Разделы портала «Азбука веры» ( 41  голос:  4.3 из  5) Благословение блаженного Лаврентия (из детских лет Оптинского старца преподобного Макария) Родители преподобного Макария (в миру Михаила Николаевича Иванова. 1788–1860 годы) не захотели жить в родовом Орловском имении Ивановых Щепятине, а начали свою супружескую жизнь в небольшом сельце Железники, находящемся в Калужской губернии, также принадлежавшем им. Три были причины тому. Во-первых, – тишина и красота места, во-вторых, – близость Лаврентьева монастыря, втретьих, – соседство Калуги, только что перестроенной, как и большинство губернских городов, по регулярному плану, отчего маленький городок получил как бы что-то от Петербурга – особенно в центре, где выстроены были монументальные служебные здания. Николай Михайлович и Елизавета Алексеевна Ивановы не подражали тому евангельскому богачу, который, когда ему «угобзилась» нива, сказал своей душе: «Яждь, пий, веселися», – нет. Они имели достаточно средств, чтобы жизнь свою превратить в сплошной праздник, как это часто бывало и бывает среди людей, имеющих деньги, но совесть которых уснула. Нет, не таковы были супруги Ивановы, не так они были воспитаны. Это были настоящие православные христиане, любящие Христа, милостивые и благоговейные. Они посещали монастырь, который был виден из окон усадебного дома, стоявшего на холме. Глубокая зеленая долина, пестревшая массой цветов, отделяла его от другого холма, где за крышами слободы Подзавалье, утопавшей в садах, сияли купола и кресты обители. По долине протекала речка Ячейка, тихая и задумчивая. По берегу ее бродило стадо – коровы и овцы. Воды реки бежали к недалекой отсюда Оке. За монастырем начиналось городское кладбище и виднелись дома городской окраины. Необыкновенной красоты было место. Усадебный дом, расположенный на окраине сельца, был окружен разными служебными постройками и обширным парком, раскинувшимся по склону холма, – на другом его склоне весело белела и трепетала зелеными листочками светлая березовая роща. Здесь хорошо было в любое время года и при всякой погоде – в летний жар и в зимнюю стужу. Плыл над холмами колокольный звон, говорил верным Христу сердцам о Боге, напоминал о молитве и Страшном Суде… Николай Михайлович и Елизавета Алексеевна ждали своего первого ребенка и усердно молились дома и в монастыре, которому оказывали щедрую помощь в его нуждах. А в обители возносил о молодых супругах молитвы архимандрит Феофан с братией, настоятель. Он был духовным руководителем и другом Ивановых.

http://azbyka.ru/fiction/optinskie-byli-...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АФАНАСИЙ Андреевич Сайко (янв. 1887, с. Даничев Ровенского у. Волынской губ.- 5.05.1967, ст. Снежетьская Брянской обл.), юрод. Отец А., отставной военный, служил управляющим имением, затем вахмистром, был убит в 1914 г., мать умерла в 1899 г. В семье кроме А. было 2 брата и 5 сестер, одна из к-рых приняла монашество. А. окончил школу солдатских детей Уланского Его Императорского Величества полка в Варшаве, затем Варшавскую консерваторию. После завершения образования А. стал пехотинцем ополчения и, вероятно в русско-япон. войну, чудесным образом спасся от гибели. В 1910-1912 гг. А. служил стражником при канцелярии исправника в Луцком уездном управлении, в 1913-1915 гг.- писцом в Прилуках, в 1916 г.- помощником нотариуса в Сумах, в 1917 г.- нотариальным клерком в Ровно. После Февральской революции 1917 г. А. вернулся на Волынь, где жили его сестры, и в течение 2 лет занимался хозяйством в родном и соседних селах. В 1919 г. был арестован и отправлен в Орловский концлагерь принудительных работ 1, после освобождения зимой 1920/21 г. остался в Орле, поселился на колокольне Богоявленского храма и принял подвиг юродства. Свящ. орловского в честь Введения во храм Пресв. Богородицы жен. мон-ря Всеволод Ковригин, познакомившись с А., благословил одинокой верующей женщине Марфе приютить у себя блаженного. По воспоминаниям М. Н. Кирилловой, А. был тогда высок, плечист, лицо одухотворенное, с черной окладистой бородой, глаза большие, серые, проницательные. Шею юродивый повязывал полотенцем, нательный крест носил поверх одежды, иногда на шею вешал будильник, а в картуз втыкал перья. А. непрестанно подбирал с земли спички, обрывки газет и т. п., исполняя т. о. поклоны, к-рые в церкви, на людях, не делал. Обладал тонким музыкальным слухом и хорошим голосом, играл на мн. муз. инструментах, предпочитая скрипку. Прозорливость А. была необычайна: он знал невысказанные мысли людей, скрываемые поступки. Блаженный обличал грехи иносказательно, часто приходил в дома, чтобы предостеречь от беды или греха, предсказал свое заключение и кончину.

