Его мать - молоденькая миловидная немка Шарлотта Фёт (Foeth) - сначала проживала в Дармштадте и была замужем за чиновником городского суда Иоганном-Петером Фётом. Супруги имели годовалую дочь Каролину, но Шарлотта не чувствовала себя счастливой в браке. Муж обращался с ней грубо, предпочитал проводить время за кружкой пива с приятелями, а не у семейного очага. Её душа томилась и ждала избавления. И вот в начале 1820 года появился он - чужестранец, обходительный богатый русский дворянин Афанасий Неофитович Шеншин. Потомок древнего прославленного рода, ведущего свою историю с XV столетия, мценский помещик и уездный предводитель дворянства, бывший офицер, участник боевых действий против Наполеона, он приехал поправить здоровье в Германию на воды. Дармштадская гостиница оказалась переполненной, и её хозяин поместил нового постояльца в доме своего соседа - Карла Беккера, отца Шарлотты Фёт. И пусть знатный русский дворянин был более чем двадцатью годами старше, она увидела в нём своего героя, о котором грезила ещё в девических мечтах. Вспышка страсти опалила, ослепила обоих: двадцатидвухлетняя Шарлотта забыла об обязанностях матери и жены и сбежала в Россию со своим новым почти пятидесятилетним возлюбленным, оставив маленькую дочь на попечение Фёту. К тому времени Шарлотта уже ждала второго ребёнка, но не догадывалась, что в будущем причинит столько страданий своему ещё не родившемуся сыну. Похищая чужую жену из Германии, Афанасий Шеншин оставил её отцу письмо с просьбой простить и благословить их союз. Карл Беккер благословения не дал. В Орловскую губернию - в неизвестный дотоле немцу городок Мценск - полетел ответ, полный упрёков и угроз: тайно бежавшие из Германии любовники совершили проступок, «который запрещают законы Божеские и человеческие, а христианская религия полагает в числе величайших грехов». В Мценском уезде в имении Шеншина Новосёлки у Шарлотты Фёт родился сын, который был крещён по православному обряду и записан в метрической книге под именем Афанасий Шеншин. Лишь спустя два года после его рождения Шарлотта приняла православие, была наречена Елизаветой Петровной и повенчана с Афанасием Неофитовичем Шеншиным. Тот был для Фета на редкость заботливым отцом. Елизавета Петровна Шеншина писала брату в Германию, что муж так относится к маленькому Афанасию, что «никто не заметит, что это не кровный его ребёнок».

http://ruskline.ru/analitika/2016/01/11/...

И вдруг разразился гром среди ясного неба. Орловское епархиальное начальство, обнаружив, что мальчик был рождён до брака А.Н. Шеншина, постановило, что «означенного Афанасия сыном господина ротмистра Шеншина признать невозможно». Так, в 14 лет подросток стал отверженным, незаконнорождённым. Будущий поэт узнал, что отныне он не полноправный русский дворянин и не может называться Шеншиным, а должен носить фамилию человека, которого никогда в жизни не видел, и именоваться Афанасием Фетом «родом из иностранцев». С потерей знатного дворянского имени были утрачены все права состояния, наследования имущества и земли. Наступила социальная и имущественная неопределённость. В университете он числился как «студент из иностранцев». Даже подпись его стала такой: «К сему руку приложил иностранец Фет». Поэту Я.П. Полонскому - своему приятелю с университетских лет - Фет с горечью говорил: «Я два раза в жизни терял своё состояние, потерял даже имя, что дороже всякого состояния». После окончания словесного отделения философского факультета Московского университета Фет блистательно начал своё поэтическое поприще. Он имел успех в литературных кругах, однако определённого места в обществе по-прежнему не было. Дворянский титул в те годы могла ему вернуть только военная служба: права потомственного дворянства давал первый обер-офицерский чин. И Фет принял решение поступить в кирасирский полк: на офицерский чин можно было рассчитывать уже через полгода службы. В 1847 году по окончании университета поэт писал своему другу литератору Аполлону Григорьеву: «Ты звал меня часто в Петербург. Спрашивается, зачем? Затем, чтобы заниматься литературой? Не могу ни так, ни сяк - я человек без состояния и значения - мне нужно и то и другое, а на той дороге, которую я себе готовлю, будет, может быть, и то и другое. А поэзия? Да что же может мешать мне служить моему искусству, служить свободно и разумно?» Но судьба словно насмехалась над ним. Император Николай I вскоре издал указ, согласно которому стать потомственным дворянином можно было, лишь дослужившись до старшего офицерского звания. Едва Фет приближался к заветной цели, новые царские указы повышали планку для получения дворянства. Для поэта это означало, что служить в армии и ждать ему придётся ещё лет 15 - 20.

