Литература: Житие Василия Мангазеиского и повествование о начале Туруханского Троицкого монастыря. Под ред. П. Е. Островских. СПб., 1910; Н. Абрамов. Блаженный мученик Василий Мангазейский. – «Странник». СПб., 1866, Н. Н. Оглоблин. Мангазейский чудотворец Василий. М., 1890; Е. К. Ромодановская. Легенда о Василии Мангазейском и Туруханская литературная традиция. – В сб.: «Вопросы истории Сибири досоветского периода». Новосибирск, 1973; Протодиакон Борис Пивоваров. Святой праведный Василий Мангазейский. – Журнал Московской Патриархии, 1977, с. 59–68. Преподобномученика Евфимия Константинопольскаго (Службу зри 1-ого мая) Тропарь, глас 4: Постнически предподвизався на горе,/умная врагов ополчения всеоружием креста погубил еси, всеблаженне,/паки же ко страдальчеству мужески облеклся еси,/убив Копронима мечем веры/и обоих ради венчался еси от Бога,/преподобномучениче Евфимие приснопамятне. Кондак, глас 2: Яко постника благочестна и искусна/и страдальца произволением честна,/и пустыни жителя сообразна,/в песнех достойно восхвалим Евфимия приснохвальнаго:/той бо змия попрал есть. Преподобномученик Евфимий Новый, Афонский Преподобномученик Евфимий Новый, Афонский в миру Елевферий, родился в 1794 году в семье благочестивого торговца в селении Димитцани в Пелопоннесе (Греция). Окончив училище в Константинополе, уехал в г. Яссы, чтобы помочь своему отцу в делах торговли. За два года пребывания в Яссах у юноши появилось желание принять иночество. С этой целью он решил отправиться на Святую Гору Афонскую, но из-за военных действий между Россией и Турцией (1811 г.) оказался сначала в Одессе, а затем в Бухаресте. В Бухаресте юноша не выдержал плотских искушений и впал в пучину разврата, а затем, пристав к туркам, принял мусульманство. Через некоторое время, уже в Константинополе, он опомнился и, терзаемый угрызениями совести и глубоким раскаянием, бежал из дома своего турецкого господина в Русское посольство. Здесь его приветливо приняли и помогли ему добраться до Святой Горы Афонской. После 40 дней покаянных молитв в Лавре святого Афанасия Елевферий был возвращен в Православие через миропомазание. Впоследствии он ревностно подвизался на Афоне в скиту святой Анны, в Дохиарской, Эсфигменской, Иверской, Ставроникитской и других обителях, слезами покаяния, постом и молитвой, усердными трудами иноческими искупая грех вероотступничества. В скиту Иоанна Предтечи Елевферию явилась Пресвятая Богородица, после чего он принял монашество с именем Евфимий.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В 1865 году о. Василий Руднев был избран действительным членом Общества любителей духовного просвещения, которое оценило его активное участие в духовных изданиях. Это общество стремилось противодействовать распространению в Российской империи атеистических идей и настроений. Ко времени служения о. Василия в церкви святых Космы и Дамиана относится издание написанных им очерков «Московская Космодамианская, что в Старой Кузнецкой, церковь . Описание церкви и прихода» и «Святые бессеребренники и чудотворцы Косма и Дамиан». А в период своего настоятельства в Троице-Шаболовском храме о. Василий не только руководит сооружением новой церкви на месте старой, но и подробно описывает в своих сочинениях все этапы строительных работ. В 1885 году выходит в свет очерк «Закладка храма во имя Св. Живоначальныя Троицы, на Шаболовке, в Москве», а спустя десять лет, когда храм был построен и освящен, появляются очерки «Новопостроенный храм во имя Святыя Живоначальныя Троицы» (М., 1895) и «Освящение новопостроенного храма во имя Святыя Живоначальныя Троицы на Шаболовке в Москве 21 сентября 1895 года» (М., 1896). Довольно известными стали сочинения о. Василия Руднева, посвященные Николо-Пешношскому монастырю и его знаменитым насельникам. По мнению протоиерея П.