Между тем, состарился Исаак, и глаза его от глубокой старости теряют зрение. Хочет он благословить своего старшего сына, и по неведению, вместо старшего, который был косматым, благословляет меньшего, который подставляет себя под отцовские руки, обложившись козьими шкурками, как бы взяв на себя чужие грехи. Чтобы это лукавство Иакова мы не сочли за коварное лукавство, а видели в нем глубокий таинственный смысл, Писание сказало перед тем: «Стал Исав человеком, искусным в звероловстве, человеком полей; а Иаков человеком кротким, живущим в шатрах» (Быт. XXV:27). Некоторые из наших перевели это — «человеком нелукавым». Но перевести ли то, что по-гречески называется πλαστος, словами «прямодушный», или «нелукавый», или «бесхитростный», — во всяком случае, что это за лукавство при получении благословения, в котором нет лукавства? Что это за прямодушное лукавство, что это за хитрость бесхитростного, как не глубокое таинство истины?    А каково само благословение? Исаак говорит: «Вот, запах от сына моего, как запах от поля, которое благословил Господь. Да даст тебе Господь от росы небесной и от тука земли, и множество хлеба и вина. Да послужат тебе народы, и да поклонятся тебе племена; будь господином над братьями твоими, и да поклонятся тебе сыны матери твоей; проклинающие тебя — прокляты; благословляющие тебя — благословенны!» (Быт. XXVII:27-29). Итак, благословение Иакова — прославление Христа во всех народах. Это есть, это совершается. Исаак — это закон и пророчество: они даже устами иудеев, как бы без собственного ведома, потому что остаются непонятыми, благословляют Христа. Запахом имени Христова наполняется мир, как нива. В нем это благословение «от росы небесной», т. е. от дождя божественных слов, «и от тука земли», т. е. от собрания народов. У Него множество хлеба и вина, т. е. то множество, которое представляет собою хлеб и вино в таинстве тела и крови Его. Ему служат народы. Ему поклоняются князья. Он — господин брата своего, ибо народ Его господствует над иудеями.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Хотя бы и со скорбью, но рождение не иссякнет, хотя бы и со скорбью, но хлеб не прекратится – вот долгота и ширина бытия человеческого как такового. Змий проклят, но на человеке сохранено благословение – «сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему» ( Быт.1:26 ). «Сотворим» осталось и непреложно, «образ» – вечен и «подобие» восстановимо. Ведь не отступил же от человека образ Божий, и заданное подобие, да и о благословении не сказано, что оно отнято. Скорби хлеба и рождения в том благословенны, что завершаются радостью о Господе: «Женщина, когда рождает, терпит скорбь, потому что пришел час ее; но когда родит младенца, уже не помнит скорби от радости, потому что родился человек в мир» ( Ин.16:21 ). Когда заповедал Господь Адаму и Еве наполнять землю, обладать ею и владычествовать над всякою тварью, то это было заповедью о сотворчестве с Богом – сохраняя тварь, Адам силою Божией участвовал в творении. Адаму изначально была определена жизнь как активное творчество. Благословенное творчество человека не отъято от него по грехопадении и наличествует в нем как залог для хождения по Заповедям Господним. Лишь только на змия легло проклятие, да на землю как на бездушное существо, человек же был пощажен ради Самого Бога. «Все сделал Господь ради Себя; и даже нечестивого блюдет на день бедствия» ( Притч.16:4 ). Итак, человек вышел из рая, неся три ценности, три сокровища, спасающие его от физической и духовной смерти – благословение к деятельности, скорби хлеба (труд) и скорби рода (рождение), которые оказываются тремя условиями, организующими бытие человека в особом заповедном пространстве, в котором пролегают пути Господни, то есть жизнь как исполнение Заповедей Божиих – «Блаженны непорочные в пути, ходящие в законе Господнем» ( Пс.118:1 ). Этот вывод мне хотелось бы назвать аксиомой социального бытия человека в контексте христианского оправдания цивилизации. Если смотреть на эти достояния как на принципы, организующие бытие человека, то полезен нам будет образ трехмерного пространства: долгота – рождение человека в роды и роды, ширина – бесконечный труд и высота – освящающая благодать Божия, благословение, пребывающее на праведных и неправедных, как Солнце, светящее на чистые и нечистые места.