Они поступили в обитель в 1816 году, а скончались – одна в 1820 году, а другая в 1821 году, представив сей обители неоцененное сокровище, привезенный родным их дедом из Палестины, сребропозлащенный крест, в котором помещены части: древа животворящего Креста Господня, пречистой Крови и Ризы Господней, и, сверх того, 58 частиц мощей разных Святых Угодников Божиих; ими же пожертвована в обитель древняя икона святителя Николая чудотворца. Не менее сих памятны две сестры из купеческого сословия города Короча Елисавета и Анна Ивановны Алехины. Елисавета, будучи редкой красоты, на 17-м году своей жизни убежала тайно от родителей из-под брачного венца и пришла в обитель пешком, осенью, в одном легком платье; она прожила в монастыре 3 года; ни просьбы и ласки, ни угрозы и гнев родителей, не могли ее извлечь оттуда; уневестив себя мысленно Небесному Жениху, Христу, она скончалась вскоре блаженной кончиной; ее постоянство в терпении и добродетели достойны удивления. Сестра ее, Анна Ивановна, во всем подобная ей, долго, желая поступить в обитель, была удерживаема родителями, впала от скорби в болезнь, и уже пред смертью привезена была в монастырь, где и скончалась блаженной кончиной через 40 дней после своей сестры. Схимонахиня Агриппина, в мире Аграфена Петровна Шеншина, девица из дворян, Орловской губернии, Мценского уезда. Поступила в Нежинский монастырь 20-ти лет от роду, и по разным скорбям и гонениям, а также и по желанию родителей, в течение 2-х лет перешла из Нежинского монастыря в Каменскую пустынь, оттуда в монастырь Елецкий и, наконец, по неисповедимым судьбам Божиим, поступила в 1829 году, в Борисовскую пустынь. Ее Ангелоподобная кротость и другие добродетели могли быть назидательным примером для многих; но Господу угодно было вскоре отозвать ее в лучший мир. Она получила сильную чахотку и страдала ею 8 месяцев, перенося болезнь с удивительным терпением, благодаря Бога за Его посещение. Скончалась в добром уповании с напутствием Св. Таин 1831 года, июля 8 дня, 24 лет от роду, проживя в сей обители 2 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Афанасий Андреевич Сайко родился в январе 1887 г. в селе Даничево Ровенской области Волынской губернии в семье отставного военного. Окончил школу солдатских детей в Варшаве, затем Варшавскую консерваторию. Участвовал в Русско-японской войне. С 1910 по 1917 г. работал канцелярским служащим на Украине. После революции приехал домой на Волынь. В 1919 г. был арестован и отправлен в Орловский лагерь принудительных работ. После освобождения зимой 1920/1921 г. остался в Орле и поселился на колокольне Богоявленского храма, принял подвиг юродства. В 1924 г. по благословению прот. Всеволода Ковригина принял монашество. Афанасий Андреевич был очень почитаем и любим орловчанами. Он был высок, плечист, лицо одухотворённое, с чёрной окладистой бородой, глаза проницательные. Шею юродивый повязывал полотенцем, нательный крест носил поверх одежды, иногда на шею вешал будильник, а в картуз втыкал перья. Обладал хорошим голосом, играл на многих музыкальных инструментах. Прозорливость блаженного Афанасия была необычайная: он знал невысказанные мысли людей, скрываемые поступки. Грехи обличал иносказательно, часто приходил в дома, чтобы предостеречь от беды или греха. Предсказал своё заключение и кончину. В 1930-х гг. пел на клиросе в единственной в городе действующей церкви Воскресения Христова на Афанасьевском кладбище. В 1931 г. был ещё раз арестован и помещён в Орловскую тюрьму. В 1932 г. по указанию НКВД помещён в психиатрическую больницу. В 1942 г. Афанасия Андреевича выпустили на свободу, а в 1948 г. снова отправили в ту же больницу. Но в больнице к нему не прекращался поток посетителей и писем. В связи с этим его несколько раз перемещали в разные лечебницы Орла, Воронежа, Томска. В общей сложности он провёл в больницах около 20 лет. В 1955 г. наконец страдалец был отпущен на попечение духовной дочери, оформившей над ним опекунство. В 1957 г. поселился на станции Снежатьская Брянской области. Проживал там до самой кончины в 1967 г. Похоронен в Орле, на Крестительском кладбище, в одной могиле с юродивым Пал Палычем Кадило-Крестовским. Могила блаженных до сего дня почитается орловчанами.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Krestjan...

