47. Решения по судебным делам принимаются большинством голосов. Голосование начинается с самого молодого члена совета. Если член совета не согласен с принятым решением, он имеет право письменно изложить свое мнение. Отдельные мнения при объявлении решения не оглашаются. 48. Решения епархиального суда могут быть обжалованы в вышестоящей инстанции церковного суда. 49. Решения по судебным вопросам сразу же заносятся в протоколы, которые подписывают все члены совета, участвовавшие в судебном разбирательстве. 50. Епархиальный совет компетентен судить о делах по обвинению клириков и мирян в неправославной вере, в нарушениях канонических и нравственных норм, а также о проблемах церковного брака и развода, о разногласиях между духовенством и приходскими должностными лицами, обо всех иных вопросах, имеющих отношение к церковному правопорядку. 51. Епархиальный совет осуществляет право церковного суда в соответствии с принятой в Русской Православной Церкви процедурой церковного судопроизводства. Епархиальные управления и иные Епархиальные учреждения 52. Епархиальные управления и иные Епархиальные учреждения призваны помогать архиерею в осуществлении им исполнительной власти. Архиерей имеет высшее начальственное наблюдение за их работой и назначает сотрудников, согласно штатному расписанию. 53. Деятельность Епархиальных управлений, как и иных Епархиальных учреждений, регламентируется синодально утвержденными положениями и архиерейскими распоряжениями. 54. Каждое Епархиальное управление должно иметь епархиальный архив. Благочиния 55. Епархия разделяется на благочиннические округа во главе с благочинными, назначаемыми епархиальным архиереем. 56. Границы благочиний и их наименование определяются архиереем с Епархиальным советом. 57. В обязанности благочинного входит: а) забота о чистоте православной веры и достойном церковно-нравственном воспитании верующих; б) наблюдение за правильным и регулярным отправлением богослужений, за благолепием и благочинием в храмах, за состоянием церковной проповеди;

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1356...

24 февр. 1971 г. произошло территориальное изменение Берлинской епархии: решением Свящ. Синода РПЦ в Среднеевропейском Экзархате учреждены Баденская и Баварская епархия на территории федеральных земель Баварии и Баден-Вюртемберга и Дюссельдорфская епархия в пределах земель Бремен, Гамбург, Гессен, Н. Саксония, Рейнланд-Пфальц, Саар, Сев. Рейн-Вестфалия и Шлезвиг-Гольштейн. В составе Берлинской епархии осталось 7 приходов в Берлине, Веймаре, Дрездене, Лейпциге и Потсдаме. В 1981 г. возведен новый храм во имя свт. Нектария Эгинского в Бишофсхайме. На Архиерейском Соборе РПЦ 30-31 янв. 1990 г. было принято решение об упразднении всех зарубежных Экзархатов РПЦ. После упразднения Среднеевропейского Экзархата Берлинская епархия стала именоваться Берлинская и Лейпцигская. В авг. 1991 г. после объединения ФРГ и ГДР она получила статус корпорации публичного права, что дало ей новые юридические возможности. 23 дек. 1992 г. Синод РПЦ принял постановление об объединении 3 епархий (Берлинской и Лейпцигской, Баденской и Баварской, Дюссельдорфской) в единую Б. и Г. е., т. е. епархии было вновь возвращено первоначальное название. В 1992 г. основан приход во имя прп. Марии Египетской в Тюбингене. В 1993 г. в юрисдикцию РПЦ перешли приходы в честь Покрова Пресв. Богородицы в Бонне и во имя свт. Николая Мирликийского во Фрайбурге, ранее относившиеся к РПЦЗ, и образована община во имя мч. Христофора в Майнце. В 1993 г. в Б. и Г. е. было 18 приходов. Иконостас ц. во имя Марии Магдалины в Веймаре. Фотография. 1998 г. Иконостас ц. во имя Марии Магдалины в Веймаре. Фотография. 1998 г. На сер. 90-х гг. ХХ в. пришелся пик эмиграции в Германию русскоязычных граждан из стран СНГ, увеличение паствы Б. и Г. е. привело к открытию новых приходов. В 1995 г. деревянный храм, ранее установленный в музее ветряных мельниц в Гифхорне, был предоставлен в пользование РПЦ и освящен во имя свт. Николая Мирликийского. В сент. 1995 г. основан приход в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в Бранденбурге (утвержден Свящ. Синодом РПЦ 3 апр. 2001). 8 сент. 1996 г. на территории бывш. концлагеря в Дахау под Мюнхеном построен деревянный Воскресенский храм. Для более эффективной координации приходской жизни епархиальным советом Б. и Г. е. 2 нояб. 1996 г. было принято решение об учреждении Юж., Зап. и Вост. благочиннических округов. В 1997 г. образован приход во имя Христа Спасителя во Франкфурте-на-Одере (утвержден Свящ. Синодом РПЦ 3 апр. 2001), проводящий богослужения в местной евангелической капелле. К кон. 2000 г. численность жителей Германии, относящих себя к пастве РПЦ, достигла более 50 тыс. чел.

