Устами первого законодателя возбуждая к правде, вечный Законодавец говорит нам: «слушайте голоса Господа Бога вашего, тщательно исполняйте все заповеди Его: придут на вас все благословения сии: Благословен ты в городе, и благословен на поле, благословен плод чрева твоего, и плод земли твоей, и плод стада твоего и плод овец твоих. Благословенны житницы твои и кладовые твои. Благословен ты при входе твоем и благословен ты при выходе твоем» ( Втор. 28:1–6 ). Если не беспредельная любовь, явленная нам в Единородном Сыне Божием, если не вечные обеты, возвещаемые Евангелием, и милосердие, до сих пор терпящее неправды наши, по крайней мере, эти «благословения» да направят стопы наши на путь правый. Не множеством желаний и не молитвою уст, но правдою нашею, слушатели, исполнится радость этого дня, веселие отечества и монарха: воссияет в днях Его правда наша. Тогда внутри нас, над нами, во всех пределах России и вокруг почиет множество мира. Аминь. Произнесено 12 марта 1815 года Мир внешний утвержден внутренним, мир человеческий – Божиим, и земные царства посвящены единственно Царству Божию «Господне есть царство, и Он обладает народами» ( Пс. 21:29 ). Царь неба и земли, не имеющий никаких границ, в такой близости к Себе поставил землю, что имеет ее «подножием ног» Своих ( Ис. 66:1 ). Если этой близостию земли хотя бы немного можно измерять ее зависимость, то создание и крушение престолов земных, восстание и падение царств, бытие и небытие великих народов столько же во власти Вседержителя, сколько прах, лежащий на подножии, или насекомые, пресмыкающиеся по нему, во власти стоящего на подножии. «Не сказано ли вам от начала», – обличал Израиля посланник вседержавного Царя, – «разве не слышали, не разумели, что Восседающий над кругом земли содержит живущих на ней, как саранчу; дает князей и обращает их в ничто, и судей земли делает ничем?» ( Ис. 40:22–23 ). Впрочем, Этот же всесильный и великий Господь от Престола Своего на небесах иногда столько приклоняется к подножию, что Сам «вселяется» среди людей со всею благостию ( 2Кор. 6:16 ); укрепляет их всей Божественной силой; и, не давая никому Своей славы, венчает их великой славою; так что их ужасаются цари и народы, боятся сильные, надеющиеся на себя, и «посрамятся препирающиеся с тобой» ( Ис. 41:11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pen...

Хоть и высок шатер небосвода, Милость Господня превыше подчас, Как над землею заход от восхода, Бог отдалил беззаконья от нас. Он исчисляет и дарит нам годы. Всех, кто пред Богом трепещет, Господь Милует, словно отец свою плоть — Милых сынов — продолжение рода. Годы людские и грешные люди, Словно цветы, кои ветр из земли Вырвет и вдаль унесет; и забудет Их даже место, где раньше росли. Только Господняя милость от века К тем, кто служить Ему честно готов, Правда Его на сынах человека, И на сынах, и на внуках сынов. На небесах Он поставил престол, Ангелы подле престола святого, Дело Господне, Господень глагол Благословляйте снова и снова. Благословляйте устав и основы Все, кто под Божию руку пришел. В необозримом владычестве Божьем Благословите словом любви Господа все, не грешащие ложью, И, озаренная Милостью тоже, Душа моя, Господа благослови! Н. Басовский - 103-й псалом (Давида) Благослови, душа моя, Всевышнего и, плоть моя, воспой в молитве ранней. Благослови, душа моя, Всевышнего и не забудь Его благодеяний. Тебе Господь прощает все грехи твои, Он исцеляет все твои недуги, Он устраняет вражьи козни хитрые — и вот ты жив, и в здравии, и в духе. Когда желанья Богу повинуются, Он посылает блага и щедроты, и весь ты обновляешься, как в юности, и радуешься милостям природы. Благослови, душа моя, Всевышнего, 1 Благослови, душа моя, Господа! Господи, Боже мой! Ты дивно велик, Ты облечен славою и величием; 2 Ты одеваешься светом, как ризою, простираешь небеса, как шатер; 3 устрояешь над водами горние чертоги Твои, делаешь облака Твоею колесницею, шествуешь на крыльях ветра. 4 Ты творишь ангелами Твоими духов, служителями Твоими — огонь пылающий. 5 Ты поставил землю на твердых основах: не поколеблется она во веки и веки. 6 Бездною, как одеянием, покрыл Ты ее, на горах стоят воды. 7 От прещения Твоего бегут они, от гласа грома Твоего быстро уходят; 8 восходят на горы, нисходят в долины, на место, которое Ты назначил для них. 9 Ты положил предел, которого не перейдут, и не возвратятся покрыть землю.

http://azbyka.ru/fiction/psaltir-v-perev...

Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою-ибо написано: «проклят всяк, висящий на древе» (Втор.27:26). Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою-ибо написано: «проклят всяк, висящий на древе» (Втор.27:26). Чтобы кто-нибудь не возразил, говоря: правда, что не исполняющий закона проклят и что вера оправдывает, но откуда видно, что та клятва уничтожена? Мы ведь боимся, чтобы, подпав раз под иго закона, самим нам не остаться под клятвой; поэтому Павел показывает, что проклятие уничтожено Христом. Ибо, дав за нас выкуп тем, что Сам стал клятвой, Он искупил нас от клятвы закона, которой Сам не подлежал, как исполнивший закон, а повинны ей были мы, которые были не в состоянии его исполнить, подобно тому, как если бы кто был осужден на смерть, а другой кто-нибудь, невинный, подвергся смерти, решившись сам умереть вместо него. Итак, Он принял на Себя клятву чрез повешение на древе и разрушил клятву, прилежащую на нас за неисполнение закона, хотя Сам ей не подлежал, потому что и закон исполнил, и греха не сотворил. Дабы благословение Авраамово через Христа Иисуса распространилось на язычников. Дабы благословение Авраамово через Христа Иисуса распространилось на язычников. Ради того, говорит, был Он клятвой, чтобы распространилось на язычников, то есть на тех, которые не пользовались законом, благословение Авраамово, то есть которое от веры, через Христа Иисуса, то есть о семени Авраама, как и написано: в семени твоем благословятся, то есть во Христе, Который произошел от тебя по плоти, благословятся, очевидно, верующие в Него. Чтобы нам получить обещанного Духа верою. Чтобы нам получить обещанного Духа верою. Ради того, говорит он, удостоились язычники благословения, чтобы Духа принять чрез веру. Так как нельзя было принять Духа тем, которые еще находятся под клятвой, то они получают благословение после уничтожения Христом клятвы и, оправдавшись тогда верой, принимают обетование Духа. Ибо что обещал Бог Аврааму, это, по разумению Павла, духовные дары, которые очевидно теперь нам даны, как то: благословение и прочее.

http://predanie.ru/book/68866-tolkovaniy...

Христос не только преподает благословение Сам, но и учит этому учеников, призывая благословлять даже врагов: «любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного» ( Мф.5:44-45 ). Священническое благословение Особо необходимо коснуться вопроса священнического благословения и богослужебного употребления благословения. Свое начало оно берет из Ветхого Завета, и было связано с устройством и функционированием первого храма, посвященного Единому и Истинному Богу,  – скинии собрания, которую израильский народ переносил с собой и устанавливал во время стоянок на протяжении 40-летнего странствования по пустыне. Библия повествует об особом посвящении целого колена (рода) из народа в служение при храме: «В то время отделил Господь колено Левиино, чтобы носить ковчег завета Господня, предстоять пред Господом, служить Ему и благословлять именем Его» ( Втор.10:8 ). Первосвященником Бог назначил Аарона, брата Моисея. Именно ему и его сыновьям-священникам было поручено благословлять народ именем Божьим: «И сказал Господь Моисею, говоря: скажи Аарону и сынам его: так благословляйте сынов Израилевых, говоря им: «Да благословит тебя Господь и сохранит тебя!» «Да призрит на тебя Господь светлым лицом Своим и помилует тебя!» «Да обратит Господь лицо Своё на тебя и даст тебе мир!». Так пусть призывают имя Моё на сынов Израилевых, и Я благословлю их» ( Числ.6:22-27 ). Из данного отрывка Священного Писания ясно, что священник, произносящий благословение, является выразителем Божьего благословения, право же благословения принадлежит исключительно Самому Богу, поскольку именно Он – Податель всех благ. Содержанием священнического, или Ааронова, благословения является призвание Имени Божьего на благословляемого, а целью – дарование мира и различных благ. Такое же понимание священнического благословения сохраняется в новозаветной Церкви. Святитель Иоанн Златоуст писал: «Не человек благословляет, а Бог его рукою и устами». И сам священник, преподавая благословение, делает это со словами «Бог благословит!».

http://azbyka.ru/osvjashhenie-ili-blagos...

