1:8). Здесь же говорит: « уверен о вас, что и вы полны благости, и можете наставлять друг друга », и в этом месте сказано даже больше, нежели в первом. Он не сказал — услышал я, но — « уверен », т. е. я не имею нужды узнавать от другого, но я сам уверен в вас, я сам, который вас обличал и обвинял. « Что и вы полны благости »: это относится к недавно сделанному увещанию. (Апостол) как бы так говорит: я и не считал вас жестокими и братоненавистниками, когда советовал принимать друг друга, не оставлять и не разорять дела Божьи, я знаю, что вы полны благости. Благостью же, как думаю, именует он здесь полноту добродетели. И не сказал — имеете благость, но — « полны благости ». С такой же выразительностью и продолжает: « исполнены всякого познания ». Что было бы пользы, если бы они при своей любви не знали, как должно обращаться с любимыми? Потому (апостол) присовокупил: « исполнены всякого познания и можете наставлять друг друга », не только научиться, но и научить других. « Писал вам с некоторой смелостью, отчасти » (Рим. 15:15). Обрати внимание на смиренномудрие Павла и на его мудрость, как он, нанеся перед этим глубокую рану, когда уже достиг, чего хотел, пользуется опять многим врачеванием. Довольно уже было для их успокоения, кроме сказанного, одного того, что (апостол) сознается в излишней смелости. То же делает он и в Послании к евреям, говоря так: « о вас, возлюбленные, мы надеемся, что вы в лучшем состоянии и держитесь спасения, хотя и говорим так » (Евр. 6:9). Подобно и к коринфянам пишет: « Хвалю вас, братия, что вы все мое помните и держите предания так, как я передал вам » (1 Кор. 11:2). И в Послании к галатам говорит: « уверен о вас в Господе, что вы не будете мыслить иначе » (Гал. 5:10). И во всех посланиях Павла повсюду можно встретить ту же мысль, но здесь преимущественно, потому что римляне пользовались большим уважением и надменный их ум надлежало смирять не только строгими, но и кроткими мерами. Апостол и употребляет те и другие. Поэтому и здесь он говорит им: « писал вам с некоторой смелостью », но, не довольствуясь этим, присовокупил: « отчасти », то есть слегка.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

20. Верою о грядущих благослови Исаак Иакова и Исава. «Верою в будущее Исаак благословил Иакова и Исава». Исаак веровал, что Божеские обетования исполнятся, и по этой вере благословил сынов своих Иакова и Исава, младшему сыну Иакову усвоил высшие духовные блага, вместе с земными, а старшему только земные ( Быт.27:27,39 ). Иаков получил в благословение то данное Аврааму обетование, что из его потомства произойдет обетованный Спаситель мира. Повидимому Исаак хотел это благословение передать Исаву, как старшему сыну; но по особому устроению Промысла, передал его младшему, как более достойному, и утвердил свое благословение за Иаковом, не смотря на все просьбы Исава ( Быт.27:33,35,37 ). Без сомнения, Исаак утверждал преимущественное благословение за Иаковом, верою созерцая истину судов Божиих, и повинуясь им. 21. Верою Иаков умирая коегождо сына Иосифова благослови; и поклонися на верх жезла его. «Верою Иаков, умирая, благословил каждого сына Иосифова». Благословляя двух сынов Иосифа, Иаков младшего Ефрема предпочел старшему Манассии, созерцая преимущество младшего пред старшим в его потомстве: потому что из колена Ефремова произошел Иисус Навин, приведший евреев в землю обетованную, также Иеровоам, первый царь израильского царства, и его преемники в этом царстве. «И поклонился на верх жезла своего». Это было, когда Иаков клятвенно обязал Иосифа не хоронить его в Египте, а вынести тело его из Египта и похоронить во гробе, который Иаков выкопал себе в земле Ханаанской, и Иосиф клялся Иакову исполнить завещание ( Быт.47:29–31;50:5 ). Можно думать, что это поклонение было выражением благоговейного благодарения к Богу и его упования на исполнение Божеских обетований о водворении потомства его в земле обетованной и о ниспослании небесного благословения всему роду человеческому чрез обетованного Искупителя. Может быть, в минуту этого поклонения на верх жезла, душа изнемогающего телом патриарха исполнена была тем же чувством веры, которое выразилось, когда сказал он: Твоего спасения жду я, о Господи ( Быт.49:18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

