Разделы портала «Азбука веры» Благословение – 1) действие Божие, выражающееся в низведении особых благостей, милостей на человека , (группу людей, семью, род. народ и т. п.); 2) священнодействие, совершаемое пастырем ( архипастырем ), направленное на призывание Божественной благодати , Божественной помощи; 3) разрешение пастыря, духовного наставника на совершение предполагаемого действия, поступка, на выбор образа поведения подопечного; 4) одобрение (пример: родительское благословение на брак сына с такой-то невестой); 5) (Бога) хвала Богу (см. напр. Великое славословие ). Формы благословения: Священнослужители (то есть люди, получившие через таинство Священства благодать Святого Духа для священного служения Церкви Христовой) – епископы (архиереи) и священники (иереи) осеняют нас крестным знамением. Такое осенение называется благословением. Когда священник или епископ благословляет нас рукой, то он складывает пальцы так, что они изображают буквы IC XC, то есть Иисус Христос . Это значит, что через священника благословляет нас Сам Господь наш Иисус Христос. Поэтому благословение священнослужителя мы должны принимать с благоговением. Когда в храме священнослужители осеняют народ крестом или Евангелием, образом или чашей, то все крестятся и совершают поясной поклон, а когда осеняют свечами, благословляют рукой или кадят, произносят слова общего благословения «Мир всем» и другие, то необходимо совершить поясной поклон без крестного знамения. Чтобы получить лично благословение от священника (епископа), следует сложить ладони крестом: правую на левую ладонями вверх, произнося слова: « Благословите, батюшка (или Владыка – епископу )» . Получив благословение, мы целуем руку, нас благословляющую, – целуем как бы невидимую руку Самого Христа Спасителя. Как говорит святитель Иоанн Златоуст – «Не человек благословляет, а Бог его рукою и устами». Это ясно из слов священника, который преподает благословение: «Бог благословит!». Родительское благословение представляет собой крестообразное осенение иконой (например, жениха и невесты их родителями перед венчанием).