http://pravenc.ru/text/76876.html

Римская цифра после имени указывает на выпуск, арабская – на стран. выпуска. А Абалмасовы – III, 20. Абрютин – III, 20. Аввакум, протопоп – I, 74. Августин, архиеп. Дмитровский – I, 24. Августин Блаженный – I, 20. 41. Августин, монах – III, 25. Авив, монах-чудотворец – II, 193. Авраамий, архим. Ростовский-чудотв. – II, 147. Авраамий, игумен – II, 194. Авраамий, Смоленский чудотв. – II, 190. Агафангел, архиеп. Волынский – III, 9. Адриан, подвижник – II, 193. Акинфов Н.И., окольничий – I, 14. 15. Акуловы – III, 20. Александр Благословенный, импер. – I, 24. 104; III, 21. Александр Великий, импер. Македонский – I, 79. Александр, Свирский чудотв. – II, 190. Алексий, епископ Тульский – I, 86. Алексий, митроп., Киевский чудотв. – II, 189. Алексей Михайлович, царь – I, 42. 83. 85. 102. 122; III, 16, 24. Алексей Петрович, царевич – I, 52. 114. Алексий, челов. Божий – I, 68; II, 191. Амвросий, архиеп. Казанский – I, 99. Амвросий, архиеп. Московский и Калужский – III, 19. Амвросий Медиоланский – I, 41. Аминадав, иеродиакон – II, 138. Аммоний, преподобный отец – I, 45. Амфилохий, святой – II, 141. Амфитеатров Е.В., проф. – III, 9. Анастасий никейский – II, 146. Анастасий Синайский – I, 47, 67; II, 149. 166. 172; III, 13. Андрей, святой – I, 67. Андрей Юродивый – I, 64. 68. 74. 114; II, 145. 191; III, 24. Ансернстин, граф – II, 146. Антипа, свм. – I, 102. Антиох, св. – III, 11. 23. Антоний, преподобный Печерский – II, 138. 142. 189. 195. Антоний, муч. – II, 189. Антоний Римлянин – I, 47. 67; III, 21. Антоний, еп. Смоленский – I, 86. Антошин П.Д., Орловск. купец – III, 3. 14. Ануарий, св. – 1, 35. Анфим, сын Селиверстов – II, 138. Анфологион, книга – II, 177. 180. Аполлос, еп. Севский – III, 21. Апокалипсис – I, 74. Апраксин С.Ф., Фельдмаршал – I, 16. Арменопул, книга – III, 13. Арсений, архим. – I, 120. Арсений, еп. Тверской – I, 102; II, 189. Арсений, митр. Ростовский и Яросл. – I, 103. Арсений, препод. отец – III, 13. Арчил, Имеретинский царь – I, 55. Афанасий, патриарх Александрийский – I, 98; II, 140.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Evseev/op...

