Преподобного отца нашего Исаиа аввы. Заповедь ко братии с ним живущим. Рукоп. 4, 18 в., 132 л. Принадлежала схимонаху Афанасию, после него поступила в ризину Площанской обители. Переплет бумажный. На л. 128 об. запись: Перевел от латинского языка в славянский достоблаженныя памяти раб Божий Александр Симонович в монастыре новгородском всемилостивого Спаса в лето 7180, а от Рождества Христова 1672. По скончании же оной книги, в том же году, месяца июля 10, прохождения ради шел на воду и внезапно утопе. Читателю православный, в молитвах своих поминай онаго: много бо хоте преложити нам писания, но желание смерть прекрати. л. 129. Преподобного Антиоха правоучение 6. О воздержании. Нач. Воздержание всему роду человеческому всяко прислушающая есть добродетель. л. 131. Того же преподобного аввы Исаия . Нач. Поведал нам авва Петр, ученик отца Исаиа, яко вопросих (иногда) отца своего, глаголя. л. 131 об. Из другой книги того же. Нач. Инок бо, имея злато и сребро и иная стяжания, не верует, яко Бог питает его. В конце приписка: «Якоже некоего овощия продавец многим дает вкушати продаемая, сице и блаженныя памяти оныя Александр спасения желающим, паче же мир грешному на пользу от многих святых писания истолкова от латинского языка». Видно, что составитель рукописи был близким человеком к переводчику Александру Симоновичу. Лествица Иоанна Лествичника . Рукопись в лист, 311 л., полууставом. Написана и дана вкладом в Площанскую пустынь при игумене Серапионе иеромонахом Авелем в 1799 году. Переплет кожаный. Лествица Иоанна Лествичника . Рукоп 4, 18 в., полууст., 312 л. Принадлежала севского уездного училища высшему отделению, а потом площанскому иеромонаху Никону. С л. 239 даны в извлечениях аскетические писания других отцов: Пимена Великого , Федора Студита , Илариона Великого, Исаака Сирина , Сисоя Великого, отрывки из Лимониса, жития Андрея юродивого, св. Евагрия, из Патерика, Пролога, Симеона Нового Богослова , в конце, с л. 310 об. – поучение к царям и князям, к епископам и попам и ко всем православным христианам, еже не упиваться. Нач. Благословение отца духовного о Господе к детям. О чада, видите, иже ми дал есть Бог талант.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Evseev/op...

Нач. Вострубите, рече, на нов месяць трубою в благознаменатый день праздника вашего. л. 39. В субботу сырную преподобного и богоносного отца нашего Ефрема Сирина слово о отцех скончавшихся, иже в посте просиявших. Нач. В сии день првыи и благознаменитыи таинства сына единородного славне поюща возпиим песньми в церкви, невесте сущи Христове. л. 45. Тогожде Ефрема о отцех скончавшихся в тужде субботу сырную. Нач. Утробою моею болю, спостраждите, братие, раби благословении: придете, услышите болезнует ми душа. л. 50. В неделю сыропустную поучение Иоанна Златоустог о. Нач. Разумно и смыслено послушайте братия, о святем посте. л. 52. Иже во святых отца нашего Григория архиепископа Коньстантина града Богослова о отьци мльчащи язвы ради града слово 16. Нач. Что разаряете чинь похваляемый; что нудите язык закону работающь. л. 68. В неделю 1. Иже во святых отца нашего Германа, архиепископа Константина града слово о кресте и святых пречестных иконах и на еретикы. Речено ж бысть в первую неделю святых пост, си речь православную. Нач. Понеже убо мнози от иже безумнеи бесловесне еретичьствующих ненаучение и неистовне лукавыми тех и ядовитыми велении л. 78. В туже православную неделю Иоанна мниха и презвитера Дамаскина слово сказывающее о святых и честных иконах к всякому христианину и к царю Константину Кавалину и на вся еретикы. Нач. Понеже убо мнози начяши счиневати повесть по блаженому апостолу и евангелисту Луце о вере православнеи. л. 100. Святого отца нашего Афанасья архиепископа александрьска о иконе Господа нашего Иисуса Христа истинного Бога нашего и о бывшем чюдеси в Вурите граде. Нач. Вздвигнйте очи ума вашего и видите новый дин сеи. л. 105. Слово о житии святого отца нашего Ефрема. Нач. С отец нашь Ефрем преподобный бе от всток, сирин родом. л. 106. О Василии и Ефреме. Нач. Братиа, повесть хощу створити о Василии и о блаженнем Сирине. л. 109 Книги, глаголемые Ефрем, сказаетжеся гречским языком, Паренисис еже есть послушание и утешение и умиление. Нач. Бе етер на; ветоце муж именем Ефрем, сирин родом сы, си человек благочестив бе.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Evseev/op...

