Давайте пробудимся, братья, давайте узрим как можно быстрее дар Духа Божия, и поверим тому, что было заранее сказано о Нем, и увидим исполненным то, что прежде было сказано в псалме: Нет языка, и нет наречия, где не слышался бы голос их ( Пс.18:4 ). И чтобы не подумалось вдруг, будто сами языки пришли в одно место, а не дар Христа пришел ко всем языкам, послушай, что следует далее: По всей земле проходит звук их, и до пределов вселенной слова их ( Пс.18:5 ). Почему так? Потому что Он поставил на солнце жилище Свое (ср. Пс.18:5 ). То есть на обозрение. Жилище Его – это Плоть Его; жилище Его – это Церковь Его. Он поставил его на солнце, то есть не в ночи, а днем. Но почему они не признают этого? Вернитесь к прочитанному отрывку, на котором мы вчера остановились, и узрите, почему они не признают: А кто ненавидит брата своего, тот находится во тьме, и во тьме ходит, и не знает, куда идет, потому что тьма ослепила ему глаза ( 1Ин.2:11 ). Давайте же посмотрим, что следует далее, и не будем пребывать во тьме. В каком случае мы сможем не оказаться во тьме? Если будем любить братьев. Чем мы докажем, что мы любим братьев? Тем, что не нарушаем единства, ибо сохраняем любовь. [P. 162] 4 . Пишу вам, дети, потому что прощены вам грехи через имя Его ( 1Ин.2:12 ). Потому [сказано] дети, что с прощением грехов вы рождаетесь. Через чье же имя прощаются грехи? Неужели через имя Августина? Значит, и не через имя Доната. Ведь кто такой Августин или кто такой Донат? Ты знаешь. Также не через имя Павла и не через имя Петра. Ведь перед теми, которые разделяют меж собой Церковь и тщатся образовать партии из единого целого, в лице апостола матерь-любовь, в муках рождавшая детей, обнажает свое нутро, с криком раздирает свои груди, оплакивает своих детей, которые, как она видит, отошли [от нее], и призывает вернуться к одному имени тех, кто пожелал образовать для себя множество имен, отговаривает их от любви к себе, чтобы любили они Христа, и говорит: разве Павел равнялся за вас? или во имя Павла вы крестились? ( 1Кор.1:13 ). Что он говорит? «Я не хочу, чтоб вы были моими, но чтобы вы были со мной. Будьте со мной. Мы все – Того, Кто умер за нас, Кто был распят за нас». Откуда и следующее: «отпущены вам грехи через имя Его», а не через имя какого-то человека.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

Далее, если крещеные не судятся, то лишенные крещения будут судимы. Далее прибавляет: суд же состоит в том, что свет пришел в мир, но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы. Здесь говорит Спаситель ο Своем пришествии, без которого дети не могли бы быть в свете. В этой любви к тьме пребывают те, кои сами не верят и детей не допускают до крещения. A кто идет к свету, у того дела в Боге соделаны, так как он понимает, что оправдание его зависит не от его заслуг, но от благодати Божией, ибо, говорит апостол, Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению ( Фил. 2:13 ). Таким способом совершается из телесного рождения духовное возрождение всех приходящих ко Христу; Сам это открыл, Сам показал, когда Его спросили, каким образом это может быть; всякое человеческое рассуждение по этому вопросу Он упразднил: пусть не отчуждают и детей от благодати прощения грехов. И дитя не иным путем переходит ко Христу: никто не может примириться с Богом и придти к Богу, как только чрез Христа. Что сказать ο самой форме таинства? Желал бы я, чтобы кто-нибудь из мыслящих противное принес мне младенца, подлежащего крещению. Если он не содержится во власти диавола, то какое значение имеет мое заклинание? Так как ребенок сам не может отвечать, то за него отвечает приносящий. Каким же образом он будет говорить, что отрицается диавола, которого в нем нет? Каким образом обращается к Богу, от Которого не отвращался? Каким образом верует в отпущение несуществующих грехов?» 88 В этом комментарии для нас важны те доводы, которые приводит Августин в доказательство той мысли, что детям при крещении прощается первородный грех. Доводы эти довольно слабы. Августин уверяет, что дитя в крещении освобождается от греха чрез оправдание и от смерти чрез воскресение, как некогда в пустыне смотревшие на медного змея врачевались от яда и спасались от смерти. Что ребенок заражен духовным ядом змия. т.е. тлением природы, и потому нуждается в уврачевании, это понятно, но что это уврачевание совершается не иначе, как чрез прощение грехов, это ни откуда не следует: уврачевание может состоять в восстановлении природы.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Krem...

