую ему по повелению царя, чарку вина. Царь разгневался на него, но св. Васили сказал: «Не гневайся, царь, я угасил пламя в Новгороде». И действительно, в это самое время там был страшный пожар, и граждане видели, что какой-то человек с водоносом залил пламя. В другой раз когда царь спрашивал Василия после обедни, отчего он не видел его в церкви, святой отвечал: «а я видел тебя, даже и там, где ты именно был в это время. Я видел тебя, как ты мысленно ходил по Воробьевым горам и строил дворец. Ты не был в храме, ибо помышлял о житейском; я же был в храме – я после пения: «отложим всякое житейское попечение», со святыми херувимами поклонялся Богу, не помышляя ни о чем земном». Царь сознался, что действительно так было с ним, и стал даже бояться святого. Не раз видели, как святой Василий, проходя мимо некоторых домов, кидал камнями в углы их, а у других целовал углы, и оказывалось, что в первых домах проводили время в благочестии, молитве, и чтении Священного Писания , и тем прогоняли бесов, в которых кидал Василий камнями; а во вторых – предавались худым делам и тем удаляли из дома св. ангелов, которых он целовал.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/p...

Целых 72 года подвизался так блаженный, слава о нем далеко прошла: и царь, и митрополит и вельможи, и народ, все почитали его как великого угодника Божия. Настал конец долгому трудному подвигу блаженного: св. Василий занемог и слег в постель, все узнавшие о тяжкой болезни великого угодника Божия приходили к нему проститься и испросить у него благословения. Пришел и сам царь Иоанн Васильевич Грозный с царицею Анастасией царевичами Иоанном и Феодором; блаженный их благословил, при чем Феодору предсказал, что он будет царем после отца (хотя Феодор был младший сын, а Иоанн старший). Блаженный скончался на 88-м году своей жизни, 2 августа 1557 года. Погребение его совершилось весьма торжественно: сам царь с князьями нес его гроб (причем множество больных исцелялось на пути от прикосновения к мощам блаженного), митрополит, архиереи и много священников с причтами, множество народа проводили до церкви Троицы на Рву (нынешний Покровский собор) и вблизи её погребли его. В 1588 г. «Бог проявил своего великого угодника блаж. Василия», святые мощи коего источали много исцелений всем с верою к ним притекавшим. В этом же году по повелению царя Феодора Иоанновича над могилой блаженного был построен храм во имя его (теперешний Васильевский придел Покровского собора), сооружена серебряная, вызолоченная, украшенная жемчугом и дрогоценными каменьями рака и установлено праздновать память его 2 августа. Мощи блаженного доселе почивают под спудом в сем храме. 18 В этой церкви сохраняется, как мы выше сказали, доселе древний образ блаженного, как бы напоминание и подтверждение, что здесь, близ этой церкви, была родина угодника Божия 19 По другому сказанию (Душен. Чт. 1864 г. ч. 2. 29495 стр.), бл. Василий уже жил в Москве, пред своим выступлением на путь подвиж ­ничества. По этому сказанию св. Василий был отдан отцем в ученье к сапожному мастеру, жившему за Кремлем, в Китай–городе, и здесь в бла ­женном в первый раз открылся, столь прославивший его впоследствии, дар предведения будущаго. К этому мастеру пришел один горожанин и, заказы ­вая себе сапоги, просил сделать попрочнее, чтобы ему их хватило на не ­сколько лет. Слыша эти последния слова, бл. Василий улыбнулся; улыбка его заинтересовала мастера и, по уходе посадскаго, он неотступно прос ил бл. Василия обяснить причину ёё . Василий сказал своему хозяину, что если откроет ее, то не может более у него оставаться. Хозяин, хотя и доро ­жил бл. Василием, как понятливым и прилежным к работе учеником, но, одолеваемый любопытством, согласился и на это. Тогда блаженный ска ­зал ему: мне странным показалось, что посадский заказывал себе сапоги на несколько лет, тогда как он завтра умрет. Предсказание блаженнаго исполнилось: на другой день горожанин умер; после этого св. Василий оста ­вил своего хозяина и вместе с тем более уже не являлся в дом роди ­тельский. Ему тогда было 16 лет.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Икона Боголюбская Московская - описание Источник: Сайт " Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы " , автор - Валерий Мельников Является разновидностью БОГОЛЮБСКОЙ иконы Пресвятой Богородицы. На Московской Боголюбской иконе помимо Спасителя и Божией Матери изображены наиболее чтимые святые. На оригинале иконы изображены святители Московские: митрополиты Пётр, Алексий, Иона и Филипп; блаженные Василий и Максим; преподобная Параскева, святитель Василий Великий; апостол Пётр; Алексий, человек Божий; апостол Симеон, сродник Господень; мученица Параскева и преподобномученица Евдокия. На разных изводах Боголюбской Московской иконы Божией Матери изображены разные святые. Боголюбская икона у Варварских ворот в Москве Источник: Книга " Е. Поселянин. Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных икон " Существует много списков с Боголюбской чудотворной иконы Богоматери. Один из таких списков, особенно почитаемый верующими, находится в Москве, при входе в Китай-город, над Варварскими воротами. На ней изображены Спаситель, Божия Матерь и свв. угодники Божии: Петр, Алексий, Иона и Филипп, митрополиты Московские; блаженные Василий и Максим; прп. Параскева; св. Василий Великий; Алексий, человек Божий; Симеон, сродник Господень; апостол Петр; преподобномученица Евдокия и мученица Параскева. Икона имеет большие размеры — 2 3/4 аршина в длину и 1 3/4 аршина в ширину. Неизвестно, кто и когда поставил эту икону над Варварскими воротами. Предание рассказывает, что она поставлена здесь при императоре Петре Великом, в семействе которого она пользовалась особым почитанием и уважением. У этой иконы совершились многие чудеса и исцеления, особенно в 1771 году. С того времени икона Богоматери над Варварскими воротами пользуется особенным почитанием в народе. Ко дню празднования этой иконы, т. е. к [...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Описание: Боголюбская икона Божией Матери (Московская). Палех. Начало XIX в. Дерево, темпера. 134x80. Пресвятой Богородице предстоят: святители Петр, Алексий, Иона, Филипп, Московские и всея России чудотворцы, блаженный Максим, Христа ради Московский юродивый, блаженный Иоанн Власатый, Ростовский чудотворец, преподобный Алексий, человек Божий, святой первоверховный апостол Петр, святая великомученица Варвара, святители Василий Великий и Григорий Богослов, преподобная Евдокия, святая мученица Параскева[...]

http://pravicon.com/icon-37

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010