По времени отец Диомид все-таки возвратился в скит, где и дожил свой век. В скитской летописи написано: " В воскресенье утром 1 мая 1849 года в шестом часу скончался болящий старец отец Диомид (Кондратьев) на 69-м году от роду " . Слово " болящий " показывает, что отцу Диомиду пришлось немалое время в жизни поболеть, что люди жизни духовной считают милостью Божией, ниспосылаемою людям к очищению от грехов. И во время болезни, без сомнения, отец Диомид приготовлен был к исходу из сей жизни всеми потребными для сего Святыми Таинствами, как обыкновенно принято в Оптиной пустыни. Упокой, Господи, душу усопшего раба Твоего, схимонаха Диомида, во Царствии Твоем! Монах Досифей (†22 декабря 1828/4 января 1829) Родом из однодворцев Драгунской слободы города Карачева Орловской губернии. Первоначально жил в Площанской пустыни, где и пострижен в монашество, потом 40 лет проходил пустынное подвижническое житие в рославльских лесах Смоленской губернии со старцами Варнавою, Никитою, Иаковом, Василиском, Зосимою, Андрианом, Афанасием, Арсением и другими. Здесь же жил и послушник Тимофей, вскоре затем настоятель Оптиной пустыни отец Моисей. Отец Досифей прибыл в Оптину пустынь в октябре 1827 года и с радостью и честью принят был отцом Моисеем, как старец своим учеником, и помещен на жительство в скиту. Отличительными свойствами сего старца были особенная простота и младенческое незлобие. За несколько времени до кончины старца сего был достойный внимания и памяти случай. Супруга крапивенского помещика Тульской губернии А. С. Воейкова, женщина еще молодых лет, была в сильной горячке. Все пособия врачей оказались недействительными. Испуганный супруг и родственники, отчаявшись в выздоровлении больной, могли только ожидать скорой ее кончины. Вдруг она, как казалось им, поговоривши с кем-то тихо, встала с постели и спросила: " Где же монах, который сейчас приходил ко мне? " . Когда же уверили ее с клятвой, что никто не приходил и они никого не видели, в ту минуту больная почувствовала облегчение от болезни и сказала, что приходивший говорил ей следующее: " Что ты лежишь? Вставай и приезжай в Оптину пустынь служить молебен, а я на твое место лягу — так Бог велел " . В несколько дней после этого больная выздоровела совершенно и, как только позволили ей силы, поехала с мужем в Оптину пустынь воздать благодарение Господу Богу за выздоровление. По приезде же, выйдя из экипажа, они пошли по тропинке, ведущей к скиту. На этот раз вся братия, как монастырские, так и скитские, были на общем послушании — убирали покос. Оставался в скиту один только старец Досифей. Прохаживаясь за вратами по лесу, он встретился с приезжими, с простодушным приветствием ввел их в скит и показывал им внутреннее его расположение. Встреча с отцом Досифеем поразила бывшую больную. Она смотрела на старца с благоговейной радостью и, едва скрывая это чувство, тихо сказала своему мужу: " Этот монах видом и простотою беседы разительно походит на являвшегося мне в болезни " .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1307...

