не приглашал музыкантов, но они явились в дом его, по приглашению других (что очень правдоподобно, потому что здесь в обычае поздравления в подобных случаях сопровождать музыкой, которая имеет значение поздравительного концерта.); 3) что в поступке священника Л., допустившего гостей в день, назначенный советом для разбирательства дел неотложных, не было преднамеренности с целью оказать совету пренебрежение, а только была одна непредусмотрительность, происшедшая отчасти по оплошности самого совета, не определившего точно и письменно времени и места собрания. На основании сего заключения, консистория священнику Л. поставила на вид его означенную непредусмотрительность и заметила ему, что отправление пиров, особенно в постные дни, в доме православного священника не одобряется правилами церкви. По обвинению же его касательно поведения, как хозяина дома, в деле неприличного столкновения членов совета с судебным следователем, консистория не нашла нужным входить в суждение. Что же касается просьбы совета о предания суду следователя Маслова, то она была оставлена без последствий, как занесенная в не надлежащее присутственное место. Точно также оставлена была без удовлетворения просьба священника коп. и по той же причине, причем консистория оштрафовала сего священника за написание прошения на простой бумаге 1 руб. 60 коп. и 10 руб. в пользу попечительства о бедных духовного звания за допущенный им в прошении на имя архиепископа тон заносчивости, которая и была первой причиной неприятного столкновения духовных лиц с судебным следователем и неудовольствия их к священнику Л. Не остался без наказания и благочинный Р. Консистория, приняв во внимание то, что благочиннический совет описал указанное происшествие в тоне раздражения, а частью в неприличных выражениях («пестрая праздная толпа», «скандалезный, нахальный гость»), причем, но справке, оказалось, что благочинный Р. оскорбил судебного следователя Маслова неприличными выходками в официальных бумагах, что и подало повод сему следователю не пожать руку благочинному, а также – и то, что члены совета возбудили шумную ссору при многочисленных разнородных и иноверных свидетелях и не постеснялись таковую неприличную ссору сделать предметом официального рапорта и жалобы по начальству, всем членам совета поставила на вид их не миролюбие, а благочинного Р., как лицо ответственное в редакции неприличного рапорта, и как уже судившегося прежде за несдержанность, оштрафовала 10 руб.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

Архив Пн Положение об аттестации социальных работников 13 августа 2013 г. 13:19 Документ принят  Высшим Церковным Советом   21 июня 2013 года  и одобрен на заседании Священного Синода 16 июля 2013 года ( журнал 74 ). 1. Настоящее Положение регламентирует проведение аттестации (переаттестации) социальных работников в епархиях Русской Православной Церкви, находящихся на территории Российской Федерации. 2. Аттестация (переаттестация) социальных работников, в том числе сотрудников церковных социальных учреждений (детского дома, приюта, богадельни, благотворительной столовой и т.д.), сестер милосердия является актом, подтверждающим их квалификацию. 3. Для лиц, не имеющих священного сана и не прошедших обучение в соответствии с Церковным образовательным стандартом по подготовке социальных работников (прошедших его более 5 лет назад), прохождение аттестации является обязательным условием предоставления им права вести деятельность в области социального служения от имени Русской Православной Церкви. Для лиц, имеющих высшее богословское, религиоведческое, педагогическое, медицинское, социологическое и другое профильное образование, но не прошедших обучение и практику по специальным богословским и социальным церковно-практическим дисциплинам, указанных в Церковном образовательном стандарте по подготовке социальных работников, прохождение аттестации также необходимо. 4. В ходе аттестации проводится проверка на соответствие компетентности аттестуемого компетенциям, определяемым Церковным образовательным стандартом по подготовке социальных работников. 5. Основными задачами аттестации являются: 6. Аттестация может осуществляться по результатам обучения по программе повышения квалификации социальных работников или как отдельный процесс, проводимый Аттестационной комиссией. 7. Аттестационная комиссия создается при епархиальном Отделе по церковной благотворительности и социальному служению или при православном духовном учебном заведении по распоряжению епархиального архиерея для аттестации работающих социальных работников с целью повышения качества социальной деятельности в приходах и благочиннических округах епархий Русской Православной Церкви.

http://patriarchia.ru/db/text/3608673.ht...

