Пс.134:15 .   Идолы язычников – серебро и золото, дело рук человеческих: «Идоли язык сребро, и злато, дела рук человеческих». Бог наш, говорит Пророк, есть Творец всего; а они не только не имеют творческой силы, но и сами вид свой получили от искусства человеческаго; потому что для состава их нужны вещество и искусство. Пс.134:16 .   Есть у них уста, но не говорят; есть у них глаза, но не видят. Пс.134:17 .   Есть у них уши, но не слышат, и нет дыхания в устах их. «Уста имут, и не возглаголют, очи имут и не узрят». «Уши имут, и не услышат». Имеют они у себя, говорит Пророк, изображения чувственных орудий, но лишены их деятельности. «Ниже бо есть дух во устех их». А сего причастно и естество безсловесных; потому что каждое животное дышет; идолы же непричастны сего даже наравне с безсловесными. Пс.134:18 .   Подобны им будут делающие их и всякий, кто надеется на них. «Подобни им да будут творящии я, и вси надеющиися на ня». Достойны этой безчувственности и делающие идолов, и покланяющиеся им. Ибо тем, которые одарены словом и признают богами лишенное жизни и дара слова, справедливо быть причастниками безсловесия богов своих. Пс.134:19 .   Дом Израилев! благословите Господа. Дом Ааронов! благословите Господа. «Доме Израилев благословите Господа». Они, говорит Пророк, удостоивают такого служения неодушевленных идолов: а вы песнословьте Творца всех. «Доме Ааронь благословите Господа». Пророк отличает иереев от народа, и повелевает песнословить особо, показывая их отличие. «Доме Левиин благословите Господа». Здесь опять иное отличие; потому что Левиты досточестнее других, но ниже иереев. Посему, чтобы и они не восхищали священническаго достоинства (а древле еще при жизни божественнаго Моисея отважились на это); то по необходимости отличил и их от иереев. Пс.134:20 .   Дом Левиин! благословите Господа. Боящиеся Господа! благословите Господа. «Боящиися Господа благословите Господа». И это иной чин, – люди, не от Иакова ведущие род свой, но возлюбившие его благочестие. Наименовал же так Пророк благочестивых пришельцев. Достаточно же и сего для вразумления Иудеев, что Бог всяческих сродство нравам предпочитает сродству телесному.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

15. Благословение Исава и Иакова Однажды Исаак сказал Исаву: «Вот я состарился; не знаю, когда наступит день смерти моей; возьми теперь колчан и лук твой, пойди в поле, налови мне дичи и приготовь мне кушанье». За это Исаак хотел благословить Исава пред своею смертью . Ревекка слышала, что говорил Исаак Исаву, и желала, чтобы отцовское благословение было дано не Исаву, а Иакову. Она велела Иакову сходить в стадо и взять оттуда двух козлят, молодых и хороших, и взялась приготовить из них Исааку кушанье. Иаков опасался, как бы не навлечь за этот обман проклятия отца вместо его благословения. Но Ревекка успокоила Иакова и велела ему ее слушаться. Исаак был так стар, что зрение его притупилось, и он сделался слеп. Ревекка приготовила кушанье, которое любил Исаак, взяла одежду Исава и одела в нее Иакова, а руки и гладкую шею его обложила кожею козлят. Затем она дала в руки Иакову кушанье и хлеб и велела ему идти к отцу просить его благословения. Когда Иаков подошел к отцу своему, то сказал: «Отец мой!» Исаак отвечал: «Вот я, кто ты, сын мой?» Иаков отвечал: «Я – Исав, первенец твой; я сделал, как ты сказал мне; встань, сядь и поешь дичи моей, чтобы благословила меня душа твоя». Исаак сначала не поверил, что это Исав. Он велел Иакову подойти, чтобы ощупать его. Иаков подошел. Исаак, ощупав его, сказал: «Голос, голос Иакова; а руки, руки Исавовы». Иаков подал кушанье отцу, и он ел; принес ему и вина, и он пил. Затем Иаков подошел к отцу, и он поцеловал его и благословил его, как своего первенца. Как только Исаак благословил Иакова, Исав пришел с ловли своей. Узнав, что благословение уже получено Иаковом, он начал громко и весьма горько плакать и просил отца, чтобы он благословил и его. Исаак сначала «затрепетал», узнав, что младший сын обманул его и получил от него благословение, которое он желал преподать старшему сыну. Он молчал. Исав же опять возвысил голос свой и заплакал. Тогда Исаак дал свое благословение и Исаву, но не такое, какое он дал Иакову, сказав, что потомки Исава будут служить потомкам Иакова, но потом свергнут с себя их иго. Читать далее Источник: Священная история Ветхого и Нового завета: Для детей мл. возраста/Сост. свящ. Михаил Фивейский, законоучитель Моск. муж. гимназии В.Д. Касицына. - Москва: тип. И.Д. Сытина, 1910. - 288 с., 2 л. карт.: ил.; 20. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Fivejsk...