Устроилась материальная сторона жизни: «Тогда я был бедняком-офицером, полковым адъютантом, а теперь, слава Богу, орловский, курский и воронежский помещик, коннозаводчик и живу в прекрасном имении с великолепной усадьбой и парком. Всё это приобрёл усиленным трудом, а не мошенничеством, и на этот счёт я покоен». В Мценском уезде Орловской губернии Фет был избран мировым судьёй и десять лет старался по-христиански вершить чужие судьбы, будучи убеждённым, что «Христианство является, бесспорно, высшим выражением человеческой нравственности и основано на трёх главных деятелях: вере, надежде и любви. Первыми двумя оно обладает наравне с прочими религиями. Нет религии без веры и надежды; зато любовь – исключительный дар христианства, и только ею Галилеянин победил весь мир». Наконец, в 1873 году Фет получил долгожданное дворянство, право носить фамилию Шеншин, все сословные привилегии. Государь позволил ему принять «фамилию ротмистра Афанасия Неофитовича Шеншина и вступить во все права и преимущества его по роду и наследию». В сердце прожившего жизнь поэта, не угасая более четырёх десятилетий, жарко пылал огонь его юношеской любви Но в поэзии он остался Фетом. В сердце прожившего жизнь поэта, не угасая более четырёх десятилетий, жарко пылал огонь его юношеской любви. Образ любимой девушки продолжал жить в сердце и памяти, воскресал перед глазами точно въявь: Вчера я шёл по зале освещённой, Где так давно встречались мы с тобой. Ты здесь опять! Безмолвный и смущённый, Невольно я поникнул головой. И в темноте тревожного сознанья Былые дни я различал едва, Когда шептал безумные желанья И говорил безумные слова. Знакомыми напевами томимый, Стою. В глазах движенье и цветы – И кажется, летя под звук любимый, Ты прошептала кротко: “Что же ты?” И звуки те ж, и те ж благоуханья, И чувствую – пылает голова, И я шепчу безумные желанья И лепечу безумные слова. («Вчера я шёл по зале освещённой…», ) И в преклонном возрасте Фет продолжал создавать шедевры любовной лирики потрясающей глубины и силы чувства. Я. П. Полонский писал 25 октября 1890 года семидесятилетнему поэту:

http://pravoslavie.ru/157603.html

…рисовка, гарун-аль-рашидство…— Герой рассказа хочет подчеркнуть, что губернатор только притворяется терпимым и добрым. Гарун-аль-Рашид (763–809), калиф багдадский, в рассказах «Тысяча и одна ночь» представлен как добрый и справедливый государь. На самом же деле, особенно в последний период своей жизни, Гарун-аль-Рашид отличался деспотизмом и вероломством. 224 Во время моей юности, проходившей в Орле…— До десятилетнего возраста Лесков жил в имении Панино, в 1841 году поступил в орловскую гимназию. После смерти отца в 1847 году Лесков около двух лет служил в орловской палате уголовного суда, затем, в 1849 году, переехал в Киев. 225 …жил на высылке Афанасий Васильевич Маркович…— А. В. Маркович (около 1826–1867), украинский этнограф, муж известной писательницы Марко Вовчок, по делу «Кирилло-мефодиевского общества» был сослан в 1847 году в Орел, где служил помощником правителя канцелярии губернатора. О Марковиче Лесков писал впоследствии, что он, Лесков, «обязан ему всем моим направлением и страстью к литературе» (А. И. Фаресов. Против течений, СПб., 1904, стр. 164). Маркович, в частности, способствовал возникновению у Лескова интереса к фольклору и украинской литературе. 226 «Марко Вовчок» (псевдоним Марии Александровны Вилинской-Маркович, 1834–1907); — русско-украинская писательница, в шестидесятые годы близкая к революционной демократии. Ее творчеству посвящена статья Добролюбова «Черты для характеристики русского простонародья». Переводчиком ее произведений (с украинского на русский) был И. С. Тургенев. Марко Вовчок была хорошо знакома с Н. С. Лесковым. 227 «Костомаровская история». — Николай Иванович Костомаров (1817–1885) — историк, профессор, один из главных организаторов и руководителей тайного «Кирилло-мефодиевского общества», раскрытого царским правительством в 1847 году, Костомаров был сослан в Саратов под надзор полиции; освобожден от надзора в 1857 году. 228 Стр.451. Орловскою губернией во время ссылки Марковича правил не раз упоминавшийся в литературе князь Петр Иванович Трубецкой. — О Марковиче см. выше, прим. к стр. 450. Орловский губернатор князь П. И. Трубецкой (1798–1871) неоднократно упоминается в ранее написанных произведениях самого Лескова (см. «Мелочи архиерейской жизни», рассказ «Грабеж» и статью «Русские деятели в остзейском крае» («Исторический вестник», 1883, ноябрь). 229