В Орловской епархии в начале XIX столетия, также дав у себя приют старцам-пришельцам, благоустроились и процвели: пустынная обитель Белобережская и монастыри – Чолнский и Свенский. А впоследствии уже заимствовала от них вместе с внешним чином духовный свет и Площанская пустынь, в которой полагал начало иноческой жизни описываемый здесь старец Макарий. В Белобережской пустыни вселился и около 1801 года был строителем оной старец духовной жизни Василий, в мире Василий Тимофеевич Кишкин, из дворян Курской губернии. Первоначально (с 1780 года) он жил с учениками своими несколько лет на св. Афонской горе и в Молдавии. В то же время вышли из Нямецкого монастыря от старца Паисия иеросхимонах Клеопа и схимонах Феодор, постриженные в монашество и основательно наставленные им в жизни духовной. И о. Клеопа прямо поселился в Белобережской пустыни; а о. Феодор сначала жил в Чолнском Трубчев-ском монастыре. Потом, когда место настоятеля и старца Василия в Белых Берегах (в 1804 году) занял его ученик и постриженник иеромонах Леонид, тогда и о. Феодор перешел в Белобережскую пустынь. Упокоеваемые любовию и попечением настоятеля, старцы Клеопа и Феодор жили при обители в уединенной и безмолвной келлии в лесу, сперва вдвоем; а потом, в 1808 году, присоединился к ним и любитель безмолвия о. Леонид, добровольно ради сего сложивший с себя бремя настоятельства. Все они совокупно занимались умным деланием, принося в то же время пользу и ближним, притекавшим к дверям их келлии, духовными советами и наставлениями, Богу их прославляющу. Впоследствии, как увидим ниже, о. Леонид, сделавшись Оптинским старцем, был наставником и вместе другом духовным о. Макария. В 1806 году поселился в Белобережской пустыни ученик старца Паисия схимонах Афанасий Захаров, который в 1815 году перешел на жительство в Площанскую пустынь и был старцем отца Макария до самой блаженной своей кончины. Но о нем сказано будет дальше, по потребности, в своем месте. Вышеупомянутый старец Василий, оставив настоятельство в Белобережской пустыни, перешел на жительство в Свенский монастырь, где около 1818 года был казначеем один из любимых учеников его, иеромонах Серафим, бывший впоследствии настоятелем сперва Белобережской, а с 1818 года Площанской пустыни, которая много обязана ему своим благоустройством как во внешнем, так и во внутреннем отношении, где и о. Макарий обитал.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Также батюшка рассказывал, что когда он в раннем детстве смотрел на портрет священника в приходском доме, то всегда мысленно желал для себя рясу, крест и камилавку на голову. А когда старшие братья шутливо предлагали назвать ему девочку-невесту, он не по-детски серьезно отвечал: „Я монах“. В отношении к своему младшему сыну Елизавета Илларионовна проявляла благоговейное отношение, даже когда он подкармливал вредящих дому мышат, она воспринимала это как проявление жалости ко всему слабому и не препятствовала ему. Мама была участницей младенческих домашних „богослужений“, совершаемых Ваней в подражание тому, что он видел в храме, А когда ему исполнилось шесть лет, с радостью отдала сына на пономарское служение, помогала ему чистить лампады и церковную утварь. Тогда и появились у Вани драгоценные духовные наставники, имена которых он с благоговением поминал до конца своих дней, написав однажды: „Время не стерло из памяти почти всех служащих в то время в орловских храмах, так они были все значительны и богомудрые – Божии служители“. И мы в жизнеописании старца перечислим имена орловских подвижников, благодаря которым он стал „живым преданием смиренного иноческого жития“. Протоиерей Аркадий Оболенский, протоиерей Николай Азбукин, протоиерей Владимир Сахаров, протоиерей Всеволод Кавригин, епископ Николай (Никольский), епископ Серафим (Остроумов), протоиерей-старец Георгий Косов, старица Вера (Логинова), блаженный Афанасий Сайко. Город Орел и его окрестности до революции были богаты благодатными людьми и святынями, хранившимися в многочисленных монастырях и храмах. Маленький Ваня Крестьянкин был избранным сосудом, который собрал в себя эту почти тысячелетнюю благодать и потому во времена „духовного голода“ действительно мог стать „живым преданием Церкви“. Более того, он получил благословение на выполнение этой миссии от своих наставников, – дважды повторенное епископское слово (сначала епископа Николая, потом епископа Серафима) стало путеводным на всю жизнь. В 1919 году в Донском монастыре в Москве Иоанн Крестьянкин получил благословение от святейшего Патриарха Тихона (Белавина) . Старец уже на исходе своих земных дней говорил, что до сих пор чувствует ладонь святого Патриарха на своей голове.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Krestjan...

