Ведению сего суда подчинить дела, кои влекут за собою замечание, выговор и денежный штраф известного размера. Для производства следствия по сим делам установить должность окружного выборного на благочинническом собрании следователя-священника. По делам более важным, влекущим за собой более тяжкие наказания, как-то: заключение в монастырь, запрещение в священнослужении, лишение места и др., благочинническому же совету предоставить всю процессуальную сторону суда, т. е. допрос причастных к делу лиц и своё заключение; окончательное же решение, т. е. приговор, предоставляется епископу с пресвитерским советом. Для производства следствия по сим делам установить должность епархиального следователя, который участвует и в благочинническом совете при разборе дел в качестве представителя от епархиального суда. Второй судебной инстанцией, по апелляциям на епархиальный суд, и первой инстанцией по делам епископов должен быть, по примеру древней Церкви, митрополичий соборный суд и, наконец, последней судебной инстанцией, второй для епископов, – соборный поместный патриарший суд, – о каковых соборах речь будет ниже. Относительно объёма дел и лиц, подлежащих церковному суду, желательно также в пределах возможности руководствоваться примером Церкви периода вселенских соборов. Реформа духовных учебных заведений Касается всего уклада церковной жизни, но в ближайшей связи с жизнью епархии стоит вопрос о подготовке кандидатов на места священнослужителей или, что то же, о реформе духовно-учебных заведений, а равно и два более частных вопроса, намеченных для обсуждения предложением г. синодального обер-прокурора: а) о праве священнослужителей участвовать в городских, земских и других общественных учреждениях и б) о праве духовенства, как сословия, приобретать недвижимое имущество и владеть им в качестве самостоятельного юридического лица. Что касается реформы духовных шкод наших, то этот, весьма острый в настоящее время вопрос, по нашему убеждению и единогласному признанию членов комиссии, обсуждавшей его, может быть удовлетворительно разрешён только при применении к устройству духовно-учебных заведений тех общих принципов, которые подробно раскрыты мною в рапорте моем по сему в Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Благодаря вашему гению, с помощью лучших людей страны над нашей многострадальной [Россией] взошло светило свободы. Может быть свет его заслонится тучами, может быть будет буря и непогода, но светило не исчезнет с горизонта русской жизни до вечера, который неизбежно бывает у всего живущего на земле. И мы дети русской земли и своей Родины, не можем не сказать от полноты чувств: «Привет тебе, солнце свободы, привет вам, освободители». Приветствуя вас, духовенство 23-го благочиния Омской епархии и миряне 24-х приходов молим Бога, чтобы Всевышний упрочил ваши силы на дальнейшие труды по созиданию государственной мощи, раскрепощенной от варварского гнета. Свободной России съезд. РГИА. Ф. 1278. Оп. 5. 1917. Д. 1292. Л. 171172. Подлинник; ГАРФ. Ф. 1778. 1917. Оп. 1. Д. 174. Л. 26. Подлинник. 626. Телеграмма председателю Временного правительства Г.Е. Львову духовенства 4-го Белгородского благочиннического округа Курской епархии Конец апреляпервая половина мая 1917 г. Духовенство четвертого Белгородского округа Курской губернии приветствует [в] Вашем лице новое правительство, присоединяется к программе Временного правительства, работающего в согласии с [Петроградским] Советом рабочих [и] солдатских депутатов, [а также с] Всероссийским крестьянским союзом. 827 Война должна быть доведена до последнего конца. Мир должен быть заключен в согласии с нашими союзниками. ГАРФ. Ф. 1778. 1917. Оп. 1. Д. 138. Л. 25. Подлинник. 627. Телеграмма Временному правительству съезда духовенства 4-го благочиннического округа Грайворонского уезда Курской губернии Не позднее 15 мая 1917 г. Съезд духовенства четвертого округа Грайворонского уезда приветствует Временное правительство и выражает полную готовность служить ему. ГАРФ. Ф. 1778. 1917. Оп. 1. Д. 138. Л. 61. Подлинник. 628. Телеграмма председателю Временного правительства князю Г.Е. Львову съезда духовенства и церковных старост П-го субъекта Курской епархии 828 Не позднее 15 мая 1917 г. [...]ровный 829 объединенный съезд духовенства и церковных старост, выражая свою глубокую радость по поводу введения в России нового строя, раскрепостившего церковь и духовенство, приветствует в лице Вашем Временное правительство, как избранников Божиих, и выражает Вам свое глубокое доверие и готовность всеми силами содействовать закреплению дарованных свобод, в том числе и религиозной.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Синод ограничил время рассмотрения проектов экспертным советом Московской Патриархии по церковному искусству, архитектуре и реставрации и епархиальным архитектором одним месяцем. Бюрократической волокиты при этом быть не должно. Синод также утвердил положение, касающееся проектирования и строительства новых храмов. В нём зафиксирована существующая практика рассмотрения архиереем проектов с дополнениями. В епархии 22 строящихся храма. Оба документа по реставрации и строительству разосланы циркулярным письмом на приходы. Также с ними можно ознакомиться на сайте Московской Патриархии. Настоятели храмов, которые попадают под действие упомянутых положений, обязаны руководствоваться ими в работе. По вопросам рассмотрения проектов необходимо обращаться к епархиальному архитектору Борунову Дмитрию Александровичу. Статистика В этом году в мир иной отошли пять клириков нашей епархии: • протоиерей Григорий Красноцветов, командированный настоятелем в Александро-Невский храм Роттердама (Нидерланды), • протоиерей Сергий Кутузов, клирик храма Рождества Пресвятой Богородицы в Пенино, • протодиакон Василий Марков, клирик и председатель приходского совета Казанского кафедрального собора, • диакон Игорь Никитин, клирик Феодоровского Государева собора в Царском Селе, • заштатный диакон Сергий Досычев. Вечная им память. В Санкт-Петербургской епархии четыре монастыря: два мужских и два женских. Два архиерейских подворья с Благовещенским храмом на 5-й Советской улице и с храмом Святой Троицы на Октябрьской набережной, 18. Увеличилось на десять количество приходов, имеющих юридическую регистрацию. Их сейчас 257. Благочиннических округа 24, в том числе четыре ведомственных (военный, тюремный, социальный, высших учебных заведений) и монастырский. В два благочиннических округа назначены новые благочинные. В Пушкинс кий - протоиерей Никита Зверев, в Петродворцовый - протоиерей Михаил Терюшов. В епархии 86 часовен вместе с монастырскими и при учреждениях. Общее количество храмов, где совершаются богослужения (монастырские, приписные и домовые храмы) - 352.

