Мал.3:8 . Еда обольстит человек Бога? зане вы обольщаете Мя. И ресте: в чесом обольстихом Тя? Яко десятины и начатцы с вами суть. С Евр.: «Можно ли человеку обкрадывать Бога? А вы обкрадываете Меня. Скажите: чем обкрадываем мы Тебя? десятиною и приношениями». Господь Бог Сам отвечает на предложенный от лица народа вопрос, показывая, что Иудеи виновны противу Него Самого в том, что они думают обмануть Его Всеведущаго. Скажите, – говорит Господь Иудеям, – можно ли обмануть Бога ( «обольстить») 45 , можно ли у Него похитить что либо? А вы обманываете Меня, похищаете у Меня то, что по преимуществу Мне принадлежит. Вы скажете, чем Тебя обманываем, что похищаем? Вы похищаете, – отвечает Господь, – Мои десятины и приношения, которые вы обязаны, по закону, приносить Мне, в храм. Закон повелевал начатки и первые десятины приносить Богу, а потом уже остающееся брать себе. Всё первородное от человека мужского пола до скота принадлежало Иегове и Ему посвящалось ( Исх. 13:2, 15 ; Чис. 8:17 ). Первенцы из людей заменялись Левитами, и в 40-й день по рождении в храме выкупались ( Чис. 18:16 ); первенцы из крупного рогатого скота, также овцы, козы приносились в храм, как бладарственная жертва ( Втор. 12:17 ). Также приносились Иегове первые плоды всех произведений земли (святыня Иегове): жито, овощи или в сыром виде, или как приготовляются в пищу человеку (масло, мука, каша, тесто) ( Исх. 23:19 ). Кроме сего, всё общество ежегодно перед началом жатвы хлеба, в Пасху, приносило в жертву Иегове первый сноп, а в Пятидесятницу первые два хлеба в благодарность за благословение жатвы. Все эти приношения не сожигались на жертвеннике, а отдавались Левитам ( Чис. 18:12 ; Втор. 18:4 ). Равным образом Иегове посвящались " десятины», т. е. десятая часть от всех семян земли, или полевых плодов, от плодов древесных и от скота крупного и мелкого. И эти десятины отдавались в пользу Левитов ( Чис. 18:20 ). Все такие приношения и десятины, посвящавшиеся Господу Богу, Иудеи брали и употребляли в свою пользу, таким образом и Богу не отдавали, похищали у Него, что Ему принадлежит, и Левитов лишали средств в содержании, а между тем считали себя правыми, ссылаясь на бедность, голод, лгали, обманывали других и Самого Господа Бога. Так Иудеи думали обмануть Бога при Неемии. " Я узнал, – пишет Неемия, – что части Левитам не отдаются, и что Левиты и певцы, делавшие свое дело, разбежались, каждый на свое поле... я собрал их и поставил... на места их. И все Иудеи стали приносить десятины хлеба, вина и масла в кладовыя» ( Неем. 13:10–12 ). Значить, могли приносить, только не хотели, обманывали, ссылаясь на бедность, утаивали, обольщали Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Наставление апостола Павла коринфским христианам по поводу недостойного отношения некоторых из них к трапезе Господней дает основание полагать, что причащение от единого хлеба ( 1Кор. 10:17 ) и от чаши благословения ( 1Кор.10:16 ) происходило в конце трапезы, после вкушения других блюд. Апостол упрекает коринфян за то, что «всякий поспешает прежде других есть свою пищу, так что иной бывает голоден, а иной упивается» ( 1Кор.11:21 ). Поспешное съедание своей пищи прежде других могло происходить только в начале вечери из-за того, что одни, пришедшие, не ждали других, опаздывающих, но не по преломлении единого хлеба, так как оно по своей идее предполагает присутствие всех членов общины. Показательно также и то, что апостол, обличая нарушителей благочиния трапезы Господней в том, что они приходят сюда голодными, чтобы здесь наесться и упиваться, и что они своим поведением пренебрегают бедняками, в то же время не обвиняет их в лишении бедняков участия в хлебопреломлении и чаше благодарения. Какие молитвы были произносимы в связи с преломлением единого хлеба и благословением общей чаши на вечере Господней, об этом ни в книге Деяний апостолов, ни в посланиях апостолов, а также и в неканоническом Послании апостола Варнавы , написанном в 70-х годах, ничего не говорится. Слова апостола Павла «всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет» ( 1Кор. 11:26 ) скорее могут указывать на общий характер содержания воспоминаний и бесед об Иисусе Христе, естественно происходивших между участниками вечери Господней, среди которых могли быть и знавшие очевидцев этих фактов. Единственным документом, который с этой стороны привлекал к себе внимание отдельных литургистов 43 , является Послание Климента, епископа Римского, к коринфянам, написанное в 90-х годах, где св. Климент говорит: «Помыслим о всем множестве ангелов Его, как они, предстоя, исполняют волю Его. Ибо говорит Писание: «Тьмы тем предстояли пред Ним и тысячи тысяч служили Ему и взывали: Свят, Свят, Свят, Господь Саваоф; полно все творение Его».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