О нем я уже не имел с тех пор ни слуху ни духу. Таков-то отец Георгий Коссов из села Спас-Чекряка Волховского уезда Орловской губернии. Не стоит ли одесную его один из тех Ангелов, которых в последние дни Господь пошлет собирать своих верных со всех четырех ветров земли?! 14 мая 1903 года 9. Одна из тайн Божияго домостроительства. Святая Русь Искатель града невидимого иеромонах скита Оптиной Пустыни отец Даниил (Болотов) Во дни великого патриарха Александрийской церкви, Афанасия, в городе Констанции, на острове Кипре, епископом был один из замечательнейших прозорливцев Христовой Церкви, блаженный Нифонт. Истинно пророческого духа был этот великий муж и видел духовными очами своими самое отдаленное будущее так, как мы не можем видеть и настоящего… — Как, — спросит читатель, — неужели мы не видим настоящего? — Не видим, — отвечу я, — а если бы видели, то давно бы уже облеклись во вретище и покаялись в тяжких согрешениях, которыми прогневали едва ли не до конца правосудие Божие. А где покаяние наше?.. Не видно его что-то?.. Так вот, этого-то зрителя тайн Божественного домостроительства и вопросил однажды преподобный Григорий, ученик его: — Спрошу тебя, отец, — открой мне, — есть ли еще на земле святые Божии подвижники, которые бы, сияя добродетелями, как Ангелы, были бы подобны Антонию Великому , Иллариону, Павлу и другим многим, явным и тайным, — их же знает один Бог? И отвечал Блаженный: — Сын мой! До скончания века не оскудеют святые. Но в последние годы святые эти скроются от людей и будут угождать Богу в таком смиренномудрии, что в Царстве Небесном явятся выше первых чудоносных отцов. Будет же им такая награда за то, что в те дни не будет пред их очами никого, кто бы творил чудеса, и люди сами от себя восприимут усердие и страх Божий в сердцах своих. Духовная ночь ниспала на грешную землю! Глухая, беспросветная, черная ночь! Тяжелые, мрачно нависшие тучи заволокли далекий горизонт и с севера, и с юга, и с запада, и с востока; нависли грозовые тучи и над нашей головой… Душно, тягостно, давит грудь, трепещет боязливое сердце… Грома еще не слышно; но сгустившаяся туча дрожит от огненных вспышек где-то высоко над тучами реющих молний. Душа замирает, не видя, но чувствуя, как близятся еще далекие, неслышные громы небесные и как уже горит пожаром разгорающихся стихий там где-то глубоко-глубоко, высоко-высоко над тучами разгневанное небо, опускающееся, чтобы сжечь и землю и все дела земли — «блудницы великой, с которою любодействовали цари земные, и от великой роскоши которой разбогатели купцы земные, ибо грехи ея дошли до неба, и Бог воспомянул неправды ея» ( Отк. 18:3,5 ).

http://azbyka.ru/fiction/polnoe-sobranie...

