Другая страна тойже стих: Услышит тя Господь в день печали, защитит тя имя Бога Иаковля. Спаси ны Утешителю Благий: Стих 2: Послет ти помощь от Святаго и от Сиона заступит тя. Спаси ны Утешителю Благий: Стих 3: Даст ти Господь по сердцу твоему, и весь совет твой исполнит. Спаси ны Утешителю Благий: Слава, и ныне: Единородный Сыне: Антифон 3, псалом 20, глас 8: Стих 1: Господи, силою Твоею возвеселится царь. Тропарь, глас тойже: Благословен еси Христе Боже наш, Иже премудры ловцы явлей, низпослав им Духа Святаго, и теми уловлей вселенную, Человеколюбче слава Тебе. Другий лик, тойже стих: Господи, силою Твоею возвеселится царь, и о спасении Твоем возрадуется зело. Тропарь: Благословен еси Христе Боже наш: Стих 2: Желание сердца его дал еси ему, и хотения устну его неси лишил его. Тропарь: Благословен еси Христе Боже наш: Стих 3: Яко предварил еси его благословением благостынным, положил еси на главе его венец от камене честна. Тропарь: Благословен еси Христе Боже наш: Входное: Вознесися Господи силою Твоею, воспоем и поем силы Твоя. Таже, тропарь: Благословен еси Христе Боже наш: Слава, и ныне: Кондак, глас 8: Егда снизшед языки слия, разделяше языки Вышний: егда же огненныя языки раздаяше, в соединение вся призва, и согласно славим Всесвятаго Духа. Вместо же Трисвятаго: Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся, аллилуиа. Прокимен, глас 8: Во всю землю изыде вещание их, и в концы вселенныя глаголы их. [И до отдания.] Стих: Небеса поведают славу Божию, творение же руку Его возвещает твердь. Апостол в Деяниих, зачало 3. [Деян. 2, 1 – 11.] Егда скончавашася дние Пятдесятницы, беша вси апостоли единодушно вкупе. При наступлении дня Пятидесятницы, все они были единодушно вместе. И бысть внезапу с небесе шум, яко носиму дыханию бурну, и исполни весь дом, идеже бяху седяще: И внезапно сделался шум с неба, как-бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились; И явишася им разделени языцы яко огненни, седе же на единем коемждо их. И явились им разделяющиеся языки, как-бы огненные, и почили по одному на каждом из них.

http://pravmir.ru/den-svyatoj-troicy-cht...

Если видите дом, полный, как чаша, всякого добра, где обитают честный труд, здоровье, мир между супругами, невинная веселость и дружба между детьми, где на лицах старцев сияет тихая улыбка, как вечерний свет догорающего ясного дня, – знайте, что здесь почиет благословение Божие. Если у целого народа мир на границах, изобилие и благоденствие внутри; если умножается его население, если процветают у него благочестие, истиное просвещение, правосудие, честность, – все это плоды благословения Божия. Разнообразные дары, преподаваемые природе и человеку благословением Божиим, исчислены с особенною подробностью Моисеем в последнем слове его к народу Израильскому пред вступлением в землю обетованную: «если будешь слушать гласа Господа Бога твоего, благословен ты в городе, и благословен на поле. Благословен плод чрева твоего, и плод земли твоей, и плод скота твоего, и плод твоих волов, и плод овец твоих. Благословенны житницы твои и кладовые твои. Благословен ты при входе твоем, и благословен ты при выходе твоем» ( Втор. 28, 2–6 ). Нам понятно, что под благословляющею десницею Всевышнего все растет, цветет и радуется; но где доказательства, что эта творческая сила благословения уступлена людям? Она уступлена, во-первых, родителям по отношению к детям вместе с творческою силою деторождения; она дарована и священству церкви Божией по отношению к чадам церкви. Церковь есть Божие здание, в котором небесный Домовладыка собрал и благоустроил все необходимое для спасения и блага людей, положивши, так сказать, каждый дар на своем месте, и для преподаяния каждого дара определивши свой способ и порядок. Он повелел по установленному чину освящать храмы для Своего в них обитания; Он определил порядок избрания и посвящения служителей церкви; Он установил неизменные чиноположения для совершения Таин; Он сам научил, о чем и как нам молиться; Он же указал и способ раздаяния даров Его действенного благословения. Судя по тому, как определен в Божественном Откровении способ преподаяния благословения Божия, мы по справедливости можем называть его священнодействием благословения.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Kluch...

