Петр сказал Ему: «Изъясни нам притчу сию». Иисус отвечал: «Неужели вы еще не разумеете? Еще ли не понимаете, что все, входящее в уста, проходит в чрево и извергается вон? А исходящее из уст из сердца исходит: сие оскверняет человека. Ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления. Сие оскверняет человека; а есть неумытыми руками не оскверняет человека». Все это говорил Господь, вероятно, на пути в Капернаум. Беседа Иисуса Христа о таинстве причащения в капернаумской синагоге Uoah. VI, 22–71 На другой день после насыщения пяти тысяч человек пятью хлебами (в пятницу) народ, находившийся на северной стороне озера Галилейского, увидел, что там не было лодок. Народ знал, что Иисус не входил в лодку со Своими учениками, а они отплыли одни, и надеялся Его увидеть, между тем из Тивериады приплыло несколько лодок близко к тому месту, где народ ел хлеб по благословении Господнем. Когда народ увидел, что там нет ни Иисуса, ни учеников Его, то вошел в эти лодки и прибыл в Капернаум, ища Иисуса, чтобы объявить Его царем. Между тем Господь следовал в Капернаум по западному берегу озера Галилейского. Люди, искавшие Его на северной стороне озера, встретив Его на западном берегу, спрашивали Его: «Равви! когда Ты сюда пришел?» Иисус знал, что народ остался на северной стороне озера в ожидании Его; но ожидал Его не потому, что был поражен совершенным Им великим чудом, а в надежде получить от Него новое насыщение. Поэтому Господь хотел возвести мысль народа от обыкновенного хлеба к духовному, – хотел показать народу, в чем заключались его истинные нужды. Все содержание дальнейшей беседы Иисуса Христа с народом кратко можно выразить так. Господь говорил: «Веруйте в Меня, как в Посланного Богом. Веруйте, что Я есмь истинный хлеб небесный, хлеб жизни». Но слушатели Христа не хотели верить в Него и не понимали, что Он есть хлеб небесный, и то просили у Него знамения, заключавшегося в ниспослании манны или обыкновенного хлеба, то недоумевали, каким образом Он можете дать им есть плоть Свою.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/uchebni...

Пища и очищение Непосредственное отношение к нашей теме имеют также и культовые трапезы, сопровождающие жертвоприношения и являющиеся неотъемлемой частью обряда очищения: И разгневался [Моисей] на Елеазара и Ифамара, оставшихся сынов Аароновых, и сказал: почему вы не ели жертвы за грех на святом месте? ибо она святыня великая, и она дана вам, чтобы снимать грехи с общества и очищать их перед Господом ( Лев.10:16–17 ). То же мы видим и в описании особого хлебного приношения: Это великая святыня, подобно как жертва за грех или жертва повинности. Все потомки Аароновы мужского пола могут есть ее. Это вечный участок в роды ваши из жертв Господних. Все, прикасающееся к ним, освятится ( Лев.6:14–18 ). Эсхатологический пир и победа над смертью Наконец, говоря о ветхозаветных прообразованиях Евхаристии, необходимо остановиться на пророческом видении Исаии, где грядущее торжество боговедения, открытого всем народам, и победы над смертью разворачивается в картину эсхатологического пира: И сделает Господь Саваоф на горе сей для всех народов трапезу из тучных яств, трапезу из чистых вин, из тука костей и самых чистых вин; и уничтожит на горе сей покрывало, покрывающее все народы, покрывало, лежащее на всех племенах. Поглощена будет смерть навеки... ( Ис.25:6–8 ). Пророческое видение грядущего пира, на котором устраняется смерть, находит свое воплощение в призыве Спасителя: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» ( Ин.6:54 ). Внебиблейские данные Переходя к рассмотрению внебиблейских данных, я хотел бы отметить, что в задачу моего доклада не входил подробный разбор генезиса и типологических сближений Тайной вечери с практиками совместных трапез, распространенных в иудаизме эпохи Второго храма. Отметим лишь, что помимо Пасхальной трапезы и жертвы благодарения, известных из Библии, прообраз Тайной вечери некоторые исследователи усматривали в трапезах типа qiddush (киддуш), chbur (хавура) или же в совместных трапезах ессеев. Предположение, что Тайная вечеря являлась субботним киддушем, основанное на том, что киддуш включает благословение вина с последующим преломлением хлеба, в настоящее время решительно отвергнуто: считается, что совмещение субботнего благословения вина и преломления хлеба появилось лишь в конце таннаитского или даже в начале амараитского периода в Вавилоне. Кроме того, киддуш совершался в пятницу вечером, но никак не в четверг.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

