Где бы эти верующие ни были, когда бы они ни жили, — Я Сам буду той скалой несокрушимой (Деян. 4:11), на которой первым камнем возляжешь ты, а с тобою и все вы, Мои апостолы, — Я буду тем краеугольным Камнем, «на котором соединятся, как две стены, два народа, приходящие — один от обрезания (верующие иудеи), другой — от необрезания (верующие язычники), соединятся в одной вере, в одной надежде, в одной любви» (блаж. Августин). «Камень есть Христос, Который даровал Своим апостолам, чтобы и они назывались камнями. Ты скажешь, может быть, что Церковь основана на Петре; но в другом месте показывается, что она основана на всех апостолах, которые все приняли и ключи Царствия Небесного» (блаж. Иероним). «Основания земные, — говорит блаженный Августин, — всегда роются в земле, потому что здание, которое они должны поддерживать, находится также на земле. Что касается того Иерусалима, к которому мы идем, то он строится на Небе, вот почему Христос, Сам будучи основанием Небесного Иерусалима, предварил нас вознесением на Небо. Он есть вместе наше основание и Глава Церкви. «Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос» (1 Кор. 3:11)». «Заметьте, — говорит наш святитель Филарет Московский, — апостол не только признает Иисуса Христа первоначальным и незыблемым основанием Церкви, но и отрицает возможность другого подобного основания; и так как он пишет свое послание, между прочим, против тех, которые говорили: «я Кифин» (1 Кор. 1:12), то в его изречении заключается и та мысль, что Кифа, т.е. апостол Петр, не может быть признаваем первоначальным и незыблемым основанием Церкви, хотя, впрочем, он и может, и должен быть признаваем вторичным основанием, на Христе утвержденном и во Христе только непоколебимом, но в этом положении уже не один, а со всеми апостолами и пророками: «быв утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем» (Еф. 2:20). Потому и Петр положен в основание Церкви не прежде, как он положил в ее основание Христа. Прежде Петр сказал Господу: «Ты — Христос, Сын Бога Живаго». Потом уже Господь сказал Петру: «Ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою». «Ты — Христос, Сын Бога Живаго», — сказал Петр, — и открылось основание Церкви Христианской. Прежде всех Петр увидел это основание, и прежде всех этот камень возлег на этом основании; и прежде прочих апостолов получил обещание, что на нем самом возвысится потом здание. Действительное созидание на этом камне началось по сошествии Святаго Духа на апостолов. Посмотрите, как и теперь, прежде прочих, и как твердо полагает Петр прежде положенное основание, Которое есть Иисус Христос.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

   Последствием грехопадения явилась и телесная смерть. Как известно христианам, держащимся истинно кафолической веры, – пишет Блаженный Августин, – смерть телесная постигла нас не по закону природы, потому что Бог не сотворил для человека смерти, – но вследствие греха.    Православный Катехизис митрополита Филарета в разделе, посвященном III члену Символа веры (о воплощении Сына Божия), констатирует как несомненный факт следующее: Как от зараженного источника естественно течет зараженный поток, так от родоначальника, зараженного грехом и потому смертного, естественно происходит зараженное грехом и потому смертное потомство.    Эту же мысль можно передать так: все люди как потомки родоначальника человеческого рода Адама, хотя и сотворенного по образу Божию, но совершившего тяжкое грехопадение, рождаются с греховным наследственным повреждением своей духовно-телесной природы. Эта прирожденная греховность (αμαρτα) со времен Блаженного Августина известна под именем первородного греха (peccatum originale).     Нет ничего известнее, – говорит Блаженный Августин, – учения Церкви о первородном грехе, — но в то же время, и нет ничего таинственнее и недоступнее этого учения для обыкновенного человеческого понимания. 8. Первородный грех     Наследуемое чрез физическое рождение греховное состояние человеческой природы проявляет себя как всеобщая склонность людей к греховным поступкам. Как бы от лица всех носителей этого греховного состояния святой апостол Павел говорит: «Не понимаю, что делаю; потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю… Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю… по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием; но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих»   «Не понимаю, что делаю; потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю… Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю… по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием; но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих»

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3586...