http://ruskline.ru/news_rl/2017/12/15/ob...

По принятому Предсоборным Советом и утвержденному Синодом «Правилу», выборы в Поместный Собор устанавливались трехстепенными. 23 июля в церковных приходах должны были пройти выборы представителей (или «выборщиков») на благочинническое собрание. На приходском выборном собрании, проходившем под председательством настоятеля прихода, участвовали все прихожане, как мужчины, так и женщины, достигшие 25-летнего возраста. На благочинническое собрание выборщиков от прихода избирались все члены причта и 3 прихожанина. Благочиннические избирательные собрания были назначены на 30 июля под председательством благочинных. Кроме избранных представителей клира и мирян от приходов в нем участвовали и представители от мужских монастырей в расчете 1 от 10 монашествующих. Каждый благочиннический округ избирал 5 «выборщиков» (2 клирика и 3 мирянина) в епархиальное избирательное собрание. В епархиях проводились уже выборы (они были назначены на 8 августа) делегатов в Поместный Собор, также в количестве двух клириков и трех мирян от епархии. Избирались только мужчины не моложе 25 лет. Запрещено было избирать лиц «дурного поведения», ранее судимых и сложивших с себя священнический сан. Разумеется, избирались лица только православного исповедания. Предполагалось избрать 575 делегатов. Были избраны 569 делегатов: 270 духовных лиц и 299 мирян. Из числа духовных лиц были избраны 9 членов Синода, 73 управляющих епархиями, 4 настоятеля лавр и 4 настоятеля монастырей, 12 монахов, 62 члена Предсоборного Совета, 25 священников армии и флота, 11 – от единоверцев, 20 монахов, 127 приходских священников и 36 церковнослужителей. В составе «мирян» 11 человек принадлежали к титулованной знати, 12 профессоров духовных академий и 13 представителей Академии наук и университетов (в числе их видные теологи С.Н. Булгаков, Е.Н. Трубецкой , П.И. Астров, С.Г. Рункевич , А.Д. Самарин), 20 – Государственной думы и Государственного совета, 130 чиновников различных рангов и 20 предпринимателей. 12 августа Синод утвердил разработанный Предсоборным Советом «Устав Поместного Собора Российской Православной Церкви», внеся в его текст лишь незначительные поправки.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В янв. 1885 г. при Митрофановом мон-ре было учреждено братство во имя святителей Митрофана и Тихона, управлявшееся советом под председательством Острогожского епископа. При братстве работали комиссии по устройству церковноприходских и миссионерских б-к и по организации религиозно-нравственных народных чтений. Братство поддерживало церковноприходские школы, проводило внебогослужебные собеседования и публичные народные чтения, открывало книжные склады. В нач. XX в. в епархии было открыто ок. 1 тыс. приходских церковных и 38 благочиннических б-к, во мн. благочиниях работали б-ки-читальни, лучшая была в слободе Бутурлиновке. В Митрофановом и Акатовом во имя свт. Алексия мон-рях проходили религиозно-нравственные чтения. Благотворительные учреждения До образования епархии почти при всех воронежских храмах имелись либо богадельни, либо дворы (кельи) «нищие» и «вдовые». В нач. XIX в. в Акатовом мон-ре была устроена больница для монашествующих. В 1823 г. учреждено епархиальное попечительство о бедных духовного звания, в 1899 г.- эмеритальная касса духовенства. Задонский Богородицкий мон-рь. Хромолитография. 