В Орловской епархии в начале XIX столетия, также дав у себя приют старцам-пришельцам, благоустроились и процвели: пустынная обитель Белобережская и монастыри – Чолнский и Свенский. А впоследствии уже заимствовала от них вместе с внешним чином духовный свет и Площанская пустынь, в которой полагал начало иноческой жизни описываемый здесь старец Макарий. В Белобережской пустыни вселился и около 1801 года был строителем оной старец духовной жизни Василий, в мире Василий Тимофеевич Кишкин, из дворян Курской губернии. Первоначально (с 1780 года) он жил с учениками своими несколько лет на св. Афонской горе и в Молдавии. В то же время вышли из Нямецкого монастыря от старца Паисия иеросхимонах Клеопа и схимонах Феодор, постриженные в монашество и основательно наставленные им в жизни духовной. И о. Клеопа прямо поселился в Белобережской пустыни; а о. Феодор сначала жил в Чолнском Трубчев-ском монастыре. Потом, когда место настоятеля и старца Василия в Белых Берегах (в 1804 году) занял его ученик и постриженник иеромонах Леонид, тогда и о. Феодор перешел в Белобережскую пустынь. Упокоеваемые любовию и попечением настоятеля, старцы Клеопа и Феодор жили при обители в уединенной и безмолвной келлии в лесу, сперва вдвоем; а потом, в 1808 году, присоединился к ним и любитель безмолвия о. Леонид, добровольно ради сего сложивший с себя бремя настоятельства. Все они совокупно занимались умным деланием, принося в то же время пользу и ближним, притекавшим к дверям их келлии, духовными советами и наставлениями, Богу их прославляющу. Впоследствии, как увидим ниже, о. Леонид, сделавшись Оптинским старцем, был наставником и вместе другом духовным о. Макария. В 1806 году поселился в Белобережской пустыни ученик старца Паисия схимонах Афанасий Захаров, который в 1815 году перешел на жительство в Площанскую пустынь и был старцем отца Макария до самой блаженной своей кончины. Но о нем сказано будет дальше, по потребности, в своем месте. Вышеупомянутый старец Василий, оставив настоятельство в Белобережской пустыни, перешел на жительство в Свенский монастырь, где около 1818 года был казначеем один из любимых учеников его, иеромонах Серафим, бывший впоследствии настоятелем сперва Белобережской, а с 1818 года Площанской пустыни, которая много обязана ему своим благоустройством как во внешнем, так и во внутреннем отношении, где и о. Макарий обитал.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Святитель Игнатий наметил здесь для себя трудный, но определенный путь, от которого он решил не отклоняться ни на шаг. Он еще не был пострижен, но ожидал этой великой милости Божией с трепетом. В апреле 1828 года о. Леонид был, наконец, отпущен из Александро-Свирского монастыря и, взяв с собой несколько ближайших учеников (вероятно, и послушника Димитрия Брянчанинова), отправился в Киев на поклонение честным мощам первоначальников русского монашества Антония и Феодосия Печерских , а также сонма других подвижников в Лавре, в Ближних и Дальних «печерах». 6 октября 1828 года старец Леонид прибыл в Богородицкую Площанскую пустынь – в Севском уезде Орловской губернии, в общем-то имея намерение проехать дальше, в Оптину. Но в Площанской задержался на полгода. Здесь уже в течение восемнадцати лет подвизался иеромонах Макарий, будущий преподобный Оптинский старец. Он стал учеником о. Леонида, так как около трех лет тому назад скончался его наставник о. Афанасий, один из учеников преподобного Паисия. Сюда же приехал друг Димитрия Брянчанинова Михаил Чихачев. Обоих послушников поселили в уединенном домике в монастырском саду. Некоторый духовный штрих из этого блаженного для любителей молчания и уединения времени отразился в художественно-философском этюде святителя Игнатия, написанном в 1843 году. «В 1829 году проводил я зиму в Площанской пустыни, – писал он. – И поныне там, в саду, стоит уединенная деревянная келлия, в которой я жил с моим товарищем. В тихую погоду, в солнечные ясные дни, выходил я на крыльцо, садился на скамейку, смотрел на обширный сад. Нагота его покрывалась снежным покрывалом; кругом все тихо, какой-то мертвый и величественный покой. Это зрелище начало мне нравиться: задумчивые взоры невольно устремлялись, приковывались к нему, как бы высматривая в нем тайну. Однажды сидел я и глядел пристально на сад. Внезапно упала завеса с очей души моей: пред ними открылась Книга природы. Эта Книга, данная для чтения первозданному Адаму, Книга, содержащая в себе слова Духа, подобно божественному Писанию. Какое же учение прочитал я в саду? – Учение о воскресении мертвых, учение сильное, учение изображением действия, подобного воскресению».