Перехожу к разбору их: ты спрашиваешь: как мог Христос давать ученикам тело свое, когда Он еще был жив?.. На это прежде всего скажу тебе: не забывай, что Христос был Бог ( Ин.5:18–28 ; Ин.7:29 ; Фил.2:6 ). Он мог из камня создать детей Аврааму ( Мф.3:9 ; Лк.3:8 ); мог без плотского отца родиться от Девы, вопреки законам природы ( Мф.1:23–25 ). Значит, Христос имел силу из простого хлеба божественным своим благословением, совершить тело свое и это тело, еще при своей жизни раздать ученикам для причащения. Веришь ли ты в божественное могущество Спасителя нашего? – Верую, что Христос – Сын Бога Живого! – сказал Алекеандр. – А если веришь в божество Христа, верь и в то, что Он мог превратить хлеб в Тело Свое, а вино в Кровь Свою, как прежде, в Кане Галилейской, из простой воды чудесно сделал вино ( Ин.2:1–11 ). – Апостол Павел не по-православному понимал причащение, – возразил Александр. – В Послании к Коринфянам он пишет: «один хлеб и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба» ( 1Кор. 10, 17 ). Куда яснее, что мы не Тело Христово вкушаем в причащении, а хлеб . Также пишет Апостол в другом месте: «всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет» ( 1Кор.11:26 ). На основании приведенных слов Апостола, в своем обществе мы содержим такую веру, – сказал Александр, – что в причащении христиане вкушают и пьют обыкновенный хлеб и вино. – Ваша вера, друг, ошибочная – возразил я. – Вы берете слова Апостола без связи с другими его словами и не сравниваете их с учением самого Спасителя, оттого и заблуждаетесь. В самом деле, Александр, почему ты не прочел 1Кор.10:16 ? А там говорится: «чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение Крови Христовой, хлеб, который преломляем не есть ли приобщение Тела Христова?» Если в причащении мы вкушали бы простой хлеб, то Апостол так бы не учил. О простом хлебе он пишет в том же послании: «пища не приближает нас к Богу: ибо едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем» ( 1Кор. 8, 8 ). Вот как мало духовной пользы приносит человеку тленная пища! Она нас нисколько не приближает к Богу. А кто вкушает от хлеба Господня и пьет от чаши Его, тот приобщается тела и крови Христовых. Ясно, что на вечери христиане едят не простой хлеб...

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Bogoly...