Потом он описывает установление Таинства Евхаристии таким образом, как будто он сам присутствовал при этом. Он рассказывает затем о том, что ещё более сообщил ему Господь о сём. Он говорит: «Кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот есть и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем» ( 1Кор.11:27–29 ). Эти слова апостола доказывают, что в святом Таинстве Евхаристии заключается уже не хлеб и вино, а истинное Тело и истинная Кровь Христа. Ибо каким образом можно было бы совершить при этом грех против Тела Господня, если бы его там совсем не было и дело шло бы только о символе, видимом знаке его? И каким образом можно было бы подлежать суду и осуждению, если бы при этом был только хлеб, а не Тело. Фома. Да, в этом не может быть никакого сомнения. Священник. Что, таким образом, доказывают слова Господа, это подтверждает и древнее учение Церкви. Враги нашей Церкви любят ссылаться на древнее учение Церкви, когда выступают против неё и её учения. Но как в других случаях, так и в настоящем они терпят поражение, если позволяют себе указывать на учение Древней Церкви. Это учение, прежде всего, содержится в творениях святых отцов Церкви. Если мы прочитаем, что эти отцы писали о святом Таинстве Тела и Крови Господней, то убедимся, что они ясными и недвусмысленными словами говорили о присутствии Христа в этом Таинстве. Они ничего не знают о том, что, приобщаясь, христианин принимает Христа только в образе или верой, но учат, что он телесно вкушает Его и, таким образом, делается причастником Его Тела. Так, например, святой мученик Иустин, умерший в 166 году, пишет: «Мы научены, что этот благословенный хлеб есть Плоть и Кровь вочеловечившегося Сына Божия». Священномученик Киприан, епископ Карфагенский, умерший в 258 году, говорит: «Этот хлеб изменился не во внешнем своём виде, но в его собственной природе, в его качестве, и силой слова превратился в Тело». Святитель Кирилл, епископ Иерусалимский, умерший в 386 году, пишет: «Под видом хлеба является Тело, а под видом вина – Кровь Христа». Следовательно, они смотрели на них не как на хлеб и вино, ибо это суть, по словам Самого Господа, Тело и Кровь Христа. Хотя чувства и говорят тебе, что это хлеб, но вера должна укреплять тебя в том, чтобы ты рассуждал не по вкусу, а согласно вере признавал за несомненное, что тебе предлагается здесь Тело и Кровь Христа. К этому следует прибавить ещё изречения и постановления Соборов. Уже Ефесский Собор, бывший в 431 году, учит: «Принося бескровную Жертву в церквах и принимая участие в Таинстве Евхаристии, мы приступаем к таинственной Трапезе Господней и освящаемся, делаясь участниками Святого Тела и Крови нашего Спасителя». Эти слова содержат в себе древнейшее учение Церкви и доказывают, как в то время веровали в ту истину, о которой мы сейчас беседуем.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