http://ruskline.ru/analitika/2016/01/11/...

Воейков записал: «18 1/1 14 г. встретил Орловской губернии в селе Муратове очень приятно в доме Катерины Афанасьевны Протасовой». Перечислив присутствовавших, добавляет: «Мне должно было быть очень весело в сем раю, обитаемом ангелами, но… Où peut on être mieux qu’au sein de sa famille? и я иногда задумывался, даже грустил». Таково время. Искренно или неискренно, без сентиментализма нельзя. Отчасти же он и играл одинокого, бесприютного, тоскующего по семье скитальца, завоевывая девичье сердце, а еще важнее, располагая к себе мать — хозяйку и владычицу. Жуковский же о его планах не подозревал. По наивности своей полагал, что именно ему, Жуковскому, будет Воейков содействовать в сердечных его делах — собственно, в том, чтобы переубедить Екатерину Афанасьевну и добиться согласия на брак с Машей. Но это еще не сегодня, не завтра. Пока же что широкая и беззаботная жизнь помещичья продолжается. 16 января Плещеевы отмечают праздником у себя — день рождения Анны Ивановны. Негр постарался. В Черни размеры всего оказались еще больше. Утром отстояли обедню. Затем отправились в рощу, где Анну Ивановну встретила крепостная богиня и прочла у жертвенника стихотворное приветствие. Тут же подали великолепный завтрак. (Надо думать, скорее закуску à la fourchette , стоя и по преимуществу чокаясь.) Прогулка по огромному парку — там заранее выстроен целый город, домики наполнены костюмированными пейзанами, есть даже рынок. Торговки раздают гостям сувениры, на память о дне рождения. В башне камера — обскура показывает портрет Анны Ивановны, вокруг нее пляшут живые амуры. Днем, вероятно, карты, для молодежи petits jeux , вечером превосходный обед, а потом спектакль. Утренняя Феклуша или Дуняша, изображавшая богиню, выступала теперь в «Филоктете» Софокла, а затем Негр сам смешил публику во французском фарсе. В заключение фейерверк. Плещеев называл жену почему — то Ниной («К Нине» и известное послание Жуковского). В ее честь огненные буквы N сияли в парке. Но с этим вышло недоразумение. Война еще не кончилась. Только недавно был страшный Лейпциг. Некоторым из подвыпивших помещиков. показалось, что буквы эти горят в честь Наполеона… — Плещееву пришлось потом объясняться с губернатором.

http://azbyka.ru/fiction/zhukovskij-zajc...

