Пн Положення про округи, що входять до складу та про благочинних 28 грудня 2018 р. 22:30 Документ принят на заседании Священного Синода 28 декабря 2018 года ( журнал 128 ). I. Общие положения 1.1. Настоящее Положение регулирует деятельность благочиннических округов (или благочиний), входящих в состав епархий Русской Православной Церкви и сформированных по территориальному признаку, то есть церковных административных единиц, объединяющих близлежащие приходы и подворья одной епархии с их клиром. Примечание В Русской Православной Церкви также действуют: Деятельность таких благочиний регулируется распоряжениями епархиального архиерея. 1.2. Границы благочиний и их наименования определяются епархиальным советом, действующим в соответствии с указаниями епархиального архиерея (Устав Русской Православной Церкви, XVI.53.ж и XVI.60). 1.3. Благочиние не имеет статуса юридического лица. 1.4. Благочиние осуществляет свою деятельность на основании указов и распоряжений епархиального архиерея, а также распоряжений викарного архиерея, управляющего викариатством, если благочиние входит в состав викариатства (далее — «управляющего викариатством»), в соответствии со Священным Писанием и Священным Преданием; канонами святых Апостолов, Вселенских и Поместных Соборов и святых отцов; Уставом Русской Православной Церкви (далее — «Устав») и уставом епархии; постановлениями Поместных и Архиерейских Соборов Русской Православной Церкви, решениями Святейшего Патриарха Московского и всея Руси и Священного Синода. Благочиние соблюдает законодательство страны пребывания. 1.5. Благочиние может иметь бланк или штамп, в которых указана принадлежность к Русской Православной Церкви и епархии (а также викариатства, если благочиние входит в состав такового). Образец типового бланка и штампа утверждается епархиальным архиереем. II. Управление благочинием 2.1. Во главе благочиния стоит благочинный. 2.2. Благочинный в осуществлении своих обязанностей непосредственно подчинен и подотчетен епархиальному архиерею. Благочинный округа, входящего в составе викариатства, также подчинен и подотчетен управляющему викариатством.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5331738...

Богословские курсы при церквах 2-го Благочиннического округа и такие же курсы при церквах Центрального района, просуществовав при своих организаторах и заведующих – прот. В. А. Акимове, К. К. Эльбе и Н. К. Чукове тяжелые годы, носили характер среднего богословского учебного заведения и оказались стоящими рядом с Пастырским училищем – заведением того же самого типа. Наличие последнего, стремящегося удовлетворить нужды среднего богословского образования, предоставляли достаточное основание как для расширения программы курсов, введением новых дисциплин, так и для углубления преподавания, т. е. для превращения их в курсы высшего типа. 31 мая 1925 года с докладом подобного рода и вошел в Совет Богословских курсов Центрального района их заведующий – прот. Николай Чуков. Совет, на котором, кроме преподавателей, присутствовали представители приходских общин от мирян и духовенства, преосвященные епископы: Венедикт (Плотников), Иннокентий (Тихонов), Григорий (Лебедев), Николай (Клементьев); протоиереи: Акимов, Кедринский, Лебедев, Рыбаков, Эльб, Федотов, священник Зинкевич; миряне: Рукин, Ярцев, Комаров, Мироносицкий, – признал желательным реорганизацию Богословских курсов в высшее богословское учебное заведение. Для достижения этого им была выделена из своей среды Комиссия в составе: преосв. Венедикта, протоиереев – Акимова, Чукова, Кедринского, Петровского, Чепурина, Лебедева, Рыбакова, Эльба, мирян Рукина и Ярцева с поручением выработать «Положение о высших Богословских курсах», обсудить его на Совете курсов Центрального района и разослать для рассмотрения в Приходские Советы. 19 июня 1925 года на заседании Комиссии обсуждался подготовленный к этому времени прот. Чуковым проект «Положения о Высших Богословских курсах», составленный применительно к «Положению о Богословском институте». Принятый Комиссией с некоторыми изменениями, он был одобрен Советом курсов, постановив «возбудить ходатайство пред гражданскою властью об утверждении „Положения“». Последняя в лице Межведомственной Комиссии при Административном Отделе Ленинградского Губисполкома, заслушав «Положение» на заседании от 2 сентября 1925 года вернула его в Правление Курсов с заключением: «по изменении 3 и 5 параграфов и опущении упоминания о вольнослушателях, зарегистрировать». Неправленое, согласно сделанным указаниям, «Положение» 10 сентября было передано в Административный Отдел Ленинградского Губисполкома. 11 сентября оно было зарегистрировано им, а 14 – Исполкомом Центрального городского района.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Членов епархиального духовного совета должно быть от 4-х до 6-ти; половина этих членов избирается самим епископом, а избрание другой половины членов предоставляется духовенству на епархиальном съезде. Члены избираются на пять лет и утверждаются своим епископом. Временное устранение или увольнение члена из епархиального духовного совета, прежде окончания срока избрания, может быть допускаемо епископом или по собственному прошению, или по суду. Для рассмотрения и решения важнейших дел по учебной и воспитательной частям епархиального училищного совета, духовной семинарии, мужских и женских духовных училищ, миссионерского комитета, братства, свечного завода и других духовных учреждений приглашаются в епархиальный духовный совет с правом голоса председатели сих учреждений. Секретарь и другие чиновники епархиального совета должны избираться самим советом и утверждаться епископом. Секретарём совета должно быть лицо, имеющее по возможности юридическое и специально-каноническое образование (лицо это не должно быть непременно светским чиновником, но может иметь и священный сан). Как постоянным членам епархиального духовного совета, так и всем чиновникам должно быть положено определённое соответственное жалованье из казённых сумм, а за недостаточностью их – из общих церковных сумм или же местных. Б) Для заведования епархиальными делами меньшего значения должен быть образован, в помощь епископам, низший административный орган – благочиннический совет. Духовенство округа избирает из среды себя на три года двоих, пользующихся опытностью и уважением, священников, из которых и местного благочинного, назначаемого епископом, составляется совет. В заведование благочиннического совета могла бы отойти весьма значительная часть дел, в настоящее время находящихся частью в ведении епископов и консисторий, частью в ведении благочинных, частью – других учреждений. Так, ведению благочиннического совета могли бы быть предоставлены следующие дела: а) Выдача, приём, просмотр всех приходских отчётностей, метрических, исповедных и приходо-расходных книг со всего округа, с ответственностью за их исправность.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