И далее, заключив завет дружбы, Бог дает Аврааму четвертое обетование: И благословятся в тебе все племена земные. Потомство Авраама уже получило благословение в первых трех обетованиях. Теперь это благословение переносится на все народы земли. И потомки Авраама, и все народы получат в Аврааме Божие благословение. Благословение всех народов в Аврааме имеет мессианское значение и произойдет во времена Мессии. Народы, приняв веру Авраама, сделаются причастными благословений Божиих потомкам Авраама. Об этом говорил уже св. апостол Павел: Так Авраам поверил Богу, и это вменилось ему в праведность. Познайте же, что верующие суть сыны Авраама. И Писание, провидя, что Бог верою оправдает язычников, предвестило Аврааму: «в тебе благословятся все народы». Итак, верующие благословляются с верным Авраамом ( Гал. 3:6–9 ). И далее, конкретно указывается на Мессию: Дабы благословение Авраамово через Христа Иисуса распространилось на язычников, чтобы нам получить обещанного Духа верою ( Гал. 3:14 ). Св. Иустин Философ отмечает мессианское призвание всех народов и приобщение их к благословению Авраама: «Бог избрал и явился тем, которые не просили Его. Вот, говорит Он, Я – Бог народу, который не призывал имени моего ( Ис. 65:1 ). Это тот народ, о котором Бог, некогда, дал обетование Аврааму и обещал сделать его отцом многих народов, разумея не Аравитян, Египтян или Идумеев; ибо и Измаил сделался отцом великого народа, и Исав; Аммонитян и теперь великое множество... Что же больше здесь дает Христос Аврааму? То, что Он Своим голосом призвал его подобным названием и повелел ему выйти из земли, в которой он жил. И нас всех Он призвал тем же голосом, – и мы теперь вышли из того образа жизни, который вели мы, живя худо, подобно другим обитателям земли. И вместе с Авраамом наследуем Святую землю, и получим наследие в бесконечную вечность, так как мы – дети Авраама, по одинаковой с ним вере» 412 . Исход Авраама из Месопотамии в Святую Землю по призванию Божию св. Иустин сравнивает с оставлением языческого нечестия и вхождением в Церковь Божию. Св. Иустин отмечает при этом, что и Аврааму, и уверовавшим из языческих народов христианам говорил один и тот же голос – голос Христа!

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

ибо нет стыда уповающим на тебя. и ныне мы следуем за тобою всем сердцем и боимся тебя и ищем лица твоего. не постыди нас. но поступи с нами по кротости твоей. и по множеству милости твоей свободи нас чудесами твоими, и дай славу имени твоему, Господи. и да посрамятся все, оказывающие злое рабам твоим. и да будут постыждены всякою силою. и крепость их да сокрушится. и да узнают, что ты Господь Бог один и славен на всю вселенную». И не преставали ввергшие их слуги царя разжигать печь нефтью и смолою и паклею и хворостом. и разливался пламень поверх печи на сорок девять локтей. и обхватывал ее и пожигал, кого достигал у печи халдеев. ангел же Господень сошел вместе с сущими около Азарии в печь. и изгнал пламень огня из печи. и произвел в средине печи росу, как шум дуновения. и отнюдь не коснулся их огонь, и даже не причинил ни скорби, ни туги. тогда сии три, как едиными устами, воспели и благословили и прославили Бога в печи, говоря: Благословен еси Господи Боже отцов наших, и препетый и превозносимый во веки. И благословенно имя славы твоей святое, и препетое и превозносимое во веки. Благословен еси в храме святой славы твоей, и препетый и превозносимый во веки. Благословен еси видящий бездны и сидящий на херувимах, и препетый и превозносимый во веки. Благословен еси на престоле славы царства твоего, и препетый и превозносимый во веки. Благословен еси на тверди небесной, и препетый и превозносимый во веки. И тотчас восходит певец на амвон и поет так: Благословите все дела Господни Господа. Люди: Пойте и превозносите его во веки. и пр. и пр. и проч. В навечерие Вознесения Господня Пророчества Исаии чтение. (Гл. 2, 2–4). Вот что говорит Господь: будет в последние дни видна гора Господня. и дом Бога на вершинах гор. и возвысится над холмами. и пойдут к нему все язычники. и придут народы многие и скажут: идите, и взойдем на гору Господню. и в дом Бога нашего. и возвестит нам путь свой. и пойдем по нему. Пророчества Исаии чтение. (Гл. 62, 10–12. Гл. 63, 1–4. 7–10.) Вот что говорит Господь: идите, проходите чрез ворота мои.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Мф.21:8. Друзии же резаху ветви от древ и постилаху по пути.а другие резали ветви с дерев и постилали по дороге;    Ветви эти были от масличных деревьев, так как тогда проходили через Масличную гору. Мф.21:9. Народи же предходящии (Ему) и вследствующии зваху, глаголюще: осанна Сыну Давидову…народ же, предшествовавший и сопровождавший, восклицал: осанна Сыну Давидову!    Осанна — слово еврейское и значит иногда — хвала, а иногда — спасение. Здесь же оно выражает: «хвала сыну Давидову». Мф.21:9. Благословен Грядый во имя Господне…, благословен Грядущий во имя Господне!    во имя Господне, т.е. от Господа. Благословен идущий от Бога, благословен посланный Богом. Марк (11, 10) присоединил: «благословено грядущее царство во имя Господа отца нашего Давида»…Благословенно грядущее во имя Господа царство отца нашего Давида!    Они думали, что восстанавливался низверженный престол царства Давидова. Поэтому они с радостью говорят: «И благословенно опять идущее царство праотца нашего Давида, идущее во имя Господне, " - т.е. от Бога. Иоанн (12, 13) говорит: «благословен Грядый во имя Господне, Царь Израилев». Вероятно, все это было сказано тогда народом, идущим впереди, следующим сзади и выходящим навстречу. Во имя Господне понимают и так: во славе Господней, в звании царя. Мф.21:9. Осанна в вышних.    Хвала в вышних: пусть хвалят и высшие силы, т.е. Ангелы, Бога, пославшего нам царя и восстановившего царство Давида. Лука (19, 38) вместо: «осанна в вышних» сказал: «слава в вышних». Он же повествует и об учениках, что они говорили: «благословен грядый Царь во имя Господне: мир на небеси и слава в вышних», называя миром радость. Обрати внимание на то, как при таком шуме и крике совершенно не объезженный молодой осел шел, однако, смирно, вполне прообразуя повиновение язычников и большую перемену их к благонравию. Мф.21:10. И вшедшу Ему во Иерусалим, потрясеся весь град, глаголя: кто есть Сей…И когда вошел Он в Иерусалим, весь город пришел в движение и говорил: кто Сей?:    Потрясся, т.е. был испуган, встревожившись криком и приветствиями.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2849...