http://pravenc.ru/text/78160.html

Уже упоминалось о переходе в нее настоятеля Троице-Сергиевой пустыни архим. Сергия (Дружинина). Но в феврале-октябре 1919 г. еще несколько насельников пустыни - игумен Павел (Чистяков), иеромонахи Феодосий, Герасим, Серафим и др. - обратились с подобными просьбами, и некоторые из них были зачислены в лаврскую братию. Осенью 1918 г. красноармейцы расстреляли большинство насельников Введено-Островского монастыря Петроградской епархии. В мае 1919 г. монастырь был официально ликвидирован. Его здания перешли в собственность Союза коммун Северной области. Однако службы в монастырских храмах продолжались, их проводил единственный уцелевший иеромонах Николай, и Епархиальный совет, желая возродить обитель, 23 сентября постановил направить туда одного или нескольких просвещенных насельников Александро-Невской Лавры, окончивших Духовную Академию. На запрос совета от 18 октября 1919 г. Духовный Собор Лавры ответил, что может командировать для восстановления монастырской жизни иеромонаха Льва (Егорова). Эта кандидатура не устроила епархиальные власти, так как отец Лев недавно был назначен на ответственную должность заведующего хранилищем богослужебных предметов, поступавших из ликвидированных церквей, и 30 ноября Лавру попросили указать другое лицо. Духовный собор ответил, что сейчас в составе братии нет подходящих для поездки не занятых другими важными послушаниями насельников, и 17 февраля 1920 г. Епархиальный совет постановил поручить местному благочинному обсудить с благочинническим советом вопрос о преобразовании Введено-Островского монастыря в приходскую общину. Прием новых членов братии в Лавру стал возможен ввиду резкого сокращения числа прежних насельников. Многие из них умерли вследствие инфекционных заболеваний, постоянного недоедания, переохлаждения и т.п. Только весной 1919 г. скончались иеромонах Варлаам (Рябуха), иеродиакон Ириней (Нетуев), монах Иоасаф (Онисар) и духовник братии иеромонах Гавриил (Стефановский), а 28 сентября/11 октября 1919 г. - затворник иеросхимонах Серафим (Богатов), духовный отец будущего новомученика архидиакона Серафима (Вавилова).

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/0...