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Прошу, приподнимись, сядь и поешь моей дичи, чтобы мог ты благословить меня». 20«Сын мой! Как удалось тебе так быстро найти дичь?» – спросил Исаак. «Мне Господь, Бог твой, послал ее», – ответил Иаков. 21«Подойди, сын мой, – велел Исаак Иакову, – я ощупаю тебя, дабы убедиться мне: ты ли сын мой Исав или нет?» 22 Иаков подошел к Исааку, отцу своему; тот ощупал его и сказал: «Голос – голос Иакова, а руки – руки Исава!» 23(Исаак не узнал, что это был Иаков, так как руки его были подобны рукам Исава, брата его: волосатыми были, потому и благословил его.) 24«Так ты на самом деле сын мой Исав?» – спросил Исаак. «Да!» – молвил тот. 25«Теперь угости меня дичью твоей, сын мой, – продолжил Исаак, – и я, насытившись, благословлю тебя». Иаков подал ему, и он ел и пил вино, которое принес ему Иаков. 26После трапезы этой Исаак сказал: «Подойди, сын мой, и поцелуй меня». 27Иаков подошел и поцеловал отца, который почувствовал при этом запах его одежд. Тогда, благословляя его, Исаак сказал: «О запах сына моего, что благоухание поля, на котором благословение Господне. 28Бог да одарит тебя росою с неба, нивами тучными, изобилием хлеба и плода лозы виноградной! 29Народы пусть служат тебе, племена пусть головы перед тобой склоняют. Будь господином над братьями твоими, и сыны матери твоей пусть склоняют головы перед тобою! Прокляты да будут проклинающие тебя, благословенны – тебя благословляющие!» 30Лишь только Исаак произнес последние слова благословения над Иаковом, и едва тот успел выйти от Исаака, отца своего, как вернулся с охоты брат его Исав. 31 Тот тоже приготовил вкусное кушанье и, принеся его к отцу, сказал: «Сядь на своей постели, отец мой, поешь дичи сына своего, дабы ты, как и обещал, смог дать мне свое благословение». 32«Кто ты?» – спросил его Исаак. «Я сын твой Исав, – ответил тот, – первенец твой». 33Охваченный ужасом, дрожа всем телом, Исаак сказал: «А кто же был тот, кто сходил уже на охоту и принес мне дичь? Я поел ее перед тем, как ты пришел, и благословил его – он и будет благословенным!» 34Услышав это, Исав издал вопль отчаяния и стал просить Исаака: «Отец мой! Благослови и меня!» 35«Твой брат приходил ко мне и хитростью забрал себе твое благословение», – ответил ему Исаак. 36«Не случайно его зовут Иаков ! – вырвалось у Исава. – Он уже дважды подставил мне подножку: сначала присвоил себе мое право первородства, а теперь – предназначавшееся мне благословение. Но неужели, отец, ты не оставил для меня никакого благословения?» 37«Вот, я поставил его господином над тобою и всех родственников его определил быть слугами ему, одарил его хлебом, плод лозы виноградной отдал ему. Что же я сделаю для тебя, сын мой?» – ответил ему Исаак. 38«Отец мой, неужели у тебя одно благословение? Благослови же, благослови и меня!» – повторил Исав и громко зарыдал. 39Тогда сказал ему Исаак, отец его: «Да, обитание твое будет там, где нет ни земли тучной, ни росы небесной. 40Ты будешь жить мечом своим и будешь брату своему служить. и свергнешь ярмо его с шеи своей».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