27 561 Они погибнут, а Ты пребываешь вовеки; точно одежда, они обветшают, и словно ризу, совьешь Ты их, и преобразятся; 28 А Ты пребываешь неизменным, и годы Твои не иссякнут. 29 Сыновья рабов Твоих вселятся с праведными, и потомство их вовеки будет жить в правде. Псалом Давида, 102. 562 1 563 Благослови, душа моя, Господа, благослови, сердце мое, имя святое Его! 2 564 Благослови, душа моя, Господа и не забывай даров благих Его! 3 565 Очищающего от беззаконий тебя, исцеляющего все недуги твои, 4 Избавляющего от погибели жизнь твою, венчающего тебя милостью и щедротами, 5 566 Исполняющего благие желания твои. Обновится, подобно орлиной, юность твоя! 6 567 Творит милость Господь и правый суд всем обиженным; 7 568 Открыл пути Свои Моисею, сынам Израилевым – веления Свои. 8 569 Щедр и Милостив Господь, Долготерпелив и Многомилостив, 9 Не вечно гневается Он и неприязни Своей полагает конец. 10 Не по беззакониям нашим сотворил Он нам и не по грехам нашим воздал нам. 11 Как высоко небо над землей, так велика милость Господа к боящимся Его; 12 Как далек восток от запада, так удалил Он от нас беззакония наши. 13 570 Как милует отец сыновей, так помиловал Господь боящихся Его. 14 571 Ибо Он знает творение Свое, помнит, что мы прах земной. 15 572 Человек! Как трава, дни его, как цветение полей, отцветет он; 16 Ибо дух отлетит от него, и не станет его, и уже не узнает он селения своего. 17 573 Милость же Господня во все века на боящихся Его, 18 574 И правда Его на сыновьях сынов, тех, что хранят завет Его, помнят заповеди Его и соблюдают их. 19 575 Господь на Небесах воздвиг Престол Свой, И Царству Его все подвластно. 20 Благословите Господа, все Ангелы Его, крепкие силой Его, внемлющие гласу Его и творящие волю Его! 21 Благословите Господа, все Небесные силы Его, слуги Его, творящие волю Его! 22 Благослови Господа, все, сотворенное Им, повсюду, где владычествует Он! Благослови, душа моя, Господа! Слава: Псалом Давида, о бытии мира, 103. 576 1 Благослови, душа моя, Господа! Господи Боже мой, безмерно величие Твое! Великолепием и славою облекся Ты.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

