И Господь, как мы знаем, заповедал: «Сие творите в Мое воспоминание» (Лк. 22:19). И во исполнение этих слов христиане начали совершать Евхаристию с самых первых дней Церкви. В той же самой главе, где описывается, что апостолы в день Пятидесятницы начали проповедовать, и обратилось три тысячи человек, далее написано, что они «постоянно пребывали... в преломлении хлеба» (Деян. 2: 42), то есть совершая Евхаристию. Протестанты скажут мне: да, и мы это все делаем. Конечно, мы преломляем хлеб и пьем вино, но для нас это просто воспоминание о Христовых страданиях, ничего более. Но давайте посмотрим, была ли Евхаристия для самих апостолов просто воспоминанием о Христе? Апостол Павел говорит: «Чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение Крови Христовой? Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение Тела Христова?» (1 Кор. 10:16). Как видим, апостол не говорит: не есть ли это символ Крови Христовой? или: не есть ли это воспоминание о Христе? Для апостола это является причащением подлинных Тела и Крови Христовых. И в этом случае причащение обретает особый глубокий смысл, о котором говорит апостол: «Один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба» (1 Кор. 10:17). И «так мы, многие, составляем одно тело во Христе» (Рим. 12:5). И сама Церковь также есть тело Христово (см.: Еф. 1:22-23). Для апостола все это было реальностью — и то, что Церковь есть тело Христово, и что причастие есть Тело Христово. И мы становимся частью этого тела через причастие, через Евхаристию. Так мы становимся частью единой Церкви Христовой. И в Православии две тысячи лет сохраняется эта непрерывная связь через Евхаристию. Например, я три года назад, будучи на торжествах в Гонконге, во время богослужения причащался из одной чаши с отцом Михаилом Ли (1922-2016). Это китайский православный священник, которому тогда было 90 лет. Сам же отец Михаил во времена своей молодости причащался из одной чаши со святым Иоанном Шанхайским (1896-1966). А святой Иоанн Шанхайский, в свою очередь, во времена своего детства причащался из одной чаши со святым Иоанном Кронштадтским (1829-1908). И так из поколения в поколение вглубь веков эта живая связь доходит до времен апостолов, которые причащались из рук Самого Господа Иисуса Христа. Через Евхаристию Церковь является единым богочеловеческим организмом, который живет, не прерываясь на протяжении двух тысяч лет.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

И не будет старого и пресыщенного жизнью, но все они будут как дети и отроки, и скончаются все дни их в мире и радости, и будут они жить так, что тогда не будет сатаны и какого-либо губителя; ибо все дни их будут днями благословения и спасения. В то время Господь исцелит своих слуг; и они вознесутся и будут наслаждаться глубоким миром, и опять преследовать своих врагов. И они увидят это и будут благодарить и радоваться радостью до века. И они увидят на своих врагах все наказания их и все проклятие их; и хотя кости их будут покоиться в земле, но для духа их будет многая радость, и они познают, что это Господь, совершающий суд и являющий милость на сотнях и тысячах, и на всех, которые любят Его. И ты, Моисей, запиши сие слово; ибо так начертано на свидетельстве небесных скрижалей для вечных родов. XXIV. И было, после того как Авраам умер, Бог благословил сына его Исаака. И он поднялся от Хеврона и пошел дальше, и жил при кладезе видения, в первый год третьей седмины этого юбилея, в продолжение семи лет. И в первый год четвертой седмины начался голод в стране, сверх прежнего, который был во время Авраама. И Иаков сварил чечевичное кушанье; тогда пришел Исав с поля голодный. И он сказал брату своему Иакову: «Дай мне от этого кушанья плод!» И Иаков сказал ему: «Передай мне твое первородство, тогда я дам тебе хлеба и также плод от этого кушанья». И Исав сказал в сердце своем: «Я должен умереть: что мне за польза быть первородным? » И он сказал Иакову: «Я отдаю тебе его». И Иаков сказал: «Поклянись мне!» И он поклялся ему. И Иаков дал брату своему Исаву хлеба и кушанья; и он ел, пока не насытился. Так пренебрег Исав первородством; посему Исав называется также Едомом ради плода кушанья, которое Иаков дал ему за его первородство. И Иаков сделался старшим; Исав же потерял свое преимущество. И был голод в стране; тогда Исаак пошел, чтобы спуститься в Египет, во второй год этой седмины. И он пошел к царю Филистимскому в Герарон к Авимелеху. И Господь явился ему и сказал ему: «Не ходи в Египет, оставайся в стране, которую Я указываю, и будь чужеземцем в оной стране; Я буду с тобою и благословлю тебя.