В комментарии к рассматриваемому эпизоду Златоуст подчеркивает любовь Петра к Иисусу. Она, по мнению толкователя, выразилась как в том, что Петр сначала сопротивлялся Иисусу, так и в той готовности, с которой он в конце концов подчинился Его воле: Что же этот пылкий и пламенный? «Господи, – говорит, – не только ноги мои, но и руки и голову». Горяч в сопротивлении, но еще горячее в изъявлении согласия; а то и другое – от любви. Но почему [Христос] не сказал, для чего Он это делал, а употребил угрозу? Потому, что Петр не послушал бы. Если бы сказал: «оставь, чрез это Я хочу научить вас смирению», то Петр тысячу раз обещал бы быть смиренным, лишь бы только Владыка не делал этого. А теперь что говорит? То, чего Петр всего более боялся и страшился, – именно, чтобы не быть отлученным от Него... Когда же [Христос] употребил угрозу, – он тотчас утих. Но что значит: «уразумеешь после»? Когда именно «после»? Тогда, говорит, когда именем Моим будешь изгонять бесов, когда увидишь Мое вознесение на небо, когда узнаешь от Духа, что Я восседаю одесную Отца, – тогда поймешь то, что теперь совершается 114 . Петр, Иуда и «любимый ученик» на Тайной вечере Все четыре Евангелиста свидетельствуют о том, что на Тайной вечере Иисус предсказал предательство Иуды. У Матфея это предсказание предшествует рассказу о благословении хлеба и вина: И когда они ели, сказал: истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня. Они весьма опечалились и начали говорить Ему, каждый из них: не я ли, Господи? Он же сказал в ответ: опустивший со Мною руку в блюдо, этот предаст Меня; впрочем, Сын Человеческий идет, как писано о Нем, но горе тому человеку, которым Сын Человеческий предается: лучше было бы этому человеку не родиться ( Мф. 26:21–24 ). Версия Марка ( Мк. 14:18–20 ) почти полностью совпадает с версией Матфея. Однако в конце рассказа Матфей приводит дополнительную важную деталь: «При сем и Иуда, предающий Его, сказал: «не я ли, Равви?» Иисус говорит ему: «ты сказал " » ( Мф. 26:25 ). У Луки предсказание о предательстве следует за рассказом о благословении Иисусом хлеба и вина. Согласно этому Евангелисту, преломив хлеб и преподав ученикам чашу, Иисус затем говорит: «И вот, рука предающего Меня со Мною за столом; впрочем, Сын Человеческий идет по предназначению, но горе тому человеку, которым предается». Тогда, по свидетельству Евангелиста, «они начали спрашивать друг друга, кто бы из них был, который это сделает» ( Лк. 22:21–23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Весь народ, как царственное священство, сподобился служить святому жертвеннику, и на весь народ, как и в литургии Иоанна Златоуста , призывается Дух Святой. «Итак, братия, имея дерзновение входить во святилище посредством Крови Иисуса Христа, путем новым и живым, который Он вновь открыл нам через завесу, т. е. плоть Свою, и имея великого Священника над домом Божьим, да поступаем с искренним сердцем...» ( Евр. 10,19–22 ). И это дерзновение осуществляется всякий раз, когда народ Божий в литургии дерзающе, приближается святому жертвеннику. В молитве после благословения даров весь народ молится устами предстоятеля: «Нас же всех, от единого хлеба и чаши причащающихся, соедини друг ко другу, во единаго Духа Святаго причастие: и ни единаго нас в суд или во осуждение сотвори причаститися святаго Тела и Крове Христа Твоего». Это «нас» не может относиться к одним священнослужителям, ибо от единого Тела и Чаши причащаются не только они, но и весь народ. «Чаша благословения, которую (мы) благословляем, не есть ли приобщение Крови Христовой? Хлеб, который (мы) преломляем, не есть ли приобщение Тела Христова? Так как один хлеб, но мы многие одно тело, ибо все причащаемся от одного хлеба» ( 1Кор. 10,16–17 ). «Боже наш, Боже спасати, Ты нас научи благодарити Тя достойно о благодеяниях Твоих, ихже сотворил еси и твориши с нами. Ты, Боже наш, приемый дары сия, очисти нас от всякия скверны плоти и духа, и научи совершати святыню во страсе Твоем, яко да чистыми свидетельством совести нашея приемлюще часть святынь Твоих, соединимся святому Телу и Крови Христа Твоего: и приемше их достойне, имамы Христа живуща в сердцах наших, и будем храм Святаго Твоего Духа» 86 . Величайшая награда иметь Христа живущего в сердцах не можеть быть даром одних священнослужителей, а всего народа Божия. И здесь «мы», «нас», «нам» относится не к епископу и сослужащим с ним священникам, т. к. древняя церковь не знала сослужении в современном смысле 87 . Сослужителями епископа был весь народ, а не одни только пресвитеры.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Afanas...

