Напротив, Его восхождение на небеса, посредством которого Он лишил нас Своего телесного присутствия, принесло нам еще больше пользы, чем могло принести Его телесное присутствие. Во-первых, потому, что оно привело к возрастанию нашей веры, которая является верой в невидимое. Поэтому Господь говорит, что Святой Дух придет в мир и «обличит мир о грехе и о правде... (о грехе – что не веруют в Меня)» ( Ин. 16, 8, 9 ). Августин, комментируя эти слова, говорит, что «отделить верных от неверных означает обличить неверных, и потому Он далее говорит: «Я иду к Отцу Моему, и уже не увидите Меня» ( Ин. 16, 10 ), ибо «блаженны не видевшие и уверовавшие» ( Ин. 20, 29 ). Таким образом, мир обличается ради нашей праведности, поскольку мы уверовали в Того, Кого не видели». Во-вторых, оно привело к возрастанию нашей надежды, в связи с чем Он говорит: «Когда пойду и приготовлю вам место, – приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где -Я» ( Ин. 14, 3 ). В самом деле, возведя на небеса принятую Им человеческую природу, Христос даровал нам надежду на [наше] восхождение туда, поскольку, как сказано [в Писании], «где будет труп – там соберутся орлы» ( Мф. 24, 28 ). По той же причине читаем: «Идущий пред ними откроет им путь» 322 ( Мих. 2, 13 ). В-третьих, оно направило пыл нашей любви к горним вещам. Поэтому апостол говорит: «Ищите горнего (где Христос сидит одесную Бога), о горнем помышляйте, а не о земном» ( Кол. 3, 1, 2 ), поскольку, как сказано [в Писании], «где сокровище ваше – там будет и сердце ваше!» ( Мф. 6, 21 ). И поскольку направляющей нас к горнему Любовью является Святой Дух, Господь сказал ученикам: «Лучше для вас, чтобы Я пошел, ибо если Я не пойду, Утешитель не придет к вам, а если пойду, то пошлю Его к вам» ( Ин. 16, 7 ). Комментируя эти слова, Августин говорит: «Нельзя получить Духа, зная Христа только по плоти. Лишившись же Христа по плоти, они духовно обрели не только Святого Духа, но и Отца и Сына». Ответ на возражение 4. Хотя небесное место приличествовало Христу сразу же по Его воскресении к бессмертной жизни, тем не менее, для того, чтобы утвердить истинность Своего воскресения, Он отложил Свое вознесение до срока. В связи с этим читаем, что Он явил «Себя живым, по страдании Своем, со многими верными доказательствами, в продолжение сорока дней являясь им» ( Деян. 1, 3 ). Глосса же на эти слова говорит, что «поскольку в продолжение сорока часов Он был мертв, постольку в течение сорока дней Он свидетельствовал о Своем воскресении. А еще сорок дней можно понимать как образ этого мира, в котором Христос пребывает в Своей Церкви, поскольку человек состоит из четырех элементов и предостережен заповедями Десятисловия». Раздел 2. подобало ли Христу восходить на небеса согласно Своей божественной Природе?

