15) О предоставлении юридических прав просветительному учреждению в приходе и автономного заведывания всеми делами прихода (нуждами церкви, просвещения, призрения и распоряжением достоянием церкви). Журнал благочиннического съезда 3-го округа Онежского уезда 1905 года, октября 11–12 дня. Духовенство 3-го округа Онежского уезда, при участии представителей от мирян в лице церковных старост, под председательством благочинного, священника Александра Попова , обсуждало вопросы о реформе церковной жизни, напечатанные в 17 «Арханг. Епарх. Ведомостей» за 1905 год, причём по обсуждении постановило: 1) По вопросу о Соборе всероссийской Церкви духовенство вполне согласно с теми мнениями, которые изложены в статье «О составе церковного собора», помещённой в 21 журнала «Церковный Вестник» за текущий год, с добавлением непременного условия, чтобы в соборных заседаниях обязательно участвовали и низшие члены клира – диаконы и псаломщики. 2) Разделение всероссийской Церкви на церковные округа под управлением митрополитов весьма желательно, с выбором митрополита из епископов округа и с предоставлением им права созывать областные соборы для обсуждения дел, находящихся в ведении митрополитанского управления. На областных соборах должны участвовать представители, выбранные от всех епархий области из иереев, диаконов и псаломщиков. Епископы области, конечно, должны быть непременными членами областных соборов. 3) Об органах епархиального управления и суда Духовная консистория должна быть преобразована. Епархией управляет епископ, выбранный представителями от духовенства и мирян, с советом, состоящим из выборных представителей от иереев, диаконов и псаломщиков. Обособившиеся от консистории и стоящие ныне совершенно отдельно и действующие независимо друг от друга советы и правления по делам епархиально-училищным, миссионерским, братским, епархиальных съездов, эмеритальных касс, свечных заводов и др. ведут свои дела самостоятельно, т. е. постановления свои исполняют без утверждения епархиальной власти. Тогда епархиальные архиереи будут освобождены от того обилия бумажной деятельности, которой они ныне завалены. Но самостоятельная деятельность советов и правлений должна состоять под контролем епископа и его совета, который ревизует дела этих самостоятельных учреждений.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

С 26 октября по 01 ноября состоялся визит официальной делегации Санкт-Петербургской епархии во главе с ректором СПбПДА епископом Гатчинским Амвросием в Сиэтл. В состав делегации вошли - начальник протокольного отдела епархии Иван Николаевич Судоса, проректор по научно-богословской работе СПбПДА прот. Дмитрий Юревич и декан факультета иностранных студентов СПбПДА Надежда Васильевна Колесникова. Визит стал очередным вкладом в развитие плодотворного сотрудничества между Санкт-Петербургской епархией и Советом Церквей Большого Сиэтла в рамках Программы " Санкт-Петербург - Сиэтл - Церкви-Сестры " .    По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси КИРИЛЛА и содействием митрополита Санкт-Петербургского и Ладожскогот ВЛАДИМИРА с 4 по 7 ноября в Москве находилась чудотворная Казанская икона Божией Матери, главная святыня Казанского кафедрального собора Санкт-Петербурга. Делегацию Санкт-Петербургской епархии, доставившую чудотворный образ в столицу возглавил епископ Лодейнопольский Мстислав. Более подробно о своих успехах и проблемах немного позже нам расскажут председатели Епархиальных отделов, а мне бы еще раз хотелось отметить слаженную и плодотворную работу отделов епархии на ниве церковного служения. За период 2012 г. в Санкт-Петербургской епархии произошли следующие административно-территориальные изменения. 19 июня 2012 года протоиерей Артемий Скрипкин был освобожден от должности Председателя Молодежного отдела Санкт-Петербургской Епархии. Благодарим отца Артемия за понесенные труды. На должность Председателя Миссионерского отдела был назначен священник Алексий Галкин. В Санкт-Петербургской епархии был создан Совет по культуре. На должность ответственного секретаря был назначен священник Илия Макаров. Прошу обратить внимание, что с 1 января 2013 года будет изменен размер епархиальных взносов. В настоящее время в Санкт-Петербургской епархии насчитывается 27 благочиннических округов. По Санкт-Петербургу - 9 округов: 1.    Центральный округ - благочинный прот. Владимир СОРОКИН

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=253...