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

НН 12 января 2021, 16:26 Вячеслав, и Вы затронули щепетливую тему. Всех белоэмигрантов было около 2х млн человек, малая часть- казаки и солдаты, подавляющее бол-во - дворяне, в тч офицеры. Они вывезли белую кость и голубую кровь... и бриллианты, золото, другие драгоценности. А с 1992 по 2017год Россию покинули более 10ти млн высокообразованных людей: программисты, математики, химики, физики, врачи, астрономы и тд и тп. Не слышу стенаний по этому поводу. Лучшие Сыны России в России заботились о своём беззаботном и веселом времяпровожении, немногие из них имели хоть какую-то профессию. Офицеры умели воевать, другие же не умели ничего. Поэтому их судьба в эмиграции была незавидна. Не то, что у 10млн, обученных в СССР. Пётр 12 января 2021, 15:32 Вячеславу, в продолжении о том как большевики " голод победили " . Из воспоминаний старца Илия. " В то же время сейчас можно услышать, что, мол, в советское время жизнь была лучше. - Далеко не ходя, расскажу о собственной жизни. Мне 84 с лишним года уже. Одно чувство с первых дней моего сознания помню - голод, голод, голод. Отец, который успел пожить до революции, говорил, что так плохо, как при коммунистах, не было никогда прежде. Отец, Афанасий Ноздрин , погиб на фронте, он ушёл воевать с первых дней. Голод был как во время войны, так и после. Хлеб у нас по-настоящему появился где-то в 50-х годах. Жизнь сельская была нищенская, крепостному праву было далеко до этой нищеты. " Пётр 12 января 2021, 15:19 Вячеславу. Как " большевики голод победили " . Из воспоминаний старца Илия: " Да, в «коммунистическом раю» роскошно жила партийная номенклатура, которая пользовалась спецпайками, спецбольницами и т. д. А простой люд? Мои бабушка и дедушка умерли от голода. Вымирали целые деревни. В округе только моя деревня Редкино (Орловская обл. - Ред.) и сохранилась, а остальные - Терехино, Новодмитровка, Марьино - исчезли. Как мы жили? Что ели? В лучшем случае «тошнотики» из гнилой прошлогодней картошки, которую удавалось найти на огороде. Наша семья - мама, старший брат, сестра, младший брат, бабушка с дедушкой - жила в хибарке с соломенной крышей. Солому давали, если только председателя уважить - напоить. "

http://pravoslavie.ru/136445.html

Надо быть осторожными с кандидатами, которые обольщают народ красивыми речами, а в действительности хотят занять пост в корыстных целях. - Многие склонны верить красивым обещаниям. - Россия уже однажды, в 1917 г., поверила обещаниям о светлом будущем. Сыграли на простоте и доверчивости русского народа. Это привело к национальной катастрофе. Целые слои населения объявили " врагами " , уничтожали духовенство, интеллигенцию, предпринимателей, казачество, крестьянство. Решение без суда и следствия принимала " тройка " . Сотни человек расстреливали за один раз. А исполнителям, расстрельной команде, выдавали ведро водки. Вот они, плоды революции! - Есть другой взгляд на советский период: да, были репрессии. Но мы получили бесплатное образование, жилье, медицину. Многие молодые люди сегодня так видят СССР. - Да, в " коммунистическом раю " роскошно жила партийная номенклатура, которая пользовалась спецпайками, спецбольницами и т. д. А простой люд? Мои бабушка и дедушка умерли от голода. Вымирали целые деревни. В округе только моя деревня Редкино (Орловская обл. - Ред.) и сохранилась, а остальные - Терехино, Новодмитровка, Марьино - исчезли. Как мы жили? Что ели? В лучшем случае " тошнотики " из гнилой прошлогодней картошки, которую удавалось найти на огороде. Наша семья - мама, старший брат, сестра, младший брат, бабушка с дедушкой - жила в хибарке с соломенной крышей. Солому давали, если только председателя уважить - напоить. Зимой температура в доме поднималась максимум до 5-10 градусов - когда удавалось раздобыть уголь. За погибшего на фронте отца, Афанасия Ноздрина, мы не получали ни копейки. Никаких денег маме за рабский труд в колхозе не платили. Помню, как меня постоянно преследовало чувство голода. - Батюшка, а что это за история про хлеб, которую у вас в деревне до сих пор пересказывают? - Этот случай произошел спустя несколько лет после войны. Старший брат Иван с товарищами ездили в Тулу за хлебом. Возвращались в Орел уставшие. Зашли на вокзал. И там уснули. Этот хлеб у них украли. А я пришел с поля голодный. В доме никакой еды. Думаю, пойду ягод поищу. У нас рядом с домом железная дорога. Прошел вдоль путей метров пятьдесят, гляжу: что-то на земле лежит, в ткань обернуто. Разворачиваю - а внутри буханка хлеба. Свежая, еще теплая. Не берусь судить, как он оказался на том месте, - может, с проходящего мимо поезда упал. Радость дома была великая. В то голодное время это было чудом.

