Шукшин был зримым воплощением проповеданной в Новом Завете главной для человечества идеи Любви. Христос заповедал нам: «Да любите друг друга» (Ин.13, 34) . И эту Христову Любовь Василий Макарович пронес через всю свою жизнь. Невозможно создать таких искренних, любящих других людей, сочувствующих и помогающих им героев, не имея такой же любви в своем сердце. Герои Шукшина – это не просто «чудики», это «новые люди», о которых говорил Христос: « Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны плачущие, ибо они утешатся. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят. Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими. Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать, и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах» (Мф. (5:3 - 12). Новозаветные «заповеди блаженства» являются основой для понимания творческого наследия Василия Шукшина. Через всю свою жизнь, как высочайшую ценность, Василий Макарович пронес Любовь к своей Родине, России. Он ощущал себя Русским человеком, пытался постичь глубинные тайны отечественной культуры, её задачи и вселенскую миссию. Именно Русская душа откликнулась на Голос Христа о Любви ко всем людям и миру. И миссия России – нести эту Любовь всему человечеству. Шукшин никогда не разделял весь наш многонациональный народ этническими перегородками. Как во времена войны все защитники нашей страны были «русскими»: и татары, и калмыки, и армяне, и грузины, и все другие народы, так же и Василий Шукшин воспринимал представителей разных национальностей, как единый народ, как русских людей. В своем последнем письме в издательство «Молодая гвардия» 21 августа 1974 года он писал: «Русский народ за свою историю отобрал, сохранил, возвел в степень уважения такие человеческие качества, которые не подлежат пересмотру: честность, трудолюбие, совестливость, доброту… Уверуй, что все было не зря: наши песни, наши сказки, наши неимоверной тяжести победы, наши страдания – не отдавай всего этого за понюх табаку…» А среди посмертно опубликованных его рабочих записей есть такая: «Не теперь, нет.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/07/23/ru...

89 Символическое обозначение места разгула и непотребства. Тагаста стала таким «Вавилоном» для юного Августина. 92 Об этом «законе в сердце» красноречиво говорят и Цицерон (О Государстве, III, 22, 33) и апостол Павел: «...когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их...» ( Рим. 2, 14–15 ). Закон этот, по мнению бл. Августина, может быть затемнен, но никогда полностью не исчезнет. 94 Лабриолль и Трабукко – оба переводят vindictae aviditas: «жажда мести». Вряд ли можно с ними согласиться: бл. Августин говорит о мирских благах, пусть низших, но пользование которыми в определенных границах законно. Месть – это «отход от закона Твоего, Господи», и ей нет места среди законных благ. Следуя Раумеру, здесь принято значение vindicta как палочки, которой магистрат должен был коснуться освобождаемого раба. Мечты раба о свободе ничуть не противоречат Божиему закону. 95 В метафизике и антропологии бл. Августина большое значение имеет теория трех степеней добра: первая, высшая: summum bonum – Бог, средняя: воля media vis, medium bonum («О свободной воле», 2, 19, 52), низшая: временные блага. Эта «вертикаль» построена на фундаменте этическом: воля, способность активная, по природе своей «обоюдоостра»; она может слушаться Бога, стать сама себе законом или подчиняться существам низшим. Если она устремлена к Богу, она здорова и заслуживает имени voluntas (иначе это cupiditas); если она повинуется себе, ее отбрасывает вниз, к временному и преходящему. 97 Саллюстий. «Заговор Катилины», 16, 3, где приведены эти слова Катилины. Саллюстий в течение II-V вв. по Р.Х. был одним из любимейших писателей в африканских школах. Бл. Августин часто и с уважением упоминает его в «Граде Божием». 98 «...придет праведный суд. Псалмопевец дает нам понять, что наказание каждому человеку вытекает из его греха: его неправда обращается ему в казнь. Нельзя думать, что Бог в Своем покое и несказанном Свете выискивает у Себя, чем наказать за грехи; нет, он сообщил такую природу греху, что то, чем услаждается человек, творящий грех, становится у Бога наказующего орудием наказания» («На Псалмы», 7, 16–17); «Рыл ров и выкопал его и упал в яму, которую приготовил. Злоба его обратится на его голову, и злодейство его упадет на его темя».