Начало Евангелия Иисуса Христа, Сына Божия. Как написано у пророков: Вот, Я посылаю ангела Моего пред лицом Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою. Глас вопиющего в пустыне: Приготовьте путь Господу, прямыми делайте стези Его”. Был Иоанн, крестя в пустыне и проповедуя крещение покаяния для отпущения грехов. И выходила к нему вся Иудейская страна и Иерусалимляне; и крестились от него все в Иордане реке, исповедуя грехи свои. Был же Иоанн одет в шерсть верблюжью, и пояс кожаный на чреслах его, и ел акриды и дикий мед. И проповедовал, говоря: “Идет Сильнейший меня за мною, у Которого я недостоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его. Я крестил вас водою, а Он будет крестить вас Духом Святым”. Мк 1:1–8 Таже: Господь Бог благословен, благословен Господь день дне, поспешит нам Бог спасений наших, Бог наш, Бог спасати. Господь Бог благословен, благословен Господь на всякий день, даст успех нам Бог спасения нашего. Бог наш – Бог во спасение. Пс 67:20, 21 Трисвятое, по Отче наш: Иерей, возглас: Яко Твое есть Царство: Трисвятое. Слава, и ныне: Пресвятая Троица: Господи, помилуй. (3) Слава, и ныне: Отче наш: Священник: Ибо Твоё есть Царство: Чтец: Аминь. Кондак, глас 4: Во струях днесь Иорданских быв, Господь/Иоанну вопиет:/не убойся крестити Мя,/спасти бо приидох/Адама первозданнаго. Кондак, глас 4 Стоя в струях Иорданских в сей день, Господь/Иоанну возглашает:/“Не бойся крестить Меня,/ибо Я пришел спасти Адама первозданного!” Господи, помилуй, 40, и молитву сию: Господи, помилуй. (40) Иже на всякое время и на всякий час, на Небеси и на земли, покланяемый и славимый, Христе Боже, Долготерпеливе, Многомилостиве, Многоблагоутробне, Иже праведныя любяй и грешныя милуяй, Иже вся зовый ко спасению обещания ради будущих благ. Сам, Господи, приими и наша в час сей молитвы и исправи живот наш к заповедем Твоим, души наша освяти, телеса очисти, помышления исправи, мысли очисти и избави нас от всякия скорби, зол и болезней, огради нас святыми Твоими Ангелы, да ополчением их соблюдаеми и наставляеми, достигнем в соединение веры и в разум неприступныя Твоея славы, яко благословен еси во веки веков, аминь.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/svyatoe-b...