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Собрание рукописей Площанской пустыни невелико: оно состоит из 33 рукописей, не считая выделенных в разное время в рукописное собрание нашего музея 13 номеров. По составу Площанское собрание очень однообразно – почти целиком содержит творения отцов аскетов, переведенных в период возрождения монашества, в конце 18 в., в школе Паисия Величковского . Характеристика этой письменности дана нами в 11 выпуске. К литературной истории паисеевской школы Площанское собрание дает много интересных добавлений. Антоний Великий и Федор Едесский. Рукоп. 4, 1798 г., 30+35 л., полууставом паисевской школы. л. 1. Иже во святых отца нашего Антония Великого советования о праве человеческом благожительстве во сто семидесяти главах. л. 1–35. (второй нумерации). Преподобного и богоносного отца нашего Федора Великого постника и епискова едесскаго главы зело душеполезны 100. В конце ркп. запись: переписана монахами Иоанникием и Платоном 1798 года в монастыре Нямце. Зрительное же сие слово из второго достовернейшего перевода переписал М. Платон. В начале на л. вне счета записано: Благословил Схимонах Афанасий рясофорного монаха Игнатия. Кончина его жизни 1825 года октября 17. Лицевое житие Василия Нового. Рукопись 18 в., в лист, 377 л., кожаный переплет. Дана была в 1782 г. вкладом на поминовение смотрителю Площанской обители Серапиону московским купцом Иваном Ивановичем. Кроме жития Василия Нового, рукопись содержит следующие лицевые книги и статьи. 1) Синодик (л. 258–266), 2) Евангелие от Матфея (лл. 267–269), 3) Евангелие от Луки (лл. 270–272) – притча о богаче и Лазаре, 4) Зерцало великое (лл. 273–282), Старчество (лл. 283–291), Слово о Созомоне, 31 августа (лл.292–296), Слово о игумене (лл. 297–301), Слово Палладия мниха о втором пришествии Христовом (лл. 302–243), Слово о отвержении мира (лл. 345–350), Повесть о Иосафе царевиче (лл. 351–377). Святаго и Блаженнейшего Архиепископа Оссалонитского Григория Паламы Десятисловие Христова законоположения, сиреч Нового завета. Ркп. 4, 88 л. 19 в. Письмо школы Паисия Величковского .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Evseev/op...