С. Шумова, «к этому монастырю особенно влекло его, так как во младенчестве по молитвам одного подвижника, по отслужении панихиды на могиле его, он получил избавление от тяжкой болезни своей». В 1893 году, к пятисотлетней годовщине памяти основателя монастыря преподобного Мефодия выходит «Историческое описание мужского общежительного монастыря Святого Чудотворца Николы, что на Пешноше», а в 1895 году напечатаны очерки «Святитель Варсонофий, Казанский чудотворец как настоятель Николаевского Пешношского монастыря» и «Архимандрит Мефодий. Настоятель Николаевского Пешношского монастыря (Биографический очерк)». Особое значение в разносторонних исследованиях о. Василия имел Московский Иоанно-Предтеченский монастырь, в котором в 1850-х годах жили родственники священника. В 1879 году о. Василий подготовил и издал брошюру «Обновление Московского Ивановского монастыря», посвященную восстановлению обители после ее разорения французами в начале XIX века. Несколько позднее увидели свет его очерки о подвижницах обители – «Подвижница Московского Ивановского женского монастыря инокиня Досифея (Княжна Тараканова)» (М., 1888) и «Блаженная схимонахиня Марфа, подвижница Московского Ивановского монастыря (М., 1889); обе брошюры неоднократно переиздавались в наши дни.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Rudnev/s...

24. «Жизнеописание Московского старца Алексия Мечева». Составила монахиня Иулиания. Изд-во: «Русский Хронограф», 2002 г.25. «Храм Николая Чудотвордца в Клёниках». Москва, Изд-во: «Московского журнала», 1991 г.26. «Сказание о житии Блаженной Матроны». Составила Жданова, Свято-Троицкий Ново-Глутвин монастырь, 1993 г.27. «Житие Святой Блаженной Матроны Анемнясевской». Сост. Священник Николай Правдолюбов. Москва, Изд-во: «Святитель Киприан», 1999 г.28. «Схимонахиня Нила». Изд-во: «Паломник», 2000 г.29. «Вертикаль (Путевые заметки)». Священник Михаил Малеев, Москва, Изд-во: Приход Храма Покрова Пресвятой Богородицы в Братцеве, 2001 г.30. «Блаженный Иоанн Чудотворец». Иеромонах Серафим (Роуз), Игумен Герман (Подмощенский) Издательский отдел Валаамского общества Америки в России, 1993 г.32. Газета «Православная Москва», 3 (205), октябрь 1999 г., материал православного журнала «Отдых христианина», 2001 г.33. «Русская мысль», Париж, 4286, 30 сентября 1999 г.34. В очерке использовались материалы сайта «Электронная библиотека», электронного журнала «Альфа и Омега», документального фильма «Епископ Василий (Родзянко): Моя судьба».35. «Схиигумен Савва». Москва, Изд-во: «Русский Дом», 1999 г.36. «Святитель-хирург, житие Архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого)». Протодиакон Василий Марущак Москва, Изд-во: «Даниловский Благовестник», 1997 г.37. «Отец Арсений». Москва, 1993 г., и материалы из архива Владимира Владимировича Быкова (Библиотека форума «Православная беседа»).38. «На пажити Богоматери. Христа ради юродивая Киево-Печерской Лавры Монахиня Алипия». Воспоминания очевидцев. Киев, 2001 г.39. «Богом данная». Жизнеописание блаженной старицы схимонахини Макарии, Г.П. Дурасов, Изд-во: «Сатис», Санкт-Петербург, 1995 г.40. В очерке использовался материал сайта: «Вселенское Православие».41. «Един от древних», Архимандрит Симеон (Холмогоров). Москва, Изд-во: «Паломник», 1996 г.42. «У пещер Богом зданных», Псково-Печерские подвижники благочестия ХХ века, М. , Изд-во: «Правило веры», 1999 г.43.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

