В своем комментарии на псалом 30 Августин изрек: «Кто такие блаженные? Не те, в ком Бог не находит никакого греха. Ведь Он находит его во всех, ибо  все согрешили и лишены славы Божией . Но если греховны все, это означает, что блаженны только те, чьи грехи прощены. Это апостол и выразил следующими словами:  Поверил Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность . Также:  Если по благодати, то даром . Что означает “даром”? Это означает отсутствие всякой платы. Ты не сделал ничего доброго, но тебе даруется прощение грехов. Твои дела рассмотрены и найдены злыми. Если Бог воздаст за эти дела так, как они того заслуживают, то Он безусловно осудит тебя. Бог не воздает тебе справедливое наказание, но дарует незаслуженную благодать». Святитель Григорий Богослов в «Беседе 7 на Иезекииля» сказал: «Наш праведный Заступник защищает нас как праведных на суде, потому что мы осознаем себя неправедными и осуждаем себя как таковых. Так доверимся же не нашим делам, но тому, что у нас есть Заступник». А в Проповеди 73 на Песнь Песней святитель Григорий Великий заметил: «Если Он станет смотреть и на неправедность избранных, то кто устоит? Услышьте, что святой и избранный муж сказал Богу:  Ты снял с меня вину греха моего. За то помолится Тебе каждый праведник во время благопотребное . Потому даже святым необходимо молиться о своих грехах и о том, чтобы спастись по милости, не полагаясь на свою праведность. Ибо все согрешили и нуждаются в милости Божией». Амвросий [Медиоланский] в  De Jacob et vita beata  указал: «Мы оправдываемся не делами, но верою, потому что немощь нашей плоти препятствует делам, но сияние веры затмевает греховность дел и удостаивается прощения грехов». Августин в  De civitate Dei,  кн. 10, гл. 22, сказал: «Прощение грехов осуществляется через Посредника между Богом и людьми, в Котором, после того как Он совершил очищение от греха, мы примиряемся с Богом. Очищение от греха в этой жизни совершается не через нашу добродетель, но через сострадание».  См.:  Амвросий Медиоланский , святитель.  De Jacob et vita beata,  гл.

http://pravoslavie.ru/100709.html

Виновником зла, по свидетельству Божественного Откровения, был не Бог, а созданный им человек, как свободно-разумное существо, злоупотребившее дарованной ему свободой. Вот что повествует нам об этом книга бытия: « И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдул в лицо его дыхание жизни , и стал человек душою живою. И насадил Господь Бог рай в Эдеме не востоке; и поместил там человека, которого создал. И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее (доброе) для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла. И взял Господь Бог человека, которого создал, и поселил его в саду Эдемском, чтобы возделывать его и хранить его. И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть; а от дерева познания добра и зла, не ешь от него; ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь». Далее Бытописатель рассказывает о том, как Господь из ребра Адама создал жену – Еву, потому что не хорошо было бы человеку быть одному, не имея среди всех живых существ ни одного подобного ему. Райское состояние человека изображается блаженным и невинным. Адам не был создан как существо вполне совершенное и добродетельное, для которого падение было бы невозможным; но он был одарен от начала такими способностями, при помощи которых мог достигать высшего совершенства. Он имел разум чистый и непомраченный, так что мог дать имена животным 27 , познал происхождение своей жизни, понимал откровение Самого Бога, мог «постигать истину, различать правду от неправды, узнавать и восхвалять творца своего» (Августин). При всем том разум первых людей не был вполне совершенным, если мог быть побежден хитростью змея, а что он нуждался в развитии, это видно уже из того, что Ева решилась вкусить запрещенного плода наиболее «потому, что оно дает знание» ( Быт. 3:6 ). Воля первых людей была свободна от греха и греховной плоти, но она еще не находилась в состоянии полной добродетели, к которой могла только стремиться. «Адам, по изъяснению Климента Александрийского , при сотворении не был вполне совершенным, но был способен к принятию всего доброго; ибо добродетель и способность к совершению её – не одно и тоже». Невинное состояние первых людей Бытописатель изображает следующими краткими словами: «И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились» ( Быт. 2:25 ). Кроме того они наслаждались в раю миром и покоем, воодушевляемые благодарною радостью и сыновней преданностью к Богу. По отношению к внешней природе и животным Адам представляется как неприкосновенный и полновластный владыка и обладатель. Наконец, по своему телу, он был свободен от утомления, болезней и смерти. Впрочем, бессмертным он был не по природе своей, а единственно по благодати и милости своего Творца: его состояние не заключало в себе невозможности умереть, а возможность не умереть (Августин); он был свободен от необходимости умереть ( Ефрем Сирин , Василий Великий , Мефодий и д.р.) 28 .