1862 г. (РГБ) Задонский Богородицкий мон-рь. Хромолитография. 1862 г. (РГБ) К нач. XX в. при приходах В. е. насчитывалось более 500 богаделен. После начала первой мировой войны почти при всех храмах епархии начали работу попечительские советы для оказания духовной и материальной помощи нуждающимся, были собраны подарки для действующей армии. В окт. 1914 г. в гостинице Митрофанова Благовещенского мон-ря попечением воронежского епархиального духовенства был устроен лазарет-госпиталь на 100 раненых. Лазареты открылись также в воронежском в честь Покрова Пресв. Богородицы жен. и задонских мон-рях. В 1916 г. начал работу Воронежский епархиальный комитет по устройству беженцев. 1917-1941 гг. В соответствии с постановлением Поместного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. Воронежская консистория была преобразована в епархиальное управление во главе с епархиальным советом под председательством архиеп. сщмч. Тихона (Никанорова). В храмах образовывались церковноприходские советы во главе с настоятелем, роль их постепенно повышалась, и в нач. 20-х гг. духовенство в храмы назначалось по выбору приходского совета. В 1918-1919 гг. в Воронеже действовал общегородской церковноприходский совет, состоявший из представителей всех городских храмов.

http://pravenc.ru/text/155254.html

При этом противники предложенной реформы сознавали необходимость реформирования церковного суда, но стремились действовать в этой области в строгом соответствии с канонами. В связи с подготовкой Поместного Собора в 1905 г. архиереям предложено было Св. Синодом выразить свое отношение к пересмотру «законоположений о существующих органах епархиального управления и суда и преобразовании оных согласно с каноническими соборными началами». В большинстве поступивших «Отзывов» содержались различные предложения по преобразованию устройства церковного суда. Этот вопрос рассматривался также на Предсоборном Присутствии 1906 - 1907 гг., и потом в Предсоборном Совете 1917 г. На Поместном Соборе 1917 – 1918 гг. был образован Отдел о церковном суде под председательством митрополита Владимирского Сергия, впоследствии Святейшего Патриарха. Соборный отдел рассматривал выработанные Предсоборным Советом «Общие положения об основании устройства церковного суда». Проект, предложенный Предсоборным советом, обсуждался в обстановке резкой полемики. Особенно дискуссионными были вопросы об участии мирян в составе церковных судов, о месте епископов в церковном суде, о разделении церковной администрации и церковного суда. Выработанный в завершении длительной дискуссии проект «Устава об устройстве церковного суда» предусматривал учреждение четырех инстанций церковного суда – благочиннического, еапархиального, областного (с полномочиями в границах проектируемых митрополичьих округов) и Высшего церковного суда. Участие мирян и пресвитеров предусматривалось для всех церковно-судебных инстанций. Соборный отдел выработал также другие проекты, в том числе «Устава о церковных наказаниях» и «Правил делопроизводства о расторжении брачного союза, освященного Церковью». Проекты определений «О восстановлении в священном сане лиц, лишенных сана по суду» и «О поводах к расторжению церковных браков» были приняты Собором и вошли в состав действующего права Русской Православной Церкви. Что же касается «Устава церковного судопроизводства», то доклад о нем были зачитан членом соборного Отдела церковного суда И.