   И все-таки в середине 60-х гг., несмотря на то что Церковь оставалась в крайне стесненном положении, нельзя было не заметить и некоторых благоприятных перемен, например улучшения по сравнению с предыдущими годами условий для архиерейского окормления церквей. Прекратилась практика частых переводов архиереев из одной епархии в другую, навязанная Советом, для того чтобы не устанавливались прочные связи между архиереем, с одной стороны, и епархиальным духовенством и верующим народом — с другой. Архиереи могли чаще объезжать свои епархии, но по-прежнему вся деятельность архиерея находилась под неусыпным контролем и доводилась до сведения уполномоченных, попадая в отчеты Совета для вышестоящих инстанций. Любопытно обратить внимание на то, какие именно действия архиереев, вменяемые им в вину, регистрировались в отчетах (1968 и 1970 гг.). « Архиепископ Виленский Антоний пытался предоставить дотации тем религиозным обществам, которые не имели возможности произвести ремонт церковных зданий своими силами» . Архиепископ Владимирский Онисим хотел рукоположить диакона Иова в иереи, Иов ответил, что он не может принять сан иерея. В ответ на это владыка Онисим писал диакону: « Вам хорошо известно, какой недостаток кадров священников переживают наши епархии... Духовная школа, где вы учились, готовила вас быть пастырем, деятелем на ниве Христовой, а вы, согласившись на какое-то обещание, данное вами матери, отказались быть священником... Одумайтесь, отец диакон, и поймите, что вы служите не матери, а Господу... Опомнитесь, отец диакон Иов, жатвы много, а делателей мало» . В годы хрущевских гонений архиепископ Онисим сумел уберечь от закрытия почти все храмы своей епархии, чем, несомненно, вызвал особое раздражение у чиновников Совета. « Архиепископ Пермский Леонид (Поляков),— читаем дальше,— и многие другие проповедники сходят с амвона и поют акафисты в окружении верующих, что косвенно принимает форму проповеди и сильно воздействует на верующих. Неудивительно, что после таких выходов увеличивается число заказных молебнов» . В отчетах Совета приводятся и статистические данные о епархиальном управлении в Русской Церкви. Так, в 1967 г. только в пяти епархиях (Ленинградской, Владимирской, Краснодарской, Одесской и Ворошиловградской) существовали епархиальные советы. В остальных епархиальное управление осуществляли единолично правящие архиереи. 47 епархий (большинство, но не все) разделены были на благочиннические округа, общее число которых составляло 326. Больше всего округов, а значит, приходов насчитывалось в Львовской епархии — 37; в Волынской было 20, в Московской, Минской и Ивано-Франковской — по 13, в Киевской — 12 округов. В других епархиях было меньше 10 благочиннических округов в каждой.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

25, 34-36). Эти слова Спасителя свидетельствуют о том, что благотворительность и помощь ближнему являются делом каждого христианина. В связи с этим Синодальный и епархиальные отделы по социальному служению призваны в первую очередь координировать усилия мирян в области благотворительности. Одним из способов осуществления этой задачи является учреждение добровольческих служб на епархиальном, благочинническом и, где это возможно, приходском уровне. Кроме того, помощь обездоленным может осуществляться посредством социально-благотворительных организаций, учреждаемых Церковью. Синодальному отделу по церковной благотворительности и социальной деятельности поручается провести общецерковный съезд представителей соответствующих епархиальных отделов для обсуждения перспектив развития социального служения. 37. Освященный Архиерейский Собор одобряет решения Священного Синода, касающиеся введения грифов Издательского совета и Синодального информационного отдела, и подтверждает, что распространение изданий в системе церковного (епархиального, приходского, монастырского) книгораспространения возможно только после получения ими одобрительного грифа соответствующего Синодального учреждения. Епархиальным управлениям совместно с Издательским советом и Синодальным информационным отделом надлежит в течение 2011 года создать механизмы, обеспечивающие реализацию данного решения. 38. Собор поддерживает инициативу Священного Синода, учредившего ежегодный День православной книги, приуроченный к 1 марта (по старому стилю) — дню выпуска первопечатного «Апостола» 1564 года. Всем правящим архиереям рекомендуется принять участие в проведении соответствующих мероприятий, координация которых поручена Издательскому совету Русской Православной Церкви и аналогичным структурам в самоуправляемых Церквах. Представляется полезным и развитие в епархиях книжного выставочно-ярмарочного проекта Издательского совета «Радость слова». 39. Особое внимание следует уделять освещению деятельности Церкви в средствах массовой информации — как православных, так и светских, готовых к конструктивному взаимодействию с Церковью.

http://patriarchia.ru/db/text/1402551.ht...