Потому и говорит Господь: «Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые» ( Мф.7:18 ). Вот чему Он учит: дерево целомудрия – доброе и не может приносить плоды распутства; дерево праведности – доброе и не может приносить плоды неправедности. И наоборот – если в уме твоем укоренилось «дерево худое», не может оно «приносить плоды добрые». Ибо если укоренилось в тебе зло, не даст оно доброго плода; если в твоем сердце пустило росток неразумие, на нем никогда не зацветет цветок мудрости; если в нем растет дерево несправедливости или беззакония, подобные деревья никогда не порадуют нас добрыми плодами. Таким образом, если мы исполняем заповеди Бога, в которых дождь слова Божьего, о чем мы говорили выше, деревья, насажденные на поле нашей души и на просторе нашего сердца, принесут добрый сладостный плод радости. А хочешь, покажу тебе на примере Евангелия, что деревьям даны имена отдельных добродетелей, о которых мы говорили выше? Я призываю в свидетели мудрейшего Соломона, сказавшего о мудрости: «Она – древо жизни для тех, которые приобретают ее» ( Прит.3:18 ). Таким образом, если мудрость – «древо жизни», то, несомненно, есть и иное – древо рассудительности, иное – знания, иное – праведности. Ибо здесь не сказано, что из всех добродетелей одна только мудрость достойна называться «древом жизни», а прочие добродетели не получили подобных именований. И «дерева полевые дадут плод свой» ( Лев.26:4 ). Мне думается, что и благословенный Давид также относил это к себе, когда сказал: «А я, как зеленеющая маслина, в доме Божием» ( Пс.51:10 ). Этим он ясно показывает, что масличное дерево символизирует праведника и святого. 5 . «И молотьба хлеба будет достигать у вас собирания винограда» ( Лев.26:5 ). Если в моей душе посеяно семя доброе, которое, приняв от Бога благодатную влагу дождя, растет и развивается, образуя колос, то непременно наступает жатва, а за жатвой обязательно следует молотьба, когда зерна очищаются. И так как душа, которая произрастает из слова Божьего, политая небесным дождем, дает прежде урожая росток, необходимо, чтобы урожай, состоящий из этих ростков, был очищен на току; иными словами, чтобы происходящая из души мысль раскрылась и пришла в соответствие с Божественными книгами либо через наставников, либо через сами эти книги; чтобы если в них окажется что-то пустое и избыточное, что-то, похожее на мякину или остатки колосьев, то душа могла бы сдуть это дуновением духа различения (ср. Евр.5:14 ) и оставить только чистое зерно, которым только и может «благоразумный домоправитель» накормить слуг господина своего, раздавая «им в свое время меру хлеба» (ср. Лк.12:42 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Пошел же он и поселился в пустынном монастыре блаженного Авраама, о котором мы упоминали выше и который малым сиянием одного из своих чудес привлек вначале блаженного Раббулу, чтобы он из мрака язычества вышел к свету истины. И когда он (Раббула) известное время прожил с ним (Авраамом-затворником) в великих подвигах, (405) он побудил того взять его с собою в малую обитель, чтобы в ней вести себя подобно усопшему. И послушался тот его просьбы и взял его в монастыре, и поселился с ним его брат и другие со славным по своему имени блаженным Евсевием, которого святой Раббула (позднее) сделал епископом в городе Тиле. Обитель же их, как и все монастыри, была подобием церкви апостолов, ибо все, что имели последние, было и в ней. Ибо долгое время они уходили на ночлег без пищи, радуясь. И в один из (тех) дней недостало в их монастыре хлеба, по обычаю. И когда он (Раббула) благодарил Господа своего, радуясь, что Он сподобил его претерпеть такие страдания, благодать послала им хлеба насущного на закате солнца. Но блаженный Раббула оказался удивительным и изумительным по силе своего ума Ибо он увидел эту милость (Божию) и сказал: «Так как Бог призрел на мою немощь, по которой я не перенесу этих скорбей, то Он и сделал так, чтобы искусить меня». И в силу такого суждения он вечером взял и отдал эту пищу другим, и лег он голодным. После же того, как он увидел, что народ начал собираться к нему как к человеку, который оставил мир и удалился в пустыню и возненавидел себя и возлюбил Бога, тогда, чтобы не быть затрудняемым пред ними в своем постоянном стремлении к праведности, он скрылся от них и перешел во внутреннюю пустыню, как поступил и блаженный Антоний. И нашел он (406) в земле небольшую расселину, в стороне от которой тек понемногу небольшой ручей воды. Занятия же его там были только следующие: постоянная молитва, и последование псалмов (те. чтение Псалтири), и чтение Писаний. Ибо таковы были верные правила, которые были обязательны для всех монастырей и для каждого, кто принадлежал Господу нашему.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3825...