Здесь он может услышать, насколько применимы к жизни те или другие административные меры и распоряжения, что препятствует или благоприятствует достижению ими той цели, к которой они направлены. Съезд может иметь значение также и для самих пастырей, являясь лучшим средством пастырского взаимообщения. Здесь они могут получить взаимное утешение и назидание, поделиться знанием и опытом и общими силами обсудить и выработать программу своей деятельности по вопросам, вызываемым жизнью и церковно-приходской практикой, в интересах наилучшего успеха своего дела. Во взаимообщении малоопытные получат разрешение своих недоумений, недостаток собственной практики пополнят братским советом и опытом старших. А лица, хотя и опытные, но ослабевшие в жизненной борьбе, чрез общение с более молодыми и сильными духом приобретут новый запас энергии, ободрят себя, подкрепят волю для дальнейшей деятельности. А все вместе получат взаимную поддержку и силы на дальнейший пастырский подвиг. Кроме того, съезд для духовенства должен иметь значение самокритики, и это, быть может, главнее всего. Здесь, с беспристрастием, отбросив самолюбие и гордость, каждый иерей должен представить на общий братский суд результаты своей пастырской деятельности. Сообща легче сознать свои ошибки и промахи, а вместе и выработать средства для того, чтобы исправить их и избегнуть в последующей деятельности... Обращаясь к настоящему съезду, я должен сказать, что духовенство отнеслось к нему очень серьезно и представило на его разрешение много вопросов, предварительно обсуждавшихся на окружных благочиннических собраниях. Почти все они вошли в программу съезда. Если же некоторых из представленных вопросов и нет в опубликованной программе, то это потому, что они или выше компетенции съезда, или очень мелочны, и разбирать их было бы ниже достоинства съезда. В предстоящей работе успешное разрешение вопросов будет зависеть от серьезности отношения к ним участников съезда, от вашей опытности. Я думаю, что вы, отправляясь сюда для трудной работы, предварительно познакомились как с каноническими постановлениями и историей Церкви, так и с существующими гражданскими законоположениями и нуждами современной церковно-общественной жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Образцом первого может служить современное устройство Сербской (в Австрийских владениях) и Румынской церкви; второго – устройство Элладской, Константинопольской и других церквей. Все сербы, живущие на территории прихода постоянно или продолжительное время, составляют общину. Все члены общины без различия пола и возраста имеют право пользоваться церковными учреждениями общины и состоять с ней в религиозном общении. Но мужчины, достигшие 24 лет (в Румынии домохозяева, участвующие в содержании церкви) пользуются особыми правами в управлении приходом и имеют право на участие в управлении епархиальном и всей поместной церкви. Участие их в управлении приходом выражается в праве быть избранными: а) в члены приходского собрания (скупштины), б) члены приходского совета (отбора), в) церковные старосты. Скупштина . Члены (до 120) скупштины выбираются на 6-ть лет и составляют общие собрания два раза в год. В своих занятиях скупштина является самостоятельной корпорацией. Она определяет бюджет приходских учреждений, принимает все меры к благосостоянию прихода. Избирает священника из кандидатов, предлагаемых протоиереем (главой церковно-административного округа) после предварительного совещания с церковным советом. Выбирает делегатов для выбора протоиереев на епархиальные окружные съезды и на церковно-народный собор или конгресс. Отбор . Уполномоченным исполнительным органом приходской общины является комитет или «отбор», ведущий управление приходскими делами. Отбор состоит из прихожан, выбираемых на общих собраниях в количестве 8–24 человек. Председатель отбора местный священник. Отбор имеет право созвать общее собрание скупштины, если того потребуют дела прихода. Такое устройство общин, обеспечивая и самостоятельность, и национальность церкви содействует не только религиозному развитию, но и национальному самосознанию народа и развивает в каждом члене интерес к общественным делам. В Румынской церкви приходская община состоит из всех православных, живущих в пределах прихода и принадлежащих к румынской национальности. Каждая община имеет общие собрания – приходский собор и избирает церковного старосту и приходский совет, который и управляет церковным имуществом. Общие собрания составляются обыкновенно, под председательством священника или прихожанина, избранного собранием, или же местного протоиерея. Предмет занятий собраний составляют: выбор священника, членов церковного совета (председательствует протоиерей; прежде открытия собрания, он совещается о кандидатах с приходским советом; кандидатом в священники может быть лицо, получившее образование, известное своей безупречной жизнью и испытанное в познаниях местной консисторией), рассмотрение и контроль прихода и расхода церковных сумм, составление бюджета, расширение приходских учреждений, выбор представителей на съезды в благочиннических округах, представления церковной власти о нуждах прихода, рассмотрение годовых отчетов по управлению церковными имуществами.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gorchak...