Немало также огорчений Исааку и Ревекке доставил Исав и своей враждой к брату своему Иакову, – за то, что последний предвосхитил у него благословение первородного. Когда Исаак состарился, то пожелал, перед смертью , благословить сыновей своих. Премудрому Промыслу угодно было, чтобы благословение первородного в данном случае получил не Исав, а Иаков. Орудием этого промысла явилась Ревекка 361 . «Премудрый и благопромыслительный Господь чрез Ревекку готовит исполнение собственного предречения» 362 . «Предварительно узнала она от Бога всяческих, что «больший поработает меньшему». Поверив же сему предречению, привела она в действие все средства, чтобы Иакову получить отцово благословение» 363 . «Так как Бог действовал в этих событиях, то и совершилось всё успешно» 364 . «Иаков, поступив во всём по совету Ревекки, успел получить благословение от отца и совершил сию похвальную татьбу, за что и содействие от Бога приобрёл, и старания его достигли успеха» 365 : он стал первородным по благословению. А «первородством прообразуется многое; в нём бесчисленные тайны. В нём изобразилось крещение, в нём запечатлелась вера, в нём назнаменованы целомудрие и преславное девство» 366 . – «Что же, скажет кто-нибудь, неужели и Бог содействовал такой лжи (т.е. поступку Иакова и Ревекки)? Не просто испытывай, возлюбленный, случившееся, а узнай цель, так как это делалось не ради житейской какой выгоды...... Итак, мы в этих случаях смотрим не на самые события, а на цель событий и на намерение тех, кто совершал такие дела» 367 . – «И возненавидел Исав Иакова за благословение, которым благословил его отец его, и сказал Исав в сердце своём: приближаются дни плача по отцу моему; и я убью Иакова, брата моего. И пересказаны были Ревекке слова Исава, старшего сына её; и она послала и призвала младшего сына своего, Иакова, и сказала ему: вот Исав, брат твой, грозит убить тебя. И теперь, сын мой, послушайся слов моих, встань, беги (в Месопотамию) к Лавану, брату моему, в Харран; и поживи у него несколько времени, пока утолится ярость брата твоего» 368 . «Заметь благоразумие матери, – как она, движимая собственным чувством, а лучше сказать, служа и в настоящем случае исполнению предопределения Божия, советует сыну то же, что и Христос внушал Своим ученикам, когда советовал им не подвергать себя напрасно опасности, но удалением укрощать раздражение страстей человеческих» 369 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij-Protop...

Обратим внимание на то, что это единственный случай во всех Евангелиях, когда Иисус передвигается не пешком. Однако тем самым Иисус нарушает не только собственный обычай: Он также нарушает благочестивый обычай всех паломников, которые, даже если подъезжали к Иерусалиму верхом, спешивались перед входом в город. Впрочем, вполне возможно, что Он доехал на осле только до ворот города, а дальше пошел пешком. Как и Матфей, Иоанн приводит ветхозаветное пророчество неточно, комбинируя его из разных элементов. Одним из них является сильно сокращенная цитата из Зах.9:9 ; другим, возможно, отрывок из Книги пророка Софонии: Ликуй, дщерь Сиона!.. Господь, царь Израилев, посреди тебя... В тот день скажут Иерусалиму: «не бойся» ( Соф.3:14–16 ). 23 Слово «осанна» (Евр. hôšî‘-nn) буквально означает «спаси же». По словам блаженного Иеронима , " осанна в переводе с еврейского означает: Господи, спаси меня!» 24 . Блаженный Августин пишет: « Осанна, как говорят знающие еврейский язык, это голос молящего, более выражающий чувство, нежели обозначающий нечто». 25 Действительно, ко временам Иисуса этот возглас употреблялся не столько в своем исконном значении, сколько в качестве простого восклицания, выражавшего хвалу и использовавшегося как литургическая формула. 26 Восклицания толпы приведены евангелистами в нескольких вариантах: Осанна Сыну Давидову! благословен Грядущий во имя Господне! осанна в вышних! ( Мф.21:9 ); Осанна! благословен Грядущий во имя Господне! благословенно грядущее во имя Господа царство отца нашего Давида! осанна в вышних! ( Мк.11:9–10 ); Благословен Царь, грядущий во имя Господне! мир на небесах и слава в вышних! ( Лк.19:38 ); Осанна! благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев! ( Ин.12:13 ). Разнообразие в передаче возгласов может быть объяснено тем, что люди из толпы произносили приветствия в разных формах. Во всех четырех вариантах присутствует формула «благословен Грядущий во имя Господне», в трех – формула «в вышних», в трех – слово «осанна», в двух «Царь» и в одном «царство».