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

Блаженный Августин так истолковал эти слова: « И вот проходит Иисус, чтобы мы закричали. А что значит: «Иисус идет мимо»? Только на короткое время Иисус приходит к нам. Что значит: «Иисус идет мимо»? Он совершает то, что проходит. Заметьте, как много сделанного Им прошло… ». – Этими словами святой Августин обращает наше внимание на то, что описанные в Евангелиях события относятся к проходящему потоку времени. Бог в Своем богочеловечестве входит в этот поток времени и действует в нем как современник некоторого промежутка времени. Но так как природа Бога выходит за пределы и времени, и пространства, то любое Его действие приобретает некое вечное значение. И далее Августин пишет: « Теперь Божественность Его пребывает вечно, и бессмертие тела Его уже никогда не прейдет. И все же то, что сделано Им было во времени, прошло; и об этом написано, чтобы об этом читать, чтобы это проповедовать, чтобы этому верить. И во всем этом «Иисус идет мимо» ». « Иисус идет мимо », то есть является и нашим современником в Своем вечном движении, Святаго Благовествования. Сказано: «И увидел я другого Ангела, летящего по средине неба, который имел вечное Евангелие, чтобы благовествовать живущим на земле и всякому племени и колену, и языку и народу» ( Откр.14:6 ). Слова «вечное Евангелие» и означают неизменность и вечное значение Нового Завета, между Богом и родом человеческим. А так как в каждом действии Иисуса Христа, как Сына Божия, раскрывается Его неизменяемая сущность (характер), то мы и познаем Вечного в событиях, имевших место во времени, в частности, движении Его из Иерихона в Иерусалим. Ибо сказано: «Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же» ( Евр.13:8 ). Преподобный Епифаний Латинский, живший в V веке, обращает внимание на то, что слепые только слышат, но не видят. И здесь они напоминают нам всех тех, которые не видели Христа, но уверовали в Него. В отличие от евреев, которые и видели Христа по плоти, но так и не поверили в Него по духу. Епифаний обращает внимание на то, что невидевших Христа, но исцеленных Им, было двое, как и других детей у Ноя, кроме Сима (от которого произошли семиты), двое (Иафет и Хам).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Вот на что обращает внимание Алексей Ильич Осипов. Святые видели порочность в своих добродетелях. Вот Августин как раз об этом пишет: нет человека праведного на земле, который делал бы добро и не грешил бы. Собственно говоря, если бы человек, крестившись, переставал бы грешить, то не было бы нужды ни в покаянии, которое называется вторым крещением, не было бы нужды в причастии. Ведь мы причащаемся в оставление грехов и в жизнь вечную. Но так как человек и после крещения, и после миропомазания, совершает какие-то грехи, оплошности- то существует таинство исповеди как второе крещение, а в таинстве причастия подавляется и сама склонность ко греху. Так же Августин пишет: «Кто такие блаженные? Не те, в ком Бог не находит никакого греха». То есть, святые- это не те, в ком Бог не находит греха. Далее Августин пишет: «Ведь Он, Господь находит его во всех. Ибо все согрешили и лишены славы божьей». Но если греховны все, то это означает, что блаженны только те, чьи грехи прощены. Это апостол и выразил следующими словами: поверил Авраам Богу и убедился в его праведности. Так же если по благодати, то даром. Что значит даром? Это означает отсутствие всякой платы. Ты не сделал ничего доброго, но тебе даруется прощение грехов. Твои дела рассмотрены и найдены злыми. Если Бог воздаст за эти дела так, как они того заслуживают, то Он, Господь, безусловно осудит тебя. Бог не воздает тебе справедливого наказания, но дарует незаслуженную благодать. Благодать- это, собственно говоря, и есть милость, проявление божественного милосердия по отношению к тому, кто нуждается в милосердии. Мы видим луну в разных фазах. Когда больше солнечного света падает на нее, когда меньше, а иногда бывает лунное затмение. Ничего не видно. Так и в жизни православных христиан. Когда мы исповедуемся, причащаемся, все таинства церкви совершаются Духом Святым, происходит удивительное освящение каждого из нас. Но в какие-то моменты мы спотыкаемся и, собственно говоря, череда разных таинств, то, что мы не ограничиваемся крещением, свидетельствует о том, что несовершенство сохраняется до конца.