Синод 6 авг. 1795 г. постановил составить обстоятельное жизнеописание М. и внести в Четьи-Минеи (Описание Киево-Печерской Лавры. С. 80), но и к сер. XIX в. текста еще не было. В 1903 г. имя святителя под 30 сент. было включено в офиц. синодальное издание «Верный месяцеслов всех русских святых, чтимых молебнами и торжественными литургиями общецерковно и местно» (Верный месяцеслов. С. 39). Первоначально память М. отмечалась 2 сент. (местно), вместе с памятью преподобных Антония и Феодосия Печерских. В тексте службы М., во 2-й стихире на хвалитех о святителе говорилось: «Первое Новаго лета начинающе обхождение, яко первейшему тебе, блаженне, и начальнейшему Русския земли архиерею, первыя песней рукояти приносим». В Киево-Печерской лавре до 1730 г. память М. праздновали 15 июня. Перенесение мощей в 1730 г. пришлось на день Покрова Пресв. Богородицы, и память перенесения мощей М. стали отмечать на день ранее - 30 сент. Иконография М. начала складываться достаточно поздно и не отличалась заметным разнообразием. Как правило, это прямоличные ростовые изображения святителя в саккосе, подризнике с поручами, омофоре, с митрой на голове. Десница поднята в благословении, в левой руке, немного отведенной в сторону, держит закрытое Евангелие. Так он представлен, напр., на гравюре кон. XVII в. «Св. Михаил Киевский» (мастер Афанасий К. (?), Киев); отличительной особенностью гравюры является пейзаж позади святого - холмистая местность и церковь в левом нижнем углу средника (возможное указание на Десятинную церковь). В многофигурных композициях образ М. прочно вошел в «Собор Киево-Печерских святых» («Собор преподобных отцов Печерских»), в основе к-рого лежат гравюры Киево-Печерской типографии, известные с 1-й пол. XVIII в. М. изображали в архиерейском облачении (нередко с палицей), с Евангелием в правой руке, стоящим в 1-м ряду слева от центра, за фигурой прп. Антония Печерского (напр., на иконе работы иконописца Петра Горшкова, Суздаль, 1784, ГВСМЗ; на киевской иконе, кон. XVIII - нач. XIX в., частное собрание, Германия; на эмалевой иконе, Ростов, 2-я пол. XIX в., ЦМиАР; на офорте, 2-я четв. XIX в., РГБ; на хромолитографии, Киев, 1894, РГБ; на иконе, кон. XIX - нач. ХХ в., Орловский краеведческий музей).

http://pravenc.ru/text/2563462.html

137 В Калужской губернии. Подробные сведения об этой, знаменитой св. обители можно получить из монастырского издания под заглавием: «Историческое описание Козельской Введенской Оптиной пустыни и скита, с приложениями». Цена 1 рубль. 138 Старец, Архимандрит Паисий Величковский , подвизался в уединенном Немецком монастыре в 120 верстах от Ясс, при подошве гор Карпатских в конце XVIII века. Отсюда учрежденное Паисием Величковским старчество было занесено в Русские монастыри старцами Феодором и Леонидом. Наиболее древние сведения о старце Паисии и старце Феодоре изложены в рукописном Жизнеописание схимонаха Феодора», составленном в 1829 году послушником Площанской пустыни Орловской губернии Димитрием Александровичем Брянчаниновым. Жизнеописание это хранится в бумагах Сенатора Николая Семеновича Брянчанинова. 140 Алексей Иванович Желябужский–духовный сын о, Леонида и других его о Господе, скончавшимися несколькими месяцами раньше старца и похороненный рядом с ним. 142 Жизнеописание Оптинского старца Иером. Леонида. Издание Козельской Введенской Оптиной пустыни, стр. 27–28. 145 Старец Леонид похоронен близ соборной Введенской церкви в Оптиной пустыни, и на чугунном памятнике, воздвигнутом на его могиле, написана: 1) Кто есть человек, иже поживет и не узрит смерти: но блаженны умирающие о Господе: ей, почиют от трудов своих. 2) Памятник сей покрывает тело почивающего о Господе с миром иеросхимонаха Леонида (Льва), понесшего благое Христово иго в монашества 46 лет; родом был из Карачевских граждан, по фамилии Наголкин. 3) Уснул сном смерти в надежде воскресенья и жизни вечной. Оставил о себе память в сердцах многих, получивших утешение в скорбях своих. 4) Скончался 11 октября 1841 года; всего житья его было 72 года. 5) Памятник сей воздвигнули усердие и любовь к нему. (Жизнеописание Оптинского старца Леонида. Издание Оптиной пустыни, стр. 147). 150 В жизнеописании Преосв. Игнатия, составленном его учениками в 1881 году, указывается, что на такое решение родителей имела влияние болезнь Софьи Афанасьевны, смягчившая сердце её и её мужа.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