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

Но Августин видит в этих словах более того, на что они дают право: эти слова отнюдь не дают права думать, что грех Адама наследственно получается всеми при рождении в осуждение всех. Апостол говорит об осуждении всех за один первый грех Адама, но в чем состоит это осуждение, он не объясняет; осуждение это может состоять в расстройстве и смертности человеческой природы в Адаме, для чего не требуется передачи самого греха. В частности, в данном случае апостол, как видно из следующего стиха, под осуждением всех за грех Адама разумеет именно осуждение всех на смерть. Ибо если преступлением одного смерть царствовала посредством одного, то тем более приемлющие обилие благодати и дар праведности будут царствовать в жизни посредством единого Иисуса Христа (ст. 17). Почему, спрашивает Августин, за преступление одного смерть царствовала посредством одного, если не потому, что узами смерти все содержались в том одном, в котором все согрешили, если даже они и не присоединили собственных грехов? Иначе смерть царствовала бы не чрез одного за преступление одного, но чрез каждого грешника за многие преступления каждого. Ибо если люди потому мертвы за преступление Адама, что подражали ему в преступлении, то и сам Адам еще более умер за преступление другого, так как диавол прежде его совершил грех и склонил его к греху, а Адам ни к чему не склоняет своих подражателей; многие, кои оказываются подражателями его, не слыхали или не признают, что он существовал и совершил грех 79 . Юлиан. Апостол возвестил ранее, что смерть царствовала чрез одного, который был образцом греха и преступниками по подобию которого оказываются грешащие под законом, и что чрез одного царствует в жизни обилие благодати, помогающей тем, кои подражают добродетели Христа. Жизнь, в которой намерены царствовать святые, есть жизнь вечная, следовательно и смерть, которая следует за добровольным нечестием, есть вечная смерть (II, 214–215). Посему как преступлением одного всем человекам осуждение, так правдою одного всем человекам оправдание к жизни (ст. 18).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Krem...

Но кто находится в припадке безумия, тот живет, и не говорит против академиков: я знаю, что не страдаю безумием, а говорит: я знаю, что живу. Следовательно, никогда не может обманываться и лгать, кто утверждает, что знает, что живет». 2341 И нельзя сказать, чтобы это непререкаемое знание было слишком бедно содержанием и ограничивалось немногочисленными тезисами. Актов самосознания много, и знание о каждом из них может умножаться до бесконечности. «Кто говорит: знаю, что я живу, утверждает, что у него есть знание о чем-то одном. Если потом он скажет: знаю, что я знаю, что живу, то это уже два знания. А то, что он знает то и другое знание, есть уже третье знание». 2342 В самом сомнении скрыто доказательство невозможности абсолютного скептицизма, который, сомневаясь во всем, не может, однако, сомневаться в реальности собственного сомнения. «Всякий, сознающий себя сомневающимся, сознает истинное и вполне уверен в том, что сознает, следовательно, он уверен в истинном. Таким образом, всякий сомневающийся в бытии истины, в себе самом имеет нечто истинное, в чем он не может сомневаться». 2343 Свидетельство самосознания настолько бесспорно, что даже сам академик Цицерон, желая начать свой диалог «Гортензий» положением, не допускающим возражений, взял для него исходной истиной тезис все мы хотим быть блаженными. 2344 Подражая Цицерону, и Августин начинает свои диалоги с аксиоматических положений, опирающихся на достоверность самосознания. «Можешь ли ты, – обращается он к Навигию в диалоге «De beata vita» [«О блаженной жизни»], – назвать нам нечто такое, что ты знаешь? Могу, сказал он. Если это тебя не затруднит, сказал я, то укажи на что-нибудь. И так как он колебался, я спросил, знаешь ли ты по крайней мере, что ты живешь. Знаю, сказал он. Значит ты знаешь, что у тебя есть жизнь, так как никто не может жить иначе, как благодаря жизни». 2345 Тот же прием употребляет он и в других ранних диалогах. 2346 Говоря о самодостоверности актов сознания, блж. Августин разумеет не только непререкаемость познания внутренних переживаний, но и души как субстанции, обнаруживающейся в этих переживаниях.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Popov/tr...

