Русским по белому там сказано, что мир возник НЕ в результате одного мгновенного акта, а в результате длинной, растянутой во времени последовательности творческих действий Бога. И каждое из этих действий (кроме самого первого) было творением из чего-то, созданного ранее. Например: «И сказал Бог: да произведёт земля душу живую по роду её, скотов, и гадов, и зверей земных по роду их. И стало так . И создал Бог зверей земных по роду их, и скот по роду его, и всех гадов земных по роду их» (Быт 1: 24 – 25). Ни о каком творении «из ничего» здесь и речи нет. И если Вам «верится» во что-то другое (не верится в существование эволюции), то именно это неверие Слову Божьему и есть настоящий бич нашего времени, на что я Вам указывал в комментарии от 25/IV. Сергей, Москва 13 мая 2023г. 12:39 В Библии написано, что земля, вода произвела по повелению Божию, но не сказано, что это было долго - наоборот, чтобы мы не подумали о длительном творении, сказано - это были дни, обычные суточные дни, у которых есть утро и вечер! Алексей Владимирович Гоманьков 16 мая 2023г. 01:09 В Библии не сказано так же, что время творения было кратким. Наоборот, чтобы мы не подумали, что «дни» творения – это астрономические сутки, измеряемые по положению солнца на небосводе, сказано, что солнце «для знамений, и времён, и дней, и годов» (Быт 1: 14) было сотворено лишь на четвёртый «день» творения! Об этом очень хорошо сказал св. блаженный Августин – почитайте его «О книге Бытия буквально», кн. 4, гл. XXVI – XXVII. Сергей, Москва 23 мая 2023г. 00:17 Христос Воскресе! Блаженный Августин пишет, что это были обычные дни, из которых можно составить месяц: " И бысть вечер, и бысть утро, день един (Быт. 1,5). В настоящем случае день называется не так, как назывался он, когда говорилось: " нарече Бог день " , а так, как, например, мы говорим: 30 дней составляют месяц; в этом случае в число дней мы включаем и ночи, между тем выше день назван отдельно от ночи. " так, после того как сказано уже о произведении дня посредством света, благовременно было сказать и о том, что явился вечер и утро, то есть один день.