После дня Пятидесятницы новые христиане постоянно пребывали в учении апостолов, в общении и преломлении хлеба и молитвах (Деян. 2:42). В Деяниях апостолов (20, 7—12) сообщается о преломлении хлеба и более определенно. В первый день недели (воскресенье, ср. 1 Кор. 16:2), когда ученики собрались для преломления хлеба, апостол Павел, намереваясь на следующий день отправиться далее, беседовал с ними и продолжил слово до полуночи, а после воскрешения юноши Евтиха, «взойдя и преломив хлеб и вкусив, беседовал довольно, даже до рассвета, и потом вышел». Не исключено, что речь идет о евхаристической вечери: происходила она в воскресный день, собралась вся община, и она не состояла из одной только Евхаристии, а именно из вечери, за которой была совершена Евхаристия. Такая вечеря описана апостолом Павлом в 11-й главе Первого послания к коринфянам, где он говорит о беспорядках и злоупотреблениях, происходивших у коринфских христиан на евхаристических вечерях. Прежде всего, по его словам, она – нечто единое целое, то есть вечеря Господня. Припасы для вечери приносили сами верующие. Порядок, вероятно, был такой: начиналась вечеря вкушением обычной пищи, а в конце совершалась Евхаристия. Апостол Павел называет евхаристическую чашу чашей благословения. Так называлась последняя чаша за еврейской вечерей (kusberachot), где читается благодарение (berachot) за пищу. В следующей главе апостол Павел говорит, что Христос взял «чашу после вечери». Евангелист Лука также упоминает об особой чаше в начале Тайной вечери: «Приимите ее и разделите между собой, ибо сказываю вам, что не буду пить от плода виноградного, доколе не придет Царствие Божие» (Лк. 22:17-18). В таком виде – с таким ритуалом Евхаристия оставалась приблизительно до половины II века.    Полное изложение древнего ритуала Евхаристии дано в главах 9 и 10 памятника I века «Учение двенадцати апостолов». В 14-й главе даются общие наставления о Евхаристии: «В Господень день, то есть в воскресенье, собравшись, преломляйте хлеб и благодарите, предварительно исповедав свои грехи, чтобы жертва ваша была чистой.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3845...

«Спасайтесь от рода сего развращенного». Приняв веру в Господа Иисуса Христа, удаляйтесь от неверующих, от тех ослепленных и ожесточенных в неверии, которые и сами в своем ослеплении стремятся к погибели, и других, словом и примером, влекут к той же погибели. Удаляйтесь от них, чтобы вам не погибнуть вместе с ними. Можно и такой смысл дать словам Апостола, какой внушают слова Иоанна Богослова: не любите мира, ни яже в мире ( 1Ин.2:15 ). Иже убо любезно прияша слово его, крестишася: и приложишася в день той душ яко три тысящи. «Итак, охотно принявшие слово его, крестились, и присоединилось в тот день душ около трех тысяч». Такой был плод апостольской проповеди! Так могущественно подействовали слова Петра на его слушателей! Так силою Духа Божия, действовавшего в Апостолах, быстро умножилось число верующих в Иисуса Христа! В этот преславный день сошествия Святого Духа к обществу верующих, которых было прежде около ста двадцати человек ( Деян.1:16 ), присоединилось до трех тысяч душ. Бяху же терпяще во учении Апостол и во общении, и в преломлении хлеба, и в молитвах. Таково краткое изображение жизни членов первенствующей Церкви Христовой. Вот как проводили они время, посвятив себя на служение Богу в святом крещении. «Они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба, и в молитвах». Они не переставали поучаться в истинах Евангельского учения после того, как приняли святое крещение; они усердно внимали апостольским наставлениям, и непосредственно слушая их поучения в общественных собраниях, и беседуя одни с другими. Они, как члены одной Церкви, одного таинственного тела Христова, жили между собою в мире и согласии и взаимном общении христианской любви. Они имели общественные трапезы, или вечери любви, которые имели свое основание в таинстве тела и крови Христовой. Эта святейшая трапеза всех сближала, всех соединяла в одно общество и в одно тело, которого глава Христос. Так учит Апостол: Чаша, благословения, юже благословляем, не общение ли крове Христовы есть? Хлеб, его же ломим, не общение ли тела Христова есть? Яко един хлеб, едино тело есмы мнози: вси бо от единого хлеба причащаемся ( 1Кор.10:16.17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