   Слова Ангела укрепляли желание и надежду Ставрофилы, и сердце ее, объятое пламенною ревностью, стремилось к обителям небесного отечества. «Желаю — говорила она, — Иерусалима небесного. И чем нетерпеливее желаю, тем мужественнее готова претерпеть все ради оного (Блаженный Августин, посл.32 к Павлин). Надежда великих воздаяний отирает всякий пот трудов, все слезы скорбей с лица моего. Воздаяние вечное, как магнит, благодатно влечет меня к себе. Пламенно желает сердце мое насладиться оным воздаянием, и уже стремится предстать туда, где уповает получить вечное веселие» (Блаженный Августин. На Пс. 68).    АНГЕЛ. Благо, благо, Ставрофила; вкушай начатки славы небесной, похваляйся надеждою славы великого Бога. Яснее же скажу: похваляйся в скорби, ибо в ней упование славы. Крест и Царство Небесное сопряжены между собою: не понесши первого, нельзя достигнуть и второго. Познал это возлюбленный ученик Христов, который написал так: «Я, Иоанн, брат ваш и соучастник в скорби и в царствии и в терпении Иисуса Христа, был на острове, называемом Патмос, за слово Божие и за свидетельство Иисуса Христа» (Откр.1:9). Это значит, что кто желает вместе с Господом пребывать в царствии, должен быть общником Его скорбей и терпения: одно от другого отделено быть не может. И самому Христу, «Не так ли надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою?» (Лук. 24:26). Итак, что ты окажешь, Ставрофила? Ты призвана к Царству, к Царству Сына Божия, и, если бы за это надлежало ежедневно подвергаться тысяче смертей, то не следовало ли бы претерпеть все это? Для получения временного господства чего бы ты не сделала? А когда тебе предстоит быть участницею царства Единородного Сына Божия, ужели не бросишься на тысячу мечей, не ввергнешь себя в огнь? И в этом не было бы еще ничего великого (Св. Иоанн Златоуст, беседа 2 на гл.1 к Колос.). Поэтому, если хочешь наследовать блаженную жизнь, пренебреги настоящею. Если хочешь быть превознесенною на небе, смири себя в мире. Если хочешь с Господом царствовать, неси с Ним крест. Одни только рабы креста обретают путь блаженства и истинного света.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3305...

А в Новом Завете, после пришествия Сына Божия на землю в уничиженном человеческом естестве, о призывании имени Христа Спасителя сказано еще яснее: «Несть бо иного имене под небесем даннаго в человецех, о немже подобает спастися нам» («ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись») ( Деян. 4, 12 ). Это сказано о призывании всевеликого и всесильного имени Господа и Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа. Всеблагодатная и Преблагословенная Дева Мария первая из людей получила откровение об этом и начала молиться во имя Господа Иисуса Христа. А до нас, современных православных христиан, донес эти сведения блаженный Старец Паисий Величковский , бывший на Св. Афоне и нашедший у древних Святых Отцев эти молитвы и призывания. Сильнейшим духовным оружием был вооружен дивный воин Христов, Святитель Феофан. И, действуя им, он, по обетованию, всегда побеждал супостатов во славу имени Господа Иисуса Христа. «За то, что он возлюбил Меня, избавлю его; защищу его, потому что он познал имя Мое» ( Пс. 90, 14 ). Но за всем этим скрывался неутомимый труд его сравнительно недолгой, шестидесятилетней жизни. Каждый день и каждую ночь он взывал ко Господу Спасителю, умоляя защитить его от всякого зла и врага: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго!» И потому эта молитва во время ночных его страхований звучала совершенно исключительно – как дар Божий. И дело тут не в голосе, не в интонациях, а в том, что за произнесенными словами ощущался весь его подвижнический опыт жизни во Христе. И к нему самому, может быть, применимо то, что он относил к Августейшей Семье, что поражало и восхищало, а именно то особенное, чисто духовное изящество, тонкое и строгое соответствие и соразмеренность во всем, отвечающие требованиям высшего художественного вкуса. Определение «изящная духовная простота», которое он использовал, говоря об Августейшей Семье, в наибольшей мере отражает его духовную сущность. Ничего показного, наигранного, а тем более лицемерного не было в нем.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Bystrov...

