У блаженного Августина рождается новая воля. Из послания апостола языков повеяло на него новым духом. Он почувствовал призыв покинуть надежды на собственные силы и предать себя благодати Божией. «Вся надежда моя, – скажет он потом, обращаясь к Богу, – в беспредельном милосердии Твоём. Дай силу исполнить то, что повелеваешь, и повелевай, что хочешь» 170 . Проникновение духом святого апостола Павла открыло ему в новом свете и личность Христа – он воспринял идею воплощения Слова Божия в Иисусе, Божественную Премудрость стал созерцать как единую личность с историческим Христом. Одновременно изменилось и его сердечное отношение ко Христу: раньше он недоумевал, чему может научить уничиженный Христос, теперь же понял, что смирение Христа исцеляет гордость и питает любовь. Гордость и самоуверенность блаженного Августина были сломлены – он всем сердцем почувствовал необходимость благодати Божией и милосердия. Но новая воля его была ещё слаба. В укреплении её сыграл немаловажную роль рассказ его друга Понтициана о монашестве, особенно о преподобном Антонии, житие которого, составленное святым Афанасием Великим , было широко распространено на Западе. Чтобы лучше взвесить происходящее, блаженный Августин удалился в сад. Здесь он услышал настойчивый детский голос: «Tolle lege!» (Возьми, читай!) И блаженный Августин взял послания святого апостола Павла, наудачу открыл и прочитал: Как днем будем вести себя благочинно, не предаваясь ни пированиям и пьянству, ни сладострастию и распутству, ни ссорам и зависти, но облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа, и попечения о плоти не превращайте в похоти ( Рим. 13,13–14 ). Все сомнения исчезли, родился новый человек. IV Содержанием новой личности блаженного Августина стала горячая, безграничная, не знающая никаких препятствий любовь к Богу как высшему и неотъемлемому Благу и в Нём нашедшая для себя блаженное успокоение. «Ты, – снова обращается он к Богу, – создал нас для Себя, и душа наша дотоле томится, не находя себе покоя, доколе не успокоится в Тебе» 171 .

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Блаженный Иероним усложняет для нас задачу в деле истолкования данной притчи. Он видит под «девами» не только христиан, но и иудеев, и еретиков. Скорее, для него важнее всего – соответствует ли человек тем верованиям и нравственным принципам, или только декларирует их. И здесь он может видеть отличие подлинно верующих от лицемеров. И далее мы читаем: Мф.25:2 . «Из них пять было мудрых и пять неразумных». Блаженный Августин пишет: «Давайте поймем, возлюбленные, что притча эта ко всем нам, то есть всей Церкви, относится, а не только к духовенству, о котором говорили вчера, и не только к мирянам, но ко всем нам. А почему дев по пять? Эти пять и еще пять дев – это все души христиан. Но мы должны сказать, как чувствуем это по вдохновению Божьему, что это не любые души, а такие, которые имеют веру кафолическую и обнаруживают дела добрые в Церкви Божией. И даже о таких сказано: “пять было мудрых и пять неразумных”» 434 . – Августин добавляет в число «дев» и христианских священнослужителей, намекая на то, что среди них также есть «разумные» и «неразумные». Блаженный Иероним указывает на то, что число 5 неслучайно, и он пишет: «Под пятью девами, неразумными и разумными, мы можем понимать пять чувств, которые у одних устремляются к небесному и желают высшего, а у других жаждут земной нечистоты и не имеют теплоты истины, которой они могли бы просветить свои сердца » 435 . Но какие чувства есть у человека и как с их помощью мы можем служить Богу? Пять чувств: зрение, слух, вкус, осязание и обоняние. Иероним рекомендует найти ответ на обозначенный вопрос в Библии. И здесь мы действительно находим следующие стихи: «О том, что было от начала, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши, о Слове жизни» ( 1Ин.1:1 ). – Здесь идет речь об общении святых апостолов с Богочеловеком Христом Иисусом. Но как нас может обогатить их опыт, ибо мы «невидевшие и уверовавшие» ( Ин.20:29 ). Но в том-то и дело, что евхаристически, через Святое Причастие, мы онтологически соединяемся со Христом и становимся причастными Его Жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