http://radonezh.ru/text/otvety-na-vopros...

За несправедливую войну несут ответственность перед Богом не воины, а те, которые ее начали, имея возможность не начинать. Если бы Христос смотрел на всякого воина так же, как смотрят толстовцы, то есть как на убийцу, то, несомненно, высказался бы по этому поводу хотя один раз; однако во всем Евангелии мы не находим об этом ни одного слова; но так как Он не осудил капернаумского сотника за принадлежность к числу римских воинов и не повелел ему оставить свою службу после того, как исцелил его слугу, то следует заключить, что Иисус Христос не считал убийцами тех, которые, защищая ближних своих, душу свою полагают за них. Просящему у тебя дай Просящему у тебя дай ( Мф. 5, 42 ), – сказал Иисус. Но, спрашивает блаженный Августин , значит ли это, что ни в какой просьбе не отказывать? Обязан ли был Иосиф исполнить требование жены Пентефрия, или Сусанна – сдаться на обольщение иудейских старшин! Должен ли я ссудить деньгами того, кто замышляет воспользоваться ими для притеснения невинного или заведомо истратить их на удовлетворение своих порочных прихотей? Всякому ли просящему нужно давать Очевидно, продолжает Августин, правило это в некоторых случаях подлежит ограничениям. Да и в самих словах Спасителя Августин уже усматривает ограничение: под именем просящего можно разуметь всякого человека, а к глаголу дай нельзя прибавить дополнение всего, чего он ни попросит. Если ты отпустил нищего-ленивца, дав ему наставление о пагубных последствиях лености, то ты не отпустил его ни с чем, а подал ему нечто, хотя и не то самое, чего он просил. В таком смысле, по мнению Августина, толковал эту заповедь Сам Иисус Христос. Когда некто из народа сказал Ему: Учитель! скажи брату моему, чтобы он разделил со мною наследство, то Иисус отказал в исполнении этой, казалось бы, столь легкой просьбы, ответив: кто поставил Меня судить или делить вас ? Но вместе с тем дал и окружавшим Его совет: смотрите, берегитесь любостяжания, ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения ( Лк. 12, 13–15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Gladkov/...