Отца Климента хотели поставить игуменом в какой-нибудь монастырь, и он много искушался этим, так как не мог решить, что лучше – отказаться или принять такое назначение. Это было зимой 1878 года. Весной он заболел воспалением легких и неожиданно для всех скончался в Неделю жен-мироносиц 262 . Незадолго до кончины своей отец Климент писал из скита вдове М.П. Погодина (28 января 1878): «С великим удовольствием и утешением батюшка отец Амвросий и все мы читали в “Московских Ведомостях” статью Михаила Петровича» 263 (здесь речь идет о какой-то посмертной публикации одной из исторических или полемических статей Погодина). Домик отца Климента в Иоанно-Предтеченском скиту сохранился до наших дней. В течение семидесятых годов, ввиду того что и братия значительно умножилась, на монастырских кладбищах появилось больше новых могил, чем в предыдущее десятилетие. Вблизи своих старцев и наставников находили упокоение до трубного гласа, возвещающего о Страшном Суде, монахи чаще всего жизни весьма чистой в духовном отношении и внимательной, – все они пришли в обитель добровольно с мыслью о спасении вечном, с радостным чувством: «Помянух Господа и возвеселихся!..». Путь своих послушаний большинство из них прошли незаметно, избежав всякой славы. Блаженны они! От многих ничего не осталось известного, кроме кратких надписей на могильных плитах и крестах. Вот целый ряд их. «Схимонах Михей, в мире Михаил Пряников из Перемышльских купцов, в обители сей потрудился усердно 14 лет. Мирно скончался в уповании на милость Божию 14 апреля 1870 года 44 лет от рождения. “Блажен путь воньже идеши, брате, яко уготовася тебе место покоя”» 264 . «На сем месте покоится тело монаха Корнилия. Скончался 1870 г. 20 июля на 61 году от роду. В Оптину пустынь поступил в 1839 г. Из Дмитровских мещан Орловской губернии. В монашество пострижен в 1850 г. ноября 29 дня. Сия доска в память покойного положена усердием Тульского купца Алексея Михайловича Василькова» (с. 11). «Под сим памятником покоится прах иеромонаха Паисия (Аксенова) из купцов гор. Ливны. В монашестве подвизался 35 лет. Скончался 1870 г. Декабря 3 дня. Жития его было 67 лет и 3 мес. От признательных братьев брату» (с. 69–70). «Здесь в Бозе почивает монах Андрей Ребров, скончался в 1871 году мая 18 дня на 29 году от рождения. В обители жил 13 лет, усердно проходя клиросное послушание, за что и удостоился мирной христианской кончины. Во царствии Твоем, Господи, помяни раба Твоего» (с. 11). «Схимонах Феофилакт, в мире Дмитрий Азбукин, мещанин города Калуги. Вступил в обитель в 1865 г. В монашество пострижен 20 июля 1868 г. Скончался 1872 г. апр. 24. Предсмертно пострижен в схиму» (с. 26).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

л. 138 об. Слово святого Иоанна Златоуста . Еже не отчаятися в беде. Слово 74. Нач. Я ко аще кто добро творя в беду попадет или в болезни лютыя или в грабление имения. л. 140 об. От книги Бесед Апостольских, лист 2024. Нач. Ничтоже языка оного святилище, иже в злых благодарить Бога. (Оборвано далее). л. 141. Кормчая, л. 641. Нач. Яко еретик есть и еретическим подлежит законам. л. 141. Книга Соборник. В неделю 5 поста лист 448. Слово святаго Иоанна Златоуста , како с разумом искати спасения. Нач. Прием, братие, от хранилищницы сеи некое чувство пользы духовныя. л. 149. Книга Зерцало. Глава 180. О неком работнике, иже моляся Господу в церкви. Работник церкви убогия имея себе жену и чада данною работою питаше. л. 156 об. Повесть от Великого Зерцала. Како боятися суда Божия благосердый икии царь научи. Глава 37. Есть писано, яко един икии царь никогда же в животе своем весел бысть. л. 159. Сентябрь 16 день. Слово Иоанна Златоустог о, яко подобает чтения святых книг послушати и с прилежанием чести и внимати. Нач. Рече блаженныя Иоанн Златоустый : сыдошу ти в почитании словес божьих прежде помолися Богу. л. 161. Пролог. Месяц апрель, 18 день. Слово Иоанна Златоустаг о о страсе Божии и о еже како во святыя Божии церкви стояти со страхом и с благочинием и лице свое крестити крестообразне. Нач. Мнози убо негласи махающе по лицу своему рукою творяще крестятися. л. 162. Месяц май в 8 день. Слово от Патерика. Нач. Рече Авва Афанасии, ико множицею глаголют иныции от вас, яко где есть гонение на мучительство. л. 164. О волхвующих. Глолет бо святый Иоанн Златоуст . Яко аще и Троицы имя глаголется на сицевых, аще и святых будут призывания. л. 165. Римская ересь, иже пряща от месалиян и василиян. Нач. Месалияне убо василияне последуют оригенову мудрованию. л. 171. Акафист Иисусу Сладчайшему из старопечатной книги. л. 179. О чаровницах Намоканон. Нач. Иже чародействуют в двенадесятом времени… анафема да будет. л. 180 об. Книга Зерцало. О добрых 12 друзьях. Нач. Человече, сих 12 другов зело много добра получиши.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Evseev/op...