http://azbyka.ru/otechnik/6/kniga-apokri...

И поём: Н Воистину подобает блаженною именовать Тебя как Богородицу, вечноблаженную и всенепорочную, и Матерь Бога нашего. Чествуемую превыше херувимов и славную несравненно более серафимов, девственно Бога-Слово родившую, поистине Богородицу – Тебя величаем. После того как все вкусят святого хлеба, говорит настоятель или священник: П Ради усердного ходатайства всенепорочной Владычицы нашей Богородицы и Вечнодевы Марии! Н По Её ходатайству, Боже, помилуй и спаси нас! П Милостив и щедр Господь, /Он даровал пищу боящимся Его – /и правда Его пребывает вовек ( Пс.110:4–5, 3 ). Псалом 121 Ч Возрадовался я, как сказали мне: /«В дом Господень пойдём!» /Твёрдо стали наши стопы /во вратах твоих, Иерусалим! Иерусалим, устроенный как град, /воедино слит, – /восходят туда племена, /колен Господних племена, /свидетельство Израилю принести, /имя Господне прославлять, – /ибо там стоят престолы суда, /дома Давидова престол! Испросите для Иерусалима мир! /Да благоденствуют, кто любят тебя, /да будет мир в стенах твоих, /благоденствие – во дворцах твоих! /Ради братьев моих и ближних моих /говорю: мир тебе! /Ради дома Господа, Того, Кто наш Бог, /желаю тебе добра! С Трисвятого по Отец наш Небесный (см. выше). Н (Ч) Благодарим Тебя, Христе Боже наш, /ибо Ты насытил нас земными Твоими дарами; /не лиши нас и Небесного Твоего Царства, /но, как посреди учеников Своих Ты явился, Спаситель, им даруя мир, //приди и к нам и спаси нас. И если идёт господский праздник, говорится: Ч Слава, и ныне. Кондак праздника.А если нет, то следующее: Слава. Боже отцов наших, всегда являющий нам кротость Свою, не лиши нас милости Твоей, но по их ходатайству сохрани в мире жизнь нашу. И ныне. Господи, по ходатайству всех святых и Богородицы, Твой Мир подай нам и помилуй нас, ибо Ты один милосерд. Господи, помилуй (трижды). Благослови! П Благословен Бог, милующий и питающий нас от Своих неистощимых даров, по Своей благодати и человеколюбию, во все дни: ныне и всегда и во веки веков. [Н] Аминь. Чин благословенияи резания «колача» (жертвенного хлеба)

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Иоанн Дамаскин о св. тайнах Христовых. Таким образом, крайне заблуждаются, скажем при этом, отступившие в свою очередь от римско-католической церкви, лютеране, когда веруют так, что в таинстве причащения будто бы вместе с хлебом и вином, а не под видом хлеба и вина преподается тело и кровь Христовы, а протестанты что хлеб служит только видом или образом тела, а вино крови. Не сказал Господь: «сие есть образ тела Моего и крови Моей», но сие есть тело Мое и сия естькровь Моя. Нет, Господь прямо называет хлеб телом, а вино кровию. В житиях святых есть примеры, как иногда Господь для вразумления слабо верующих хлеб видимо обращал в тело, а вино в кровь Свою (чит., напр., в житии Григ. Двоесл. 12 марта). «Како будет Мне сие, глаголет Св. Дева в день возвещения Ей архангелом рождения Спасителя, понеже мужа не знаю? И отвеща Ей Гавриил архангел: Дух Святый найдет на Тя, и сила Вышнего осенит Тя. И ты такожде вопрошаеши ныне: како хлеб бывает тело Христово, и вино и вода Кровь Христова? аз же тебе глаголю: Дух Святый снисходит, и сия творит паче слова и разума». Так объясняет св. Дамаскин тайну преложения хлеба и вина в тело и кровь Христову на таинстве Причащения. 27. И чаш и хвал воздавъ, дад имъ, гл: не вс: И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все 28. бо кровь мо, новаг завта, же за изливаема во грхвъ. ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов. И прием (взяв) чашу – чашу с виноградным вином, разбавленным, по обычаю, водою (Мих.). Благодарив, т. е. произнес слова благодарения Богу Отцу и благословения. Пийте от (из) неё вси. Почему Христос не сказал: приимите, ядите все? вопрошает блаж. Феофилакт, и отвечает: «поскольку твердую пищу можно принимать не всем, а только тем, кои имеют совершенный возраст, пить же можно всем; по этой причине и сказал здесь Христос: пейте все. Так обыкновенно дети младенцы приобщаются только одною кровию Христовою. Здесь снова приходится остановиться на отступлениях римско-католической церкви: там 1)не причащают детей до совершеннолетия; 2)причащают мирян одним телом Христовым, без крови.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Исх.29:29 .  