3.9. Благословения, данные патриархом Иаковом своим сыновьям Иерей Геннадий Егоров. Священное Писание Ветхого Завета Прежде своей кончины Иаков преподал детям благословение. Первым он призвал Иосифа и дал ему двойное благословение. Он благословляет и усыновляет его сыновей: Ефрема и Манассию, причем делает это символическим образом. Подведенные отцом таким образом, чтобы правая рука легла на старшего, а левая на младшего, они благословляются наоборот: Иаков крестообразно возлагает на них руки, выделяя, тем самым, младшего и давая ему большее благословение, выделяя Ефрема по сравнению с Манассией. По толкованию преподобного Исидора Пелусиота и других святых отцов, «Сопровождаемое благожеланиями благословение патриарха, какое дал он сынам Иосифовым, не на них одних исполнилось, но служило прообразованием более важного. Ибо пременение рук (Быт. 48:14) предызображало спасительный Крест и предпочтение меньшего сына указывало на новый народ, как бы провозглашая чрез этот образ: когда на благословение явится Крест, тогда возвеличится народ меньший и смиряяйся вознесется (Лк.14:11)» ч. 1, с. 151]. Когда Иаков перед смертью собрал своих сыновей, он стал благословлять их по очереди. Но первых трех – Рувима, Симеона и Левия, он лишил благословения за разные прегрешения. Таким образом, право первенства переходит к Иуде. И одновременно с этим, благословение, которое он получает, становится мессианским пророчеством. «Иуда! тебя восхвалят братья твои. Рука твоя на хребте врагов твоих; поклонятся тебе сыны отца твоего. Молодой лев Иуда, с добычи, сын мой, поднимается. Преклонился он, лег, как лев и как львица: кто поднимет его? Не отойдет скипетр от Иуды, и законодатель от чресл его, доколе не придет Примиритель, и Ему покорность народов. Он привязывает к виноградной лозе осленка своего и к лозе лучшего винограда сына ослицы своей; моет в вине одежду свою и в крови гроздов одеяние свое» (Быт. 49:8-11). Это пророчество, в первую очередь, говорит о том, что Спаситель произойдет именно из этого колена – колена Иудина. Иногда здесь выделяют только то, что «не отойдет скипетр от Иуды, и законодатель от чресл его, доколе не придет Примиритель, и Ему покорность народов» (ст. 10), – хотя и здесь тоже некоторая сложность есть, поскольку цари из колена Иудина кончаются во время вавилонского плена. После иудейского плена Иудея достаточно долгое время является просто провинцией разных государств, потом восстанавливается династия уже не из Иудина колена, а из колена Левина – династия Маккавеев – это потомки священника Маттафии. И потом, в конце концов, является Ирод Идумеянин, который и становится, собственно, царем, – и вот, как раз, во времена Ирода и приходит время явления этого Примирителя. Поэтому здесь не все так просто: явление Спасителя оказывается тем временем, когда этот скипетр попадает уже в руки иноплеменника.

http://sedmitza.ru/lib/text/430904/

(72) Но поскольку некоторые говорят, что следовало Богу, провидя тех, кто согрешит и не покается, и будет осужден, не приводить их из не сущего в бытие - ведь не пристало благому сотворить и наказать, - ответим им сперва словами апостола: А ты кто, человек, что споришь с Богом? Ибо кто противостанет воле Его? (Рим.9:20;19). Ибо то, что Он хочет, и есть благо, и властен горшечник сделать один сосуд для почетного (употребления), а другой для низкого (Рим.9:21). Ибо Он Сам и творит и праведников, и грешников, - но не Сам делает их праведниками и грешниками, или почетными или низкими: ибо сам апостол говорит в послании к Тимофею, после перечисления пороков добавляя: Итак, кто будет чист от сего, тот будет сосудом в чести (2Тим.2:21). Ибо, будучи самовластны, мы имеем власть очистить себя от постыднейших страстей - и осквернить себя. Однако же Бог сотворил всех добрыми. Итак, Он Сам доставляет всем и бытие, и благоденствие, как солнце, простирая лучи благости Своей на все дела Свои. И не в нашей власти получить бытие, но быть добрыми - в нашей. Посему если мы захотим и возжаждем, будем причастны к благости Его и вовеки будем в свете. Если же будем беспечны и ослепим себя, и не возжаждем Его, то пребудем непричастны Ему. Итак, не следовало, чтобы Он из-за нашего легкомыслия отказался давать дары благости Своей, из которых первый есть бытие, и нельзя было, чтобы наши пороки победили и сделали бездейственной Его благость. Ибо если бы так было, то ничего бы не возникло из сущих - ибо ничто из сущих не живет достойно благости Его. Ведь в сравнении с Ним, по справедливости, все недостойно бытия. (73) Однако Бог не только благ, но и праведен, и видит все, что еще не возникло, как сущее. Ибо Он называет несуществующее как существующее (Рим.4:17). Если Он не должен был по благости творить караемых, то скорее по преизбытку благости Он должен был бы и сотворить их, и не наказывать, но простить им грехи - ибо Он Господин того и другого, сотворить и простить. Если же справедливо, чтобы грешники были наказаны, то справедливо, чтобы они и возникли. Ибо Бог видит " несуществующее как существующее " и судит не по исходу дела, а из предвидения будущего. Потому что Он знает не по исходу происходящего, но провидит будущее и по провидению Своему предопределяет. Но как Он провидит то, чего не будет? Ибо если бы Он провидел грешника и не сотворил бы его, то это было бы не провидение, а заблуждение - ведь как познают сущее, так и провидят то, что обязательно будет.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/9...