Жизнеописание настоятеля Козельской Введенской Оптиной пустыни архимандрита Моисея . М.. 1882. С. 80: Климент (Зедерголъм). иером. Жизнеописание Оптинского старца, иеромонаха Леонида (в схиме Льва). Одесса. 1890. С. 19. 93 Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцов//Пер. с греч. [ Евсевия (Орлинского) ], из кн. ‹‹Ecclesiae Graecae Monumenta››, ed Lutetiae Parisiorum, a J. B. Cotelerio, 1677 ann., сост. при Моск. духов. акад. М.: Унив. тип.. 1845. С. 8. 100 Каллист патриарх и сподвижник его Игнатий. Ксанфопулы. Наставление для безмолвствующих. Гл. 14–15. См.: Доброюлюбие. Ч. V. С. 312–351. 104 Схимонах Феодор был родом из г. Карачева; Житие его издано отдельной книжкой в Москве в 1839 г. и в 1847 г. [Жизнь и подвиги схимонаха Феодора. М.: [Изд. Оптиной Пустыни], 1839; 2 изд. М.: (Изд. Оптиной Пустыни). 1847. Феодор (Пользиков), схим. – ученик преп. Паисия Величковского , духовный наставник преп. Льва Оптинского . Работа над «Жизнеописанием схимонаха Феодора» по благословению о. Льва (Наголкина) была начата в Алсксандро-Свирском монастыре его учеником Димитрием Александровичем Брянчаниновым (впоследствии святителем Игнатием). Позже в Оптиной Пустыни эта работа закончена о. Порфирием (Григоровым)]. 105 [Схимонах Афанасий (Захаров) (†1825). Родом из дворян. Более семи лет жил при старце Паисии Величковском в Нямецкой обители, от него принял монашеский постриг; исполнял послушание писца. В 1777 г. ушёл в Россию, подвизался в Гороховецком Николаевском Троицком монастыре и Гороховецкой Флорищевой Успенской пустыни Владимирской губернии, в Белобережской Николаевской пустыни Орловской губернии в то время, когда там был строителем иеромонах Леонид (Наголкин), будущий преп. Оптинский старец. Бывая в Москве, посещал Новоспасского старца, иеромонаха Филарета (Пуляшкина), духовника И. В. и Н. П. Киреевских. В 1815 г. перешёл в Площанскую пустынь. У него хранились списки многих переводов, сделанных и исправленных преподобным Паисием Величковским . Выл духовным наставником преп.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Boris...

8. Господь, научая нас молитве, уподобляет молящуюся душу вдовице, обижаемой соперником, приседящей неотступно судии беспристрастному и нелицеприятному ( Лк.18:1–8 ). Не удаляйся расположением души при молитве от этого подобия. Молитва твоя да будет, так сказать, постоянною жалобою на насилующий тебя грех . Углубись в себя, раскрой себя внимательною молитвою – увидишь, что ты точно вдовствуешь в отношении ко Христу по причине живущего в тебе греха, тебе враждебного, производящего в тебе внутренние борьбу и мучение, соделывающего тебя чуждым Богу. 9. " Весь день, – говорит о себе Давид, – весь день земной жизни сетуя хождах» ( Пс.37:7 ), препроводил в блаженной печали о грехах и недостатках своих: «яко лядвия моя наполнишася поруганий, и несть исцеления в плоти моей» ( Пс.37:8 ). Лядвиями названо шествие по пути земной жизни, плотию – нравственное состояние человека. Все шаги всех человеков на этом пути преисполнены преткновений; их нравственное состояние не может быть уврачевано никакими собственными средствами и усилиями. Для исцеления нашего необходима благодать Божия, исцеляющая только тех, которые признают себя больными. Истинное признание себя больным доказывается тщательным и постоянным пребыванием в покаянии. 