По благословению о. Всеволода А., оправившись после тяжелой болезни, ок. 1924 г. принял постриг, продолжая жить в миру. К 1930 г. А. проживал в доме Н. В. Прозоркевича, в годы гонений приютившего мн. служителей Церкви. А. помогал Прозоркевичу по хозяйству и пел на клиросе в единственной в Орле действующей Воскресенской ц. на Афанасьевском кладбище. Вскоре он стал широко известен как истинный подвижник, прозорливец и мудрый советчик. 21 апр. 1931 г. А. был арестован в дер. Лукьяновке под Орлом по обвинению в том, что «вел среди верующей массы агитацию против мероприятий советской власти и партии на селе», и помещен в орловскую тюрьму. В сент. 1931 г. было сфабриковано дело «группировки церковников», к-рая якобы вела под рук. Орловского еп. сщмч. Даниила (Троицкого) «антиколхозную и антисоветскую агитацию», но, неожиданно для орловских обвинителей, 28 окт. 1931 г. уполномоченный Воронежского полномочного представительства ОГПУ распорядился прекратить дело и освободить обвиняемых. В 1932 г., вероятно по указанию НКВД, А. забрали в орловскую областную психиатрическую больницу. К А. началось паломничество, медперсонал этому не препятствовал, т. к. почитатели старца приносили с собой продукты, к-рые А. раздавал больным и врачам. В кон. 1941 - нач. 1942 г. А. вышел на свободу и поселился у дочери Прозоркевича. К старцу стал ходить народ, что всерьез обеспокоило власти, и в апр. 1948 г. он был вновь помещен в орловскую психиатрическую больницу. В истории болезни А. отмечено, что он спокоен, приветлив, добродушен, охотно ходит на общие работы, помогает медперсоналу, в концертах самодеятельности играет на скрипке и гитаре. Признаки душевной болезни врачи видели лишь в том, что А. символически толковал явления природы и быта. Свидания А. с духовными детьми, поток писем к нему вызывали беспокойство руководства больницы, и А. был переведен в психиатрическую больницу Воронежа «Орловку», куда он прибыл 2 окт. 1950 г. 18 нояб. старец был выписан «на попечение дочери» - А. В. Дмитриевской, духовной дочери А., но 7 дек. 1950 г. по доносу главврача орловской психиатрической больницы вновь был помещен в орловский психоприемник. С 13 сент. 1951 по май 1955 г. А. находился в томской психиатрической больнице, откуда был вновь вызволен Дмитриевской, оформившей над ним опекунство. А. гостил у своих духовных детей в Москве, Риге, Брянске, с. Михайловском Псковской обл., в 1957 г. поселился вместе с Дмитриевской на ст. Снежетьская Брянской обл. А. был похоронен на Крестительском кладбище в Орле при большом стечении народа. На могиле блаженного служат панихиды и по молитвам к А. происходят исцеления.

http://pravenc.ru/text/76876.html

Сподвижниками его в духовном делании были Самуил, в последствии настоятель Голутвина монастыря, Аврамий, в последствии настоятель Козельской Оптиной пустыни, и Иерофей, бывший после того строителем Екатерининской пустыни. 3) Иеромонах Клеопа, и 4) схимонах Феодор, первый из Малоросиян, а второй из граждан города Карачева, поживший много лет в обители старца Паисия и принявшие от него пострижение в монашеский образ, были им основательно наставлены и утверждены в духовной жизни; вышли в Россию в 1801 году. Клеопа жиль орловской епархии в Белобережской пустыни и С.-петербургской епархии в Валаамском монастыре; Феодор – в Чолнском монастыре, в пустынях: Белобережской, Палеостровской, в ските Валаамского монастыря и в монастыре Александросвирском 2 – от них получили образование в прохождении духовных подвигов и умного делания: иеромонах Леонид 3 , иеромонах Гавриил u многие другие. Равно и от сих последних преемственно пользовались духовно не только монашествующие, но и светские, получавшие от них назидание и утешение в душевных скорбях своих. Блаженная кончина сих духовных подвижников удостоверяет о плод их благочестивой жизни. Иеромонах Клеопа скончался в Валаамском монастыре в 1816 году; схимонах Феодор в Свирском монастыре в 1822 году, a иеромонах Леонид в Оптиной пустыни в 1841 году. 5) Схимонах