Держась этого, вы избежите вожделения к миру, а не имея вожделения к миру, вы не покоритесь ни похоти плоти, ни похоти очей, ни гордости житейской, и приготовите место грядущей любви, чтобы любить Бога. Потому что если в сердце вашем будет любовь к миру, не будет там любви к Богу. Держитесь лучше любви к Богу, чтобы, как Бог вечен, так и вы пребывали вовеки, потому что всякий человек таков, какова его любовь. Любишь землю – будешь землей. Любишь Бога – что мне сказать? Что будешь богом? Не смею сказать это от себя, послушаем Писания: Я сказал: вы боги и сыновья Вышнего все ( Пс 81:6 ) 112 . Итак, если вы хотите быть богами и сынами Вышнего, не любите мира и того что в мире, ибо все, что в мире – похоть плоти, и похоть очей, и гордость житейская, которые не от Отца, но от мира, то есть от людей, возлюбивших мир. И мир прейдет, и похоти его, но кто творит волю Божию, пребывает вовеки, как и Бог пребывает вовеки. Рассуждения на послание Иоанна к парфянам, рассуждение пятое. На 1 ин 3:9–17 От переводчика. Накануне Августин произносил четвертое “Рассуждение на Послание Иоанна к Парфянам”, в конце которого определил тему следующего рассмотрения – противоречие между 1Ин. 1 и 1Ин. 3:9 : «Есть вопрос, над разрешением которого нам предстоит потрудиться, так как мы называем себя грешниками, ведь если кто скажет, что он без греха, он лжец. Но в послании того же Иоанна мы находим слова: Если скажем, что греха в нас нет, мы сами себя обманываем. Вы ведь должны помнить из ранее читанного: Если скажем, что греха в нас нет, мы сами себя обманываем, и истины в нас нет ( 1Ин 1:8 ) 113 . А дальше, напротив, слышишь: Кто рожден от Бога, не грешит; согрешающий не видел Его и не познал Его; всякий, кто творит грех , от диавола ( 1Ин 3:9, 3:6, 3:8 ) 114 . Не бывает греха от Бога. Снова нам страшно от слов Иоанна. Как это мы рождены от Бога – и при этом признаем себя грешниками? Сказать ли нам, что мы не рождены от Бога? Но тогда каково действие этих таинств во “младенцах” (то есть крещения в новокрещенных – С. С.)? Что сказал Иоанн? Кто рожден от Бога, тот не грешит. И сам же Иоанн сказал: Если скажем, что греха в нас нет, мы сами себя обманываем, и истины в нас нет. Вопрос большой и трудный, и я призываю ваши силы, возлюбленные, к его решению» (Ep. Io. tr. 4, 12).

