Святой Блаженный Василий, Московский чудотворец, родился в декабре 1468 года в Москве. Родителей его звали Иаков и Анна. По преданию, Блаженный родился на паперти подмосковного Елоховского храма в честь Владимирской иконы Божией Матери, где мать его горячо молилась. Когда отрок подрос, его отдали в обучение сапожному ремеслу. Через некоторое время мастер понял, что ученик его – не простой человек. Однажды некий купец привез на баржах в Москву хлеб и зашел в мастерскую заказать сапоги, просил сделать их такими, чтобы не сносить за год. Блаженный Василий прослезился: «Сошьем Тебе такие, что и не износишь их». На недоуменный вопрос мастера ученик ответил, что заказчик даже не обует новые сапоги, так как скоро умрет. Через несколько дней пророчество сбылось. В 16-летнем возрасте блаженный Василий начал тернистый подвиг юродства. В лютый мороз и палящий летний зной ходил он обнаженный и босой по улицам Москвы. Странны были его поступки: то опрокинет лоток с калачами, то прольет кувшин с квасом. Рассерженные торговцы били блаженного, а он с радостью принимал побои и благодарил за них Бога. Затем обнаруживалось, что калачи были испечены из муки с вредными примесями, а квас был негодным. Таким образом, в действиях Блаженного открывался особый, поучительный смысл. Стало ясно, что Блаженный Василий – обличитель неправды, человек Божий; постепенно он стал пользоваться вниманием и почитанием. Один купец начал строить на Покровке в Москве каменный храм, но трижды своды его обрушивались. Купец обратился за советом к блаженному, а тот направил его в Киев: «Найди там убогого Иоанна, он даст Тебе совет, как достроить Церковь ». Приехав в Киев, купец разыскал Иоанна, который сидел в бедной хате и качал пустую люльку. «Кого ты качаешь?» – спросил купец. – «Родимую матушку, плачу неоплатный долг за рождение и воспитание». Тогда только купец вспомнил свою мать, которую выгнал из дома, и ему стало ясно, почему он никак не может достроить Церковь . Вернувшись в Москву, он возвратил мать домой, принес покаяние в содеянном поступке, испросил у нее прощение. После этого он благополучно завершил возведение храма.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

«Книга псалмов, – говорит св. Василий Великий , – объемлет в себе полезное от всех богодухновенных книг. Она дает законы для жизни, предлагает правила для деятельности... Она есть общая сокровищница добрых учений, и заключает в себе все, что каждому полезно. Она врачует и застарелые раны души, и недавно уязвленному подает скорое исцеление, и болезненное восстановляет, и неповрежденное поддерживает; вообще, сколько можно, истребляет страсти, какие в жизни человеческой под разными видами господствуют над душами. И при сем производит она в человеке некое тихое услаждение и удовольствие, которое делает рассудок целомудренным» 95 . Псалмы весьма спасительно действовали и на юное сердце Василия. Пение псалмов 96 , вероятно, он слышал при священнослужениях в близлежащем Высотском монастыре 97 и полюбил так, что и сам научился петь их. Кроме чтения, отрок, или тогда уже юноша, Василий научился и церковному пению в таком совершенстве, что мог не только правильно петь сам, но и направлять к согласному пению других. «Изящно бе доволен и божественному гласованию», – свидетельствует о нем блаженный Гермоген 98 .   Взятие в плен и пленническая жизнь святителя Варсонофия   Василию, по приобретении таких знаний, по званию, из которого он происходил, и по юношеским летам, в которые он вступил, теперь следовало обратиться с просьбою к управлявшему тогда Московского паствою митрополиту Варлааму 99 , об определении его на какое-либо причетническое место. Но Господь Бог устроил совершенно иное. Юноша Василий принадлежал к числу Его избранных, а своих избранных Господь Бог никогда не оставляет без значительного испытания, дабы укрепить и возвысить их сердце в добре, а потом употребить их в орудие для расположения к добру и укрепления в добре других людей. Василий еще в те лета, когда человеческие страсти только начинают возникать, и еще несильною рукою строят себе для постоянного жительства крепкий замок в нашем сердце, взят был в плен Крымскими татарами 100 , и уведен ими в свои улусы. Всякому тяжело увидеть себя похищенным из отеческого дома и отечественной земли в землю чужую в неволю.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Postn...