Господь передает Таинство, когда «должно прекратиться законное. Главный праздник заканчивается, и Он готовит их (двенадцать Апостолов) к другой Трапезе, самой таинственной» (там же, ср. 1, t. 57, col. 206). Так заканчивается целый период, в котором все прообразовало имеющую прийти Истину. Согласно трем первым Евангелистам, Таинство учреждено во время пасхальной вечери ( Мф. 26:17 ; Мк. 14:12 ; Лк. 22:8 ). Однако Евангелист Иоанн сообщает нам ( Ин. 18:28; 19, 14 и 31), что иудейская пасха была на следующий день после Тайной Вечери. Много было сказано в объяснение этого «разногласия». Мы полагаем более вероятным, что Христос, зная, что Ему предстоит быть распятым в пятницу, празднует на день раньше, чтобы открыть новую, истинную Пасху. Златоуст часто подчеркивает, что в пасхальный вечер Господом совершено Таинство. «Спрашивают ученики: где хочешь, чтобы мы приготовили Тебе вкусить пасху? Какую пасху? Не эту, не нашу, но бывшую ранее иудейской, ибо ту ученики уготовили, а эту, нашу, Он уготовил. И не только Сам уготовил, но и Сам Пасхой стал... На этой самой Трапезе Христос завершил преобразовательную пасху и предложил (Пасху) истинную» (1, t. 49, col. 378–379). Искупитель, празднуя пасху вместе со «Своей семьей», то есть двенадцатью Апостолами, которые в тот момент представляли всю Церковь , устанавливает новую Пасху, которую должны они совершать впредь. Когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов. Сказываю же вам, что отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое вино в Царстве Отца Моего ( Мф. 26:26–29 . Ср.: Мк. 14:22–25 ; Лк. 22:17–20 ; 1Кор. 11:23–25 ). Согласно святым Евангелистам, различаются четыре главных момента в акте учреждения Таинства: принятие хлеба и благословение его; преломление хлеба и раздаяние ученикам; принятие, благословение и причащение от чаши; сообщение цели учреждения Таинства.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Тебя небеса небес, Тебя силы, Тебя престолы и господства восхваляют. Тебе сонмы ангелов в небесах слагают гимн. Тебе херувимы и серафимы непрестанным гласом взывают, говоря: Агиос, Агиос, Агиос, Кирие о Теос. 1214 Свят, свят, свят Господь Бог Саваоф! Небо и земля исполнены славы величия Твоего. Осанна [Тебе], сын Давидов! Благословен грядущий во имя Господа, осанна в вышних! Агиос, Агиос, Агиос, Кирие о Теос! Священник говорит : Осанна в вышних. После гимна. Молитва Истинно свят, поистине благословен Господь наш Иисус Христос, Сын Твой, пришедший с небес, чтобы жить на земле. Он стал плотью, чтобы обитать в нас. Сам Господь и Искупитель вечный. Повествование о Тайной Вечере 1215 Господь наш Иисус Христос в ночь, в которую был предан, взял хлеб и благословил, и возблагодарил, и преломил, и дал ученикам Своим, говоря: «Примите и едите, сие есть Тело Мое, которое ради вас предается; сие творите в Мое воспоминание». Подобным образом и чашу после трапезы, говоря: «Сия чаша Нового Завета, которая за многих изливается во оставление грехов; сие творите всякий раз, когда пьете, в Мое воспоминание». Всякий раз, когда вы едите Хлеб сей и пьете Чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он не придет в сиянии с небес. Отвечают : Так веруем, Господи Иисусе. Молитва после повествования Эти дары Твои, Владыко, и заповеди храня, приносим на алтарь Твою жертву 1216 хлеба и вина, прося изобильнейшую любовь Твоего милосердия, чтобы тем же Духом, Каковым тебе по плоти зачала непорочная девственность, эти жертвы нераздельная Троица освятила; чтобы они были приняты, когда мы приносим их с немалым трепетом и поклонением, чтобы погибло все злое, противоставшее душе, и, погибнув, никогда не ожило. Аминь. Возглас – . Твоим предстательством, вышний Боже, единый в Троице прославляемый Бог во веки веков. Аминь. Господь с вами. Отвечают – . И со духом твоим. И преломляется Хлеб на семь частей и раскладывается в виде Креста на патене. Каждая часть есть знак семи печатей: Воплощение, Рождество, Страдание, Смерть, Воскресение, Слава, Царство. 1217 Антифон на преломление хлеба 1218