По условию завещания Шамординское имение со всеми строениями и угодьями перешло в полное владение насельниц зарождавшейся обители. Вера и Любовь Ключаревы явились как бы отроковицами-основательницами будущего многолюдного монастыря, и их здесь никогда не забывали. На последней фотографии (снятой зимой в Орле) им по 12 лет. Вера сидит на стуле, Любовь стоит рядом. На них темные пансионские платья и передники. Обе они глядят серьезно, в больших темных глазах их как бы читается спокойная дума о Господе Боге, о Божьем рае, о вечной жизни в общении с Ангелами и преподобными. Благословение блаженного Лаврентия (из детских лет Оптинского старца преподобного Макария) Родители преподобного Макария (в миру Михаила Николаевича Иванова. 1788–1860 годы) не захотели жить в родовом Орловском имении Ивановых Щепятине, а начали свою супружескую жизнь в небольшом сельце Железники, находящемся в Калужской губернии, также принадлежавшем им. Три были причины тому. Во-первых, – тишина и красота места, во-вторых, – близость Лаврентьева монастыря, втретьих, – соседство Калуги, только что перестроенной, как и большинство губернских городов, по регулярному плану, отчего маленький городок получил как бы что-то от Петербурга – особенно в центре, где выстроены были монументальные служебные здания. Николай Михайлович и Елизавета Алексеевна Ивановы не подражали тому евангельскому богачу, который, когда ему «угобзилась» нива, сказал своей душе: «Яждь, пий, веселися», – нет. Они имели достаточно средств, чтобы жизнь свою превратить в сплошной праздник, как это часто бывало и бывает среди людей, имеющих деньги, но совесть которых уснула. Нет, не таковы были супруги Ивановы, не так они были воспитаны. Это были настоящие православные христиане, любящие Христа, милостивые и благоговейные. Они посещали монастырь, который был виден из окон усадебного дома, стоявшего на холме. Глубокая зеленая долина, пестревшая массой цветов, отделяла его от другого холма, где за крышами слободы Подзавалье, утопавшей в садах, сияли купола и кресты обители.

http://azbyka.ru/fiction/optinskie-byli-...