http://bogoslov.ru/article/6172806

Сам Господь, посылая учеников Своих на проповедь , сказал им: «идите, научите все народы, крестя их во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь» ( Мф.28:19,20 ). Установив таинство причащения, Господь повелел апостолам, а в лице их и их преемникам, совершать сие таинство в Его воспоминание «доколе Он приидет» ( Лк.22:19 . 1Кор.11:26 ). Что сие таинство будет совершаться всегда, до самого второго Христова на землю пришествия, а следовательно, и истинные пастыри будут в церкви Христовой всегда, до второго Христова пришествия, поучает блаженный Августин , говоря: « Церковь (Христова) от времён самих апостолов через известнейшие преемства епископов, продолжающиеся даже до наших дней, и имеющие продолжаться на все последующие времена, сохраняет и приносить Богу жертву хвалы в таинстве тела Христова» (Против противн. Зак. и Прор. гл. 1, числ. 39). Из прочитанных слов видно, что сам Господь обещался быть здесь на земле с поставленными им для совершения таинств пастырями во все дни, даже до кончины этого мира, а Господь верен во всех словах Своих, ибо «небо и земля (скорее) прейдут, а словеса Мои не прейдут» (Марк. зач. 61), сказал Он. И блаженный Августин учит, что истинные епископы через преемство от самих апостолов будут «на все последующие времена». Далее Перетрухин заявляет: «мы веруем, что все епископы могут впасть в ересь», но своей веры ничем не подтвердил. Да и какая это вера? Истинные христиане веруют во св. соборную и апостольскую церковь , непобедимую от врат адовых, т. е. от всех гонителей и еретиков, а старообрядцы веруют «в уклонение епископов в ересь». «Верующие тогда могут спастись и без них», т. е. без епископов, но опять ничем этого не подтвердил, тогда как святые отцы поучают, что без епископов не может быть не только спасения, но даже и самого христианства. После этого Перетрухин читал слова апостола Павла: вы есте тело Христово и уди от части и толкование на эти слова из книги «О вере».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Скачать epub pdf Согласно Библии человек – венец творения. Но вдруг выяснится, что существуют еще и инопланетяне, и венец творения – не человек. Не опровергнет ли это веру в Бога? Нет, конечно, не опровергнет. Но рассмотрим все по порядку. В Библии не сказано прямо, что человек венец творения, хотя это достаточно ясно подразумевается тем, что человек поставлен над творением Божиим: «Не много Ты умалил его пред Ангелами: славою и честью увенчал его; поставил его владыкою над делами рук Твоих; все положил под ноги его: овец и волов всех, и также полевых зверей, птиц небесных и рыб морских, все, преходящее морскими стезями» ( Пс.8:6–9 ). Что же до инопланетян, то Библия посвящена вопросу спасения людей и просто не рассматривает вопрос о том, есть ли жизнь на других планетах. Если окажется, что есть – это никак не разрушит нашу веру в Бога. У английского христианского писателя Клайва Льюиса есть «Космическая Трилогия» – серия романов, действие которых происходит на разных планетах, в которых выступают представители различных разумных видов, – и все это совершенно естественно и непротиворечиво вписано в христианскую картину мира. Однако хорошим ответом на вопрос об инопланетянах выглядит тот, который дал блаженный Августин на вопрос о кентаврах. Кто-то спросил у этого великого богослова и мыслителя – можно ли крестить кентавра? Кентавр – это мифологический персонаж, наполовину человек, наполовину конь. Коня крестить, понятно, нельзя, человека – можно. А кентавра? И блаженный Августин на это сказал: приводите кентавра, будем разбираться. Понятно, что вопрошающие кентавра так и не привели – и вопрос был снят. Также с инопланетянами – приведите инопланетян, будем разбираться. Пока что все многочисленные инопланетяне, с которыми мы имеем дело – дружелюбные и агрессивные, привлекательные и отвратительные, те, которых находят звездоплаватели на далеких планетах, и те, кто сами прилетают к нам, – это только и исключительно литературные персонажи. При всей власти космических мифов над воображением современного человека, никаких свидетельств реальности инопланетян у нас нет. Читать далее Источник: Худиев С.Л. Ответы на вопросы. [Электронный ресурс]//Азбука веры. 11.12.2019. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Hudiev/...

Слово Писания, слово Божие предлагается нам прикровенно, притчеобразно, оно всегда таинственно, но царь (то есть мудрец) должен уметь раскрыть его. Вот почему премудрый царь Соломон призывает разуметь притчу и замысловатую речь, слова мудрецов и загадки их (Притч 1:6). Другой очень важный момент: в древнееврейских текстах Ветхого Завета огромное значение имеет контекст. Недостаточно оперировать лишь словарным значением слов, и мы должны быть готовы к тому, что поиск значения слов с учетом контекста способен привести нас подчас к самым неожиданным результатам. Пример тому мы найдем уже в первых строках, открывающих книгу Бытия: В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою (Быт 1:1–2). Комментируя эти слова и отвечая на вопрос, почему же не сказано, что Бог сотворил воду, блаженный Августин замечает следующее: “Не захотел ли [здесь] писатель назвать еще и водою ту самую материю, которую он раньше называл то небом и землею, то невидимой и неустроенной землею, то бездною?” 2 . Слово бездна нуждается в небольшом пояснении, евр. техом — это не бездонная пропасть, как обычно это понимается в современном русском языке, но синоним евр. ям ‘море’. Техом — это всегда водная бездна, то есть море, мировой океан или морская пучина. Ср. Он рассек камень в пустыне и напоил их, как из великой бездны (Пс 77:12,15) и Грозно рек морю Чермному, и оно иссохло; и провел их по безднам, как по суше (Пс 105:9). Но и земля безвидная и пустая, иными словами, лишенная не только всякой предметности, но даже и вида, каких-либо очертаний, — разве не будет для нее ближайшей аналогией морская глубь, однородное вещество, лишенное всякой формы? Впрочем, Иосиф Флавий, пересказывая историю творения, предпочитает сохранить образ земли: “В начале сотворил Бог небо и землю. И так как последняя была не видима, но сокрыта в глубоком мраке, а дух [Божий] витал над нею (то есть над землей — прот. Л. Г.), то Господь повелел создаться свету” (Иудей­ские древности I, 1,1). А апостол Петр, напротив, прямо называет начальную первостихию водою: вначале словом Божиим небеса и земля составлены из воды и водою (2 Пет 3:5). “И действительно, — замечает блаженный Августин, — почему бы не называться ей водою, если она могла быть названа землей, когда [в сущности] она не была еще ни разграниченной и оформленной водою, ни землей, ни чем-либо другим?” 3 .