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

Вместе с тем подобный христианский мученик, находясь в Боге, постоянно пребывает в подлинном радостном торжестве; в соответствии с старолатинской версией библейского текста: И будет резвиться, выйдя в поле ( Иов. 39:21 ); о подобной радости пребывания во Христе блаженный Августин пишет так: он, «выйдя на свет свободы, ликует и радуется легкости [совершённого им] доброго дела в пространстве любви» 1026 . Такой мученик, по Августину, всегда с радостью издалека чует битву против власти сатаны и, не смущаясь, слышит громкие голоса вождей и крик ( Иов. 39:25 ). По мысли Гиппонского епископа, христианин чует битву именно не вблизи себя, но «издали» именно потому, что это не обыденное земное сражение, направленное против людской вражеской армии; ведь наша главная брань – против сил бесовских. Блаженный Августин пишет: «И издалека чует битву ( Иов. 39:25 ). [Он сражается] не как среди преследующих людей, которых [сражающемуся] видно [вблизи], но [зрит их] издалека, то есть вдали от ока, зная, что брань его не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, духов злобы поднебесных ( Еф. 6:12 ), то есть находящихся вдали. Удачно сказано, что чует (как бы «обоняет») по причине князя, господствующего в воздухе (см.: Еф. 2:2 )... Итак, чует битву, поскольку понимает, что князь, господствующий в воздухе, действует в сынах противления (см.: Еф. 2:2 ); от них, преследующих его, он терпит козни и проявления злобы, чтобы против духовных козней бороться духовным оружием, а не материальным против плоти и крови, то есть злых и пропащих людей, которых видит телесными очами. Громовые голоса вождей и крик, который должен едва слышаться, он чует. «Громовые голоса», полагаю, сказано из-за самого воздуха, в котором носятся духи злобы» 1027 . Ведь и удары грома также раздаются в воздухе – у нас над головами... Святителю Григорию Великому в этом же образе битвы, подобно блаженному Августину , также видится символ нашей духовной войны с пороками и грехами.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/vo...

