9) Купчие крепости по покупке и продаже недвижимых имуществ совершаются советом пресвитеров, который после этого и заведует приобретённым имуществом на общем основании. 10) Основание свечных заводов, свечных складов, складов церковных принадлежностей и прочее также требует согласия всей епархии, причём вопрос решается тем же порядком, как и вопрос о приобретении недвижимых имуществ. 11) Заводами и складами заведуют особые избранные съездами комитеты, которые дают отчёт совету пресвитеров для представления съезду. 12) Чистая доходность от заводов и складов идёт частью на амортизацию затраченного на предприятие капитала или на расширение предприятия, частью – на удовлетворение обще-епархиальных нужд. 13) Желательно, чтобы епархиальные имущества не пользовались никакими особыми привилегиями, которые могут поставить их в ложное положение по отношению к обществу, а несли одинаково со всеми другими все общественные и государственные подати и повинности, взамен чего им должны быть предоставлены все права, принадлежащие всем другим имуществам. г) Благочиния 1) Для лучшей разработки как религиозно-нравственных, так и хозяйственных вопросов, подлежащих обсуждению епархиальных съездов, а равно для решения хозяйственных дел приходов, и дел судебных, подлежащих приходскому совету и благочинническому съезду, епархии делятся на благочиния, в состав которых входят приблизительно по десяти приходов. 2) Делами благочиний заведуют: а) благочинные, б) благочиннические съезды. О благочинных 3) Благочинные избираются благочинническими съездами и утверждаются епископом на три года. 4) Благочинные состоят помощниками епископа по управлению епархией на местах. 5) Вознаграждение благочинным определяется благочинническими съездами. 6) В своих действиях благочинные руководствуются особой составленной для сего инструкцией. О благочиннических съездах 7) Благочиннические съезды составляются из избранных на приходских собраниях депутатов, по два депутата от каждого прихода, причём один депутат должен быть священник, другой – мирянин.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

77. Исполнительным органом Благочиннического Собрания является Благочинный с состоящим при нем Благочинническим Советом. 78. Благочиннический Совет состоит из председателя – Благочинного, двух членов клира, из коих один должен быть в сане пресвитерском (он же и заместитель Благочиннаго), и двух мирян. 79. Избрание Благочинного и членов Благочиннического Со­вета (а равно и заместителей их) происходит на Общем Благочинническом Собрании закрытою баллотировкою, причем избранным считается получивший более половины голосов. Благочинный (председатель) избирается на пять лет, а члены Совета – на три года. Избранные утверждаются епархиальным Архиереем. 80. Благочинный и члены Благочиннического Совета не мо­гут быть избираемы из лиц опороченных или бывших под судом. Члены Благочиннического Совета из мирян должны быть из лиц известных религиозно-нравственным настроением и преданностью Церкви. 81. Благочиннический Совет собирается Благочинным по мере надобности, но не менее одного раза в месяц. Для законности Собрания необходимо присутствие не менее трех членов, включая и Благочинного. 82. Постановления Благочиннического Совета кратко записы­ваются в книгу протоколов. 83. На Благочинных возлагается: а) ближайшее руководство и указания духовенству округа в его служебной деятельности; б) собирание налогов с церквей и причтов и выдача бланок, прием приходской отчетности для представления епархиальному начальству, метрических, обыскных и приходо-расходных книг всего округа; Примечание к пункту б. Благочинный в помощь себе для просмотра приходской отчетности, а также в дру­гих потребных случаях, имеет право приглашать одного из членов Совета. в) объявление распоряжений епархиальной и высшей церковной власти и постановлений Благочиннических Собраний и Совета и наблюдение за их исполнением; г) наблюдение и забота за исполнением клириками своих прямых служебных обязанностей и за благоповедением их, причем о нерадивых клириках или ведущих зазорную жизнь, по первом и втором вразумлении, Благочинный докладывает Благочинническому Совету;

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/oprede...