Тут следует понять, что один евангелист просто дополняет другого. 71 . Но явился ли Господь кому-либо из мужчин прежде, чем явился Петру? Тут трудно сказать определенно. Действительно, и Павел не говорит: «Сперва явился Кифе», но говорит: «Явился Кифе, потом двенадцати; потом явился более нежели пятистам братий в одно время». Здесь возникает новое затруднение: каким двенадцати и каким пятистам? Иные полагают, что под двенадцатью следует понимать двенадцать апостолов, а так как тогда апостолов было только одиннадцать, то в некоторых сборниках мы и находим: «одиннадцати». Это, однако, позднее исправление, внесенное теми, кто был убежден, что речь шла именно об апостолах, но никаких точных указаний на этот счет нет. Возможно, речь шла о каких-то других Его учениках. Что же до последовательности явлений, то можно признать вполне вероятным, что сперва Он явился Петру, а затем Клеопе и его спутнику, о чем подробно повествует Лука и вкратце упоминает Марк. 72 . То же, что Марк говорит: «Явился в ином образе двум из них», Лука передает словами: «Но глаза их были удержаны, так что они не узнали Его» ( Мк. 16:12 ; Лк. 24:16 ). Действительно, с их глазами случилось нечто, и они пребывали в таком состоянии вплоть до преломления хлеба, так что им вместо Его лица виделось другое изображение; и только после совершения таинства преломления хлеба открылись глаза их, как о том повествует Лука. Итак, по состоянию их мысли, еще не знавшей, что Христу должно пострадать и воскреснуть, нечто подобное пережили и их глаза: не потому, что колебалась истина, а потому, что они сами еще не были в силах воспринять истину и думали о чем-то другом. Так что не может считаться познавшим Христа тот, кто не причащается тела Его, т.е. Церкви, на единство которой апостол Павел указывает словами: «Один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба» ( 1Кор. 10:17 ); когда же Он подал им благословенный хлеб, открылись у них глаза, и они узнали Его. Разумеется, открылись они для познания Его именно вследствие устранения препятствия, которое не позволяло им узнать Его.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

Увидев, что множество народа идет к Нему — необязательно представлять себе это в виде одновременного движения целой толпы, тем более, что у Марка Иисус учит народ, собравшийся вокруг Него; слово идет можно понять и в духовном смысле, см. 5:40. Говорит Филиппу — в аналогичном эпизоде у Марка ученики просят Иисуса отпустить народ. Иоанн, как и в других случаях (2:4), подчёркивает, что Он не нуждается в чьей-либо инициативе. Говорил же это, испытывая его — единственный случай в Евангелиях, когда глагол peirzein ‘испытывать, искушать’ употребляется в положительном значении. Им на двести динариев не довольно будет хлеба — денежная сумма совпадает с названной у Марка (Мк 6:37). Здесь есть у одного мальчика пять хлебов ячменных и две рыбки — значение слова сразу с двумя уменьшительными суффиксами не совсем ясно: оно может значить ‘мальчик’, ‘молодой человек’ и ‘раб’. В Септуагинте (Быт 37:30) этим словом назван семнадцатилетний Иосиф. В рассказе 4 Цар 4:42–44 о том, как Елисей накормил сто человек, ему помогает раб, который в предшествующем отрывке назван тем же словом. Ср. в Мк 6:38 пять хлебов и две рыбы; у Иоанна прибавлено, что хлеб был ячменным, как и в случае с Елисеем. Ячменный хлеб был дёшев и употреблялся в пищу бедняками. — уменьшительное от Фуоп ‘испечённая засоленная рыба’. Дальнейшее изложение близко к Марку. У Иоанна, как и у Марка, слова и действия Иисуса напоминают о Тайной вечере, хотя в самом благословении, преломлении (которое не упоминается у Иоанна) и раздаче хлеба не было ничего непривычного — таков был обычный порядок трапезы. Соберите оставшиеся куски, чтобы ничего не пропало — повеления собрать оставшееся у Марка нет, сказано только о самом сборе. Противопоставление глаголов ‘собирать’ и ‘пропадать, погибать’ здесь, по-видимому, имеет не только буквальное значение. Они употребляются у Иоанна применительно к людям, а не только к неодушевлённым предметам, ср. 11:52 (чтобы и рассеянных чад Божиих собрать воедино; ср. еще Мф 12:30=Лк 11:23) или 3:16 (дабы всякий, верующий в Него, не погиб). В “Дидахе” 19 9:4 глагол означает “со­бирание” из зёрен евхаристического хлеба, который символизирует собрание Церкви; впоследствии отглагольное имя sЪnaxij стало термином для обозначения собрания верных на Евхаристии. Поэтому нельзя исключать, что повеление Иисуса здесь имеет не только буквальное, но и символическое значение. Это истинно Тот Пророк, Которому должно придти в мир — определённый артикль и выражение ™rcTmenoj e„j тХп kTsmon ‘грядущий в мир’, ср. Мф 11:3=Лк 7:19–20, означают, что имеется в виду, в соответствии с толкованием Втор 18:15–19, не предтеча Мессии, а Сам Мессия.