380 Житие, с. 23. В таком виде, с поднятою несколько головою и взором, обращенным к небу, – он изображен и на одной из древнейших икон в храме его имени. Эта икона святого находится в иконостасе с левой стороны, при входе в храм, рядом с особо чтимою иконою Покрова Богоматери. 384 Сказание о жизни и чудесах святого блаженного Василия, Христа ради юродивого. Московского чудотворца, Белянкина, примеч. 20, с. 38. 386 В память этого чудесного избавления от татар установлен крестный ход из Кремля в Сретенский монастырь. 388 Степенная книга, ч. 2, с. 246 – 247. Этому пожару предшествовали не столь сильные пожары 12 и 20 апреля. См. «Русские Святые» преосвященного Филарета Черниговского , августа 2; Василию блаженному было открыто также от Бога о великом пожаре, бывшем 21 июня 1543 г. См. «Жития святых российской церкви», 2 августа. 398 Житие, с. 34. «Весел быв духом блаженный Божиих Ангел к нему пришествием и лицем светел несказанно являшеся». 407 «По преставлении сего блаженного (Василия) многая и бесчисленная чудеса содевахуся, их же невозможно и писанию предати множества ради, но от многих малая исповемы» (См. Рукописное сказание о чудесех святого и праведного Василия блаженного, с. 65). 410 В конце повествования об этом чудесном исцелении составитель «Сказания о чудесах блаженного» прибавляет: «Всех числом святый блаженный Василий исцели в месяце августе различными недуги страждущих мужей, жен и детей сто двадесять душ» (с. 67 на обор.). 413 «Житие, преставление и сказание о чудесах святого праведного и блаженного Иоанна, нарицаемого Большаго Колпака, Московского и Вологодского Чудотворца». Краткая рукописная запись сия находится при Покровском соборе. 414 Вериги блаженного сохранились до настоящего времени, – находятся в Покровском соборе у мощей святого; колпак утрачен, вероятно, в 1812 г. 415 Жизнь преподобного Иринарха затворника, составления архимандритом Амфилохием, с. 12, 13. См. Толстой М.В. Рассказы из истории Русской Церкви, с. 402; также «Русские святые» Филарета, архиепископа Черниговского.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Протопоп наставил его в христианской вере, велев ему быть верным Христу до смерти, и  крестил  с наречением ему имени Стефан. В знак своей верности новообращенный вырвал клок своей бороды и сказал, что так даст себя разорвать на части. За открытую и смелую проповедь Христа он был единоплеменниками своими изрублен в куски, а дом его сожжен. В тот же год был убит толпою мусульман  новокрещеный  татарин Петр, На его могиле был воздвигнут храм Воскресения Христова. •  Свияжск основан в 1551 г. при впадении р. Свияги в Волгу, на острове, как крепость. Он являлся базой русских войск, в период осады Казани (1552), бывшей до той поры столицей ханства. Ныне это село в Верхнеуслонском районе Татарстана. Казанская епархия была учреждена в 1555 г., т.е. после указанных событий.  •  Свв. мученики приняли Крещение уже после взятия Казани Иоанном Грозным и пострадали после ухода войск из города. В 1592 г. свт. Казанский Ермоген (будущий Патриарх Московский; память его 17 февр.) обратился к Патриарху Иову с прошением занести в повседневный синодик, имена свв. мучеников. Праведный Василий Блаженный, Христа ради юродивый, Московский чудотворец (+ 1552) Память его празднуется 2 авг. в день преставления и прославления Св. Василий Блаженный родился в крестьянской семье около 1464 г., в подмосковном селе Елохове (ныне Елоховская ул.), около церкви Св. великомученика Никиты (+ ок. 372).  Родителей его звали Иаков и Анна. Когда мальчик подрос, его отдали учиться сапожному мастерству. Уже в это время он вел подвижническую жизнь, занимался умной молитвой и успел стяжать благодатные духовные дары. Когда ему было 16 лет, пришел раз в мастерскую посадский человек и заказал сапоги, которых ему хватило бы на несколько лет. Василий улыбнулся. Когда заказчик ушел, хозяин спросил Василия о причине улыбки. «Если я тебе скажу, — ответил тот, — то больше я у тебя не смогу остаться!» Хозяин стал настаивать. Тогда Василий сказал: «Мне странным показалось, что посадский заказывает себе сапоги на несколько лет, тогда как он умрет завтра!» Слова юноши сбылись, но после этого он не захотел оставаться ни у мастера, ни в родительском доме.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2368...