28). Божия Матерь была поражена этим видением — не явлением Ангела, потому что во время Ее пребывания в храме Господнем в Иерусалиме они являлись Ей, как повествуют святые отцы, ежедневно и приносили небесную пищу, но его обращению: «Радуйся, Благодатная!» Как совершенно смиренный человек, Божия Матерь не понимала, почему Она должна выделяться среди других людей и почему Она, давшая обет девства, благословенна среди жен. Может быть, Она догадывалась, что выражение «благословенна между женами» должно относиться к женщинам, благословленным плодом чрева — детьми, и сочла слова: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою» — чересчур многозначительными. Конечно, Господь пребывает со всяким угождающим Ему человеком, но здесь вместе со словами: «Благословенна Ты между женами» — приветствие: «Господь с Тобою» звучало как-то особенно. Смущенная этим, как Ей казалось, неподходящим для Нее приветствием — ибо смирение не принимает никакой похвалы, — Она пребывала в некотором раздумий. Набрав воду в источнике, Дева вернулась в дом праведного Иосифа. Этот дом сохранился до наших дней — он находится под кровлей огромного католического храма, выстроенного в современном стиле (в древности все святыни Палестины принадлежали православным грекам, но после различных исторических бедствий некоторые святые места стали принадлежать другим конфессиям). В доме Ангел вновь явился Пресвятой Деве и объяснил, почему Она благословенна среди жен и что означает это необыкновенное выражение: «Господь с Тобою». «И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца» (ст. 30–33). Божия Матерь не усомнилась в том, что в мир должен прийти Мессия, что Он сын Давида и будет царствовать над домом Иакова вовеки, но Ее смутило только одно: что матерью Христа должна стать Она.

http://azbyka.ru/propovedi/evangelskie-p...

2. Затем, чтобы ты и с другой стороны видел справедливость приговора, Он еще прежде восхваляет тех, которые надлежащим образом исполнили свое дело, и говорит: “Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть”, и проч. (ст. 34-35); чтобы осуждаемые не сказали, что они ничего не имели, Он осуждает их, указывая на товарищей, подобно тому как осуждает и дев, указывая на дев, раба упивающегося и объедающегося — указывая на раба верного, раба скрывшего свой талант — указывая на раба представившего два таланта; и вообще, осуждает каждого грешника, указывая на исполнивших свои обязанности. И это сравнение берется иногда от равного, как, например, здесь и в притче о девах; иногда от большего, как, например, когда говорится: “Ниневитяне восстанут на суд с родом сим и осудят его, ибо они покаялись от проповеди Иониной; и вот, здесь больше Ионы. Царица южная восстанет на суд с родом сим и осудит его, ибо она приходила от пределов земли послушать мудрости Соломоновой; и вот, здесь больше Соломона” (Мф. 12:41,42). И опять от равного: “Они будут вам судьями” (ст. 27); и опять от большего: “Разве не знаете, что мы будем судить ангелов, не тем ли более [дела] житейские?” (1 Кор. 6:3)? Что касается до настоящего места, то Христос берет здесь сравнение от равного; богатых сравнивает с богатыми и нищих с нищими. Но справедливость Своего приговора над осуждаемыми Он объясняет не только тем, что подобные им рабы, при тех же обстоятельствах, исполнили свои обязанности; но и тем, что осуждаемые оказались непослушными даже и в том, в чем бедность нисколько не служила препятствием, как, например, когда нужно им было напоить жаждущего, придти к находящемуся в темнице, посетить больного. Восхвалив тех, которые исполнили свои обязанности, Спаситель открывает, какую любовь Он имел к ним от века: “Приидите, — говорит Он, — благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира”. С какими благами может сравняться это наименование — благословенные, и притом благословенные от Отца? И за что удостоились они такой чести? Какая тому причина? “Ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня”, и проч.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1904...