Поэтому ап. Павел называет Церковь (в греч. Тексте – Экклесиа , что значит «Собрание»!) «Телом» Христа (см. Еф.1:23 и параллельные места, а тж. по текстам других его Посланий). Важно, что здесь употребляется греческий термин « сома » – живой организм (цельная человеческая личность), а не саркс или креас (отдельные куски мяса расчлененного, мертвого тела). «Чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение Крови Господней? Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение Тела Христова? Один хлеб, и мы многие – одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба ( метэхомэн )» ( 1Кор.10:16-17 ). В последнем случае употребляется слово метэхомэн ; это форма глагола метэхо – иметь долю, принимать участие, участвовать, быть причастным. Мы часто акцентируем материальную форму таинства – «вкушение»; здесь же Павел обращает внимание на то, ради чего это делается, что за этим с нами происходит. IV. «Ланчанское чудо» Шел VIII век от Рождества Христова. В Церкви Сан – Легонций старинного итальянского города Ланчано совершалось Таинство Евхаристии. Но в сердце одного из священников, служившего в тот день Литургию, вдруг возникло сомнение, истинны ли Тело и Кровь Господни, сокрытые под видом хлеба и вина. Хроники не донесли до нас имени этого иеромонаха, но зародившееся в его душе сомнение стало причиной Евхаристического чуда, почитаемого до сей поры. Священник гнал от себя сомнения, но они назойливо возвращались вновь и вновь. «Почему я должен верить, что хлеб перестает быть хлебом, а вино становится Кровью? Кто это докажет? Тем более, что внешне они никак не изменяются и не изменялись никогда. Наверное, это всего лишь символы, просто воспоминание о тайной вечере:» В ту ночь, когда Он был предан, Он взял хлеб: благословил, преломил и подал ученикам Своим, говоря: «Примите, вкусите: сие есть тело Мое, которое за вас преломляется во оставление грехов». Также и чашу, говоря: «Пейте из нее все: сия есть Кровь Моя Нового Завета, за вас и за многих изливаемая во оставление грехов».

http://azbyka.ru/pochemu-vino-krov-xrist...

Преображение Господне Совершая проскомидию, священник в центр дискоса помещает часть хлеба, именуемую Агнцем. Это тот хлеб, которому предстоит стать Телом Христовым в результате службы и освящения, в результате прикосновения Духа. Вокруг же этого хлеба в особом порядке располагаются частицы в честь Богородицы, Предтечи, всех святых, затем – всех живых и усопших. Таким образом, на дискосе зримо представлено собрание вокруг Христа всего спасенного и спасаемого человечества. Такое же собирание Христом вокруг Себя живых и умерших мы видим на горе в день Преображения. С тремя земными спутниками и учениками Господь восходит на гору, а там к лучам засиявшей славы Его пришли из царства мертвых – Моисей, а от небес – Илия. И воплотилось то, о чем со временем скажет Павел: «Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисусовым преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних» (Фил. 2: 9 –10). «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить» (Мф. 5: 17). Так говорил Спаситель, проповедуя. И в подтверждение этих слов пришли к нему двое самых славных сынов Ветхого Завета. Как прежде на Синай и Хорив, опять пришли они на гору. Фавор имя ей. В лице Моисея Христу поклонился закон. В лице Илии с Ним беседовали пророки. Оба они своим явлением показали, что Христос – податель закона и исполнение пророчеств. Моисею однажды, среди событий великих и едва объяснимых, Бог сказал: «Лица Моего не можно тебе увидеть, потому что человек не может увидеть Меня и остаться в живых» (Исх. 33: 20). Но вот прошли долгие годы, многие поколения сменили друг друга. Наказания и благословения, предсказанные Моисеем, в свою очередь опускались на головы сынов Израиля. Наконец «пришла полнота времени» (Гал. 4: 4), и на землю пришел воплотившийся Сын Божий. Теперь Моисею стало возможно увидеть лицо Его. Уже не боялся умереть Моисей от этого лицезрения, и не только потому, что тело его уже давно лежало в земле, а лишь душа наслаждалась лицезрением Истины. Но еще и оттого, что не убивает, но греет; не калечит, но животворит Агнец Божий, для того и пришедший, чтобы взять на Себя грехи мира.