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Он взошел с пищей к старцу и, назвавшись именем Исава, просил благословения. Не доверял Исаак ни скорой ловитве, ни голосу сына; он хотел еще коснуться тела его и, ощупав руки, воскликнул: «голос, голос Иакова, а руки, руки Исава!» Тогда вкусив пищи, обнял сына и изрек над ним благословение: он молил Господа даровать ему, от росы небесной и от тучности земной, множество пшеницы и вина, чтобы он был господином брату своему, и покорствовали ему народы, проклинающие его были бы прокляты, а благословляющие благословены. Но едва вышел Иаков, как возвратившийся с ловли, Исав, принес также пищу и просил себе благословения у отца. Вострепетал Исаак, услышав голос первородного: «кто же был прежде тебя? Спросил он, я благословил его и с ним пребудет мое благословение.» Горько восплакал Исав, угадав братнюю хитрость; невольное сознание, о продаже первородства, исторглось из уст его: «неужели ты не оставил мне благословения?» воскликнул он к отцу, но Исаак ответствовал: «вот я поставил его господином над тобой и обещал ему обилие пшеницы и вина, что же сделаю для тебя, сын мой?» – «Благослови и меня, продолжал взывать к нему, с горьким воплем Исав; неужели одно только и было у тебя благословение?» – Умилился Исаак и сказал в утешение сыну: «вот будет в местах обитания твоего тучность земли и роса небесная; но ты станешь жить мечем своим и будешь рабом брату твоему; однако придет время, когда ты свергнешь иго его с выи твоей.» – Возненавидел Исав брата своего, за похищенное благословение: он ожидал только смерти родителя, чтобы отмстить ему; но заботливая мать, услышав угрозы, призвала меньшего сына и велела ему бежать на время в Харран, к брату её Лавану, доколе не утихнет гнев Исава. Ревекка сказала мужу своему: «я не рада жизни от дочерей Хананейских, если же Иаков возьмет себе из них жену, подобно Исаву, то что мне в жизни?» Посему старец, призвав Иакова, заповедал ему: не брать себе жены из дочерей Хананейских, но благословил идти в Месопотамию, в дом матери своей, и взять за себя одну из дочерей брата её Лавана; «Бог же всемогущий умножит тебя в сонмы народов, сказал он, и даст тебе благословение Авраамово, и ты наследуешь, с потомством твоим, землю странствования, обещанную Аврааму.» Так отпустил Исаак младшего сына; Исав же видя, что жены его неугодны отцу, взял за себя одну из дочерей дяди своего Измаила.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Он требует этих трех качеств, и поставил их главными в самом начале. Так, когда он говорит: «они среди великого испытания скорбями преизобилуют радостью; и глубокая нищета их преизбыточествует в богатстве их радушия» ( «во мнозем искушении скорби избыток радости их, и яже во глубине нищета избыточествова в богатство простоты их») ( 2Кор.8:2 ), выражает не другое что, как то, что (македоняне) сделали великие приношения, и сделали с радостью и поспешностью, что они не скорбели, не только подав много, но и находясь в искушениях, а это тяжелее, нежели подавать милостыню. Равным образом и выражение: «они отдали самих себя... нам» ( «себе вдаша нам») ( 2Кор.8:5 ) показывает и их радушие, и твердую их веру. Опять и здесь имеет ту же цель. Так как щедрость и радушие бывают между собою противоположны и иной, подав много, часто скорбит о том, а иной, чтобы не скорбеть, подает менее, то смотри, как (апостол) заботится и о том и о другом со свойственною мудростью. Не сказал: «лучше давать немного, но охотно, нежели по принуждению», так как он хотел, чтобы они подавали и много и с охотою. А как же (сказал)? «Дабы возвещенное уже благословение ваше было готово, как благословение, а не как побор» ( «Да предуготовят благословение ваше готово быти якоже благословение, не яко лихоимство»). Сперва начинает с приятнейшего и легчайшего – подавать непринужденно, так как «(подаяние), – говорит, – есть «благословение». Видишь, как в самом увещании показывает тотчас и плод, приносимый (подаянием), т. е., что подающие исполняются благословения. Самым этим словом он уже привлекал их к радушию, потому что никто не дает благословения с огорчением. Впрочем, и этим он не ограничился, а присовокупил: «не как побор». «Не думайте, – говорит, – чтобы мы из корыстолюбия брали у вас милостыню, напротив, желаем быть для вас источниками благословения. Корыстолюбие свойственно тем, которые подают принужденно, так что, кто принужденно подает милостыню, тот подает скупо». От этой мысли далее опять переходит к прежней, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010