И пойдут эти в вечное ничтожение. И пойдут сии в муку вечную. Человеческому разуму постичь эту истину невозможно. Здесь необходима вера. Есть известная история о том, как блаж. Августин размышлял об идее Троичности Бога, пытаясь понять ее. Вдруг, видит: юноша маленьким сосудом черпает воду из моря, носит на берег и выливает в ямку. Долго смотрел он, а потом спросил: «Что ты делаешь?» – «Хочу все море вместить в эту ямку». – «Но это невозможно!» – воскликнул блаженный Августин . И юноша открылся ему: «Я – ангел Господень. Пришел показать тебе тщетность твоих стараний. Тайна Святой Троицы подобна этому большому морю, а ум наш подобен этой ямке, может ли он вместить невместимое!»... После этого блаж. Августин отказался от попыток рационально объяснить эту тайну, ибо понял, что ее нужно принимать сердцем. Но хотя самого слова «Троица» нет в Библии, указания на Нее присутствуют и в Ветхом, и в Новом завете. Уже с первых страниц Библии Творец говорит о Себе во множественном числе: Быт.1:26 : «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, и по подобию Нашему». Быт.11:7 : При столпотворении Вавилонском Господь говорит: «Сойдем же и смешаем там язык их». Быт.18:1–2 : Господь явился Аврааму в виде трех Ангелов: «И явился ему Господь у Дубравы Мамре ... три мужа стоят против него?» Что это были Ангелы, говорится в главе 19 стих 1. Ис.6:8 : Пророк Исаия слышал «голос Господа, говорящего: кого Мне послать? И кто пойдет для Нас». Но все же тайна Троичности Божества до времени была сокрыта от людей. Только с приходом в мир Спасителя, Сына Божия, который возвестил нам все, что видел у Отца Своего ( Ин.8:38 ), люди получили полное познание о Боге. Так, при крещении Иисуса Христа в Иордане мы видим, как Сын крестится, Отец говорит: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в котором Мое благоволение» ( Мф.3:16–17 ; Мк.1:10–11 ; Ин.1:32 ) и Дух Святой сходит на Господа в виде голубя. Мф.28:19 : Посылая Своих учеников и апостолов на проповедь Евангелия, Господь наш Иисус Христос сказал: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа».

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/o-lozhno...

«Идут» то есть идут от проклятия, то есть из «Иерихона», к благословению, то есть в «Иерусалим». И мы последуем за Христом далее, и читаем: Мф.20:30–31 . «И вот, двое слепых, сидевшие у дороги, услышав, что Иисус идет мимо, начали кричать: помилуй нас, Господи, Сын Давидов! Народ же заставлял их молчать; но они еще громче стали кричать: помилуй нас, Господи, Сын Давидов!». Блаженный Августин так истолковал эти слова: «И вот проходит Иисус, чтобы мы закричали. А что значит: “Иисус идет мимо”? Только на короткое время Иисус приходит к нам. Что значит: “Иисус идет мимо”? Он совершает то, что проходит. Заметьте, как много сделанного Им прошло…» 165  – этими словами святой Августин обращает наше внимание на то, что описанные в Евангелиях события относятся к проходящему потоку времени. Бог в Своем Богочеловечестве входит в этот поток времени и действует в нем как современник некоторого промежутка времени. Но так как природа Бога выходит за пределы и времени и пространства, то любое Его действие приобретает некое вечное значение. И далее Августин пишет: «Теперь Божественность Его пребывает вечно, и бессмертие тела Его уже никогда не прейдет. И все же то, что сделано Им было во времени, прошло; и об этом написано, чтобы об этом читать, чтобы