10. «Работайте Господеви со страхом и радуйтеся Ему с трепетом», говорит пророк ( Пс.2:11 ), а другой пророк говорит от лица Божия: «на кого воззрю, токмо на кроткаго и молчаливаго и трепещущаго словес Моих» ( Ис.66:2 ). Господь «призре на молитву смиренных, и не уничижи моления их» ( Пс.101, 18 ). Он – «даяй живот», то есть спасение, «сокрушеным сердцем» ( Ис.57:15 ). 11. Хотя бы кто стоял на самой высоте добродетелей, но если он молится не как грешник – молитва его отвергается Богом 58 . 12. В тот день, в который я не плачу о себе, сказал некоторый блаженный делатель истинной молитвы, считаю себя находящимся в самообольщении (Эти слова произнес иеросхимонах Афанасий, безмолвствовавший в башне Свенского монастыря Орловской епархии, некоторому страннику, посетившему его в 1829 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Разделы портала «Азбука веры» ( 41  голос:  4.3 из  5) Благословение блаженного Лаврентия (из детских лет Оптинского старца преподобного Макария) Родители преподобного Макария (в миру Михаила Николаевича Иванова. 1788–1860 годы) не захотели жить в родовом Орловском имении Ивановых Щепятине, а начали свою супружескую жизнь в небольшом сельце Железники, находящемся в Калужской губернии, также принадлежавшем им. Три были причины тому. Во-первых, – тишина и красота места, во-вторых, – близость Лаврентьева монастыря, в-третьих, – соседство Калуги, только что перестроенной, как и большинство губернских городов, по регулярному плану, отчего маленький городок получил как бы что-то от Петербурга – особенно в центре, где выстроены были монументальные служебные здания. Николай Михайлович и Елизавета Алексеевна Ивановы не подражали тому евангельскому богачу, который, когда ему «угобзилась» нива, сказал своей душе: «Яждь, пий, веселися», – нет. Они имели достаточно средств, чтобы жизнь свою превратить в сплошной праздник, как это часто бывало и бывает среди людей, имеющих деньги, но совесть которых уснула. Нет, не таковы были супруги Ивановы, не так они были воспитаны. Это были настоящие православные христиане, любящие Христа, милостивые и благоговейные. Они посещали монастырь, который был виден из окон усадебного дома, стоявшего на холме. Глубокая зеленая долина, пестревшая массой цветов, отделяла его от другого холма, где за крышами слободы Подзавалье, утопавшей в садах, сияли купола и кресты обители. По долине протекала речка Ячейка, тихая и задумчивая. По берегу ее бродило стадо – коровы и овцы. Воды реки бежали к недалекой отсюда Оке. За монастырем начиналось городское кладбище и виднелись дома городской окраины. Необыкновенной красоты было место. Усадебный дом, расположенный на окраине сельца, был окружен разными служебными постройками и обширным парком, раскинувшимся по склону холма, – на другом его склоне весело белела и трепетала зелеными листочками светлая березовая роща. Здесь хорошо было в любое время года и при всякой погоде – в летний жар и в зимнюю стужу. Плыл над холмами колокольный звон, говорил верным Христу сердцам о Боге, напоминал о молитве и Страшном Суде… Николай Михайлович и Елизавета Алексеевна ждали своего первого ребенка и усердно молились дома и в монастыре, которому оказывали щедрую помощь в его нуждах. А в обители возносил о молодых супругах молитвы архимандрит Феофан с братией, настоятель. Он был духовным руководителем и другом Ивановых.

http://azbyka.ru/fiction/optinskie-byli-...