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

И далее: Когда зашло солнце и наступила тьма, вот, дым как бы из печи и пламя огня прошли между рассеченными животными (Быт. 15, 17). Блаженный Августин относит это последнее видение Авраама ко временам «при приближении конца света»: « Когда зашло солнце и наступила тьма, вот, дым как бы из печи и пламя огня прошли между рассеченными животными , – указывает уже на то, что в конце века предстоит плотским людям испытать суд огнем. Подобно тому как скорбь града Божия, которой ранее никогда не было, и которая ожидается при антихристе, обозначена ужасом перед тьмой, охватившим Авраама во время заката солнца, то есть при приближении конца века, – так огнем после заката солнца, то есть уже в самом конце века, обозначен разделяющий день Страшного суда над плотскими, для спасения через огонь и для осуждения в огонь» . Пророки не только видят будущее, но и как бы переживают его, скорбя или радуясь Здесь мы как бы видим и дым лагерей Освенцима и Майданека, и грядущую бойню в долине Армагеддон: Господь не мог скрыть от Своего раба, что в XX веке народ еврейский постигнет что-то более страшное, чем египетское рабство, что это первое, но отнюдь не последнее изгнание! Таким образом, о первом изгнании Господь сообщил Аврааму, и, возможно, о последнем; поведав о первом изгнании, дал пророческое ведение и о последних бедах. То есть пророки не только видят будущее, проницая толщу времен, но и как бы переживают его, скорбя или радуясь. Так, например, Авраам созерцал и сопереживал дни земной жизни Христа Спасителя, ликовал и радовался! Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой; и увидел и возрадовался (Ин. 8, 56)! Рейтинг: 9.8 Голосов: 1450 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10  Древние евреи считали, что перемена места жительства (ср. Быт. 12, 1), изменение имени (ср. Быт. 17, 5) и пострижение волос на голове (ср. Суд. 16, 13), может изменить жизнь человека.   Ефрем Сирин . Толкование на Книгу Бытия.   Цезарий Арльский . Проповеди.  См.:  Августин Иппонский . О граде Божием .  16.24.  Там же.  Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, выступая на открытии проходившего 25-26 мая 2010 года в Москве XIV Всемирного русского народного Собора, заметил: «Никто не должен решать за родителей, какого мировоззрения должны придерживаться дети, каков должен быть их образ жизни – должны ли они, к примеру, соблюдать пост, исполнять обязанности по дому, придерживаться определенных норм в общении с противоположным полом, а до определенного возраста – физически ограждаться от опасных и вредных поступков.

http://pravoslavie.ru/104395.html

И далее мы читаем: Исх.15:20 . «И взяла Мариам пророчица, сестра Ааронова, в руку свою тимпан, и вышли за нею все женщины с тимпанами и ликованием». Здесь мы сталкиваемся с удивительным явлением, когда не только кто-то из мужчин именуется пророком, но и женщина, сестра Моисея, называется: «Мариам пророчица». «Пророчествовали также и женщины, в древности Мариам, сестра Моисея и Аарона, а после нее Девора, а после них Олдама и Иудифь, одна при Иосии, а другая при Дарии. Пророчествовала также и Матерь Господа, и родственница ее Елисавета, и Анна, а в наше время (то есть после Дня Пятидесятницы, – О. С.) дочери Филиппа, однако они не превозносились над мужчинами, но соблюдали свою меру» 168 . Блаженный Августин предлагает следующее аллегорическое истолкование к данному стиху: «Так воспел Моисей и сыны Израилевы, так воспела Мариам пророчица и женщины Израилевы. Так и мы теперь поем: и мужчины, и женщины, и дух (то есть мужское начало, – О. С.), и плоть наши (то есть «плоть» как женское начало, – О. С.). Потому что «те, которые Христовы», – говорит апостол, – «распяли плоть со страстями и похотями» ( Гал.5:24 ). На это и указывает именно, как согласно понимается всеми, тот тимпан, который взяла Мариам чтобы воспевать на нем. Для того чтобы сделать тимпан, на дерево натягивается кожа – так точно из креста люди учатся исповедовать сладкий дар благодати» 169 . Здесь мне хотелось бы остановиться на словах Блаженного Августина «из креста люди учатся исповедовать сладкий дар благодати». Казалось бы, крест как символ страдания и «сладкий дар благодати» – понятия несовместимые! И здесь мне хотелось бы повторить пример, который уже звучал ранее. Во время Чеченской войны за нежелание принять ислам агаряне распяли наших солдат. С боем русские отбили своих. Из распятых только один оставался жив. Когда его начали снимать с креста, вынимая гвозди из рук, православный войн воскликнул: «Ребята не надо! Мне так хорошо…» Прав Блаженный Августин : невозможно нам без креста, а ведь у каждого он – свой, пережить «сладкий дар благодати».