это проповедовать, чтобы этому верить. И во всем этом “Иисус идет мимо”» 166 . « Иисус идет мимо » – то есть является и нашим современником в Своем вечном движении Святого Благовествования. Сказано: «И увидел я другого Ангела, летящего по средине неба, который имел вечное Евангелие, чтобы благовествовать живущим на земле и всякому племени и колену, и языку и народу» ( Откр.14:6 ). Слова «вечное Евангелие» означают неизменность и вечное значение Нового Завета между Богом и родом человеческим. А так как в каждом действии Иисуса Христа как Сына Божия раскрывается Его неизменяемая сущность (характер), то мы и познаём Вечного в событиях, имевших место во времени, – в частности, в движении Его из Иерихона в Иерусалим. Ибо сказано: «Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же» ( Евр.13:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Мы не верим в слово Божие 01.05.2018 21:58:43 Сергей Комаров В автобиографической книге блаженного Августина «Исповедь» есть эпизод, в котором повествуется о духовном переломе в жизни святого. Августину было уже за 30, он изучал христианство и был убежден в его истинности. Однако молодой человек продолжал жить нечестиво, не имея сил меняться. Однажды Августин, гуляя в саду, вновь задумался о своем беспутстве, и говорил себе: «Когда же я исправлюсь? Всё завтра, да завтра - почему же не сегодня?» Вдруг он услышал детский голос, говоривший: «Бери и читай; бери и читай». Августин подумал, что где-то поблизости шалят дети – но рядом никого не было. На скамейке в саду, неподалеку, лежал том Посланий апостола Павла, который Августин просматривал накануне. Он схватил книгу, открыл наугад и прочел: «Как днем, будем вести себя благочинно, не предаваясь ни пированиям и пьянству, ни сладострастию и распутству, ни ссорам и зависти; но облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа, и попечения о плоти не превращайте в похоти» (Рим.13,13-14). Как только он закончил читать это предложение, какой-то свет убежденности влился в его сердце и все сомнения рассеялись. Отныне жизнь его изменилась - он стал настоящим христианином и подвижником. Подобные вразумления от Священного Писания получали многие святые. Преподобный Антоний Великий, еще живя в миру, зашел как-то в храм. В это время священник читал Евангелие: «Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною» (Мф.19,21). Каким-то образом Антоний почувствовал, что Христос в данный момент именно с ним говорит. Он раздал имущество и ушел в пустыню. Преподобный Павел Препростый услышал однажды, как Антоний Великий читал начало Псалтири: «Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых» (Пс.1,1). Павел ушел в пустыню и не появлялся много лет. Когда он вернулся, Антоний спросил его: «Где ты был?» Павел ответил: «Учился не ходить на совет нечестивых». Святитель Лука Крымский пережил несколько таких случаев. Когда он еще был врачом-мирянином, умерла его жена, оставив четырех детей. Ночью Валентин Феликсович (мирское имя святителя) читал над гробом Псалтирь. Его внимание остановилось на строках 112го псалма: «Неплодную вселяет в дом матерью, радующеюся о детях» (Пс.112,9). Духовное чувство сказало врачу, что Бог повелевает ему отдать детей на воспитание одинокой вдове, которая работала в больнице медсестрой. Так и случилось. Замечательно, что стихи данного псалма поются при встрече архиерея – т.е. здесь было два пророчества одновременно.