39. Утверждение в должности церковного старосты в бесспорных случаях принадлежит Благочинническому Совету, а в спорных случаях епархиальной власти. Примечание. Старосты кафедральных соборов утвер­ждаются епархиальным Архиереем. 40. По усмотрению Приходского Собрания может быть избран помощник церковного старосты, на основании вышеизложенных статей о церковном старосте. Глава VI. О Приходском Собрании 41. Приходское Собрание созывается по постановлениям При­ходского Совета не менее одного раза в полугодие. В случае нужды может быть созвано Советом чрезвычайное Приходское Собрание а) по постановлению Совета, б) по распоряжению епархиальной власти, в) по заявлению приходского священника-настоятеля и г) по ходатайству не менее 25 прихожан, имеющих право участвовать в Собрании. 42. Приходские Собрания происходят в удобных для того помещениях, а при отсутствии таковых, могут быть созываемы и в храме. 43. Объявление о созыве очередного Приходского Собрания делается в храме после Богослужения в три воскресных или праздничных дня, предшествующих Собранию, а также вывешивается на церковных дверях, или может быть произведено иными спо­собами по указанию Приходского Совета. В объявлении должны быть точно обозначены время и место Собрания и предметы, под­лежащие обсуждению. По делам, не терпящим отлагательства, Приходское Собрание может быть созвано и в семидневный срок, с тем, однако, чтобы объявление о нем было сделано спешно по всему приходу, но на таком собрании не должны быть поста­новляемы решения о каких-либо общеприходских денежных налогах. Примечание. В случае особой важности созыв При­ходского Собрания может быть произведен неотлагательно всеми доступными способами и средствами, извещающими чле­нов Собрания о необходимости явиться к месту созыва. 44. Право участия в Приходском Собрании с решающим голосом имеют все члены причта и прихожане обоего пола, достигшие 25-летнего возраста и занесенные в приходскую книгу, за исключением лиц, указанных в стт. 45 и 46; право участия с совещательным голосом имеют все прихожане, достигшие брачного возраста и ведущие самостоятельно свое хозяйство.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/oprede...

В тех епархиях, где ещё не образованы Епархиальные суды, Епархиальные советы продолжают осуществлять судебные функции, которые на них были возложены «Уставом» 1988 года. 41.5. Епархиальное управление и иные епархиальные учреждения Епархиальное управление является исполнительно-распорядительным органом, находящимся под руководством архиерея, призванным помогать архиерею в осуществлении его исполнительной власти. «Архиерей осуществляет высшее начальственное наблюдение за работой Епархиального управления и всех епархиальных учреждений и назначает их сотрудников, согласно штатному расписанию» (X, 46). Епархиальное управление должно иметь канцелярию, бухгалтерию, архив и иные отделы, «обеспечивающие миссионерскую, издательскую, социально-благотворительную, воспитательно-образовательную, реставрационно-строительную, хозяйственную и прочие виды епархиальной деятельности» (X, 48). Секретарь Епархиального управления несёт ответственность за делопроизводство епархии и помогает архиерею в управлении епархией и в руководстве Епархиальным управлением. 41.6. Благочиния Епархия разделяется на благочиннические округа во главе с благочинными, назначаемыми правящим архиереем. Их границы и наименования определяются Епархиальным советом. В обязанности благочинного входит забота о чистоте православной веры и достойном церковно-нравственном воспитании верующих, наблюдение за отправлением богослужений, за благолепием и благочинием в храмах, за состоянием церковной проповеди , «забота об исполнении постановлений и указаний епархиальной власти, попечение о своевременном поступлении в епархию приходских взносов, преподание советов священнослужителям как относительно выполнения ими своих обязанностей, та и относительно их личной жизни» (X, 52); устранение недоразумений между клириками, а также между духовенством и мирянами «без формального судопроизводства и с докладом о наиболее значительных инцидентах правящему архиерею» (X, 52); предварительное расследование церковных правонарушений по указанию архиерея, ходатайство перед архиереем о награждении клириков и мирян, внесение предложений архиерею по замещению вакантных должностей в округе, забота о религиозном окормлении верующих в приходах, временно не имеющих священнослужителей, наблюдение за строительством и ремонтом зданий в пределах округа, забота о наличии при храмах всего необходимого для совершения богослужений и нормального приходского делопроизводства, исполнение иных, возлагаемых на него архиереем, обязанностей. В сравнении с прежним «Уставом», в круг обязанностей благочинного уже не входит предоставление клирикам отпусков сроком до одной недели.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