25, 34-36). Эти слова Спасителя свидетельствуют о том, что благотворительность и помощь ближнему являются делом каждого христианина. В связи с этим Синодальный и епархиальные отделы по социальному служению призваны в первую очередь координировать усилия мирян в области благотворительности. Одним из способов осуществления этой задачи является учреждение добровольческих служб на епархиальном, благочинническом и, где это возможно, приходском уровне. Кроме того, помощь обездоленным может осуществляться посредством социально-благотворительных организаций, учреждаемых Церковью. Синодальному отделу по церковной благотворительности и социальной деятельности поручается провести общецерковный съезд представителей соответствующих епархиальных отделов для обсуждения перспектив развития социального служения. 37. Освященный Архиерейский Собор одобряет решения Священного Синода, касающиеся введения грифов Издательского совета и Синодального информационного отдела, и подтверждает, что распространение изданий в системе церковного (епархиального, приходского, монастырского) книгораспространения возможно только после получения ими одобрительного грифа соответствующего Синодального учреждения. Епархиальным управлениям совместно с Издательским советом и Синодальным информационным отделом надлежит в течение 2011 года создать механизмы, обеспечивающие реализацию данного решения. 38. Собор поддерживает инициативу Священного Синода, учредившего ежегодный День православной книги, приуроченный к 1 марта - дню выпуска первопечатного «Апостола» 1564 года. Всем правящим архиереям рекомендуется принять участие в проведении соответствующих мероприятий, координация которых поручена Издательскому совету Русской Православной Церкви и аналогичным структурам в самоуправляемых Церквах. Представляется полезным и развитие в епархиях книжного выставочно-ярмарочного проекта Издательского совета «Радость слова». 39. Особое внимание следует уделять освещению деятельности Церкви в средствах массовой информации - как православных, так и светских, готовых к конструктивному взаимодействию с Церковью.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2011/0...

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 11 (24) января Священноисповедник Владимир Хираско Священноисповедник Владимир родился 11 января 1874 года в городе Каменецк-Подольске Подольской губернии в семье священнослужителя Григория Хираско. В 1889 году Владимир окончил Каменецкое духовное училище, в 1895-м — Подольскую духовную семинарию и был направлен учителем сначала в Киевецкую церковно-приходскую школу в Минском уезде, а затем в Туровскую двухклассную церковно-приходскую школу в Мозырском уезде. В этой же школе преподавала и его супруга Мария Хираско. 10 января 1899 года Владимир был рукоположен во диакона, а 17 января — во священника ко храму Вознесения Господня в селе Омельно Игуменского уезда Минской губернии. В Омельно в народном училище и в церковно-приходской школе в соседней деревне Синча он преподавал Закон Божий. В 1901 году отец Владимир был избран членом церковно-приходского попечительства Омельненской церкви, а в 1904 году — его председателем. В 1904 году Минским епархиальным училищным советом ему была объявлена благодарность за усердное преподавание и добросовестное отношение к школьному делу. 2 мая 1906 года согласно своему прошению отец Владимир был переведен служить в церковь Георгия Победоносца в селе Юревичи Хуторской волости того же уезда. 3 февраля 1911 года он был назначен настоятелем храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в городе Минске при училище слепых, учрежденном в 1897 году по образцу Александро-Мариинского училища слепых в Санкт-Петербурге. В училище он преподавал Закон Божий, самоотверженно служа слепым детям, терпеливо научая их основам христианства. 11 февраля 1913 года состоялся съезд духовенства Минской епархии, на котором делегаты съезда по предложению корпорации Минской духовной семинарии избрали членов правления семинарии от духовенства. В числе избранных был и священник Владимир Хираско. 9 августа 1914 года епископ Минский и Туровский Митрофан (Краснопольский) назначил отца Владимира членом благочиннического совета города Минска. В Минске отец Владимир преподавал Закон Божий в мужской и женской гимназиях, а также был членом Минского епархиального попечительства о бедных духовного звания. В 1915 году он был принят в Свято-Николаевское братство.