Внутри Церкви тенденция к отрицанию первородного греха наиболее ярко проявилась в учении ересиарха V века Пелагия, который учил, что человек может и должен достичь спасения своими личными усилиями. Как неверующие, так и пелагиане считают, что учение о первородном грехе мешает человеку спасать (в светском или религиозном смысле) самого себя. Нам будет легче разобраться в этом вопросе, если мы вспомним, что из себя представляет первородный грех. Грех — это человеческая попытка обрести все необходимое вне и помимо Бога, в самом себе или в тварном мире, который человек думает подчинить своему господству. Пелагианство как учение о самоспасении — не просто богословское заблуждение, но неизбежное порождение нашей падшей природы. Падший человек — стихийный пелагианин. Спросите у первого встречного, и он ответит Вам, что спасение зарабатывается хорошим поведением и что человек (особенно такой хороший, как я), в принципе, способен его заработать. Ибо ты говоришь: " я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды " ; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг (Откр. 3:17). Все мы с великим упорством склонны отрицать свою полную нищету и беспомощность, свою отчаянную нужду, и приписывать себе некие заслуги, достоинства и добродетели, которые должны послужить нашим вкладом в спасение. Бл. Августин, вслед за Апостолами, восстает против такой иллюзии: Все, что имеем доброе, малое или великое, Твой дар, наше же только зло ( " Цветы благодатной жизни " , стр. 114). Отцы II Аравсийского собора выражаются еще более категорично: Никто не имеет ничего своего, кроме обмана и греха (Канон 22). О том же говорит и Павел: Что ты имеешь, чего бы не получил? А если получил, что хвалишься, как будто не получил? (1 Кор. 4:7). Ибо кто почитает себя чем-нибудь, будучи ничто, тот обольщает сам себя (Гал. 6:3). Блаженный Августин не смиренничает, а констатирует факт, когда говорит: Исповедую пред Тобою, что я не что иное, как всякая суета и смертная тень, и некая мрачная пропасть и сухая земля, которая без Твоего благословения ничего не произращает и плода не приносит, но только посрамление, грех и смерть. Если я когда-либо имел какое-нибудь доброе дело, то принял его от Тебя; что ни имею доброе, Твое и от Тебя получил. Если я стоял, Тобою стоял; но когда падал, падал собой: я бы всегда в грязи валялся, если бы Ты меня не восстановил; всегда был бы слеп, если бы ты не просветил меня... Если бы Ты не предохранял меня, я бы все грехи сделал. Но в чем я не согрешил, то Ты так сотворил; от чего воздержался, Ты повелел, и что я в Тебя верую, это Ты в меня вселил ( " Цветы благодатной жизни " , стр. 115-116).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Во-первых, поскольку человек наделен природной способностью мыслить и любить Бога; и эта способность связана с самой природой ума, которая обща всем людям. Во-вторых, поскольку человек актуально и по навыку мыслит и любит Бога, хотя и несовершенно; и этот образ связан с уподоблением по благодати. В-третьих, поскольку человек знает и любит Бога совершенно; и этот образ связан с уподоблением в славе. В самом деле, в словах: «Кто покажет нам благо? – яви нам свет Лица Твоего, Господи» ( Пс. 4, 7 ), глосса различает троякий образ, а именно «созданный», «воссозданный» и «уподобленный». Первый присутствует во всех людях, второй – только в праведниках, третий – только в блаженных. Ответ на возражение 1. Образ Божий в основном значении, а именно в смысле умственной природы, присутствует равно в мужчине и женщине. Поэтому после слов: «По образу Божию сотворил его», добавлено: «Мужчину и женщину сотворил их» ( Быт 1, 27 ). Кроме того, как заметил Августин, множественное число «их» употребляется затем, чтобы никто не подумал, будто бы был сотворен один человек, который заключал в себе оба пола 374 . Во вторичном же значении образ Божий присутствует только в мужчине, поскольку мужчина является началом и целью женщины подобно тому, как Бог является началом и целью всего сотворенного. Поэтому апостол, сказав, что муж «есть образ и слава Божия, а жена есть слава мужа», далее разъясняет, почему так сказано: «Ибо не муж от жены, но жена от мужа, и не муж создан для жены, но жена для мужа» ( 1Кор. 11,8,9 ). Ответ на возражения 2 и 3. Приведенные соображения следует относить к подобию образу по благодати и славе. Раздел 5. Присутствует ли в человеке образ Божий согласно троице лиц? С пятым [положением дело] обстоит следующим образом. Возражение 1. Кажется, что в человеке образ Божий присутствует не согласно троице Лиц. Так, Августин говорит: «У Божества Пресвятой Троицы единая сущность, и потому образ, по которому был сотворен человек, также един» 375 . И Иларий говорит: «Человек сотворен по образу, общему всей Троице 376 . Следовательно, образ Божий в человеке является [образом] божественной сущности, а не троицы Лиц.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