Августин). И он не может грешить, потому что рожден от Бога. – Прп. Максим Исповедник объясняет, что есть две степени нашего рождения от Бога: на первой, в крещении, христианину «дается благодать усыновления в состоянии возможности», а на второй «эта благодать приводится в состояние действительности», нравственно преображая все его произволение к Богу. И если при первой степени в людях «еще присутствует возможность грехопадения, потому что воля их не стала еще чистой» совершенно, то на второй степени «Святой Дух все их произволение переместил от земли на небо и путем истинного познания претворил их ум в блаженных лучах Бога и Отца… и у них произволение явно стало безгрешным по навыку в добродетели и ведении». О таких рожденных и говорит в этом стихе апостол. 10). Дети Божии и дети дьявола узнаются так: всякий, не делающий правды, не есть от Бога, равно и не любящий брата своего. «Не будем соглашаться с теми, которые худо понимают эти слова: дети Божии и дети диавола; как будто есть некоторые между людьми спасающиеся или погибающие по естеству. В это святое усыновление мы вступаем не по необходимости, но по доброму изволению. И предатель Иуда не по естеству сделался сыном дьявола и сыном погибели. Ибо иначе прежде никоим бы образом он не мог изгонять бесов во имя Христа; сатана сатаны не изгоняет. Равно и Павел из гонителя не сделался бы проповедником Евангелия. Приобретение усыновления зависит от воли каждого» (свт. Кирилл Иерусалимский ). Итак, «всякий раз, как мы грешим, мы рождаемся от дьявола; а всякий раз, как совершаем добродетель, рождаемся от Бога» (свт. Иоанн Златоуст ). 11). Ибо таково благовествование, которое вы слышали от начала, чтобы мы любили друг друга, «Мы должны упражняться в братской любви. Ты можешь сказать мне: «я не видел Бога», – но разве можешь сказать: «Я не видел человека»? Люби брата, ибо если возлюбишь брата, которого видишь, тотчас увидишь и Бога, ибо увидишь саму любовь, а в ней обитает Бог» (блж. Августин). 12). не так, как Каин, который был от лукавого и убил брата своего.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

Азбука веры Православная библиотека святитель Димитрий Ростовский (Туптало) Поучения и слова Пожертвовать Вход святитель Димитрий Ростовский (Туптало) Поучения и слова Источник Поучение 13 Поучение 15 Скачать epub pdf Оригинал: 18 Мб Поучение на усекновение честной главы святого Иоанна Предтечи, месяца августа, в 29 день в 1701 г. («При окончании же поприща своего Иоанн говорил: «За кого почитаете вы меня?» (Деян. 13:25)) Возлюбленные слушатели! Честного и славного пророка, Предтечу и Крестителя Господня Иоанна, коего усекновение честной главы ныне мы вспоминаем, спросили некогда: кто он? «Иудеи прислали из Иерусалима священников и левитов спросить его: кто ты?» ( Ин. 1:19 ). Ныне же сам Иоанн, кончая жизнь свою, запечатлевая свою проповедь своей кровью и преклоняя честную главу свою под меч Иродов, спрашивает о себе: как каждый о нем думает? «За кого почитаете вы меня?» Пусть всякий мыслит о нем, как хочет, я же, имея в виду нынешний пятничный день крестный, день вольного страдания Господня, и видя в этот день две смерти: смерть Христа Господа – крестную, и смерть Предтечи Его от меча, скажу, что святой Иоанн был подражатель Христу, согласно тому, что говорит нам тот, кто носил язвы Господа своего на теле своем: «Подражайте мне, как я Христу» ( 1Кор. 4:16 ). И если о ком-либо, то о святом Иоанне Предтече прежде всего могут быть сказаны слова Послания к евреям: «Уподоблен Сыну Божию» ( Евр. 7:3 ), ибо он был первым из святых, о которых говорит апостол: «Кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего» ( Рим. 8:29 ). Посмотрим, как и в чем святой Иоанн был сообразен, подобен Сыну Божию, Христу Спасителю нашему? Толкователи Божественного Писания, рассматривая вышереченные апостольские слова: «кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего», – объясняют, как можно сообразоваться Христу: «Крестом, – говорят они, – сообразуемся мы Сыну Божию, Христу распятому, и в том великая честь и польза наша. Ибо как здесь мы сообразуемся Христу в скорбях, так сообразны будем Ему в блаженной жизни. А потому кто не захочет нести крест со Христом? Чтобы быть сообразными и подобными Христу, Господу нашему, мы должны быть Его подражателями не в творении чудес, не в воскрешении мертвых, а в духовном ношении креста, то есть в терпеливом перенесении всех бед, скорбей, гонений и самой смерти ради Бога. Этим именно крестом, если мы хорошо несем его, мы сделаемся сообразными, подобными Сыну Божию и сопрославимся с Ним, по словам апостола: «Если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться» ( Рим. 8:17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Апостол Павел наставлял молодого слу­жителя Церкви Тимофея словами: Юношеских похотей убе­гай, а держись правды, веры, любви, мира со всеми призы­ваю­щими Господа от чистого сердца (2 Тим. 2, 22). Юношеские же по­хоти есть всякие похоти безрассудные и вредные (1 Тим. 6, 9). В молодости человек еще не распознал пагубность греха и творит его играючи; только с годами, как следствие посто­ян­ства в исповеди, приходит глубокое понимание содеянного, истинное сокрушение о падениях.  Юно­шеских похотей убегай – означает со всей серьезностью отно­ситься к проблеме подобного греха. Не бывает «больших» и «малых» гре­хов. Сказано в Писании: Кто соблюдает весь закон и со­гре­шит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем. Ибо Тот же, Кто сказал: не прелюбодействуй, сказал и: не убей; по­сему, если ты не прелюбодействуешь, но убьешь, то ты так­же преступник закона (Иак. 2, 10 – 11). То есть в духовной жиз­ни «мелочей» нет. Поэтому, говоря о юношеских соблазнах, Златоуст видит в них и те блудные пороки, ко­то­рые сопутствуют определенному возрасту. Та система «сексуального воспи­тания», которая сейчас от­крыто пропагандируется в разных школах России, прямо под­би­вает подростков на совершение всяких непотребств, экспериментов с собственным телом, подталкивая их к преждевременной сексуальной активности, разрешенной только в законных брачных отношениях. Любезною ланью и прекрасною серною: груди ее (т. е. законной жены – О.С.) да упоявают тебя во всякое время, любовью ее услаждайся постоянно. И для чего тебе, сын мой, увлекаться постороннею и обнимать груди чужой? (Прит. 5, 19 – 20). Тяжек грех блуда! И все же борьба с подобного рода грехами возможна. Сказано: Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники... ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники... – Царства Божия не наследуют.  И такими были некоторые из вас; но омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего (1 Кор. 6, 9 – 11). – Блаженный Августин, комментируя эти слова апостола Павла, пишет: «Павел говорит, что они изменились к лучшему: не то чтобы вообще избавились от греха (что в этой жизни невозможно), но перестали подчиняться желанию греха (что в добропорядочной жизни возможно)» (Августин Иппонский, Против Юлиана).