2. Затем, чтобы ты и с другой стороны видел справедливость приговора, Он еще прежде восхваляет тех, которые надлежащим образом исполнили свое дело, и говорит: «Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть», и проч. ( Мф.25:34–35 ); чтобы осуждаемые не сказали, что они ничего не имели, Он осуждает их, указывая на товарищей, подобно тому как осуждает и дев, указывая на дев, раба упивающегося и объедающегося – указывая на раба верного, раба скрывшего свой талант – указывая на раба представившего два таланта; и вообще, осуждает каждого грешника, указывая на исполнивших свои обязанности. И это сравнение берется иногда от равного, как, например, здесь и в притче о девах; иногда от большего, как, например, когда говорится: «Ниневитяне восстанут на суд с родом сим и осудят его, ибо они покаялись от проповеди Иониной; и вот, здесь больше Ионы. Царица южная восстанет на суд с родом сим и осудит его, ибо она приходила от пределов земли послушать мудрости Соломоновой; и вот, здесь больше Соломо­на» ( Мф.12:41–42 ). И опять от равного: «Они будут вам судья­ми» ( Мф.12:27 ); и опять от большего: «Разве не знаете, что мы будем судить ангелов, не тем ли более [дела] житейские?» ( 1Кор. 6:3 )? Что касается до настоящего места, то Христос берет здесь сравнение от равного; богатых сравнивает с богатыми и нищих с нищими. Но справедливость Своего приговора над осуждаемыми Он объясняет не только тем, что подобные им рабы, при тех же обстоятельствах, исполнили свои обязанности; но и тем, что осуждаемые оказались непослушными даже и в том, в чем бедность нисколько не служила препятствием, как, например, когда нужно им было напоить жаждущего, прийти к находящемуся в темнице, посетить больного. Восхвалив тех, которые исполнили свои обязанности, Спаситель открывает, какую любовь Он имел к ним от века: «Приидите, – говорит Он, – благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира». С какими благами может сравняться это наименование – благословенные, и притом благословенные от Отца? И за что удостоились они такой чести? Какая тому причина? «Ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня», и проч.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

39  И отвечал Исаак, отец его, и сказал ему: Вот, от тука земли будет обитание твое  и от росы небесной свыше; 40  и ты будешь жить мечом твоим  и будешь служить брату твоему; будет же  время,  когда воспротивишься  и свергнешь иго его с выи твоей. 41  И возненавидел Исав Иакова за благословение, которым благословил его отец его; и сказал Исав в сердце своем: приближаются дни плача по отце моем, и я убью Иакова, брата моего. Свернуть Комментирует священник Стефан Домусчи: Священник Стефан ДОМУСЧИ В этом отрывке из книги Бытия мы читаем рассказ о том, как Иаков и Ревекка обманули ослепшего Исаака, дабы получить отцовское благословение. Мы видим, что они способны на вполне своевольные и не вполне духовные поступки. Хотя при внимательном рассмотрении окажется, что движет ими желание исполнить волю Божию, пусть и не самым подходящим образом. Оглядываясь на начало этой истории, мы можем вспомнить, что борьба между братьями началась еще в утробе матери и продолжалась всю жизнь, до того момента, о котором мы читаем в сегодняшнем отрывке. Если же посмотреть на их духовное состояние, мы увидим, что братья олицетворяют собой два разных взгляда на мир. Исав — приземленный и жизнелюбивый: чего стоят две хананеянки, которых он берет себе в жены! Иаков, напротив, склонен с духовному и ставит его выше материального. Несомненно, Авраам и его потомки должны были осознавать, что мессианское значение и цель, для которой они были призваны Богом, состоят в том, чтобы сохранить истинную веру. Но кто же из двоих братьев помнит об этом, кто к этому больше склонен? Вспомнив историю с продажей первородства, мы поймем, что Исав относился к этой миссии легкомысленно и пренебрежительно, в отличие от Иакова, который, видимо, ощущал в себе призвание к ней. Что, впрочем, судя по истории, с которой мы познакомились сегодня, совсем не равно послушанию Богу. Исав и Иаков, Лука Джордано Действительно, человек может знать, к чему Бог призывает его, может даже чувствовать в себе зов Божий, но идти к цели неправильным путем. Ревекка, как и сам Иаков, конечно, знает пророчество, по которому младший сын рожден для того, чтобы получить Божие благословение. Но какими средствами они собрались добиться этого благословения? Обманом, хитростью и прямой ложью. Ведь Иаков, говоря с ослепшим отцом, даже упоминает Бога, уверяя, что Тот послал дичь ему навстречу. Мы видим, что вся душа его трепещет и как бы противится тому, что он делает, но тем не менее Иаков остается непреклонен.