Орёл, 2006; он же. Духовник и наставник: (О. Митрофан - Сергий (Сребрянский), свящ. 51-го Черниговского полка, духовник Марфо-Мариинской обители милосердия в Москве). Орёл, 2008; он же. Подвижники веры и благочестия, в Орловском крае просиявшие. Орёл, 2017; Амиргулова В. И. Лучезарный светильник: Орловский храм Смоленской иконы Божией Матери. Орёл, 2007; она же. Блаженны изгнанные правды ради: Орловский Христа ради юродивый Афанасий Андреевич Сайко. Орёл, 2009; она же. Жить нам предстоит вечно: (Об орловских истоках жизни о. Иоанна Крестьянкина). Орёл, 2009; Корнева В. И. Град на Острожной горе. Орёл, 2007; Ливцов В. А., Жарков М. А., Лепилин А. В. История Орловской епархии. Орёл, 2007; Перелыгин А. И. РПЦ в Орловском крае: (1917-1953 гг.). Орёл, 2007; он же. Положение религ. орг-ций на Орловщине в 1958-1988 гг.//УЗ Орловского гос. ун-та. Сер.: Гуманит. и соц. науки. 2011. 4. С. 70-73; он же. РПЦ и духовно-нравственная деятельность орловских епископов в кон. XIX - нач. ХХ в.//Образование и общество. Орёл, 2014. 5(88). С. 124-130; он же. Патриотическая деятельность РПЦ на территории Орловской обл. в годы Великой Отеч. войны//УЗ Орловского гос. ун-та. Сер.: Гуманит. и соц. науки. 2015. 2(65). С. 17-21; он же. Орловское духовенство в годы полит. репрессий//Там же. 2016. 2(71). С. 41-47; Церкви и мон-ри г. Орла: Библиогр. справ./Сост.: О. Н. Попов и др. Орёл, 20072; Чистюхин И., свящ. «...И я не забуду вас»: Приют для девочек-сирот прот. Г. Коссова в с. Спас-Чекряк Орловской губ. Орёл, 2007; он же. Апостол Вятичей. Орёл, 2013; Беглов А. Л. В поисках «безгрешных катакомб»: Церк. подполье в СССР. М., 2008; Галкин А. К. Указы и определения Моск. Патриархии об архиереях с начала Великой Отеч. войны до Собора 1943 г.//ВЦИ. 2008. 2(10). С. 57-118; Рогозный П. Г. Церк. революция 1917 г.: (Высшее духовенство Рос. Церкви в борьбе за власть в епархиях после Февральской революции). СПб., 2008; Поляков Г. П. Церковные ист.-археол. музеи Орловской епархии в нач. XX в.//Среднерус. вестн.

http://pravenc.ru/text/2581549.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АФАНАСИЙ (Захаров; сер. XVIII в.- 17.10.1825, Площанская пуст.), схим. Из дворянской семьи, служил ротмистром в гусарском полку. В 30 лет поступил в Нямецкий монастырь , где был пострижен в монашество прп. Паисием (Величковским) , стал его духовным сыном и учеником. Спустя 7 лет А. поехал в Россию и уже не смог вернуться в Нямецкий мон-рь. Был определен во Флорищеву пустынь Владимирской губ., нес послушание казначея, затем перешел в Гороховецкий монастырь . В 1806 г. поехал на богомолье в Киев и на обратном пути из-за болезни остался в Белобережской пустыни . В 1815 г. А., к тому времени уже схимонах, по благословению еп. Орловского и Севского Досифея (Ильина) приехал в Площанскую пустыть После кратковременного пребывания в 1816 г. в Чёлнском мон-ре А. в апр. 1817 г. вернулся в Площанскую пуст. С этого времени и до кончины А. его келейником и ближайшим учеником был прп. Макарий (Иванов) , благодаря к-рому духовные традиции прп. Паисия (Величковского) были впосл. переданы старцам Оптиной пустыни А. отличался кротостью, снисходительностью, смирением и сострадательной любовью к ближним. Несмотря на болезнь ног, с благоговением выстаивал полные церковные службы и соблюдал келейное правило, кладя вечером и утром по 200 поклонов. А. духовно окормлял как братию мон-ря, так и приходивших к нему мирян, его беседы отличались искренностью и простотой. Вел миссионерские беседы среди старообрядцев. Лит.: И. Л. Сказание о жизни и подвигах блаженной памяти старца Оптиной пустыни иеросхим. Макария. М., 1881. С. 28-29, 35-47; ЖПодв. Октябрь. С. 464-467. Игум. Андроник (Трубачёв) Рубрики: Ключевые слова: БОГОЛЕП ЧЕРНОЯРСКИЙ (Ушаков Борис Яковлевич, 1647 – 1654), чудотворец, св. прав. отрок-схимонах (пам. 24 июля и во 2-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Всех святых, в земле Российской просиявших)

http://pravenc.ru/text/76892.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010