Еп. Василий (Левитов ; 1889-1890) прибыл в Пензу 10 мая 1889 г., однако вслед. обострившейся болезни был освобожден Синодом от управления епархией и покинул Пензу 2 авг. 1890 г. Вскоре по прибытии на Пензенскую кафедру еп. Митрофан (Невский; 1890-1893) с целью ограничения частой смены мест службы клириками запретил им просить новые места без предварительной 3-летней отработки на назначенных им приходах. В 1891 г. архиерей распорядился учредить должности духовных следователей в благочиннических округах, а также приказал в каждом благочинии иметь духовника местных клириков и членов их семей, исповедоваться у которого надлежало не реже 2 раз в год. Во время голода 1891-1892 гг. еп. Митрофан организовал помощь пострадавшим. В 1892 г. в епархии на действительной службе состояли 22 протоиерея, 758 священников, 407 диаконов и 715 псаломщиков. За штатом состояли протоиерей, 19 священников, 10 диаконов и 27 псаломщиков. При еп. Митрофане в епархии начали открываться приходские об-ва трезвости. По распоряжению архиерея в каждом благочинническом округе ввели должность цензора для прочтения и оценки проповедей и поучений клириков епархии. В 1892 г. Иннокентиевское братство преобразовали по новому уставу и слили с епархиальным училищным советом. При еп. Павле (Вильчинском; 1893-1902) в 1895 г. епархиальный училищный совет и Иннокентиевское братство разделили на 2 структуры. В 1900 г. отмечалось 100-летие Пензенской ДС. В 1894/95 уч. г. в епархии насчитывалось 304 церковные школы с более 10,5 тыс. учащимися, ко времени отъезда еп. Павла из епархии в 1902 г. их количество возросло до 412, а число их учеников превысило 17 тыс. чел. 13 мая 1894 г. открылось местное отд-ние имп. Палестинского православного общества . В 1902 г. при Пензенской ДС начал действовать церковный историко-археологический и статистический комитет, его 1-м председателем стал ректор семинарии прот. П. А. Позднев (впосл. старообрядческий архиеп. Никола (Позднев)). Целью орг-ции являлось «подробное описание Пензенской губернии в ее прошлом и настоящем состоянии, равно отдельных приходов епархии, храмов и различных достопримечательностей в отношениях церковно-историческом, археологическом и статистическом» (Пензенская епархия: Ист.-стат. описание. Пенза, 1907. С. 59). При комитете было создано церковное древлехранилище. Комитет тесно сотрудничал с Пензенской губ. ученой архивной комиссией.

http://pravenc.ru/text/2579938.html

В мае 1962 г. уполномоченный Попов вновь предложил закрыть Пензенское ЕУ, объясняя это тем, что в Пензенской обл. и в Мордовской АССР действовало лишь 48 приходов, и их количество продолжало сокращаться: за 1960-1961 гг. в обоих регионах были закрыты 13 церквей. Кроме того, Попов вновь мотивировал необходимость закрытия ЕУ тем, что оно способствует укреплению церквей, а также препятствует атеистическому воспитанию трудящихся. В том же месяце Пензенский облисполком возбудил ходатайство о закрытии Пензенского ЕУ перед Советом по делам РПЦ (ГА Пензенской обл. Ф. 2392. Оп. 1. Д. 37. Л. 49; Там же. Ф. 2391. Оп. 1. Д. 37. Л. 109; Дворжанский. 1999. С. 444). В 1961 г. закрыли церковь с. Аришка (ныне Никольского р-на), в 1962 г.- церковь в с. Лермонтове и просторное молитвенное здание в с. Сущёвка; в Аришке и Сущёвке были устроены небольшие молитвенные дома. В нач. 1962 г. закрыли фактически не действовавшую с 1959 г. церковь в с. Лопатине Лопатинского р-на. В июне 1963 г. была закрыта Пятницкая ц. в Кузнецке. В 1964 г. архиеп. Феодосию удалось заменить 8 священников и диакона, пригласив на их место священнослужителей, имеющих богословское образование (нек-рые прибыли из УССР). В 1965 г. на территории Пензенской обл. было 4 благочиннических округа (ГА Пензенской обл. Ф. 2392. Оп. 1. Д. 52. Л. 231-235). По офиц. данным, в сер. 60-х гг. из 900 тыс. взрослого населения Пензенской обл. более 28% были верующими. Доля верующих в городах превышала 15%, а в сельской местности доходила до 30% от общей численности населения (Там же. Ф. 148. Оп. 1. Д. 5635. Л. 50; Д. 4681. Л. 25; Дворжанский. 1999. С. 449). К 1968 г. в Пензенской обл. действовали 27 храмов и молитвенных домов, служили 33 священника, 4 диакона, 15 псаломщиков. К этому времени число венчаний и крещений существенно сократилось, а в Пензе и Кузнецке эти таинства практически не совершались. В 1961-1969 гг. церкви Пензенской обл. внесли в Советский фонд мира более 1,66 млн р. (ГА Пензенской обл. Ф. 148. Оп. 1. Д. 4714. Л. 37).