http://pravmir.ru/shestodnev-v-kontekste...

Что происходит? Блаженный Августин в «Вопросах на Семикнижие» пишет: «То, что было сказано выше, – что Моисей посадил жену и детей на повозки, чтобы вместе с ними отправиться в Египет, а затем его тесть Иофор пришел к нему вместе с ними после того, как тот вывел народ из Египта (об этом будет говориться позже, – О. С.), – может вызвать вопрос, как может быть правдой то и другое. Но надо понимать, что Иофор был вместе с детьми после несостоявшегося убийства Моисея или ребенка, которое должен был совершить ангел (сейчас мы будем об этом читать, – О. С.). Ведь некоторые считали, что ангел устрашил их для того, чтобы женщины не сопровождали Моисея, препятствуя ему в служении, которое он по воле Бога совершал» 61 . Блаженный Августин считает, что это было решение Моисея: взять с собой жену и детей. Еще Иосиф Флавий, знаменитый еврейский историк и военачальник, автор I века, советовал, что если ты задумал написать какую-то глубоко религиозную книгу, и на это тебе нужна помощь Бога, то на все время этих трудов тебе надо отказываться от супружеского ложа. И что происходит далее? Исх.4:20–21 . «И взял Моисей жену свою и сыновей своих, посадил их на осла и отправился в землю Египетскую. И жезл Божий Моисей взял в руку свою. И сказал Господь Моисею: когда пойдешь и возвратишься в Египет, смотри, все чудеса, которые Я поручил тебе, сделай пред лицем фараона, а Я ожесточу сердце его, и он не отпустит народа». Вот здесь очень сложная проблема, которую обсуждали самые разные авторы: а в чем тогда вина фараона, если Бог ожесточил его сердце? «Не отнимайте у фараона свободного суждения только потому, что Бог во многих местах говорит: Я ожесточил фараона, ожесточил или ожесточу сердце фараона. Из этого не следует, что сам фараон не ожесточил своего сердца. Ведь о нем написано в Писании, когда египтяне были избавлены от мух: И ожесточил сердце свое ( Исх.8:15 ), и в то время не захотел отпустить народ. Поэтому и Бог ожесточил по справедливому суждению, а сам фараон – по свободному» 62 .