http://fond.ru/kalendar/67/vladimir/

( " Прав. Богосл. Энц " ). Последний разбор духовенства, касавшийся лишних церковников и детей духовенства был произведен в 1830-31 годах. " Наконец, указами 1827 и 1830 годов (о поступлении в военную и гражданскую службу) и статьями свода законов 1842 г. были точно определены права рождения и воспитания священно и церковно-служительских детей " , пишет Знаменский, " и для них получилась возможность более выгодного и почетного выхода из своего сословия с правами некоторой привилегированности при избрании службы или другого рода занятий, по самому происхождению и без приписки к податному состоянию. Окончательное расторжение сословной замкнутости духовенства последовало в 1869 г.: 16 апреля определены были новые сокращенные штаты церквей, а указом 26 мая дети духовенства вовсе отчислены от состава духовенства, — священнослужительские с правами личного дворянства или потомственного почетного гражданства, церковно-служителские с правами личного почетного гражданства, после чего духовное сословие определялось только кругом лиц, состоявших на действительной церковной службе " . Распространение веры По официальным данным 1904 г., в России были 4: митрополии, 1 экзархат и 62 епархии. Карташев, указывая, что при Петре Великом в России было 15 миллионов православных, в царствование же императора Николая II 115 мил., пишет: " В патриаршем периоде Россия имела 20 епархий с двадцатью епископами. Кончила свой императорский период Русская Церковь при 64 епархиях и приблизительно 40 викариатствах, возглавляемая более чем 100 епископами " . Епархиальное управление состояло из епархиального архиерея с подчиненными ему вспомогательными лицами и учреждениями, каковы: викарий, консистория, благочинный с благочинническим советом, епархиальные попечительства о бедных духовного звания и депутаты (Попечительства о бедных духовного звания учреждены в 1823 г. при консисториях). Последнее название применялось к духовному лицу, вызываемому при следствии о лицах духовных, к лицам, избираемым в качестве членов на училищные и обще-епархиальные съезды духовенства и командируемым епархиальными начальствами для присутствования в заседаниях земств и городских дум, при разбирательстве гражданских дел, связанных с церковными землями.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2188...

Особенно трогательным, для меня в частности, являлось то чисто материнское участие,, с которым Вы, никем не побуждаемый, вникали во всякое ходатайство крестьян по своим приходским делам; можно было думать, что Вы сами прихожанин любого села далекого Заволжья или Сибири, откуда приходили малограмотные просьбы приходских уполномоченных. Один маститый иерарх говорил мне, что хотя скопление дел и понуждает всех нас быть подчас чиновниками, но наименее чиновником среди нас являлись всегда Вы, незабвенный Владимир Карлович. Да, будучи по своему званию чиновником Духовного Ведомства, Вы на самом деле были прежде всего сыном Церкви и радетелем ее славы... " Будучи обер-прокурором, Саблер развивал ту же деятельность. Последними обер-прокурорами были А.Д. Самарин, А.Н. Волжин и Н.П. Раев. Епархиальное управление. Духовенство По официальным данным 1904 г., в России были 4: митрополии, 1 экзархат и 62 епархии. Карташев, указывая, что при Петре Великом в России было 15 миллионов православных, в царствование же императора Николая II 115 мил., пишет: " В патриаршем периоде Россия имела 20 епархий с двадцатью епископами. Кончила свой императорский период Русская Церковь при 64 епархиях и приблизительно 40 викариатствах, возглавляемая более чем 100 епископами " . Епархиальное управление состояло из епархиального архиерея с подчиненными ему вспомогательными лицами и учреждениями, каковы: викарий, консистория, благочинный с благочинническим советом, епархиальные попечительства о бедных духовного звания и депутаты (Попечительства о бедных духовного звания учреждены в 1823 г. при консисториях). Последнее название применялось к духовному лицу, вызываемому при следствии о лицах духовных, к лицам, избираемым в качестве членов на училищные и обще-епархиальные съезды духовенства и командируемым епархиальными начальствами для присутствования в заседаниях земств и городских дум, при разбирательстве гражданских дел, связанных с церковными землями. Глава управления — архиерей, по избрании Св. Синодом, утверждался Государем; в пределах своей епархии являлся совершенно самостоятельным начальником указанных учреждений и духовенства.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2188...