При нынешнем порядке назначение священника в тот или другой приход зависит исключительно от усмотрения епархиальной власти, а желание прихожан не принимается во внимание, если бы они даже имели в виду достойного кандидата. Желательно предоставить прихожанам право избирать себе священника из известных им лиц, которые будут одобрены местным духовенством или только благочинническим советом. Такие кандидаты могут быть из местных псаломщиков или диаконов с богословским образованием, или из народных учителей; конечно, кандидаты эти должны быть доброго поведения. Выбор прихожанами себе священника не противоречит каноническим правилам, и такой порядок прежде практиковался в русской Церкви. Если ново-рукоположенный священник будет вести себя в приходе неодобрительно, прихожане могут внушить ему, чтобы он вёл себя должным порядком, а иначе они будут просить епархиальную власть через благочиннический совет убрать от них такого священника. Это должно сдерживать священников от зазорного и недостойного их сана поведения. Если прихожане терпят священника зазорного поведения, то епархиальная власть, когда оной будет это известно, поступает на основании законоположений по своему усмотрению. Недоразумения между прихожанами и членами причта разбирает благочиннический совет с депутатами от прихожан. Желательно, чтобы священники более продолжительное время жили в одном приходе, например, около десяти лет, хотя могут быть и исключения. Возможно перемещение и в другой, более хороший, вакантный приход. Если прихожане последнего знают известного священника с хорошей стороны и он прослужил в своём приходе довольно времени, а желание перейти в лучший приход у него есть, то прихожане могут просить назначить к ним такового священника. В случае, если прихожане в течение полугода не могут выбрать себе священника, таковой назначается к ним епархиальной властью. Лучшие места в епархии епархиальная власть может предлагать более достойным священникам, с согласия прихожан, в виде награды, когда они долго прослужили в приходе сравнительно бедном. А также многосемейные должны рассчитывать на лучшие в материальном отношении приходы, если того достойны. На тех же основаниях прихожане выбирают в свой приход диаконов и псаломщиков. Последние могут быть выбираемы и из грамотных крестьян, отличающихся добрым поведением и обладающих хорошим голосом. 6) Относительно обеспечения духовенства жалованьем взамен пользования земельными участками, которые в Архангельской епархии приносят по большей части убыток причтом, а не доход

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

35 . Членами Епархиального собрания не могут быть лица: 1) не исполнившие в течение года христианского долга исповеди и св. Причастия и 2) опороченные по суду церковному. Прослуживший свой срок депутат может быть избираем вновь. Не менее половины клириков должны быть в пресвитерском сане. 36 . В Епархиальное собрание входят представители монашества и духовно-учебных заведений... 37 . Епархиальное собрание а) избирает членов Епархиального Совета, членов Епархиального Суда и других должностных лиц и кандидатов к ним тех епархиальных учреждений, в уставах и положениях коих не имеется на сей предмет особых указаний; б) составляет правила и инструкции в развитие и применение общих правил и постановлений Православной Российской Церкви; в) рассматривает жалобы на все подчиненные Собранию епархиальные учреждения; г) наблюдает за течением епархиальной жизни; д) ревизует деятельность епархиальных учреждений. 47 . Епархиальный Совет есть постоянно непрерывно действующее административно-исполнительное учреждение, состоящее из выборных членов, при содействии которого епархиальным архиереем производится управление епархией. 67 . В каждом благочинническом округе действуют окружные Благочиннические собрания, которые являются в общем строе епархиальной жизни следующими после Епархиальных собраний административно-распорядительными органами. 68 . Окружные Благочиннические собрания бывают: а) пастырские и б) общие. 77 . Исполнительным органом Благочиннического собрания является Благочинный с состоящим при нем Благочинническим Советом. 78 . Благочиннический Совет состоит из председателя – Благочинного, двух членов клира, из коих один должен быть в сане пресвитерском (он же и заместитель Благочинного), и двух мирян. 79 . Избрание благочинного и членов Благочиннического Совета происходит на общем Благочинническом собрании закрытой баллотировкой... Благочинный избирается на пять лет, а члены Совета – на три года. Избранные утверждаются епархиальным архиереем. 84 . На Благочиннический Совет возлагается:

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Прежде всего архипастырь останавливает своё внимание на „Харьковском Епархиальном Совете по миссионерским делам“. По его повелению Совет занимался выработкой особых „правил для своей деятельности“. Составленные местным епархиальным миссионером и рассмотренные Советом „Правила для деятельности Харьковская Епархиального Совета по миссионерским делам“ удостаиваются одобрения и утверждаются резолюцией архипастыря, от 29 марта 1905 года за 1313. По этим „правилам“: § 1) Харьковский Епархиальный Совет по миссионерским делам, состоящий под непосредственным руководством и наблюдением епархиального преосвященного, ведает дела и вопросы об устройстве местной миссии и о способах действования пастырей Церкви по отношению к раскольникам и сектантам. § 2) Харьков Епарх. Совет по мисс. делам действует в строгом согласии с утверждёнными Св. Синодом: „Правилами об устройстве миссий и о способе действий миссионеров и пастырей Церкви по отношению к раскольникам и сектантам“ (определ. Св. Синода от 25 мая 1888 г. за 1116), а также с другими узаконениями Св. Синода и гражданскими по делам миссии. § 3) Харьк. Епарх. Совет по мисс. делам заботится о широком развитии и наилучшей постановке миссионерского дела в епархии, с каковой целью употребляет следующие средства: а) заботится об учреждении должностей миссионеров противо-сектантского и противо-раскольнического и их помощников и сотрудников; б) насаждает миссионерские учреждения, как то: комитеты, кружки и т. п.; в) устраивает ежегодно благочиннические миссионерские съезды и, по мере надобности, съезды уездные и епархиальные; г) ходатайствует о построении или расширении храмов в заражённых расколом и сектами приходах; д) содействует наилучшему материальному обеспечению причтов в раскольничьих и сектантских приходах и привлечению в эти приходы достойных священнослужителей; е) печётся о благолепии в храмах богослужения и особенно об устройстве хороших церковных хоров в заражённых лжеучениями приходах и содействует распространению лучших образцов церковной живописи, наблюдает затем, чтобы в храмы не были допускаемы изображения, не соответствующие исторической действительности и святости Бога и святых Его; ж) заводит и улучшает церковные, благочиннические, а также и уличные миссионерские библиотеки; з) распространяет в народе миссионерские листки и брошюры; и) способствуем развитию церковношкольной миссии; i) поощряет разными законными способами миссионерских деятелей; к) ходатайствует перед благотворительными учреждениями о материальном вспомоществовании новообращённым из раскола и сектантства в случае их действительной нужды; л) рекомендует знакомых экспертов в разные судебные учреждения по делам, возникающим там против раскольников и сектантов и м) по отношениям Духовной Консистории даёт свои отзывы о делах, касающихся раскольников и сектантов.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В основу благочиннических советов были положены начала соборности: духовенство на благочинническом соборике избирало двоих всеми уважаемых священников, которые вместе с благочинным и под его председательством и рассматривали означенные дела, руководствуясь не только законами и указами, но преимущественно внушениями совести и местными обычаями, получившими одобрение епархиального начальства. Спорящим сторонам дозволялось избирать своих депутатов для участия в разбирательстве дела. Совет производил разбирательство дел словесно, без всякой формальности, по жалобам как словесным, так и письменным. Смотря по свойству дел, совет, прежде разбирательства дела, мог послать своего члена исследовать дело на месте и затем уже постановить решение. Обо всех жалобах и делах, поступающих в совет, ведётся журнал, с краткой записью существа дела и решения совета, за подписью членов совета и депутатов от спорящих сторон. Решение совета, по записи в журнал, тотчас объявляется через благочинного, с взятием в слышании оного расписки, и затем немедленно приводится в исполнение. Чтобы устранить возможность пересмотра почти всех дел, решаемых советом, в духовных консисториях, как это было с делами, решаемыми в духовных правлениях, в инструкциях благочинническим советам точно был установлен порядок обжалования их решения. Для советов Вологодской епархии был установлен следующий порядок: недовольному решением совета предоставляется право взять с решения копию и перенести дело на рассмотрение периодического собрания духовенства в их округе или даже епархиального начальства; но в таком случае, для избежания напрасной проволочки дела, назначается для подания апелляции семидневный срок, по истечении которого, если не будет подана апелляционная жалоба благочинному на имя периодического собрания или высшего начальства, решение совета приводится в исполнение, несмотря на то, что недовольный изъявил на решение своё неудовольствие, и при сем объявляется, что если жалоба его на решение совета окажется неправильной, в таком случай он подвергается двойному взысканию пени в пользу попечительства или ответственности по закону в высшей степени. Если же при решении дела участвовал с которой-либо стороны избранный депутат, той спорящей стороне апелляция не дозволяется. Благочинническим советам Вологодской епархии было предоставлено налагать следующие меры взыскания:

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

—139— 73 . Очередные общие благочиннические собрания созываются не менее одного раза в год и должны предшествовать епархиальным собраниям. Экстренные же общие благочиннические собрания созываются: а) по неотложным делам отдельных приходов, разрешаемым общими собраниями, б) по заявлению членов собраний и в) по требованию епархиальной власти. 74 . Постановления собрания кратко записываются в особую книгу и подписываются председателем, секретарем и по желанию членами собрания. 75 . Постановления Благочиннических Собраний, требующие утверждения епархиальной власти, представляются на утверждение епархиального Архиерея, а о прочих доводится до его сведения. 76 . Ведению общих благочиннических собраний подлежат следующие дела: а) заботы о благолепии и единообразии церковного богослужения; б) рассмотрение финансовой сметы, составляемой благочинническим советом, по всем учреждениям округа, обсуждение годовых отчетов о религиозно-нравственном состоянии округа и отчетов просветительных, благотворительных, миссионерских и иных благочиннических и приходских учреждений; в) обсуждение предположений благочиннического совета о мероприятиях к оживлению церковно-приходской жизни в округе и к устранению неблагоприятных для нее условий, о борьбе с расколом, сектантством и неверием; г) обсуждение церковно-школьного дела в округе вообще и преподавания Закона Божия в частности; д) разрешение заявленных благочинническому совету недоумений в церковно-приходской жизни отдельных приходов; е) заключение об открытии новых и закрытии существующих приходов, а также об изменении границ приходов в пределах округа как по ходатайству приходов, так и по предложениям епархиальной власти; ж) пересмотр и распределение между церквами и причтами благочиния налогов на содержание просветительных учреждений (духовно-учебные заведения, библиотеки), благотворительных и других; з) предварительное обсуждение дел, подлежащих рассмотрению епархиальных и уездных собраний; и) обсуждение вопросов об открытии и содержании просветительных, благотворительных, экономических учреждений, касс взаимопомощи, похоронных и других действующих в пределах благочиннического округа; к) рассмотрение и утверждение сметы по содержанию благочинного, членов благочиннического совета и других должностных лиц округа; л) избрание благочинного, членов благочиннического совета, заместителей их и других должностных лиц в

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Некоторые, впрочем, священники не только сами сознавали всю нежелательность горделивого отношения пастырей к пасомым, но старались обращать на это обстоятельство и внимание своих собратий, даже путем печатного слова. Так, по поводу выборных благочинных и благочиннических съездов, один священник, отмечая тот бесспорный факт, что, по местам, заметна и доселе некоторая сановитая спесивость священника пред прихожанами и даже причтом, что в северо-западном крае особенно вредно, советовал «для устранения этой польщизны и сближения с прихожанами» поставить правилом для благочиннических съездов приглашать и попечителей, крестьян и мещан на оные, при рассуждениях о состоянии народной нравственности и благотворительности А указывая, далее, на необходимость борьбы с латинством и польщизною, священник этот справедливо замечал, что для успешной борьбы «с этою вражий силою нужно сбросить с себя и польские лохмотья, польский полу-варварский язык и польскую спесь в обращении с прихожанами и причтом, стать русскими и душою и телом, и делом, и словом». Кроме высокомерного отношения не малого числа священников к своим прихожанам, одною из важнейших причин ненадлежащих отношений между ними, была, как замечал в своем отчете по ревизии за 1873 год пр. Евгений, нескрываемая духовенством и не всегда умеренная заботливость об умножении доходов, которая не могла внушить прихожанам чувство уважения к нему. 197 «Редко прихожанин, писал в отчете преосвященный, решится жаловаться на священника, но еще реже прихожанин окажется правым по суду. Это, конечно, раздражает прихожан и внушает им боязнь к причту и окончательно истребляет доверие к духовенству, так что прихожане за советом и помощью идут не к духовенству, а к еврею». Между тем, как грубое обращение священников с прихожанами, так и вымогательство, нередко доходило до сведения гражданской власти и давало ей повод жаловаться на духовенство епархиальному начальству. Так, например, в 1868 году гродненский губернатор жаловался на одного священника за крайне грубое обращение с прихожанами, которое выразилось в том, что, при венчании одного крестьянина с католичкою, когда следовало идти около аналоя, и молодая стала просить идти налево, по своему обряду, священник, вместо разъяснения, схватил ее за головной убор с такой сплою, что шпильки воткнулись в голову её, причем ругал ее и грозил, что, если она не пойдет, то велит сорвать с нее одежду и нагую гнать до дома.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