http://pravoslavie.ru/111499.html

л. 16. Како самого настоятеля и братии друг друга обличати. – Выписки из тех же источников. л. 19 об. Какко обиды претерпевати. Выписки преимущественно из Златоуста и Марка постника. л. 21 об. О еже терпети от настоятеля досады и укоризны. – То же самое о братии. Выписки из тех же источников, а также преподобного Аммона, преподобного Исаии, св. Максима, Кирилла Иерусалимского . 66. О молчании и безмолвии. Рукопись в лист, 14 л., на синей толстой бумаге с клеймом 1809 г., без переплёта. Полное заглавие рукописи таково: Со Богом о молчании и безмолвии и житии тихом составлятися могущем, прежде всякого дела, от удержаний языка и кротка сердца. В немже и мала похвала от невежднических устен приносима Преподобному Отцу Исааку Сирину . егоже к концу и оглавление богомудрых словес его. Нач. Величайша согрешения и зело неудобоисцелна яже в начале в душы окаянных человек всея вселукавый враг и спасение нашего и чести, и безмертныя оныя святыя жизни сатана проклятый. Рукопись по своему происхождению увязана с Паисием Величковским . 67. Образ примирения грешного человека с Богом. Рукопись 1794 V., скороп., 4°, 233 лл. и 4 л. не нумерованных. На первом не нумерованном листе запись: «Списана сия книга с печатной 1794 года Брянского народного училища учителем Афанасьем Казмачок Вохловым, а переплетена в Киеве в бытность мою там 1795 года. Полное заглавие рукописи следующее: «Образ примирения грешного человека с Богом чрез десятодневное, и на всяк день по три краты в нем же, и самем собою безпамятным о себе грешником разглагольствие, с размышлением благодеяний Божиих, правилом ноне единожды в месяц приуготовления к доброй смерти, злобы греха, нужд жития человеческого, Евхаристии Пресвятыя, смерти, суда, геенны, и блаженства вечного, со рыданиями на всяк день, приуготовлением к тайне святого покаяния, и возбуждением к жалению о грехах сердечьному». За этим заглавием выписана аппробация книги, данная Сильвестром Лубинецким Руднецким экзархом киевской митрополии 8 мая 1756 г. 68. Словеса душеполезна. Рукопись конца XVIII в., скороп. 4°, 14 л., разбита, без переплёта.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Evseev/op...