Прот. Горохов указывает, что откровенных насилий над церковью и её служителями в эти первые месяцы не было. Борьба проходила в области идеологии: особенно активную разоблачительную работу проводил городской голова С.К. Минин - путём чтения антирелигиозных лекций и «бросанием грязи в Церковь и духовенство». Закон Божий ещё сохранялся в школе, но в значительно скомканном и урезанном виде последних уроков занятий. Деятельность сектантов также вносила в религиозную жизнь города и уезда дополнительные трудности. По словам Горохова, духовенство города не опустило рук: оно организовывало и проводило бесплатные лекции, служения торжественных акафистов, чтение проповедей, критически разбирало лекции Минина. Читались лекции и положительного характера, с организацией общенародного пения. Такие мероприятия проводились еженедельно по воскресеньям и четвергам. В качестве вывода протоиерей посчитал необходимым указать, что «народ в своей массе находится на распутье», но в большевизме «разочаровался окончательно». Необходимо учение, которое поразило бы народ своей истинностью и светом, а значит - нужно «больше слова и проповеди». И высказал сожаление, что «сейчас в г. Царицыне нет такого Церковного авторитета, который бы заставил и камни заговорить». Нужно организовать и поставить на высоту дело церковного благовестия. У благочиннического Совета на это нет сил. Поэтому: Царицыну «нужен епископ». Иначе «нам, спящим и придет враг рода человеческого и всеет плевелы» (Мф. 13: 25). Главный тезис рапорта прот. Иакова Горохова, остро чувствующего и понимающего духовную жизнь в Царицыне, состоял в том, что нужен церковный авторитет, епископ, нужна церковная власть в тех условиях гражданской и духовной смуты. К рапорту в адрес Св. Собора благочинный приложил протест граждан - жителей г. Царицына (док. 2), направленный против изданного Советом Народных Комиссаров декрета об отделении церкви от государства. Протест был подписан многими тысячами православных с указанием имён каждого. Текст приговора-протеста носит общий характер, без указания конкретных деталей.

http://ruskline.ru/analitika/2019/09/201...

Позднее отец Петр был возведен в сан протоиерея. Хотя он 6 июля 1923 года уволился за штат, но продолжал служить вплоть до закрытия храма в 1930 году (всего более 40 лет). По воспоминаниям, отец Петр Розанов был человеком духовным, строго вел службу. Все шли к нему за советом, помощью и утешением. Его друг и помощник диакон Павел Гаврилович Любимов тоже происходил из духовного звания. Он родился в 1870 году в селе Меткино. В 1886 году Павел Гаврилович окончил курс в НиколоПерервинском Духовном училище. 23 ноября 1890 года он был определен в псаломщики храма Космы и Дамиана родного села, а через двадцать шесть лет, 5 июня 1916 года, посвящен в сан диакона. С 1918 года отец диакон состоял членом благочиннического совета 6-го округа Подольского уезда. Всего отец Павел прослужил в Меткино сорок лет. Отец Павел был женат на Анне Васильевне (до замужества – тоже Любимовой). У них были дети: Александра, Василий, Сергей, Петр, Наталья и Константин, который умер в 14 лет. Известно, что сын Сергей с 1914 года учился в Виленском Духовном училище. По воспоминаниям, отец Павел был высокого роста, крепкого телосложения, составляя резкий контраст с отцом Петром, который, наоборот, был худощавый, небольшого роста, слабый физически. Отец диакон имел поставленный, сильный, красивый голос, часто напевал из службы. Он был трудолюбивым хозяином, все делал своими руками. Хотя сам жил небогато, всегда помнил о тех, кто живет беднее. На Пасху и другие большие праздники Любимовы пекли большое количество хлеба и пирогов для угощения прихожан. Отец Павел с любовью и большим уважением относился к священнику отцу Петру Розанову. Отцы Петр и Павел жили рядом, в соседних домах. Дружили не только они, но и их семьи. Все невзгоды, обрушившиеся на них после революции, они переносили вместе. В двадцатые годы они оба овдовели. Местные власти были озлоблены против священника и более снисходительно относились к отцу Павлу, и он добровольно принимал нападки против отца Петра на себя, стараясь облегчить положение друга. Родным он говорил: «Мы друзья и должны пройти один путь».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Наша главная задача в том, чтобы многие люди из " прохожан " и " захожан " стали полноценными прихожанами. Архипастырь затронул вопрос качества миссионерских и апологетических материалов, распространяемых в епархии, и необходимость их авторитетного анализа и отбора, а также общедоступного размещения в бумажном и электронном виде. Затем к присутствующим обратился митрополит Иоанн. Он процитировал слова Святейшего Патриарха Кирилла о том, что «в первую очередь местом приложения миссионерских усилий должен быть приход». «В каждом приходе должна идти активная миссионерская деятельность. Речь идет о подготовке миссионеров на приходском, благочинническом и епархиальном уровнях. Порой священник вынужден заниматься организационными вопросами, отдаляясь от своих прямых обязанностей — служения у престола Божия. От этого происходит профессиональное выгорание, усталость, утрата живой связи с общиной. И если у нас будут созданы эффективные приходские структуры миссионерской направленности, это поможет священнику, не разрываясь между различными организационными вопросами, заниматься своей непосредственной пастырской деятельностью», — подчеркнул митрополит Иоанн. Владыка также затронул вопрос о заявлении нравственных позиций Церкви перед лицом вызовов современности: «Вовремя дать оценку общественным явлениям — это тоже наша задача как миссионеров. Сегодня необходимо здраво противостоять таким угрозам, которые подрываю нравственные основы российского общества». Затем с докладом о подготовке миссионерских кадров выступил игумен Серапион (Митько). Он рассказал об усилиях рабочей группы под председательством главы Синодального отдела религиозного образования и катехизации митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия, созданной в 2013 году и подготовившей ряд документов, которые были утверждены Высшим Церковным Советом Русской Православной Церкви. Следующим прозвучало выступление протоиерея Владимира Воробьева. Ректор ПСТГУ отметил важность навыка миссионеров, и в особенности священников, занимающихся миссионерством, «разговаривать с современной молодежью на современном языке».

