Все эти обязанности псаломщиков распределяются между ними (если не существует на этот счёт особых местных правил) поровну, за чем наблюдает священник (Ц.В. 1895, 33); неравномерное же распределение этих обязанностей может быть допущено настоятелем церкви только по добровольному между псаломщиками соглашению и, если это не повлечёт за собою ущерба для дела. – Каждый псаломщик (где их несколько) обязан участвовать в требоисправлениях и пении при богослужениях, совершаемых тем священником, при коем он состоит; поэтому, если священник исправляет требу во время богослужения, совершаемого другим священником, то псаломщик первого не может принимать участия в этом богослужении, а должен участвовать при требоисправлении первого священника (Ц.Вед. 1908, 39). – Для псаломщиков Могилевской епархии в недавнее время местным Е.Н. была утверждена особая программа, широко обнимающая их обязанности по отношению к богослужению, церковному письмоводству, церковно-приходской школе, настоятелю церкви, прихожанам и т.п. (подр. см. Ц.Вед. 1905, 33; сн. 1906, 27). – По руководственным указаниям местному духовенству Харьковской епархии, её архипастыря, Высокопр. Арсения, псаломщики означенной епархии обязаны не только быть примерными чтецами и певцами, но они должны и со всем усердием образовывать церковные хоры (Ц.Вед. 1903, 51–52; см. также 1906, 25; 1907, 41, и сн. 29). – В Олонецкой епархии местным Е.Н. было опубликовано следующее предписание: псаломщику необходимо, кроме сознательного чтения и пения в церкви и осмысленного ведения церковного письмоводства, принимать участие в трудах клира по обучению детей и взрослых грамоте, Закону Божию, церковному пению в школе или на дому или в храме, по ведению внебогослужебных бесед и чтений, давать ответы вопрошающим о вере и проч.; посему о.о. благочинные не должны пренебрегать своею обязанностью, во время обозрений благочиния, вести образовательные беседы и чтения с подчинённым им клиром, испытывать, особенно псаломщиков и диаконов, в познаниях о вере и должности, а о.о. настоятели церквей должны напоминать подведомственной им братии о необходимости для них самообразования чрез чтение книг и ведение бесед духовных (Ц.Вед. 1909, 30; сн. 1906, 13–14). – Бывший в конце 1908 г. Пензенский епархиальный съезд, в целях возвышения образования, особенно богословского, диаконов и псаломщиков, постановил ввести для них ежегодные экзамены, которые в конце каждого года должны быть производимы благочинническим советом с двумя избранными священниками каждого округа (Ц.В. 1909, 7, Ц. Вед. 1909, 31).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

14). На этот миссионерский совет или братство, находящееся в непосредственном ведении епархиального епископа, возлагается организация в епархии защиты святого православия. 15). Миссионерский совет по возможности ежегодно устраивает обще-епархиальные уездные и благочиннические краткосрочные собрания и курсы гомилетико-апологетического характера как для духовенства, так и для мирян, имеющие своей целью подготовить защитников православия и опытных благовестников. 16). Миссионерский совет устраивает по городам, заводам и большим селениям лекции и богословские чтения как для интеллигентного, так и для простого народа по тем вопросам христианской апологетики, кои ныне в этих местах особенно пререкаются. 17). Миссионерский совет поставляет себе в обязанность рекомендовать пастырям и пастве такую богословско-апологетическую литературу, которая бы отвечала запросам времени. 18). Миссионерский совет командирует на уездные благочиннические собрания своих опытных членов для инструктирования духовенства и мирян в деле борьбы за веру евангельскую. 19). Миссионерский совет дает духовенству и мирянам епархии ответы, справки и указания на все по делу защиты веры вопросы и требования. 20). Миссионерский совет для раскрытия сущности православия и защиты его организует епархиальные благочиннические братства и союзы. 21). В благочиннических округах дело борьбы с неверием возлагается прежде всего на благочиннические собрания. 22). Благочиннические собрания выделяют из своего состава или приглашают со стороны лиц, кои при благочинническом совете и вместе с ним составляют инициативную, руководящую по защите веры группу. 23). Инициативная руководящая по защите веры благочинническая группа развивает свою деятельность в согласии с епархиальным миссионерским советом. 24). На обязанности этой группы – давать советы, указания духовенству округа в деле борьбы с неверием и непосредственно с ним в этом деле участвовать. 25). Эта группа, согласно местным условиям, подбирает библиотеки для пастырства и мирян, устраивает краткосрочные курсы апологетические для духовенства округа и съезды, имеющие предметом своим вопрос борьбы с неверием и крестохождение по всему округу с произношением проповедей и бесед апологетического характера.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