http://pravenc.ru/text/2579938.html

В 1903 г. М. активно включился в движение по разработке церковных реформ. 6 марта 1903 г. имп. св. Николай II Александрович передал митр. Антонию (Вадковскому) на отзыв статью Л. А. Тихомирова «Запросы жизни и наше церковное управление». Митрополит в ответном письме императору выразил «согласие с тезисами автора» и приложил развернутый отзыв, подготовленный М. В февр. 1905 г. М. по поручению митр. Антония составил «Вопросы о желательных преобразованиях в постановке у нас православной Церкви», окончательную редакцию этой записки сделал ректор СПбДА еп. Сергий (Страгородский) . 26 февр. митр. Антоний передал записку С. Ю. Витте. 18 и 22 марта на заседаниях Синода в ходе обсуждения «Вопросов о желательных преобразованиях…», записки «О необходимости перемен в русском церковном управлении» «группы 32-х столичных священников», куда входили Ф. Н. Орнатский, К. М. Агеев, М. П. Чельцов, Г. С. Петров, а также М., и др. докладов было принято решение ходатайствовать перед имп. Николаем II о созыве церковного Собора в Москве в апр.-мае 1905 г., также был составлен «Всеподданнейший доклад Св. Синода о преобразовании управления Российской Церковью на соборных началах». Со статьями, посвященными реформе церковного управления, М. активно выступал в «Церковном вестнике», впосл. они составили сб. «Почему нам не верят?» (СПб., 1906). 20 марта 1905 г. М. был возведен в сан архимандрита еп. Сергием (Страгородским) ( Сергий (Страгородский) , еп. Свобода - для Церкви, но не для нас: Речь при вручении жезла новопоставленному архим. Михаилу, доценту академии, 20 марта 1905 г.//ЦВ. 1905. 12. Стб. 354-355). В 1906 г. М. примкнул к образовавшемуся из «группы 32-х» братству ревнителей церковного обновления. М. отстаивал независимость Церкви от гос-ва, соборность епархиального управления, к-рая освободит священника «от страха пред церковной местной бюрократией, даст ему инициативу, самоуважение и силы», выступал за участие мирян «в общей церковной работе», за проведение окружных соборов. Высшим органом церковной власти М. считал Поместный Собор, к-рый должен проводиться однажды в год или реже. М. предлагал такой состав епископата: патриарх («первый епископ» - предстоятель Церкви, представитель ее перед императором и народом), главные епископы округов, епархиальные епископы. В систему церковного управления М. включал Синод, малые окружные соборы. Он высказывался за регулярное проведение епархиальных и благочиннических съездов, за реформирование консистории и замену ее священническим советом, за преобразование церковного суда и процедуры духовного следствия, за усиление роли рядового духовенства и прихожан.