В лице пастухов человеческая простота склонилась у ног Богомладенца, а в лице волхвов — мудрость 2. И в то же время при Рождестве Христовом свидетелями чуда Его рождения оказались люди разных сословий. Блаженный Августин писал: «Пастухи были израильтянами, волхвы — язычниками. Первые были вблизи от Него, последние — вдалеке. Но те и другие вместе поспешили к Нему как к своему Основанию» . Таким образом, в лице пастухов человеческая простота склонилась у ног Богомладенца, а в лице волхвов — человеческая мудрость. 3. С другой стороны, Его обнаружили праведники , такие как Симеон Богоприимец (Лк. 2, 25-32) и пророчица Анна (Лк. 36-38), и грешные язычники-волхвы. Этим было обозначено, что Он является в этом мире как Спаситель всех людей. Хотя в Евангелии от Матфея и сказано, что Он спасет людей Своих от грехов их (Мф. 1, 21), но, в понимании святых Отцов, Своими для Него являются все люди, когда-либо жившие и живущие на Земле. Скажи им: живу Я, говорит Господь Бог: не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был. Обратитесь, обратитесь от злых путей ваших; для чего умирать вам… (Иез. 33, 11); и еще: Ибо Я не хочу смерти умирающего, говорит Господь Бог; но обратитесь, и живите! (Иез. 18, 32). Блаженный Феофилакт пишет: «Здесь истолковывается, что значит слово «Иисус», именно — Спаситель, «ибо Он», сказано, «спасет людей Своих» — не только иудейский народ, но и языческий, который стремится уверовать и сделаться Его народом» . Блаженный Августин, согласно с Феофилактом, пишет: «В простецких манерах пастухов преобладало невежество, а в суетных обрядах волхвов изобиловало нечестие. И все же Основание притягивало тех и других к Себе, поскольку Он пришел избрать немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и призвать не праведников, но грешников, дабы и сильный не возгордился, и слабый не отчаялся» . Поклонение волхвов. Фреска церкви Токали килисе в Гёреме. X-XI в. Каппадокия      4. Избраны стать свидетелями Рождества Христова волхвы и по той причине, что пришли с Востока. Святитель Иоанн Златоуст наставляет: «Волхвы пришли с востока потому, что первому началу веры надлежало прибыть из земель, где зарождается день, поскольку вера — это свет души» . Пришли на Запад — для того, чтобы в будущем народы Востока и Запада едиными устами прославили рожденного в Вифлееме Христа Спасителя. Говорю же вам, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном (Мф. 8, 11).

http://pravoslavie.ru/99996.html

Память не дает тебе покоя. И старые обиды от людей воскрешают в тебе прошедшую боль. Но мы не видим их сердца. Не видим и конец их жизни. Может, самым большим желанием перед смертью будет у них извиниться перед тобой. Но мы разлучены временем и пространством. Только божественная взаимная любовь может явиться связующим звеном, чтобы мы не потерялись в вечности. Будем просить Господа видеть во всех людях образ Божий и просить взаимной Христовой любви друг ко другу и между всеми людьми, потому что «блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими». А то, что много, очень много скорбей, нежданных бед, несправедливости, нелюбви, забвения приходится терпеть постоянно от людей, так и это не останется без утешения: «Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное». «Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас». Сказано: «и пророков». А мы просто грешные, обычные люди, которых Господь милует и жалеет всем сердцем каждый день и час. Только прислушайся и увидь это вокруг себя. И что нам скорби, когда наш Отец – это Сам Господь, Творец неба и земли, Который умер за нас и воскрес. Который безмерно и бесконечно любит, ведет и оберегает нас. Но мы не видим этого. Крепись!.. Верю я, что будет и тебе великое утешение от Господа. Ведь тебе и мне Он сказал: «В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир… и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь». Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 20 сентября, 2020 20 апреля, 2019 11 ноября, 2017 21 августа, 2016 6 августа, 2012 15 сентября, 2011

http://pravmir.ru/pismo-uteshenie-v-tyaz...