2. Данные правила предполагают реализацию различных программ подготовки и повышения квалификации на основе типовых программ, разработанных профильными синодальными учреждениями. Исходя из условий епархии, могут быть организованы краткосрочные или среднесрочные курсы обучения приходских и благочиннических специалистов. Среднесрочные курсы обеспечивают полноценную подготовку в объеме полубакалавриата, что соответствует двухгодичному обучению в семинарии. Выпускники, освоившие данную программу и отвечающие требованиям, предъявляемым при поступлении в духовное учебное заведение, могут продолжить свое образование в семинарии, начиная с третьего курса. 3. Образовательные стандарты утверждаются Высшим Церковным Советом при наличии положительного заключения со стороны Учебного комитета. 4. Образовательные стандарты по подготовке катехизаторов, миссионеров, церковных молодежных и социальных работников реализуются в соответствующих образовательных центрах. 5. Образовательные центры по подготовке упомянутых специалистов могут создаваться на базе существующих учреждений системы духовного и богословского образования. Возможны, в частности, следующие формы организации епархиальных образовательных центров: • специализированные отделения, создаваемые при духовных семинариях; • специализированные факультеты и отделения православных университетов; • совместные образовательные программы со светскими вузами на основе двусторонних договоров, в том числе в виде теологических факультетов и кафедр; • епархиальные центры дополнительного образования без отдельного юридического лица или с учреждением такового. Кроме того, обучение упомянутых специалистов может производиться: • через краткосрочные или среднесрочные курсы повышения квалификации; • заочное и дистанционное обучение на базе имеющейся системы образования. 6. Контроль над образовательным процессом в упомянутых образовательных центрах осуществляется Учебным комитетом. Контроль над реализацией стандартов осуществляется профильными синодальными учреждениями. Положение о порядке реализации программ по подготовке специалистов в области катехизической, миссионерской, молодежной и социальной деятельности

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sobran...