http://radonezh.ru/2018/05/01/my-ne-veri...

«Неразумные девы» обращаются к мудрым с просьбой: « дайте нам вашего масла, потому что светильники наши гаснут ». Августин пишет: «Светильники их стали угасать, и тогда неразумные девы обратились к девам разумным… Они просили того, к чему привыкли, – светить от чужого масла, искать чужой похвалы » 447 . Святой Иероним добавляет: «Те, которые находят, что светильники их угасают, показывают, что они отчасти сияют; однако в них нет непрерывного света » 448 . То есть разрыв в общении с Богом порождает нравственные провалы, и свет праведности таких людей – он как бы с прорехами. Очень важно так выстраивать жизнь, чтобы от одного Причастия до другого мы сохраняли всеянную в нас через Святые Дары праведность Христа. Если этого не происходит, то это свидетельствует о непостоянстве нашего богобщения, значит, что-то отвлекает нас и уводит в сторону, сбивает с пути. Чем бы это ни было, мы должны с этим расстаться. Сказано: «тем, которые постоянством в добром деле ищут славы, чести и бессмертия, – жизнь вечную; а тем, которые упорствуют и не покоряются истине, но предаются неправде, – ярость и гнев» ( Рим.2:7–8 ). И далее мы читаем: Мф.25:9 . «А мудрые отвечали: чтобы не случилось недостатка и у нас и у вас, пойдите лучше к продающим и купите себе». Блаженный Августин пишет: «Что же, идите к продающим, вы так привыкли поступать. Мы же масла не дадим. Почему? “Чтобы не случилось недостатка и у нас и у вас”. Что значит: “не случилось недостатка”? Это сказано не с отчаянием, но в трезвом и благочестивом смирении. Ведь хотя человек добрый имеет чистую совесть, но как ему знать, что рассудит о ним Тот, Кого невозможно обмануть? Он имеет чистую совесть; не прельщают его зародившиеся в сердце греховные помыслы. Но пусть и чиста его совесть, по причине повседневных грехов человеческой жизни он каждый день просит Бога: “Прости нам долги наши”, предполагая, что уже сделал то, что за этим следует: “как и мы прощаем должникам нашим” ( Мф.6:12 ). Он разламывал хлеб для алчущего от сердца, он одевал нагого от сердца, из того масла внутри себя он творил дела добра – однако на том суде содрогнется даже его добрая совесть» 449 . Словами «идите к продающим, вы так привыкли поступать» Августин обличает тех беспечных христиан, которые привыкли надеяться на других: на духовника, на старца, на то, что по радио «Радонеж» всё разжуют и всё расскажут и по полочкам разложат. Но проблема заключается в том, что, действительно, мы, православные, не верим в личное спасение, нам, действительно, нужен и духовник, и старец, и радио «Радонеж» может внести лепту в дело твоего спасения. Да, мы спасаемся, соборно восходя к Богу, и не признаем личного спасения – но мы верим в личную ответственность человека за себя в День судный.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Так говорил Августин В этом тексте, написанном в самом конце IV века, в каждой строчке бьется сердце человека, который мог бы повторить вслед за Достоевским… точнее, наоборот, это скорее уж Достоевский потом совсем по-августиновски скажет: моя осанна через большое горнило сомнений прошла. Для Августина Бог — не отвлеченная идея, не книжная категория… 2 апреля, 2012 В этом тексте, написанном в самом конце IV века, в каждой строчке бьется сердце человека, который мог бы повторить вслед за Достоевским… точнее, наоборот, это скорее уж Достоевский потом совсем по-августиновски скажет: моя осанна через большое горнило сомнений прошла. Для Августина Бог — не отвлеченная идея, не книжная категория… …Недавно я получил «прописку» в социальной сети Facebook и даже стал ее активным жителем. А перед началом Великого поста задумался — как правильнее поступить с этой деятельностью во время поста? Можно ли это общение, которое в последнее время все чаще сводится к политике и/или скандалам и провокациям, сделать хоть в чем-то другим , более соответствующим времени Великого поста, которое Пушкин назвал печальными днями , когда мы читаем молитву преподобного Ефрема Сирина? Решение, которое я для себя принял, конечно, нельзя назвать универсальным. Но я почувствовал, что сейчас нужно сделать именно так: первую неделю поста я попробую вместе с моими фейсбучными друзьями прочитать книгу, которая очень важна для меня и которую я стараюсь постом перечитывать всегда — «Исповедь» Блаженного Августина. «Исповедь» всегда была для меня примером подлинного евангельского христианства, примером по-настоящему живого и животворящего слова. Ведь когда читаешь, например, послания апостола Павла, то начинаешь так глубоко понимать, что такое Предание и что такое жизнь Церкви, именно потому, что это абсолютно живые, выстраданные тексты, связанные с разными самыми обычными сферами нашей жизни. Вот Апостол говорит: Пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем. Берегитесь однако же, чтобы эта свобода ваша не послужила соблазном для немощных. И потому, если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса вовек, чтобы не соблазнить брата моего (1 Кор 8:8–13). И это абсолютно жизненная, конкретная ситуация, понятная каждому человеку и сегодня, через двадцать веков после возникновения христианства. Казалось бы, речь идет о совершенной мелочи. Однако апостол Павел глубоко чувствует эти «мелочи», и видно, насколько продуманно он все это воспринимает и насколько серьезно переживает. Текст его посланий словно бы соткан из жизненной ткани, он совершенно реалистичен — и именно поэтому столь существенен для нас. И блаженный Августин в «Исповеди», как мне кажется, идет тем же путем, что и апостол Павел.

http://pravmir.ru/tak-govoril-avgustin/

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010