http://pravmir.ru/referat-barret-ch-k-ev...

Это не от чего иного происходит, как от силы и духовного действия, в Писании Святом сокровенного. Ибо Святое Писание дано нам от Бога ради спасения нашего. Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его ( Ин. 20, 31 ). Итак, спасение действует в душах читающих, и слушающих, и внимающих ему. Ибо как мед познается по вкусу, трава и цветы – трением меж ладоней, так Святое Писание познается от силы и действия его небесного, что оно есть дар великий, от Отца Небесного роду человеческому поданный. Пища Пищу, питье, одежду и прочее с благословения Божия употребляй, говоря: «Господи, благослови!» Потому что все – Божие добро, которое нам, убогим, Он подает. Хотя тебя и отец твой кормит и одевает, но отец сам от Бога получает. Горе тем людям, которые хлеба и воды не имеют, ибо от голода и жажды истаивают и умирают. Тем более, горе тем душам, которые лишаются Хлеба жизни, Иисуса Христа, ибо от голода истаивают и могут умереть. Я есмь Хлеб жизни... Хлеб Божий есть тот, который сходит с небес и дает жизнь миру ( Ин. 6, 35, 33 ). А кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную ( Ин. 4, 14 ). Тело хлебом насыщается и водой напаивается; без хлеба и воды оно изнемогает и умирает. Истинная пища и питие души – Христос. Этой пищей и питьем она оживляется и живет. Без этой пищи и питья изнемогает и умирает. Если кто Духа Христова не имеет, тот и Христа не имеет. Христиане должны пищи и питья умеренно употреблять, по повелению Господнему: смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством и заботами житейскими ( Лк. 21, 34 ). 1 . Требует от них этого новое рождение, которое, как духовное, духовной пищей, Словом Божиим, молитвой и прочим укрепляется и растет; а всяким плотским излишеством умерщвляется и исчезает. 2 . Апостол говорит: Царствие Божие не пища и питие, но праведность, и мир, и радость во Святом Духе ( Рим. 14, 17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