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

И я надеюсь на изобилие милости, исходящее от Него, а не на расследование суда, о котором написано:  Царь, сидящий на престоле суда, разгоняет очами своими все злое. Кто может сказать: “я очистил мое сердце, я чист от греха моего? ”». А в Послании 29, к Иерониму, Августин изрек: «Благодетельности в одних больше, в других меньше, а в ком-то ее вовсе нет. Однако ни в ком нет того, что нельзя было бы увеличить, пока человек живет на этой земле. И пока ее можно увеличить, та часть, которая меньше, чем она должна быть, имеет извращенную природу. Из-за этого извращения  нет человека праведного на земле, который делал бы добро и не грешил бы , из-за этого извращения  не оправдается пред Тобой [Богом] ни один из живущих , из-за этого извращения,  если говорим, что не имеем греха, — обманываем самих себя, и истины нет в нас , из-за него же, чего бы мы ни достигли, нам необходимо говорить: “Прости нам долги наши”, хотя все наши слова, дела и помыслы уже были прощены в Крещении». Блаженный Августин в  De verbis apostoli,  Проповедь 2, также указал: «Вы говорите: “Мне достаточно того, что я обрел прощение всех грехов в Крещении”. Но положен ли конец немощи, если беззаконие изглажено? Воистину, пока ваша косность не исцелена, вы продолжаете говорить: “Прости нам долги наши” — Тому, Кто может быть милостив ко всем вашим беззакониям. В конечном счете, что остается от испорченности после искупления, кроме венца праведности? Он даруется безусловно. Но пусть голова под ним не кружится от принятия этого венца. Заметьте, что Тот, Кто спас вашу жизнь от извращенности и Кто украсил вас венцом, не желает венчать превозносящуюся голову. Затем вы скажете: “Мои заслуги указывают на это, моя праведность свершила это, я получаю вознаграждение, которое заслужил, это не дар!” Но послушайте, что сказано в Псалтири:  Всякий человек ложь . Услышьте и то, что говорит Бог:  Венчает тебя милостью и щедротами ». В Проповеди 15 он же отметил: «Ты спас их даром. Что значит “даром?” Ты не находишь ничего такого, ради чего должен был бы спасти, но видишь много такого, за что их следует осудить».

http://pravoslavie.ru/100709.html

Исх.4:25 . «Тогда Сепфора, взяв каменный нож, обрезала крайнюю плоть сына своего и, бросив к ногам его, сказала: ты жених крови у меня». Бог хотел убить Моисея за то, что один из его детей не был обрезан. Со Своих избранников Бог спрашивает намного строже, чем с обычных людей! Если в обычной христианской семье старшие дети крещены, а младших крестить пока не успели, и родители не спешат с этим делом – здесь, может быть, и не видно проблемы, хотя она реально может образоваться! Но тем более, когда человек верующий допускает какие-то дурные поступки – все совсем по-другому! Со Своих Бог спрашивает, особенно с таких, как пророки, гораздо строже! И вот истолкование Августина Блаженного , что там произошло: «Если бы во времена ветхозаветного человека я был иудеем, если бы не мог быть ничем лучшим, я непременно принял бы обрезание. Это знак праведности веры в то время, пока он не был отменен пришествием Господа, имел настолько большое значение, что ангел задушил бы маленького сына Моисея, если бы мать, схватив каменный нож, не обрезала мальчика, предотвратив этим таинством грозящую гибель. Это таинство также сдержало реку Иордан и вернуло ее в русло. Это таинство принял и Сам Господь, родившись, хотя и отменил его распятием» 63 . Здесь Блаженный Августин ставит перед нами интересный вопрос. Когда мы читаем 24-ый стих: «Дорогою на ночлеге случилось, что встретил его Господь и хотел умертвить его», мы предполагаем традиционное объяснение – Бог встретил Моисея. Но есть и нетрадиционное малораспространенное объяснение: Бог осматривал все семейство и увидел мальчика необрезанного. Увидел и хотел его умертвить. Августин как раз говорит, что Бог хотел умертвить ребенка, потому что он был необрезанный среди обрезанных. Но, с другой стороны, большинство отцов говорит, что, конечно, вся вина была на отце, поскольку маленький ребенок не мог отвечать так серьезно за подобную оплошность. «Тогда Сепфора, взяв каменный нож, обрезала крайнюю плоть сына своего и, бросив к ногам его…» Вот опять непонятно, к чьим ногам? К ногам Моисея? Или к ногам ребенка? Или же, есть такое истолкование, что к ногам ангела – она видела место, где стоял ангел. «И, бросив к ногам его, сказала: ты жених крови у меня». То есть: «Мы вступили в Завет, это Завет крови, поэтому дитя трогать нельзя!»