В интересах православия и русской культуры на Кавказе должна быть поставлена преграда к ассимилизации грузин-отступников с турками, во избежание усиления турецкой нации на счёт другого народа во вред России. На этот важный вопрос там не обращается должного внимания. Для примера приведём два факта: в Закатальском округе, где кроме мусульман, татар и лезгин живут ещё православные грузины и грузины-мусульмане (ингилойцы), существует так называемый словесный суд, разбирающий дела при участии казия и других мусульман-депутатов на основании шариата и мусульманских обычаев (адатов). К великому удивлению этому судопроизводству подлежат местные отступники-грузины и даже православное население (один благочиннический округ). Кроме того, в омусульманившихся грузинских селениях, в управлениях делопроизводство ведётся на турецком языке арабской письменностью, из участковых и окружных управлений переписка ведётся на том же языке и тем же шрифтом, для чего содержатся особые писаря и письмоводители из мусульман, хотя мусульманствующие грузины владеют своим родственным языком не хуже чем турецким. Далее: во втором отделе «Программы», из описания мной применения системы, выработанной Н. Ильминским , в Закавказье, видно, какие преграды она встречала в некоторых местах ввиду разных взглядов на способы распространения христианского просвещения среди туземцев. Если бы Московское Всероссийское Миссионерское общество простирало свою деятельность на Закавказье, то применяемые меры к инородцам всего ведомства могли быть вводимы и на окраины с содействия влиятельных заправителей просвещения в Казани в православном русском духе. Я и другие миссионеры неоднократно возбуждали ходатайство пред советом общества об упразднении или освобождении от вышеназванного словесного суда православных приходов и о замене в грузинских мусульманских селениях официальной переписки вместо арабско-турецкой русским государственным языком; но, как видно, положение дела остаётся при том же ненормальном состоянии. К сказанному нужно прибавить, что по уставу общества восстановления православия на Кавказе (§ 1-й) на обязанности его лежит восстановление. а не распространение христианства, поэтому деятельность свою оно сосредоточивает только на мусульманствующих грузин, на горские христианские грузинские приходы, на абхазцев, осетин, удин и друг., а татары закавказские, лезгины и другие туземцы-иноверцы, как видно из отчётов общества и устава, лишены всякого внимания миссии. Ввиду этого – или деятельность Московского миссионерского общества следовало бы распространить за Кавказом, или же расширить круг деятельности Кавказского общества, предоставив совету Московского миссионерского общества по представлениям миссионерских учреждений гор. Казани входить в рассмотрение миссионерских вопросов на Кавказе и делать соответствующие сношения пред кем следует.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Известны случаи, когда священники становились жертвой наветов со стороны сельских жителей, занятых своими собственными межобщинными земельными спорами 905 . В общем, случилось то, что рано или поздно должно было произойти: общественное недовольство вымещалось на служителях культа. Нельзя забывать и о том, что и тогдашний скудно-причудливый быт подталкивал духовенство к расцерковлению. Поскольку новой власти не хватало людей элементарно грамотных, церковнослужителей соблазняли канцелярской работой в волостных и уездных исполкомах (из всех советских учреждений исключение составляли органы милиции. В отчетах о политической обстановке в уездах встречаются примечания: «священно- и церковнослужителей среди милиционеров нет».) 906 Настоятели, со своей стороны, были вынуждены мириться с практикой «богохульского» совместительства. Новоиспеченные совслужащие, некогда притесняемые в духовной среде, не упускали случая поиздеваться над ставшим беззащитным попом. Так, секретарь волостного исполкома (он же – дьякон) с. Обухова Новоторжского уезда Николай Воронов, постоянно оспаривал мнение священника о. Павла Лошкарева, то и дело обещая тому «дать в морду». На протяжении всего 1919 г. настоящая драма разыгрывалась в с. Локотцово того же уезда. «Сочувствующий» партии коммунистов дьякон Сергей Митропольский упорно третировал своего бывшего церковного начальника Алексея Покровского, а заодно и эпатировал прихожан: щеголял в красноармейской форме, ругался в храме матом, потешался над святыми мощами, а в порядке экспроприации отобрал у священника покос. По словам наблюдателен, из-за «нравственного угнетения» со стороны обольшевичившихся подчиненных «жизнь священника превратилась в мученический подвиг» 907 Понятно, что встречались и «священники-революционеры», агитировавшие не только за советский строй, но и верующих в пришествие мировой революции. Таких «красных попов» всячески превозносила официальная большевистская печать 908 . Сглаживать конфликты становилось все труднее: тяготы военного времени провоцировали нескончаемый разлад внутри причтов из-за доходов 909 . Прихожане, особенно крестьяне, как водится, не всегда добросовестно исполняли обязательства по содержанию причтов, а местные власти не без ехидства занимали позицию «сторонних» наблюдателей. Пока действовала духовная консистория, посредниками в спорных вопросах выступали особые духовные следователи. Однако в условиях революционной неразберихи последние, памятуя о непредсказуемости поведения власти и паствы, предпочитали либо не вмешиваться, либо отказываться исполнять свои малоприятные обязанности бесплатно – отказы фарисейски мотивировались нездоровьем 910 . Случалось, что жалобы сторон не разбирались годами 911 . После замены института духовных следователей благочинническим советом конфликты внутри причтов усилились.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