Афанасий, бывший ротмистр гусарского полка, по фамилии Захаров, жил при Старце Паисии более 7-ми лет и принял от него монашеский образ; всего более занимался он, по благословению старца Паисия, выпиской наставлений из отеческих книг о молитве, смирении, терпении, послушании, любви и прочих добродетелях, о стяжании которых имел всегдашнее попечение. По необходимым обстоятельствам и по просьбе своей, он был отпущен в Россию, с монахами Амвросием и Феофилом, в 1777 году. Здесь, по многих претерпенных им искушениях, был определен Владимирской епархии во Флорищеву пустынь, и пожив там довольно в благочестивых подвигах, получил успокоение по оных в Богородицкой Площанской пустыни, Орловской епархии, смотрительно переселен быв в оную ради многих, пользовавшихся его жизнью и учением, преисполненными любви и смирения. Почил блаженною кончиною в 1825 году. Из Флорищевой пустыни приезжая в Москву, имел он духовные беседы о умном делании и о многих предметах монашеской жизни с находившимися в то время в Новоспасском монастыре иеросхимонахами Александром (в последствии архимандритом в Арзамасе) и Филаретом 4 5 , которые хотя не знали лично Паисия, но пользовались духовными учениями, содержащимися в переведенных им писаниях отеческих, и имели великую любовь, усердие и благоговение к сему духовному вождю: из них Александр вел переписку с самим отцом Паисием.

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Velichk...

Они поступили в обитель в 1816 году, а скончались – одна в 1820 году, а другая в 1821 году, представив сей обители неоцененное сокровище, привезенный родным их дедом из Палестины, сребропозлащенный крест, в котором помещены части: древа животворящего Креста Господня, пречистой Крови и Ризы Господней, и, сверх того, 58 частиц мощей разных Святых Угодников Божиих; ими же пожертвована в обитель древняя икона святителя Николая чудотворца. Не менее сих памятны две сестры из купеческого сословия города Короча Елисавета и Анна Ивановны Алехины. Елисавета, будучи редкой красоты, на 17-м году своей жизни убежала тайно от родителей из-под брачного венца и пришла в обитель пешком, осенью, в одном легком платье; она прожила в монастыре 3 года; ни просьбы и ласки, ни угрозы и гнев родителей, не могли ее извлечь оттуда; уневестив себя мысленно Небесному Жениху, Христу, она скончалась вскоре блаженной кончиной; ее постоянство в терпении и добродетели достойны удивления. Сестра ее, Анна Ивановна, во всем подобная ей, долго, желая поступить в обитель, была удерживаема родителями, впала от скорби в болезнь, и уже пред смертью привезена была в монастырь, где и скончалась блаженной кончиной через 40 дней после своей сестры. Схимонахиня Агриппина, в мире Аграфена Петровна Шеншина, девица из дворян, Орловской губернии, Мценского уезда. Поступила в Нежинский монастырь 20-ти лет от роду, и по разным скорбям и гонениям, а также и по желанию родителей, в течение 2-х лет перешла из Нежинского монастыря в Каменскую пустынь, оттуда в монастырь Елецкий и, наконец, по неисповедимым судьбам Божиим, поступила в 1829 году, в Борисовскую пустынь. Ее Ангелоподобная кротость и другие добродетели могли быть назидательным примером для многих; но Господу угодно было вскоре отозвать ее в лучший мир. Она получила сильную чахотку и страдала ею 8 месяцев, перенося болезнь с удивительным терпением, благодаря Бога за Его посещение. Скончалась в добром уповании с напутствием Св. Таин 1831 года, июля 8 дня, 24 лет от роду, проживя в сей обители 2 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Со скорбной душой расстались иноки с приютившей их пустынной обителью, где так ненадолго нашли себе столь отрадный покой. Оставленные родителями без всяких материальных средств, недолго и недалеко могли они странствовать с тощим кошельком; к тому же, довольствуясь друг другом, не искали они себе тогда особенно опытного наставника, не прельщались желанием видеть того или иного старца, стремились только где-либо приютиться уединенно в святой обители, чтобы