Убиенный иеромонах Василий (Росляков)     (†5/18 апреля 1993)    Из автобиографии: «Я, Росляков Игорь Иванович, родился 23 декабря 1960 года в Москве. Окончил среднюю школу 466 Волгоградского района города Москвы. После школы один год работал на автомобильном заводе. В 1980 году поступил в МГУ на факультет журналистики. В 1985 году закончил МГУ с квалификацией «литературный работник газеты». В составе университетской ватерпольной команды выступал на всесоюзных и международных соревнованиях. Выполнил норматив на звание мастера спорта. Был женат. Брак расторгнут отделом ЗАГСа Волгоградского района г. Москвы. Детей от брака нет. С 1985 по 1986 год работал инструктором спорта в Добровольном спортивном обществе профсоюзов».    Юного Игоря очень хорошо характеризует его собственная фраза: «Если я в день час-другой не побуду один, то чувствую себя глубоко несчастным». 17 октября 1988 года он поступил в Оптину пустынь, 20 апреля 1989 года был одет в подрясник. 5 января 1990 года послушника Игоря облекли в рясофор с новым именем в честь святителя Василия Великого, а 8 апреля 1990 года инок Василий был рукоположен в сан иеродиакона. 20 августа 1990 года иеродиакон Василий был пострижен в мантию и наречен в честь святого Василия Блаженного, Московского чудотворца, а 21 ноября того же 1990 года он был рукоположен в иеромонаха.    «Это был красивый человек во всех отношениях, и я лишь любовался им,— вспоминает иеромонах Д.— Он по-монашески любил уединение, и я видел, как тяжело ему даются частые поездки то в Москву, то в Шамордино, но он никогда не роптал. Духовно он был выше нас всех. Но эта духовность была особенная — очень искренняя и по-детски светлая, без тени ханжества или лжи. Он был монахом из старой Оптиной».    Иеромонах Василий (Росляков), прожив в монастыре всего 5 лет, оставил неизгладимое впечатление о себе в душах всех тех, кто его знал, кто наблюдал за ним только со стороны, кто общался с ним даже один раз в жизни. Все воспоминания о нем рисуют облик высокодуховного иеромонаха, привлекавшего своею святостью и скромностью взоры как новоначальных, так и духовных лиц. Невозможно на нескольких страницах показать его духовную высоту, поэтому ограничимся лишь несколькими отзывами и воспоминаниями оптинских насельников.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4129...