http://azbyka.ru/blagoslovenie

Возбужденный безмерною радостью, я ныне вместе с Пророком возглашаю: сей день, его же сотворил есть Господь, возрадуемся и возвеселимся в онь ( Пс. 117:24 ). Подобного нынешнему дня не было ни ранее, ни позже. Это – великий праздник, венец и слава всех остальных праздников. В сей многоценный день я взываю с чувством полным радости. Будь благословен ты, новый день, в который уничтожена ветхая ночь! Будь благословен, ясный день, принесший собою прекрасное благовестие! Будь благословен утешитель печальных, удовлетворение обиженных, собиратель расточенных, освободитель обременных, укрепление уничиженных! Будь благословен для меня день без вечера, и ясное утро, которого не объемлет тьма. Будь благословен день – воскрешение, которого уже не может уничтожить смерть, – и воскресение, которое не должно бояться никакого падения. Будь благословен единственный день, чрез дарование которого украшены оба мира – видимый и невидимый. Буди благословенно Воскресение Воскресения, ибо чрез тебя мы забываем происшествия Страстной пятницы. Будь благословен светлый день, ибо ты не похож на позавчерашний. Время печали совершенно миновало, и все изменилось. Несчастие прошло, и сила скорби уничтожена; смерть отошла, и жизнь жительствует; ад закрыт, и крещение открыто; левая сторона (враги Церкви) опустела, а правая сторона (члены Церкви) преизобильно ликует. Позавчера убили Пастыря, и его стадо разбежалось; а ныне убежали волки, и стадо собирается свободно. Позавчера Иуда получил деньги, Каиафа совещавался, Анна обвинял, книжники кричали, Пилат восседал, Симон (Петр) отрекся, Андрей убежал, Иоанн удалился, Фома сокрылся, Иакова нельзя было нигде найти, Филипп был не видим, Матфей был в убежище, Варфоломей находился далеко, близнец (Симон Зилот) ужасался, и все разбежались во все стороны. А ныне Каиафа посрамлен, Анна должен стыдиться, Иуда повесился, бросив деньги, книжники умолчали, старейшины синагоги сокрывают свое старейшинство, Пилат – в полном изумлении, стадо волков разбежалось, Пастырь говорит со стадом, стадо слышит Его голос и собирается снова. Мария (сестра Лазарева) торжествует, Саломия радуется, Марфа возвращается с благою вестию, Иоанна приносит известие мира, ученики снова ободряются, апостолы покидают свои убежища, Симон и Иоанн бегут ко гробу, Матфей и Варфоломей освобождаются отчаяния, Андрей и Иаков радуются, Фома исповедуется, Филипп поет хвалебные песни. Путь, который ведет ко гробу, богат спутниками. Скорбь перешла на сторону неприятелей, а утеха находится у стоящих на правой стороне, при входе во гроб. Смерть уничтожена в дольнем мире, поелику сей герой был уничтожен на вратах Самары. С открытым дерзновением посмевалось пророчество над смертию и говорило: где ти смерте жало: где ти аде победа ( Ос. 13:14 )? Распятый уничтожил сокровище смерти, бросил венец ее на землю: ее голос престал в дольнем мире, ее жало притупилось, и ее стены были уничтожены.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Скачать epub pdf БЛАГОСЛОВЕНИЕ Обращаясь к обстоятельствам Вознесения Иисуса Христа на небо, прежде всего мы можем вспомнить о благословении, преподанном им в то время апостолам: евангелист Лука повествует: «И, когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо» ( Лк. 24, 51 ). Это обстоятельство восшествия Своего на небо и разлучения с избранными Своими Господь Сам приводит им на память, говоря о времени, когда придет во Славе Своей, и, вновь встретясь с ними, будет призывать их к действительному обладанию Царствия Его: «приидите, благословенные Отца Моего» ( Мф. 25, 34 ). Какой бесконечный ток благословения Христова открывается перед вами, христиане! Он посылает благословение и, не окончив его, возносится: «И, когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься». Таким образом, и вознесшись, Он еще продолжает невидимо преподавать благословение. Оно течет и нисходит непрестанно на апостолов, через них проливается на тех, которых они благословляют во имя Иисуса Христа; получившие Христово благословение через апостолов распространяют его на других. И таким образом все, принадлежащие к святой, соборной, апостольской церкви, делаются причастными единого благословения Иисуса Христа и Отца Его, благословляющего «нас во Христе всяким духовным благословением в небесах» ( Еф. 1, 3 ); «Как роса Ермонская, сходящая на горы Сионские» ( Пс. 132, 3 ), сходит это благословение мира на всякую душу, восходящую выше страстей и похотей, выше суеты и мирских забот; как неизгладимая печать знаменует оно тех, кто Христов. Филарет, митрополит Московский ( 114, 45–47 ) . Плохо поступают те христиане, которые без молитвы и благословения Божия начинают есть, пить и принимать другие блага. Наверно, они не знают, откуда происходит всякое добро, и не зная Дающего, не благодарят Его. Так они уподобляются язычникам, не знающим истинного Бога и Творца всех благ, или даже бессловесным скотам, которые без всякого рассуждения едят и пьют, что перед собою видят ( 104, 75 ) . Кто имеет живую веру, тот имеет Божие благословение. Святитель Тихон Задонский ( 104, 75 ) .