миссионера, о. К. Попова . Нас больше интересует другой вопрос: что же мы можем противопоставить раскольнической мощи? Какие обязанности на новый год нашей жизни возлагают прошлогодние итоги в судьбах старообрядчества? Дружной совместной работы приходского духовенства и миссионерской братии, и работы самой усиленной и энергичной требует от ратующих в борьбе с расколом современное положение его. Нам нужно следить за всяким новым явлением в его жизни; нам необходимо пользоваться всяким удобным движением среди него, чтобы обратить его на благо сомневающихся и мятущихся в нём; нам нужно соединиться во взаимной помощи и поддержке друг друга; нам необходимо организоваться в сильное воинство ратоборцев Христовых. Образец такой внутренней организации духовной взаимопомощи друг другу в борьбе с расколом мы можем указать в недавно организованной томской епархиальной миссии. С ней да соблаговолят читатели познакомиться в нижеследующем очерке. М. Чельцов N.N. Об устройстве миссии в Томской епархии//Миссионерское обозрение. 1899. 1. С. 263–268 В Томской епархии, весьма богатой расколом и сектантством во всех их разветвлениях, в прошлом году в августе месяце с 10 по 27 число состоялся первый Епархиальный миссионерский съезд. Одной из главных его задач было обсуждение вопроса об организации противо-раскольнической и противо-сектантской миссии в епархии. На основании его постановлений по этому вопросу Советом местного Братства во имя св. Димитрия Ростовского и была выработана организация епархиальной миссии. По утверждении её местным Преосвященным, Епископом Макарием, она и объявлена Епархиальному духовенству, миссионерам и сотрудникам. Томская внутренняя миссия организуется из приходской, благочиннической и епархиальной миссии. Во главе приходской миссии поставляется, как и подобает, приходский священник, как главный миссионер в своём приходе. На помощь к нему приглашены низшие члены клира – диаконы и псаломщики, как самые ближайшие сотрудники приходского священника. Это привлечение последних к делу миссии, исходящее при том от авторитетного для них Совета Братства, признавшего самым фактом привлечения псаломщиков и диаконов желательными и полезными служителями для миссии, – едва ли не первое в хронике миссии явление.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Через каждые три месяца они представляют Епарх. миссионеру отчёт о своей деятельности. Во главе же всей епархиальной миссии поставляются Томским Братством два специальных миссионера. Круг деятельности этих миссионеров представлен такой же, какой имеют миссионеры в др. епархиях. Советом Братства поручено им во время их поездок по Епархии знакомиться с деятельностью миссионерских комитетов, благочиннических миссионеров, членов приходских причтов и сотрудников, направлять и упорядочивать эту деятельность. (См. «Том. Еп. Вед.» 22 и 23. Отд. миссион.). В таком виде представлено устройство миссии в Томской Епархии. Правда, нового в ней, существенно отличного от других епархий, ничего не привнесено; но это и не важно. Важно, что в её устроении предусмотрены все мелочи, каждому члену указана определённая деятельность и все вместе призваны к дружной и совместной работе. Заметно, что организация эта вылилась не из теоретических соображений о миссии, а из практического знакомства с самим делом. Есть, впрочем, и здесь некоторые слабые стороны, нами указанные, но практика и жизнь обновят и исправят их. Мы же от всей души желаем полного успеха Томской миссии. N. N. Из миссионерских запросов В. С. Имеют ли право земские врачи приглашать в общественные больницы раскольничьего попа для напутствования больных раскольников?//Миссионерское обозрение. 1899. 1. С. 269–270 За разрешением настоящего вопроса обратился в нашу редакцию священник одной центральной губернии, в приходе которого проживает свыше 12 тысяч раскольников разных толков. Почтенный пастырь объясняет, что вопрос этот имеет для данной местности жизненный интерес. Очевидно, случаи призыва раскольничьих лже-попов для напутствования по раскольничьему обряду больных раскольников, согласно их желанию и с разрешения заведующих больницами врачей, – имеют место в центрах раскола. По сведениям редакции, интеллигенты и даже светская администрация, обыкновенно, не усматривают в этом явлении ничего ненормального, или противозаконного, так как по закону 3 мая 1883 года раскольникам де позволяется творить молитву, исполнять духовные требы и совершать богослужения, по их обрядам, как в частных домах, так равно и в особо предназначенных для сего зданиях, лишь бы не были нарушаемы общие правила благочиния и общественного порядка.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