Екатерина Афанасьевна, тогда еще Катя Бунина, попала в Сибири совсем в другой мир. Сестра ее в замужестве не оказалась счастливой. Детей не было, с мужем она жила неважно. Некий сумрак глухого севера лежит над отрочеством и юностью Екатерины Афанасьевны в доме Алымовых. Дух жизни строже. Нет ни крепостных, ни разлива помещичьего, ни побочной семьи. Но в самой законной семье тоже нет света и радости. И притом дикий, далекий край, одиночество, мечтательность… Странно, но и волнующе подумать, что где — то в азиатских дебрях, близ Китая, русская девочка — девушка утешается и живет внутренно Жан — Жаком Руссо. Нельзя сказать, чтобы в той полосе жизни своей была она религиозна церковно. Но, конечно, «религия души» в ней жила, направляясь по другому руслу. Евангелием ее оказалась «Новая Элоиза». Это была главная, если не единственная книга, которую она читала в доме начальника кяхтинской таможни. Знала ее чуть ли не наизусть — рядом с ней и «Адель и Теодору» Жанлис. Видимо, много и в одиночестве думала, видела жизнь сестры незадачливую — и слагалась в девушку самостоятельную, замкнутую и крепкую. Несколько и суровую. Что надумала среди сибирских пихт и лиственниц, под музыкальное сопровождение Руссо, то уж и сделает. Сама себе владыка. Так прожила она восемь лет и наконец с той же сестрою Авдотьей, разошедшейся с мужем, в 1790 году возвратилась в Мишенское. Тут нашла много перемен. Мать с отцом помирилась, Афанасий Иваныч жил в большом доме, а не с Сальхой во флигеле. Сальха обратилась в тихую и степенную Елизавету Дементьевну. Кроме того, бегал кудрявый и милый мальчик Вася Жуковский, который тут — то и оказался ей братом. Она была старше его на четырнадцать лет. Он считал ее вроде тетушки, называл на «вы» — «Екатерина Афанасьевна». Она его — «ты», Васенька. Ни она, ни он не подозревали, как свяжет их в дальнейшем судьба. Через год Бунин скончался. Еще через год Екатерина Афанасьевна вышла замуж за Андрея Протасова, орловского уездного предводителя дворянства. Так что жизнь снова отдалила ее от Мишенского и мира Буниных. Новый мир вряд ли ей был близок — Андрей Иваныч любил жить широко, шумно. Да и положение обязывало. Балы, обеды предводительские, открытый дом… так полагалось. Но азартная игра в карты, предприятия спекулятивные, с надеждой вдруг стать миллионером, а в действительности разоряясь и залезая в долги, — этого у предводителя могло и не быть. К несчастью для Екатерины Афанасьевны, у Андрея Иваныча как раз было.

http://azbyka.ru/fiction/zhukovskij-zajc...

Нас освободили 29 июня 1944 года. Наша тётя Паша не дожила всего один день до освобождения… Я не знаю, где её и Мишина могила… А радостной суматохи в тот день было столько, что я потерялась и долго ничего не знала о судьбе Вити… А с Витей случилась беда. Когда я стала уже взрослой и работала, я узнала, что Витя тогда, как мы растерялись, попался на краже и получил тюремный срок. ( Кто-то же вынес приговор оборванному опухшему от голода мальчишке, сыну фронтовика, узнику фашистского концлагеря, исковеркав ему жизнь… И со спокойной душой после вынесения приговора пошёл этот кто-то, наверное, пить чай, а может и обедать, в прокурорскую столовую. Таких в народе называли «тыловыми крысами», и поделом. Господом Богом так устроено, что образ Победы может воссиять в сердце даже маленькой девочки, но только не в «прокурорских столовых». И это – высшая справедливость, какая только возможна, это Божья Правда. РЕД.). Потом, видать, Витя опять оказался в тюрьме… Он написал мне несколько писем. Я звала его к себе, обещала помочь, просила, чтоб он отстал воровства… Но он перестал мне отвечать и опять пропал... Я была уже на пенсии, когда получила письмо от его жены: Витя тяжело болел и был при смерти. Мы с мужем, не раздумывая, поехали к нему. Оказалось, что он живёт в карельской деревне с любящей женой. Односельчане его уважали и, наверное, даже не подозревали о его судимостях. …Меня приютила карельская семья, и я две недели там нянчилась с детьми. Бывало, что в нашу сторону залетали вражеские самолёты, которые стреляли не только по домам, но и по пешеходам. Однажды я шла по улице, когда налетели самолёты и открыли огонь. Какой-то дяденька успел столкнуть меня в канаву, и я осталась жива. Летом перед учебным годом мне дали путёвку в пионерский лагерь в городе Ладейное. Город был в руинах. Нас поселили в здании, половина которого была разрушена, но это было не важно. Главное, что, нас кормили по тем временам очень хорошо. Но я всё равно была очень слабенькой. В конце лета, в августе 1944 года, из эвакуации вернулась другая моя тётя, Орловская Ольга Афанасьевна, с семьёй и с моей бабушкой Афимьей Агафоновной Кононовой и взяла меня к себе. Жили мы на территории того же лагеря, только ограждение из колючей проволоки было убрано. Тётя устроилась работать на железную дорогу стрелочницей, а её муж, дядя Толя, электросварщиком.