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Приди, свет мой, Искупитель мой; «изведи из темницы душу мою исповедатися имени Твоему» ( Пс.141, 8 ). Долго ли я бедный буду влаяться в волнах смертности моей? Вопию к Тебе, Господи, и не внемлешь мне... Услыши, Господи, вопиющего из моря сего великого, и введи меня в пристань вечного блаженства. Блаженны те, которые изведены из опасностей моря сего, сподобились дойти к Тебе, Боже, безопаснейшей пристани. Истинно блаженны пришедшие из моря на берег, из изгнания в отечество, из темницы в чертог. Они наслаждаются уже вожделенным покоем, потому что, прияв венец вечной славы, заслуженный здесь многими скорбями, вечно веселятся. Они истинно блаженны, трекратно и четырекратно блаженны, потому что избавившись от всех зол, не сомневаясь уже о своей неувядаемой славе, сподобились достигнуть царства лепоты. О вечное царство, царство всех веков, где немерцающая светлость «и мир Божий, который превыше всякого ума» ( Фил. 4, 7 ), в котором упокоеваются души святых! «радость вечная будет над головою их; они найдут радость и веселье, а печаль и воздыхание удалятся» ( Ис.35, 10 ). Как славно царство, в котором, с Тобою, Господи, царствуют все святые, облеченные светом, как ризою, имея на главе «венец из чистого золота» ( Пс.20, 4 )! О царство вечного блаженства, в котором Ты, Господи, упование святых и венец славы, лицем к лицу узришься святыми Твоими, веселя их миром Твоим, превосходящим всяк ум! Там радость бесконечная, веселие без печали, здравие без болезни, жизнь без труда, свет без тьмы, жизнь без смерти, всякое благо без всякого зла; там юность никогда не стареет, там жизнь не знает себе предела; там красота никогда не увядает; там любовь никогда не охладевает; там здравие никогда не изнемогает; там радость никогда не умаляется; там не ощущается никогда печаль; там не слышно никогда воздыхания, там не видно ничего скорбного; там всегда есть веселие; там не страшно никакое зло; потому что там обладают верховным благом, и оно есть непрестанное созерцание лица Господа Сил. Посему блаженны те, которые из настоящей многобурной жизни сподобились уже достигнуть стольких радостей.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

33 Infantes – так назывались новокрещенные. Августин имеет в виду тех, кто был крещен во время давешней пасхальной службы. 43 Синод. перевод 1Ин. 2:1–2 : Дети мои! сие пишу вам, чтобы вы не согрешали; а если бы кто согрешил, то мы имеем ходатая пред Отцем, Иисуса Христа, праведника; Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира. – Ред. 49 Дан. 2:35 . О горе как символе Христа и Церкви в антидонатистской аллегорезе Августина см. Cameron M. Augustine’s Construction of Figurative Exegesis against the Donatists in the Enarrationes in psalmos. Chicago, 1996. P. 306–314. 50 Синод. перевод 1Ин. 2:3–5 : А что мы познали Его, узнаем из того, что соблюдаем Его заповеди. Кто говорит: “я познал Его”, но заповедей Его не соблюдает, тот лжец, и нет в нем истины; а кто соблюдает слово Его, в том истинно любовь Божия совершилась: из сего узнаем, что мы в Нем. – Ред. 76 Имеются в виду максимианисты, группа, отколовшаяся от донатистов. Чтобы сохранить видимость единства в своих рядах, донатисты признавали крещение и рукоположение сторонников Максимиана, в чем отказывали членам кафолической церкви. 77 О развитии значения слова kTsmoj в христианской литературе см. Sasse H. KTsmoj//Theological Dictionary of the New Testament. Vol. 3/Ed. G. Kittel. Michigan, 1989. P. 880–890. О понятии saeculum: Markus R. A. Saeculum: History and Society in the Theology of St Augustine. Cambridge, 1970. 78 Mayer C. “Res per signa”. Der Grundgedanke des Prologs in Augustins Schrift De doctrina christiana und das Problem seiner Datierung//Revue des Etudes augustiniennes. 20 (1974). P. 111. 79 См., например: Torchia N. J. Curiosity//Augustine through the Ages. Grand Rapids-Cambridge, 1999. P. 259–261. 86 Синод. перевод: Вспомнят, и обратятся к Господу все концы земли, и поклонятся пред Тобою все племена язычников. – Ред. 87 Синод. перевод: и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима. – Ред. 88 Синод. перевод: И Я пошлю обетование Отца Моего на вас; вы же оставайтесь в городе Иерусалиме… – Ред.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