И опять в полусвете ночном Средь верёвок, натянутых туго, На доске этой шаткой вдвоём Мы стоим и бросаем друг друга. И чем ближе в вершине лесной, Чем страшнее стоять и держаться, Тем отрадней взлетать над землёй И одним к небесам приближаться. Правда, это игра, и притом Может выйти игра роковая, Но и жизнью играть нам вдвоём - Это счастье, моя дорогая! («На качелях», 1890) Пролетели почти два года со дня знакомства Марии Лазич и Фета. На него привыкли смотреть как на жениха, а предложения руки и сердца всё не было. Поползли сплетни и слухи, кривотолки и недоумения. Родственники девушки пытались вынудить Фета объясниться по поводу его намерений в отношениях с Марией. Перед отправкой в военный поход поэт снова пишет в Орловскую губернию другу: «Эх, Ваня! Пойду в поход - себя не жаль, потому что чёрт же во мне, а жаль прекрасного создания... Ваня, плохо, голубчик! Дальше этого восклицания пойти не умею». Отчаявшись, Фет решился «разом сжечь корабли взаимных надежд»: «Я ясно понимаю, что жениться офицеру, получающему 300 руб., без дому, на девушке без состояния значит необдуманно и недобросовестно брать на себя клятвенное обещание, которого не в состоянии выполнить»; «я собрался с духом и высказал громко свои мысли касательно того, насколько считал для себя брак невозможным и эгоистичным». Помертвевшая от этих холодных рассудочных слов Мария ничего возразить не смогла. Солнца луч промеж лип был и жгуч и высок, Пред скамьёй ты чертила блестящий песок, Я мечтам золотым отдавался вполне, - Ничего ты на всё не ответила мне. Я давно угадал, что мы сердцем родня, Что ты счастье своё отдала за меня, Я рвался, я твердил о не нашей вине, - Ничего ты на всё не ответила мне. Я молил, повторял, что нельзя нам любить, Что минувшие дни мы должны позабыть, Что в грядущем цветут все права красоты, - Мне и тут ничего не ответила ты. («Солнца луч промеж лип был и жгуч и высок...», ) Такая же щемящая, безнадёжная боль, льдистый холодок сквозь сердце - в фетовских прощальных стихах. Прости! Во мгле воспоминанья

http://ruskline.ru/analitika/2016/01/11/...

При первой встрече Фет с замирающим сердцем попросил представить его незнакомке, поразившей поэтическое вообра­жение. Отныне, как идеальной прекрасной даме для рыцаря, как Беатриче для Данте, Лауре для Петрарки, «смуглой леди» для Шекспира Марии Лазич предстояло стать единственной героиней фетовской любовной лирики. Год за годом, до глубокой старости, до самой смерти посвящал он ей сияющее созвездие своих дивных стихов. Где ты? Ужель, ошеломлённый, Вокруг не видя ничего, Застывший, вьюгой убелённый, Стучусь у сердца твоего? .. («Прости!..», 1888) Мария была племянницей М.И. Петковича, дочерью отставного кавалерийского генерала сербского происхождения К. Лазича - сподвижника Суворова и Багратиона. Отставной генерал был небогат и обременён семейством. Мария - его дочь - была бесприданницей, разделявшей все хозяйственные хлопоты и воспитательные заботы отца. К моменту знакомства с Фетом ей было 24 года, ему - 28 лет. Поэт безошибочно признал в ней родственную душу. «Я ждал женщины, которая поймёт меня, - и дождался её», - писал он своему другу Ивану Петровичу Борисову, с которым вместе провёл детство в Орловской губернии. Девушка была великолепно образованной, литературно и музыкально одарённой. «Поэзия и музыка не только родственны, но нераздельны», - считал Фет. Мария Лазич вполне разделяла его убеждения. Оказалось, что она ещё с ранней юности полюбила фетовские стихи, знала их все наизусть. Фет, вспоминая первые моменты общения с Лазич, писал: «Ничто не сближает так, как искусство, вообще - поэзия в широком смысле слова. Такое задушевное сближение само по себе поэзия. Люди становятся чутки и понимают то, для полного объяснения чего никаких слов недостаточно». Однажды, сидя в гостиной у Марии, поэт перелистывал её аль­бом. В то время все барышни и дамы имели подобные альбомы: записывали в них любимые стихи, помещали рисунки, просили писать и рисовать своих подруг и знакомых. Изящное стихотворение оставил уже семидесятилетний Фет в альбоме Н.Я. Полонской - дочери своего друга-поэта Я.П. Полонского:

http://ruskline.ru/analitika/2016/01/11/...