- содействие районным и муниципальным образовательным структурам в организации и проведении для учащихся общеобразовательных школ района образовательных и культурно- просветительских мероприятий, в том числе, олимпиад по ОПК и других православных олимпиад, организуемых Православным Свято-Тихоновским государственным университетом; - содействие в подготовке и проведении мероприятий, организуемых на территории Санкт- Петербургской епархии Епархиальным Советом по культуре. IV. Руководство и обеспечение деятельности Центра 4.1. Ответственным за работу Центра духовной культуры и образования благочиния является директор Центра, который в своей деятельности подчиняется Отделу и подотчетен благочинному. 4.2. Функции директора Центра должны быть возложены на священнослужителя благочиния, имеющего достаточную профессиональную подготовку и положительный опыт работы в сфере духовно-нравственного воспитания и образования, а также призвание к данному виду деятельности. 4.3. Функции директора Центра может исполнять помощник благочинного по религиозному образованию и катехизации в священном сане, в том случае, если он не совмещает деятельность в сфере религиозного образования и катехизации с работой по другим профильным направлениям деятельности в благочинии (социальное, молодежное миссионерское). 4.4. Кандидатуру на должность директора Центра благочинный представляет Отделу на согласование. Отдел ходатайствует перед правящим Архиереем об утверждении кандидатуры. 4.5. Директор Центра осуществляет свою деятельность в сотрудничестве с педагогом- методистом благочиния, который отвечает за консультационную и методическую работу в сфере духовно-нравственного развития, воспитания и образования, в том числе, в рамках преподавания предмета " Основы православной культуры " в общеобразовательных школах района. 4.6. Педагог-методист благочиния должен являться профессионалом в сфере духовно- нравственного воспитания и образования, а также иметь призвание к данному виду деятельности. Педагог-методист не может осуществлять свою деятельность одновременно в двух и более благочиниях.

http://mitropolia.spb.ru/docs/polozhenie...