http://pravoslavie.ru/48166.html

Пс.71:12 .  ибо он избавит нищего, вопиющего и угнетенного, у которого нет помощника. Пс.71:13 .  Будет милосерд к нищему и убогому, и души убогих спасет; Пс.71:14 .  от коварства и насилия избавит души их, и драгоценна будет кровь их пред очами его; Пс.71:15 .  и будет жить, и будут давать ему от золота Аравии, и будут молиться о нем непрестанно, всякий день благословлять его; Распространение владычества этого царя будет достигнуто, однако, не завоеваниями, не насильственными средствами, а мирными – добровольным подчинением ему всех народов, в силу укоренившегося в них сознания, что только его царствование есть царство мира и справедливости. – «Драгоценна будет кровь их пред очами его» – он будет охранять праведников от насилий и сберегать и дорожить их жизнью ( «кровь» – носительница жизни), т. е. в его царстве возобладает праведник и будет главенствовать. Поэтому имя этого царя всегда будет почитаемо, он будет жить в народной памяти, ему будут приносить в дар аравийское золото, отличавшееся своею ценностью за изобилием самородков, и изо дня в день будут молиться о нем и его правлении. Пс.71:16 .  будет обилие хлеба на земле, наверху гор; плоды его будут волноваться, как лес на Ливане, и в городах размножатся люди, как трава на земле; Пс.71:17 .  будет имя его [благословенно] вовек; доколе пребывает солнце, будет передаваться имя его; и благословятся в нем [все племена земные], все народы ублажат его. Так как царствование царя будет мирным и завладеет всеми странами и народами, то враждебные отношения между последними должны прекратиться. Все усилия человека направятся тогда в сторону развития мирной культуры, которая дойдет до такой степени высоты, что «будет обилие хлеба... наверху гор». Человек найдет способ обрабатывать прежде голые и бесплодные вершины, где появится растительность настолько ценная по своим плодам, что превзойдет богатые кедровые леса Ливана, славившиеся по всему миру, как лучший материал для постройки кораблей и доставлявшие евреям значительный доход. – «В городах размножатся люди, как трава». Население в городах при мирных условиях существования увеличится так, что будет многочисленно, как трава. – «И благословятся в нем» – через этого царя, через усвоение основ его царствования благополучие ( «благословятся») перейдет ко всем жителям и народам земли.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Равным образом и ап.Павел не говорит, что мы принимаем в причащение обыкновенные хле6 и вино и лишь для воспоминания и смерти Христовой, а учит: «чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение Крови Христовой? хлеб, который преломляем, не есть ли прибщение Тела Христова? ( 1Кор. 10:16 ), причем далее поясняет: «один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба» ( 1Кор. 10:17 ). Если бы верующие принимали в евхаристии простые хлеб и вино, то хлебов должно бы быть столько, сколько совершалось преломлений; между тем, по словам апостола, все христиане причащаются от одного хлеба. Очевидно, в причащении подается верующим всегда один и тот же хлеб «небесный», «живый», «хлеб жизни» ( Ин. 6:33, 35, 51 ), т. е. воплотившийся единородный Сын Божий. В 11 гл. 1 Кор. апостол говорит: «кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней... ибо кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны, и немало умирает» (ст. 27, 29 – 30). Эти слова ясно показывают, что, по мысли апостола, освященные на евхаристии хлеб и вино представляют собой нечто необычайное, святое, а потому недостойное отношение к ним влечет за собой осуждение, а для некоторых, напр., Коринфян, сопровождалось болезнями и даже смертью. Правда, ап. Павел называет предлагаемое на евхаристии тело Христово «хлебом», но потому, с одной стороны, что оно таким представляется нашим внешним чувствам (на таком же основании в Св. Писании ангелы называются мужами – Быт. 19:5, 8 ), а с другой – потому, что служит для христиан сверхъестественной пищей ( Ин. 6:55 ), в Св. же Писании всякого рода пища называется хлебом. 584 Притом же хлеб и вино, претворенные на евхаристии в тело и кровь Христовы, не только сохраняют свойственный им вид, но и подвергаются всем свойственным им переменам, подобно тому, как и Христос, будучи Богом, вполне сохранял вид человека ( Фил. 2:7 ; Мф. 13:55, 56 ) и испытывал телесные нужды и состояния, напр., голод ( Лк. 4:2 ), жажду ( Ин. 19:28 ), сон ( Лк. 8:23–24 ) и боль ( Лк. 22:44 ; Мф. 27:46). 585