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Содержание Введение Список рукописей и старопечатных книг, использованных для сочинения Глава первая. Чинопоследования, относящиеся к закладке и освящению храмов I. Чин, бываемый основанию церкви и потчение креста. II. Закладка нового храма на месте старого, без нарушения св. престола последнего. III. Устав о ставропигии IV. Чинопоследование освящения храмов А. «Чин, бываемый на освящение церкви и на водружение еже в ней святыя трапезы» Б. Чин священия церкви малого священия, понеже антиминс освящен великим священием, и свершен от святителя В. Чинопоследования освящения храмов в западнорусской богослужебной практике перв. пол. XVII в V. Чин освящения антиминсов VI. Чинопоследования малого освящения храма а) Устав, бываемый о поколебавшейся св. трапезе б) Чин в отверзение церкви, от еретик осквернившейся в) Молитва во отверзение церкви, от язык оскверншейся г) Молитва в отверзение храма, в нем же случится: а) некоему животну безсловесну, по древнему закону, нечисту и нежрему, умрети; б) животному некоему родити; в) умрети человеку нуждною смертию д) Молитва или чин на очищение церкви, егда пес вскочит VII. Устав, бываемый на обновление храма VIII. Чин омовения св. трапезы в великий четверг IX. Чины и молитвы на освящение различных церковно-богослужебных принадлежностей а) Чин благословения и освящения сосудов служебных, сиесть Дискоса, Чаши, Звезды, и Лжицы с трема их Покровцы коегождо особне. б) Чин благословения нового кивота, или сосуда в нем же хранимы быти имут Божественныя Христовы Тайны в) Чин благословения илитона г) Чин благословения или освящения новых священнических одежд, сиесть стихаря, епитрахиля, пояса, нараквиц и фелона, от Иерея бываемого д) Чин благословения индитий и саванов, сиесть: Товален, или Покрывал Божественныя Трапезы и Жертовника е) Чин благословения и освящения новосооруженного креста от злата или сребра, или иного крушца, или древа, или Распятия на кресте древяном, или на досце иконной писанный Чины благословения и освящения икон ж) Христовой, или праздников Господних, единой или многих; з) – Пресвятыя Богородицы; и) – Пресвятыя Живоначальные Троицы, в образе трех Ангелов, или Крещения, или Преображения, или Сошествия св.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Priluc...

RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_91955.html 20 января 2012 Сергей Смирнов Без благословения не наблюдать Источник:  Газета. ру Священники Русской православной церкви (РПЦ) без особого благословения не смогут участвовать в избирательных кампаниях даже в качестве наблюдателей. Такую рекомендацию дал глава информационного отдела РПЦ Владимир Легойда. Правда, уже днем в церкви решили смягчить позицию. Представитель профессиональной организации наблюдателей " Голос " уверен, что в церкви решили отреагировать на желание большого числа граждан наблюдать за выборами 4 марта и на высокую вероятность, что среди наблюдателей могут быть священнослужители. Священники Русской православной церкви (РПЦ) без особого благословения не смогут участвовать в избирательных кампаниях даже в качестве наблюдателей, об этом вечером во вторник заявил глава информационного отдела Русской православной церкви Владимир Легойда, комментируя сообщения СМИ о том, что все больше граждан готовы стать наблюдателями на выборах, чтобы избежать фальсификаций. " Без получения благословения я лично не вижу такой возможности. В пастырский функционал необходимость выступления наблюдателем на выборах не входит " , – цитирует его РИА " Новости " . По его словам, церковь не имеет прямого отношения к политической жизни. " Церковь над миром политического. Конкретное участие церкви в каких-либо конкретных политических процессах невозможно " , – отметил Легойда. " В конце декабря епархиальное собрание города Москвы постановило, что в выборном процессе священнослужители без благословения ни в каком формате участвовать не могут " , – добавил глава информотдела церкви. Впрочем, призывы не участвовать в выборном процессе пока не мешали представителям руководства церкви активно делать другие громкие политические заявления. В начале января патриарх Кирилл призвал учитывать недовольство протестующих, а глава синодального отдела Русской православной церкви Всеволод Чаплин даже заявил о необходимости создания православной партии.