Более того, евангелисты Матфей и Марк, употребившие при описании первого насыщения слово ελγησεν, при описании второго чуда насыщения говорят εχαριστσας, а евангелист Лука, повествуя о благословении хлеба на Тайной вечере, употребил слово εχαριστσας, говоря же о благословении,хлеба в Эммаусе, говорит ελγησεν. Апостол Павел называет евхаристическую чашу чашей благословения: «Чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение Крови Христовой?» ( 1Кор. 10,16 ), – хотя ни у одного из евангелистов глагол ελογεν в описании Тайной вечери в отношении чаши не употреблен. И, наконец, апостол Павел употребляет два этих слова в одной и той же фразе как равнозначащие: «Если ты будешь благословлять ( ελογεν) духом, то стоящий на месте простолюдина как скажет „аминь» при твоем благодарении ( ευχαριστα)?» ( 1Кор. 14,16 ). Употребление обоих глаголов как равнозначащих объясняется тем, что оба они по смыслу соответствуют одному еврейскому глаголу «барах» (barach), значение которого в русском языке может быть выражено словами «благодарить славословием». Благодарение славословием, или благословение, настолько прочно входило в благочестивый быт евреев, что оно вошло в их священные книги, – краткое молитвословие, чаще всего начинавшееся словом «благословен». Оно многократно употребляется в псалмах Давида (см., например, 27, 6; 30, 22; 33, 2; 102, 1, 2.20.21.22 и др.). Пророк Даниил, получив во сне откровение о сне Навуходоносора, начинает свою благодарственную молитву: «Да будет благословенно имя Господа от века и до века! ибо у Него мудрость и сила» ( Дан. 2, 20 ). Благословение влагается в уста Навуходоносора после чудесного спасения в раскаленной печи трех друзей Даниила: «Благословен Бог Седраха, Мисаха и Авденаго, Который послал Ангела Своего и избавил рабов Своих, которые надеялись на Него и не послушались царского повеления, и предали тела свои огню, чтобы не служить и не поклоняться иному богу, кроме Бога своего!» ( Дан. 3,95 ). Благословением Бога начинает свою благодарственную песнь отец Иоанна Предтечи Захария, когда чудесно разрешилась его немота: «Благословен Господь Бог Израилев, что посетил народ Свой и сотворил избавление ему» ( Лк. 1, 68 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

Когда Руфин с товарищами простился с ним, он проводил на некотором расстоянии и сказал им последнее наставление: — Выше всего, дорогие дети, это жить вместе в великом единении и не разделяться один от другого. Потом, обернувшись к братьям своего монастыря, находившимся тут, он спросил, кто из них желает проводить гостей до ближайшего в этой пустыне монастыря. Все они предложили проводить их с великой любовью, но он выбрал из них только трех, знавших греческий и египетский языки, чтобы они могли и служить им в случае нужды переводчиками, и вести с ними духовную беседу. Он приказал им не покидать гостей, прежде чем они не увидят все монастыри и всех отшельников, которых они желали посетить. Наконец, отпуская их, он высказал им так свое благословение: — Молю Создателя сниспослать с высоты Сиона Свое благословение на вас, чтобы вы во все дни вашей жизни созерцали блага вечного Иерусалима. Такова была любовь и усердие преп. Аполлона к посещавшим его инокам. Но не менее усерден был он и к язычникам, большое количество которых он обратил к Христу как силой своего примера и своей мощной проповедью, так и своими почти бесчисленными чудесами. В числе их надо на первом месте поставить то чудесное умножение хлеба, которое Бог совершал не раз, чтобы вознаградить его веру и исполнить принесенное ему обетование даровать ему все, что он будет просить. Голод посетил Фиваиду, и жители прибегали к нему и привели к нему своих жен и их детей, чтобы он дал им свое благословение и пищу, в которой они нуждались. Он велел раздать им, не скупясь, всю провизию, бывшую в монастыре, за исключением трех корзин хлеба, которые были назначены, чтобы в этот день пропитать его монахов. Но так как этот народ был измучен голодом, он вскоре велел принести и эти корзины и, поставив их в кругу этих бедных людей, поднял руки к небу и произнес громким голосом: — Рука Божия не достаточно ли могущественна, чтобы умножить это? Святой Дух внушает мне, что хлеб не иссякнет никогда в этих корзинах, пока не настанет возможность насытиться нам хлебом будущей жатвы.

http://azbyka.ru/fiction/pustynya-ocherk...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010