Но послушай как Навуходоносор опять из скота сделался человеком, научившись уповать на Бога, а не на себя, о чем он сам о себе свидетельствует. - " По окончании дней тех (т.е. семи времен, определенных Небом) - я, Навуходоносор, возвел глаза мои к небу, и разум мой возвратился ко мне; и благословил я Всевышнего, восхвалил и прославил Присносущего, Которого владычество - владычество вечное, и Которого царство - в роды и роды. И все, живущие на земле, ничего не значат; по воле Своей Он действует как в небесном воинстве, так и у живущих на земле; и нет никого, кто мог бы противиться руке Его и сказать Ему: " что Ты сделал? " " (Там же 4:31-32). Тяжкое зло - самонадеянность; она низложила и святого Апостола Петра: о Петре святый! что ты горько плачешь, когда пропел петух? - следовало прежде плакать, когда Господь всем говорил о Своем исходе (от мира), когда возвестил Он на вечери об ужасной смерти. Тогда действительно слезы были благовременны. Но самонадеянность устранила слезы, и вместо их слышалось безмерное обещание: " если и все соблазнятся о Тебе, я никогда не соблазнюсь " (Матф. 26:33). Так ли это? - по прошествии нескольких часов обещание это, данное по самонадеянности, не было исполнено, и уничтожено. (См. Матф. гл. 26-ю). Василий Великий справедливо сказал: " никто не остается чаще побежденным, как только тот, кто слишком на себя надеется. Напротив, кто мало надеется на себя, тот не начинает никакого дела, не призвавши наперед Бога себе в помощь. " Святой Амвросий некогда жаловался на блаженного Августина его матери, что Августин очень самонадеян, слишком много полагается на свой разум и на свою премудрость. И действительно, Августин не освободился от этого вредного порока, пока сам не почувствовал, что порок этот много вредит ему. В этом сам он признался впоследствии, говоря к Господу: " Мне казалось, Господи, что я мог сам собой быть доволен, и не подозревал, что Ты, Господи, управлял мной и таинственно наставлял меня; но когда Ты, Боже мой, нечтожно мало удалился от меня, то я упал в духе, и сам тот же час заметил это в себе и удостоверился в том. "

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2194...

О.Олег Стеняев: Речь идет о том, что воскресшее тело Христово -  это прославленное тело (Филип. 3,21). Апостол Павел писал: «Он, уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его» т.е. Христос по воскресению из мертвых пребывал в прославленном теле. В теле, которое избежало воздействий физиологического мира. И Он это делал для нас и за нас, чтобы потом и наше уничижённое тело преобразить, чтобы оно было сообразно славному телу Его. «Сеется в уничижении, восстает в славе» (1 Кор.15) . Это секрет, как приобрести славу. Если мы пойдем путем уничижения, то восстанем в славе. Путем гордыни к благодати не приобщимся. Как сказано: «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать». И мы знаем, как Христос молился: «Душа моя теперь возмутилась». И в тоже время Он молился: «Отче! прославь имя Твое» (Иоанн, 12) т.е. во Мне. Эти слова -  как-бы просьба о славе воскресенья. Как Христос говорил: «Ищите прежде Царствия Божия и славы его. Остальное приложится». Августин Блаженный писал: «Бог сотворил душу человека», т.е. каждого человека. Прежде всего, имеется в виду человека состояние до грехопадения: «Бог сотворил душу человека со столь сильной природой, что через обилие в ней блаженства она способна сообщить телу обилие жизненности и с действенностью нетления», т.е. в саму нашу природу заложена сила преодолевающая тление. И Григорий Двоеслов, папа Римский писал, что тело Христа по воскресении было явлено в той же природе, т.е. это как наше тело, но в иной славе. Августин так же писал: « Спаситель и по воскресении, будучи уже хотя и в духовной, но в истинной плоти, принимал вместе с учениками пищу, ибо у таких тел отнимается не возможность, а потребность в пище». Вспомним, как Христос говорил о людях, которые будут жить в раю: «В  Царстве Божьем не женятся и не выходят замуж, но пребывают как ангелы». И святые отцы говорят: «Это не в том смысле, что они станут ангелами, они будут как ангелы», но они уже не будут жениться, выходить замуж не потому, что не могут, а у них не будет этой потребности. Потому что иерархия ценностей у людей в том мире будет совсем другая.

http://radonezh.ru/text/kak-vy-otnosites...