Из великих князей и царей приняли перед смертью схиму: Александр Невский (в схиме Алексий), сын его Андрей, Иоанн I Калита (†1341 г.), Симеон Иоаннович (Созонт, †1353 г.), Иоанн II Иоаннович (†1359 г.), Михаил Ярославич Тверской (Матфей), Василий III (Варлаам), Иоанн IV (Иона, †1584 г.), Борис Годунов (Боголеп, †1605 г.). Со смирением, с боязнью Бога, с пониманием, что только от Него зависит дарование победы или поражения, с преклонением перед святою волею Господнею шли сражаться князья и воины. Князь Изяслав, отправляясь на войну, надевал крест и власяницу Русский народ чутко понял огромное значение юродивых. «Ни одна страна, – писал в 1871 году Рущинский в своем исследовании о русском религиозном быте XVI и XVII в. в., – не может представить такого обилия юродивых и примеров такого необыкновенного уважения к ним, как Россия.» «Простому народу, – писали «Московские Ведомости,» – присуще то чувство, которое люди интеллигентные не умеют выразить – это смирение и благоговейное преклонение перед величием нравственного подвига, в какой бы, по-видимому, странной и необычайной форме не выразился этот подвиг.» Юродство Христа ради Юродивые были ходатаями за русский народ. Последнему дорого было стремление юродивых открыто и невзирая на лица обличать и искоренять людскую ложь. Блаженный Михаил Клопский обличал князя Димитрия Шемяку, боровшегося с Василием II, требовал от него подчинения великому князю, предсказал ему смерть. Никола Салос, обличая Uoahha IV , спас Псков. Василий Блаженный обличал Грозного царя, блаженный Иоанн Московский – царя Бориса Годунова. Вспомним просиявших в России Христа ради юродивых, долгое время при жизни гонимых, высмеиваемых, возгоравших затем, озарявших всех светом, и Церковью нашею впоследствии причисленных к лику святых. Преподобный Исаакий, затворник Печерский (†1190 г., 14 (27) февраля), происходивший из торговых людей, обманутый бесами, притворившимися ангелами, тяжко болевший, спасенный уходом за ним преподобных Антония и Феодосия. «Оздоровев от болезни,» он стал первым русским юродивым… Блаженный Прокопий, Устюжский чудотворец (†1303 г., 8 (21) июля), богатый иностранный купец, торговавший в Новгороде.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Лит.: Кузнецов И. И., свящ. Покровский (Св. Василия Блаженного) собор в Москве: Св. Василий и Иоанн Христа ради Юродивые: Лобное место. М., 1900. С. 19-21, 23. Рис. 17, 19, 23, 27, 28; он же, прот. Св. блаженные Василий и Иоанн, Христа ради Моск. чудотворцы//Зап. Моск. археол. ин-та. М., 1910. Т. 8. С. 10, 11, 20, 22-24, 266, 366, 374-375, 379-387, 395-396; Большакова. Подлинник иконописный. С. 125; Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 374; Маясова Н. А. Кремлевские «светлицы» при Ирине Годуновой//ГмМК: Мат-лы и исслед. М., 1976. Вып. 2. С. 45-46. Илл. 3-4; Маркелов. Святые Древней Руси. Т. 1. 53, 56, 74, 75, 76, 77, 128, 164, 169, 179; Т. 2. 88. С. 71-72. Рис. 17; Баталов А. Л., Успенская Л. С. Собор Покрова на Рву (храм Василия Блаженного). М., 2002; Преображенский А. С. Инок и юродивый: сопоставление двух типов святости в рус. иконографии позднего средневековья//Иконопись рус. Севера: Сб. ст. (в печати). А. С. Преображенский Рубрики: Ключевые слова: ИОАНН Власатый, Милостивый, Ростовский(† 1580 ), блж., Христа ради юродивый (пам. 3 сент., 12 нояб., 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых) ИОАНН (сер. XVI в. (?), Вологда - 3.07.1589, Москва), блж., Христа ради юродивый (пам. 3 июля, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых, в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых), Московский, Большой Колпак МАКСИМ († 11.11.1433 (1434?)), блж., Христа ради юродивый, Московский (пам. 11 нояб., 13 авг.- обретения мощей, в Неделю перед 26 авг.- в Соборе Московских святых) МАТРОНА Дмитриевна Никонова (1881 (по др. сведениям, 1883 или 1885) блж. (пам. 23 февр., 19 апр., в Соборе Московских святых и в Соборе Тульских святых) АЛЕКСИЙ (1304-1378), митр. всея Руси, гос. деятель, дипломат, свт. (пам. 12 февр., 20 мая - обретение мощей, 5 окт.- пяти святителей Московских, в Соборе Владимирских святых, в Соборе Московских святых и в Соборе Самарских святых) ГЕОРГИЙ блж., Христа ради юродивый, Новгородский (пам. 3 нояб., 23 апр., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице — в Соборе Новгородских святых)