http://religare.ru/2_91955_1_21.html

Житие и жизнь препбны мтре нше блговрны кнжьны 113 Писано смиренно иноком Григорием. Тогож Града Суждаля. Обители Боголепного Преображения Гда Бга и Спса ншего Хрта 114 Благословен Бог Отец щедротам, Безначальный вседержитель, благословен Единочадый Сын Слово Отчее, благословен Параклит, от Отца исходяй и в Сыне почиваяй: благословен Бог , иже в Троице от ангел на небесах благочудно 115 певаемый: и от всех творительств своих со страхом покланяемый. Всещедрый, преблагий Бог наш, благословен Бог неначальный 116 и нескончаемый ни меримый ни до ведомый, безначальный, несозданный, присносущный, неописанный, невидимый, неизменный, не оставленный, неисследованный, ни умом постижимый, ни словом изреченный, Едино Божество в Трёх составех едино естество в 3-х лицех, не трие бзи, но Един, Бог . Едино есть Святой Троицы Божество, Едино существо, едино действо, едина власть, едино господство, едино царство и едина сила, свет во Отце, и Сыне, и Святом Духе, Един аки 117 в трёх солнцах 118 присносветел, неприступен отнюдь, и умом непостижим, ни словом изглаголан, Егоже богатство есть едина вещь, едино Божество 119 . Благословен и преблагословен Той Истинный Бог наш, иже вся человеки хотя спасти, и в познание истине прийти и вся на пользу подаваяй, и многообразно немощи человеческие посещаяй, на Того бо истинного Бога нашего надежду свою положим, наипаче же на Того благодать надеющееся слово вкратце предложим: о житии благоверной и всеблаженной Евфросинии преподобной, памяти достойной, ей же несть точно всего мира богатство, сия убо преподобная сияет и по смерти аки 120 жива во граде Суждале, чудес множество источающи и различными знамениями, её житие подобно ангелом, ибо тех имеяше поспешники 121 , разум ибо есть наш не ухищрением писаний пекущеся, но истину написующе простыми словесы, боголюбцем 122 вкратце: и во общую пользу и спасение христоименитым людям, послушающим послушником 123 в славу Сына Божия, избравшего свою рабу, сподобихся 124 достоверно слышати от поведавших ми не ложно черноризиц обители 125 преподобные, иже во граде Суждале, обаче начнём повесть, от онудуже начати подобно 126 подобно же настоящее да глаголется.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Georgi...

поиск:   разделы   рассылка Сергей Смирнов Без благословения не наблюдать Источник:  Газета. ру Священники Русской православной церкви (РПЦ) без особого благословения не смогут участвовать в избирательных кампаниях даже в качестве наблюдателей. Такую рекомендацию дал глава информационного отдела РПЦ Владимир Легойда. Правда, уже днем в церкви решили смягчить позицию. Представитель профессиональной организации наблюдателей " Голос " уверен, что в церкви решили отреагировать на желание большого числа граждан наблюдать за выборами 4 марта и на высокую вероятность, что среди наблюдателей могут быть священнослужители. Священники Русской православной церкви (РПЦ) без особого благословения не смогут участвовать в избирательных кампаниях даже в качестве наблюдателей, об этом вечером во вторник заявил глава информационного отдела Русской православной церкви Владимир Легойда, комментируя сообщения СМИ о том, что все больше граждан готовы стать наблюдателями на выборах, чтобы избежать фальсификаций. " Без получения благословения я лично не вижу такой возможности. В пастырский функционал необходимость выступления наблюдателем на выборах не входит " , – цитирует его РИА " Новости " . По его словам, церковь не имеет прямого отношения к политической жизни. " Церковь над миром политического. Конкретное участие церкви в каких-либо конкретных политических процессах невозможно " , – отметил Легойда. " В конце декабря епархиальное собрание города Москвы постановило, что в выборном процессе священнослужители без благословения ни в каком формате участвовать не могут " , – добавил глава информотдела церкви. Впрочем, призывы не участвовать в выборном процессе пока не мешали представителям руководства церкви активно делать другие громкие политические заявления. В начале января патриарх Кирилл призвал учитывать недовольство протестующих, а глава синодального отдела Русской православной церкви Всеволод Чаплин даже заявил о необходимости создания православной партии. В среду тот же Чаплин прокомментировал вопрос наблюдателей уже мягче. Священники, возможно, смогут быть наблюдателями на выборах, заявил глава синодального отдела. " Были – правда, давно – определенные разговоры с политиками о том, что они хотели видеть священников в качестве наблюдателей на выборах. Но если этот вопрос ставить, то ставить его нужно официально, и, конечно, решать должно священноначалие церкви " , – цитирует ИТАР-ТАСС Чаплина. По его словам, в решении последнего епархиального собрания города Москвы " говорилось о недопустимости самочинного вмешательства священнослужителей в организацию голосования и контроля за его ходом " . " Странно, когда тот или иной священник спонтанно принимает решение приехать на избирательный участок, представляется не то журналистом, не то священником и начинает спонтанно действовать " , – объяснил Чаплин.