http://ruskline.ru/analitika/2024/01/31/...

Москви Божественна в новоосвяченому Фотоальбом «Чин великого освячення собору монастиря м. Москви Божественна в новоосвяченому Фотоальбом «Чин великого освячення собору монастиря м. Москви Божественна в новоосвяченому Фотоальбом «Чин великого освячення собору монастиря м. Москви Божественна в новоосвяченому Фотоальбом «Чин великого освячення собору монастиря м. Москви Божественна в новоосвяченому Фотоальбом «Чин великого освячення собору монастиря м. Москви Божественна в новоосвяченому Московський Кирил звершив велике освячення собору монастиря м. Москви за темою Кирил благословив повернутися до До питання про час та обставини заснування монастиря [Стаття] монастиря м. Санкт-Петербурга з возведення в сан : та звернення] Насельники центри У урочисте святкування Синодального Збройними силами та правоохоронними органами РФ на возз " Президент передав Головному командуванню сил РФ список «Спас Нерукотворний» У парку у виставка «Хранителька присвячена Священний Синод констатував з Митрополит Волоколамський Хризостом щиро допомогти, коли розкол лише Митрополит Афанасий: ПЦУ — питання Церкви Видано переклад книги Церкви про церковне питання Голова нараду з питань збереження об " спадщини Митрополит Будапештський Ватикан поступився у одностатевих пар [Ihmepb " ю] рада з культури провела нараду та культури У продовжиться ансамблю Донського монастиря Патриаршее поздравление митрополиту Орловскому Тихону с 65-летием со дня рождения : та звернення] Кирила ректору МДУ М.В. Ломоносова В.А. Садовничому з дня народження : та звернення] з дня народження : та звернення] Кирила з РФ К.А. Чуйченко Предстоятеля Церкви у зв " язку з терактом у «Крокус та звернення] Предстоятеля Церкви у зв " язку з терактом у «Крокус та звернення] з Церкви В Торжества Православ " я начальник взяв участь у в Гробу Господнього в з ключовими словами життя – – Церква – та – нагороди –   фотоальбоми та Православних Церков у Христа Спасителя. Моравицького Кирила з Церкви Кирила з Предстоятелем Церкви Кирила до Православних Церков з Королем Кирила до Православних Церков Кирила до Прибуття в Амман Кирила та Митрополита Тихона в московському на Кирила з Митрополитом Америки Канади Тихоном XIX вручення фонду православних Кирила з в   Календарь ← → Богослужебные указания 31 березня 2024 р.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1328325...