Воспрянем ото сна, братья, и посмотрим лучше на дар Духа Божия и поверим заведомо сказанному о Нем, и увидим, что исполнилось все заранее сказанное о Нем в псалме: Нет речей и нет языков, слова которых не слышны ( Пс 18:4 ) 91 . А чтобы ты не подумал, что все языки сошлись в одно место, но что дар Христа пришел ко всем языкам, послушай, что сказано дальше: Во всякую землю изошел звук их, и в концы вселенной глаголы их. Почему так? – Потому что на солнце Он поставил скинию свою ( Пс 18:5 ) 92 , то есть во всеобщей видимости. Скиния Его – это плоть Его, скиния Его – это Церковь Его; она поставлена на солнце, она не в ночи, а во дне. Но почему же они не узнают Его? Вернемся к прочитанному вчера зачалу, и вы увидите, почему они не узнают: Кто ненавидит брата своего, тот во тьме ходит, и не знает, куда идет, потому что тьма ослепила глаза его ( 1Ин 2:11 ). Посмотрим же, что дальше, и не будем во тьме. Как нам не быть во тьме? – Любить братьев. Чем доказать, что мы любим братский союз? – Тем, что мы не разрываем единства. 4. Пишу вам, малые дети, потому что оставляются вам грехи именем Его 93 . Вы малые дети потому, что оставлением грехов вы получаете рождение. Но чьим именем оставляются грехи? Разве именем Августина? Ну так и не именем Доната. Знаешь, кто Августин и кто Донат – но и не именем Павла и не именем Петра. Ибо обращаясь к тем, кто разделяет Церковь между собой и пытается сделать части из единства, в лице апостола Павла болезнующая родами младенцев мать – любовь, раскрывает свою утробу и как бы разрывает словами свою грудь, оплакивает детей, которых – видит она – уносят, зовет вернуться к единому имени тех, кто хотел сотворить себе множество имен, отторгает от любви к себе самому, чтобы они любили Христа, и говорит: Разве Павел был распят за вас? Или крестились вы во имя Павла? ( 1Кор 1:13 ) 94 . Что он говорит? Я не хочу, чтобы вы были мои, но чтобы со мной; будьте со мной, мы все принадлежим Ему, умершему за нас, распятому за нас. Потому сказано и здесь: Оставляются вам грехи именем Его, а не именем какого-нибудь человека.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

Все добрые дела христианина и смирение, создающее возможность для дружбы между человеком и Богом, согласно блж. Августину, являются даром Божиим: «Давайте же, возлюбленные, чтобы получить возможность быть друзьями Господа, знать, что делает наш Господь. Ибо Он делает нас не только людьми, но и праведниками, а не мы сами [становимся ими]. И кто это делает так, чтобы мы узнали это, если не Он? Ибо мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога (1 Кор. 2, 12). Все, что есть хорошего, даровано Им. И вот поскольку знание того, Кем даровано всякое благо, также является благом, дарованным, конечно же Им, то в отношении всякого блага хвалящийся пусть хвалится Господом (ср. 1 Кор. 1, 31)» . Очевидно, что экзегет следует святоотеческому учению о двух видах страха Божия, изложенному в четвертом поучении прп. аввы Дорофея. По прп. Дорофею, первоначальный страх свойствен новоначальным. Это страх наказания, вечных мучений: «Например, кто исполняет волю Божию по страху мук, как мы сказали, еще новоначальный: ибо он не делает добра для самого добра, но по страху наказания» . Совершенный же страх свойствен тем, кто обрел совершенную любовь к Богу. Он, будучи рожден от этой любви, изгоняет первоначальный страх. Тот, кто боится Господа таковым страхом, боится утратить радость общения с Ним, а не вечных мучений . Исполнение воли Божией из страха наказания отличает рабов Божиих, тогда как совершенный страх — сынов Божиих . То есть можно сделать вывод, что, согласно толкованию блж. Августина, слова Господа, переданные в Ин. 15, 14–15, можно понимать следующим образом: «Вы — друзья Мои, если являетесь Моими хорошими рабами, исполняющими Мои заповеди из страха утратить общение со Мною. Я уже не называю вас рабами, которые исполняют Мою волю из страха наказания, потому что таковой раб, будучи чужд смирения, не знает, что все делает Господь». Значит, следуя логике святого отца, в Ин. 15, 15 говорится о том, что достигшие совершенной любви к Богу и усыновления уже не являются рабами Божиими, действующими из страха вечных мучений и чуждыми смирения, но, будучи хорошими рабами, которые боятся утратить общение с Ним и все совершенные ими благие дела относят к действию силы Божией, являются друзьями Божиими. Таким образом, понятие «друг Божий» в Ин. 15, 14–15 сближается с понятиями «хороший раб», «сын Божий», «праведник», а под дружбой в данных евангельских стихах следует, по мысли епископа Иппонийского, разуметь исполнение христианином заповедей Божиих, основанное не на первоначальном, но совершенном страхе Божием и на смирении. И таковая дружба с Богом является Его даром человеку. Следовательно, возвращаясь к энаррации на 5-й псалом, можно предположить, что в ней дружба, обетованная в Ин. 15, 15, также понимается блж. Августином как особый род отношений между человеком и Богом: эта взаимная связь подразумевает нравственное совершенство, благое рабство и исключает страх наказания.