Что касается силы священнического благословения, то ее указал и о ней свидетельствовал Сам Господь. Облекая священников властию благословлять народ, Он присовокупляет: «Так пусть призывают Имя Мое на сынов Израилевых, и Я благословлю их» ( Чис.6:27 ); следовательно, иереи чрез свое благословение преподавали достойным благословение Божие. А в книге Левит мы читаем: «И поднял Аарон руки свои, обратившись к народу, и благословил его... Моисей и Аарон... вышли и благословили народ. И явилась Слава Господня всему народу: и вышел огонь от Господа и сжег на жертвеннике всесожжение и тук» ( Лев.9:22–24 ). При этом нужно заметить, что право преподавать всему народу такое благословение принадлежало лишь священству или священникам – лицам богоизбранным и имеющим на то особую от Бога дарованную власть; только цари в особенных, чрезвычайных случаях благословляли народ, но это потому, что они были помазанники Божии. б) Это ветхозаветное благословение для нас, сынов Церкви новозаветной, получило силу и значение с того времени, когда Сам Спаситель наш, Господь Иисус Христос, на горе Елеонской, в день Вознесения Своего на небо, воздвиг руки Свои и благословил учеников ( Лк.24:50 ). Подражая Пастыреначальнику своему, и пастыри христианские начали воздвигать руки свои, преподавать благословение людям и благословением освящать вещи. А так как пастыри действуют властию и Именем Иисуса Христа, то они стали слагать персты для благословения так, чтобы в самом сложении их изображалось Имя Иисуса Христа; стали, по подобию ветхозаветных священников возлагать Имя Господне на сынов нового Израиля и благословлять народ Господень Именем Его ( Сир.45:19 ), именно: как в ветхозаветном благословении сложением перстов священнических изображалось Имя Иеговы (Господа), так и новозаветные священники стали указательный перст протягивать и при нем большой средний сгибать, так что первым изображается буква I , а вторым буква С , и таким образом начертывается имя Иисус под титлом IC , большой же перст стали класть поперек меньшего среднего, так что изображается буква X , а последний малый сгибать, чем означается буква С , и так происходит имя Христос под титлом ХС . У нас, православных, во всем напоминается святое и спасительное имя Иисуса Христа. Священники же католические и пасторы лютеранские продолжают слагать персты при благословении по примеру ветхозаветному.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Это не избранничество, не Божия любовь только к исключительным душам, выделенным и особо ласкаемым Господом... Это общее состояние всех душ, когда они предали себя водительству Бога... Предъизбранничество же некоторых, как и предызбрание Предтечи, покоится на Божественном предведении, провидящем верность пути души и ласкающем ее неизменно от первых дней ее земной жизни. § 16 «И Захария, отец его (Предтечи),.. пророчествовал, говоря: благословен Господь Бог Израилев, что посетил народ Свой, и сотворил избавление ему, и воздвиг рог спасения нам в дому Давида, отрока Своего, как возвестил..., что спасет нас от врагов наших и от руки всех ненавидящих нас... помянет святой завет Свой, клятву, которою клялся Он Аврааму, отцу нашему, дать нам, небоязненно, по избавлении от руки врагов наших, служить Ему в святости и правде пред Ним во все дни жизни нашей» ( Лк. 1, 67– 75 ). Снова молитва благодарности Господу. В ней благодарение за самое призвание души и оправдание ее в служении Богу. Благословен Господь, что Он сотворил милость, исполнил обетование Свое, посетил души людей Своих и дал им избавление, послав Христа, Отрока Своего, как рог спасения, воздвигнутый из дома Давидова. Благословен Господь, спасающий нас Христом Своим... Благословен Господь, спасающий нас от врагов наших... Это, прежде всего, наши грехи, причиняющие нам наибольшее зло. А потом – люди, борющие нас. Господь спасет нас... «от руки всех ненавидящих нас»... потому что предречено, что «будете ненавидимы всеми за имя Мое». Благословен Господь, призывающий нас, по избавлении от грехов и врагов наших, небоязненно «служить Ему в святости и правде пред Ним во все дни жизни нашей». В последних словах указана задача жизни души. Господь призвал душу, посетил ее, освятил, и теперь задача призываемой со всем мужеством последовать за своим Спасителем и ходить пред Ним в правде Его пути и святости жизни по Его заповедям... Ходить без устали, без уныния, в постоянстве обращенного к Нему сердца во все дни жизни. § 17 «И ты, младенец, наречешься пророком Всевышнего, ибо предыдешь пред лицем Господа – приготовить пути Ему, дать уразуметь народу Его спасение в прощении грехов их, по благоутробному милосердию Бога нашего... просветить сидящих во тьме и тени смертной, направить ноги наши на путь мира» ( Лк. 1, 76–79 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Lebed...