А.Г. Долженко Скачать epub pdf «Мирись с соперником твоим ...» Продолжая излагать Нагорную проповедь , Иисус Христос сказал такие слова: «Мирись с соперником твоим скорее, пока ты ещё на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье, а судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу; истинно говорю тебе: ты не выйдешь оттуда, пока не отдашь до последнего кодранта» ( Матф.5:25–26 ). Как нужно понимать эти слова? Поясняя это место, Августин Блаженный задает такой вопрос, и сам отвечает на него: «Кто назван здесь соперником? дьявол не может быть соперником, так как мы должны не только не мириться с ним, но и вести непримиримую борьбу в виде совершения добрых дел. Это не может быть Бог, так как тогда бы Он был представлен обвинителем и судьей в одно и то же время». И затем Августин Блаженный делает вывод. «Соперник – это закон, который мы нарушаем. Святой Иоанн Златоуст считал, что соперником Иисус Христос назвал обиженного брата, судьей – обычного судью, разбирающего дела людей в этой жизни, а темницей назвал место заключения. Епископ Михаил пояснил это место так: «Речь Иисуса Христа иносказательная. Образ взят из римского судопроизводства в отношении к заимодавцу и должнику, которое было введено и в Иудею после покорения ея римлянами незадолго до Рождества Христова. По римским законам посредники старались сперва дома примирить заимодавца с должником если первый требовал уплаты долга. Если посредники не успевали в этом, то заимодавец требовал чтобы должник шел с ним к судье. В случае не соглашения должника, заимодавец тащил его туда силою. У судьи уже не было пощады должнику. Его сажали в тюрьму и заимодавец держал его там, доколе должник или родственники не уплачивали долга. Господь представляет человека немиролюбивого и гневающегося на ближнего должником, этого последнего, находящегося с ним уже на пути к судье, который не выпустит виновного из темницы доколе не уплачен будет весь долг» (Толкование Евангелия. Том 1, стр. 97). Согласно другому толкованию, под соперником понимается обиженный брат или ближний, под судьей понимается Господь Бог . Слова «пока ты ещё на пути с ним» нужно понимать так: пока живы оба, и должник и заимодавец (то есть обидчик и обиженный), они должны примириться, потому что никто не знает часа когда он уйдет из этого мира, а за пределами этой жизни, в ином мире, невозможно уже раскаяние и примирение. Поэтому человек должен спешить примириться с обиженным человеком пока жив, пока «ещё на пути с ним» к вечной жизни. Мириться нужно пока человек не умер и не предстал перед Богом, своим Судьей. Тогда уже невозможно будет примирение, и человек не сможет искупить свой грех, и навеки останется в том месте, где будут находиться осужденные грешники точно так же, как в земной жизни остается в тюрьме должник, не имеющий возможности заплатить свой долг заимодавцу. Под темницей в таком толковании подразумеваются вечные мучения, а слугами называются Ангелы, служащие Господу Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/nagorna...

А превратные люди, не разумея этих непостижимых судов и неисповедимых путей, будучи скоры на осуждение и неспособны к пониманию, сочли и предъявили как обвинение апостолу, будто он говорит следующее: Станем делать зло, чтобы вышло добро 256 . Невозможно, чтобы апостол говорил такое, но неразумные люди сочли, что это говорится, когда услышали сказанное апостолом: Закон же пришел позже, так что умножилось преступление. Но когда множился грех, стала преизобиловать благодать 257 . Однако благодать, разумеется, делает так, что уже добро совершается теми, кто прежде делал зло, а не так, что [люди] остаются во зле и ожидают, что им будет воздано за это добром. Итак, они не должны говорить: Станем делать зло, чтобы вышло добро, но: «Мы сделали зло, а вышло добро, станем же теперь делать добро, чтобы в будущем веке нам получить добро за добро, как в этом мы получили добро за зло». Поэтому и написано в псалме: Милосердие и правосудие буду петь Тебе, Господи 258 . Итак, в первый раз Сын Человеческий пришел в мир не для того, чтобы судить мир, но чтобы мир был спасен через Него 259 , – это по милосердию, – а во второй раз придет для суда, судить живых и мертвых; хотя и в нынешнее время само спасение также не совершается без суда, но тайного, почему и написано: На суд пришел Я в мир сей, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы 260 . De gratia et libero arbitrio (CPL 352). Перевод выполнен по изданию: Patrologiae Cursus Completus. Series Latina. Accurante J.-P. Migne. Paris, 1845. Т. 44, Col. 881–912. 254 Рим 11:30–32 . В Синод. пер.: Как и вы некогда были непослушны Богу, а ныне помилованы, по непослушанию их, так и они теперь непослушны для помилования вас, чтобы и сами они были помилованы. Ибо всех заключил бог в непослушание, чтобы всех помиловать. Читать далее Источник: Антипелагианские сочинения позднего периода/блаженный Августин ; [пер. с латыни, примеч.: Д. В. Смирнов] ; Синодальный отд. по делам молодежи Московского Патриархата, Центр библейско-патрологических исслед. (программа поддержки молодых ученых). - Москва : АС-ТРАСТ, 2008. - 478 с./О благодати и свободном решении. 149-206 с. ISBN 978-5-903455-09-6 Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