http://pravenc.ru/text/150789.html

Святитель Макарий, митрополит Московский и всея Руси. Декабрь, 30 1563 Преподобный Геннадий Костромской. Январь, 23 1565 Святитель Герман, архиепископ Казанский. Ноябрь, 6 1567 Преподобный Феодосий Тотемский (Суморин). Январь, 28 1568 Святитель Филипп, митрополит Московский и всея России, чудотворец. Январь, 9 1569 Преподобномученик Корнилий Псково-Печерский. Февраль, 20 1570 Преподобный Арсений Новгородский. Май, 8 1570 Праведные отроки Иаков и Иоанн Менюжские. Июнь, 24 ок.1570 Святитель Варсонофий, епископ Тверской. Октябрь, 4 1575 Блаженный Николай Салос Псковский, Христа ради юродивый. Февраль, 28 1576 Преподобный Кирилл Астраханский. Март, 18 ок.1576 Блаженный Иоанн Власатый, Христа ради юродивый, Ростовский чудотворец. Сентябрь, 3 1580 Преподобный Никандр Пустынножитель, Псковский Чудотворец. Сентябрь, 24 1581 Преподобный Анания Новгородский. Июнь, 17 1581 Преподобный Трифон Кольский, или Печенгский. Декабрь, 15 1583 Блаженный Симон Юрьевецкий, Христа Ради Юродивый. Ноябрь, 4 1584 Преподобный Агапит Маркушевский. Май, 21 1584 Преподобный Сергий Малопинежский. Ноябрь, 16 1585 Блаженный Иоанн, по прозванию Большой Колпак, Христа ради Юродивый, Московский чудотворец. Июль, 3 1589 Преподобный Игнатий Ломский. Декабрь, 28 1591 Благоверный Царевич Димитрий Угличский И Московский, чудотворец. Май, 15 1591 Преподобный Ферапонт Монзенский. Декабрь, 12 1597 Праведный Прокопий Усьянский (Устьянский). Июль, 8 до XVII в. XVII в. Праведный Афанасий Наволоцкий. Январь, 18 XVI-XVII вв. Преподобный Иона Яшезерский. Сентябрь, 22 XVI-XVII в. Праведный Василий Мангазейский (Туруханский). Март, 23 1602 Преподобный Мартирий Зеленецкий. Март, 1 1603 Праведная Иулиания Лазаревская. Январь, 2 1604 Святитель Иов, Первый Патриарх Московский и всея Руси. Июнь, 19 1607 Преподобномученица игуменья Анастасия и с нею 35 монахинь. Апрель, 10 1609 Преподобный Сергий Шухтовский (Шухтомский). Май, 19 1609 Преподобный Серапион Кожеезерский. Июнь, 27 1611 Преподобный Иосиф Заоникиевский. Сентябрь, 21 1612

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2368...

1 . В алтаре: а) на горнем месте в резн. позлащ. иконостасе три ик.(1 арш. х 9 верш.) без риз: 1) Спасителя, на Престоле седящего, 2) Божией Матери и 3) св. Иоанна Предтечи, с мал, изобр.: св. муч. Андрея Стратилата и св. прав. Анны. Устр. прих. Андреем Антон. Васильевым (Прянишниковым), б) За престолом: 1) Крест восьмиконеч., на распятии риза сребро-позлащ. 2) Образ Федоровской Божией Матери (2 арш. х 10 верш.). На ней риза серебр. с так. венцем позлащ., вес 5 фун. 2 зол. На обр. стор. изобр. св. пророка Илии в серебр. позлащ. окл. с таким же венцем. Внизу образа цадпись: „Месяца Марта 14 числа явление Чудотворной иконы Пресвятой Богородицы, нарицаемой Феодоровская во граде Костроме“. 2 . На клиросе левом, – образ (18 х 19 верш.) св. Тихона, еп. Воронежского Чуд. в сребро-позлащ. ризе. 3 . За левом клиросом в 1 простенке ик. Божией Матери „Боголюбская“ – (празднов. 18 июня), точная копия с иконы находящейся в часовне у Варварских ворот, (выш. 2 арш. 11 вершк., шир. 1 арш. 13 вершк.), в драгоценной чеканной, художественно исполненной (на фабрике Немирова-Колодкина) сребро-позлащенной, с эмалевыми украшениями, ризе, весом 101 фун. 30 золоти. Стоимостью 4360 рублей. На этой иконе Божия Матерь изображена стоящею со свитком, в десной руце, на котором слова: „Сыне Мой и Боже Мой, невместимый Божеством; Ты же, Смиренный, дал еси Свое владычество и благоизволил еси вместитися в ложеснах Моих“. Пред Ликом Божией Матери малое изображение Спасителя, держащего в руках свиток, со словами на нем: „Радуйся, яко обрела еси благодать от Отца Моего и предо Мною ныне и присно“. На правой боковой стороне этой иконы изображены святые: а) в первом нижнем ряду: святители Московские Петр, Алексей, Иона и Филипп, стоящие коленопреклоненными; б) во втором ряду: св. Василий Блаженный, Максим Блаженный и св. муч. Параскевы; в) в третьем ряду: св. Василий Великий , апостол Петр, и Алексей, человек Божий; г) в четвертом: епископ Симеон Суж. (Сунженский) и праведн. Евдокия, вверху этих изображений св. муч. Параскева. Киот этот иконы резной, с сенью, сплошь позолоченный, с крестом вверху, (выш. 8 арш. 3 верш., шир. 2 арш. 12 верш.). Икона эта сооружена в 1894 году, в память пребывания в этом храме 2 и 3 августа 1892 года, за всенощным, литургией и молебствием об избавлении от губительной болезни (холеры), – Чудотворная Боголюбская иконы Богоматери (что у Варварских ворот), усердием прихожан, в особенности старосты церковн. Авраамия Васил. Пыхова и его помощника Василия Мих. Заводова 124 . Риза сооружена также на жертвы прихожан в 1896 году. Эта св. икона имеет особое значение для прихожан храма сего еще и потому, что в числе предстоящих в молении пред Царицею Небесной, Святых (изображенных на иконе), – находится и св. Василий Великий , во имя которого сооружен приходский храм наш. Не престани возносить твою усердную и многомощную молитву перед Царицей Небесной и о нас, – братии св. храма Твоего, о Великий Святителю Христов!