Очистив великими подвигами и молитвой свою душу, Блаженный сподобился и дара предвидения будущего. В 1547 г., как рассказывают нам летописи и Житие Василия Блаженного, пришел он в монастырь Воздвижения Честнаго Креста, что на острове, и стал здесь умильно плакать. В тот день Москва не поняла, о чем плакал Блаженный, но утром открылась причина его слез: 21 июня загорелась в Воздвиженском монастыре деревянная церковь и огонь, усиливаемый ветром, стал быстро распространяться по городу. Пожар, предсказанный Блаженным, был страшен: выгорело все Занеглинье, Великий Посад, Старый и Новый город, «не токмо же деревеная здания, но и самое камение распадашеся, и железо разливашеся, и по многих каменных церквах и полатах все выгоре» 10 . Блаженный своим духовным взором созерцал события, совершавшиеся и вдали от Москвы, и там приходил на помощь. Как-то царю Иоанну Грозному вздумалось пригласить Блаженного Василия на свои именины. Когда подносили заздравную чашу, юродивый три раза принимал ее и выливал за окошко. Грозный забушевал, приняв его действия за пренебрежение к царю. «Не кипятись, Иванушка, – сказал юродивый, – надо было заливать пожар в Новгороде, и он залит». Иоанн Грозный не был из числа людей доверчивых, был послан нарочный в Новгород. Оказалось, что Блаженный был прав. Гонцы передали царю со слов новгородцев, что действительно в тот день и час начался страшный пожар, но внезапно и неизвестно откуда появился какой-то нагой человек, который, поливая огонь из водоноса, быстро прекратил пожар. Василий Блаженный не боялся обличать в грехах самого царя Иоанна Грозного. Правда, Житие описывает только один такой случай, когда Блаженный упрекнул царя за то, что, находясь за Богослужением, царь во время молитвы думал о постройке своего нового дворца на Воробьевых горах. После службы Блаженный Василий подошел к царю. «Где ты был, Василий? Я не видел тебя в храме», – спросил царь. «А я видел тебя, – отвечал Блаженный, – только ты был не в храме, а на Воробьевых горах». Если Житие до нас не донесло обличений Грозного в жестокостях, то народное предание настойчиво свидетельствует о том, как Блаженный сурово упрекал царя за его прегрешения. Эти рассказы были настолько распространенными, что о них сообщали даже иностранцы. Заметим, что Блаженный не дожил до самого страшного времени царствования Грозного, когда страна обагрилась целыми потоками безвинно пролитой крови.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pro...

Христофор Сольвычегодский Преподобный Афанасий Свирский Преподобный Иона Яшезерский XVI-XVII Праведный Афанасий Наволоцкий XVI-XVII Праведный Прокопий Усьянский (Устьянский) До XVII XVII век Праведный Василий (мученик), Мангазейский, Туруханский Борис Феодорович Годунов (1598 – 1605) Преподобный Мартирий Зеленецкий Праведная Иулиания Лазаревская Святитель Иов, первый Патриарх Московский и всея Руси Василий Иоаннович Шуйский (1606 – 1610) Преподобномученица Анастасия, игумения Угличская и с нею 35 сестер-монахинь Преподобный Сергий Шухтовский Преподобный Леонтий Леохновский Междуцарствие 1610 – 1613 Преподобный Серапион Кожеезерский Святитель Ермоген священномученик, Патриарх Московский и всея Руси Преподобномученик Галактион Вологодский Преподобный Иосиф Заоникиевский Преподобный Трифон, архимандрит Вятский Преподобномученик Евфросин Синоезерский Праведный Иоанн (затворник), Псковский Михаил Феодорович Романов (1613 – 1645) Преподобный Иринарх, затворник Ростовский Праведная София, кн. Слуцкая Преподобный Адриан Монзенский Преподобный Поликарп Брянский Блаженный Киприан, Христа ради юродивый, Суздальский чудотворец Преподобный Макарий Жабынский, Белевский