Одновременное существование благочиннической и уездной миссии (о ней речь пойдет в следующем разделе) многим казалось неоправданным. В хранящейся в архиве Собора машинописной копии проекта, подготовленного Бизюковским съездом, напротив раздела «Уездная миссия» имеется приписка: «Лишнее звено». 253 Однако Собор счел лишним звеном не уездную миссию, а благочинническую. На 115 заседании Собора по предложению архиепископа Коломенского Иоасафа (Каллистова) 254 раздел «Окружная (благочинническая) миссия» был исключен. 255 3.3.3. Уездная миссия Как уже было сказано в предыдущем разделе, Правила об устройстве внутренней миссии (1908) предусматривали должности уездного и епархиального миссионера, а проект Бизюковского съезда (1917) подразумевал существование окружной и уездной миссии. В докладе отдела О внутренней и внешней миссии структура уездной миссии описывалась следующим образом. Руководить ее работой должен был уездный съезд духовенства и мирян с исполнительным органом в виде уездного миссионерского совета. Предполагалось, что в члены совета будут избираться священнослужители и миряне в равном числе. Уездные миссионеры (количество которых определяется епархиальным собранием) должны были назначаться и увольняться епархиальным архиереем по представлению епархиального миссионера после переговоров с уездным миссионерским советом. Уездная миссия должна была решать задачи как пастырско-народной, так и специальной (т.е. профессиональной) миссии, занимаясь организацией миссионерских крестных ходов, созданием миссионерско-апологетических и гомилетических курсов, учреждением братств, распространением литературы, проведением лекций и чтений. Планировалось, что в каждом уезде будет несколько профессиональных миссионеров, которые не служат на приходе, а занимаются исключительно миссионерским служением. В уездах, не имеющих возможности содержать таких миссионеров, эти обязанности должны были брать на себя приходские священники, имеющие необходимое образование. Уездные миссионеры должны были организовывать беседы, регулярно посещать неблагополучные населенные пункты и приходы и помогать пастырям в организации пастырско-приходской миссии.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

Благочиния 55. Епархия разделяется на благочиннические округа во главе с благочинными, назначаемыми епархиальным архиереем.56. Границы благочиний и их наименование определяются архиереем Епархиальным советом.57. В обязанности благочинного входит:а) забота о чистоте православной веры и достойном церковно-нравственном воспитании верующих;б) наблюдение за правильным и регулярным отправлением богослужений, за благолепием и благочинием в храмах, за состоянием церковной проповеди;в) забота об исполнении постановлений и указаний епархиальной власти;г) попечение о своевременном поступлении в епархию приходских взносов;д) советы духовенству как относительно выполнения ими своих обязанностей, так и относительно их личной жизни;е) устранение недоразумений между духовенством, а также между духовенством и мирянами без формального судопроизводства и с докладом о наиболее значительных инцидентах правящему архиерею;ж) предварительное расследование церковных правонарушений по указанию епархиального архиерея;з) ходатайство перед архиереем о награждении заслуживающих поощрения клириков и мирян;и) внесение предложений правящему архиерею по заполнению вакантных должностей священников, диаконов, псаломщиков и регентов;к) предоставление отпусков духовенству на срок не более одной недели;л) забота об удовлетворении религиозных потребностей верующих в приходах, временно не имеющих священнослужителей;м) наблюдение за строительством и ремонтом церковных зданий на предмет соответствия проводимых работ утвержденной в установленном порядке и одобренной епархиальными властями проектно-сметной документации;н) забота о наличии при храмах всего необходимого для правильного совершения богослужений и нормального приходского делопроизводства;о) исполнение иных возлагаемых на него архиереем обязанностей.58. В осуществлении своих обязанностей благочинный по крайней мере один раз в год посещает все приходы своего округа, проверяя богослужебную жизнь, внутреннее и внешнее состояние храмов и иных церковных построек, а также правильность ведения приходских дел и церковного архива, знакомясь с религиозно-нравственным состоянием верующих.59. По указанию правящего архиерея, по просьбе настоятеля, Приходского совета или Приходского собрания, благочинный может проводить заседания Приходского собрания.60. С благословения епархиального архиерея благочинный может созывать священников на братские совещания для рассмотрения общих для благочиния церковных нужд.61. Ежегодно благочинный представляет правящему архиерею по установленной форме отчет о состоянии благочиния и о своей работе.62. При благочинном может существовать канцелярия, служащие которой назначаются правящим архиереем, и архив.63. Деятельность благочинного финансируется из общеепархиальных средств.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