http://bogoslov.ru/article/6195806

«Вы развращаете народ Господень», говорил Илий сыновьям ( 1Цар.2:24 ). Иероним в своем толковании на пророка Осию делает замечания, что он, исследуя древность (veteres scrutans historias), всего чаще встречался с тем фактом, что расколы в церкви возникали благодаря лицам священного сана (новациане, донатисты), – отсюда очевидно, с одной стороны, глубокое влияние пастырей на паству, возможное как в хорошую, так и в дурную сторону, а с другой – становится понятной сугубая ответственность пастырей пред Богом, которые, как замечает Августин, в случае своей небрежности и злонамеренности одним и тем же мечом совершают духовное убийство своих овец и самоубийство, конечно, в том же духовном смысле, (negligentia et malitia pastorum funestae sunt ipsis et ovibus adeo uno hoc gladio seipsos et gregem trucidant). «Горе пастырям, которые губят и разгоняют овец паствы Моей», говорит Господь ( Иер.23:1 ). «За вас Сион распахан будет как поле, и Иерусалим сделается грудою развалин, и гора Дома сего будет лесистым холмом» ( Мих.3:12 ). Слово Божие поставляет личное спасение пастыря в самую тесную связь с заботою его о спасении пасомых: «Не ради о пребывающем в тебе даровании... вникай в себя и в учение, занимайся сим постоянно, ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя» ( 1Тим.4:16 ). «Когда Я скажу беззаконнику: беззаконник! ты смертию умрешь, а ты не будешь ничего говорить, чтобы предостеречь беззаконника от пути его, то беззаконник тот умрет, но кровь его взыщу от руки твоей» ( Иез.23:8 ). «Я выскажу вам и освобожу душу свою, ибо я буду в опасности, даже более того погибну, если буду молчать. Даже в том случае, если меня не захотите слушать, я не буду молчать, ибо и при вашем упорстве освобожу себя от ответственности, но я не хочу спастись без вас. (Dico vobis et libero animam meam, in magno enim sum periculo, jam exitio constitutus, si tacuero. Si me non audieritis et tamen ego non tacuero, animam meam liberabo, sed nolo salvu esse sine vobis»), – так смотрел блаженный Августин на обязанность пастыря увещать пасомых ( Иак.5:20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Voronc...