http://pravenc.ru/text/2563654.html

На этом основании в Петрограде во всех приходах велось религиозное обучение детей в храмах, или особо отведенных для детских религиозных организаций помещениях или в частных квартирах. Занятия проводились членами причта, иногда при содействии помощниц из прихожан, которые, главным образом, наблюдали за детьми во время занятий и в храме за богослужениями. Организованной и четко выстроенной системы еще не было. Однако, работа в этом направлении велась активно. Так, 31 марта 1919 года благочинный 2-го округа Царскосельского уезда протоиерей Богоявленский доносил Петроградскому епархиальному совету о мерах, принятых Советом Красносельской Троицкой церкви для развития религиозно-нравственного просвещения в подрастающем поколении прихода: «1. При причтовых домах открыты курсы духовно-нравственного просвещения; 2. На курсах преподаются Закон Божий, Церковная История, Церковно-славянское чтение и Духовное пение; 3. Слушатели курсов разделяются на 4 отделения: младшее, среднее, старшее и высшее; 4. На курсы принимаются желающие обоего пола от 8 до 18 лет; 5. Занятия происходят 2 раза в неделю по четвергам и субботам; 6. Участвуют в преподавании все члены причта; 7. Всех обучающихся 337 человек обоего пола» 252 . Одновременно с работой Богословских курсов и кружков в некоторых приходах в 1919–1922 годах (а кое-где и до 1924 года) детям стали преподавать Закон Божий. Особенно хорошо и организованно было поставлено дело при благочинии протоиерея Н. Ф. Платонова на Васильевском острове; во 2-м благочинническом округе (в приходе Св. Екатерины у прот. Матв. Сперанского, где обучалось до 500 детей); в приходе Казанского собора (до 100 детей); в Александро-Невской лавре. С детьми занималось местное духовенство и некоторые прихожане. Пением руководил обыкновенно П. П. Мироносицкий . Временами устраивались общие детские богослужения, где проверялись их познания. «Обыкновенно дети составляли особый «Приходской Детский Союз» и разделялись на группы соответственно их религиозным познаниям, и с каждой группой велись занятия в особые часы или дни. Время занятий обычно – вечерние часы.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

«Настоящее воззвание получено при следующем предложении Его Высокопреосвященства от 8 сего июля: “Всероссийский Собор назначен Святейшим Синодом на 15 августа в Москве. Остается очень мало времени для организации выборов, что и признается всеми. Но чрезвычайные обстоятельства требуют скорейшего созыва. Сегодня в Казанском соборе, после молебствия, будет объявлено о времени грядущего Собора. В Церковно-общественном вестнике и в других изданиях будут напечатаны “Правила о созыве Собора и Положения”. Ввиду краткости срока, Предсоборным Советом решено, а Святейшим Синодом утверждено, чтобы “немедленно, по обнародовании Святейшим Синодом “положения о созыве Собора” и “Правил о выборах”, в каком бы то ни было органе, не ожидая распоряжений Епархиального Начальства, настоятели известили прихожан о времени и месте приходского собрания для избрания из мирян надлежащего числа выборщиков, которые должны принять участие в избирательном благочинническом собрании”. Ввиду такового предложения Его Высокопреосвященства, объявляется духовенству Новгородской епархии, чтобы оно, не ожидая особых распоряжений Епархиальной власти, привело в точное исполнение определение Святейшего Синода, от 5 сего июля за напечатанное в газеты “Всероссийского церковно-общественного вестника”» (Новгородские епархиальные ведомости. 1917. С. 503). Кроме того, Новгородским епархиальным управлением были выработаны два документа: «ПОРЯДОК ВЫБОРОВ на ПОМЕСТНЫЙ СОБОР ПРАВОСЛАВНОЙ ВСЕРОССИЙСКОЙ ЦЕРКВИ в Новгородском Епархиальном избирательном СобранииˆДля обеспечения правильности, закономерности строгого порядка при выборах на Поместный Собор Православной Всероссийской Церкви в Новгородском Епархиальном избирательном Собрании необходимо принять к руководству следующие правила. 1. По выяснении результатов выборов в благочиннических избирательных собраниях в 3-х благочиниях г. Новгорода 30 июля все выбранные от этих благочиний лица собираются 1-го Августа в назначенный Преосвященным Епископом Алексием [Симанским] час в библиотечную комнату Епархиального Дома на совещание под его председательством и выделяют из своей среды комиссию для заведывания делами, связанными с предстоящими 8 августа выборами на Поместный Собор.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010