http://foma.ru/iakov-svoroval-blagoslove...

4. За шесть дней до Пасхи пришел Иисус в Вифанию, и подошли к Нему ученики Его и сказали Ему: «Господи, где угодно Тебе, чтобы мы приготовили для Тебя Пасху?» Он же послал их: «Идите в селение, находящееся прямо пред вами, и встретите человека, несущего глиняный сосуд с водою; идите за ним и скажите хозяину дома: «Учитель говорит-у тебя Я совершу Пасху с Моими учениками». Слава и ныне: Сегодня собрала нас благодать Святого Духа; и мы все, взяв Крест Твой, Иисусе, воскликнем: «Благословен Грядущий во имя Господне! Осанна в вышних». Стихира на литии, гл. 3. За шесть дней до Пасхи пришел Иисус в Вифанию, чтобы воззвать из гроба четверодневно умершего Лазаря и возвестить о воскресении. Его встретили жены, Марфа и Мария, сестры Лазаря, взывая к Нему: «Господи, если бы Ты был здесь, не умер бы наш брат». Тогда сказал им: «Не говорил ли Я вам раньше: верующий в Меня, если и умрет, оживет; покажите Мне, где вы положили его». И воззвал к нему Творец всех: «Лазарь, иди вон». Стихиры на стиховне, гл. 8: 1. Радуйся и веселись город Сион, ликуй и торжествуй Церковь Божия, ибо Твой праведный Царь пришел, восседая на молодом осле и приветствуемый детьми в песни: «Осанна в вышних, благословен Ты, имеющий множество милостей, помилуй нас». 2. Носимый на херувимах и воспеваемый серафимами, Ты, Благой, воистину воссел на молодом осле, и, согласно пророчества Давида, Тебя боголепно воспевали дети, а взрослые иудеи беззаконно хулили. Сидение на диком осленке прообразовало дикость язычников, которые из неверующих превратились в верующих. Слава Тебе, Христе, один милостивый и человеколюбец. Тропарь, гл. 1: В общем воскресении прежде Твоего страдания удостоверяя, Ты, Христе Боже, воскресил из мертвых Лазаря. Поэтому и мы, как дети, нося знамение победы, восклицаем Тебе, Победителю смерти: «Осанна в вышних, благословен Идущий во имя Господне». Тропарь, гл. 4: Погребшись с Тобою в крещении, Христе Боже наш, мы Твоим воскресением сподобились бессмертной жизни и в песни восклицаем: «Осанна в вышних, благословен Идущий во имя Господне».

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Adamenk...