Глава XXIV Надлежит молиться, чтобы понять то, что пока еще непонятно 46 . Усердно перечитывайте эту книгу и, если понимаете [нечто], воздавайте благодарение Богу, если же чего-то не понимаете, молитесь, чтобы понять: ибо Бог подаст вам разумение. Помните, что написано: Если у кого из вас недостает мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упреков, – и дастся ему» 270 . Это та мудрость, которая нисходит свыше, как говорит тот же апостол Иаков. А иную мудрость отгоняйте от себя и молитесь, чтобы не было ее в вас, ибо апостол отверг ее, сказав: Если вы имеете горькую зависть, и есть среди вас распри, то это не мудрость, нисходящая свыше, но земная, душевная, диаволъская. Ибо где зависть и распри, там неустройство и всякое дурное дело. Но мудрость, сходящая свыше, во-первых, чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна 271 . Итак, какого блага не имеет тот, кто просил и добился такой мудрости от Господа? И отсюда также уразумейте благодать: ведь если бы от нас была подобная мудрость, то она не была бы свыше, и не следовало бы просить ее у Самого Бога, создавшего нас. Братия, молитесь и за нас, чтобы мы жили в веке сем воздержанно, благочестиво и праведно, ожидая блаженного упования и явления Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа» 272 , Которому подобает честь и слава и держава с Отцом и Святым Духом во веки веков. Аминь. De gratia et libero arbitrio (CPL 352). Перевод выполнен по изданию: Patrologiae Cursus Completus. Series Latina. Accurante J.-P. Migne. Paris, 1845. Т. 44, Col. 881–912. Читать далее Источник: Антипелагианские сочинения позднего периода/блаженный Августин ; [пер. с латыни, примеч.: Д. В. Смирнов] ; Синодальный отд. по делам молодежи Московского Патриархата, Центр библейско-патрологических исслед. (программа поддержки молодых ученых). - Москва : АС-ТРАСТ, 2008. - 478 с./О благодати и свободном решении. 149-206 с. ISBN 978-5-903455-09-6 Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

Давайте посмотрим, какое истолкование дают святые отцы. Блаженный Августин Иппонский пишет: «Поэтому этот Жених (то есть Христос, – О. С.), равный Своим приглашенным, собиравшийся позвать на свадьбу (на мессианский пир, – О. С.) добрых и злых, даже захотел родиться от добрых и злых (здесь Августин имеет в виду родословие Иисуса Христа, в котором есть разные люди, – О. С.), чтобы подтвердить пророчество о Пасхе, в котором было заповедано вкушать агнца, выбранного из овец и коз – словно из праведных и неправедных, что явилось предызображением Его. Сохраняя и Божественное, и человеческое, Он не отверг добрых и злых предков ради связи по человечеству, но избрал рождение от Девы ради Божественного чуда» 109 . То есть для Августина Блаженного тот факт, что Христос есть наша Пасха, и, в то же время, в 5-ом стихе говорится: «Возьмите его (агнца) от овец, или от коз», все это свидетельство, что Христос одинаково по-доброму относится и к добрым, и к злым. Как говорится в Нагорной проповеди : «Да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных… Будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный» ( Мф.5:45, 48 ). Божественное бесстрастие – это всегда, при любых обстоятельствах совершенно одинаково относиться к тем людям, которых Господь посылает на нашем пути. А, с другой стороны, то, что в жертву приносится не только овен, но и козел, который считается строптивым животным – это свидетельство, что если человек с таким упорным козлиным нравом проявит жертвенность, он может быть принят Богом и из состояния козлиного может обратиться в стадо овец, то есть оказаться жертвой, угодной Богу и приятной для Него. Поэтому люди, которые заведомо говорят о себе: «Да, мы грешники, и мы окажемся слева от Христа как козлища», должны знать, что Бог призывает проявить жертвенность не только тех, кто окажется в день Суда справа от Него как Его овцы. Так как в 12-ой главе в 5 стихе Книги Исход предполагается, что можно вязать для жертвы или овец, или коз, то поистине все одинаково призываются ко спасению, к жертвенному служению перед Богом. Вот какой смысл может быть заложен в этих словах.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010