А священные одежды, которые для Аарона, перейдут после него к сынам его, чтобы в них помазывать их и вручать им священство; Исх.29:30 .  семь дней должен облачаться в них [великий] священник из сынов его, заступающий его место, который будет входить в скинию собрания для служения во святилище. Как известные части от мирной жертвы поступают в пользу не только Аарона и его сынов, но и всех будущих первосвященников и священников, так точно и облачение предназначается не для одного Аарона, но и для всех его преемников. В этом наследственном облачении они должны будут принимать помазание и вручение священства в течение семи дней. Исх.29:31 .  Овна же вручения возьми и свари мясо его на месте святом; Исх.29:32 .  и пусть съедят Аарон и сыны его мясо овна сего из корзины, у дверей скинии собрания, Исх.29:33 .  ибо чрез это совершено очищение для вручения им священства и для посвящения их; посторонний не должен есть сего, ибо это святыня; Как и всякая мирная жертва, жертва посвящения закончилась трапезой (ср. Лев.7.15 и др.). И если трапеза выражала мысль об общении, то в настоящем случае она указывала на то, что Аарон и его сыновья принимаются в особенный священнический союз с Богом, в благах и благословениях которого никто не мог иметь части, кроме очищенных священников. Поэтому никто посторонний и не мог вкушать ее. Исх.29:34 .  если останется от мяса вручения и от хлеба до утра, то сожги остаток на огне: не должно есть его, ибо это святыня. Повеление о сожжении оставшегося из мяса и хлеба должны были привести в исполнение сами посвящаемые ( Лев.8.32 ). Основание, по которому запрещено доедать на другой день остатки мяса от овна посвящения и от хлебов, указано в словах: «ибо это святыня». Оставшееся к другому дню могло или от случайного недосмотра в деле сбережения, или от действия воздуха и т.п. подвергнуться некоторому изменению, порче, не вполне благоговейному хранению ( Лев.7.19 и др.). Повелением сжечь остатки святыня ограждалась от подобных случайностей.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Каждый добрый хозяин будто забудет на время свой домашний кров: с раннего утра до позднего вечера станет он проводить в поле, под открытым небом, за полевой работой. Сколько трудов предстоит труженику! Пашня и посев, покос и жнитво, уборка сена, молотьба хлеба... Трудовым потом не раз оросится мать-земля сырая, от усталости заноют руки, заломит спину, подогнутся ноги. Иному, может быть, и надоел зимой отдых, а летом рад-рад он будет добраться до ночлега. Сам Господь Бог судил человеку трудиться и в поте лица своего добывать хлеб насущный. А без труда и работы – с голоду умрешь. Без трудов земля сама собой не уродит хлеба. И Слово Божие говорит: «кто возделывает землю свою, тот будет насыщаться хлебом» ( Притч. 12:11 ); «а если кто не хочет трудиться, тот и не ешь» ( 2Сол. 3:10 ). Еще нашему праотцу Адаму Господь определил работать и тяжелым трудом добывать себе пропитание, насущный хлеб. Проклята земля за тебя, – сказал Господь Адаму за то, что он согрешил, – со скорбью ты будешь питаться от нея во все дни жизни твоей, терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою; в поте лица твоего будешь есть хлеб твой, доколе не возвратишься в землю, от которой взят ( Быт. 3:17, 18, 19 ). Так сказал Господь, и, по слову Его, до сих пор трудятся люди и будут трудиться до скончания века. Тяжел твой труд, поселянин! Не даром достается тебе твой насущный хлеб! Но в твоем труде есть также много и отрадного. С восходом солнца встаешь ты, даже раннее солнце уже застает тебя в чистом поле за работой. Полной грудью вдыхаешь ты свежий, ароматом цветов напоенный воздух летнего утра, под твоей косой послушно ложится трава душистая, или сам-друг со своей лошадкой бороздами взрываешь ты землю рыхлую для посева. С высоты неба ласково смотрит на тебя красное солнышко; над твоей головой весело щебечут птицы небесные; отирая пот с своего лица, тихо произносишь ты молитву святую, славишь Господа милосердного, Который посылает тебе такую благодать, просишь Его помощи и благословения за твои труды богоугодные.