(72) Но поскольку некоторые говорят, что следовало Богу, провидя тех, кто согрешит и не покается, и будет осужден, не приводить их из не сущего в бытие — ведь не пристало благому сотворить и наказать, — ответим им сперва словами апостола: А ты кто, человек, что споришь с Богом? Ибо кто противостанет воле Его? (Рим.9:20;19). Ибо то, что Он хочет, и есть благо, и властен горшечник сделать один сосуд для почетного (употребления), а другой для низкого (Рим.9:21). Ибо Он Сам и творит и праведников, и грешников, — но не Сам делает их праведниками и грешниками, или почетными или низкими: ибо сам апостол говорит в послании к Тимофею, после перечисления пороков добавляя: Итак, кто будет чист от сего, тот будет сосудом в чести (2 Тим.2:21). Ибо, будучи самовластны, мы имеем власть очистить себя от постыднейших страстей — и осквернить себя. Однако же Бог сотворил всех добрыми. Итак, Он Сам доставляет всем и бытие, и благоденствие, как солнце, простирая лучи благости Своей на все дела Свои. И не в нашей власти получить бытие, но быть добрыми — в нашей. Посему если мы захотим и возжаждем, будем причастны к благости Его и вовеки будем в свете. Если же будем беспечны и ослепим себя, и не возжаждем Его, то пребудем непричастны Ему. Итак, не следовало, чтобы Он из–за нашего легкомыслия отказался давать дары благости Своей, из которых первый есть бытие, и нельзя было, чтобы наши пороки победили и сделали бездейственной Его благость. Ибо если бы так было, то ничего бы не возникло из сущих — ибо ничто из сущих не живет достойно благости Его. Ведь в сравнении с Ним, по справедливости, все недостойно бытия. (73) Однако Бог не только благ, но и праведен, и видит все, что еще не возникло, как сущее. Ибо Он называет несуществующее как существующее (Рим.4:17). Если Он не должен был по благости творить караемых, то скорее по преизбытку благости Он должен был бы и сотворить их, и не наказывать, но простить им грехи — ибо Он Господин того и другого, сотворить и простить. Если же справедливо, чтобы грешники были наказаны, то справедливо, чтобы они и возникли. Ибо Бог видит «несуществующее как существующее» и судит не по исходу дела, а из предвидения будущего. Потому что Он знает не по исходу происходящего, но провидит будущее и по провидению Своему предопределяет. Но как Он провидит то, чего не будет? Ибо если бы Он провидел грешника и не сотворил бы его, то это было бы не провидение, а заблуждение — ведь как познают сущее, так и провидят то, что обязательно будет.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