продолжать образ жизни, принятый ими в Площанской пустыни. Они направили путь свой к Белобережской пустыни той же Орловской губернии, по дороге заезжали в Свенский монастырь. Там в то время безмолвствовал в башне монастырской ограды ученик Паисия Величковского иеросхимонах Афанасий 61 , изобиловавший многими благодатными дарами, делатель умной молитвы, стяжавший дарование слез духовных, старец жизни высокой и святой. По выходе из Молдавии он некоторое время пустынножительствовал в Смоленских Рославльских лесах; потом уединился в Свенском монастыре, где словом и примером своей подвижнической жизни назидал ревнителей подвижничества. К нему зашел в келью Димитрий Александрович и получил от него душеполезнейшее наставление, которое глубоко напечатлелось в его душе. Старец говорил юноше из блаженного опыта своего о смиренномудрии, о низложении горделивых помыслов, об опасности самомалейшего самомнения при занятии молитвой умной, о благотворности плача, оберегающего от самомнения, причем сказал о себе: «В тот день, в который я не плачу о себе как о погибшем, считаю себя находящемся в самообольщении». Этот отзыв блаженного делателя плача и молитвы, отзыв глубокой мудрости духовной и высокого смирения преосвященный Игнатий впоследствии приводил в своих сочинениях в доказательство истинно благодатного мудрствования истинных подвижников Божиих. 62 Побывав в Белобережской пустыни, Брянчанинов и Чихачев не могли там приютиться и отправились в Оптину пустынь, где в то время пребывал старец о. Леонид со своими учениками. Здесь настоятель игумен Моисей долго колебался принять молодых людей на жительство в свою обитель и только по просьбе старших братий, сжалившихся над бедственным их положением и просивших его не отгонять их от своей святой обители, согласился принять их.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Жизнеописание настоятеля Козельской Введенской Оптиной пустыни архимандрита Моисея . М.. 1882. С. 80: Климент (Зедерголъм). иером. Жизнеописание Оптинского старца, иеромонаха Леонида (в схиме Льва). Одесса. 1890. С. 19. 93 Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцов//Пер. с греч. [ Евсевия (Орлинского) ], из кн. ‹‹Ecclesiae Graecae Monumenta››, ed Lutetiae Parisiorum, a J. B. Cotelerio, 1677 ann., сост. при Моск. духов. акад. М.: Унив. тип.. 1845. С. 8. 100 Каллист патриарх и сподвижник его Игнатий. Ксанфопулы. Наставление для безмолвствующих. Гл. 14–15. См.: Доброюлюбие. Ч. V. С. 312–351. 104 Схимонах Феодор был родом из г. Карачева; Житие его издано отдельной книжкой в Москве в 1839 г. и в 1847 г. [Жизнь и подвиги схимонаха Феодора. М.: [Изд. Оптиной Пустыни], 1839; 2 изд. М.: (Изд. Оптиной Пустыни). 1847. Феодор (Пользиков), схим. – ученик преп. Паисия Величковского , духовный наставник преп. Льва Оптинского . Работа над «Жизнеописанием схимонаха Феодора» по благословению о. Льва (Наголкина) была начата в Алсксандро-Свирском монастыре его учеником Димитрием Александровичем Брянчаниновым (впоследствии святителем Игнатием). Позже в Оптиной Пустыни эта работа закончена о. Порфирием (Григоровым)]. 105 [Схимонах Афанасий (Захаров) (†1825). Родом из дворян. Более семи лет жил при старце Паисии Величковском в Нямецкой обители, от него принял монашеский постриг; исполнял послушание писца. В 1777 г. ушёл в Россию, подвизался в Гороховецком Николаевском Троицком монастыре и Гороховецкой Флорищевой Успенской пустыни Владимирской губернии, в Белобережской Николаевской пустыни Орловской губернии в то время, когда там был строителем иеромонах Леонид (Наголкин), будущий преп. Оптинский старец. Бывая в Москве, посещал Новоспасского старца, иеромонаха Филарета (Пуляшкина), духовника И. В. и Н. П. Киреевских. В 1815 г. перешёл в Площанскую пустынь. У него хранились списки многих переводов, сделанных и исправленных преподобным Паисием Величковским . Выл духовным наставником преп.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Boris...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010