http://religare.ru/2_91955.html

При всей употребительности сего святого приветствия в случаях, подобных настоящему, и при всем желании моем, чтобы мир Божий всегда водворялся в сердцах и душах ваших, я не осмелился бы теперь употребить сих евангельских слов в приветствие, если бы мне надлежало произнести их к вам от моего собственного лица. Ибо кто я, чтобы мне изрекать мир и благословение целой Церкви, которая, кроме других преимуществ, красуется целым собором святых угодников Божиих, по всем пределам ее почивающих нетленными и чудотворными мощами своими? Не паче ли мне самому должно предать себя молитвам сей Церкви, и от них ожидать мира душе моей и благословения служению моему? Но я уже сделал сие при самом вступлении моем в пределы паствы Вологодской. А между тем я прихожу к вам, братие, с тех святых гор, откуда воссиял свет веры для всей земли отечественной, из недр той Церкви, которая достойно и праведно именуется матерью всех Церквей российских. Приходя из такого места, от такой Церкви, как не принести с собой некоего дара духовного? - И я, оставляя святой град, прилежно молил о том всех святых Божиих, там нетленно почивающих. Дерзая о их-то предстательстве у престола Божия, о их богатстве духовном, я отверзаю теперь уста мои, чтобы от лица Церкви Киевской изречь мир и благословение Церкви Вологодской. Мир вам и благодать от Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святаго, Троицы Единосущной и Нераздельной, Которая равно исповедуется и славится на юге и севере, востоке и западе, везде просвещает, всех и все животворит и спасает. Мир вам и благословение от Преблагословенной Девы Марии, Матери Божией, нерукотворенное изображение Которой благоговейно созерцал и лобызал я в самоизбранном Ею для Себя доме на земле -святой п чудотворной Лавре Печерской! Мир вам и благословение от собора Архангелов и Ангелов, имени которых посвящена обитель, где обитал я доселе! Мир вам и благословение от святой великомученицы Варвары, нетленным мощам которой в продолжение нескольких лет благочестно предстоял я! Мир вам и благословение от преподобных и богоносных отец Антония и Феодосия и прочих чудотворцев Печерских, у подножия коих я совершал последнее служение перед путешествием к вам! За молитвами толиких и таких предстателей у престола благодати я дерзаю надеяться, что мое желание вам мира и благословения не будет одним праздным приветствием, что благодать Божия, действительно, осенит души и сердца ваши.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=125...