47. Деятельность Епархиальных управлений, как и иных епархиальных учреждений, регламентируется Положениями (Уставами), утвержденными Синодом, и архиерейскими распоряжениями. 48. Каждое Епархиальное управление должно иметь канцелярию, бухгалтерию, архив и потребное количество иных отделов, обеспечивающих миссионерскую, издательскую, социально-благотворительную, воспитательно-образовательную, реставрационно-строительную, хозяйственную и прочие виды епархиальной деятельности. 49. Секретарь Епархиального управления несет ответственность за делопроизводство епархии и в пределах, определяемых епархиальным архиереем, помогает ему в управлении епархией и в руководстве епархиальным управлением. 5. Благочиния 50. Епархия разделяется на благочиннические округа во главе с благочинными, назначаемыми Епархиальным архиереем. 51. Границы благочиний и их наименования определяются Епархиальным советом. 52. В обязанности благочинного входит: а) забота о чистоте православной веры и достойном церковно-нравственном воспитании верующих, б) наблюдение за правильным и регулярным отправлением богослужений, за благолепием и благочинием в храмах, за состоянием церковной проповеди, в) забота об исполнении постановлений и указаний епархиальной власти, г) попечение о своевременном поступлении в епархию приходских взносов, д) преподание советов священнослужителям как относительно выполнения ими своих обязанностей, так и относительно их личной жизни, е) устранение недоразумений между духовенством, а также между духовенством и мирянами без формального судопроизводства и с докладом о наиболее значительных инцидентах правящему архиерею, ж) предварительное расследование церковных правонарушений по указанию епархиального архиерея, з) ходатайство перед архиереем о награждении заслуживающих поощрения клириков и мирян, и) внесение предложений правящему архиерею по заполнению вакантных должностей священников, диаконов, псаломщиков и регентов, к) забота об удовлетворении религиозных потребностей верующих в приходах, временно не имеющих священнослужителей,

http://sedmitza.ru/lib/text/429415/

Архив Пн Положение об аттестации миссионеров 13 августа 2013 г. 12:59 Документ принят  Высшим Церковным Советом   21 июня 2013 года  и одобрен на заседании Священного Синода 16 июля 2013 года ( журнал 74 ). 1. Настоящее Положение регламентирует проведение аттестации (переаттестации) миссионеров в епархиях Русской Православной Церкви. 2. Аттестация (переаттестация) миссионеров, в том числе преподавателей миссиологии и иных дисциплин миссионерского образования является актом, подтверждающим их квалификацию и церковный статус. 3. Для всех кроме священнослужителей и лиц, прошедших обучение в соответствии с Церковным образовательным стандартом по подготовке миссионеров не ранее 5 лет назад, прохождение аттестации обязательно для предоставления им права вести миссионерскую, социально-миссионерскую, миссионерско-катехетическую, миссионерско-педагогическую и миссионерско-апологетическую деятельность от лица Русской Православной Церкви. Для лиц, имеющих высшее богословское, теологическое, религиоведческое, педагогическое образование, но не прошедших обучение и практику по специальным дисциплинам, указанным в Церковном образовательном стандарте по подготовке миссионеров, прохождение аттестации также необходимо. 4. В ходе аттестации проводится проверка на соответствие компетентности аттестуемого компетенциям определяемых Церковным образовательным стандартом по подготовке миссионеров. 5. Основными задачами аттестации являются: 6. Аттестация может осуществляться в соответствии с результатами обучения по программам профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации миссионеров, или как отдельный процесс, проводимый Аттестационной комиссией. 7. Аттестационная комиссия создается при епархиальном миссионерском отделе на время аттестационных сессий, для аттестации действующих миссионеров, с целью повышения качества миссионерской работы в приходах и благочиннических округах епархий Русской Православной Церкви. Аттестация синодальных миссионеров, миссионеров г. Москвы и ставропигиальных учреждений осуществляется комиссией Синодального миссионерского отдела.

http://patriarchia.ru/db/text/3608541.ht...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010