http://pravoslavie.ru/66802.html

Средства Издательского Совета составляются: а) из доходов от продажи изданий и б) из сумм и капиталов, могущих быть пожертвованными на церковное издательство. Доходы от продажи изданий обращаются на организацию и расширение деятельности Совета и на содержание личного состава оного и служащих в нем. Чистый доход от продажи изданий обращается в запасный капитал Издательского Совета и расходуется, с разрешения Святейшего Синода, на покрытие нужд, сметами не предусмотренных. Пожертвованные капиталы расходуются согласно воле жертвователей. В целях успешного распространения изданий Совета, в епархиальных городах устраиваются склады изданий Совета. Епархиальные склады могут иметь, с разрешения Издательского Совета, агентов для распространения изданий Совета (епархиальные братства, Училищные Советы и их отделения, епархиальные и окружные наблюдатели и миссионеры, благочиннические библиотеки, церкви, духовенство, попечительства, приходские советы, церковные старосты, учителя и учительницы и т. д.). Порядок открытия и условия деятельности складов и организации агентуры на местах определяются особыми правилами, составляемыми Издательским Советом и утверждаемыми Святейшим Синодом. Положение о Совете Высочайше утверждено 21 Март. 1913 г. (Собр. Узак. Распор. Прав. 1913 г. 101, ст. 862; Ц. Вед. 18–19 – 1913 г.); сравн. опред. Св. Син. 26 Март. – 4 Апр. 1913 г. 2660 (Ц. Вед. 18–19 – 1913 г.). 10) Духовник Их Исператорских Величеств, избираемый и назначаемый на должность самим Государем Императором. Он состоит протопресвитером Большого придворного собора в Петрограде и Благовещенского собора в Москве. По своему положению, он пользуется; преимуществами чести пред всеми лицами пресвитерского сана и, при торжественном богослужении в присутствии Высочайших Особ, занимает первое место после епископов; заведует духовенством всех вообще придворных и дворцовых церквей; при его посредстве производится назначение, перемещение, награждение и увольнение членов причта придворного ведомства; он выдает подчиненному ему духовенству книги для церковного письмоводства (метрик, обысков и т.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Nechaev/p...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010