Однажды он собирался произнести похвальное слово императору. В слове было много лжи, но это слово настроило бы многих людей благосклонно к оратору. Он шел к месту назначения, и изнурительные мысли душили его. На улице он заметил нищего, который, видимо, «подвыпил». Блаженный Августин вздохнул и обратившись к друзьям следующее. Страдая «от собственного безумия; уязвляемые желаниями, волоча за собою ношу собственного несчастья хотим мы достичь только одного: спокойного счастья. Этот нищий опередил нас; мы, может быть, никогда до нашей цели и не дойдем. Он получил за несколько выклянченных монет то, к чему я добирался таким мучительным, кривым, извилистым путем». У нищего, по мнению Августина, не было настоящей радости, но та, которую искал оратор на путях тщеславия, «была много лживее». Нищий веселился, а Августин был в тоске и его глодали заботы. Нищий был счастливее еще и потому, что раздобыл вина, осыпая людей добрыми пожеланиями». «А, я, — признался знатный муж, — ложью искал утолить свою спесь» . Мысль блаженного Августина можно прокомментировать с помощью анекдота. Новый русский приезжает на Гаваи. Покупает бутылку виски, ложится отдыхать под пальмой. Рядом валяется пьяный человек. Новый русский спрашивает: «Ты почему не работаешь?» «А зачем?» — отвечает пьяный. «Ну, как? Будешь работать, будешь зарабатывать деньги. Вот посмотри на меня. Работаю, раз в год езжу в отпуск. В этом году прилетел на Гаваи, лежу, понимаешь, под пальмой». «Так ведь, я и так уже здесь лежу», — отвечает ему гаваец. Ирония ситуации состоит в том, что вне религиозного контекста позиция гавайца неузявима. Общество ничего не сможет доказать ему, если не будет опираться на религиозную традицию. Священное Писание расскажет, что жить так, как живет пьяный гаваец – это плохо. «Горе тем, которые с раннего утра ищут сикеры и до позднего вечера разгорячают себя вином» ( Ис.5:11 ). «Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством и заботами житейскими» ( Лк.21:34 ). «Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники — Царства Божия не наследуют» ( 1 Кор.6:9-10 ).

http://azbyka.ru/zdorovie/mirovozzrenche...