17 апр. 1907 г. Н. Анисимов был пострижен в Крестовой ц. Архиерейского дома в Казани архим. Андреем в монашество с именем Нестор, 6 мая того же года рукоположен еп. бывш. Приамурским, управляющим Свияжским Успенским Богородицким мон-рем Иннокентием (Солодчиным) во диакона, 9 мая Чистопольским еп. Алексием (Дородницыным ; впосл. архиепископ) - во иерея. По прибытии на Дальн. Восток Н. был назначен еп. Евсевием на должность настоятеля Спасской ц. в г. Гижигинске Приморской (с 1909 Камчатской) обл. и одновременно начальником Корякской походной миссии и миссионером 11-го благочиннического окр. Огромную территорию Гижигинского благочиния, охватывавшего север современных Магаданской обл. и Камчатского края, окормляли всего 2 священника (вместе с Н.). Н. регулярно объезжал отдаленные стойбища коряков и тунгусов (эвенов) на собачьих и оленьих упряжках, совершал требы, произносил проповеди, разъяснял пагубность сохранявшихся среди аборигенов языческих суеверий, оказывал медицинскую помощь. Изучив местные наречия, Н. перевел в 1908 г. на корякский язык Божественную литургию, молитвы, проповеди и беседы, нек-рые главы из Евангелия, составил русско-корякский словарь и разговорник; на тунгусский язык он перевел молитву «Отче наш», заповеди Моисея и заповеди блаженства. Иером. Нестор (Анисимов). Фотография. 1907 г. Иером. Нестор (Анисимов). Фотография. 1907 г. Н. всегда старался прийти на помощь своей пастве, часто страдавшей от тяжелых лишений, голода и эпидемий. Он прибыл в Гижигинск сразу после случившегося в авг. 1907 г. на охотском побережье наводнения, к-рое уничтожило жилища эвенов, их имущество (прежде всего теплую меховую одежду) и съестные припасы. Кроме того, случился недоход в реках нерестовой рыбы, которая являлась основным продуктом питания для местного населения. Н. немедленно написал письма во Владивосток архиеп. Евсевию, в Казань - еп. Андрею, а также в Кронштадт - прот. Иоанну и получил от них денежную помощь и продуктовые посылки для пострадавших от стихийного бедствия. Во Владивостоке было опубликовано воззвание Н. о помощи жертвам наводнения (Владивостокские ЕВ. 1907. 24. С. 450-452), перепечатанное затем газетами в ряде др. городов и губерний России, где прошел сбор средств. В дальнейшем Н. неоднократно обращался за поддержкой и советом к духовно близким ему людям по всей России. Поскольку средств на просветительскую и благотворительную деятельность катастрофически не хватало, Н. считал необходимым создание всероссийского братства или об-ва для помощи коренным жителям Камчатской обл. (охватывавшей тогда всю сев.-вост. часть российского Дальн. Востока) и организацию для них особой духовной миссии.