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Что нам ответить, будет ясно из последующего. Часть I. О Истинной Бескровной Евхаристической Жертве Камень Православной Веры В ежедневно совершаемой Литургии приносится истинная и действительная Бескровная Жертва, или Святейшая Евхаристия (по общему мнению), или Тело и Кровь Христовы, освящаемые под видом хлеба и вина и приносимые Богу. Так благочестиво исповедует вся Святая Соборная Апостольская Церковь . Смотри «Точное изложение Православной веры», в первой части, в вопросе 107, издание Московское. Глава 1. Твердость камня веры от прообразов в Ветхом Завете, священства и жертвы Мелхиседека В Книге Бытия в главе 14 написано: и Мелхиседек, царь Салимский, вынес хлеб и вино, – он был священник Бога Всевышнего, – и благословил его, и сказал: благословен Авраам от Бога Всевышнего, Владыки неба и земли; и благословен Бог Всевышний, Ко­торый предал врагов твоих в руки твои ( Быт. 14, 18–20 ). До этого места Писание. Здесь надо рассмотреть четыре пункта: 1 . Мелхиседек, царь Салимский. 2 . Вынес хлеб и вино. 3 . Был священник Бога Всевышнего 4 . Благословил его (Авраама). Во всех этих четырех пунктах явственно изображается Христос, Бог наш. Ибо когда Мелхиседек, священник Бога Всевышнего, принес Господу Богу хлеб и вино, бес­кровную жертву в благодарение Богу, подавшему Аврааму победу, и благословил его. тем самым он выступил прообразом Первосвященника Христа и Его будущей Бескров­ной Жертвы, которой мы воздаем благодарение за победу над Крестом – Воскресение Христово. А жертва Мелхиседека, состоявшая в хлебе и вине, была явственным прооб­разом Бескровной Жертвы Христовой, которая у нас ныне приносится Богу ежедневно под видом хлеба и вина. Об этом очень явственно и ясно свидетельствует Священное Писание, в котором говорится о Христе, нашем Спасителе: Ты священник навеки по чину Мелхиседекову ( Пс. 109, 4 )! Апостол Павел, обращаясь к Евреям, учит их этой истине, что яснее солнца. Послушайте, что он пишет в главе 7 Послания к Евреям: уподобляясь Сыну Божию, пребывает (Мелхиседек) священником навсегда ( Евр. 7, 3 ). И ниже: ибо те были священниками без клятвы, а Сей с клятвою, потому что о Нем сказано: клялся Господь, и не раскается: Ты священник вовек по чину Мелхиседека ( Евр. 7, 21 ). Иисус стал пору­чителем лучшего Завета, так как много было священников, но после своей смерти они переставали быть ими. Он же, пребывая вечно, имеет непреходящее священство. Поэто­му Он, будучи всегда живым, всегда может спасти приходящих через Него к Богу, чтобы ходатайствовать о них. В этом суть сказанного святым Павлом.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

Со страхом Божиим и верою... Се Спаситель мой грядет – и правда моя, и спасение мое с Ним! Ты Бог мой, нет мне блага кроме Тебя! Жажду спасения Твоего, жажду Тебя, Боже мой! Ибо если Ты помилуешь меня, кто обвинит? если Ты оправдаешь меня, кто осудит? Вселись же в сердце мое, Боже мой, вселись в него живою верою и спаси меня по милости Твоей! Да не постыдит меня надежда моя на Тебя! Всегда, ныне и присно... Вознесыйся на небеса, Боже наш, буди превознесен выше небес! Да будет по всей земле слава Твоя, да узнает всякая плоть, что Ты един Спаситель, да обратятся к Тебе все народы! Да от востока солнца до запада всеми народами прославляется имя Твое, и да во всяком месте