II.      Npu всей силе своего обаяния и значения своей власти, Мухаммед был не в силах выдерживать среди своей семьи душевное равновесие, что и вызывало по временам в его гареме бурные несогласия. III.      Paзмhoжehue жён отягчило наконец самого Мухаммеда и нарушило его душевный покой. IV.      Зakocheлыe формы брачных условий мусульманства не в силах противостоять свободолюбивым веяниям нашего времени. V.      Дonycmub полигамию, Коран отдал в конце концов предпочтение одножёнству, что, однако, не привилось к убеждениям властных и состоятельных классов мусульманства. Каждое из сих положений доказывается подлинными указаниями Корана, в котором отведено так много страниц субъективным вожделениям и случайностям в жизни пророка. (Продолжение будет). Вл. Череванский . Собрание Царевококшайского миссионерского кружка (Журнал 2.). 1909 г. Октября 23 дня члены Царевококшайского Миссионерского Кружка собравшись под председательством местного о. Благочинного, священника А. П. Азановского, в здании Монастырской Царевококшайской школы, приступили, после пения молитвы Духу Святому, обсуждению текущих дел Кружка 1)      Заслушав протокол предыдущего заседания Кружка, имели суждение по поводу не сообщения приходскими Кружками ревнителей Православия – Ронгинским, Нурминским и Цибикнурским – Царевококшайскому Миссионерскому Кружку никаких сведений как вообще о их миссионерской деятельности, так в частности о случаях отпадения от православия некоторых инородцев местной церкви. Постановили: подтвердить вновь приходским миссионерским Кружкам ревнителей Православия неукоснительно сообщать Царевококшайскому Миссионерскому Кружку вообще о своей приходской миссионерской деятельности, а также о могущих встретиться затруднениях и недоумениях в деле миссионерского воздействия. В случаях же готовящихся отпадений от православия, или крупных языческих мольбищ, заблаговременно сообщать о том Миссионерскому Кружку для принятия своевременных миссионерских средств, а в случаях экстренно неотложных обращаться за помощью и советом непосредственно к о.о. Миссионерам благочиннического округа. О чём поставить в известность вышеназванные приходские Кружки ревнителей Православия.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Архив Пн Положение об аттестации катехизаторов 12 августа 2013 г. 16:45 Документ принят  Высшим Церковным Советом   21 июня 2013 года  и одобрен на заседании Священного Синода 16 июля 2013 года ( журнал 74 ). 1. Настоящее Положение регламентирует проведение аттестации (переаттестации) катехизаторов в епархиях Русской Православной Церкви, находящихся на территории Российской Федерации. 2. Аттестация (переаттестация) катехизаторов, в том числе педагогов воскресных школ, преподавателей вероучительных, церковных и духовно-нравственных предметов является актом, подтверждающим их квалификацию. 3. Для лиц, не имеющих священного сана и не прошедших обучение в соответствии с Церковным образовательным стандартом по подготовке катехизаторов (прошедших его более 5 лет назад), прохождение аттестации является обязательным условием предоставления им права вести катехизическую и/или церковно-педагогическую деятельность от имени Русской Православной Церкви. Для лиц имеющих высшее богословское, религиоведческое, педагогическое образование, но не прошедших обучение и практику по специальным катехизаторским, педагогическим или богословским дисциплинам указанных в Церковном образовательном стандарте по подготовке катехизаторов прохождение аттестации также необходимо. 4. В ходе аттестации проводится проверка на соответствие компетентности аттестуемого компетенциям, определяемым Церковным образовательным стандартом по подготовке катехизаторов. 5. Основными задачами аттестации являются: 6. Аттестация может осуществляться по результатам обучения по программе повышения квалификации катехизаторов или как отдельный процесс, проводимый Аттестационной комиссией. 7. Аттестационная комиссия создается при епархиальном Отделе религиозного образования и катехизации или при православном духовном учебном заведении по распоряжению епархиального архиерея для аттестации работающих катехизаторов с целью повышения качества катехизической и педагогической деятельности в приходах и благочиннических округах епархий Русской Православной Церкви.

http://patriarchia.ru/db/text/3605137.ht...

Устав об управлении Русской Православной Церкви , принятый Поместным Собором РПЦ 1988 г., не ввел значительных изменений в порядок управления благочинническими округами. На Б. устав возложил обязанность не реже 1 раза в год посещать все приходы своего округа (VII 58) и предоставил ему право проводить заседания приходского собрания по указанию архиерея, по просьбе настоятеля, а также приходского собрания и приходского совета (VII 59). По благословению архиерея Б. мог созывать священников своего округа на братские совещания (VII 60). В соответствии с ныне действующим Уставом Русской Православной Церкви , принятым Архиерейским Юбилейным Собором 2000 г. , епархия разделяется на благочиннические округа во главе с Б., назначаемыми правящим архиереем (X 5. 50). Их границы и наименования определяются епархиальным советом (X 5. 51). В обязанности Б. входит забота о чистоте правосл. веры и достойном церковно-нравственном воспитании верующих (X 5. 52а), наблюдение за отправлением богослужений, за благолепием и благочинием в храмах, за состоянием церковной проповеди (52б), «забота об исполнении постановлений и указаний епархиальной власти» (52в), «попечение о своевременном поступлении в епархию приходских взносов» (52г), «преподание советов священнослужителям как относительно выполнения ими своих обязанностей, так и относительно их личной жизни» (52д), устранение недоразумений между клириками, а также между духовенством и мирянами «без формального судопроизводства и с докладом о наиболее значительных инцидентах правящему архиерею» (52е), предварительное расследование церковных правонарушений по указанию архиерея (52ж), ходатайство перед архиереем о награждении клириков и мирян (52з), внесение предложений архиерею по замещению вакантных должностей в округе (52и), забота о религ. окормлении верующих в приходах, временно не имеющих священнослужителей (52к), «наблюдение за строительством и ремонтом церковных зданий в пределах благочиния» (52л), забота о наличии при храмах всего необходимого для совершения богослужений и нормального приходского делопроизводства (52м), «исполнение иных возлагаемых на него архиереем обязанностей» (52н). В сравнении с прежним уставом в круг обязанностей Б. уже не входит предоставление клирикам отпусков.