   А чтобы ложные милостивцы знали, к чему относится написанное: «Как много у Тебя благ, которые Ты хранишь для боящихся Тебя», пусть прочитают, что следует далее: «Которые приготовил уповающим на Тебя» (Пс. XXX:20). Что значит хранишь боящимся и приготовил уповающим, как не то, что тем, которые из страха мучений желают создать праведность от закона, не мила праведность Божия (Рим. X:3), так как они ее не знают? Ее они и не вкусили (Иоан. IV:18). Они надеются на себя, а не на Бога, и множество благости Божией для них закрыто потому, что они хотя и боятся Бога, но тем рабским страхом, которого нет в любви, ибо «совершенная любовь изгоняет страх» (1Иоан. IV:18). Блага Свои Бог уготовляет уповающим на Него через внушение им любви к Себе, чтобы хвалясь из чувства чистого страха, — не того страха, который изгоняется любовью, а который пребывает во веки веков (Пс. XVIII:10), — они хвалились о Господе. Праведность Божия есть Христос, Который, как говорит апостол, «сделался для нас премудростью от Бога, праведностью и освящением и искуплением, чтобы было, как написано: «хвалящийся хвались Господом» (1Кор. I:30-31). Этой праведности, даруемой благодатью без всяких заслуг, те, которые хотят создать свою собственную праведность, не знают, и потому праведности Божией, т. е. Христу, не повинуются (Рим. X:3). В ней-то, в этой праведности, и заключается то многое множество благости Божией, ради которой в псалме говорится: «Вкусите, и увидете, как благ Господь!» (Пс. XXXIII:9). И вкушая ее в своем настоящем странствовании, но не насыщаясь вполне, мы тем более алчем и жаждем ее, чтобы насытиться тогда, когда узрим Его, как Он есть (1Иоан. III:2), и когда исполнится написанное: «В правде буду взирать на лице Твое; пробудившись, буду насыщаться образом Твоим» (Пс. XVI:15). Именно в таком смысле Христос соделывает многое множество Своей благости уповающим на Него. Если же Бог скрывает (хранит) Свою благость от боящихся Его в том смысле, как они понимают, т. е. в смысле благости, по которой Он не будет судить нечестивых, чтобы правильно жили не знающие этой благости и только боящиеся осуждения, и чтобы, таким образом, было кому молиться за живущих неправедно, то в каком же смысле Он соделывает Свою благость уповающим на Него, когда, по их мнению, по этой благости Он не будет судить тех, которые на Него не уповают?

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

БЛАГОСЛОВЕНИЕ Обращаясь к обстоятельствам Вознесения Иисуса Христа на небо, прежде всего мы можем вспомнить о благословении, преподанном им в то время апостолам: евангелист Лука повествует: " И, когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо " (Лк. 24, 51). Это обстоятельство восшествия Своего на небо и разлучения с избранными Своими Господь Сам приводит им на память, говоря о времени, когда придет во Славе Своей, и, вновь встретясь с ними, будет призывать их к действительному обладанию Царствия Его: " приидите, благословенные Отца Моего " (Мф. 25, 34). Какой бесконечный ток благословения Христова открывается перед вами, христиане! Он посылает благословение и, не окончив его, возносится: " И, когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься " . Таким образом, и вознесшись, Он еще продолжает невидимо преподавать благословение. Оно течет и нисходит непрестанно на апостолов, через них проливается на тех, которых они благословляют во имя Иисуса Христа; получившие Христово благословение через апостолов распространяют его на других. И таким образом все, принадлежащие к святой, соборной, апостольской церкви, делаются причастными единого благословения Иисуса Христа и Отца Его, благословляющего " нас во Христе всяким духовным благословением в небесах " (Еф. 1, 3); " Как роса Ермонская, сходящая на горы Сионские " (Пс. 132, 3), сходит это благословение мира на всякую душу, восходящую выше страстей и похотей, выше суеты и мирских забот; как неизгладимая печать знаменует оно тех, кто Христов. Филарет, митрополит Московский (114, 45-47). Плохо поступают те христиане, которые без молитвы и благословения Божия начинают есть, пить и принимать другие блага. Наверно, они не знают, откуда происходит всякое добро, и не зная Дающего, не благодарят Его. Так они уподобляются язычникам, не знающим истинного Бога и Творца всех благ, или даже бес-словесным скотам, которые без всякого рассуждения едят и пьют, что перед собою видят (104, 75). Кто имеет живую веру, тот имеет Божие благословение. Святитель Тихон Задонский (104, 75).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/120/...