Ориген говорит: «Если ты думаешь, что на одном только Петре создана вся Церковь, то что сказал бы ты об Иоанне, сыне Громовом, и о каждом из Апостолов?… Разве не на всех и не на каждом из них осуществляется сказанное выше: «Врата адова не одолеют ее» и ещё: «На сем камени созижду Церковь Мою?» Блаженный Иероним: «На Петре основана Церковь, — это так, но в другом месте это говорится и о всех апостолах, что она на них построена, и все они получили ключи Царствия Небесного… В равной мере на них всех утверждается крепость Церкви». Краеугольным же камнем Церкви является не тот или иной апостол, а Сам Иисус Христос; как говорится в посланиях апостола Павла: «Итак вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу, быв утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем, быв утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем, на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святый храм в Господе» (Еф. 3, 19–21), «Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос» (1 Кор.3:11). О том же свидетельствует и сам апостол Петр: «Приступая к Нему, камню живому, человеками отверженному, но Богом избранному, драгоценному, и сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом. Ибо сказано в Писании: вот, Я полагаю в Сионе камень краеугольный, избранный, драгоценный; и верующий в Него не постыдится» (1 Петр. 2, 4–6). Изъясню: вышеприведенное место евангелия от Матфея большая часть святых отцов под словом « " камень» (petra) разумеют веру, исповеданную Петром, т. е. веру во Христа — Сына Бога Живого. «На этом исповедании, как на камне, построена Церковь, говорит блаж. Августин. — Вера Петра есть основание Церкви, эта вера делает бессильными врата адовы». Иногда отцы Церкви относят слово Petra к Самому Иисусу Христу. Тот же блаж. Августин говорит : «Церковь строится на Том, Кого Петр исповедал, говоря: «Ты еси Христос, Сын Бога Живаго… Он ему не сказал: ты еси камень (petra), а ты еси Петр, камень же был Христос. Исповедуя Христа так, как исповедует Его вся Церковь, Симон был назван Петром». «Ты — Петр, сказал Он, — и на этом камне, который ты исповедал, на этом камне, который ты познал, говоря: Ты — Христос, Сын Бога живаго, Я созижду Церковь Мою, то есть на Мне Самом, Сыне Бога Живаго, созижду Я Церковь Мою, на Мне созижду её, не на тебе».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Письмо первое Возлюбленного господина, почитаемого среди членов [тела] Христова брата Валентина, и братьев, [подвизающихся] с тобой, Августин приветствует в Господе. Раздор среди монахов по вопросу о благодати и воле 1 . Пришли к нам двое юношей, Кресконий и Феликс, говорящие, что они из вашей обители, и сообщили нам, что монастырь ваш возмущен неким раздором, поскольку некоторые из вас так проповедуют благодать, что отрицают наличие у человека свободного решения; и, что гораздо серьезнее, говорят, будто в День судный не воздаст Бог каждому по делам его 1 . Однако они объявили также и о том, что большинство из вас так не думает, но признает, что свободное решение получает поддержку Божией благодати, чтобы мы верно мыслили и верно поступали. Так что, когда придет Господь воздать каждому по делам его, Он найдет наши добрые дела, которые уготовал Бог , чтобы мы ходили в них 2 . Кто думает так – хорошо думает. Каким образом должны соотноситься воля и благодать 2 . Итак, я умоляю вас, братия, – как умолял коринфян апостол, – именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы все вы говорили одно, и не было между вами разделений 3 . Ибо в первый раз Господь Иисус, как написано в Евангелии апостола Иоанна, не пришел, чтобы судить мир, но чтобы мир был спасен через Него 4 . В конце же, как пишет апостол Павел, Бог будет судить мир 5 , то есть когда Он придет, как исповедует полнота Церкви в Символе [веры], чтобы судить живых и мертвых 6 . Итак, если нет благодати Божией, то как Ему спасти мир? А если нет свободного решения, то как Ему судить мир? Потому книгу или письмо мое, которую принесли с собой нам названные выше [братья], понимайте в согласии с этой верой, чтобы вам и не отрицать Божией благодати, и не защищать свободное решение, отделяя [его] от Божией благодати, как будто бы без нее мы можем каким-либо образом помыслить или сделать нечто, угодное Богу, – совершенно невозможно для нас это. Ведь по этой-то причине и Сам Господь, когда рассуждал о плоде праведности, сказал Своим ученикам: Без Меня не можете делать ничего 7 . Письмо к Сиксту было направлено против пелагиан