совершается приношение сей бескровной Жертвы! Прости приимше... Благодарим Тебя, Господи, за несчетные благодеяния Твои, обильно излиянные в нас, преимущественно же за словесную службу сию, которую Ты удостоил нас приносить Тебе, Отче небесный! Благодарим Тебя, Спасителю, за неистощимую любовь, по которой Ты питаешь нас нетленною пищею Тела и Крови Твоей! Душе Святый! даруй нам благодать с таким томлением жаждать освящение сим пресвятым Таинством, с каким алчущие желают хлеба, а жаждущие воды! Дай нам до последнего издыхания достойно принимать сию святыню для напутствия в жизнь вечную, для доброго ответа на страшном судилище, в последний день мира сего! Ибо Ты един, Боже наш, искупление, оправдание, освящение и спасение наше, и Тебе славу воссылаем, безначальному Отцу, собезначальному Сыну и все оживотворяющему Духу Святому, во веки веков. Аминь. Благословение Господне на вас... Благословенно славное имя Твое, Боже наш! Благословение Тебе, искупившему, освящающему и спасающему нас! Благословение, честь, благодарение, слава, премудрость, крепость и держава Тебе, Богу нашему! Да изрекают уста наши непрестанно хвалу Твою! Господи, да веселятся все любящие Тебя; да радуются все, ищущие тебя; да благословит всякая плоть имя святое Твое! Все народы да поклонятся пред лицем Твоим и прославят имя Твое, Господи! Буди милосерд к нам, Боже наш, и благословляй нас, Боже, Боже наш, благословляй нас, Боже! Да будет над нами благословение Твое!

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

3«Какое занятие ваше?» – спросил фараон братьев Иосифа. «Мы, рабы твои, – пастухи овец, как и отцы наши, – отвечали они фараону. – 4 Пришли мы, чтобы найти себе временное пристанище в земле сей, потому что в Ханаане сильный голод и нет там ныне пастбищ для скота нашего. Просим, позволь нам, рабам твоим, поселиться в земле Гошен». 5Тогда фараон сказал Иосифу: «Твой отец и твои братья пришли к тебе – 6вся земля египетская перед тобой. В лучшем из всех мест ее посели отца своего и братьев – пусть живут они в земле Гошен. И если ты знаешь среди них людей толковых, поставь их смотреть и за моими стадами». 7Затем Иосиф привел во дворец своего отца Иакова и представил его фараону. Приветствуя фараона, Иаков благословил его. 8«Сколько лет жизни твоей?» – спросил его фараон. 9«Всех лет моего странствования  – сто тридцать, – отвечал он. – Немногими и трудными были годы жизни моей – не сравнить их с годами странствований праотцев моих». 10Поблагодарив фараона за гостеприимство и пожелав ему благословений Господних, Иаков ушел от него. 11 По повелению фараона Иосиф определил, где жить его отцу и братьям; он наделил их землей в Египте, в лучшем месте страны – в области Раамсес. 12 Иосиф заботился о них: обеспечивал хлебом и отца, и братьев, и всех домочадцев отца своего . Иосиф – мудрый правитель 13Наконец пришло такое время, когда во всей земле египетской уже не было хлеба. Голод был очень сильным. И Египет, и Ханаан изнемогали от голода. 14 Иосиф собрал всё серебро, какое только было в земле египетской и земле ханаанской, за зерно, которое у него покупали; и вырученное от продажи серебро внес в казну фараона. 15Когда в Египте и Ханаане кончилось всё серебро, египтяне пришли к Иосифу. «Дай нам хлеба, – просили они, – или умрем мы у тебя на глазах, ведь у нас нет больше денег». 16«Ведите сюда скот ваш, – отвечал им Иосиф, – буду давать вам хлеб за скот ваш, если у вас кончились деньги». 17И стали они приводить к Иосифу свой скот, а он давал им хлеб в обмен на лошадей, мелкий и крупный рогатый скот и ослов. Обеспечил он их в тот год хлебом, за который они отдали весь свой скот.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010