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Как писал прп. Иоанн Дамаскин, «Бог сказал: «сие есть Тело Мое» и «сия есть Кровь Моя», и «сие творите в Мое воспоминание» - и всемогущим Его повелением это происходит... Ты спрашиваешь, каким образом хлеб делается Телом Христовым, а вино и вода - Кровью Христовою. Говорю тебе и я: Дух Святой приходит и делает это, что превосходит слово и мысль» ( Ioan. Damasc. De fide orth. 4. 13 (86)). Заключительная часть литургии состоит в Причащении, в к-ром, вкушая под видами хлеба и вина Тело и Кровь Христовы, верные соединяются со Христом, а в Нем - друг с другом; тем самым литургия является таинством самой Церкви как единства верующих (ср.: «Чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение Крови Христовой? Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение Тела Христова? Один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба» (1 Кор. 10. 16-17)). Лжица. Москва (?). 1761 г. (?) (ГММК) Лжица. Москва (?). 1761 г. (?) (ГММК) Правом приступать ко св. Причащению обладают лишь крещеные правосл. христиане (ср.: «От Евхаристии вашей никто да не вкушает и не пьет, кроме крещеных во имя Господне, ибо и о сем сказал Господь: не давайте святыни псам» (Didache. 9)), не находящиеся в состоянии отлучения от Церкви (церковная традиция также предполагает, что причастники готовятся ко св. Причащению постом и молитвой). Св. Причащение преподается и духовенству, и мирянам под двумя видами, хотя младенцам преподается только под видом вина; под одним видом св. Причащение может быть преподано и тяжелобольным ( Макарий. Православно-догматическое богословие. Т. 2. С. 309-317). Св. Дары также могут быть преподаны вне Божественной литургии - из-за болезни или по иным особым причинам. Кроме полной литургии в правосл. Церкви существует особый чин литургии для дней Великого поста (в древности она могла совершаться и в некоторые др. дни) - литургия Преждеосвященных Даров , к-рая не содержит анафоры, но включает помимо прочего определенные священнодействия над заранее освященными Дарами и причащение.

http://pravenc.ru/text/348067.html

Корпус Посланий апостола Павла составляет существенную часть Нового Завета. Значение Павла для последующего развития христианской Церкви было столь велико, что его нередко сравнивали с Самим Христом: Иоанн Златоуст даже утверждал, что через Павла Христос сказал людям больше, чем успел сказать Сам во время Своего земного служения. Апостол Павел был творцом православной экклезиологии – учения о Церкви. Он определяет Церковь как Тело Христово (см.: Кол. 1:24 ), Главой которого является Сам Христос (см.: Еф. 4:15 ), как живой организм, в котором каждый член имеет свою функцию, свое призвание и служение. Единство членов Тела Христова скреплено единством Евхаристии – совместной трапезы, за которой, по молитве Церкви, совершается преложение хлеба и вина в Тело и Кровь Христа. Во времена Павла Евхаристия (от греч. «благодарение») представляла собой скорее трапезу, чем богослужение, однако эта трапеза сопровождалась чтением Священного Писания , поучением, пением псалмов и затем произнесением евхаристических молитв, носивших импровизированный характер. Как правило, евхаристическое собрание начиналось после захода солнца и продолжалось до рассвета. Описание евхаристических собраний содержится и у апостола Павла, и в Деяниях апостольских. Со временем Евхаристия приобретала черты богослужения, а евхаристические молитвы стали записываться. Несмотря на изменение формы евхаристического собрания, его суть оставалась неизменной со времен апостола Павла до наших дней. Суть Евхаристии выражена в словах Павла: «Чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение Крови Христовой! Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение Тела Христова! Один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба» ( 1Кор. 10:16–17 ). В нравственном учении апостола Павла, как и в учении Христа, доминирует тема любви. Все у вас да будет с любовью, взывает апостол ( 1Кор. 16:14 ). Никакие испытания, по словам Павла, не могут отлучить верующего от любви Божией: «Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч? как написано: за Тебя умерщвляют нас всякий день, считают нас за овец, обреченных на заклание ( Пс. 43:23 ). Но все сие преодолеваем силою Возлюбившего нас. Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем» ( Рим. 8:35–39 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Лк.24:28 . И приближишася в вéсь, в нюже идяста: и тóй творяшеся далечáйше ити. Лк.24:29 . И нýждаста егó, глагóлюща: облязи с нáма, яко к вéчеру éсть, и приклонился éсть дéнь. И вниде с нима облещи. (И приблизились они к тому селению, в которое шли; и Он показывал им вид, что хочет идти далее. Но они удерживали Его, говоря: останься с нами, потому что день уже склонился к вечеру. И Он вошел и остался с ними.) Той творяшеся далечайше, Он, Иисус Христос показывал вид, что хочет далее идти, т. е. по всей вероятности, начал произносить те или другие обычные приветствия при расставании путников. А между тем, «показывая такой вид, замечает еписк. Михаил, Господь хотел вызвать добрые чувства путников Своих, чтобы затем произвесть сильнейшее впечатление на их душу.» Нуждаста (апостолы Клеопа и Лука удерживали) Его и пр. Из дальнейших слов Еммауских путешественников видно, что причиною того, что они удерживали с собою Господа, было не одно то, что путешествовать одному ночью не совсем удобно, да и небезопасно, но и то, что им очень понравилась Его беседа: не горело ли сердце наше, когда Он говорил нам на дороге и пр. Вниде с нима облещи (вошел и остался с ними), – конечно не по той причине, что наступала ночь, но для того, чтобы открыть им Свое воскресение. Можно думать, что кто-нибудь из путников имел дом в Еммауссе, где уже и был приготовлен ужин (вечеря) для них после дневного пути. Лк.24:30 . И бысть яко возлежé с нима, (и) приим хлеб благослови, и преломив даяше има: (И когда Он возлежал с ними, то, взяв хлеб, благословил, преломил и подал им.) Возлеже (возлежал за вечернею трапезою) с нима. Возлежал, т. е. сидел (Чит. в объясн. 29 ст. 5 гл.). Приим (взял) хлеб, благослови и преломив и пр. Благословение и преломление хлеба за трапезою у евреев обыкновенно совершалось хозяином дома. Но путники, может быть, из уважения к столь усладившему Своим учением их душу, Господу, которого они, приняли за одного из своих раввинов, предложили Ему эту честь, или, быть может, Сам Он, намереваясь теперь открыться именно в преломлении хлеба, взял на Себя это право и обязанность главы семейства, как Господь и Учитель их (Мих.).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Мк.6:39 . Тогда повелел им рассадить всех отделениями на зеленой траве. Это было сделано для удобства при раздаче хлеба. На траве зелене, так как время было весеннее пред Пасхой ( Ин.6:2 ). Мк.6:40 . И сели рядами, по сту и по пятидесяти. И возлегоша (сели). У Евреев, подобно, как и у других восточных народов, не сидели, а на коврах лежали вокруг низкого стола с кушаньями, облокотившись левой рукой на подушку. Чит. объяснен. 15 ст. 2 гл. Мк.6:41 . Он взял пять хлебов и две рыбы, воззрев на небо, благословил и преломил хлебы, и дал ученикам Своим, чтобы они раздали им; и две рыбы разделил на всех. Возрел на небо, т. е. к Богу Отцу Своему. Это – пример молитвы пред вкушением пищи! Благословил, как было в обычае у Евреев при трапезе. Вот образец молитвы, какой благословлял глава семейства трапезу. „Буди благословен Господь наш Царь вселенной, повелевший земле производить пищу сию и виноградной лозе питие сие“. Скажем при сем: как худо поступают те, которые оставляют православный обычай молиться пред вкушением и после вкушения пищи! Странное дело: выражают свою признательность, благодарят за пищу дети родителей, гости хозяев; а главного Подателя благ, Подателя родителям и хозяевам, забывают. Кому уподобляют себя люди, не совершающие молитвы, когда принимают пищу? не бессловесным ли животным? Да и самые животные чувствуют признательность к своим хозяевам и к тем, которые их кормят. Грустно за таких людей! Преломив хлебы. Какие же были эти хлебы, что можно было ломать их? На востоке и в Палестине, где жили Евреи, обыкновенно пеклись хлебы маленькие, тонкие и хрупкие, почему их ломали, а не резали. Мк.6:42 . И ели все, и насытились. Мк.6:43 . И набрали кусков хлеба и остатков от рыб двенадцать полных коробов. И ядоша (ели) вси и насытишася (насытились), потому что хлебы чудесно не истощались, а умножались в руках Апостолов, сколько они ни раздавали их народу; перестали умножаться уже тогда, когда роздано было всем, и все поели досыта. Но этим еще не ограничилось чудо: оказалось множество оставшихся кусков – стали собирать, и набрали их 12 коробов, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010