http://radonezh.ru/text/sem-smertnykh-gr...

Блаж. Августин высказывает и еще одну своеобразную мысль – слова чтобы возделывать его и хранить его могут быть поняты в смысле отношения Бога к человеку. Бог поселил человека в раю, чтобы там возделывать и хранить его. Блаж. Августин: «Поэтому Бог, создавши человека, чтобы он был человеком, Сам и делает, и хранит его, чтобы он был праведным и блаженным. Отсюда изречение, что человек делал землю такою, чтобы она, уже будучи землею, стала обработанною и плодородною, равносильно изречению, что Бог делал человека, чтобы он, уже будучи человеком, стал благочестивым и мудрым, и хранил его» 235 . Адам, человек, был введен Богом в сад Эдемский, в рай, чтобы возделывать его и хранить его. С тех пор, в каждом человеке, и, в особенности, в мужчине, живет труженик и воин. Это земное призвание человека. Муж-человек должен трудиться и охранять Божий сад – сад души, сад семьи, сад земли, сад Царствия Божия. 4.5. Видение Еноха Праведного Некогда был восхищен в рай св. апостол Павел. Знаю человека во Христе, который назад тому четырнадцать лет, – в теле ли – не знаю, вне ли тела – не знаю: Бог знает, – восхищен был до третьего неба. И знаю о таком человеке, – (только) не знаю – в теле, или вне тела: Бог знает, – что он был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать ( 2Кор. 12:2–4 ). Видение апостола Павла отражает представление иудеев о семи небесах. На третьем из них – рай. На небо был взят праведный Енох ( Быт. 5:24 ). В «Книге Еноха Праведного» («Славянском Енохе») описано, как Енох восходил на небо, проходя все семь небес. На третьем небе он видел рай. «И взяли меня (Еноха) оттоле мужи те и возвели на третье небо; и поставили меня посреди Рая. Вид же места того красоты незнаемой есть: всякое древо цветами украшено, всякий плод наливается, всякое брашно кипит изобилием на всякое время, всякое веяние благовонно, и четыре реки мимотекущие, тихо шествующие. И Древо Жизни на месте том, где почиет Господь, когда входит Господь в Рай, и древо то отменно благовонием своим несказуемым. И другое древо подле, масличное, точащее елей непрестанно. И всякое древо благоплодно, и нет там древа бесплодного, и на всем месте том благословение. Ангелы же, хранящие Рай, светлые весьма, немолчными гласами сладкопения своего служат Богу на всякое время.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