http://sedmitza.ru/lib/text/429679/

Епархиальный архиерей , по преемству власти от святых апостолов, есть предстоятель местной церкви – епархии, канонически управляющий ею при соборном содействии клира и мирян. Он в установленном порядке избирается Священным Синодом, получая о том Указ Патриарха Московского и всея Руси. По мере надобности в помощь епархиальному архиерею Священным Синодом назначаются викарные епископы с кругом обязанностей по усмотрению епархиального архиерея. Архиереи носят титул, включающий наименование кафедрального города и определяемый Священным Синодом. Архиереи пользуются, согласно общецерковному уставу, всей полнотой иерархической власти в пределах вероучения, священнодействия и пастырства, без его согласия ни одно решение органов епархиального управления не может быть проведено в жизнь. В иных случаях любые самочинные действия (то есть, не благословленные архиереем) считаются грубым нарушением канонических правил единой Вселенской Церкви и, поэтому, не имеют законной силы во всех вопросах, в том числе в таинствах. Органом управления епархией является епархиальное собрание , возглавляемое епархиальным архиереем. Оно состоит из клира, монашествующих и мирян, проживающих на территории епархии и представляющих канонические подразделения, входящие в состав епархии. Епархиальный совет , возглавляемый епархиальным архиереем, выполняет функции органа управления епархией. Он образуется по благословению епархиального архиерея и состоит не менее чем из четырех лиц в пресвитерском сане, половина из которых назначается архиереем, а остальные избираются епархиальным собранием на три года. Епархиальное управление представляет собой исполнительно-распорядительный орган епархии, находящийся под непосредственным руководством епархиального архиерея, и вместе с иными епархиальными учреждениями призванный помогать архиерею в осуществлении его исполнительной власти. Епархия разделяется на благочиннические округа во главе с благочинными, назначаемыми епархиальным архиереем. Границы благочиний и их наименования определяются епархиальным советом. В первую очередь в обязанности благочинного входит: забота о чистоте православной веры и достойном церковно-нравственном воспитании верующих; наблюдение за правильным и регулярным отправлением богослужений, за благолепием и благочинием в храмах, за состоянием церковной проповеди; забота об исполнении постановлений и указаний епархиальной власти и иное.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

К 1-му января 1909 года в кассе Комиссии состояло 27300 р. С 1-го января 1909 года по 1-е января 1910 года в кассу Комиссии поступили на приход следующие суммы: От Его Высокопреосвященства, Высокопреосвященнейшего Иакова, архиепископа Симбирского и Сызранского один билет Государственной 4% ренты серии 267 01530 сторублевого достоинства с купоном на 1-е марта 1909 года Куплен один 5% закладной лист Государственного Дворянского Земельного Банка за 03836 тысячерублевого достоинства 1000 ,, Итого процентными бумагами в 1909 г. поступило 1100 ,, Итого всего с остатком от прошлого 1909 года к 1-му января 1910 года в кассе Комиссии состояло процентными бумагами 28400 ,, Наличными деньгами: К 1-му января 1909 года в кассе Комиссии оставалось 1114 ,, С 1-го января 1909 года по 1-е января 1910 года поступило: а) от душеприказчика умершего отставного генерал-лейтенанта Вавилы Алексеевича Кузнецова ст. сов. Платона Петровича Иванова – при отношении на имя председателя Комиссии архимандрита Феодора от 7 января за 83 б) от него же чрез товарища председателя Совета Братства священника В.А. Быстрицкого в) от казначея Комиссии д. с. с. Павла Сергеевича Владимирского проценты по принадлежащим Комиссии %% бумагам 1145 ,, г) от товарища председателя Совета Братства священника В. А. Быстрицкого —65— д) от инспектора Казанской духовной семинарии Михаила Ильича Бенеманского в возврат выданной ему (в 1908 г.) ссуды в 200 рублей е) по подписному листу 773, присланному Советом на имя ректора Московской духовной семинарии архимандрита Бориса – от семинарской корпорации ж) от настоятеля Московского Знаменского монастыря и члена Комиссии архимандрита Модеста з) от благочинного 3-го отделения Сретенского сорока г. Москвы протоиерея С.М. Садковского по подписным листам с церквей благочиннического округа и) от товарища председателя Совета Братства о. В.А. Быстрицкого удержанные с подписных листов церквей благочиния Садковского, собранные в пользу академии (в возмещение денег, выданных Комиссией в счет сумм Совета Братства вдовам Салмановой и Смирновой)