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Как пишет об этом Златоуст, используя здесь чтение Септуагинты Оберегал ли ты роды ланей ( Иов. 39:1 ; Септуагинта), «хорошо Он сказал – оберегал, [как бы произнеся]: «Если это животное всегда пребывает в бегстве, страхе и тревоге, всегда прыгает и скачет, почему, – говорит [Господь], – оно не выкидывает, но роды наступают по исполнении срока? «» 1023 Затем ( Иов. 39:5–12 ) Господь говорит об особых – свободолюбивых – животных, не подчиняющихся ярму и воле человека – о диком осле и мифическом единороге: Кто пустил дикого осла на свободу, и кто разрешил узы онагру, которому степь Я назначил домом и солончаки – жилищем? Он посмевается городскому многолюдству и не слышит криков погонщика, по горам ищет себе пищи и гоняется за всякою зеленью. Захочет ли единорог служить тебе и переночует ли у яслей твоих? Можешь ли веревкою привязать единорога к борозде, и станет ли он боронить за тобою поле? Понадеешься ли на него, потому что у него сила велика, и предоставишь ли ему работу твою? Поверишь ли ему, что он семена твои возвратит и сложит на гумно твое? ( Иов. 39:5–12 ). Зачастую эти образы воспринимаются святоотеческой экзегетической традицией в нравственно-аллегорическом значении. Так, по убеждению преподобного Ефрема Сирина , Господом в книге Иова «в [образе] единорога представлен тот [праведник], кто не связан узами мира» 1024 . Святитель Иоанн Златоуст подчеркивает, что, описывая различных животных, Бог как бы специально выбирает из их числа тех, что не приносят практически никакой пользы человеку. Златоуст задается вопросом, сам же на него тотчас и отвечая: «Почему Он не упомянул быка, овец и других подобных [животных], но зверей бесполезных [для человека] и существующих, казалось бы, напрасно? Тем самым Он хочет показать, что если такая Премудрость и Промысл проявляются в тех, которые, казалось бы, не совершают ничего полезного, то тем более в этих» 1025 . Блаженный Августин видит в образе этого коня символ христианского мученика. Пользуясь старолатинским чтением Ты ли окутал коня силой и привязал к его шее ржание? ( Иов. 39:19 ), Августин высказывает мысль о том, что здесь, «видимо, описывается мученик, бесстрашный и деятельный свидетель спасительной веры; и он таков не по причине своей силы, но поскольку Господь окутал его силой» Своей благодати.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/vo...