А созданию человека предшествует Собор всех Лиц Святой Троицы: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему» (Быт. 1: 26). Блаженный Августин в своей книге «Беседы на Бытие» подчеркивает, что слова «по образу» (в единственном числе) показывают, что существует единая сущность (природа) Божия, однако, когда Бог говорит «Нашему», Он показывает, что Один и Тот же Бог не просто один, но существует более чем Одна (Его) Ипостась [Личность]. Явившись Моисею, Бог таинственно указал на Свою Троичность словами: «Я Бог отца твоего, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова. Моисей закрыл лицо свое, потому что боялся воззреть на Бога» (Исх. 3: 6). О прославлении Бога Серафимами сказано: «Вокруг Него стояли Серафимы; у каждого из них по шести крыл: двумя закрывал каждый лицо свое, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал. И взывали они друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его!» (Ис. 6: 2–3). Трехкратное прославление Единого Бога нечто собою символизирует. Грамматическая конструкция следующего предложения тоже интересна в свете рассматриваемого вопроса: «…из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки, аминь» (Рим. 11: 36). Подобная конструкция в другом же стихе: «…все Им и для Него создано» (Кол. 1: 16). Прямая цитата по данному вопросу: «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа» (Мф. 28: 19). Сама Божественная Любовь, о Которой сказано: «Бог есть любовь» (1 Ин. 4: 8), не есть только себялюбие. Тогда Бог являлся бы источником эгоизма. Напротив! Бог есть Любовь – Бог Отец любит Бога Сына, Бог Сын любит Бога Отца, и Отец и Сын пребывают в Любви Духа Святаго. Все Три Лица Святой Троицы пребывают в Любви. Разве не к этой Любви мы призываемся словами: «да будут едино, как Мы едино» (Ин. 17: 22)? Блаженный Августин писал: «Если любовь, которою Отец любит Сына, а Сын любит Отца, невыразимо являет общность Обоих, то разве не уместнее всего назвать Духа Святого, общего для Обоих, самою Любовью». Через Духа Святого и мы являемся причастниками сей Божественной Любви, по слову апостола Павла: «потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам» (Рим. 5: 5).

http://pravoslavie.ru/93462.html

Блаженный Августин писал: «Ты спас их даром. Что значит ″даром″? Ты не находишь ничего такого, ради чего должен был бы спасти, но видишь много такого, за что их следует судить» (Проповедь 15-я). Даже если мы предположим, что кто-то, пораженный даром спасения, полностью изменил свою жизнь и стал жить праведно и благочестиво, то нельзя ли считать такую его жизнь и некоей компенсацией за некогда содеянные им грехи? Святитель Василий Великий , комментируя 113-й псалом, возражает: «Ибо вечный покой ожидает праведно боровшихся в этой жизни не ради заслуг их дел, но по благодати милостивейшего Бога, на Которого они уповали» . Святой Августин Блаженный добавляет: «Вы можете провозглашать, что древние праведники обладали огромной праведностью, но все же их спасла только вера в Посредника, излившего Свою Кровь во оставление грехов» . Посему нам всем – и благочестивым и грешным – надо осознать, что источник спасения ОДИН, и это Сын Божий и Господь наш Иисус Христос, изливший Свою драгоценную Кровь «нас ради человек и нашего ради спасения» , «чтобы было, как написано: хвалящийся хвались Господом» ( 1Кор.1:31 ). Святитель Амвросий Медиоланский восклицает: «Я буду хвалиться не потому, что праведен, а потому, что искуплен. Я буду хвалиться не потому, что свободен от грехов, а потому, что мои грехи прощены. Я буду хвалиться не потому, что творил добро, и не потому, что кто-то другой сотворил добро мне, но потому, что Кровь Христова излита за меня» . Итак, никакие наши добродетели и заслуги, никакие наши грехи и преступления не могут пересилить силу Крови Сына Божия. Сказано: «Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которою возлюбил нас, и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом, – благодатью вы спасены, – и воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе, дабы явить в грядущих веках преизобильное богатство благодати Своей в благости к нам во Христе Иисусе. Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился» ( Еф.2:4–9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Блаженный Августин пишет: «Теперь же, дабы сообщить эту истину 199 , Господь поступил пророчески. В случае с этим деревом Он желал не только явить чудо, но этим чудом сообщить нечто, относящееся к будущему. Таких примеров поучения и убеждения нас много, хотя бы мы и сопротивлялись. Для начала: чем согрешило дерево, не принеся плода? Даже если бы на нем не было плода в должное время, то есть когда созревают плоды, то и тогда не было бы вины дерева, ибо дерево, не имея чувств, не может быть повинно. К тому же, как мы читаем у другого евангелиста, говорящего о том же самом, “еще не время было собирания смокв” ( Мк.11:13 ). Это было время, когда смоковница покрывается нежной листвой, что бывает, как знаем, до созревания плодов. Тут мы представляем себе, что день страданий Господа приближался, и мы знаем, когда Он пострадал. И чтобы выразить это ясно, евангелист, которому мы должны верить, замечает, что смоковнице не время было приносить плоды. Но если бы это было только чудо, чтобы его явить, но если бы в нем не было некоего пророческого преобразования, то куда бы достойнее милосердию и милости Господа было, найдя засохшее дерево, вернуть его к жизни. Это более стало бы соответствовать исцелению Им больных, очищению прокаженных, воскрешению умерших. Наоборот, будто, бы вопреки его обычному правилу милосердия, Он нашел зеленеющее дерево, еще не дающее плодов, поскольку время не пришло, но готовящееся дать плоды, – и что же Он делает? иссушает его. Он как бы говорит человеку: “Мне нет радости в иссушении дерева. Поступая так, Я хочу довести до тебя, что действую не без основания, но ради того, чтобы ты научился: Я не дерево проклял, не бесчувственному дереву принес наказание; но Я тебя устрашил, кто бы ты ни оказался, – чтобы ты не подвел Христа, когда Он взалкает, дабы ты мог надеяться оказаться в поре созревания плодов, а не во время покрывания листвой » 200 . Блаженный Августин , рассуждая таким образом, имеет в виду страх, о котором апостол Павел в связи с отпавшими иудеями пишет для христиан: «Если же некоторые из ветвей отломились, а ты, дикая маслина, привился на место их и стал общником корня и сока маслины, то не превозносись перед ветвями. Если же превозносишься, то вспомни, что не ты корень держишь, но корень тебя. Скажешь: “ветви отломились, чтобы мне привиться”. Хорошо. Они отломились неверием, а ты держишься верою: не гордись, но бойся. Ибо если Бог не пощадил природных ветвей, то смотри, пощадит ли и тебя» ( Рим.11:17–21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