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Епархия разделяется на благочиннические округа, возглавляемые благочинными, которых назначает правящий архиерей. Границы и названия округов, в соответствии с Уставом 2000 г., определяются архиереем совместно с епархиальным советом. 6. Приходское управление и приходское духовенство В 1988 г. Русская Церковь имела всего 6,9 тысячи приходов, а на исходе 1989 г. уже около 11 тысяч. На октябрь 1991 г. в 93 епархиях Русской Церкви действовало более 12 тысяч приходов и 117 монастырей. Богослужения совершали в них около 10 тысяч священников и диаконов. Таким образом, из-за острой нехватки духовенства, многие священнослужители совершали богослужения в нескольких храмах, и поэтому, конечно, не во всех приходах службы были регулярными. Русской Православной Церкви в первую половину 90-х гг. было возвращено большинство сохранившихся храмов. В некоторых городах, реже в селах, строились новые храмы. В связи с этим значительно выросло число приходов. За два с половиной года патриаршества Алексия II оно увеличилось более чем на 3 тысячи, составив на 1 января 1993 г. 14 113. В конце 1994 г. общее количество приходов приблизилось к 16 тысячам, превысив максимальное число приходов в период патриаршества Алексия I. Для совершения богослужений по всем епархиям рукополагались священники. На 1 января 1993 г. Русская Церковь имела 12 013 священнослужителей, через год число священников составляло уже 12 841, а диаконов – 1402. Но священников было по-прежнему меньше, чем приходов, и значит, несколько тысяч приходов не имели своих постоянных настоятелей, окормляясь по совместительству священниками соседних приходов. В середине 90-х гг. продолжалось возвращение Церкви отнятых у нее ранее храмов и в связи с этим создание новых приходов. В конце 1995 г. Русская Православная Церковь насчитывала уже более 17 тысяч приходов, а в начале 1997 г. их число достигло 18 тысяч. В одной только Москве, по словам Святейшего Патриарха, сказанным на московском епархиальном собрании 12 декабря 1996 г., в ведении Церкви находилось 389 храмов, в том числе 254 приходских. Из них в 298 совершалось богослужение, но в 80 оно не было возобновлено. Число московских храмов приблизилось к дореволюционному, правда, Москва имела тогда около 400 церквей, и среди них около 300 приходских, в той черте города, которая ныне опоясывает только центр столицы и прилегающие к нему районы, а население города выросло с тех пор более чем в пять раз. В декабре 1996 г. на приходах Москвы служили 480 священников и 165 диаконов; в это число, естественно, не входит монастырское духовенство.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

2) Епархиальные соборы должны собираться периодически, в определённый ежегодно срок, совпадающий с наиболее свободным временем для духовенства, и должны продолжаться не менее недели. К обсуждению на соборах допускаются вопросы не только те, которые идут от епархиальных учреждений, но и те, которые возникают на местах. Как те, так и другие предварительно обсуждаются на церковно-окружных (благочиннических) собраниях, затем обрабатываются в епархиальном городе особой комиссией (при пресвитерском совете), публикуются (за 2–3 мес.) в «Епархиальных Ведомостях» в виде программы. Посторонние вопросы, не вытекающие из существа опубликованных и не требующие экстренного решения, к обсуждению не допускаются. На епархиальных соборах, кроме уполномоченных от клира и мирян, могут присутствовать и другие священнослужители с правом совещательного голоса; при обсуждении докладов от учреждений присутствует, с таким же голосом, представитель учреждения. Представители печати должны отдавать свои отчёты о заседаниях на предварительную цензуру председателя собора. 3) Необходимо расширить круг дел, подлежащих ведению епархиальных соборов. Так как епархиальный собор должен быть вспомогательным при епископе органом управления, являясь периодическим пресвитерским советом, то, очевидно, круг вопросов и компетенция съездов будут те же, что и у постоянных пресвитерских советов, а именно: вопросы пастырского душепопечения, т. е. наставления и укрепления пасомых в вере и нравственности, епархиального управления в широком смысле, т. е. организации и надзора за всеми административными учреждениями и избранными должностными лицами епархии, руководство народно-школьного, религиозно-просветительного и миссионерского дела, духовно-учебные заведения, благотворительные учреждения, свечной завод и эмеритура, избрание депутатов на областной и Поместный Соборы, избрание членов епархиального пресвитерского совета и должностных лиц в различные епархиальные учреждения. 4) Отношение епархиального собора к епископу должно определяться тем соображением, что первый является вспомогательным при епископе органом епархиального управления; решающий голос принадлежит только епископу; он должен быть и непременным председателем собора. 2. Епархиальный пресвитерский совет

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010