Вологда. В Подмосковье к 1941 году действовало не менее 10 катакомбных священнослужителей. Часть из них – протоиерей Пётр Шипков, архимандрит Иеракс (Бочаров) и Серафим (Батюков) признавали духовный авторитет епископа Афанасия (Сахарова) . С началом войны они заняли в целом патриотическую позицию. Одна из прихожанок архимандрита Серафима, тайно служившего в Загорске, вспоминала: «На вопрос: «Кто победит?», который задавали ему все, он отвечал: «Победит Матерь Божья». Многие задавали вопрос – как молиться об исходе войны. Батюшка отвечал: «Молитесь: да будет воля Твоя!» ... «Ни один христианин такого креста не примет», – сказал батюшка и начертал в воздухе знак свастики». 741 Архимандрит умер 19 Февраля 1942 года. А остальных священнослужителей этой группы выследили и арестовали 6 Ноября 1943 года. Через день 7 Ноября в г. Ишиме был арестован находившийся в бессрочной ссылке в Омской области епископ Афанасий. Все они обвинялись в групповой контрреволюционной деятельности в составе общесоюзной организации «Антисоветское Церковное подполье». По этому сфабрикованному делу кроме владыки Афанасия, протоиерея П. Шипкова, архимандрита Иеракса проходили также монахиня Ксения (Гришанова) и Н.В. Тропани, оставившая подробные воспоминания. 14 Июля 1944 года их приговорили к заключению и отправили в Мариинские лагеря (Кемеровская область). 742 Преследование тайных священнослужителей особенно усилилось с осени 1943 года. Советские власти наряду с радикальным улучшением отношения к Московской Патриархии попытались произвести в 1943–46 гг. разгром в «катакомбах», что им во многом удалось. В 1944 году большинство выявленных Истинно-Православных на не оккупированной Европейской части СССР было депортировано или заключено в лагеря. В последующие два года происходило жесткое преследование их на бывших оккупированных территориях. В «особой папке» И. Сталина, хранящейся в Государственном архиве Российской Федерации, содержится документ о депортации Истинно-Православных христиан в 1944 году. Л. Берия 7 Июля в своём секретном письме «вождю» отмечал, что на территории Воронежской, Орловской, Рязанской областей было выявлено несколько организаций Истинно-Православных христиан, но арест активных участников не оказал должного воздействия на других членов и поэтому целесообразно провести массовое выселение этих людей в Омскую, Новосибирскую области и Алтайский край. И 15 Июля 1.673 человека одновременно из 87 населённых пунктов насильственно пересилили на восток. 743

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В этот период работа тайных школ, возможно, несколько ограничилась, но не прекратилась полностью, потому что тайное образование было необходимо для усиления жажды к свободе. Историограф Афанасий Комнин Ипсиланти в своем труде «История после падения Константинополя. 1453–1789 годы» (написанном в ΧVIII веке, а изданном в Константинополе в 1870 году), приводит такой случай, относимый им самим к XVIII веку. На каирском базаре он видел 30 000 языков, отрезанных у греков, которые, несмотря на запрет местных властей, продолжали говорить по-гречески. В период, когда османы дозволяли или терпели греческие школы, османский владыка Египта запретил пользоваться греческим языком под страхом урезания органа речи (языка). Как при таких условиях сохранился бы греческий язык, если бы не существовало тайных школ, где учили по Псалтири, Октоиху и другим церковным книгам? Во всяком случае, в XVIII веке гонения по временам случались. Показателен следующий факт: после орловской кампании и зверств, учиненных отуреченными албанцами, святой Косма Этолийский прервал свои миссионерские путешествия и на много лет ушел на Афон. Современная экспозиция, рассказывающая о деятельности тайных школ в Греции Итак, тайные школы были необходимы первые два века турецкого господства по причине царившей тогда атмосферы страха и ужаса, а в последующие века, несмотря на смягчение османской политики, они функционировали либо для того, чтобы противостоять антигреческой и антихристианской тактике некоторых турецких администраторов, либо для преподавания предметов, воспитывавших национальное сознание, с целью исполнения давних чаяний греческого народа. Отрывок из книги французского журналиста Рене Пио «Несчастный Северный Эпир» самым красноречивым образом заграждает уста тем, кто отрицает существование тайных школ. Пио путешествовал по Эпиру в 1913 году, когда эти территории только что были освобождены греческими войсками. Беседуя с греками-эпиротами, он с удивлением узнает о том, что «в эпирские школы не допускались никакие книги, отпечатанные в Афинах, но существовало обязательство все книги приобретать в Стамбуле.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Собранные в музее ценные археологические предметы в значительном количестве подверглись, как известно, после его удаления в другую епархию, расхищению, и долго служили предметом толков и в сферах административных, и в нашей повременной печати... По его же почину, здесь, в Смоленске, предпринято было историко-статистическое описание епархии. В Орле в 1900 г. в покоях архиерейского дома был открыт владыкой Церковно-исторический музей, счастливо поставленный под заведование ныне почтенного ученого, профессора Петербургской Духовной академии И. Е. Евсеева , который успел за короткое время собрать в нем довольно ценные археологические сокровища и образовать из знатнейшего городского духовенства комитет для составления «Истории Орловской епархии с древнейших времен», напечатанной, под редакцией самого преосвященного, на страницах местных «Епархиальных Ведомостей». Такой же церковно-археологический комитет для собирания и изучения церковных древностей по почину и стараниями почившего владыки создан был потом и в Гродно. Казанское церковное историко-археологическое общество, основанное покойным Казанским владыкой Димитрием (Самбикиным) , встретило в архиеп. Никаноре горячего покровителя и поборника. «Церковное историко-археологическое общество, – говорят издатели «Казанского сборника статей» архиеп. Никанора, – было осведомлено о высокопреосвященном Никаноре, как о ревнителе и покровителе церковно-исторического и археологического направления в богословской науке и церковно-общественной деятельности, как об основателе церковно-археологических комитетов в Смоленске и Гродно и церковно-исторических музеев в Орле и Варшаве. Будучи сам активным работником в этих учреждениях, поддерживая их и материальными средствами, и своими церковно-историческими и археологическими трудами, и вообще кладя много усилий на упрочение и развитие их, высокопреосвященнейший Никанор силой своей инициативы и организаторского таланта группировал и сплачивал вокруг себя работников в деятельности этого рода, каковые, при отсутствии личной инициативы, не сумели бы приложить к делу своих сил, оставаясь как бы в пустыне одиночества» («Казанский сборник статей».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