Преподобный Вассиан Тиксненский Блаженный Прокопий Вятский, Христа ради юродивый Преподобный Иов Ущельский Преподобный Иринарх, игумен Соловецкий Преподобный Диодор (Дамиан) Юрьегорский Преподобный Дионисий Радонежский, архимандрит Троице-Сергиевой лавры Преподобный Никодим Хозыогский, Кожезерский Преподобномученик Симон Воломский Праведный Симеон Верхотурский Преподобномученик Афанасий Брестский Алексий Михайлович (1645 – 1676) Праведный Максим, иерей Тотемский, Христа ради юродивый Преподобный Иов, игумен Почаевский Святитель Аффоний, митрополит Новгородский Святитель Серапион, митрополит Сарский и Подонский Преподобный Леонид Устьнедумский Преподобный Лукиан Александровский Святитель Афанасий, Патриарх Константинопольский, Лубенский чудотворец Преподобный Елеазар Анзерский Преподобный Филипп Янковский, Сухонский Преподобный

http://azbyka.ru/shemy/hronologia_russki...

В последнее свое время блаженный лежал на одре, тяжко больной. Царь и царица Анастасия с детьми Иоанном и Феодором пришли к нему испросить молитв его за них. Блаженный, находясь уже при смерти, сказал царевичу Феодору: «все достояние прародителей твоих будет твоим, – ты – наследник». И вслед затем скончался. Это было 2 августа 1552 г. Из 88 лет жизни своей блаж. Василий провел в подвигах юродства 72 года. – Царь с боярами нес одр его. Митр. Макарий с собором духовных отпевал погребенного 5 . Тело блаженного погребено было на кладбище Троицкой церкви на рву, где в 1554 г. царь Иоанн приказал строить Покровский собор в память покорения Казани 6 . В 1588 г. «проявился блаженный Василий московский, говорит летопись, и быша многа исцеления от мощей его». По воле ц. Феодора тогда же сооружена была серебряная риза над мощами его и установлено праздновать память его в день его кончины 7 . Загробные чудеса бл. Василия были разнообразны и совершались как при гробе его, так и в местах отдаленных для призывавших помощь святого. Боярский сын Копятов, житель Вологды, целый год был болен ногами. Он собрался на костылях идти к гробу бл. Василия. Довольно пути прошел он: но наконец совсем обессилел. «Помоги мне, блаженный», воззвал он из глубины сердечной. Вслед затем услышал ответный голос: «если хочешь получить исцеление, иди к гробу моему». И в ту же минуту почувствовал исцеление. Уж не для исцеления, а по чувству благодарности пришел он здоровый блаженному и рассказал о бывшем с ним. Псковитянка Евдокия была и слепа и не владела правою рукою. Решась брести к гробу блаженного, во Ржеве она очень изнемогла и призывала на помощь блаженного. На дороге блаженный исцелил ее своим явлением и она исполнила обет свой при гробе его. Убогий Осип был немым от рождения, скитался по Покровской улице Москвы для милостыни; по временам нападали на него припадки беснования и тогда опасен бывал он для встречавшегося с ним. Его с трудом привлекли ко гробу блаженного; когда отпели молебен и окропили его св. водою, он стал говорить спокойно и смысленно.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

А. Глядкова (НГХМ?; см.: ПЭ. 2005. Т. 9. С. 34-35). На нижнем поле иконы представлены 3 Московских святителя, Черниговские чудотворцы, св. царевич Димитрий, юродивые Василий, Максим и И.; эти изображения повторяются и на поздних списках, напр. на иконе рубежа XIX и XX вв. из собрания И. Тарноградского (Святые образы: Рус. иконы XVIII-XX вв. из частных собраний: Прил. к изд. 2006 г./Авт.