37. 29)». (Август.). г. И вскъ имй надежд нань, чищаетъ себ, коже нъ чистъ есть. (ст. 7. 2, 1… 29. Мф. 5, 8 . Дян. 3, 14. 7, 52. 22, 14. Евр. 12, 14 ). 3. И всякий, имеющий надежду на Него, очищает себя, так как Он чист. 3 . И всякий имеющий сию надежду и пр: подобное говорят Апостолы Петр и Павел: мы по обетованию Его, ожидаем нового неба и новой земли, в которых обитает правда. И так возлюбленные, ожидая сего, потщитесь явиться пред Ним неоскверненными и непорочными в мире ( 2Петр. 3. 13. 14 ). Не прикасайтесь к нечистому и Я приму вас; и буду вам Отцом, и вы будете Моими сынами и дщерями, говорит Господь вседержитель ( Ис. 52, 11 . Иерем. 3, 19. Ос. 1, 11 ). И так, возлюбленные, имея такие обетования, очистим себя от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием ( 2Кор. 6, 17. 18. 7, 1 ). Но, у Иоанна другая мысль: он высказывает, что имеющие надежду быть причастниками Божеского естества ( 2Петр. 1, 4 ), когда увидят Бога лицом к лицу (2 ст.), – уже здесь делаются детьми Божиими и именно этою самою надеждою. – Стих этот служит у Иоанна объяснением предыдущего 1-го стиха, в котором прямо сказано, что мы и теперь дети Божии и не только по названию, но и на самом деле. – «Вся жизнь истинного христианина есть блаженное пламенное желание и ожидание ( 2Кор. 5, 7 . Рим. 8, 24. 25 ). Чего желают, того еще не видят; но чрез сильное желание ты расширяешься (как вообще душа в радостном состоянии), чтобы ты мог исполниться тем, чего желаешь, когда оно откроется и будет видимо. Когда ты берешь плу одежды твоей и замечаешь, что она длинна, то чтобы она не влачилась за тобою, ты расширяешь ее и таким образом еще более охватываешь ею тело свое; так расширяет Бог замедлением желания наши и, чрез желания, дух наш, и чрез это расширение делает нас способными все более и более принимать то, к чему мы стремимся. Так, жизнь наша есть постоянное расширение желания» (Август.). Имеющие истинную надежду на то, что будем (2 ст.) все более и более воспламеняются желанием скорейшего открытия сего и тем постоянно усовершаются – очищаются, делаясь чрез это детьми Божиими, так как – сообразно с тем как (καϑς –см.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Poloteb...