http://pravenc.ru/text/2565132.html

В отношении мирян церковному суду подлежать дела., касающиеся брака, а именно: 1) о незаконно совершенных браках, 2) о их прекращении и расторжении и 3) о правильности их 1729 . Вопросы о пользовании имуществом по поводу брачных процессов подлежат ведению судов гражданских 1730 . § 120. 2. Церковные суды В церковном законодательстве с достаточною подробностью изложено, какие суды могут существовать в церкви и каков круг дел, подведомых им, 6 канон II Вселенского собора устанавливает порядок судопроизводства по церковным делам, а 9 канон IV Вселенского собора указывает этот порядок по делам частного характера между духовенством. Вальсамон в толковании этого последнего канона, на основании существовавшей тогда судебной практики, говорит: «если клирик желает жаловаться на другого клирика, или на епископа, или на митрополита, он должен по законам подать свою жалобу в тот суд, которому подлежит обвиняемый, так как клир и монахи должны отвечать пред судом епископа, епископы пред судом митрополита, а митрополиты – пред судом патриарха» 1731 . Тут ясно и точно представлены нам три судебные инстанции: епископская, митрополичья и патриаршая. Из других источников известно, что существовала еще одна судебная инстанция, ниже епископской, для небольших округов в епархиях, которую, применительно к нынешней церковно-административной терминологии, можно бы назвать протопресвитерскою (благочинническою) 1732 . Таким образом, в канонических источниках мы находим четыре судебных инстанции: патриаршую, митрополичью, епископскую и протопресвитерскую. По канонической основе устройства, православной церкви, всякая власть в ней действует соборно (§ 54), а, следовательно, и власть судебная. Личному суду епископа подлежат только такие проступки духовных лиц, которые, главным образом, касаются их совести и не представляют общественного соблазна, а потому виновные могут быть исправлены архипастырским советом и выговором со стороны епископа. Этот личный суд епископ совершает без всяких формальностей, и приговор его не подлежит рассмотрению дальнейшего суда 1733 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БЛАГОЧИННИЧЕСКОЕ СОБРАНИЕ коллегиальный орган управления благочинническим округом , введенный Поместным Собором Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. Собор в «Определении об епархиальном управлении» предусматривал учреждение 2 видов Б. с.- пастырских и общих (V 68 ). В пастырских Б. с. должны были участвовать все священники благочиннического округа по своему должностному положению, а проч. клирики и причетники - по желанию (V 69). Собор установил периодичность в созыве пастырских Б. с.- не реже 1 раза в год (V 69). В соответствии с Определением Собора ввиду необходимости могли созываться экстренные пастырские собрания. Созывал их благочинный по собственному усмотрению, по заявлению 1/3 священников округа или по распоряжению правящего архиерея. Председательствовал на пастырских собраниях благочинный, в случае его отсутствия председатель избирался собранием из числа пресвитеров (V 70). Общие Б. с., согласно Определению Собора, состояли из всех штатных членов причтов приходских, домовых и монастырских церквей благочиннического округа, сверхштатных священников, приписанных к церквам округа, а также из мирян, членов приходских советов , по избранию самих приходских советов в числе, равном числу клириков и причетников каждой церкви. В общих Б. с. участвовали настоятели муж. мон-рей. Председательствовали благочинный или его заместитель (V 71). Очередные общие Б. с. должны были созываться не реже 1 раза в год, в канун епархиальных собраний . Экстренные общие Б. с. могли созываться благочинным по неотложным делам отдельных приходов, по заявлению 1/3 членов собраний или по требованию епархиальной власти (V 73). Постановления Б. с., требующие утверждения епархиальной власти, представлялись на утверждение епархиального архиерея, а проч. решения доводились до его сведения (V 75). Ведению пастырских собраний подлежали дела, относящиеся к пастырскому служению (V 69), а предметом общих Б. с. были: забота о благолепии и единообразии церковного богослужения, рассмотрение финансовой сметы, составляемой благочинническим советом , обсуждение церковно-просветительского и школьного дела, вопросы, связанные с открытием новых и закрытием существующих приходов, предварительное рассмотрение дел, подлежащих рассмотрению епархиальными и уездными собраниями, избрание благочинного, членов благочиннического совета, избрание представителей от благочиннического округа на общеепархиальные и уездные собрания.

http://pravenc.ru/text/149347.html

Зачем же, спрашивается, создавать такие формально-полицейские отношения между благочинническим центром и приходом в делах, отданных всецело компетенции последнего, когда, согласно постановлениям того же устава, протоколы приходских собраний (а также советов) всегда должны быть открыты пред благочинным или другим лицом, посещающим приход по поручению епископа, – когда прихожанин в чем-либо недовольный постановлением приходского собрания, затрагивающим его интересы, имеет право законного протеста, – когда наконец и настоятель прихода вместе с тем и председатель приходского собрания не лишен возможности довести до сведения властей о каком-либо незаконном и вредном для церковных интересов распоряжении приходской общины. Наоборот, надо употребить все усилия к тому, чтобы между приходом и благочинническим центром (собранием и советом) образовались бы не начальнические, а живые, братская отношения, и что бы приходы смотрели на эти центры, как на такие учреждения, кои могли бы путем объединения приходов помочь осуществлению всех тех важных и трудных дел, которые не по силам одного какого-либо прихода и могут быть выполнены средствами и стараниями объединенных приходов (постройка, например, приходской больницы в каком-либо удобном пункте для нескольких окружающих его приходов и т. п.). Также, при установлении дружелюбных и близких отношений между приходами и благочинническими центрами, можно рассчитывать на более справедливое и нормальное распределение обще-епархиальных сборов и налогов между приходами, сообразно их действительным достаткам и состоянию церковно-приходского имущества и кассы. Насколько, по нашему мнению, в настоящее время утрачено ясное представление о приходе, как церковной единице или церковной общине (ecclesia, малая Церковь Христова), можно усмотреть между прочим и в навязывании ему разного рода дел и занятий, ничего общего не имеющих с церковно-приходской деятельностью. Так, например, весьма странно видеть в сепаратном уставе профессора Бердникова отнесение в разряд «приходских книг», таких, ведение коих возложено на духовенство (как сословие) или духовным его начальством, или же светскою правительственною властью. Именно профессор Бердников перечисляет эти, будто бы, «приходские книги» в таком порядке: 1) клировые ведомости, 2) метрические книги, 3) обыскные книги, 4) исповедные росписи и 5) приходо-расходные книги.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Papk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010