В звание магистров возведены были следующие воспитанники этого курса: Павловский , Михаил Карпович из Екатеринославской семинарии Михневич , Осип Григорьевич из Волынской Мелиоранский , Василий Акимович из Подольской Михайлов , Михаил Митрофанович из Воронежской Красин , Павел Яковлевич из Орловской Новицкий Даниил Матвеевич из Подольской Курковский , Венедикт (иеромонах) из Екатеринославской Авсенев , Пётр Семёнович из Воронежской Сияльский , Иван Алексеевич из Черниговской Андреев , Александр Фёдорович из Курской Лисицин , Иван Яковлевич из Орловской Старшие кандидаты Боричевский , Иван Петрович из Минской Данский , Алексей Алексеевич из Орловской Путилин , Максим Николаевич из Воронежской Голиневич , Яков Иванович из Минской Григорьев , Николай Алексеевич из Полтавской Смолодович , Даниил Максимович из Киевской из Екатеринославской Генерозов , Иван Петрович из Орловской Щутский . Роман Дмитриевич из Курской Проценков , Николай Максимович из Харьковского Коллегиума Архангельский , Евмений (иеромонах) из Орловской Младшие кандидаты Ильинский , Ефим Григорьевич из Орловской Суковский , Осип Киприанович из Волынской Шугаевский , Трофим Васильевич из Черниговской Попов , Христофор (иеромонах) из Орловской Грабовский , Михаил Васильевпч из Черниговской Нечаев , Александр Матвеевич из Орловской Родионов , Михаил Константинович из Черниговской Хижняков , Николай Михайлович из Курской Аристов , Александр Петрович из Харьковского Коллегиума Викторовский , Павел Петрович из Волынской Гиренко , Евтихий (иеромонах) из Полтавской Омелянский , Венедикт Фомич из Волынской Славинский , Алексей Герасимович из Харьковского Коллегиума Княжеский , Геласий (иеромонах) из Орловской Скибицкий , Адриан Иванович из Полтавской Подгаецкий , Димитрий Андреевич из Киевской Петров , Василий Васильевич из Воронежской Шабатович , Иван Дмитриевич из Киевской Сергеев , Тимофей Сергеевич из Орловской Богословский , Андрей Григорьевич из Харьковского Коллегиума Карпович , Яков Афанасьевич из Полтавской

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ Жития новомучеников и исповедников Московской Епархии Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века Московской епархии Июнь-август Издание подготовлено под руководством и общей редакцией Митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, Председателя Синодальной Комиссии по канонизации святых Тверь, " Булат " , 2003 год - 288 страниц. Тираж 5000 экз. Содержание Июня 14 (27)       Священномученик Николай (Виноградов)          Составитель игумен Дамаскин (Орловский) .... .............. ..8       Священномученик Александр (Парусников)          Составитель игумен Дамаскин (Орловский) .... .............. .12       Священномученик Николай (Запольский)          Составитель игумен Дамаскин (Орловский) .... .............. .24 Июня 18 (1 июля)       Священномученик Сергий (Кротков)          Составитель игумен Дамаскин (Орловский) .... .............. .28       Священномученик Василий (Смирнов)          Составитель священник Александр Короленков . .............. .34       Священномученик Василий (Крылов)          Составитель игумен Дамаскин (Орловский) .... .............. .38       Священномученик Александр (Крутицкий)          Составитель игумен Дамаскин (Орловский) .... .............. .41 Июня 21 (4 июля)       Преподобноисповедник Георгий (Лавров)           Составление – издательство «Даниловский благовестник» .. .. .45       Священномученик Павел (Успенский)          Составитель С. Н. Романова........ ......... .. ............ .70 Июля 6 (19)       Преподобномученик Феодор (Богоявленский)          Составитель игумен Дамаскин (Орловский) .... .............. .72 Июля 21 (3 августа)       Священномученик Петр (Голубев)          Составитель Н.М. Новиков............... .... .............. 104 Августа 7 (20)       Преподобномученик Афанасий (Егоров)          Составитель игумен Дамаскин (Орловский) .... .............. 109       Священномученик Алексий (Воробьев)          Составитель священник Максим Максимов.. .... .............. 112

http://fond.ru/izdaniya-fonda/zhitiya-no...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010