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij-Razumi...

Ряд московских юродивых начинается с Максима († 1433), канонизованного на Соборе 1547 г. Житие его не сохранилось. XVI век дал Москве Василия Блаженного и Иоанна по прозванию Большой Колпак. Многословное и витиеватое житие св. Василия не дает никакого представления о его подвиге. Его образ сохранен в народной московской легенде, известной и в поздних записях. Она полна исторических небылиц, хронологических несообразностей, местами прямых заимствований из греческого жития св. Симеона. Но это единственный источник для знакомства с русским народным идеалом " блаженного " . Не знаем только, в какой мере он соответствует московскому святому XVI века. По народной легенде, Василий был в детстве отдан к сапожнику и тогда уже проявил свою прозорливость, посмеявшись и прослезившись над купцом, заказавшим себе сапоги: купца ожидала скорая смерть. Бросив сапожника, Василий начал вести бродячую жизнь, ходя нагим (как св. Максим) по Москве, ночуя у одной боярской вдовы. Как сирийский юродивый, он уничтожает товары на рынке, хлеб и квас, наказывая недобросовестных торговцев. Все его парадоксальные поступки имеют скрытый мудрый смысл, связанный с объективным видением правды: они совершаются не по аскетическому мотиву юродственного самоунижения. Василий швыряет камни в дома добродетельных людей и целует стены ( " углы " ) домов, где творились " кощуны " : у первых снаружи виснут изгнанные бесы, у вторых плачут ангелы. Данное царем золото он отдает не пищим, а купцу в чистой одежде, потому что купец потерял все свое состояние и, голодая, не решается просить милостыню. Поданное царем питие он выливает в окошко, чтобы потушить далекий пожар в Новгороде. Самое страшное – он разбивает чудотворный образ Божией Матери у Варварских ворот, на доске которого под святым изображением был нарисован черт. Дьявола он всегда умеет раскрыть во всяком образе и всюду его преследует. Так, он узнал его в нищем, который собирал много денег у людей, посылая в награду за милостыню " привремеиное счастье " . В расправе с нищим-бесом есть мораль, острие которой направлено против благочестивого корыстолюбия: " Собираеши счастьем христианские души, в сребролюбивый нрав уловляеши " .