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

Рим.14:1 ): нет у него дождевой воды, но питается он «молоком» (ср. 1Кор.3:2 ); вот что сказал тот, кто знал, как давать «дожди в свое время»: «Я питал вас молоком, а не твердою пищею, ибо вы были еще не в силах» ( 1Кор.3:2 ). Затем младенец укрепляется в вере, преуспевая «в премудрости и возрасте» (ср. Лк.2:52 ), и, без сомнения, становится тем, кому «свойственна твердая пища» (ср. Евр.5:14 ). Это объясняется не возрастом, но по немощи своей не может он принять твердую пищу; например, не способен он до конца вместить слово о целомудрии: нужно быть снисходительным и мерить учение сообразно его силам и позволять подобные браки. Это и значит, что «немощный ест овощи» (ср. Рим.14:2 ), и, таким образом, ты соотносишь способности души с «росой» речи и «дождем» учения. Но есть другая земля, которая может принимать сильный «ливень», порождать «реки» (ср. Ин.7:38 ) слова Божьего и приносить стремительные потоки. Об этом в Псалтири говорит и пророк: «Из потока сладостей Твоих Ты напояешь их» ( Пс.35:9 ). 3 . Итак, сказано: «Я дам вам дожди в свое время, и земля даст произрастения свои» ( Лев.26:4 ). После первого благословения изливается и второе, в котором говорится, что принявшая дождь «земля даст произрастения свои». Посмотрим, как Исаак благословляет Иакова: «Да даст тебе Бог от росы небесной и от тука земли, и множество хлеба и вина» ( Быт.27:28 ). Не думаешь ли ты, что тот хлеб, который в этом благословении дал Исаак сыну своему Иакову, такой же, какой есть и у грешников и какой преизобиловал у нечестивого фараона? Разве не был этот хлеб благословением патриарха? Хочешь, покажу тебе, что и у других нечестивцев есть много хлеба? Посмотри внимательно на «богатого человека» из евангельской притчи, у которого «был хороший урожай в поле; и сказал: вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и все добро мое, и скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись» ( Лк.12:16,18–19 ). Так не думаем ли мы, что это такое же благословение Божие, какое дано было всем святым и верным?

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010