Книга одиннадцатая Начинается вторая часть сочинения о Граде Божием, в которой говорится о начале, распространении и предназначенном конце двух градов, небесного и земного. В настоящей книге бл. Августин прежде всего указывает первоначальные зачатки этих двух градов в предшествовавшем им различении ангелов добрых и злых, и по этому поводу говорит о сотворении мира, которое описывается в св. Писании в начале книги Бытия. Глава I. Об этой части сочинения, в которой начинается изложение начала и конца двух градов, небесного и земного Градом Божиим мы называем град, о котором свидетельствует то самое Писание, которое, по воле высочайшего провидения возвышаясь над всеми без исключения писаниями всех народов божественным авторитетом, а не случайно производимым впечатлением на человеческие души, покорило себе всякого рода человеческие умы. В этом Писании говорится: «Славное возвещается о тебе, град Божий!» ( Пс. 86:3 ). И в другом псалме читаем: «Велик Господь и всехвален во граде Бога нашего, на святой горе Его» ( Пс. 47:2 ). В том же псалме, немного ниже: «Как слышали мы, так и увидели во граде Господа сил, во граде Бога нашего; Бог утвердит его на веки» ( Пс. 47:9 ). И еще в другом псалме: «Речные потоки веселят град Божий, святое жилище Всевышнего, Бог посреди его; он не поколеблется» ( Пс. 45:5–6 ) Из этих и других того же рода свидетельств, которые приводить все было бы слишком долго, мы знаем, что существует некоторый град Божий, гражданами которого мы страстно желаем быть в силу той любви, которую вдохнул в нас Основатель его. Граждане земного града предпочитают своих богов этому Основателю града святого, не ведая, что Он есть Бог богов, – богов не ложных, т. е. нечестивых и гордых, которые, лишившись Его неизменяемого и общего всем света и ограничившись жалким могуществом, создают для себя некоторым образом частные владения и от обольщенных подданных требуют божеских почестей, а богов благочестивых и святых, находящих больше удовольствия в том, чтобы себя самих подчинять одному Богу, чем многих – себе, и самим почитать Бога, чем быть почитаемыми вместо Бога. Но врагам этого святого града мы ответили с помощью Господа и Царя нашего как могли в предыдущих десяти книгах. Теперь же, зная, чего от меня ждут, и не забывая о своей обязанности, начну говорить со всегдашним упованием на помощь того же Господа и Царя нашего о начале, распространении и предназначенном конце обоих градов, земного и небесного, о которых я сказал, что они в настоящем веке некоторым образом переплетены и друг с другом смешаны; и прежде всего скажу о первоначальных основах двух этих градов в предшествовавшем им разделении ангелов. Глава II. О познании Бога, понятие о Котором люди приобретают только через Посредника между Богом и людьми – человека Иисуса Христа

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

«Например, кто-то постится в субботу, кто-то нет, кто-то причащается Тела и Крови Христовых каждый день, другие принимают их в установленные дни, в некоторых местах ни проходит ни дня чтобы Жертва не приносилась, в других-только в субботу или День Господень (Dominica — воскресение), или это может быть только День Господень. В отношении этих и всех других различных обычаев, которые могут встречаться повсюду, каждый свободен подчиняться им или нет, как он пожелает. Но нет лучшего правила для мудрых и серьезных христиан в этих вопросах, как придерживаться той практики, которая более распространена в церкви, которую он в данное время посещает. Ибо тот обычай, который явно не противоречит вере и общепринятой морали, следует считать не имеющим важности и соблюдать ради братства с теми, среди кого мы живем..» 4. Probet autem seipsum homo… «Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем» (1 Кор. 11. 27-29.) — эти слова св. ап. Павла в наше время часто вызывают споры. Что такое «достойное причащение» и «рассуждение» о Теле Господнем? Означает ли это, что христианин перед причащением должен обязательно проводить некоторое время в «подготовке», выражающейся в посте и усиленной молитве, что, фактически, препятствует частому причащению, или речь здесь идет лишь о правильном понимании догмата о Евхаристии, об осознании величия таинства, но не предполагает обязательных предварительных условий для приобщения? Точно такие же споры велись и во время епископского служения св. Августина. «Кто - то может сказать, что не следует причащаться Евхаристии каждый день» — пишет св. Августин к некоему Яннуарию. «Ты спросишь, на каком основании? Он ответит, чтобы человек мог достойно приступать к столь великому таинству, он должен выбрать те дни, которые он проводит в нарочитой чистоте и воздержании, «ибо кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе».

http://bogoslov.ru/article/4788563

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010