В ночь накануне страшных страданий на Голгофе Спаситель в последний раз беседовал с учениками, и, когда времени уже не оставалось ни на что, кроме самого главного, Он сказал им: Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга (Ин 13:34). Многие святые отцы, комментировавшие эти слова, например блаженный Августин Иппонийский, обращают внимание на то, что новизна этой заповеди не в призыве любить как таковом. В конце концов, Христос ходил по землям Палестины с проповедью три с половиной года, и все это время Он учил окружавших Его людей именно любить друг друга. А «новой» Он назвал эту заповедь потому, объясняет Августин, что дает пример любви — Самого Себя. Вскоре Господь будет распят на Кресте, потом воскреснет и вознесется на Небо, а еще много лет спустя Его ученик Иоанн, обладающий особенной богословской чуткостью, напишет: Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем (1 Ин 4:16). «Самое великое и точное благовестие Нового Завета» — так отзывается об этих строках сербский святой нашего времени, преподобный Иустин Челийский (1894–1979). Сегодня эти слова — «Бог есть любовь» — известны всем, но понять их не так-то просто. «Бог есть любовь» значит не то, что Богу свойственно любить, объясняют святые толкователи. Это значит, что сама сущность Божия наиболее точно описывается понятием любви. Конечно, мы не можем подвергнуть природу Бога научному анализу, но можем судить о ней по тому, как Бог Себя проявляет. А проявляет Он Себя прежде всего как любовь. Именно по любви Бог сотворил вселенную и человека — чтобы Ему было с кем делить то блаженство, мир и радость, в которых Он пребывает от вечности, писал преподобный Иоанн Дамаскин († ок. 780). Именно любовь стала причиной того, что Сын Божий — Второе Лицо Святой Троицы, Господь Иисус Христос — вошел в созданный Им же Самим мир: родился человеком две тысячи лет назад и по-человечески принял смерть, чтобы освободить сотворенного Им человека от смертельных последствий греха. Не в меньшей мере тут проявилась и любовь Бога Отца — Первого Лица Святой Троицы: Ибо так возлюбил Бог мир, — говорит Христос, — что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную (Ин 3:16). Можно представить себе ситуацию, когда ради спасения ближних приходится пожертвовать собой (как это сделал, например, Александр Матросов). Но какую же любовь нужно иметь к людям, чтобы пожертвовать ради них собственным Сыном…

http://foma.ru/chto-takoe-nastojashhaja-...

В одном монастыре жил инок, проводивший, как казалось, нерадивую жизнь. Наступил его предсмертный час, и все сокрушались о его загробной участи. Но вдруг на лице умирающего просияла улыбка. Окружающие попросили открыть причину радости. Инок поведал, что увидел ангелов, пришедших со списком его грехов, но ради того, что он никогда никого не осудил и ни к кому не питал злобы, разорвавших список. Один брат спросил авву Пимена, как может человек не говорить худо о ближнем? Старец сказал: «Если человек находит в себе недостатки, то в брате своем видит совершенства. А когда сам себе он кажется совершенным, тогда, сравнивая с собой брата, находит его худым». «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят. Есть ли между вами такой человек, который, когда сын его попросит у него хлеба, подал бы ему камень? и когда попросит рыбы, подал бы ему змею? Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него» ( Мф. 7:7–11 ). Но почему же мы не всегда получаем просимое? Святитель Иоанн Златоуст привел мудрое сравнение: «Вы, будучи отцами, дожидаетесь просьбы своих детей; и когда малые дети просят ножа или горячих угольев, не даете им, потому что знаете, как вредно дать им это, а когда будут просить полезного, то охотно даете». Часто человек просит неполезного для себя, а иногда думает, что молитва не услышана, тогда как она услышана намного лучше, чем мы могли бы представить. Мать блаженного Августина – Моника – много переживала о сыне, так как в юности он отличался распущенностью. Она молилась Богу не допустить путешествие сына в Италию, где в развратном Риме его подстерегали опасности. Но путешествие состоялось, и именно в этой стране Августин уверовал во Христа и исправил свою жизнь. Таким образом, молитва матери была с избытком услышана, хотя внешне казалось обратное. Сам блаженный Августин впоследствии написал: «Не унывайте и вы, когда просите и не получаете; не думайте, что око Божие отвратилось от вас. Врач не всегда дает больному то, чего он просит, а предписывает ему, чего не просит. Он не позволяет приятной для больного пищи, дабы потом все позволить, когда тот выздоровеет».

http://azbyka.ru/otechnik/Valerij_Duhani...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010