Арамильское с. – в 23-х в. к Ю. от Екатеринбурга, на бывшем Челябинском тракте, при впадении р. Арамилки в Исеть. К приходу принадлежат селения: Большой Исток – в 3 вер., Малый Исток (Хуторы) – 8 в., Бородулина (Омелина) – 2 в. и Патруши – 2 в. Местность ровная; климат здоровый; почва – чернозём и суглинок. Арамильское с., бывшая слобода, основано каким – то Михаилом Сарапульцем в 1676 г. Как самое близкое в то время к башкирским владениям, оно было укреплено двумя рубленными острогами. Жителям был отведён огромный участок земли, на котором впоследствии возникло много сёл, заводов, и сам г. Екатеринбург. Прихожане все, в числе 6 613 об. п. (3 225 м. и 3 408 ж.), – православные, по сословию – бывшие сельские работники казённых горных заводов. Главное занятие земледелие; подсобный промысел – работа на золотых приисках и на ближайших фабриках. Первая деревянная церковь в Ар., неизвестно когда построенная, была сожжена башкирами во время бунта 1709 года. Вместо неё в 1712 г., по благословению Митрополита Тобол. и Сиб. Иоанна, была заложена вторая деревянная церковь – в честь Рождества Христова; освящена 30 сентября 1717 г., по благословенно схимонаха Феодора, Митрополита Тобол. и Сиб. В 1782 г. церковь сгорела; уцелела только колокольня. К последней в 1783 г. прирубили «храмину» и алтарь, который и был освящён 20 июня того же года, по благословению Варлаама, епископа Тоб. и Сиб. Так как «храмина» эта была очень мала, то жители Арамили в 1784 г. возбудили ходатайство пред Преосвященным Варлаамом о постройке деревянного храма во имя Св. Троицы, что и было разрешено им. Заложен храм 30 апреля 1784 г., освящён 20 июня 1790 г., грамоты на «обложение» и Освящение подписаны епископом Варлаамом. Ныне существующий Свято-Троицкий трёхпредельный каменный храм заложен в 1830 г., по благословению Преосвященного Мелетия; в 1838 г., по благословению епископа Евлампия, был освящён левый придел – в честь Рождества Пресвятой Богородицы; 6 июня 1842 г. Преосвященный Мелхиседек освятил главный храм; 15 июня 1858 г., по благословению епископа Ионы, освящён был правый придел – в честь пророка Илии. В приходе три деревянных часовни: 1-я в честь св. Зосимы и Савватия, в д. Бородулиной; 2-я во имя св. Сергия Радонежского, в д. Б. Исток; 3-я в честь ап. Петра и Павла, в д. М. Исток. Крестных ходов, кроме обычных, три: 20 июля, 6 и 18. августа. В селении Б. Истоке, на заимке, принадлежащей Архиерейскому дому, есть деревянная церковь во имя св. Сергия Радонежского, построена по распоряжению Епископа Поликарпа. В Ар. две школы: муж., министерская (открыта Гор. Ведомством в 1845 г., передана Μ. Η. П. в 1879 г.) и жен., церковно-приходская (откр. в 1885 г.). Первая помещается в казённом здании, вторая – в наёмном. С 1900 г. существует школа грамоты в д. Б. Исток (здание церковное); в 1901 г. открыта ц.-приходская школа в д. М. Исток (здание общественное).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Закрыть itemscope itemtype="" > О проекте документа Межсоборного присутствия «О благословении православных христиан на исполнение воинского долга» Церковь о войне, убийстве на войне и о защите Отечества. Апология православного милитаризма 01.06.2021 800 Время на чтение 14 минут Источник: Благодатный огонь Апология здорового милитаризма сплачивает общество и является надежной гарантией против капитуляции нашего Отечества перед геополитическим противником – США и НАТО и их пятой колонной внутри страны. I. О проекте документа Межсоборного присутствия «О благословении православных христиан на исполнение воинского долга» В феврале 2020 года на официальном сайте Московской патриархии был опубликован Проект документа «О благословении православных христиан на исполнение воинского долга», созданный комиссией Межсоборного присутствия. Данный проект направлялся в епархии Русской Православной Церкви для получения отзывов, а также был опубликован с целью дискуссии… всем желающим ( http://www.patriarchia.ru/db/text/5587115.html ). Однако 28 мая 2021 года Пленум Межсоборного присутствия утвердил этот документ и заявил устами официальных спикеров РПЦ ( архимандрит Филипп (Рябых) , В.Капшидзе и др.), что Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, который, как ожидается, пройдет в середине ноября 2021 года, рассмотрит вопрос об отказе от освящения оружия. Это заявление Пленума Межсоборного присутствия, как сам проект документа «О благословении православных христиан на исполнение воинского долга» вызывает огромное недоумение. В проекте документа , в частности, говорится: «Не отражено в традиции Православной Церкви и не соответствует содержанию самого Чина благословения воинских оружий, а потому должно быть исключено из пастырской практики использование данного чинопоследования для “освящения” любых разновидностей оружия, употребление которого может повлечь за собой гибель неопределенного количества людей, в том числе оружия неизбирательного действия и оружия массового поражения». С этим тезисом никак нельзя согласиться. В случае агрессии и нападения США или стран НАТО на Российскую Федерацию, а это ввиду напряженной политической обстановки весьма и весьма вероятно (доктрина т.н. «упреждающего удара» по территории Российского Государства), российское ядерное оружие сдерживания – это залог существования Москвы как Третьего Рима и Удерживающего (Российского/Римского Государства согласно Златоусту) от пришествия Антихриста!

http://ruskline.ru/opp/2021/06/01/o_proe...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010