4 . Необходимо, чтобы ты либо отрицал и то и другое, либо согласился. О Христе говорится, что Он рожден от них по плоти, но апостол проповедует также, что Бог во Христе. Поэтому и в другом месте: Бог во Христе примирил с Собою мир ( 2Кор.5:19 ). Одно никак не может быть отделено от другого. Или отвергни, что Христос рожден от них, или признай, что Бог родился от Девы во Христе: Который есть, говорит, сущий над всем Бог, благословенный во веки. Глава 2. Именование Богом Христу дается в одном смысле, людям – в другом Бог по природе и боги по усыновлению 1 . Верным же для указания величия Божества вполне могло быть достаточно имени Божиего, но, добавляя сущий над всем Бог, благословенный, он исключает богохульство неверного истолкования; и чтобы кто-нибудь неблагочестивый когда-нибудь не подумал, что имя Божие, временно уступленное людям как дар Божественной щедрости, является посягательством на оскорбление высшего Божества и не присвоил бы Богу неподобающих сравнений, Бог сказал Моисею так: Я поставил тебя Богом фараону ( Исх.7:1 ), [Col. 51] или вот: Я сказал: (263) вы – боги ( Пс.81:6 ), и в обоих случаях это имеет очевиднейшее значение уступленного имени. Ибо где говорится: Я сказал: вы – боги, имеется в виду не столько та власть, которую подразумевает имя боги, сколько общий смысл речи Говорящего. Но где Он говорит: Я поставил тебя Богом фараону, указывает не на божественность принимающего, но на власть Дающего. Ибо когда говорит: Я поставил, в этом непременно обозначена власть Бога, Который дал, а не природа божества в том, кто принял. Когда же сказано о Боге и Господе нашем Иисусе Христе: сущий над всем Бог, благословенный во веки, [Col. 52] то и смысл тут же подтверждается в слове, и смысл слова показан в имени, ибо имя Бога в Божием Сыне имеет значение не уступленного усыновления, но является истиной и свойством природы. Глава 3. Объясняет слова апостола:мы отныне никого не знаем по плоти… 1 . Итак, апостол говорит: отныне мы никого не знаем по плоти, если же и знали Христа по плоти, [Col. 53] ото ныне уже не знаем ( 2Кор.5:16 ). Хорошо сходятся друг с другом все писания священной речи – всецело, в каждой своей части, – а где по видимости слов не согласуются, там все же согласуются по силе фактов; также и в том, что говорит: если же и знали Христа по плоти, то ныне уже не знаем; свидетельство же настоящего слова является подтверждением сказанного выше: и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки ( Рим.9:5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kassian_...

8 681 Где были камни, создал Он озеро полноводное, из недр скалы несокрушимой по воле Его возник источник вод. 9 682 Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему даруй славу, по милости Твоей и по истине Твоей! 10 Да никогда не скажут язычники: «Где их Бог?» 11 А Бог наш на небесах и на земле все, что восхотел, сотворил. 12 683 Идолы язычников – серебро и золото, дело рук человеческих; 13 Уста имеют, и не заговорят; очи имеют, и не увидят; 14 Уши имеют, и не услышат; ноздри имеют, и не обоняют; 15 Руки имеют, и не будут осязать; ноги имеют, и не пойдут; не подают голоса гортанью своей. 16 Да уподобятся идолам создавшие их и все надеющиеся на них! 17 684 Дом Израилев уповал на Господа; Податель помощи и Защитник Он им. 18 685 Дом Ааронов уповал на Господа; Податель помощи и Защитник Он им. 19 Боящиеся Господа уповали на Господа; Податель помощи и Защитник Он им. 20 Господь помнит нас и благословил нас; благословил Он дом Израилев, благословил дом Ааронов, 21 Благословил боящихся Его, малых и великих. 22 Да умножит Господь блага вам, вам и сыновьям вашим! 23 Благословляет вас Господь, Творец неба и земли. 24 686 Небо, что превыше небес, обитель Господа, землю же даровал Он сынам человеческим. 25 Не мертвые восхваляют Тебя, Господи, и не те, кто нисходит во ад; 26 Но мы, живые, благословим Господа отныне и вовеки! Аллилуия, 114. 687 1 Возрадовался я, ибо услышал Господь моление мое, 2 Ибо Он приклонил ухо Свое ко мне; и я во все дни жизни моей призывать буду Его. 3 Объяли меня болезни смертные, беды адовы постигли меня; познал я скорбь и болезнь и призвал имя Господне. 4 О Господи, избавь от бед душу мою! Милостив Господь и праведен, милует нас Бог наш. 5 688 Хранит младенцев Господь; смирился я, и спас Он меня. 6 Обрети покой, душа моя. Ибо Господь сотворил благо тебе! 7 Ибо избавил Он душу мою от смерти, очи мои от слез и стопы мои от преткновения. 8 Угождать буду Господу на земле живых. Слава: Аллилуия, 116. 697 1 Славьте Господа, все народы, восхваляйте Его, все люди! 2 Ибо непреложна милость Его к нам, и истина Господня пребывает вовеки! Аллилуия, 117. 698