-сост.: И. Тарноградский; авт. ст.: И. Бусева-Давыдова. М., 2007. Кат. 14). Дальнейшее развитие той же темы представлено иконой Симона Ушакова «Похвала Богоматери Владимирской» («Древо государства Московского») из московской ц. Св. Троицы в Никитниках (1668, ГТГ): медальоны с полуфигурами 3 московских юродивых помещены над изображениями преподобных, симметрично образам царей Михаила Феодоровича, Феодора Иоанновича и св. царевича Димитрия (образ последнего сопоставлен с образом И.). Как и др. святые, И. представлен в молитвенной позе, со свитком, текст которого прославляет Богородицу («Радуйся, Винограде тайный, израстивший Живот»); остальные атрибуты юродивого традиционны, колпак имеет большой размер и серый цвет. Др. вариант трактовки этой темы представлен произведениями, исполненными для собора Покрова на Рву. В 1-й четв. XVIII в. на его вост. фасаде (в цокольной части Троицкого придела, между приделами-усыпальницами Василия Блаженного и И.) иконописцем-юродивым Тимофеем Архиповым было написано изображение Богоматери «Знамение», окруженной полуфигурами русских, в т. ч. Московских, святых; молящиеся Василий Блаженный и И. представлены в нижней части правого и левого полей, над преподобными, ниже святых царевича Димитрия и Бориса и Глеба (композиция могла быть создана ранее 1-й четв. XVIII в., т. к. на верхнем поле представлены св. Иоанн Предтеча и ап. Петр - в данном случае, вероятно, патрональные святые царей Иоанна и Петра Алексеевичей, совместное правление к-рых окончилось со смертью Иоанна в 1696). 80-ми гг. XVIII в. датируется реплика этой росписи - большая икона Божией Матери «Знамение», размещавшаяся над входом в придел Василия Блаженного (ГИМ, музей «Покровский собор»); на иконе изменен состав святых, Василий и И.

http://pravenc.ru/text/469402.html

[Знак – красный крест. О местах совершения собора нет]. 5 . Обретение честных мощей преподобного и богоносного отца нашего Сергии игумена,Радонежского чудотворца. Совершается собор его во обители его, и идеже храм его. [Знак – три красные точка в полукруге].† 8. Святого Прокопиа, Христа ради юродивого, Устюжского чудотворца. [О местах совершения собора и знака праздничного нет]. 10 . Память преподобного отца нашего Антониа Печерского, иже в Киеве, бывшаго начальника всех Российских монахов. Совершается собор его во обители его, и идеже храм его: в прочих же полиелей. [Знак – красный крест ]. 11 . Преставление блаженные Ольги, княгини Российския, во святом крещении нареченные Елены. [Знак – три черные точки в полукруге. О местах совершения собора нет]. 15 . Святого и равноапостольного великого князя Владимира, нареченного во святом крещении Василий. [Знак – красный крест. О местах совершения собора нет]. 24 . Святых мученик Бориса и Глеба, нареченных во святом крещении, Романа и Давида. Совершается собор их, идеже лежат мощи их, и иде храм их. [Знак-красный крест.] 25 Преподобного отца нашего Макариа Желтоводского, Унженского чудотворна. Совершается собор его во обители его, и идеже храм его. [Знак – три красные точки в полукруге. – В издании 1695-го года опущена бывшая в издании 1682-го года под 27-м Июля память Николы Кочанова Новгородского, которая читалась: «Святого блаженного, Христа ради уродиваго Николы Кочанова, Новгородского чудотворца. Служба пети его, и рядового с рассуждением архиереа тамошняго " ]. Август 2 . Преставление святого блаженного Василий, Христа ради юродивого, Московского чудотворна. Совершается собор его, идеже лежат мощи его. [Знак тот же, что выше]. 3 . Преподобного Антониа Римлянина, Новгородского чудотворца. Совершается собор его, идеже лежат мощи его, и идеже грам его. [Знак тот же, что выше]. 21 . Преставление преподобного отца нашего Аврамиа архимандрита, Смоленского чудотворца. Совершается собор его, идеже лежат мощи его. [Знак тот же, что выше].

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010