Епархиальное собрание составляется из выборных представителей духовенства в сане священника, по одному от благочиннического округа и выборных представителей от народа, по одному от того же округа. Выборы представителей, сроком на 3–4 года, производятся на благочиннических собраниях в полном их составе. Избранные могут получать от своих округов денежное пособие для поездки в епархиальный город и пребывание в нём во время собрания. В собрании принимает участие один из членов пресвитерского совета, по назначению от епископа. Он открывает собрание, после чего председатель собрания, товарищ его и секретари избираются самим собранием. Занятия собрания проходят по программе, составляемой советом и утверждаемой епископом. Новые вопросы могут быть вносимы по заявлению не менее 10 членов собрания. Кроме тех вопросов, которые подлежат рассмотрению епархиальных съездов духовенства в настоящее время, епархиальное собрание имеет своей задачей: выслушивать постановления областных Соборов епископов и наставления епархиального архиерея, обсуждать вопросы, относящиеся к распространению и укреплению веры, поддерживанию религиозного образования и т. д. По усмотрению своему архиерей обращается к собранию или в полном его составе, или только к духовным его членам, как например с наставлениями по вопросам пастырской практики. Духовные члены собрания могут быть уполномочены своими избирателями – духовными и к обсуждению корпоративных нужд духовенства, как например состояние эмеритальной кассы, и по этим вопросам совещаются отдельно от представителей народа. Постановления собрания представляются епископу и, по его утверждении, направляются к исполнению в пресвитерский совет. Состав вспомогательных учреждений (комитетов) избирается на срок или на неопределённое время собранием. Окружные съезды по делам духовных училищ считаются окружными отделами (секциями) епархиального собрания и действуют в том же порядке, как и собрание, при участии одного из благочинных, по назначению от епископа. Благочиннические советы составляются при благочинных по избранию окружного духовенства сроком на 3–4 года, соответственно организации совета пресвитеров. Круг действий этих советов, в соответствии с уставом совета пресвитерского и измененной инструкцией благочинным, должен быть определен с точностью, так чтобы эти учреждения не по имени только, а в действительности могли служить посредствующим звеном между пресвитерским советом и причтами. Благочиннический совет вырабатывает программу вопросов, подлежащих обсуждению благочиннического собрания, и следит за выполнением утверждённых постановлений этого собрания.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Были определены следующие типы школ под руководством духовенства: 1) для начального образования детей и взрослых; 2) учительские — для подготовки учительских кадров в начальные школы. К первому типу относились школы грамоты, ЦПШ, воскресные школы; ко второму типу — второклассные и церковно-учительские. Управление ЦПШ осуществлялось Училищным советом при Св. Синоде, на региональном уровне — губернскими и уездными советами, на местном уровне — благочинническим советом. Руководители благочиннических округов дважды в год отчитывались перед духовными консисториями о состоянии учебно-воспитательного процесса в школах. Были определены источники финансирования всех типов школ, правила попечительства над ними, способы решения хозяйственных проблем, однако финансирование ЦПШ все же было недостаточным. Порой возникали трудности с материальным обеспечением школ, некоторые школы содержались на личные средства духовенства (особенно распространено в сельской местности). В конце XIX — начале XX в. происходит невиданный расцвет ЦПШ. О сочувствии народа и общественности церковной школе и энергии духовенства свидетельствуют факты. Если во время введения «Правил» в 1884 г. по Российской империи было всего 4064 ЦПШ со 105 317 учащимися (92106 мальчиков и 13 211 девочек), то через 10 лет, в 1894 г., было уже 31835 школ с 981076 учащимися (808 001 мальчиков и 173 075 девочек). Таким образом, за 10 лет число школ по Российской империи увеличилось почти в 8 раз, а число учащихся почти в 10 раз. В частности, особенно заметно возросло число учащихся девочек: в то время как количество учеников увеличилось в 9 раз, число учениц — в 12 раз. После 1905 г. число ЦПШ уменьшается, а число учащихся во всех школах страны растет. Однако в 1914 г. по всей Российской империи насчитывалось уже 38 138 ЦПЩ с 2 113 894 учащимися С. 118—125; 9. С. 114; 50. С. 700]. Таким образом, за 30 лет существования ЦПШ в Российской империи число учащихся выросло в 20 раз. Но количественный рост школ не всегда соответствовал качественному уровню преподавания в них, вопрос об учительском составе ЦПШ в некоторых регионах империи стоял довольно остро. Для решения кадрового вопроса церковное руководство вынуждено было прибегнуть к решительным мерам. По решению Св. Синода от 3 марта 1886 г. наличие права преподавания стало предпосылкой получения должности диакона, т. е. эту должность занимали учителя с семинарским образованием. Для этого в 1888 г. была принята синодальная программа проведения экзаменов на звание учителя ЦПШ. Следующим шагом стало вычитание 1/3 из доходов штатного диакона в случае отказа преподавать в школе С. 374—377].

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010