http://pravenc.ru/text/149349.html

Архив Пн Положение об аттестации молодежных работников 12 августа 2013 г. 14:02 Документ принят  Высшим Церковным Советом   21 июня 2013 года  и одобрен на заседании Священного Синода 16 июля 2013 года ( журнал 74 ). 1. Настоящее Положение регламентирует проведение аттестации (переаттестации) молодежных работников в епархиях Русской Православной Церкви, находящихся на территории Российской Федерации. 2. Аттестация (переаттестация) молодежных работников, в том числе ответственных по молодежной работе в благочинии и на приходах, является актом, подтверждающим их квалификацию. 3. Для лиц, не имеющих священного сана и не прошедших обучение в соответствии с Церковным образовательным стандартом по подготовке молодежных работников (прошедших его более 5 лет назад), прохождение аттестации является обязательным условием предоставления им права вести молодежную работу от имени Русской Православной Церкви. Для лиц имеющих высшее богословское, религиоведческое, педагогическое образование, но не прошедших обучение и практику по специальным дисциплинам по основам организации молодежной работы в Русской Православной Церкви, указанных в Церковном образовательном стандарте по подготовке молодежных работников, прохождение аттестации также необходимо. 4. В ходе аттестации проводится проверка на соответствие компетентности аттестуемого компетенциям, определяемым Церковным образовательным стандартом по подготовке молодежных работников. 5. Основными задачами аттестации являются: 6. Аттестация может осуществляться по результатам обучения по программе повышения квалификации молодежных работников или как отдельный процесс, проводимый Аттестационной комиссией. 7. Аттестационная комиссия создается при епархиальном Молодежном Отделе или при православном духовном учебном заведении по распоряжению епархиального архиерея для аттестации работающих молодежных работников с целью повышения качества молодежного служения в приходах и благочиннических округах епархий Русской Православной Церкви. 8. Персональный состав Аттестационной комиссии, ее председатель и секретарь, утверждается епархиальным архиереем по представлению руководителя епархиального Молодежного Отдела, либо ректора православного духовного учебного заведения. В состав Аттестационной комиссии должны входить сотрудник (и) епархиального Молодежного Отдела, осуществляющего подготовку молодежных работников в епархии. Также членами Аттестационной комиссии могут являться священнослужители епархии и миряне — специалисты в области молодежной работы. К участию в работе Аттестационной комиссии могут привлекаться специалисты из других епархий.

http://patriarchia.ru/db/text/3605077.ht...

Глава IX. Состояние церковной проповеди в Литовской епархии Обучение прихожан молитвам в церкви. Вне богослужебные собеседования. Благочиннические и церковные библиотеки. Церковно-приходские и народные школы. Общества трезвости. Братства. Богадельни. После собственно церковного богослужения, служащего первым и главным средством религиозно-нравственного воспитания народа, очень важное значение в этом отношении имеет назидание народа пастырями, как в храме, так и вне оного, посредством живого слова истины, а также учреждение такого рода просветительных и благотворительных заведений, как библиотеки, школы, общества трезвости, братства и богадельни. Что касается до проповеднической деятельности духовенства, то св. Синод, сознавая важное значение проповеди для народа, всегда требовал от епархиальных преосвященных, чтобы они прилагали особенные заботы об усилении проповедничества в своих епархиях. В виду сего, св. Синод в скором же времени, после воссоединения униатов, предписал духовенству западных губерний читать, по возможности, в церквах в воскресные и праздничные дни проповеди на простом общепонятном языке, или изъяснять, в виде бесед, катехизис. Пр. Иосиф, в исполнение сего предписания св. Синода, со своей стороны, предложил духовенству Литовской епархии, чтобы менее опытные священники в отношении проповедничества, в случае какого-либо недоумения, обращались за советом и наставлением к своим собратьям, более сведущим в духовных науках и в знании простонародного языка, 633 а св. Синоду, по сему поводу, донес, что более точные и подробные наставления по настоящему предмету еще не могли быть даны духовенству от епархиального начальства, как по новости самого предмета, так и но разнообразию наречий и состава самого духовенства Литовской епархии. В тоже время Литовским епархиальным начальством предписано было всем благочинным иметь неослабное наблюдение за священниками в отношении преподавания ими в воскресные и праздничные дни катехизических поучений, с обязательством ежегодно, в декабре месяце, представлять сведения об успехах поучающих.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010