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

    «Возрадуемся и возвеселимся в оный». Говорит здесь о радости духовной, разумной, сердечной. «Возрадуемся и возвеселимся в оный», потому что мы сподобились столь великих благ. И это нема­лая добродетель — радоваться о благах, ликовать, веселиться, с удовольствием принимать благодеяния Божии. «Господи, спаси же! О, Господи, поспеши же!» (Пс.117:25). Видя благополучие все­ленной, изменение обстоятельств, и перемену к лучшему, и сорадуясь удостоившимся этого, говорит: «Господи, спаси же! О, Господи, поспеши же!», спаси тех, которые получают эти блага, так чтобы они преисполнились ими и показали плоды, достой­ные благодати; сделай для них путь удобным, так чтобы после получения они не отпали от этих благ. «Благословен грядущий во имя Господне! Благословили мы вас из дома Господня» (Пс.117:26), Наши блага состоят не в том только, что совершилось, но и в другом лучшем, каково: воскресение, царство, наследие со Христом. Желая выразить все это, пророк и присовокупил: «благословен грядущий во имя Господне». То же говорил и Христос иудеям: «сказываю вам: не увидите Меня отныне, доколе не воскликнете: благословен Грядый во имя Господне!» (Мф.23:39). Так как они часто возражали, что он не от Бога, что Он — противник Божий, то Он и говорит им: вы сами будете свидетельствовать, что Я не противник Божий, когда увидите Меня идущим на облаках, и воскликнете: «благословен Грядый во имя Господне!», отнимая у себя словами этой хвалы всякое оправдание. Очевидность того, что будет тогда, заставит вас высказать эти слова, которыми вы прославите Бога и вместе произнесете тяжкое обвинение на самих себя. «Благословили мы вас из дома Господня. Бог — Господь и явился нам. Соберитесь на праздник многолюдными толпами, (доходящими) до рогов жертвенника» (Пс.117:26-27). Пророк разумеет весь верный народ, получающий благословение в доме Божием. И везде пророки ублажают тех, которые будут веровать. Почему же они ублажают и отчего это блаженство? Потому, что Бог явился нам. «Явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков, научающая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке, ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа» (Тит.2:11-13). Итак, пророк удивляется здесь воплощению, — тому, что Бог и Господь, бу­дучи таким по существу Своему, благоволил явиться во плоти. «Явлением» он называет то домостроительство, по которому Гос­подь вселился в девическое чрево, сделался человеком и обращался с людьми. За то, говорит, «благословили мы», что удостоились такого дара. Это выражал и Христос, когда говорил: «истинно говорю вам, что многие пророки и праведники желали видеть, что вы видите, и не видели, и слышать, что вы слышите, и не слышали» (Мф.13:17).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010