И-ч предложил своим родственникам Юшковым, жившим недалеко от Долбина, в Мишенском (Тульск. губ.), отправиться вместе с ним и его семьей в Орловскую губ., к Ек. Аф. Протасовой, 13 чтобы вместе с Е. А. ехать куда-либо в более безопасное место. Вышло так, что Юшковы одни отправились в Москву, а Протасова, когда к ней прибыл Киреевский, отказалась покинуть свою деревню 14 и убедила В. И-ча остаться в Орловской губ., где у Киреевских было небольшое имение – Киреевская Слободка. В. И-ч перевозит семью в Орел, а сам, так как война была уже в разгаре, принялся за работу – уход за ранеными. Киреевский привел в порядок городскую больницу, которую нашел в беспорядке, 15 а свои дома в Киреевской Слободке и Орле обратил в пристанище для бежавших от неприятеля и в лазареты. В. И-ч старался одинаково оказать помощь как русским, так и неприятелям, которых он тут же еще пытался и обратить к религии. 16 Этими христианскими подвигами, кот.орые завершают для нас образ В. И-ча, закончилась и его жизнь. В. И-ч заразился в больнице тифом, от которого скончался 1-го ноября 1812 г., «в день памяти бессребреников, безмездных врачей Космы и Дамиана», как добавляет один биограф. 17 Мать И. В-ча, Авдотья Петровна, 19 как уже сказано, происходила из рода Юшковых. Род Юшковых принадлежал к наиболее просвещенному дворянству того времени. Отец А. П-ны, П. Н. Юшков, был в переписке с Лафатером, мать, Варвара Афанасьевна (урожд. Бунина), также была женщина образованная, хорошо знавшая литературу и языки. Авдотья Петровна воспиталась в умственной и литературной атмосфере: в доме Юшковых внимательно следили за литературными новинками, собирались художники и музыканты. Но особенное значение для А. П-ны и для ее сестер имело присутствие в их семье В. А. Жуковского, воспитывавшегося первоначально вместе с сестрами Юшковыми 20 и проведшего в их обществе свои лучшие юные годы. 21 Жуковский и сам много был обязан, в смысле развития своего характера и в смысле развития своего поэтического дара, 22 пребыванию своему в обществе Юшковых, но вместе с тем значительно было и его собственное влияние на племянниц.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Kireevski...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010