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Василия в мантию – «в честь и память Василия Блаженного, московского чудотворца», как он записал. А на Собор Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных, 21 ноября 1990 года он был рукоположен во иеромонаха. Спустя некоторое время о. Василий записывает: «О пред стоянии Престолу Божию. 1. От грешников первый есмь аз. Умолять Господа о грехах своих и людских. Милости просить. 2. Себя распинать, в жертву приносить. Страсти, похоти, нечистые помыслы терзают душу, но терпеть надо и совершать дело благочестия, исполняя заповеди Христовы. Действия лукавого направлены на разрушение Божественного строя, порядка жизни, то есть – на разрушение красоты и премудрости. Потому что Божественный строй (иерархия во всем, послушание по любви) – это и есть премудрость и красота, совершенство, полнота. 1. Первое средство разрушения – окрадывание духа, внутреннего, оставляя мертвенность внешнего. 2. Второе средство – разгорячение духа по страстям, рождающее беспокойство, неустройство, желание изменить внешнее, стремление к мнимому лучшему». Отец Василий ведет по возможности уединенную жизнь, чуждаясь посторонних встреч и разговоров. Когда его спросили – где легче молиться, в церкви или в келлии? – он ответил: «Я не знаю, как кому… Но говорят, что в церкви, как на корабле, – другие гребут. А в келлии – как в лодке: сел на весла и будь добр, греби. Хватит ли сил?..» Келлия о. Василия была в ветхом деревянном братском корпусе. Как она выглядела, что в ней находилось, мы отчасти знаем из воспоминаний бывавших в ней. Там была раскладушка, на которой лежали доски, а сверху войлок В головах же два с половиной кирпича из старого склепа преподобного Амвросия (оптинцы почти все кирпичи оттуда взяли себе на возглавия). Вместо стула – толстый чурбак. Из икон: великомученица Параскева с тремя святителями; большая репродукция Св. Троицы преп. Андрея Рублева, для которой о. Василий сделал очень красивую рамку из расщепленных березовых веток Была еще написанная Павлом Бусалаевым для о. Василия икона трех святых Игоря, Черниговского и Киевского Великого Князя, Василия Блаженного и Василия Великого .

http://azbyka.ru/fiction/optinskie-byli-...

В память пребывания его это место прежде называлось Васильевским лужком и Васильевским садом; долго и нищие, пристававшие у Фроловскаго моста и Покровскаго собора, назывались Васильевскими. На этом лужке были и некогда Васильевские народные бани, в которых Василий блаженный, по преданию, служил водоносцем, и бражные тюрьмы для исправления пьяниц, которых преследовал закон, дозволявший свободно веселиться в кабаках или кружалах только о Святках и о Святой неделе. Блаженный Василий посещал иногда и корчмы, где тогда продавали крепкий мед, хлебное пиво, где играли зернью, или костями, – он посещал такие зазорные места не с иною целью, как для спасения погибавших от пьянства. Однажды он встречает там несчастного пропойцу, который приставал к целовальнику с докукою, чтобы тот дал ему скорее похмелиться; целовальник с досадою сказал ему: «убирайся ты к сатане!» Взявши в руки чарку, пропойца перекрестился, а блаженный Василий, как-бы юродствуя, громко засмеялся и рукоплескал ему, говоря: «хорошо сделал ты, человек, так и всегда делай, чтобы спастись от невидимого врага». Когда стали спрашивать блаженного о значении и причине смеха, он отвечал, что радовался, видя выходящим из чарки беса в то время, когда перекрестился пропойца; услышав это, пьяница отрезвился. Кончилось княжение Uoahha III , освободителя России от ига Монгольского, настало царствование сына его Василия. В 1521 году хан Махмет-Гирей угрожал московскому князю опустошительным нашествием. Москва трепетала при угрожавшей ей опасности, великий князь с своим семейством покинул осажденную татарскими полчищами столицу. В это время молился со слезами перед северными дверьми Успенского собора юродивый Василий, окруженный некоторыми благочестивыми молитвенниками. В храме слышан был шум, виднелся летавший там пламень, от чудотворной иконы раздался голос, обличавший москвитян в беззакониях; но теплая, слезная молитва юродивого усиливалась. Вскоре умолк шум, угас пламень. Это было предвестием спасения Москвы и России. Так молитва праведного спасла его земное отечество от угрожавшей опасности.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010