3:2 и 16)? – Но так как на земле нет вполне счастливой жизни и долголетие ее ограниченно и непродолжительно (ср. Быт.47:9 ), то, по изъяснению оо. и Уч. Ц., в вопросе псалмопевца кроме настоящей земной жизни разумеется и другая – непреходящая в истинно блаженная жизнь будущего века (св. Василий В ., Кирилл Алекс., Августин, Зигабен). о страхе Божием в вопросе псалмопевца прямо не говорится и с первого взгляда кажется, будто он отступает от предположенного в ст. 12 учения о нем; но на самом деле этим кажущимся отступлением он только доступнее и внушительнее, видимо подражая Моисееву увещанию об исполнении закона во Втор.30:11–14 , выясняет мысль об особенной внутренней потребности я необходимости страха Божия для человека, как бы так говоря своим слушателям: «не думайте, что, поучая страху Божию, я предъявляю какое-то суровое и чуждое вашей природе требование. Страх Божий сроден вашей душе; потребность его лежит в естественных стремлениях вашего сердца. Всякий из вас желает счастливой, долголетней жизни; а страх Божий составляет необходимое условие к достижению ее и – вот какие налагает он для этой цели обязанности: Оудерж зыкъ твой и устн тво, не глаголати льст. 14. Удерживай язык свой от зла и уста свои от коварных слов. 15. Уклоняйся от зла и делай добро; ищи мира и следуй за ним. 15 . б) Уклоняйся от зла и делай добро. – Остерегаясь грешить словом, тем более – удерживайся от греха самим делом, избегай и самих случаев ко греху ( Притч.4:25–28 ; Сир.9:4–8; 32:22 ) и не подавай повода к преткновению или соблазну твоему ближнему ( Рим.14:13 ), в частности, – не причиняй никому никакой обиды или оскорбление, а если предвидишь что-либо подобное от других, то постарайся уклониться от такого зла, чтобы и себя спасти от него, и ближнего твоего отвлечь от греха. Но не ограничивайся одним лишь уклонением от зла, а вместе с тем, в противодействие всякому греховному влечению, противопоставляй противоположное ему делание добродетели (Августин): гордости противопоставляй смирение, любостяжанию и зависти – бескорыстие и щедрость, невоздержности – воздержание, лености – бдительность и трудолюбие, гневу и мстительности – кротость и незлобие, ненависти и злобе – любовь и т.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

3 . Хотелось бы мне, чтобы вы знали, что упомянутое выше письмо к пресвитеру Римской Церкви Сиксту написано было против новых еретиков – пелагиан, которые говорят, что благодать Божия дается по нашим заслугам, чтобы хвалящийся хвалился не Господом, но самим собой, то есть человеком, а не Господом. Это запрещает апостол, говоря: Никто не хвались человеком 8 . А в другом месте он же говорит: Хвалящийся хвались Господом 9 . Но эти еретики, полагая, что они сами по себе и от себя самих становятся праведными, хвалятся вовсе не Богом, но самими собою, как будто бы не Бог даровал им [эту праведность], но они сами [приобрели ее] себе. Подобным людям апостол говорит так: Ибо кто отличает тебя? 10 Он говорит это, поскольку из смеси той погибели, которая произошла от Адама 11 , только лишь Бог выделяет человека, делая его сосудом для почести, а не для поругания 12 . Но поскольку плотский и тщетно превозносящийся человек, услышав: Кто выделяет тебя? – может вслух или мысленно сказать в ответ: «Меня выделяет моя вера, меня выделяет моя молитва , меня выделяет моя праведность», – апостол тут же предупреждает такие его мысли и говорит Что ты имеешь, чего бы не получил? А если получил, что хвалишься, как будто не получил? 13 А те, кто полагают, что они оправдываются самими собой, как раз и хвалятся так, как будто они не получили; и потому хвалятся самими собой, а не Господом. Благодать Божий подается без всяких заслуг 4 . Потому я в том письме, которое оказалось у вас, доказал при помощи свидетельств Священного Писания , которые вы можете обнаружить там, что и добрые дела наши, и благочестивые молитвы, и правая вера, всего этого никоим образом не было бы у нас, если бы не получили мы это от Того, о Ком апостол Иаков говорил так: Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов 14 . Итак, пусть никто не говорит, что Божия благодать преподана ему по заслугам его дел или по заслугам его веры; пусть никто не считает истинным утверждение упомянутых еретиков, будто благодать Божия дастся по нашим заслугам. Это совершенно ложное мнение, не потому, что нет никакой доброй заслуги у благочестивых и злой заслуги нечестивых (ведь иначе как Богу судить мир?), но [поскольку] милосердие и благодать Божия обращают человека (то милосердие, о котором псалом говорит: Бог мой, милосердие Его предварит меня 15 ), так что оправдывается нечестивый, то есть из нечестивого становится праведным и начинает иметь добрую заслугу, которую увенчает Бог , когда будет Он судить, мир. Причина, по которой Августин не вдается в подробное изложение полемики с пелагианами

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010