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

По мнению Августина, апостол для того именно выразился – чрез одного человека, от которого началось рождение людей, чтобы научить, что чрез рождение переходит на всех первородный грех 48 . Юлиан в словах апостола ο вхождении греха в мир чрез одного человека не усматривал ничего такого, что бросало бы тень на человеческое рождение и служило к осуждению естественной невинности, к обвинению божественного творения. Пытаясь, возражает он, аргументацией создать то, чего не содержат апостольские слова, ты прибавляешь, что апостол должен бы упомянуть диавола, если бы речь шла ο подражании, но упомянул человека, а не диавола, чтобы поняли, что он говорит ο рождении. Какой, спрошу я, был у тебя повод для составления такого мнения? Разве нельзя грешить чрез подражание людям? Хотя бесспорное дело не нуждается в свидетельстве Писания, однако выслушай Давида: не ревнуй злодеям, не завидуй делающим беззакония. Не ревнуй успевающему в пути своем, человеку лукавнующему ( Пс. 36:1,7 ). Все ветхозаветное Писание увещевает Израиля не подражать обычаям нечестивого племени. Посему, какая необходимость вынуждала, чтобы апостол, имея в виду подражание, назвал скорее диавола, чем человека, зная, что грешить можно чрез подражание как диаволу, так и людям? Или докажи, что нельзя грешить чрез подражание людям, или сознайся в неосновательности своего мнения. Α что ο диаволе написано: подражают ему принадлежащие к уделу его, то я соглашаюсь, что это благоразумно сказано автором той книги, кто бы он ни был. Но тебе это нисколько не помогает, если не докажешь, что нельзя грешить по подражанию людям. Подражание есть дело души, а рождение – пола. В добре можно подражать и Богу, и ангелам, и апостолам: Богу – будьте совершенны, как совершен Отец ваш небесный ( Мф. 5:48 ), ангелам – да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли ( Мф. 6:10 ), апостолам – будьте подражателями мне, как я Христу ( 1Кор. 11:1 ). A в зле подражают и диаволу, как написано: подражают ему принадлежащие к уделу его ( Прем. 2:25 ), и людям – не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица ( Мф. 6:16 ), подражают и животным: не будьте как конь, как лошак несмысленный ( Пс. 31:9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Krem...

Поступок Аврама – для нас в предостережение и в назидание. Ведь если и муж такой высоты веры иногда поступал не лучшим образом, то как ты смеешь себе в погибель думать о своей персоне высоко? И еще здесь хороший ответ критикам Библии. Если бы при переписке Библии церковниками тексты искажались, как говорят они, то наверняка это место было бы подчищено. Критику одного из таких «сомнительных» мест в Библии мы разбирали в беседе, посвященной творению мира . Бог творит сначала растения, а потом солнце, и ботаники-атеисты возмущаются: как растения могли существовать без солнца? а как же фотосинтез?! – и дают совет: в Библии много искажений, вот бы и здесь подправили, чтобы сначала о творении солнца говорилось, а потом о растениях. Нет! В Библии всё достоверно, и Откровение Божие воспринимается верующими людьми таким, какое оно есть. И Бог творит растения, а потом солнце, чтобы мы понимали: начало жизни и саму жизнь дает Бог, а не солнце. Августин: «Не остерегайся Авраам… он бы в большей степени испытывал Бога, нежели на Него надеялся» Вот и эта «египетская история» устраивается Промыслом Божиим . Блаженный Августин пишет о ней: «Он (Авраам) замолчал ее супружество, однако не отрицал его. Смотреть за целомудренностью супруги он доверил Богу, человеческих же козней по-человечески остерегался. Не остерегайся он, насколько мог остерегаться, он скорее бы в большей степени испытывал Бога, нежели на Него надеялся». В этих событиях виден прообраз искушения Христа в пустыне. И нам вспоминаются слова Спасителя: «Не искушай Господа Бога твоего» (Мф. 4: 7). Но читаем далее: «И было, когда пришел Аврам в Египет, Египтяне увидели, что она женщина весьма красивая; увидели ее и вельможи фараоновы и похвалили ее фараону; и взята была она в дом фараонов» (Быт. 12: 14–15). Отцы Церкви, разбирая этот эпизод, обращают внимание на смирение Сары. Ни слова упрека из ее уст. Она верит и любит мужа и готова пожертвовать своей честью, только бы он остался жив. А египтяне, действительно, были настолько похотливы, что убивали мужей красивых женщин, а их забирали в гаремы. Сара проявляет жертвенную любовь и снисходительность к немощи мужа, ибо знает и о его мудрости, ведь ей известно, Кому он служит. Хотя будут и у нее «падения», и она, как человек немощный, проявит самонадеянность. Но тут являет любовь, о которой будет сказано в Евангелии: «Нет больше той любви, как если кто положит душу за друзей своих» (Ин. 15: 13); и еще: «Носите тяготы друг друга и так исполните закон Христов» (Гал. 6: 2).

http://pravoslavie.ru/102821.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010