В Библии о Святой Троице говорится достаточно много как в текстах Ветхого, так и Нового Завета . Сама Божественная Любовь, о Которой сказано: Бог есть любовь (1 Ин. 4, 8), не есть только себялюбие. Тогда Бог являлся бы источником эгоизма. Напротив! Не признавая «одиночество» Бога в Любви, Церковь всегда настаивала, что Бог и есть Любовь — ТРЕХ. Бог Отец любит Бога Сына, Бог Сын любит Бога Отца, и Отец и Сын пребывают в Любви Духа Святого. Все Три Лица Святой Троицы пребывают в Любви (ТРИ — и есть Сама сущностная Любовь). Разве не к этой Любви мы призываемся словами: Да будут едино, как Мы едино (Ин. 17, 22). Блаженный Августин писал: «Если любовь, которою Отец любит Сына, а Сын любит Отца, невыразимо являет общность Обоих, то разве не уместнее всего назвать Духа Святого, общего для Обоих, самою Любовью» . Святитель Григорий Великий и учит: «Святой Дух Сам есть Любовь» . И в то же время Блаженный Августин настаивает: «Коль скоро Отец, Сын и Святой Дух называются Премудростью, и не тремя Премудростями, а одной, я не понимаю, почему Отец, Сын и Святой Дух не могут называться Любовью, причем одной Любовью все вместе» . Очевидно, что Любовь в Боге может распознаваться и в отношении Самой Сущности Бога, и в отношении Лица (πστσις). В отношении Ипостаси оно (слово: «Любовь») и является собственным именем Святого Духа, так же, как «Слово» (λγος) есть собственное ипостасное имя Сына. Через Духа Святого и мы являемся причастниками сей Божественной Любви, по слову апостола Павла: … потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам (Рим. 5, 5); и еще: Как от Божественной силы Его даровано нам все потребное для жизни и благочестия, через познание Призвавшего нас славою и благостию, которыми дарованы нам великие и драгоценные обетования, дабы вы через них соделались причастниками Божеского естества, удалившись от господствующего в мире растления похотью (2 Пет. 3, 4). Не признавая никакого другого движения в Боге, Церковь настаивала на том, что в акте Божественной Любви Сын Божий предвечно рождается от Бога Отца, а Дух Святой предвечно исходит от Него.

http://pravoslavie.ru/100280.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010