Яко Владыко, умалихомся паче всех язык, и есмы смирени по всей земли днесь грех ради наших. И несть во время сие князя, и пророка, и вожда, ниже всесожжения, ниже жертвы, ниже приношения, ниже кадила, ни места, еже пожрети пред Тобою и обрести милость, но душею сокрушенною, и духом смиренным, да прияты будем. Яко во всесожжениих овних и юнчих, и яко во тмах агнец тучных, тако да будет жертва наша пред Тобою днесь, и да совершится по Тебе, яко несть студа уповающим на Тя. И ныне возследуем всем сердцем, и боимся Тебе, и ищем Лица Твоего. Не посрами нас, но сотвори с нами по кротости Твоей, и по множеству милости Твоея. И изми нас по чудесем Твоим, и даждь славу имени Твоему, Господи. И да посрамятся вси являющии рабом Твоим злая, и да постыдятся от всякия силы, и крепость их да сокрушится. И да разумеют, яко Ты еси Господь Бог Един, и славен по всей вселенной. И не престаша, ввергшии их, слуги царевы жгуще пещь наффою, и смолою, и изгребми, и хврастием. И разливашеся пламень над пещию на лакти четыредесять девять. И обыде и пожже, ихже обрете окрест пещи халдейския. Ангел же Господень сниде купно с сущими со Азариею в пещь. И отрясе пламень огненный от пещи, и сотвори среднее пещи яко дух росы шумящь: и не прикоснуся их отнюдь огнь, и не оскорби, ниже стужи им. Тогда тии трие яко едиными усты пояху, и благословляху, и славляху Бога в пещи, глаголюще: Благословен еси, Господи Боже отец наших, и препетый и превозносимый во веки; и благословено имя славы Твоея святое, и препетое и превозносимое во веки. Благословен еси в храме святыя славы Твоея, и препетый и превозносимый во веки. Благословен еси видяй бездны, седяй на Херувимех, и препетый и превозносимый во веки. Благословен еси на престоле славы Царствия Твоего, и препетый и превозносимый во веки. Благословен еси на тверди небесней, и препетый и превозносимый во веки. Дан 3:1–56 Песнь триех отроков. Востаем зде и поем: Господа пойте и превозносите во вся веки. Чтец же глаголет стихи: Благословите, вся дела Господня, Лик: Господа пойте и превозносите Его во веки.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/parimijni...

11. Исходя из этих соображений, в Пояснительной записке к вышеупомянутому Responsum Конгрегации доктрины веры напоминается, что когда благословение на определенные человеческие отношения испрашивается посредством специального литургического обряда, необходимо, чтобы то, что благословляется, соответствовало Божьему замыслу, запечатленному в Творении и полностью явленному Христом Господом. По этой причине, учитывая, что Церковь всегда считала нравственно законными только те сексуальные отношения, которые проживаются в браке, она не имеет права давать свое литургическое благословение, если это в какой-то мере может придать форму нравственной легитимности союзу, претендующему на брак, или внебрачной сексуальной практике. Суть этого заявления была повторена Святейшим Отцом в его ответах на dubia двух кардиналов. 12. Мы также должны избегать риска свести значение благословений только к этой перспективе, поскольку это привело бы нас к тому, что для простого благословения требовались бы те же нравственные условия, что и для принятия таинств. Этот риск требует, чтобы мы еще больше расширили эту перспективу. Ведь существует опасность, что пастырский жест, столь любимый и распространенный, будет обставлен слишком большим количеством моральных условий, которые под предлогом контроля могут затмить безусловную силу Божьей любви, на которой основан жест благословения. 13. Именно в этой связи Папа Франциск призвал нас «не терять пастырского милосердия, которое должно пронизывать все наши решения и отношения», и не быть «судьями, которые лишь отрицают, отвергают, Давайте же ответим на его предложение, разработав более широкое понимание благословений. Благословения в Священном Писании 14. Чтобы размышлять о благословениях, собирая различные перспективы, нам следует позволить просветить себя, прежде всего, голосу Священного Писания. 15. «Да благословит тебя Господь и сохранит тебя! Да призрит на тебя Господь светлым лицом Своим и помилует тебя! Да обратит Господь лицо Свое на тебя и даст тебе мир!» (Чис. 6, 2426). Это «священническое благословение», которое мы находим в Ветхом Завете, в частности в книге Чисел, имеет «нисходящий» характер, поскольку представляет собой призыв благословения, нисходящего от Бога на человека: оно является одним из древнейших текстов божественного благословения. Существует и второй тип благословения, который мы находим на библейских страницах, – тот, что «восходит» от земли к небу, к Богу. Благословение, таким образом, означает восхваление, празднование, благодарность Богу за Его милость и верность, за чудеса, которые Он сотворил, и за все, что произошло по Его воле: «Благослови, душа моя, Господа, и вся внутренность моя – святое имя Его» (Пс. 102(103):1).