Блажен муж иже не иде на совет нечестивых. Аллилуиа. Яко весть Господь путь праведных и путь нечестивых погибнет. Аллилуиа. Работайте Господеви со страхом и радуйтеся Ему с трепетом. Аллилуиа. Блажени вси надеющийся нань. Аллилуиа. Воскресни Господи спаси моя Боже мой. Аллилуиа. Господне есть спасение и на людех Троих благословение Твое. Аллилуиа. Перевод Блажен муж который не ходит на совет нечестивых. Знает Господь путь праведных, а путь нечестивых погибнет. Служите Господу с страхом и радуйтесь (пред Ним) с трепетом. Восстань, Господи! спаси меня, Боже мой! От Господа спасение. Над народом Твоим благословение Твое. 16. Молитва Сподоби Господи в вечер сей без греха сохранитися нам. Благословен еси Господи Боже отец наших и хвально и прославлено Имя Твое во веки. Буди Господи милость Твоя на нас яко же уповахом на Тя. Благословен еси Господи научи мя оправданием Твоим. Благословен еси Владыко вразуми мя оправданием Твоим. Благословен еси. Святый просвети мя оправдании Твоими. Господи милость Твоя во век дел руку Твоею не презри. Тебе подобает хвала, Тебе подобает пение, Тебе слава подобает Отцу и Сыну и Святому Духу ныне и присно и во веки. Аминь. 17. Стихи из 134 и 135 псалмов Хвалите имя Господне, хвалите раби Господа. Аллилуиа. Благословен Господь от Сиона, живый во Иерусалиме. Аллилуиа. Исповедайтеся Господеви, яко благ, яко в век милость Его. Аллилуиа. Исповедайтеся Богу небесному, яко в век милость Его. Аллилуиа. 18. Воскресные тропари Благословен еси Господи, научи мя оправданием Твоим. Ангельский собор удивися, зря Тебе в мертвых вменившася, смертную же Спасе, крепость разоривша, и с собою Адама воздвигша, и от ада вся свобождша. Почто мира с милостивыми слезами о ученицы растворяете; блистаяйся во гробе Ангел, мироносицам вещаше: видите вы гроб и уразумейте, Спас бо воскресе от гроба. Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. Поклонимся Отцу и Его Сынови и Святому Духу, Святей Троице во единем существе с Серафимы зовуще: Свят, Свят, Свят, еси Господи. И ныне и присно и во веки веков. Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Sokolov...

Вот заповедь, данная Богом Моисею о благословении при устроении церкви ветхозаветной: «Скажи Аарону (первосвященнику) и сынам его (священникам), так благословляйте сынов Израилевых, говоря им: да благословит тебя Господь и сохранит тебя! да призрит на тебя Господь светлым лицем Своим и помилует тебя! да обратит Господь лице Свое на тебя и дает тебе мир! Так пусть призывают имя Мое на сынов Израилевых, и Я Господь благословлю их». В этом троекратном призывании имени Божия на благословляемого прежде всего представляется знаменательным указание на троичность Божества; потом, в каждом члене этого призывания, указуется личное свойство каждого из лиц Пресвятыя Троицы. Господь да сохранит тебя, – здесь разумеется Бог Отец, верховный Промыслитель нашего спасения; Господь да помилует тебя, – Бог Сын, по милости Своей искупивший нас Своею кровью; Господь да дает тебе мир, – Дух Святый, Утешитель, дарующий благодатный мир спасаемым. Итак, по духу ветхого завета, здесь прикровенно преподается благословение во имя Св. Троицы. Это – то самое благословение, которое в новозаветной церкви, раскрывшей во всей ясности верховный догмат о Пресвятой Троице, преподается во имя Отца и Сына и Святого Духа. Неизвестно определенно, сопровождалось ли ветхозаветное первосвященническое и священническое благословение воздеянием или возложением рук; но по примеру благословения патриарха Иакова, который благословлял детей своих, возлагая на них руки, можно думать, что и здесь, по преданию, благословение было сопровождаемо возложением рук. Иисус Христос примером Своим утвердил благословение в новозаветной церкви. Так Он благословлял детей, возлагая на них Свои пречистые руки ( Матф.19:11–15 ; Мк.10:16 ). Так Он преподал благословение Апостолам, как первосвященник, в торжественную минуту Своего вознесения. Евангелист Лука повествует, что в последнее явление Свое Апостолам по воскресении «Он вывел их вон из города (Иерусалима) до Сиоана и, подняв руки Свои, благословил их, и когда благословлял их, отступил от них и возносился на небо» ( Лук. 24, 50 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Kluch...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010