Со скорбной душой расстались иноки с приютившей их пустынной обителью, где так ненадолго нашли себе столь отрадный покой. Оставленные родителями без всяких материальных средств, недолго и недалеко могли они странствовать с тощим кошельком; к тому же, довольствуясь друг другом, не искали они себе тогда особенно опытного наставника, не прельщались желанием видеть того или иного старца, стремились только где-либо приютиться уединенно в святой обители, чтобы продолжать образ жизни, принятый ими в Площанской пустыни. Они направили путь свой к Белобережской пустыни той же Орловской губернии, по дороге заезжали в Свенский монастырь. Там в то время безмолвствовал в башне монастырской ограды ученик Паисия Величковского иеросхимонах Афанасий 61 , изобиловавший многими благодатными дарами, делатель умной молитвы, стяжавший дарование слез духовных, старец жизни высокой и святой. По выходе из Молдавии он некоторое время пустынножительствовал в Смоленских Рославльских лесах; потом уединился в Свенском монастыре, где словом и примером своей подвижнической жизни назидал ревнителей подвижничества. К нему зашел в келью Димитрий Александрович и получил от него душеполезнейшее наставление, которое глубоко напечатлелось в его душе. Старец говорил юноше из блаженного опыта своего о смиренномудрии, о низложении горделивых помыслов, об опасности самомалейшего самомнения при занятии молитвой умной, о благотворности плача, оберегающего от самомнения, причем сказал о себе: «В тот день, в который я не плачу о себе как о погибшем, считаю себя находящемся в самообольщении». Этот отзыв блаженного делателя плача и молитвы, отзыв глубокой мудрости духовной и высокого смирения преосвященный Игнатий впоследствии приводил в своих сочинениях в доказательство истинно благодатного мудрствования истинных подвижников Божиих. 62 Побывав в Белобережской пустыни, Брянчанинов и Чихачев не могли там приютиться и отправились в Оптину пустынь, где в то время пребывал старец о. Леонид со своими учениками. Здесь настоятель игумен Моисей долго колебался принять молодых людей на жительство в свою обитель и только по просьбе старших братий, сжалившихся над бедственным их положением и просивших его не отгонять их от своей святой обители, согласился принять их.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Р.Б. Илию, Марию, девицу Любовь. Пахомия, Агриппину. Марию. Августу. Александру. Наталию. Анну. Анну. Феодора. Марию. Ольгу. Марию. Марию. Михаила, Александры. Илии, Евдокий. Иакова, Анны. инокини Параскевы. Евгения, Ирины. Полиевкта, Феодосии. Сергия, Анны. Николая. Евфимии. Елену. Феодора, Иустину. Сампсона, Марии, Павла, Ольгу, воина Алексия, Марии: игумениев Агнии, Рафаилу, Лидию, Анастасию, Рафаилу: иерея Константина, бл. Александру. ктитора Иоанна, 29 декабря 1948 г. н.с. Гавриила, Анны, Иосифа, Анисии. младенцев: Афанасия, Николая; Серафиму, Михаила. инокиню Евдокию. Павла, Наталию. Матрону. Босоножка. схимонаха Зосиму, схимонаха Василиска: 29 окт. 1824 г. чтецов: Романа, Александра. Константина, Константина. Михаила: ктитора Александра. Марии. Р.Б. Антонины, Любови, девицы Марии: иерея Анатолия: протоиерея Александра: Кодрата. О упокоении Александра, храмоздатель и благотворитель А. Петрович Березин, помер 1-го ноября 1799 г. 66 лет, последние его слова были: «Дающая рука никогда не оскудеет». Блаженного Козьмы. Верхотурский. Жил в конце 17 и начале 18 столетия в г. Верхотурье по фамилии Немтинов. С детства отличался болезнию ног и ходил на костылях. Помер 30–35 лет от роду и похоронен около Троицкого собора в часовне свв. Космы и Дамиана. Память его 1 ноября. Страдальца Михаила. В городе Валдае, пролежал в постели 38 лет, Всегдашние его слова: «Молитесь прилежнее Богу – Он и из худого сделает хорошее». Помер 1 ноября 1865 г. Схимонаха Никодима. Соловецкий. Жил в пустыни в четырех верстах от монастыря. Между горами в глубокой лесной лощине. Близ келии был выкопан колодец. Питался сухим хлебом, смягченным водой. Вареную пищу употреблял только в праздники, масла на его трапезе никогда не было. О. Никодим прочитывал все Св. Евангелие каждодневно. Прожил в пустыни 17 лет. Помер 3-го ноября 1854 года. Помяни его, Господи. Архимандрита Моисея . Тихоновой Калужской пустыни. Родина его г. Волхов Орловской губ. Род. 1814 г. При св. крещении назван Михаилом. Начало иноческой жизни положил в Оптиной пустыни под руководством отца Леонида † 11 октября 1841 г. Помер 4-го ноября 1895 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Pigol/arh...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010