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

13 ст. Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвой, – ибо написано: " проклят всяк, висящий на древе« (Второзак. 21, 23). Итак все утверждающиеся на делах закона и чрез них только одни без веры надеющиеся достигнуть спасения, так и остались бы под клятвой закона, если бы не пришел на землю Господь наш Иисус Христос , не принес за нас искупительную жертву, чтобы выкупить нас из-под клятвы закона. Нашего ради спасения, Он святой, безгрешный принял на себя грехи наши, а с ними и ту клятву, которая лежала на нас и, как проклятый вместо нас пред лицом всей земли, был повешен на древе крестном, т. е. претерпел крестные страдания вместо нас, как величайший грешник, не заслуживавший никакой пощады, а только проклятия. 14 ст. Дабы благословение Авраамово чрез Христа Иисуса распространилось на язычников, чтобы нам получить обещанного Духа верой. Чрез искупительную жертву Христа благословение Авраамово распространилось на язычников. Каким же образом язычники чрез крестные страдания Христа сделались участниками в благословении Авраамовом? Хотя благословение Божие о семени Аврааму относилось ко всем языкам, но до поры до времени по Божественному усмотрению чрез закон был выделен среди других народов земли один только народ Еврейский. Остальные «языки» оставались вне ограды ветхозаветной церкви и как бы вне благословения, данного Аврааму. Когда же настало предопределенное Богом время, Бог послал Сына своего, да подзаконные искупить, т. е. снять с них клятву закона – и всех усыновить, т. е. снять и с язычников проклятие за грех . С пришествием Сына Божия закон и все ветхозаветные учреждения, бывшие только тенью истины, только напоминанием о ней, ведшие к ней, стали совершенно излишни. Истина – Христос пришел на землю. Ограда – закон отделявшая иудеев от язычников разрушена, пала. Язычники встали о бок с иудеями. И то, что евреи, благодаря ограждавшему их закону, считали своей собственностью (благословение Авраамово) стало общим достоянием всех людей. При этом, способом приобретения этого благословения стал для тех и других не закон, с его обрядовыми установлениями, а вера.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/obshhed...

19 После трапезы Мишна предписывает читать три славословия 20 . В настоящем своем виде они читаются так 21 . Читающий их возглашает: «Благословим Того, Чью благодать мы вкушали. Сотрапезники: Благословен Ты, Чью благодать мы вкушали и чьей благостью мы живем. 1 . Благословен Ты, Господи Боже наш, Царь вселенной, питающий весь мир по благости Своей. Он дает пищу всякой плоти ( Пс. 135, 25 ). Ответ – Ибо вовек милость Его. По великой милости Его, не было никогда у нас недостатка в пище (да не будет недостатка и впредь). Ответ – Ради Его великого имени. Он питает всех, заботится обо всех, благотворит всем и уготовляет пищу для всех тварей, Им созданных. Ответ – Благословен Ты, Господи, питающий всех. 2 . Благодарим Тебя, Господи Боже наш, что Ты дал предкам нашим землю вожделенную, хорошую и пространную и что вывел нас из земли Египетской и освободил нас из дома рабства. Благодарим за Твой Завет, запечатленный на теле нашем, за Твою Тору, которую преподал нам, за Твои законы, которые сообщил нам, за жизнь и благословение, которые даровал нам, за пищу, которою Ты заботливо питаешь нас постоянно, ежедневно, во всякое время и всякий час. За всё это, Господи Боже наш, мы благодарим и славословим Тебя (благословится имя Твое устами всего живого постоянно, во веки веков). Согласно написанному: И когда будешь есть и насыщаться, тогда благословляй Господа, Бога твоего, за добрую землю, которую Он дал тебе ( Втор. 8, 10 ). Благословен Ты, Господи Боже наш, за землю и за пищу. 3 . Умилосердись, Господи Боже наш, над Израилем, народом Твоим, над Иерусалимом, городом Твоим, над Сионом, жилищем Славы Твоей, над царством дома Давида, помазанника Твоего, и над храмом великим и священным, над которым наречено имя Твое. Боже наш, Отче наш . Паси нас, питай нас, заботься о нас, облегчи нас, Господи Боже наш, в старости от всех бедствий наших. О, не доведи нас до людской милостыни или людского одолжения, но дай нам прибегнуть к Твоей полной, отверстой, святой и щедрой руке, да не постыдимся и не посрамимся вовеки».

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Karabinov...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010